Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные принципы психологического воздействия в концепции К. Роджерса





Американскому психологу Роджерсу принадлежит ведущая роль в разработке практики воздействия на принципах «гуманистической психологии». Роджерс является автором теории и практики психотерапии («центрированной на клиенте»), выросших на основе клинического опыта теории личности и межличностных отношений, а также основоположником «групп встреч», ориентированных на оказание психологиче­ского содействия «росту личности». Все вместе взятое это составляет особую ветвь «гуманистической психо­логии». Нас прежде всего интересует концепция пси­хологического воздействия, других частей системы мы коснемся лишь в той мере, в которой они помогают понять эту концепцию.

Как отмечает Роджерс, «раньше всего была созда­на наиболее тесно связанная с наблюдаемыми фактами, наиболее основательно доказанная теория психо­терапии и изменения личности, которая была сконст­руирована, чтобы упорядочить известные нам фено­мены терапии. В последние несколько лет мы попыта­лись предначертать картину теоретического результа­та терапии — это портрет максимально творческой, самоактуализирующейся, или полностью функциони­рующей личности» [123, 192]. Отношения между пси­хотерапевтом и пациентом рассматриваются автором как частный случай конструктивных межличностных отношений, более того, как их прообраз, теория меж­личностных отношений строится на основе экстраполя­ции принципов терапевтического отношения, самой




существенной характеристикой которого является не­директивность.

В обобщенном виде модель личности, по Роджерсу, Выглядит следующим образом Основным образова­нием личности является представление человека о се­бе o своем Я, иначе говоря «Я-концепция» (self-concept). В формировании Я-концепции определяющая роль принадлежит отношениям с другими людьми, вот почему теорию Роджерса во многих классификациях обычно относят к интерперсональным теориям лично­сти. Важное понятие теории — «идеальное Я». Это термин, используемый для обозначения Я-концепции, которой индивид очень хотел бы обладать, которая представляет для него наивысшую ценность. Во всех другихотношениях термин определяется так же, как



Я-концепция, а именно: «организованный, последо­вательный концептуальный гештальт, который состав­ляют восприятия характеристик «Я» или «mе» и вос­приятия отношений «Я» или «mе» к другим людям я различным аспектам жизни и ценности, придаваемые этим восприятиям. Данный гештальт доступен осозна­нию, хотя не обязательно осознается Это изменя­ющийся гештальт, процесс, но в любой данный момент он представляет специфическую целостность, которая по крайней мере частично определяема в операцио-нальных терминах посредством Q-sort методики или другим инструментарием» [123, 200].

Мы видим, что мир восприятий индивида чрезвы­чайно важен с точки, зрения Роджерса: восприятия Индивида определяют его поведение, он реагирует на реальность, каковой она им воспринимается. «Как только происходит изменение в восприятии личностью окружающей действительности и самой себя, проис­ходят изменения и в поведении. В терапии эти пер­цептивные изменения чаще затрагивают восприятие самого себя, нежели восприятие внешнего мира. Сле­довательно, мы обнаруживаем, что с изменением в коде терапии восприятия себя меняется поведение» [126, 358]

Подход Роджерса к человеку отличается от неко­торых концепций, признающих отягощенность челове­ческой природы негативными, деструктивными тенден-

циями. Этого автора отличает вера в человека, кото-


рого он рассматривает как по сути своей конструк­тивного, кооперативного и т. д. При том, что у Род­жерса много общего с психоанализом, в этом момен­те он решительно расходится с ним. Базовым устрем­лением человека является стремление стать «полно­стью функционирующей личностью» — это понятие во многом совпадает с термином Маслоу «самоактуа­лизирующаяся личность», поскольку подразумевает задачу актуализации «Я».



Обычно индивид ведет себя в соответствии со своим представлением о себе. Понятие соответствия (кон­груэнтности) «Я» и опыта является принципиальным для этой концепции. «Опыт, несовместимый с пред­ставлением индивида о себе, имеет тенденцию не до­пускаться к осознанию, каков бы ни был его социаль­ный характер» [123, 202]. В отличие от традиционной психоаналитической концепции подавления, Роджерс показал, что «часто наиболее глубоко отрицаемыми импульсами и чувствами» оказываются позитивные чувства, например любви или уверенности в себе. «Когда существует несогласованность, но индивид не осознает этого, он потенциально уязвим тревожностью, угрозой и дезорганизацией. Если значимый новый опыт демонстрирует противоречие столь ясно, что оно должно быть сознательно воспринято, то индивид бу­дет под угрозой, и его Я-концепция дезорганизуется этим противоречием и неассимилируемым опытом» [123, 204]. Угроза определяется «как состояние, которое существует, когда опыт воспринимается или антици­пируется как неконгруэнтный со структурой Я. Она может рассматриваться как внешний взгляд на то же явление, которое с внутренней позиции является тре­вожностью» [там же].

Восприятие угрозы для Я сопровождается актуа­лизацией защиты. «Защита есть поведенческий ответ организма на угрозу, цель которого поддержать ны­нешнюю структуру Я» [там же]. Это достигается либо «перцептивным искажением опыта» и, таким образом, уменьшается неконгруэнтность, либо отрицанием опы­та и, следовательно, отрицанием всякой угрозы для Я [123, 205]. Полярной противоположностью защищен­ности является открытость опыту. «Это означает, что каждый стимул, возникший в организме или в окру-


жении, свободно проходит через нервную систему без того, чтобы быть искаженным или канализированным каким-либо механизмом защиты» [123, 206]. Полная открытость опыту — это синоним полной конгруэнт­ности Я и опыта, синоним оптимального психологиче­ского приспособления, психологической зрелости, ко­торые характеризуют «полностью функционирующую личность».

«Индивид обнаруживает зрелое поведение, когда он воспринимает реалистично и в экстенсиональной манере, когда он, не защищаясь, принимает ответст­венность быть отличным от других, принимает ответ­ственность за собственное поведение, оценивает опыт на основе данных, идущих от собственных ощущений, изменяет свою оценку опыта только на основе нового доказательства, принимает других как уникальных индивидов, отличных от себя, высоко ценит себя и других» [123, 207] Так в суммарной характеристике выглядит «итоговая гипотетическая личность». Род­жерс неоднократно подчеркивает процессуальность приведенных показателей. «Полностью функциониру­ющая личность будет личностью — в процессе, лич­ностью непрерывно меняющейся. Таким образом, ее специфические поведения невозможно каким-либо Образом описать заранее. Единственное утверждение, которое можно сделать, — это утверждение о том, что поведения будут адекватно адаптивны в каждой но­рой ситуации и что личность будет непрерывно нахо­диться в процессе дальнейшей самоактуализации» [123, 235].

Понятие «Я в процессе становления» (process of becoming) в противоположность пониманию Я как Продукта является фундаментальным в концепции Роджерса. И хотя «клиенты» могут обращаться к пси­хологу, терапевту в поисках формулы успеха или счастья как конечного продукта, он помогает прийти К пониманию, что «рост личности» — процесс непре­рывный, постепенно приближающий к полному функ­ционированию, но исчерпывающим образом он оказы­вается недостижимым. Кроме того, психолог помогает прийти к доверию себе, то есть отказаться от поиска Ответов и советов на стороне, у других, а обратиться К себе за ответами на проблемы существования, помо-


 



гает развить способность и желание быть самим собой. Термин Роджерса «внутренний локус оценки» отно­сится как раз к ситуации, когда сам индивид, а не другие является «центром процесса оценивания», когда он оказывается личностью, которая направляет себя сама (self-directing person).

Теория терапии Роджерса кратко представлена им самим следующим образом. Содержанием процесса реинтеграции личности является возрастание конгру­энтности между «Я» и опытом, нарушение которой и привело к утрате интеграции.

1. Необходимы определенные условия; чтобы снять процесс защиты, чтобы обычно угрожающий опыт стал точно символизированным в сознании и ассимилиро­ванным в структуру «Я»:

а) должно уменьшиться обусловленное принятие
человека;

б) должно увеличиться безусловное уважение
к себе.

2. Один путь достижения этих условий — передать безусловное позитивное отношение значимого другого:

а) чтобы передать безусловное позитивное отноше­
ние, оно должно существовать в контексте эмпатиче­
ского понимания;

б) когда индивид воспринимает такое безусловное
позитивное отношение, существующие условия приня­
тия ослабляются или исчезают;

в) другим последствием является возрастание
безусловного позитивного отношения к самому себе;

г) таким образом, когда удовлетворяются условия
2а и 2б, угроза редуцируется, процесс защиты устра­
няется, и обычно угрожающие опыты точно символи­
зируются и интегрируются в Я-концепцию.

3. Последствием указанного в пунктах 1 и 2 ока­зывается то обстоятельство, что индивид с меньшей вероятностью должен сталкиваться с угрожающими опытами: процесс защиты становится менее частым и его последствия редуцируются, «Я» и опыт являются более конгруэнтными; возрастает позитивное отноше­ние к себе и к другим; увеличивается психологическая приспособленность; индивид становится ближе к пол­ному функционированию. Восстанавливается его есте­ственная тенденция к актуализации.


Это сжатое схематичное изложение дает представ­ление об основной задаче и общих принципах подхо­да Роджерса к психотерапии. Их детальный анализ не входит в наши планы, однако с некоторыми их аспектами мы в дальнейшем столкнемся, поскольку практика «групп встреч» Роджерса базируется в целом на исходных посылках, выросших как продолжение, развитие инноваций, сделанных в области психотера­пии. Сам автор неоднократно подчеркивает это об­стоятельство.

Особо следует остановиться на специфическом ха­рактере отношения терапевта и «клиента» — это весь­ма существенный для понимания данной ориентации аспект, тем более, что с точки зрения Роджерса, аутентичное отношение — прообраз всякого конструк­тивного межличностного отношения вообще. «...Основ­ная функция терапевта — обеспечить ситуацию, в ко­торой клиент может снизить свою защищенность и посмотреть объективно на свои реальные мысли, чув­ства и конфликты. Таким образом, терапевт пытается создать атмосферу, в которой клиент чувствует себя безусловно принятым, понятым и оцененным как лич­ность» [78, 369]. Терапевт — по терминологии Роджер­са — это фасилитатор (от англ. слова facilitate), то есть его задача состоит в том, чтобы облегчить «рост личности». Устанавливаемое в процессе терапии отно­шение — катализатор изменения.

В этой модели отвергается концепция терапевта как абсолютного авторитета, эксперта, диктатора, единственной активной стороны во взаимодействии. Реальная готовность терапевта быть подлинным в вы­ражении негативных и позитивных чувств (принятия, заботливости, уважения) в большей мере инициирует личностные изменения, чем его знания или используе­мая техника.

Весьма значимой является способности войти в мир другого посредством эмпатии. «...Быть эмпатичным — значит точно воспринимать внутреннюю точку отсчета (frame of reference) другого с соответствующими эмо­циональными компонентами и значениями, как если бы быть этой другой личностью, но без потери усло­вия «как если бы» [123, 210]. Эмпатия позволяет не Просто получить информацию о человеке как объекте,

2* 35


то есть оценочный взгляд со стороны, но дает субъек­тивное понимание благодаря тому, что психолог со­участвует в субъективном опыте, как бы разделяет субъективный мир изучаемого человека, конечно, не утрачивая своей отделенности от него, своей собствен­ной идентичности. Именно таким образом оказывается помощь в расширении осознания, понимания фрагмен­тов личного опыта, искажаемых либо отрицаемых.

Когда у Роджерса речь идет о такой установке терапевта, как «безусловное позитивное принятие», следует иметь в виду, что она относится к чувствам «клиента» и отнюдь не предполагает одобрения всего его поведения. Имеется в виду признание права на какую угодно гамму собственных чувств без риска потерять уважение психолога, терапевта. В результате «клиент» постепенно становится способным выразить и исследовать свою тревожность, гнев, страхи и мно­гие другие чувства, которые рассматривал как слиш­ком негативные, чтобы принять их и интегрировать в структуру «Я». Их принятие, в частности, и есть проявление продвижения к большей открытости опы­ту, меньшей защищенности, большему доверию себе и т. п., что составляло исходную задачу. Кстати, в со­ответствии с логикой этого подхода свою конкретную задачу, цель «клиент» формулирует самостоятельно, конечно, опираясь на аутентичное отношение с тера­певтом.

Развивая теорию терапии, Роджерс неоднократно модифицирует именно понимание роли психотерапев­та. С этой точки зрения выделяется три периода в эво­люции теории Роджерса. Первый охватывает время с 1940 по 1950 год — это недирективная психотерапия, в которой акцентируется создание терапевтом клима­та невмешательства. Основными техниками являются принятие и прояснение. Посредством недирективной терапии «клиент» приходит к пониманию себя, своей жизненной ситуации. Второй период относится к 1950—1957 годам — это рефлективная психотера­пия. Здесь терапевт главным образом отражает чув­ства «клиента» (роль зеркала) и избегает угрозы в отношении с ним. Посредством рефлективной тера­пии развивается большая степень конгруэнтности между «Я-концепцией» и «идеальной Я-концепцией».


Наконец, третий период 1957—1970 годы — это тера­пия (experiential therapy), фокусирующаяся, судя и по названию, на опыте клиента и в равной мере на опыте терапевта. Здесь акцентируется выражение чувств самого терапевта, возникающих в его отно­шении с «клиентом». Таким образом, в целом развитие шло в направлении повышения своеобразной актив­ности терапевта — его личностной ключенности. Этот последний подход в значительной степени связан с осмыслением опыта социально-психологического тре­нинга в форме интенсивного общения в «группах встреч», возникших в середине 40-х годов. К их ана­лизу мы и переходим.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.