Сделай Сам Свою Работу на 5

ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИСТСКАЯ





Комплекс действующих сооружений и сетей производственного (инфраструктура производственная), социального (инфраструктура социальная) и рекреационного (инфраструктура рекреационная) назначения, используемая для обеспечения жизнедеятельности тури­стов (см. Индустрия туризма).

Инфраструктура рекреационная- комплекс действу­ющих зданий, сооружений, артефактов, непосредственно не относя­щихся к производству туристского продукта, но необходимых для рек­реационного обслуживания гостей, – стадионы, бассейны, корты, атлетические и оздоровительные комплексы, бани и сауны, парки отдыха, сады, зоопарки и т.п. (см. Деятельность рекреационная).

ИСТОРИЯ ТУРИЗМА

Временная периодизация туризма, преследующая выделение внут­ренне однородных этапов в его развитии. В истории развития туриз­ма различают четыре этапа: до нач. XIX в. – предыстория туризма; нач. XIX в. – нач. XX в. – элитарный туризм; зарождение специализи­рованных предприятий по производству туристских услуг; нач. XX в. – до второй мировой войны – начало становления социального туриз­ма; после второй мировой войны по настоящее время – массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.



Предыстория туризма- период развития туризма до нач. XIX в. Включает следующие этапы развития туризма: античный ту­ризм, когда основными мотивами путешествий были: торговля, об­разование, паломничество, лечение, спортивные соревнования; туризм средних веков, когда основными мотивами путешествий были: рели­гиозный туризм, образование, аристократические отношения; туризм нового времени, когда основные тенденции отдыха определила про­мышленная революция, увеличившая массив рабочего времени и впер­вые поставившая вопросы о необходимости рекреации рабочих и слу­жащих.

Этапы развития туризма в России-стадии процес­са возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить пять этапов.

Первый этап – просветительский (до 1890) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путеше­ствий прежде всего в целях образования и сбора научно-географи­ческой и краеведческой информации о различных районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выпол­нению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее актив­но их использовали революционно-демократические слои и интел­лигенция России. Эта социальная ориентация туризма сохраняется и поныне и существенно отличает российский туризм от туризма др. стран Европы и США.



Второй этап – предпринимательский – начался с развитием капи­тализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в к-ром явно прослежи­ваются два основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. По­являются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клу­бы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шан­сов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тен­денций.

Третий этап – организационно-централизованный – начался с 1927 и завершился в кон. 60-х гг. Характеризуется доминированием идео­логических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, – социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т. д. Др. дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни об­щества, к-рые использовались как важные рычаги социалистическо­го строительства. С возникновением (1928) Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экс­курсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуа­цию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстен­сивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так фор­мировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необ­ходимости перехода к новой форме организации и планирования ту­ризма, основанной на системе социальных нормативов, что и соста­вило суть следующего этапа.



Четвертый этап – административно-нормативный (1969-1990) -характеризовался быстрыми темпами развития социального туриз­ма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслу­живания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попыт­ки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к пробле­мам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслужи­вания в рамках административно-командной системы и необходи­мость широкого использования экономических методов.

Пятый этап – переходный (с 1990). В нем проявились нек-рые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях эконо­мических реформ: 1) изменение структуры рекреационных потребно­стей и начало сегментации туристского рынка; 2) переход от моно­польного к многоукладному туристскому хозяйству; активное развитие малых и средних туристских предприятий; 3) переход к тспользованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений; 4) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому с гимулированию туристского рынка на новой законодательной основе. Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались – право на отдых созна­ется (и это записано в Конституции РФ) как важная составляющая социальных завоеваний и свобод, и ущемление его создает социальную базу для массовых конфликтов и противостояний различного уров­ня и характера. Реальное содержание пятого этапа обозначится в ходе столкновения этих негативных результатов и позитивных тенденций и во многом будет зависеть от общей ситуации в стране, хода эконо­мической и политической реформы, осознания властными структу­рами туризма как мощного мультипликатора рынка и важного фак­тора развития всей сферы услуг в России.

В истории развития туризма нет плавного течения. Дважды, в начале и в конце XX в., устоявшиеся течения подвергались револю­ционным изменениям, при этом в конце столетия произошел возврат к системе ценностей начала века.

Общества туристские в России.

Общество Всесоюзное добровольное пролетарского туризма и экскурсий – образовано в 1930 на базе Общества пролетарского ту­ризма (ОПТ). Задачи: широкое ознакомление народных масс со стра­ной и природными богатствами, подлежащими освоению; организа­ция массового обмена производственным опытом; активное участие в укреплении обороноспособности страны, здоровья людей; патрио­тическое воспитание и повышение культурного уровня трудящихся; участие туристов в общественно полезной работе. Туристско-экскур-сионная работа строилась по трем направлениям: производственно­му, сельскохозяйственному и краеведческому.

Общество «Кавказское горное» – функционировало в Пятигор­ске (1902-1909), готовило платных руководителей экскурсий, прово­дило экскурсии членов общества по маршрутам.

Общество любителей естествознания – организовано во 2-й пол. XIX в. в С.-Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге и др. горо­дах с целью изучения природных богатств окружающих территорий и проведения экскурсий для любителей природы.

Общество пролетарского туризма (ОПТ) РСФСР – массовое доб­ровольное общество туристов. Образовано в 1928 на основе Россий­ского общества туристов в результате объединения всех акционер­ных туристско-экскурсионных обществ и оргаиизацк. Государственного акционерного общества «Советский турист Украинского межпаевого экскурсионного товарищества и др. Руко­водящий орган: Центральный совет во главе с президиумом. Струк­тура ОПТ: отделения (в крупных городах), первичные организации ячейки (на фабриках, заводах, в колхозах, учебных заведениях). Пре­образовано в 1930 во Всесоюзное добровольное общество пролетар­ского туризма и экскурсий.

Общество «Русское горное» – образовано в 1901. Просущество­вало до 1927. Проводило изучение природных богатств России, орга­низовывало походы, путешествия, экскурсии.

Общество туристов Российское (РОТ) – создано (1905) на базе «Русского турингклуба» (см. Клуб). Организовывало туристские пу­тешествия по России и за границей, религиозный туризм, экскурсии для педагогов, учебно-воспитательные поездки. При POl действовала комиссия по проведению образовательных экскурсии по России с отделениями при С.-Петербургском, Казанском, Киевском и др. учебных округах. Комиссия разрабатывала маршруты по Севе­ру и Востоку России, Волге. РОТ издавало журналы «Русский турист», «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей» (Одесса), «Русский экскурсант» (Ярославль), Te°Pf™Ko-Me-тодическую и справочную литературу, путеводители. В 1928 PU1 было ликвидировано в связи с созданием Общества пролетарского туризма.

 

К

КЛАССИФИКАТОР ТУРИЗМА

Систематизированный свод к.-л. туристских объектов, позволя­ющий найти каждому из них свое место и определенное обозначение. В туристской практике используются различные классификаторы: гостиниц; гостиничных номеров; маршрутов; ресторанов; рабочих профессий и т. д.

Основу классификатора составляет классификация – группиров­ка изучаемых объектов по совокупностям (классам), различающим­ся между собой преимущественно количественными признаками.

Класс – показатель категории или разряда, относящийся к свойствам или характеристикам, учитывающим различные сово­купности потребностей в туристском продукте или услуге. Класс обслуживания отражает предусмотренное или признанное различие в требованиях. В основе этого отношения лежит функциональная вза­имосвязь – использование/цена.

Классификация гостиниц – распределение Гостиниц по разрядам в зависимости от размера и вида жилых и служебных помещений, оборудования предприятия, уровня комфортности номе­ров и общественных помещений, предоставляемых услуг и др. факто­ров. Цель – определить соответствие конкретной гостиницы, а также номеров установленным порядкам или принятым стандартам на обслуживание. Разрядность гостиницы является одной из важнейших ее характеристик. В зависимости от ее разрядности устанавливается оплата номеров и др. услуг. Разрядность во многом характеризует имидж гостиницы. Критерии, по к-рым оцениваются гостиницы и номера в них, согласовываются и утверждаются национальными и международными организациями, объединяющими туристские пред­приятия и фирмы. Действующая в настоящее время отечественная К. г. основана на Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 50645-94 «Классификация гостиниц». В соответствии с ним гостиницы в Рос­сии подразделяются на пять категорий: 1,2, 3,4 и 5 категории. Моте­ли подразделяются на четыре категории: 1, 2, 3 и 4. За рубежом дей­ствуют различные системы К. г. (всего до 30). Их можно разделить на две группы: европейская система на основе французской националь­ной классификации, распространенная в большинстве стран (разряд устанавливается присвоением определенного количества звезд оте­лю – от 1 до 5) и балльная, или индийская, система, в основе к-рой лежит оценка гостиницы экспертной комиссией.

В соответствии с французской системой К. г. оцениваются обору­дование номеров, отдельные элементы комфорта и размеры общих помещений. Размеры гостиницы практически не влияют на ее клас­сность (минимальное количество номеров 7-10). Определенные тре­бования предъявляются к персоналу, работающему в гостиницах. Обя­зательно знание работниками контактных профессий (менеджерами, портье и др.) иностранных языков: в гостиницах «1 звезда» или «2 звезды» – один иностранный язык международного общения, в го­стиницах более высоких категорий (3-5 звезд) – до четырех языков.

Практически во всех системах К. г. оцениваются следующие основные параметры гостиницы: характеристики номерного фонда (площадь номеров, доля одноместных номеров, однокомнатных и многокомнатных номеров, наличие коммунальных удобств в номе­рах и на этажах, комфортность номеров); оборудование и оформле­ние интерьера; информационное обеспечение, в т.ч. наличие телефон­ной, телефаксной, телетайпной связи, электронной почты, лифта; характеристика общественных помещений и конференц-залов, хол­лов, а также помещений для деловых встреч, отдыха, спорта и т. п.; наличие и характеристика предприятий питания (ресторана, столо­вой, гриль-бара, кафе, буфетов и т.п.); обеспечение возможности пре­доставления услуг торговли, бытового обслуживания, др. дополни­тельных услуг; характеристики здания, подъездных путей; развитие инфраструктуры, обустройство прилегающей к гостинице террито­рии; к гостиницам высоких разрядов предъявляются также требова­ния относительно минимального количества номеров (т.е. число но­меров должно быть не менее 7-10), архитектуры здания, благоуст­ройства территории и т.п.

Классификация гостиничных номеров – в сфере иностранного туризма приняты следующие классы гостиничных но­меров: люкс-апартамент – многокомнатные номера высшей катего­рии с повышенным набором услуг и удобствами, высококачествен­ной отделкой и меблировкой, оснащенные улучшенным электротех­ническим и санитарно-гигиеническим оборудованием; люкс -двухкомнатные номера высшей категории со всеми удобствами; пер­вый класс – однокомнатные одно-, двухместные номера с удобствами (санузел с ванной или душем); туристский класс – однокомнатные двух-, трехместные номера с умывальником (туалет и ванные комнаты на этаже).

Согласно ГОСТ Р 50645-94 «Классификация гостиниц» среди тре­бований к гостиницам различных категорий важное место отведено требованиям к номерному фонду: наличию и доле одно- и двухмест­ных номеров, многокомнатных номеров (апартаментов) и/или номе­ров, к-рые могут быть соединены, наличие в них удобств, санитарно-гигиенического и технического оснащения, оснащения мебелью и инвентарем и т. д.

Классификация Единая Всесоюзная Спортив­на я – система присвоения разрядов и званий в зависимости от дос­тигнутых спортсменами результатов, принятая в СССР. Данная клас­сификация объединяла нормы и требования по всем видам спорта, в т. ч. спортивного туризма. Она сложилась в 1935. Тогда же в зави­симости от результатов, показанных спортсменами, были установле­ны 3,2,1 разряды, звание «Мастер спорта». Эта система классифици­ровала, т. е. распределяла виды спорта по их управленческой при­надлежности, служила нормативной основой отечественного физкультурного движения. По этим нормам спортивные туристские походы делились на 6 категорий сложности. Туризм впервые введен в спортивную классификацию в 1949. За развитие туризма в соответ­ствии с классификацией несли ответственность организации социаль­ного и молодежного туризма, добровольного физкультурно-спортив-ного общества профсоюзов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИЗМА

Выделение внутренне однородных таксонов туристской деятель­ности по принятым основаниям.

Вид туризма – 1) результат К. т. по тем или иным основани­ям; 2) маркировка, принятая тем или иным туроператором для ха­рактеристики туристского продукта или обозначения обслуживания группы. В. т. описывается определенным сочетанием категорий ту­ризма, напр.: групповой (1Г), национальный (ПН), внутренний (ШВ), организованный (IVO), релаксационный (VO), молодежный (VIM), водный (VIIB), экологический (VIII3), речной (IXP) или маркирует­ся: IA – ИН – ШВ – IVO – VO – VIM – VIIB – VIII3 – IXP.

Маркировка позволяет туроператору, обслуживающему группу туристов, принимать правильные и быстрые решения, имея косвен­ную информацию о ее составе, целях и т. п. Маркировка может быть конкретизирована, напр.: 1Г(30) – НН (Волга) – ШВ (Алтай) -IVO (8) – VO (2600) – VIM (14-16) – VIIB (т/х 2) – VIII3 (2) – IXP (Нижний Новгород – Астрахань) означает, что туроператор должен быть готов к обслуживанию туристской группы в составе 30 человек,

 

Основные классификации КАТЕГОРИИ ТУРИЗМА
I Субьект деятельности Индивидуальный Групповой Семейный
II Регион отдыха Национальный Международный
III Рынок Внутренний Иностранный
IV Способ организации Самодеятельный Организованный
V Цель Релаксационный (отдых) Реабилитационный (санаторный) Рекреационный
VI Возраст Детский Молодежный Средний Третий
VII Транспорт Авто-мо-бильный Автобус­ный Водный Пеше­ходный Желез-нодорожный Верховой
VIII Основная деятельность Кон-грессный Деловой Позна­вательный Спор­тивный Экологи­ческий
IX Основные ресурсы Горный Морской Лесной Речной
                           

Пример классификации туризма

к-рые приехали на Волгу из Алтая на 8 дней с целью отдыха, запла­тив по 2600 руб.; в составе группы молодежь: 14 женщин, 16 мужчин; им предстоит водное путешествие на теплоходе в каютах 2 класса, 2 экологические экскурсии по маршруту Нижний Новгород – Астрахань.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ

В основе К. э. лежит деление их по следующим основаниям: содержанию, составу участников, месту проведения, способу передви­жения, форме проведения (см. рисунок на с. 97). По содержанию Экс­курсии подразделяются на обзорные (многоплановые), тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случай­но их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строятся такие экскурсии на показе самых различных объектов. Это памятники истории и культуры, здания и сооружения, природные объекты, места знаменательных событий, элементы благоустройства города, промышленные и с.-х. предприя­тия и др. В обзорных экскурсиях события и факты излагаются круп­ным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии – время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы. Если это историческая экскурсия, то в ее основу положено одно зна­чительное событие или несколько событий, объединенных одной те­мой, иногда охватывающих более продолжительный период време­ни. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изуче­ния могут стать наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные ансамбли, расположенные на улицах и площадях го­рода. Тематические экскурсии подразделяются на шесть групп: исто­рические, производственные, природоведческие, искусствоведческие литературные, архитектурно-градостроительные. По своему содер­жанию исторические экскурсии подразделяются на следующие основ­ные подгруппы: историко-краеведческие (напр., «История возникно­вения города Перми», «Из истории Садового кольца» и т.д.); архео­логические (напр., в Херсоне с показом вещественных исторических источников – раскопок); этнографические; военно-исторические (по местам военных действий – «Бородино» и т.п.).

Производственные экскурсии делятся: на производственно-исто­рические; производственно-экономические; производственно-техни­ческие; профессионально-ориентационные для учащихся. Искусство­ведение объединяет следующие группы экскурсий: театральные (напр., «Екатеринбург театральный», «Цыганский театр в Москве» и др.); историко-музейные с показом произведений монументальной скульп­туры, посвященной деятелям истории, культуры и науки; музейные -экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, в выставочные залы, по народным художественным промыслам (Гжель, Палех, Федоскино, Дымково, Жостово, Хохло­ма), по местам жизни деятелей искусства («Чайковский в Клину», «Шаляпин в Москве», «Абрамцево» и др.).

Литературные экскурсии обычно группируют следующим образом: литературно-биографические – по местам, к-рые хранят память о жизни и творчестве писателя, драматурга («Пушкин в Москве», «Куприн в С.-Петербурге», «Юношеские годы Л. Толстого» (Казань) и пр.); исто­рико-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы («Литературная Москва 20-х гг. XX в.», «Писатели в Томске» и пр.); литературно-художественные экс­курсии или экскурсии по местам, к-рые описаны в произведениях того или иного писателя («Белые ночи» (С.-Петербург), «По следам героев Шолохова», «Город Орел в произведениях Н.С. Лескова» и др.).

Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы преду­сматривают показ памятников архитектуры определенного периода (напр., «Московская усадьба XVII века»), представление о творче­стве одного архитектора, планировка и застройка городов по гене­ральным планам, новостройки (показ современной архитектуры и хода строительства зданий и целых районов). Подобные экскурсии иногда относят к группе производственных.

Тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы при­родоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каж­дой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных усло­вий проведения экскурсии, ресурсов познавательного плана того или иного города, региона.

По составу участников экскурсии классифицируют следующим образом: для местного населения и приезжающих туристов; для взрос­лой аудитории и детей; для городского и сельского населения; для организованных групп (групповая экскурсия) и одиночных посети­телей (индивидуальная экскурсия). Особенности восприятия экскур­сионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику, продол­жительность их проведения.

По месту проведения экскурсии делятся на: городские, загород­ные, производственные, музейные. По способу передвижения экскур­сии делятся на пешеходные и с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий в том, что, зада­вая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные экскурсии (в подавляю­щем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскур­сионных объектов (памятники истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест. Нек-рые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, поезда метрополитена. По форме проведения экскурсии могут быть различными: массовка (ее участники передви­гаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из к-рых работает свой экскурсовод; такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праз­дники), прогулка (совмещает в себе элементы познавания с элемента­ми отдыха, проводится в лесу, парке, по морю, реке и т.п.), лекция (рассказ преобладает над показом), концерт (посвящается музыкаль­ной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне ав­тобуса), «спектакль» (форма проведения литературно-художествен­ной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений

 


Классификация экскурсий

художественной литературы) и др. Правильная классификация экскурсий в бюро и музее обеспечивает условия для лучшей органи­зации работы с экскурсоводами, облегчает их специализацию, созда­ет основу для деятельности методических секций.

КЛУБ

Туристская организация, занимающаяся обслуживанием людей, объединенных общими рекреационными интересами и целями, не связанными с профессиональной областью их деятельности. Специа­лист по клубной деятельности К. Ригел отмечает: «К. – это в первую очередь люди, к-рые собираются или объединяются с определенной целью. Два элемента: типы участников и цели объединения и создают широкую гамму различий между К.». К. появились в конце XVII в.в Великобритании. Первые К. предлагали своим клиентам пищу, на­питки и ночлег. В период урбанизации начинают возникать сельские клубы. Так, в 1882 был открыт первый сельский (ландшафтный) К. в Бруклине, шт. Массачусетс (США).

Наиболее распространенные в туризме типы К.: ландшафтные; отдыха; благотворительные; городские; университетские; професси­ональные; общественные; развития. В США большинство К. объеди­нены в Американскую ассоциацию директоров К.

К. ландшафтный – частное рекреационное предприятие, ведущее специализированное рекреационное и туристское обслужи­вание членов клуба и их семей, расположенное в сельской местности, владельцами к-рого являются сами члены клуба. Одним из наиболее крупных ландшафтных клубов является «Сьерра» (США).

К. отдыха- коммерческая или некоммерческая организация, созданная в целях организации отдыха членов данного К. о. и осуще­ствляющая туроператорскую и турагентскую деятельность на осно­вании государственной лицензии по формированию, продвижению и реализации туристского продукта – права на Клубный отдых.

К.общественный – клуб, не имеющий строгой правовой регламентации для своих членов. Чтобы быть членом общественно­го клуба, достаточно лишь платить членские взносы. Наиболее рас­пространенные общественные клубы: плавательные бассейны; город­ские клубы атлетической гимнастики.

К. развития- коммерческий клуб, создаваемый на коопера­тивных основах участниками строительства или жителями арендуе­мого дома для проведения спортивной или общественной работы.

К. туристов- форма организации туристской работы на пред­приятии, в учреждении, учебном заведении. Создается при условии вовлечения в регулярные занятия туризмом не менее 300 человек.

К. туристский- общественный туристский орган. Работает под непосредственным руководством совета по туризму и экскур­сиям, туристско-экскурсионного объединения, туристско-экскурсионного предприятия при активном участии профсоюзных, физкультурных и др. общественных организаций города (района). Руководящий орган К. т. – совет, к-рый формируется из представителей туристских секций предприятий, учреждений, объединений и т. д. Организует массовую и учебно-методическую работу с общественными турист­скими кадрами. В системе Федерации туризма и отдыха профсоюзов функционирует немногим более 1 тыс. К. т.

Старейшим К. т. России был «Русский турингклуб» – форма орга­низации российских любителей туризма. Учрежден в 1895, а затем преобразован в Российское общество туристов, в 1928 – в Общество пролетарского туризма. Как К. т. в России развивался Крымско-Кавказский горный клуб. Основан в 1905 как форма организации люби­телей горных путешествий. Имел отделения в Севастополе, Екате-ринославе, Гаграх, Баку, Феодосии, Ялте и др. городах. Организо­вывал пешеходные экскурсии. В его структуре функционировало эк­скурсионное бюро (Ялта) с целью разработки описаний маршрутов и экскурсий, рекомендаций экскурсантам по методике выбора марш­рутов и объектов экскурсий.

К. юного туриста- общественный орган подросткового туризма. Как правило, функционирует при методическом содействии станции юных туристов.

КЛУБНЫЙ ОТДЫХ

Вид туристской деятельности: проведение отдыха в средствах раз­мещения, принадлежащих клубу отдыха (см. Клуб).

Физическое или юридическое лицо, приобретшее право на К. о. на основе договора, содержащего определенные законом существен­ные условия, в целях, не связанных с извлечением прибыли, и став­шее членом клуба отдыха, не приобретает при этом право собствен­ности или иное вещное право на предоставляемое ему клубом отдыха средство размещения, если законодательством страны, на тер­ритории к-рой зарегистрирован клуб отдыха, не предусмотрено иное (фактически приобретается только право проживания).

К. о. может реализовываться:

• в режиме реального времени, когда его продолжительность и качество зависят от количества принадлежащих покупателю приме­няемых клубом отдыха условных единиц измерения (напр., баллов или кредитных очков);

• в режиме разделенного времени (таймшер) – в определенный . период каждого года сроком не менее недели.

Приобретая право на К. о. (т.е. на совместное владение недвижи­мостью – кондоминиум), покупатель получает также право пользо­ваться услугами во время отдыха (газо-, электро-, водоснабжение, те­лефонная связь, сбор отходов, проведение уборки и т.п.), а также со­оружениями (бассейн, баня, сауна, спортивные площадки и т.п.) на условиях компенсации эксплуатационных расходов и оплаты управ­ленческих взносов, фиксируемых в договоре на К. о. При этом сред­ства размещения и сооружения должны отвечать стандартам, а услу­ги иметь сертификат соответствия.

Договор на К. о. заключается на срок не менее одного года. Све­дения о покупателе вносятся в реестр членов клуба. Член клуба мо­жет продать свое право на К. о. по правилам, установленным клубом отдыха.

Клубное владение отдыхом начало развиваться в мире с сер. 60-х гг. и на 1997 в систему международного обмена было вовлечено 4740 клубов отдыха, объединявших 3755 тыс. членов. На долю К. о. при­ходилось примерно 1% объема международного туризма. Этот сег­мент туристского рынка динамично развивается. Мировой лидер ту­ристской индустрии владения К. о. компания RCI (Resort Condominiums International) объединяет свыше 3100 гостиничных и курортных предприятий, охватывающих 2200 тыс. членов в 174 стра­нах мира, что позволяет каждому владельцу К. о. выбирать место проведения отдыха из 3100 вариантов.

Ассоциация (некоммерческая) российских компаний, действую­щих на рынке клубного отдыха (АРККО), создана в 1994 (как Рос­сийская таймшер ассоциация) и на кон. 1999 объединяет более 100 российских и иностранных фирм.

Другая система II (Interval International) предлагает клиентам на выбор более 1000 отелей высокого класса на фешенебельных курор­тах мира.

КОМПАНИЯ

Корпоративная организация, к-рая является юридическим лицом, отличным от юридического лица ее участников. Оперирует как само­стоятельная единица, успеха к-рой добиваются все ее члены.

Название «компания» (Company) присуще фирмам Великобрита­нии, «корпорация» (Corporation) – США, «общество» (Societe) – Фран­ции и (Gesellschaft) – Германии. Согласно Гражданскому кодексу РФ, 1996, подобные организации в России должны называться «общества» или «товарищества».

Как юридические лица, являющиеся коммерческими организаци­ями, К. могут создаваться в форме компаний (обществ) с неограни­ченной (ответственность ее членов ничем не ограничена) и ограни­ченной (ответственность ее участников по долгам компании ограни­чена) ответственностью, быть акционерными частными (когда акции не могут быть проданы населению) и публичными (с правом предло­жения акций населению и при соблюдении ряда условий для свобод­ного обращения акций на фондовой бирже). Во всех случаях форма юридического лица должна отражаться в его наименовании.

К. туристские могут создаваться для управления гостиницами (см. Гостиница), перевозки пассажиров. Такиетранспортные ком­пании представляют собой крупные объединения разнопрофильных туристских предприятий, предоставляющие комплекс туристских ус­луг в виде инклюзив-туров на собственной гостиничной базе. Прак­тически все крупнейшие авиакомпании мира имеют собственные го­стиничные цепи. Так, американская авиакомпания «TWA» приобре­ла зарубежные гостиницы корпорации «Хилтон» и владеет 5-3 гостиницами в 36 странах мира, французская авиакомпания «AIR FRANCE» создала собственную гостиничную цепь «Меридиан» (20 гостиниц). Собственные гостиничные цепи имеют и др. крупней­шие компании мира: «KLM» (Голландия), «ALITALIA» (Италия), «SWISS AIR» (Швейцария), «British Airways» (Великобритания), «SAS» (Скандинавские страны), «IBERIA» (Испания) и др.

Широкое распространение получают созданные авиакомпания­ми дочерние авиачартерные и туроператорские фирмы, готовящие и реализующие инклюзив-туры, составным элементом к-рых является перевозка туристов на самолетах своей авиакомпании. Так, компа­нией «AIR FRANCE» основана фирма «SOTAR», швейцарская авиа­компания «SWISS AIR» участвует в капитале крупнейшего туропе­ратора страны – фирмы «KUON Y». «ВА» владеет двумя туроперато­рами: «SOWRIN» и «ENTERPRISES». В Голландии авиационной компанией «KLM», судоходным концерном «NSU» и голландской железнодорожной компанией создан туристский консорциум «HINT».

В России контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотре­но международным договором Российской Федерации (Закон РФ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», 1996).

КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТУРИЗМУ

Представительный форум специалистов и ученых по анализу туризма как глобального социально-экономического явления.

К. по т. всемирная. Первая Всемирная конференция по ту­ризму состоялась в Риме (Италия, 1963). Проводилась ООН. На кон­ференции были представлены 87 государств, 5 специализированных учреждений, 7 межведомственных и 14 неправительственных органи­заций. Рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с туризмом, и разработаны рекомендации, направленные на ускоренное развитие этой массовой формы общения. Важным результатом было принятие официального определения таких понятий, как «временный Посети­тель», «Турист», «Экскурсант», что обеспечило определенную уни­фикацию и сопоставимость Статистики туризма. Большое место заняли вопросы, связанные с упрощением пограничных и таможен­ных формальностей. Рассмотрены общее направление развития туризма, создание соответствующей материальной базы, системы подготовки кадров, а также характер содействия развивающимся странам.

Вторая Всемирная конференция по туризму была проведена по решению ООН Всемирной Туристской Организацией в Маниле (Фи­липпины, 1980). Участвовали делегации от 107 государств и 91 меж­дународной правительственной и неправительственной организации. Принята Манильская декларация по мировому туризму. Конферен­ция уделила большое внимание развитию туризма как деятельности, имеющей важное значение в жизни народов, социально-экономичес­ких отношениях государств; определила роль туризма в националь­ной экономике и международной торговле как важного показателя мирового развития.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.