Сделай Сам Свою Работу на 5

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ





ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 1982


Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета

Рецензенты:

доктор психологических наук Б. В. 3 е й г а р н и к, кандидат психологических наук Р. С. Н е м о в

Петровская Л. А,Теоретические и методические проблемы со­циально-психологического тренинга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 168 с.

Монография знакомит читателя со сравнительно новой от­раслью современной прикладной психологии, которая самым непосредственным образом затрагивает проблемы активного психологического воздействия и часто обозначается термином «социально-психологический тренинг».

В настоящее время социально-психологический тренинг пред­ставлен целым рядом форм. В работе делается акцент на одной из них — тренинге сензитивности. Подход автора к избранной теме - характеризуется, с одной стороны, ее рассмотрением в контексте принципов отечественной педагогики и психологии, а с другой стороны, органически включает критический анализ и осмысление традиций, сложившихся к настоящему времени в зарубежной психологии.



Предназначена для научных работников, преподавателей и студентов-психологов.

Лариса Андреевна Петровская

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Зав.редакцией Г. С. Ливанова. Редактор Г. П. Б а р к о в а. Обложка художника А. А. К у щ е н к о. Художественный редактор М. Ф. Ев­стафвева. Технический редактор К. С. Чистякова. Корректоры Л. А. Костылева, Л. А. Кузнецова

Тематический план 1982 г. № 29 ИБ № 1381

Сдано в набор 05.08 81. Подписано к печати 05.12.81. Л-74912. Формат 84 X 108 1/32. Бумага тип. № 3. Гарнитура литературная. Высокая печать. Усл. печ. л 8,82. Уч.-изд. л. 8,83. Тираж 15000 экз. Заказ 189. Цена 55 коп. Изд. № 1691

Ордена «Знак Почета» издательство Московского университета. 103009 Москва, ул. Герцена, 5/7. Типография ордена«Знак Почета» изд-ва МГУ. Москва, Ленинские горы

0304000000-034 29 - 82 077 (02)-82

© Издательство Московского университета, 1982 г.


Предисловие

В настоящей работе рассматриваются теоретиче­ские и методические проблемы новой области при­кладной психологии — социально-психологического тренинга (СПТ). Новизна этой области проявляется, в частности, в том, что она не имеет вполне устоявше­гося названия. В отечественной и зарубежной лите­ратуре фигурируют различные термины для ее обо­значения, например лабораторный тренинг, актив­ная социально-психологическая подготовка, активное социальное обучение и др. Термин «социально-психо­логический тренинг» — один из возможных. Он часто употребляется и, по-видимому, более устоявшийся по сравнению с другими, хотя и не безусловно адекват­ный1.



Содержание интересующей нас области весьма Многогранно и трудно укладывается в какое-либо одно определение. Самое существенное, что речь в этом случае идет о некоторой форме психологического воз­действия в процессе интенсивного общения в группо­вом контексте. Воздействие направлено на повышение психологической компетентности участников в обще­нии. Именно с этой точки зрения нами рассматрива­ются проблемы социально-психологического тренинга.

Проблемы психологического воздействия, тради­ционно разрабатываемые в педагогической психоло­гии, психотерапии, в последнее время активно осваи­ваются и социальной психологией. В задачу нашей работы входит познакомить читателя с этой новой областью. Картина зарубежных исследований пред-ставлена в ней подходами, развиваемыми в русле так называемой «гуманистической психологии», и прежде

1 Данный термин введен в научный обиход психологами ГДР [136]

 


всего теорией и практикой, обосновываемой К. Род­жерсом. При анализе отечественной традиции в раз­работке проблем психологического воздействия особое внимание уделяется педагогической системе В. А. Су­хомлинского, которая, на наш взгляд, психологически пока еще недостаточно осмыслена. В работе, 'в част­ности, освещаются три основных принципа этой сис­темы. Первый состоит в акценте на перестройке сово­купности отношений человека с окружающими людь­ми с целью воздействия на самого этого человека. Второй принцип касается обоснования диалогического характера педагогического общения. Наконец, третий принцип, особенно специфичный для концепции В. А. Сухомлинского, заключается в подчеркивании первостепенной важности соответствующего эмоцио­нального отношения воспитателя и воспитываемого для развития эмоциональной чуткости, отзывчивости, сопереживания, которые В. А. Сухомлинский рассмат­ривает в качестве основных предпосылок и важнейших характеристик психологической, социальной зрелости личности в условиях социалистического общества.



Разработка проблем психологического воздействия в специфической форме социально-психологического тренинга делает в отечественной психологии лишь первые шаги. В работе представлена попытка осмыс­ления накопленного опыта с позиций методологиче­ских принципов советской психологии. Социально-пси­хологический тренинг рассматривается с точки зрения подготовки к общению, коррекции общения, причем основной акцент делается на специфической диагно­стической функции СПТ. Освещаются различные под­ходы к тренингу — его задачам, процедуре, эффектив­ности. Подробно рассмотрены проблемы обратной свя­зи как важнейшей составляющей социально-психоло­гического тренинга. По нашему мнению, все обозна­ченные проблемы имеют не только теоретическое, но и практическое значение, в частности в связи с разви­тием в нашей стране различных форм психологической службы. В изложении сделан акцент на такой форме социально-психологического тренинга, как тренинг сензитивности.

Работа выполнена в рамках научно-исследователь­ской темы кафедры социальной психологии факульте-

 

 


та психологии МГУ «Процессы социальной перцепции в развитии и оптимизации совместной деятельности». На ее основе прочитан спецкурс для студентов факуль­тета, специализирующихся по социальной психологии. Анализ затронутых автором проблем опирается на общие теоретические положения советской психологии и социальной психологии, развитые в трудах А. Н Ле­онтьева, Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломо­ва, А. В. Петровского, Л. И. Уманского, Е. В. Шоро­ховой, М. Г. Ярошевского и др.


Глава I

РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ И ФОРМ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Обращение к истории и современной зарубежной психологии обнаруживает, что все крупнейшие теоре­тические системы обычно сочетают построение схем, объясняющих психологическую природу личности или социальных групп, с разработкой принципов активно­го вмешательства, воздействия на группы и личность. В частности, это отчетливо видно на примере концеп­туальных схем Д. Морено, К. Левина, Ф. Скиннера, К. Роджерса и др., причем в одних концепциях ука­занные два аспекта представлены более или менее пропорционально, в то время как в других делается больший акцент на одном из них. Например, социо­метрия Морено выступила с претензией, «с одной сто­роны, получить более точное теоретическое представ­ление о взаимодействиях в группе, а с другой — взять на себя и терапевтическую роль, освобождая творче­скую способность индивидов в их социальных отноше­ниях» [46, 575]'. «Групповая динамика», важнейший раздел левиновской системы, — это также и теория группы, и разработка методов воздействия на жизнь

1 Сразу же необходимо сделать разъяснение в отношении употребления терминов «терапия», «терапевтическое воздейст­вие» в зарубежной психологии. В узком смысле — это синоним психотерапии, как это слово употребляется в контексте отечест­венной литературы В широком смысле слова оно часто исполь­зуется для характеристики всякого воздействия вообще, когда не проводится различие между оказанием помощи в форме ле­чения психических заболеваний и помощи, например, в форме консультирования для решения различного рода психологических затруднений у здоровых людей. Такой подход связан с методо­логическими принципами соответствующих теорий, о которых речь пойдет ниже.

 

 


группы, личности. В качестве примера последнего аспекта можно сослаться на цикл исследований Ле­вина по выявлению эффективности групповой дискус­сии как метода воздействия по сравнению с лекцией, индивидуальной беседой.

Для системы Роджерса также характерно, что в ней определенная теория личности и межличностных отношений органически продолжается в двух сферах «терапевтических приложений» — собственно психо­терапии («центрированная на клиенте терапия») и практике психологической помощи здоровым людям, столкнувшимся с различными затруднениями в обще­нии («группы встреч»).

Заметим, что практически любой метод психологи­ческого исследования — это метод вмешательства большего или меньшего. Мы имеем в виду тот факт, что психолог, каким бы методом он ни работал, обя­зательно оставляет след в обследуемой ,группе, лич­ности. Но одно дело, когда это изменение выступает как невольное, непланируемое последствие и ставится задача его учесть. Другое дело — методы, прямо ориентированные на вмешательство в развитие груп­пы или личности с целью оказать планируемое воз­действие, вызвать определенное изменение. Нас ин­тересует именно последнее.

В современной психологии сложилось своеобразное разделение труда. В большинстве случаев проблема­тика воздействия вынесена из академической психоло­гии в ее приложения — прикладную психологию. При этом в различных практических сферах от психолога ждут решения не только и даже не столько диагно­стических задач, констатации определенного психоло­гического состояния группы или личности, сколько вмешательства с целью коррекции, оптимизации раз­вития. Обычно к психологу апеллируют в ситуациях неудовлетворенности, например, какими-то характе­ристиками группы или личности, отсюда и соответст­вующие ожидания, адресованные к нему.

В то же время решение возникающих проблем Оказывается, как правило, эксплицитно либо импли­цитно связанным с реализацией принципов определен­ной базовой концептуальной схемы. Показателен в этом отношении опыт теоретиков-психотерапевтов,

 


прежде всего Фрейда: начав с поисков путей и спосо­бов психологического воздействия на невротиче­скую личность с целью ее излечения, он закончил этот путь в науке построением общей теории лично­сти и группы. Исторически первичной здесь была разработка стратегии и тактики вмешательства, в от­личие, например, от Левина, начинавшего с разра­ботки теории личности. Но главное, что независимо от истории становления той или иной концептуальной схемы мы обычно имеем сплав ее объяснительных принципов и рекомендуемых стратегий и тактик пси­хологического вмешательства.

Как уже отмечалось, область «терапевтических приложений» (в терминологии зарубежных психоло­гов) может включать две различные сферы — собст­венно психотерапию и обширную практику помощи контингенту здоровых людей в различных психологи­ческих затруднениях. В настоящее время такая психо­логическая помощь оказывается в двух основных ви­дах — индивидуальное консультирование и различные формы групповой работы. В данном случае нас инте­ресует последнее, а именно принципы и опыт психо­логического воздействия на уровне группы в рамках оказания помощи психически здоровым людям.

Обращаясь к анализу современных тенденций в зарубежной практике психологических служб, мы с самого начала сталкиваемся с их большим разно­образием. Только новых «терапевтических опытов» некоторые авторы насчитывают около ста. Однако если за. основу классификации взять исходную теоретиче­скую ориентацию, то в этом скоплении обнаружива­ется гораздо меньшее число подходов. Практически все авторы в качестве основных выделяют при под­хода — психоаналитический, бихевиористский, экзи­стенциально-гуманистический — в соответствии с тре­мя основными теоретическими «силами» современной зарубежной психологии. Различия начинаются в по­следующей детализации, когда целый ряд направлений (транзактное, рационально-эмотивное, гештальтте­ралия и др.) рассматривается то ли в рамках экзи­стенциально-гуманистического, бихевиористского под­ходов, то ли наряду с ними. Например, в одном из последних пособий по теории и практике консульти-


рования и психотерапии ющим образом [84]:


они сгруппированы следу-


 

Психодинамический подход Психоаналитическая терапия
подход, основанный на гуманистической психо­логии экзистенциальные терапии, центриро­ванная на клиенте терапия, гештальт-терапия
поведенческо-когнитивный подход транзактный анализ, поведенческие терапии, рационально-эмотивная те­рапия, терапия реальности

Исходя из целей нашего последующего изложения, в зарубежной истории разработки проблем психоло­гического воздействия естественно выделить две основ­ные тенденции. Одна тенденция наиболее четко пред­ставлена- в бихевиористской традиции, другая связана прежде всего с концепцией так называемой «гумани­стической психологии». Поскольку нас интересуют принципы и методы психологического воздействия, разработанные в современных теоретических системах применительно к работе с контингентом здоровых лю­дей, мы исключаем из рассмотрения психоанализ как психотерапевтический подход, ориентированный в ос­новном на работу с невротиками. (Правда, в настоя­щее время существуют модификации данного подхода, направленные на расширение сфер приложения психо­аналитических процедур, в частности с использованием группового контекста. Это направление характерно, например, для работы Тэвистокского института в Англии. Тем не менее в целом удельный вес подобных приложений сравнительно невысок.)

Бихевиористская программа воздействия, историче­ски одна из первых, — это, по определению ее сто­ронников, программа «модификации поведения;». «...Поведенческая модификация рассматривается как приложение научного подхода методологического би­хевиоризма» [87, 6]. В рамках единой методологии существует множество разновидностей технологии мо­дификации — в соответствии с различными оттенками бихевиоризма. Как отмечают представители данного


подхода, «дефиниции модификации поведения варьи­руют от приложения принципов оперантного обуслов­ливания (например, Скиннер, 1953, 1971) или клас­сического обусловливания (Вольп, 1958) к тому, что называется более общими принципами научения (Ульман и Краснер, 1969), к более широко базирован­ным клиническим подходам Бандуры (1969) и Лаца­руса (1971)» [87, 5].

В содержательном плане сущностью бихевиорист­ских программ модификации при всем их различии является идея управления поведением человека по аналогии с управлением, например, химической реак­цией. Благодаря предварительной диагностике психо­лог знает об исходных реакциях группы или отдель­ного человека, с которыми он проводит работу. От­правляясь от имеющегося у него эталона (представ­ления ожелаемом), он, манипулируя соответству­ющими факторами, продвигает реакцию человека либо группык достижению этого эталона, точнее, прибли­жает к нему. Как известно, наиболее рельефно такой подходпредставлен в «поведенческой технологии» Скиннера. Однако в целом (не всегда в отрефлекси-рованномвиде) подобная методологическая и мето­дическая стратегии распространены в современной психологии достаточно широко и подчас за пределами собственно бихевиористской позиции. Имеющая место в этих случаях трансформация человека в пассивный объект вполне согласуется с известной механистиче­ской, редуцированной картиной человека в бихевио­ризме. При этом допускается четкая асимметрия пси­хологических позиций человека-испытуемого и чело­века-психолога. Роль объекта отводится именно пер­вому; по существу он оказывается орудием манипуля­ций психолога.

Иначе осмысливается ситуация психологического воздействия в западной «гуманистической психоло­гии». Идет ли речь о взаимодействии психолога в диа­де или о его работе с группой, здесь подчеркивается симметрия позиций взаимодействующих сторон. Си­туация психологического воздействия предстает как социально-психологическая, каковой по существу и является. «Гуманистическая психология» как бы берет на себя миссию «напомнить» психологу, что испытуе-


мый тоже человек. Манипуляции и контролю она пы­тается противопоставить своеобразно понимаемый диалог с другой личностью как форму повседневного общения, а также как форму отношений в практике консультирования и психотерапии.

Для целей нашего исследования мы выделяем В качестве основного объекта анализа именно «гума­нистическую ориентацию». Что касается бихевиориз­ма, в русле которого развернута обширная програм­ма психологического воздействия как «модификации поведения», то нам придется касаться его не как ос­новного, а лишь как некоторого фонового направле­ния, поскольку его программа сконцентрирована пре­имущественно на индивидуальных, а не на интересую­щих нас групповых формах воздействия. «Групповые процессы по существу выпадают из поля зрения сто­ронников данной ориентации» [5,68—69]. Это, конеч­но, не значит, что данные психологи остаются в сто­роне от своеобразной моды на групповые формы пси­хологического воздействия. Они используют и формы групповой психотерапии, и формы группового тренин­га, однако в этом случае можно говорить не о конст­руировании действительно специфических групповых форм, но о реализации в контексте группы методик, изначально ориентированных на диадическое взаимо­действие (имеются в виду диады психолог — «кли­ент», психотерапевт — больной) 2.

На наш взгляд, современная гуманистическая пси­хология является той ориентацией, которая в наиболь­шей степени определяет теоретический и методический климат в интересующей нас области группового тре­нинга 3. Правда, и для данной области зарубежной

2 Хотя мы сознательно исключаем психоанализ из рассмо­трения, мы не хотели бы создать у читателя впечатление о его Незначительной роли в рассматриваемой области Его косвенное влияние здесь остается существенным благодаря тому, что «но­вые подходы», «гуманистическая психология» в том числе, освоили, интегрировали многие психоаналитические концепты и представления. В большинстве случаев они сформировались как бы в противостояние психоанализу и в то же время под его несомненным, в большинстве случаев признаваемым влиянием

8 Заметим, что систематический анализ так называемой «гу­манистической психологии» практически не представлен в оте­чественной литературе, за исключением обстоятельного рассмо­трения ее идеологической функции [47]


психологии характерен «факт смешения теоретиче­ских принципов». То, что отмечено как норма амери­канской социальной психологии — «смешивание раз­личных теоретических принципов в рамках одного и того же исследования» [5, 30], — в полной мере мо­жет быть отнесено к существенным особенностям практики групповой работы: зачастую она соткана из принципов и методик, заимствованных из различных, порой противостоящих теоретических школ. Знаком­ство с некоторыми из многообразных возникающих здесь ответвлений позволяет создать целостное пред­ставление о современном состоянии данной области зарубежной психологии.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.