Сделай Сам Свою Работу на 5

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ТУРИСТСКОЕ





Законодательную основу туризма в России составляет Граждан­ский кодекс Российской Федерации (часть I введена в действие с 1 января 1995, часть II – с 1 марта 1996) – закон прямого действия, повсеместно применяемый юридическими лицами и гражданами РФ, направленный на стабильное регулирование сложившихся в резуль­тате реформ отношений. Гражданский кодекс РФ определяет основ­ные права и обязанности предпринимателей, обеспечивает и защи­щает экономические и личные права граждан, устанавливает прави­ла об имущественном и рыночном обороте. Регламентирует систему туристского предпринимательства, правоприменительных и договор­ных отношений в сфере туризма. Законодательство Российской Фе­дерации о туристской деятельности состоит из Закона РФ «Об осно­вах туристской деятельности в РФ», принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Рос­сийской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, к-рые не могут противоре­чить данному Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.



ЗАКОН ФЕДЕРАЛЬНЫЙ «ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» . Принят в 1996 (№ 132-ФЗ); определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникаю­щие при реализации прав граждан Российской Федерации, иностран­ных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет поря­док рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

В Законе (Ст. 1) приводятся 18 основных понятий, к-рые являют­ся нормативными и имеют лишь указанное в Законе значение: туризм, туристская деятельность, туризм внутренний, туризм выездной, ту­ризм въездной, туризм социальный, туризм самодеятельный, турист, туристские ресурсы, туристская индустрия, тур, туристский продукт, продвижение туристского продукта, туроператорская деятельность, турагентская деятельность, услуги гида-переводчика, туристская путевка, туристский ваучер.



Закон определяет принципы, цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности. В частности, указано, что государство признает туристскую деятель­ность одной из приоритетных отраслей экономики РФ. Государство призвано создавать условия, благоприятные для развития туристс­кой деятельности, формировать представление о России как стране, благоприятной для туризма, осуществлять поддержку и защиту рос­сийских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности (Ст. 4) являются: обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; охрана окружающей среды; создание условий для деятельности, на­правленной на воспитание, образование и оздоровление туристов; развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граж­дан при совершении путешествий; создание новых рабочих мест; уве­личение доходов государства и граждан РФ; развитие международ­ных контактов; сохранение объектов туристского показа; рациональ­ное использование природного и культурного наследия.

Приоритетные направления государственного регулирования ту­ристской деятельности – поддержка и развитие внутреннего, въезд­ного, социального и самодеятельного туризма.

Это регулирование должно осуществляться, в частности, путем создания нормативных правовых актов в целях совершенствования отношений в сфере туристской индустрии; содействия в продвиже­нии туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рын­ках; защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопаснос­ти; создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию; налоговой и таможенной поддержки туроператоров и ту­рагентов, занятых внутренним и въездным туризмом; содействия под­готовке кадров для туристской отрасли; развития научных исследо­ваний; содействия участию российских туристов, туроператоров, ту­рагентов и их объединений в международных туристских программах; обеспечения картографической продукцией.



Закон устанавливает (Ст. 5), что в целях защиты прав и интере­сов туристов осуществляются лицензирование и стандартизация ту­роператорской и турагентской деятельности, а также объектов тури­стской индустрии, сертификация туристского продукта.

В Законе прописаны права и обязанности туриста (Ст. Ст. 6, 7) при подготовке и во время совершения путешествия, соответствую­щие международным нормам, в частности, право на возмещение убыт­ков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения усло­вий договора розничной купли-продажи туристского продукта тур­оператором или турагентом.

Гл. IV Закона посвящена особенностям туристской деятельности в условиях туристского рынка, в частности, вопросам реализации туристского продукта; выполнению обязательств по заключенным договорам (Ст. 10). Гл. V – объединениям туроператоров и тураген-тов, объединениям туристов, условиям их деятельности. Отдельные главы Закона раскрывают особенности туристской деятельности в отношении использования туристских ресурсов (гл. VI); условия и гарантии обеспечения безопасности туристов и организации страхо­вания в туризме (гл. VII); основы международного сотрудничества в сфере туризма (гл. VIII); ответственность за нарушение законодатель­ства РФ о туристской деятельности (гл. IX).

ЗАКОН ФЕДЕРАЛЬНЫЙ «О МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВО­РАХ». Принят в 1995 (№ 101-ФЗ); определяет правовую основу меж­дународного сотрудничества России, в т.ч. в сфере туризма.

Право граждан на отдых – конституционная гарантия гражданам РФ; область государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации в целях его обеспечения.

П.г. на свободу передвижения – конституционная га­рантия гражданам РФ; область государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации в целях ее обеспе­чения.

П. международное – Российская Федерация признает (Кон­ституция РФ, 1993) приоритет международного права (в т. ч. в обла­сти туризма) в тех случаях, когда действующее национальное зако­нодательство или иные правовые акты не соответствуют действию установленных международных норм (Закон РФ «Об основах турис­тской деятельности в РФ», 1996).

Правовая работа в туризме – динамика правового обеспечения, процесс создания и использования правовых норм для регулирования деятельности туристско-экскурсионных хозяйств. Обязательна для центрального органа управления туристско-экскур-сионной системой, для объединений и предприятий, всех должност­ных лиц во всех областях их деятельности. Правовой статус туристс-ко-экскурсионного предприятия после перевода на хозрасчет стал впервые определяться с помощью закона, обращенного непосред­ственно к трудовым коллективам, органам управления, должностным лицам и гражданам.

ЗАКОПАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Договор о принципах долгосрочного сотрудничества молодеж­ных туристских организаций. Впервые подписано в 1964 в Закопане (Польша). Уточнялось в 1974, 1979, 1984 и 1988-89. Представляет собой коллективно разработанную программу с обязательным уточ­нением по пятилетним периодам. В программе сформулированы цели, задачи и основные направления развития обмена на двусторонней и многосторонней основах. 3. с. фиксирует традиционные формы туристских поездок, экскурсий, путешествий и др. виды организован­ного отдыха. 3. с. предусматривает систему двустороннего обмена на безвалютной основе, т. е. по принципу предоставления сторонами равнозначных услуг; единую систему оценок туристских услуг; орга­низацию поездок групп молодежи в фиксированные сроки на основе типовых программ пребывания по стандартным маршрутам. В рам­ках 3. с. в туризме и обменах ежегодно принимают участие милли­оны молодых туристов.

 

И

ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ

Система принципов, критериев, отношений, регулирующая на­правление капитальных вложений в развитие туризма в рамках стра­ны, региона, фирмы. При инвестировании важно определить уровень рентабельности, к-рый зависит от продолжительности и условий ис­пользования объекта инвестирования. Критерии выбора, воздейству­ющие на принятие решения об инвестировании: величина капитало­вложений, определяемая финансовыми возможностями предприятия; срок инвестирования, к-рый не должен превышать максимальные сроки возмещения фондов, иначе риск может стать слишком значи­тельным (изменение технологии, клиентуры); рентабельность, к-рая может обеспечить достаточную прибыль от этих капиталовложений.

Достоверно узнать, к чему – прибыли или убыткам – приведет инвестиция, можно лишь в случае перепродажи объекта. Этот риск не разделяется ни банкиром, ни любым др. заимодавцем, к-рым, не­зависимо от успеха или краха инвестиционной операции, должны быть полностью возвращены кредиты. Поэтому банкиры практику­ют выдачу ссуд на условиях соучастия, что позволяет им контроли­ровать предприятие в периоды риска и получать не только процен­ты, но и часть прибыли.

ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА

Сфера предпринимательства, состоящая из видов обслуживания, которые опираются на принципы Гостеприимства (см.), характери­зующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям.

Концепция работы И. г. иначе называется в США «дом вне дома». Это означает, что гостиницы работают 24 часа в сутки, 7 дней в неде­лю и 365 дней в году, а это требует от персонала постоянной, долгой и интенсивной работы. В этих условиях опыт и навыки конкретной работы приобретаются очень быстро и столь же быстро идет продви­жение по служебной лестнице.

И. г. включает широкий спектр малых индивидуальных предпри­ятий, таких, как гостиницы и мотели, рестораны, театры и объекты показа (см. Предприятие туристское независимое). Все эти предприя­тия имеют то общее, что, как выразился американский специалист М.Мейер, их «продукт – это комплекс физических, социальных и эмо­циональных компонентов. Это святилище физического и душевного покоя, дом вдали от дома».

Предприятия И. г.: рестораны, гостиницы, курорты – участвуют в создании невидимого и «скоропортящегося» продукта, годного к употреблению только в момент его предложения потребителю.

Обязанность и умение предчувствовать, распознавать и удовлет­ворять законные потребности гостей настолько фундаментальны для И. г., что не могут рассматриваться только как служебные обязанно­сти кого-либо из работников.

И. г. относится к трудозатратным отраслям – каждый работник в И. г. США приносит компании в среднем 16 000 – 20 000 долл. дохо­да в год (в оптовой торговле – 286 000, в розничной – 54 000 долл.). Расходы на заработную плату в И. г. составляют 25 – 30 % от оборо­та (в оптовой торговле – 5, в розничной – 12 %).

И. развлечений- сфера предпринимательства, развиваю­щаяся в рамках туристского инфраструктурного комплекса, в к-рую входят игорные заведения, дворцы-отели, парки аттракционов, ноч­ные клубы, рестораны и бары, варьете, шоу и т. п. Мировым лидером И. р. является Лас-Вегас, США. Здесь работают свыше 50 казино, большинство из к-рых находится на территории специально выстроен­ных отелей. В целях диверсификации предприниматели в поел, время развивают «курортное» направление – семейный отдых. (См. также Бизнес туристский).

Казино- необходимый элемент создания круглогодичного ту­ристского потока и снижения сезонности. Вторым доводом в пользу разрешения и развития этого вида предпринимательства является то, что К. представляет собой новый источник занятости и доходов.

Система охранных мероприятий в И.г. включает три основных направления: охрана гостей и их имущества; охрана служащих; охрана имущества компании.

ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА

1) Совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительно­го, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчи­ков (Закон «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996);

2) Межотраслевой комплекс по производству товаров и услуг для туризма; 3) Самостоятельное звено хозяйственной структуры – эко­номическая система, состоящая из комплекса отраслей и подразделе­ний, функции к-рых заключаются в удовлетворении разнообразного и усложняющегося спроса на различные виды отдыха и развлечений.

Если в 1950 оборот И. т. во всем мире достиг 55 млн ЭКЮ, то в 1987 – 2000 млн ЭКЮ, т. е. оказался практически равен валовому национальному доходу такой развитой страны, как Япония. Туризм получил индустриальное и повсеместное развитие в послевоенный период в результате воздействия ряда факторов: роста доходов насе­ления, в частности той части, к-рую можно употребить сверх удов­летворения потребностей первой необходимости на удовлетворение рекреационных потребностей; растущей урбанизации и ухудшения экологической ситуации в городах; роста массива свободного време­ни; развития транспортных средств; увеличения доли международ­ной торговли в хозяйственном комплексе; развития международного разделения труда.

Предприятие И.т.- поверенный по договору поручения туроператора (доверителя), к-рый обязан от имени туроператора и за его счет совершить определенные юридические действия, при этом права и обязанности по сделке, совершенной предприятием И. т., воз­никают непосредственно у туроператора (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 971).

И. т. образуется из предприятий, выпускающих товары и услуги, без к-рых не может существовать туризм. Это Индустрия гостепри­имства – предприятия, предоставляющие услуги по размещению: го­стиницы, мотели, кемпинги, пансионы, меблированные комнаты, дома отдыха и т. д., а также те предприятия питания, к-рые являются неотъемлемой частью предприятий, предоставляющих услуги по раз­мещению (рестораны в гостиницах, столовые в пансионатах и домах отдыха и т. д.); инфраструктура туроперейтинга – туристские фир­мы, занимающиеся организацией и продажей туристских поездок; транспортная инфраструктура туризма- транспортные организации, занимающиеся туристскими перевозками; учебная инфраструктура туризма – учебные заведения по подготовке и повышению квалифи­кации специалистов туристской индустрии; информационная инфра­структура – системы бронирования и резервирования мест; инфор­мационные и рекламные службы; органы управления туризмом -государственные учреждения, в функции к-рых входит управление развитием туризма в стране и в регионах; научная инфраструктура туризма – научно-исследовательские организации, занимающиеся сбором и обработкой статистических данных по туризму, составле­нием научных прогнозов и научными исследованиями в области эко­номики и социологии туризма; предприятия по производству товаров туристского спроса; торговая инфраструктура туризма – пред­приятия розничной торговли по продаже товаров туристского спро­са; инфраструктура производственная – комплекс действующих сооружений, зданий, сетей, систем, непосредственно не относящихся к производству туристского продукта, но необходимых для самого процесса производства туристских услуг, – транспорт, связь, сети энер­госнабжения, водоснабжения и пр.

Помимо этих предприятий обслуживанием туристов занимаются и те организации, к-рые могут существовать и без туристов, но дея­тельность к-рых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Это рент-кар – предприятия по прокату легковых автомо­билей; автохозяйства, предоставляющие автобусы для экскурсион­ного обслуживания туристов; таксопарки; рестораны; кафе; индуст­рия развлечений – спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, зоопар­ки, казино, выставочные и конгресс-залы и т. д.

Региональное распределение предприятий И. т. в мире крайне неравномерно. Так, на долю стран Европы приходится около 55 % мирового гостиничного фонда, Северной и Южной Америки – более 36, Африки – 1,4, Азии и Ближнего Востока – около 8 %. Помимо гостиниц, мотелей и пансионатов, составляющих основные средства размещения, к И. т. относится большое число дополнительных средств размещения (см. Средства размещения в туризме).

Специфические свойства И. т.: ресурсная ориентация в размеще­нии туристских предприятий; сезонный и цикличный характер про­изводства; необходимость значительных капиталовложений в соци­альную и производственную инфраструктуру (сети и коммуникации, аэропорты и т.п.).

В международных, межнациональных и региональных турист­ских проектах проблемы И. т. рассматривают в следующих аспектах:

1.Прогнозирование развития туризма: цели, землепользование; инвентаризация ресурсов; инфраструктура; социологические парамет­ры, урбанизация; транспортные средства и организационные регла­ментации; общий туристский потенциал.

2.Экологические последствия развития: экологические ограниче­ния, меры защиты экологических ценностей; оптимизация пропуск­ной способности объектов и нагрузок на них; регулирование исполь­зования территории, гигиена окружающей среды; здоровье местного населения; капитальные вложения в инфраструктуру и экологичес­кие мероприятия; административные и правовые меры.

3.Социальные последствия развития: согласование интересов основных групп населения – туристов, обслуживающего персонала и прочих местных жителей; оценка социальной жизнеспособности рай­она; занятость в И. т.; изменение рынка рабочей силы (привлечение подростков и пенсионеров); рост доходов населения; развитие социальной инфраструктуры региона, культуры, ремесел, возрождение национальных особенностей; уровень разрушения традиционных социальных и культурных ценностей.

4. Экономические последствия развития: воздействие на разви­тие национальной экономики, ее структурную перестройку; исполь­зование трудовых ресурсов; производство дополнительного наци­онального дохода; валютные поступления и улучшение структуры товарооборота; уровень включения в мировую хозяйственную си­стему.

5. Менеджмент развития И. т.: выявление национальных или ре­гиональных целей и задач; разработка скоординированной страте­гии достижения целей; обеспечение организационной структуры для принятия решений; развитие информационных систем и их унифика­ция; интеграция политики на местном, региональном и националь­ном уровнях; организационно-правовые мероприятия; инвентариза­ция всех ресурсов.

6. Общая стратегия и программные меры: определение системы социальных приоритетов на местном, национальном и региональном уровнях: формирование среднесрочных и долгосрочных концепций развития; балансирование потребностей в туризме с учетом ограни­ченности ресурсов; обеспечение диверсификации предложения и гиб­кости выбора оптимального пути развития.

И. т., особенно международного, характеризуется значительным ростом. Общее число посещений иностранными туристами европей­ских стран ежегодно возрастало на 7,4% в 1967-1977, на 6,7% в 1978 -1988, на 4,1 % в 1989-1992.

Аспекты воздействия туризма на экономику: туристское предпри­ятие, как и любое др., приносит выгоду, создает новые рабочие мес­та; туризм вызывает к жизни новую форму потребительского спроса – спрос на отдых, оказывает определенное влияние на развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, помогает развитию развлека­тельного и познавательного бизнеса, увеличивает доходы транспор­тных фирм, служб связи, формирует доходы от производства турист­ского снаряжения, увеличивает спрос на сувенирную продукцию, из­делия местных промыслов; способствует стабилизации валютных поступлений. Рост доходов туристских фирм обусловливает увеличе­ние поступлений в местный и госбюджеты через налоги.

Важен аспект взаимодействия И. т. с местным (региональным) территориальным хозяйственным комплексом. Развитие И. т. долж­но сопровождаться либо расширением местного производства, либо направленным снабжением местностей, посещаемых туристами (напр., в городах-курортах). В каждом конкретном случае эти вопросы решаются по-своему, с учетом возможностей местной про­мышленности и сельского хозяйства.

Региональные проблемы туризма и пути их решения: сезонность (сезонная дифференциация цен, развитие несезонных форм отдыха); транспортные проблемы (развитие дорожно-транспортной инфра­структуры, альтернативные пейзажные трассы для туристов, льготы на транспорт в несезон, привлечение дополнительного автотранспор­та и обслуживающего персонала в пиковые периоды); продоволь­ственные проблемы (развитие подсобных хозяйств, заключение пря­мых договоров на поставку, привлечение продовольственных фирм в туристский бизнес).

ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТСКАЯ

Необходимые и достоверные сведения: о правилах въезда в стра­ну (место) временного пребывания туриста и пребывания там, об обы­чаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памят­никах природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды (Закон «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996).

Достоверность, надежность информации- соот­ветствие распространяемой информации о туристском продукте реальному состоянию. Позиция ответственности турагента и туропе­ратора при продвижении туристского продукта (Закон «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.