|
Развитие эмоциональной культуры — важнейшая составляющая формирования личности
В творчестве В А Сухомлинского большое место занимает проблема культуры чувств человека Во-первых, это связано с тем, что в наше время все больше «культура чувств становится особой сферой Духовной жизни человека» [51, 30] Во-вторых, «богатство эмоциональной жизни далеко не всегда находится в прямой зависимости от умственного развития, образования, знаний Гармония образованности И эмоциональной культуры — одна из тончайших задач воспитательной работы в современной советской Школе» [51, 30—31] Сухомлинский считал эмоциональную развитость человека важнейшей предпосылкой успеха в воспитательной работе «Только тогда, когда человек постиг азбуку эмоциональной культуры, его можно воспитывать Без эмоциональной воспитанности напрасными будут слова о формирования И утверждении высоких гражданских чувств о воспитании убеждений об эстетике жизни и труда» [51, 37—38] На п\ти решения данной задачи автором апробирован целый ряд средств Среди них пре-
жде всего забота о том, чтобы воспитанники пере живали многогранные, разнообразные оттенки таких благородных чувств, как сочувствие, жалость, тревога, тревога и беспокойство о добре, благе и радости других людей, укоры сомнений. «Меня всегда беспокоило, — пишет Сухомлинский, — умеет ли мой воспитанник, встретившись с человеком, почувствовать, что у него неспокойно на сердце, что тот переживает глубокое затаенное горе? Умеет ли подросток прочитать в людских глазах горе, отчаяние?.. Я учил мальчиков и девочек прислушиваться к словам старших, читать в их глазах мысли и чувства принимать близко к сердцу все, что волнует, тревожит, беспокоит» [51, 37].
Один из способов пробуждения, развития, постоянного культивирования чувствования человека — это увлечение человеком, удивление его красотой, мужеством, героизмом. «Опыт привел меня к выводу,—пишет Сухомлинский, —что для воспитания высокой эмоциональной культуры, для утверждения чувства человека необходимы художественные произведения, которые в ярких образах раскрывали бы идею чуткости, сердечности. Я написал хрестоматию «Мысли о человеке» [51, 39]. Педагогическое творчество Сухомлинского — это своеобразный гимн слову, его большим воспитательным возможностям. В данном контексте он отмечает, что слово является «как раз тем тонким, нежным инструментом, которым можно пробудить в детях умение видеть в людских глазах тончайшие оттенки переживаний...» [51, 40]. Это умение выдающийся педагог считает важной гранью познания человека, и он специально учил своих питомцев внимательно всматриваться в глаза окружающих.
Вводя подростков в мир тонких человеческих взаимоотношений, Сухомлинский добивался того, чтобы «каждый подросток сам встретил человека, который требует помощи, сочувствия». Никакие коллективные мероприятия не могут заменить этого глубокого индивидуального движения человеческой ду -ши» [51, 41]. Все это необходимо, подчеркивает Сухомлинский, не для воспитания «слезливой чувствительности». Это вытекает из убежденности, что «без
широкого и полного диапазона чувств не будет полноценного человека». Данная мысль выступает одним из лейтмотивов, своеобразным девизом педагогической системы. «Участие сердца», по Сухомлин-скому, — необходимая предпосылка формирования убеждений человека. «Мировоззренческие убеждения становятся духовным приобретением личности тогда, Когда мысль полонит сердце, пробуждает чувства. Холодное сердце не может нести высоких чувств, стремлений, идеалов» [51,* 124]. Именно поэтому в егo теории и практике воспитания такое большое место отводятся воздействию через прикосновение к душе, становится понятным стремление к тому, чтобы человек глубоко пережил мировоззренческие истины.
Сухомлинский придавал большое значение использованию такого средства, «как очеловечивание знаний». «Воплощение научной истины в живые страсти, тревога, волнения, споры — это и есть основа становления мировоззрения, самоутверждения личности» [51, 122]. Сухомлинский раскрывал это, в частности, на возможностях воспитательного воздействия истории, литературы, обществоведения. Он противопоставляет преподаванию, рассчитанному на абстрактного ученика, живое, страстное и непосредственное обращение учителя к ученикам.
«Каждый урок истории и литературы представляется мне прежде всего как беседа с воспитанниками, обращение к их мысли, сердцам. Я не мог бы подготовиться к уроку, если бы не знал души каждого моего воспитанника» [51, 125]. «На уроках литературы, — пишет Сухомлинский, — вступает в действие могучий союзник мысли — переживание, эмоциональное восприятие явлений окружающего мира. Литература — это человекознание и в то же время одно из тончайших средств самопознания, самовоспитания, самоутверждения. Литература перестает быть воспитывающей силой, если пытливый взгляд человека не обращен в самого себя, если человек не дает оценки себе с точки зрения морально-эстетического идеала. ...Когда я видел, что подросток взволнован, потрясен художественным обр-азом, когда, слушая произведение, он задумывается над собственной
судьбой, — для меня это было несравненно важнее, чем то, что он дал точный ответ» [51, 129].
Для Сухомлинского является принципиальной забота о том, чтобы знания не были обезличенными. «...Если, воспринимая идеи, подросток не думает сам
о себе, не переживает своих поступков, своего пове дения как живого воплощения идей, образуется пу стота души, случайность добра и зла в поведении» [51, 200].
Большое внимание уделяется Сухомлинским проблеме психологического самочувствия человека в ходе обучения. Переживание ребенком «радости бытия» он считал важнейшей предпосылкой воспитуе-мости. «Воспитание не обладает столь магической силой, чтобы делать человека счастливым независимо от обстоятельств, в которых он живет, но воспитание обязано беречь это огромное духовное богатство маленького сердца — радость, счастье» [49, 8].
Обосновывая идею воспитания целостной гармо нической личности, Сухомлинский много писал о тру довом, интеллектуальном, нравственном, физическом воспитании, но все-таки основное, самое пристальное внимание он уделял эмоциональному развитию чело века — эмоциональному развитию ребенка и как предпосылке — эмоциональному развитию воспита теля. Необходимым условием воспитательного обще ния он считал вхождение во внутренний мир ребен ка. По его убеждению, проникнуть в душевный мир возможно через глубокое понимание, чувствование, через эмоциональное сопереживание. Для Сухомлин ского эмоциональная культура восприятия, тонкость переживания за человека является главным в куль туре педагога. «Мудрость власти педагога — это прежде всего способность все понять» [50, 220].
Лейтмотив, суть подхода Сухомлинского к воспитанию, то есть к проблеме психолого-педагогического воздействия, выражена в следующих его словах-«Без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической».
Сухомлинский предупреждает от наивной веры в
«какую-то фантастическую силу коллектива», которая как будто бы дается в готовом виде [50, 51]. К числу важных предпосылок влияния коллектива на личность он относит эмоциональную воспитанность. Именно способность к сопереживанию делает ребенка «чувствительным, восприимчивым к словам, поучениям, идеям, наставлениям» [50, 54]. По мнению Сухомлинского, «эмоциональное восприятие — это вообще азбука всякого воспитания» [50, 56]. «Глухой к другим людям — останется глухим к самому себе; ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная самооценка собственных поступков. А без этого не может быть и речи о влиянии коллектива на личность» [50, 55]. С сожалением Сухомлинский пишет о еще встречающемся в школьной жизни «эмоциональном невежестве коллектива». С его точки зрения, в этом случае учителю следует «начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего — с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях» [50, 57].
Во всех работах неоднократно, как лейтмотив, повторяется мысль о том, что «ребенок овладевает азбукой коллективизма только тогда, когда он отдает свое сердце другим людям... Каким бы маленьким ни был ребенок,' он должен кого-то поддерживать, о ком-то заботиться, чью-то судьбу переживать» [50, 132]. «Без способности дорожить человеком не может быть и речи об идейной жизни личности и коллектива» [50, 135]. По мнению Сухомлинского, «от единства чувств берет свое начало единство взглядов и влечений коллектива» [50, 68]. Именно поэтому такое большое внимание уделяется «эмоциональному богатству жизни коллектива» как необходимому условию его положительного влияния на личность. «На основе тонкой игры духовных сил — взгляда на себя, мнения о себе и открытости сердца перед мнением коллектива — утверждаются и развиваются коллективистские отношения: отношения дружбы, взаимопомощи, коммунистической дисциплины, требовательности. Открытость сердца — очень деликатная вещь, роль которой в воспитании через
коллектив невозможно переоценить. Только когда вы, влияя на коллектив, добиваетесь открытости сердца каждого воспитанника, коллектив становится могучим средством воспитания» [50, 198]. В то же время Сухомлинский предупреждает от того, чтобы видеть в коллективном воздействии единственное, универсальное средство воспитания. «Воспитательная сила коллектива и проявляется именно тогда, когда к этой силе обращаются не «а каждом шагу» [50, 221]. Особенно автор рекомендует не торопиться обращаться к коллективному осуждению. Климат, в котором человек выражает себя, вдохновляет других, идет от педагога — только от него. «В этом отношении поведение коллектива зависит от педагога, как красота музыки и слаженность оркестра — от композитора и дирижера» [50, 153].
На вопрос о том, что является самым важным, необходимым в облике воспитателя, Сухомлинский отвечает самим названием своего подхода, которое ни в коей мере не случайно, — «педагогика сердца». «Учителю нужно иметь очень чуткое и открытое сердце, чтобы видеть, чувствовать, понимать тысячи нежнейших прикосновений маленьких людей друг к другу, чтобы эти прикосновения творили человеческую красоту, а не причиняли людям боль» [50, 69]. «На доверии и любви держится желание ребенка искать защиту у взрослого. До тех поp, пока ребенок смотрит на вас с надеждой и верит вам, — вы настоящий воспитатель, наставник, учитель жизни, вы авторитет, воплощение правдивости, друг, товарищ» [50, 218]. «Самые хитроумные системы воспитания рассыпаются, как карточные домики, если воспитатель стремится стать властителем души воспитанника, полагаясь только на свое моральное право повелевать, подчинять» [50, 152].
Сухомлинский неизменно подчеркивает необходимость подготовки, в его логике — самоподготовки воспитателя к своей уникальной миссии. «Любовь воспитателя к воспитанникам — не готовое чувство, с которым он пришел на ниву педагогического труда. Это неусыпная, тяжелая и захватывающая творческая работа... Только там, где есть такая любовь, педагог сам по себе является огромной притя-
гательной силой для коллектива и отдельных воспитанников» [50, 195]. По существу в подходе Сухомлинского мы находим развернутое обоснование задач целенаправленной подготовки учителя к общению.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|