Сделай Сам Свою Работу на 5

Жизненный цикл миссии организации





Одной из определяющих категорий как собственно бизнес организации, так и ее миссии, в современных рыночных условиях необходимо является жизненный цикл. Именно он во многом определяет их состав и содержание, динамику формирования и применения, характер конструктивного взаимодействия между собой. Вместе с тем, анализ отечественного и зарубежного опыта, частично уже приводившийся выше, убедительно показывает, что жизненные циклы организации и ее миссии, могут воздействовать друг на друга самым разнообразным, в том числе и деструктивным, образом. Все это обусловливает необходимость более подробного исследования и представления жизненного цикла бизнес организации, как предмета построения и применения ее менеджмента.

Рассмотренную в предыдущем разделе настоящего учебника классическую модель универсального построения жизненного цикла можно абсолютно достоверно спроецировать и на период существования миссии организации. Это позволяет представить в целом весь процесс ее формирования и использования последовательностью шести этапов: возникновения, становления, развития, стагнации, свертывания и ликвидации. Причем, их границы, содержание, взаимодействие не только практически полностью соответствуют структуре жизненного цикла организации, но и, как считают некоторые исследователи, предупреждают, подчеркивают или отражают преобразования, осуществляющиеся в ней.



Подобная органически тесная взаимозависимость сама по себе предполагает формирование и реализацию механизмов координации, преемственности, синхронности и т. п., что, собственно, и раскрывает ее характер и содержание. Так, например, устаревшая и не воспринимаемая рынком миссия (в стадии стагнации) ограничивает возможности, сокращает оборот, исключает поддержку организации, что, в конечном счете, может обусловить завершение ее жизненного цикла. И, напротив, бурное расширение бизнеса (на стадии развития), как правило, востребует совершенствования, модернизации или даже формирования его принципиально новой миссии, обусловливая начало ее жизненного цикла.

Все это раскрывает исключительно широкий спектр возможных взаимодействий между жизненными циклами организации и ее миссии, реальная структуризация которых в каждой конкретной организации должна быть понятна ее менеджменту. Воспринимаемая в виде прямых расчетов, причинно-следственных зависимостей или интуиции, она во многом определяет стратегию построения жизненного цикла миссии и всей организации в целом. И все же главное внимание менеджмента организации совершенно обоснованно привлекает непосредственно стадия становления миссии организации, ее место и роль в процессе формирования.



С позиций генезиса, этот вопрос уже достаточно подробно рассматривался во втором параграфе первой главы настоящего раздела. Здесь же, прежде всего, будут представлены состав и содержание стадии становления бизнес организации, как основы ее формирования. Само по себе понятие «становление» предполагает содержательные, качественные преобразования в уже появившемся объекте, обусловливающие придание ему основополагающих характеристик и определяющих форм. Становление миссии организации и является одной из тех сложнейших задач, необходимость эффективного решения которых уже не раз обосновывалась выше.

В условиях действия основных рыночных инструментов – спроса и предложения - исходной предпосылкой становления миссии организации является вызов рынка. Воздействует ли он через собственника, через менеджмент или непосредственно на подразделения организации, именно его импульс обуславливает возникновение миссии. По сути, миссия и представляет собой ответ организации на вызовы рынка в виде формирования ее рыночного предназначения. В той или иной степени на этот процесс может оказывать воздействие и стратегия собственника, но, как правило, такое воздействие происходит через менеджмент организации. Такая модель становления миссии выглядит следующим образом:



 
 

 


Котировки продукта, курс ценнных бумаг, конъюнктура рынка, …

Рис. 3.2.3. Становление миссии бизнес организации

В представленной на рисунке 3.2.3. модели структурно выделяются и такие непосредственные составляющие базового эшелона миссии, как идеология бизнеса, статус, корпоративная философия, имидж организации. Их место и роль в становлении миссии организации достаточно четко определяются комплексом отражаемых моделью взаимосвязей. Так, идеология бизнеса, являясь основой становления миссии организации, во многом определяет ее рыночное предназначение, статус, философию и, естественно, имидж. При этом само понятие, практическое содержание, позиционирование, реализация идеологии бизнеса в рамках миссии организации нуждаются в более подробном представлении и раскрытии.

Идеология в сознании отечественного пользователя традиционно получает приоритетно политическую окраску, несмотря на то, что сам термин “идея” первично определяет любое предложение. Именно в этом конструктивно содержательном аспекте воспринимается и применяется он в традиционном для рыночных отношений понятии “идеология бизнеса”, определяет:

q отношения собственности – от завуалированных до прозрачных,

q подход менеджмента – от сиюминутного до стратегического,

q позиционирование на рынке – от временного до постоянного,

q ориентацию на клиента – от случайной до ответственной,

q тактику партнерства – от одноразовой до устойчивой,

q характер бизнеса – от до латентного до легитмного и т. д.

В большинстве организаций идеология бизнеса публично не декларируется, но подразумевается, хотя, в известных случаях, ее реальное содержание всячески вуалируется и скрывается. Это естественно, поскольку только добросовестный предприниматель честно и открыто представляет и защищает принципиальные основы своего бизнеса. Понятно, что ноу-хау и другие коммерческие тайны ни в коем случае не входят, да и не могут входить в идеологию бизнеса. Они представляют собой значительно более подвижный, постоянно корректируемый под конъюнктуру и действительно полностью закрытый для внешней среды потенциал организации.

В отличии от него, нередко в миссии организации эффектно выделяется конечная, социально значимая цель функционирования, во многом определяющая отношение к ней общества. Так, целый ряд компаний, производящих различные минеральные удобрения, настойчиво выделяет в формулировке декларируемого эшелона своей миссии стремление к повышению производительности сельскохозяйственного производства. Такие и подобные по своему воздействию составляющие все чаще декларируются миссиями различных организаций, используются PR-агентствами для отражения стратегической ориентации идеологии бизнеса.

Целенаправленно формируемая и профессионально функционирующая служба связей с общественностью выполняет ведущую роль в становлении миссии бизнес организации. Она исследует настроение и восприимчивость среды, разрабатывает, адаптирует и продвигает PR-продукты, проводит программы, специализирующиеся на организации и сопровождении жизненного цикла миссии. Выше мы уже не раз приводили примеры такого участия в формировании миссии организации, что позволяет здесь выделить только задачи, решаемые PR-структурами при ее становлении. В рамках представленной модели к ним, прежде всего, следует отнести:

q установление и развитие конструктивной коммутации организации,

q презентацию и продвижение в деловой среде брендов компании,

q мониторинг и корректировку представительских программ бизнеса,

q формирование и поддержание благоприятного имиджа организации,

q прогнозирование и программирование социально значимых проектов,

q достижение и расширение общественного признания организации и т. д.

Эти задачи содержательно позиционируются и активно решаются в обоих эшелонах миссии, что еще раз указывает на ключевое место и координирующую роль службы связей с общественностью в ее становлении. Понятно, что к решению этой задачи привлекаются и другие подразделения организации (например, внешние структуры, специализирующиеся на таких проектах) но общая, координирующая роль остается за службой связей с общественностью.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.