|
ПОТРЕБНОСТИ РЕКРЕАЦИОННЫЕ
Необходимость в психо-физиологическом и духовно-интеллектуальном развитии сил индивида. Потребности психо-физиологические реализуются через питание, сон и движение; духовно-интеллектуальные – через познание, общение и оздоровление. Питание и сон являются естественной основой рекреации, обеспечивают простое воспроизводство затраченных физических и нервных сил человека. Движение воздействует через мышцы на уровень обмена веществ и на деятельность важнейших функциональных систем организма. Познание – потребность человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, накоплении и углублении знаний. Общение -удовлетворение коммуникативной потребности человека, т. е. потребности в физической, психологической, материальной и духовной связи с др. людьми. Оздоровление – сознательная деятельность, направленная на восстановление сил индивида. Есть общее правило – только занятия, сопровождающиеся положительными эмоциями, выполняют восстановительную функцию, в то время как отрицательные эмоции, даже если они связаны с занятиями, нарушающими монотонность обыденной жизни, не выполняют рекреационной функции.
Духовно-интеллектуальные П. р. менее стабильны и подвержены изменениям из-за меняющейся социально-экономической среды. Напр., возможности познания благодаря новым информационным носителям (телевидению, радио, ЭВМ и т. п.) изменились за 40-50 лет коренным образом. В современном обществе ощущается и нарастает дефицит в удовлетворении П. р., связанных с рациональным питанием и сном, активным движением и т. д. Именно эта ситуация обостряет кризис здоровья населения, снижает уровень стрессоустойчивости. Выход из кризисной ситуации требует поиска эффективных способов рекреации, главным из к-рых является активный туризм. Современные концепции туризма характеризуются доминированием в экономике туризма идей неокейнсианства и институционализма. Эти концепции в центр экономической системы ставят человека с его сложным миром потребностей, в т.ч. и П. р., в расширенном воспроизводстве физических, интеллектуальных и духовных сил.
Движение – биологическая потребность, форма проявления активности человека. Рекреационная сущность движения проявляется в том, что расходуемые во время движения физические силы активизируют быстрое восстановление эмоциональных и интеллектуальных сил. «Наша жизнь – безостановочное движение, и полное безделье скоро становится невыносимым, порождая отчаянную скуку. Эту потребность в движении надо регулировать, чтобы методически – и, следовательно, полнее – удовлетворить ее» – так мыслил немецкий философ А. Шопенгауэр.
ПОТРЕБНОСТИ ТУРИСТСКИЕ
Специфические потребности, по форме определяющие «охоту к перемене мест», тягу к путешествиям, познанию нового. По содержанию П. т. равны Потребностям рекреационным. Потребность для ее удовлетворения требует известного арсенала средств. Согласно австрийской политэкономической школе средства, к-рыми располагает человек для удовлетворения его потребностей, называют благами. Благо обычно выступает в материальной форме – товары либо в нематериальной – услуги. В туризме благо как средство удовлетворения потребностей выступает, как правило, в виде услуг.
Блага туристские – 1) туристский продукт или туристская услуга, к-рые удовлетворяют потребности людей; 2) туристский объект, имеющий положительную общественную полезность.
Материальные Б. т., к-рые представлены на рынке, по характеру потребления делятся, в свою очередь, на блага разового потребления (продукты питания и некоторые промышленные товары); предметы длительного пользования; туристские услуги; духовные блага; капитальные блага; природные блага.
Блага в зависимости от характера объекта их потребления подразделяют на блага личного пользования; блага коллективного пользования; блага общественного пользования. Будучи присвоенными экономическими объектами, они становятся соответственно личной, коллективной и общественной собственностью.
В зависимости от характера использования полезности блага подразделяют на блага конкурентные (если такое благо получил один хозяйствующий субъект, оно уже не достается другому); блага неконкурентные (ими пользуются все потребители в равной мере); блага смешанного пользования (используются как лицами, к-рые их присвоили, так и коллективами в целом).
В зависимости от редкости Б. подразделяются на следующие виды:
Б. неэкономические – общедоступные блага, к-рые имеются в природе в достаточном количестве;
Б. экономические – редкие и ограниченные блага.
Согласно П. Хейне, развившему теорию общественного богатства («богатство есть высшая форма блага»), экономический рост состоит не в увеличении производства вещей, а в росте богатства, поскольку богатство – это все, что люди ценят. К. Маркс называл свободное время (см. Время рекреационное) истинным общественным богатством, поскольку именно в свободное время происходит расширенное воспроизводство живых сил человека – главной производительной силы общества. И как качественно новая производительная сила человек затем вступает в процесс общественного производства.
Богатство как экономическая категория существует только в структуре оценок и суждений человека о ценности того или иного блага.
В туризме средствами удовлетворения потребностей выступают различные блага – туристские продукты и услуги, ценность к-рых проявляется благодаря обладанию субъектом нек-рым запасом богатств (денег, свободного времени и т.п.), позволяющих ему удовлетворить потребности.
Мотивы туризма. В экономике туризма часто употребляется понятие «мотив». Под термином «мотивы туризма» понимают те побудительные причины, к-рые определяются биологическими и социальными потребностями и заставляют людей удовлетворять их, приобретая туристский продукт. Существует множество М. т., зависящих от специфических особенностей субъектов туристской деятельности. Специальные исследования, основанные на признании приоритета «принципа деятельности», объясняют мотивацией не только выбор, но и само поведение людей во время путешествия, а значит, и тот опыт, к-рый развивает П. т.
М. т. культурные. К этой категории мотивов принадлежат те элементы, к-рые охватывают все культурное наследие страны, предлагаемое туристам для обозрения, – исторические места, археологические памятники, музеи, картинные галереи, народные промыслы и т. д.
М. т. природные чрезвычайно привлекательны для туристов, напр, море, горы, растительность, солнце и т.д. Все они играют существенную роль в создании определенных форм туризма, особенно зимнего, спортивного, морского, горного туризма и т.д. Необходимо заметить, что природные элементы с точки зрения туризма очень полезны, так как удовлетворяют психологические и биологические потребности населения урбанизированных областей, к-рое ищет в туризме отдых, развлечение и смену окружающей обстановки.
М. т. психологические. К этой категории относят мотивы туристов, к-рые побуждают их путешествовать и к-рые отвечают психологическим потребностям человека. Доказано, что только немногие туристы повторно выбирают тур для посещения мест, где они уже были, исключая случаи, если при этом присутствуют сентиментальные причины или сильный экономический мотив туризма. Психологические мотивы по мере увеличения доходов влияют на большое количество решений, принимаемых туристами для путешествий по новым туристским маршрутам.
М. т. экономические. К этой категории принадлежат все те экономические элементы, к-рые охватывают стоимость жизни в туристских центрах, стоимость путешествия и т. д. Экономические мотивы играют существенную роль в формировании недорогостоящих пакет-туров (см. Тур), существенно влияют на поведение туристов со средними доходами. Из-за этого они представлены особым способом в коммерческих объявлениях (рекламе), к-рые издают фирмы, принимающие туристов, а также туристские офисы и агентства, обслуживающие клиентов, желающих путешествовать индивидуально и недорого.
Иерархия потребностей – распределение потребностей индивида в порядке убывания значимости их воздействия на мотивацию. Выделяются пять крупных категорий потребностей (см. рисунок на с. 160), к-рые образуют индивидуальные иерархические структуры для каждого человека в разные периоды его жизни: 1) физиологические потребности (удовлетворение чувства голода, жажды, сон и т. п.); 2) потребность в безопасности; 3) социальные потребности – потребность в принадлежности (удовлетворяются через союз с др. людьми, общение, дружбу и т. п.); 4) потребность в признании (уважение, статус, власть и т. п.); 5) потребность в самовыражении (творчество, свобода, независимость, знания, понимание).
Эволюция потребностей в зависимости от психологического развития индивида в течение его жизни
ПОХОД
Туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение оздоровительных и познавательных потребностей туристов при активных способах передвижения по маршруту (ГОСТ Р 50690-94 «Туристские услуги»).
П. оздоровительный – организованное туристское мероприятие с целью рекреации, отдыха на природе. В нем могут участвовать все слои населения – учащиеся школ, студенты, молодежь, родители с детьми, люди среднего и пожилого возраста. П. о. имеет категорию не выше третьей.
П. приключенческий – организованное туристское путешествие с целью пройти трудный маршрут с возможными неожиданностями, удовлетворить страсть к приключениям, реализовать себя как сильную личность, самоутвердиться. В П. п. могут участвовать только опытные туристы, достаточно тренированные и хорошо оснащенные (в зарубежных туристских фирмах, организующих приключенческие туры, в ряде случаев от туриста требуется расписка, снимающая ответственность фирмы при возможном несчастном случае). При организации П. п. особое внимание обращается на обеспечение безопасности участников.
П. туристский самодеятельный – путь следования, маршрут похода, соответствующий туристским разрядным требованиям ЕВСК. Походы (маршруты) данного типа могут классифицироваться по 6 категориям в зависимости от их продолжительности, протяженности и технической сложности. Проведению П. т. с. предшествуют планомерный учебно-тренировочный процесс в туристских секциях, клубах, научно-методическая разработка маршрутов, материально-техническое обеспечение туристов, подготовка общественных туристских кадров (см. Маршрут туристский).
В соответствии с Единой спортивной классификацией (ЕВСК) выделяют виды П. – пешеходный, горнолыжный, горно-пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, автомобильный, спелеотуристский.
П. учебно-тренировочный – организованное туристское путешествие с учебными и тренировочными целями. Участники П. у.-т. – молодые начинающие туристы, к-рые стремятся овладеть знаниями и навыками, необходимыми для прохождения маршрута определенной сложности. В качестве инструкторов-преподавателей на таких мероприятиях выступают опытные туристы, обладающие соответствующими знаниями и имеющие необходимую квалификацию.
Правила организации и проведения туристских П.-порядок организации, проведения и подведения итогов туристских П. Содержат 6 разделов: общие положения; порядок организации и проведения самодеятельных туристских П.; оформление документации на проведение П. и путешествий; требования к организациям, проводящим П.; требования к руководителю П., его обязанности и права; обязанности и права участников туристских П.
ПРАКТИКА ТУРИСТСКАЯ
1) Деятельность, воздействующая на производство туристских услуг, продукции, обслуживания, товаров туристского назначения; 2) способ организации занятий людей туризмом и экскурсиями. В центре этой деятельности находится человек – организатор своего отдыха. Оплачиваемые отпуска, праздничные и выходные дни способствуют созданию объективных предпосылок для формирования все более значительного контингента лиц, к-рые стремятся найти в П. т. выражение своей индивидуальности и интересов. П. т. предполагает занятия туризмом и экскурсиями в конце рабочего дня, рабочей недели, в праздничные дни и каникулярный период, период отпусков для всех социальных, профессиональных, возрастных и демографических групп, слоев населения как на индивидуальной, так и на коллективной основе. П. т. обусловливает спрос, а также его воздействие на туристско-экскурсионные потоки, формирует потребности во внутреннем туризме, международных обменах. Предполагает поощрение личного, группового и семейного приоритетов в туризме, основанных на системе специальных льгот, предоставляемых в виде снижения тарифов на наземный транспорт, введения социальных скидок в несезонный период на авиатранспорте, в гостиницах и др. предприятиях туристского размещения и т. п.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|