|
ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИСТСКАЯ
Комплекс действующих сооружений и сетей производственного (инфраструктура производственная), социального (инфраструктура социальная) и рекреационного (инфраструктура рекреационная) назначения, используемая для обеспечения жизнедеятельности туристов (см. Индустрия туризма).
Инфраструктура рекреационная- комплекс действующих зданий, сооружений, артефактов, непосредственно не относящихся к производству туристского продукта, но необходимых для рекреационного обслуживания гостей, – стадионы, бассейны, корты, атлетические и оздоровительные комплексы, бани и сауны, парки отдыха, сады, зоопарки и т.п. (см. Деятельность рекреационная).
ИСТОРИЯ ТУРИЗМА
Временная периодизация туризма, преследующая выделение внутренне однородных этапов в его развитии. В истории развития туризма различают четыре этапа: до нач. XIX в. – предыстория туризма; нач. XIX в. – нач. XX в. – элитарный туризм; зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг; нач. XX в. – до второй мировой войны – начало становления социального туризма; после второй мировой войны по настоящее время – массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.
Предыстория туризма- период развития туризма до нач. XIX в. Включает следующие этапы развития туризма: античный туризм, когда основными мотивами путешествий были: торговля, образование, паломничество, лечение, спортивные соревнования; туризм средних веков, когда основными мотивами путешествий были: религиозный туризм, образование, аристократические отношения; туризм нового времени, когда основные тенденции отдыха определила промышленная революция, увеличившая массив рабочего времени и впервые поставившая вопросы о необходимости рекреации рабочих и служащих.
Этапы развития туризма в России-стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить пять этапов.
Первый этап – просветительский (до 1890) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различных районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России. Эта социальная ориентация туризма сохраняется и поныне и существенно отличает российский туризм от туризма др. стран Европы и США.
Второй этап – предпринимательский – начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в к-ром явно прослеживаются два основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.
Третий этап – организационно-централизованный – начался с 1927 и завершился в кон. 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, – социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т. д. Др. дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, к-рые использовались как важные рычаги социалистического строительства. С возникновением (1928) Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой форме организации и планирования туризма, основанной на системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.
Четвертый этап – административно-нормативный (1969-1990) -характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.
Пятый этап – переходный (с 1990). В нем проявились нек-рые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ: 1) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка; 2) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству; активное развитие малых и средних туристских предприятий; 3) переход к тспользованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений; 4) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому с гимулированию туристского рынка на новой законодательной основе. Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались – право на отдых сознается (и это записано в Конституции РФ) как важная составляющая социальных завоеваний и свобод, и ущемление его создает социальную базу для массовых конфликтов и противостояний различного уровня и характера. Реальное содержание пятого этапа обозначится в ходе столкновения этих негативных результатов и позитивных тенденций и во многом будет зависеть от общей ситуации в стране, хода экономической и политической реформы, осознания властными структурами туризма как мощного мультипликатора рынка и важного фактора развития всей сферы услуг в России.
В истории развития туризма нет плавного течения. Дважды, в начале и в конце XX в., устоявшиеся течения подвергались революционным изменениям, при этом в конце столетия произошел возврат к системе ценностей начала века.
Общества туристские в России.
Общество Всесоюзное добровольное пролетарского туризма и экскурсий – образовано в 1930 на базе Общества пролетарского туризма (ОПТ). Задачи: широкое ознакомление народных масс со страной и природными богатствами, подлежащими освоению; организация массового обмена производственным опытом; активное участие в укреплении обороноспособности страны, здоровья людей; патриотическое воспитание и повышение культурного уровня трудящихся; участие туристов в общественно полезной работе. Туристско-экскур-сионная работа строилась по трем направлениям: производственному, сельскохозяйственному и краеведческому.
Общество «Кавказское горное» – функционировало в Пятигорске (1902-1909), готовило платных руководителей экскурсий, проводило экскурсии членов общества по маршрутам.
Общество любителей естествознания – организовано во 2-й пол. XIX в. в С.-Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге и др. городах с целью изучения природных богатств окружающих территорий и проведения экскурсий для любителей природы.
Общество пролетарского туризма (ОПТ) РСФСР – массовое добровольное общество туристов. Образовано в 1928 на основе Российского общества туристов в результате объединения всех акционерных туристско-экскурсионных обществ и оргаиизацк. Государственного акционерного общества «Советский турист Украинского межпаевого экскурсионного товарищества и др. Руководящий орган: Центральный совет во главе с президиумом. Структура ОПТ: отделения (в крупных городах), первичные организации ячейки (на фабриках, заводах, в колхозах, учебных заведениях). Преобразовано в 1930 во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий.
Общество «Русское горное» – образовано в 1901. Просуществовало до 1927. Проводило изучение природных богатств России, организовывало походы, путешествия, экскурсии.
Общество туристов Российское (РОТ) – создано (1905) на базе «Русского турингклуба» (см. Клуб). Организовывало туристские путешествия по России и за границей, религиозный туризм, экскурсии для педагогов, учебно-воспитательные поездки. При POl действовала комиссия по проведению образовательных экскурсии по России с отделениями при С.-Петербургском, Казанском, Киевском и др. учебных округах. Комиссия разрабатывала маршруты по Северу и Востоку России, Волге. РОТ издавало журналы «Русский турист», «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей» (Одесса), «Русский экскурсант» (Ярославль), Te°Pf™Ko-Me-тодическую и справочную литературу, путеводители. В 1928 PU1 было ликвидировано в связи с созданием Общества пролетарского туризма.
К
КЛАССИФИКАТОР ТУРИЗМА
Систематизированный свод к.-л. туристских объектов, позволяющий найти каждому из них свое место и определенное обозначение. В туристской практике используются различные классификаторы: гостиниц; гостиничных номеров; маршрутов; ресторанов; рабочих профессий и т. д.
Основу классификатора составляет классификация – группировка изучаемых объектов по совокупностям (классам), различающимся между собой преимущественно количественными признаками.
Класс – показатель категории или разряда, относящийся к свойствам или характеристикам, учитывающим различные совокупности потребностей в туристском продукте или услуге. Класс обслуживания отражает предусмотренное или признанное различие в требованиях. В основе этого отношения лежит функциональная взаимосвязь – использование/цена.
Классификация гостиниц – распределение Гостиниц по разрядам в зависимости от размера и вида жилых и служебных помещений, оборудования предприятия, уровня комфортности номеров и общественных помещений, предоставляемых услуг и др. факторов. Цель – определить соответствие конкретной гостиницы, а также номеров установленным порядкам или принятым стандартам на обслуживание. Разрядность гостиницы является одной из важнейших ее характеристик. В зависимости от ее разрядности устанавливается оплата номеров и др. услуг. Разрядность во многом характеризует имидж гостиницы. Критерии, по к-рым оцениваются гостиницы и номера в них, согласовываются и утверждаются национальными и международными организациями, объединяющими туристские предприятия и фирмы. Действующая в настоящее время отечественная К. г. основана на Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 50645-94 «Классификация гостиниц». В соответствии с ним гостиницы в России подразделяются на пять категорий: 1,2, 3,4 и 5 категории. Мотели подразделяются на четыре категории: 1, 2, 3 и 4. За рубежом действуют различные системы К. г. (всего до 30). Их можно разделить на две группы: европейская система на основе французской национальной классификации, распространенная в большинстве стран (разряд устанавливается присвоением определенного количества звезд отелю – от 1 до 5) и балльная, или индийская, система, в основе к-рой лежит оценка гостиницы экспертной комиссией.
В соответствии с французской системой К. г. оцениваются оборудование номеров, отдельные элементы комфорта и размеры общих помещений. Размеры гостиницы практически не влияют на ее классность (минимальное количество номеров 7-10). Определенные требования предъявляются к персоналу, работающему в гостиницах. Обязательно знание работниками контактных профессий (менеджерами, портье и др.) иностранных языков: в гостиницах «1 звезда» или «2 звезды» – один иностранный язык международного общения, в гостиницах более высоких категорий (3-5 звезд) – до четырех языков.
Практически во всех системах К. г. оцениваются следующие основные параметры гостиницы: характеристики номерного фонда (площадь номеров, доля одноместных номеров, однокомнатных и многокомнатных номеров, наличие коммунальных удобств в номерах и на этажах, комфортность номеров); оборудование и оформление интерьера; информационное обеспечение, в т.ч. наличие телефонной, телефаксной, телетайпной связи, электронной почты, лифта; характеристика общественных помещений и конференц-залов, холлов, а также помещений для деловых встреч, отдыха, спорта и т. п.; наличие и характеристика предприятий питания (ресторана, столовой, гриль-бара, кафе, буфетов и т.п.); обеспечение возможности предоставления услуг торговли, бытового обслуживания, др. дополнительных услуг; характеристики здания, подъездных путей; развитие инфраструктуры, обустройство прилегающей к гостинице территории; к гостиницам высоких разрядов предъявляются также требования относительно минимального количества номеров (т.е. число номеров должно быть не менее 7-10), архитектуры здания, благоустройства территории и т.п.
Классификация гостиничных номеров – в сфере иностранного туризма приняты следующие классы гостиничных номеров: люкс-апартамент – многокомнатные номера высшей категории с повышенным набором услуг и удобствами, высококачественной отделкой и меблировкой, оснащенные улучшенным электротехническим и санитарно-гигиеническим оборудованием; люкс -двухкомнатные номера высшей категории со всеми удобствами; первый класс – однокомнатные одно-, двухместные номера с удобствами (санузел с ванной или душем); туристский класс – однокомнатные двух-, трехместные номера с умывальником (туалет и ванные комнаты на этаже).
Согласно ГОСТ Р 50645-94 «Классификация гостиниц» среди требований к гостиницам различных категорий важное место отведено требованиям к номерному фонду: наличию и доле одно- и двухместных номеров, многокомнатных номеров (апартаментов) и/или номеров, к-рые могут быть соединены, наличие в них удобств, санитарно-гигиенического и технического оснащения, оснащения мебелью и инвентарем и т. д.
Классификация Единая Всесоюзная Спортивна я – система присвоения разрядов и званий в зависимости от достигнутых спортсменами результатов, принятая в СССР. Данная классификация объединяла нормы и требования по всем видам спорта, в т. ч. спортивного туризма. Она сложилась в 1935. Тогда же в зависимости от результатов, показанных спортсменами, были установлены 3,2,1 разряды, звание «Мастер спорта». Эта система классифицировала, т. е. распределяла виды спорта по их управленческой принадлежности, служила нормативной основой отечественного физкультурного движения. По этим нормам спортивные туристские походы делились на 6 категорий сложности. Туризм впервые введен в спортивную классификацию в 1949. За развитие туризма в соответствии с классификацией несли ответственность организации социального и молодежного туризма, добровольного физкультурно-спортив-ного общества профсоюзов.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИЗМА
Выделение внутренне однородных таксонов туристской деятельности по принятым основаниям.
Вид туризма – 1) результат К. т. по тем или иным основаниям; 2) маркировка, принятая тем или иным туроператором для характеристики туристского продукта или обозначения обслуживания группы. В. т. описывается определенным сочетанием категорий туризма, напр.: групповой (1Г), национальный (ПН), внутренний (ШВ), организованный (IVO), релаксационный (VO), молодежный (VIM), водный (VIIB), экологический (VIII3), речной (IXP) или маркируется: IA – ИН – ШВ – IVO – VO – VIM – VIIB – VIII3 – IXP.
Маркировка позволяет туроператору, обслуживающему группу туристов, принимать правильные и быстрые решения, имея косвенную информацию о ее составе, целях и т. п. Маркировка может быть конкретизирована, напр.: 1Г(30) – НН (Волга) – ШВ (Алтай) -IVO (8) – VO (2600) – VIM (14-16) – VIIB (т/х 2) – VIII3 (2) – IXP (Нижний Новгород – Астрахань) означает, что туроператор должен быть готов к обслуживанию туристской группы в составе 30 человек,
Основные классификации
| КАТЕГОРИИ ТУРИЗМА
| I
| Субьект деятельности
| Индивидуальный
| Групповой
| Семейный
| II
| Регион отдыха
| Национальный
| Международный
| III
| Рынок
| Внутренний
| Иностранный
| IV
| Способ организации
| Самодеятельный
| Организованный
| V
| Цель
| Релаксационный (отдых)
| Реабилитационный (санаторный)
| Рекреационный
| VI
| Возраст
| Детский
| Молодежный
| Средний
| Третий
| VII
| Транспорт
| Авто-мо-бильный
| Автобусный
| Водный
| Пешеходный
| Желез-нодорожный
| Верховой
| VIII
| Основная деятельность
| Кон-грессный
| Деловой
| Познавательный
| Спортивный
| Экологический
| IX
| Основные ресурсы
| Горный
| Морской
| Лесной
| Речной
| | | | | | | | | | | | | | | Пример классификации туризма
к-рые приехали на Волгу из Алтая на 8 дней с целью отдыха, заплатив по 2600 руб.; в составе группы молодежь: 14 женщин, 16 мужчин; им предстоит водное путешествие на теплоходе в каютах 2 класса, 2 экологические экскурсии по маршруту Нижний Новгород – Астрахань.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ
В основе К. э. лежит деление их по следующим основаниям: содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения (см. рисунок на с. 97). По содержанию Экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые), тематические.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строятся такие экскурсии на показе самых различных объектов. Это памятники истории и культуры, здания и сооружения, природные объекты, места знаменательных событий, элементы благоустройства города, промышленные и с.-х. предприятия и др. В обзорных экскурсиях события и факты излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии – время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.
Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы. Если это историческая экскурсия, то в ее основу положено одно значительное событие или несколько событий, объединенных одной темой, иногда охватывающих более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные ансамбли, расположенные на улицах и площадях города. Тематические экскурсии подразделяются на шесть групп: исторические, производственные, природоведческие, искусствоведческие литературные, архитектурно-градостроительные. По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие основные подгруппы: историко-краеведческие (напр., «История возникновения города Перми», «Из истории Садового кольца» и т.д.); археологические (напр., в Херсоне с показом вещественных исторических источников – раскопок); этнографические; военно-исторические (по местам военных действий – «Бородино» и т.п.).
Производственные экскурсии делятся: на производственно-исторические; производственно-экономические; производственно-технические; профессионально-ориентационные для учащихся. Искусствоведение объединяет следующие группы экскурсий: театральные (напр., «Екатеринбург театральный», «Цыганский театр в Москве» и др.); историко-музейные с показом произведений монументальной скульптуры, посвященной деятелям истории, культуры и науки; музейные -экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, в выставочные залы, по народным художественным промыслам (Гжель, Палех, Федоскино, Дымково, Жостово, Хохлома), по местам жизни деятелей искусства («Чайковский в Клину», «Шаляпин в Москве», «Абрамцево» и др.).
Литературные экскурсии обычно группируют следующим образом: литературно-биографические – по местам, к-рые хранят память о жизни и творчестве писателя, драматурга («Пушкин в Москве», «Куприн в С.-Петербурге», «Юношеские годы Л. Толстого» (Казань) и пр.); историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы («Литературная Москва 20-х гг. XX в.», «Писатели в Томске» и пр.); литературно-художественные экскурсии или экскурсии по местам, к-рые описаны в произведениях того или иного писателя («Белые ночи» (С.-Петербург), «По следам героев Шолохова», «Город Орел в произведениях Н.С. Лескова» и др.).
Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы предусматривают показ памятников архитектуры определенного периода (напр., «Московская усадьба XVII века»), представление о творчестве одного архитектора, планировка и застройка городов по генеральным планам, новостройки (показ современной архитектуры и хода строительства зданий и целых районов). Подобные экскурсии иногда относят к группе производственных.
Тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, ресурсов познавательного плана того или иного города, региона.
По составу участников экскурсии классифицируют следующим образом: для местного населения и приезжающих туристов; для взрослой аудитории и детей; для городского и сельского населения; для организованных групп (групповая экскурсия) и одиночных посетителей (индивидуальная экскурсия). Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику, продолжительность их проведения.
По месту проведения экскурсии делятся на: городские, загородные, производственные, музейные. По способу передвижения экскурсии делятся на пешеходные и с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий в том, что, задавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (памятники истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест. Нек-рые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, поезда метрополитена. По форме проведения экскурсии могут быть различными: массовка (ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из к-рых работает свой экскурсовод; такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники), прогулка (совмещает в себе элементы познавания с элементами отдыха, проводится в лесу, парке, по морю, реке и т.п.), лекция (рассказ преобладает над показом), концерт (посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса), «спектакль» (форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений
Классификация экскурсий
художественной литературы) и др. Правильная классификация экскурсий в бюро и музее обеспечивает условия для лучшей организации работы с экскурсоводами, облегчает их специализацию, создает основу для деятельности методических секций.
КЛУБ
Туристская организация, занимающаяся обслуживанием людей, объединенных общими рекреационными интересами и целями, не связанными с профессиональной областью их деятельности. Специалист по клубной деятельности К. Ригел отмечает: «К. – это в первую очередь люди, к-рые собираются или объединяются с определенной целью. Два элемента: типы участников и цели объединения и создают широкую гамму различий между К.». К. появились в конце XVII в.в Великобритании. Первые К. предлагали своим клиентам пищу, напитки и ночлег. В период урбанизации начинают возникать сельские клубы. Так, в 1882 был открыт первый сельский (ландшафтный) К. в Бруклине, шт. Массачусетс (США).
Наиболее распространенные в туризме типы К.: ландшафтные; отдыха; благотворительные; городские; университетские; профессиональные; общественные; развития. В США большинство К. объединены в Американскую ассоциацию директоров К.
К. ландшафтный – частное рекреационное предприятие, ведущее специализированное рекреационное и туристское обслуживание членов клуба и их семей, расположенное в сельской местности, владельцами к-рого являются сами члены клуба. Одним из наиболее крупных ландшафтных клубов является «Сьерра» (США).
К. отдыха- коммерческая или некоммерческая организация, созданная в целях организации отдыха членов данного К. о. и осуществляющая туроператорскую и турагентскую деятельность на основании государственной лицензии по формированию, продвижению и реализации туристского продукта – права на Клубный отдых.
К.общественный – клуб, не имеющий строгой правовой регламентации для своих членов. Чтобы быть членом общественного клуба, достаточно лишь платить членские взносы. Наиболее распространенные общественные клубы: плавательные бассейны; городские клубы атлетической гимнастики.
К. развития- коммерческий клуб, создаваемый на кооперативных основах участниками строительства или жителями арендуемого дома для проведения спортивной или общественной работы.
К. туристов- форма организации туристской работы на предприятии, в учреждении, учебном заведении. Создается при условии вовлечения в регулярные занятия туризмом не менее 300 человек.
К. туристский- общественный туристский орган. Работает под непосредственным руководством совета по туризму и экскурсиям, туристско-экскурсионного объединения, туристско-экскурсионного предприятия при активном участии профсоюзных, физкультурных и др. общественных организаций города (района). Руководящий орган К. т. – совет, к-рый формируется из представителей туристских секций предприятий, учреждений, объединений и т. д. Организует массовую и учебно-методическую работу с общественными туристскими кадрами. В системе Федерации туризма и отдыха профсоюзов функционирует немногим более 1 тыс. К. т.
Старейшим К. т. России был «Русский турингклуб» – форма организации российских любителей туризма. Учрежден в 1895, а затем преобразован в Российское общество туристов, в 1928 – в Общество пролетарского туризма. Как К. т. в России развивался Крымско-Кавказский горный клуб. Основан в 1905 как форма организации любителей горных путешествий. Имел отделения в Севастополе, Екате-ринославе, Гаграх, Баку, Феодосии, Ялте и др. городах. Организовывал пешеходные экскурсии. В его структуре функционировало экскурсионное бюро (Ялта) с целью разработки описаний маршрутов и экскурсий, рекомендаций экскурсантам по методике выбора маршрутов и объектов экскурсий.
К. юного туриста- общественный орган подросткового туризма. Как правило, функционирует при методическом содействии станции юных туристов.
КЛУБНЫЙ ОТДЫХ
Вид туристской деятельности: проведение отдыха в средствах размещения, принадлежащих клубу отдыха (см. Клуб).
Физическое или юридическое лицо, приобретшее право на К. о. на основе договора, содержащего определенные законом существенные условия, в целях, не связанных с извлечением прибыли, и ставшее членом клуба отдыха, не приобретает при этом право собственности или иное вещное право на предоставляемое ему клубом отдыха средство размещения, если законодательством страны, на территории к-рой зарегистрирован клуб отдыха, не предусмотрено иное (фактически приобретается только право проживания).
К. о. может реализовываться:
• в режиме реального времени, когда его продолжительность и качество зависят от количества принадлежащих покупателю применяемых клубом отдыха условных единиц измерения (напр., баллов или кредитных очков);
• в режиме разделенного времени (таймшер) – в определенный . период каждого года сроком не менее недели.
Приобретая право на К. о. (т.е. на совместное владение недвижимостью – кондоминиум), покупатель получает также право пользоваться услугами во время отдыха (газо-, электро-, водоснабжение, телефонная связь, сбор отходов, проведение уборки и т.п.), а также сооружениями (бассейн, баня, сауна, спортивные площадки и т.п.) на условиях компенсации эксплуатационных расходов и оплаты управленческих взносов, фиксируемых в договоре на К. о. При этом средства размещения и сооружения должны отвечать стандартам, а услуги иметь сертификат соответствия.
Договор на К. о. заключается на срок не менее одного года. Сведения о покупателе вносятся в реестр членов клуба. Член клуба может продать свое право на К. о. по правилам, установленным клубом отдыха.
Клубное владение отдыхом начало развиваться в мире с сер. 60-х гг. и на 1997 в систему международного обмена было вовлечено 4740 клубов отдыха, объединявших 3755 тыс. членов. На долю К. о. приходилось примерно 1% объема международного туризма. Этот сегмент туристского рынка динамично развивается. Мировой лидер туристской индустрии владения К. о. компания RCI (Resort Condominiums International) объединяет свыше 3100 гостиничных и курортных предприятий, охватывающих 2200 тыс. членов в 174 странах мира, что позволяет каждому владельцу К. о. выбирать место проведения отдыха из 3100 вариантов.
Ассоциация (некоммерческая) российских компаний, действующих на рынке клубного отдыха (АРККО), создана в 1994 (как Российская таймшер ассоциация) и на кон. 1999 объединяет более 100 российских и иностранных фирм.
Другая система II (Interval International) предлагает клиентам на выбор более 1000 отелей высокого класса на фешенебельных курортах мира.
КОМПАНИЯ
Корпоративная организация, к-рая является юридическим лицом, отличным от юридического лица ее участников. Оперирует как самостоятельная единица, успеха к-рой добиваются все ее члены.
Название «компания» (Company) присуще фирмам Великобритании, «корпорация» (Corporation) – США, «общество» (Societe) – Франции и (Gesellschaft) – Германии. Согласно Гражданскому кодексу РФ, 1996, подобные организации в России должны называться «общества» или «товарищества».
Как юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, К. могут создаваться в форме компаний (обществ) с неограниченной (ответственность ее членов ничем не ограничена) и ограниченной (ответственность ее участников по долгам компании ограничена) ответственностью, быть акционерными частными (когда акции не могут быть проданы населению) и публичными (с правом предложения акций населению и при соблюдении ряда условий для свободного обращения акций на фондовой бирже). Во всех случаях форма юридического лица должна отражаться в его наименовании.
К. туристские могут создаваться для управления гостиницами (см. Гостиница), перевозки пассажиров. Такиетранспортные компании представляют собой крупные объединения разнопрофильных туристских предприятий, предоставляющие комплекс туристских услуг в виде инклюзив-туров на собственной гостиничной базе. Практически все крупнейшие авиакомпании мира имеют собственные гостиничные цепи. Так, американская авиакомпания «TWA» приобрела зарубежные гостиницы корпорации «Хилтон» и владеет 5-3 гостиницами в 36 странах мира, французская авиакомпания «AIR FRANCE» создала собственную гостиничную цепь «Меридиан» (20 гостиниц). Собственные гостиничные цепи имеют и др. крупнейшие компании мира: «KLM» (Голландия), «ALITALIA» (Италия), «SWISS AIR» (Швейцария), «British Airways» (Великобритания), «SAS» (Скандинавские страны), «IBERIA» (Испания) и др.
Широкое распространение получают созданные авиакомпаниями дочерние авиачартерные и туроператорские фирмы, готовящие и реализующие инклюзив-туры, составным элементом к-рых является перевозка туристов на самолетах своей авиакомпании. Так, компанией «AIR FRANCE» основана фирма «SOTAR», швейцарская авиакомпания «SWISS AIR» участвует в капитале крупнейшего туроператора страны – фирмы «KUON Y». «ВА» владеет двумя туроператорами: «SOWRIN» и «ENTERPRISES». В Голландии авиационной компанией «KLM», судоходным концерном «NSU» и голландской железнодорожной компанией создан туристский консорциум «HINT».
В России контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (Закон РФ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», 1996).
КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТУРИЗМУ
Представительный форум специалистов и ученых по анализу туризма как глобального социально-экономического явления.
К. по т. всемирная. Первая Всемирная конференция по туризму состоялась в Риме (Италия, 1963). Проводилась ООН. На конференции были представлены 87 государств, 5 специализированных учреждений, 7 межведомственных и 14 неправительственных организаций. Рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с туризмом, и разработаны рекомендации, направленные на ускоренное развитие этой массовой формы общения. Важным результатом было принятие официального определения таких понятий, как «временный Посетитель», «Турист», «Экскурсант», что обеспечило определенную унификацию и сопоставимость Статистики туризма. Большое место заняли вопросы, связанные с упрощением пограничных и таможенных формальностей. Рассмотрены общее направление развития туризма, создание соответствующей материальной базы, системы подготовки кадров, а также характер содействия развивающимся странам.
Вторая Всемирная конференция по туризму была проведена по решению ООН Всемирной Туристской Организацией в Маниле (Филиппины, 1980). Участвовали делегации от 107 государств и 91 международной правительственной и неправительственной организации. Принята Манильская декларация по мировому туризму. Конференция уделила большое внимание развитию туризма как деятельности, имеющей важное значение в жизни народов, социально-экономических отношениях государств; определила роль туризма в национальной экономике и международной торговле как важного показателя мирового развития.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|