Сделай Сам Свою Работу на 5

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ






в., вв. – век, века

в т. ч. – в том числе

г. – город (при названии)

гг. – годы

долл. – доллар (при цифрах)

др. – другой

ж/д – железнодорожный

и т.д. – и так далее

и т.п. – и тому подобное

к.-л. – какой-либо

км – километр

кол-во – количество

кон. – конец (при веках, годах)

к-рый – который

м2 – метр квадратный

млн – миллион

млрд – миллиард

так н. – так называемый

напр. – например

нач. – начало (при веках, годах)

нек-рый – некоторый

пол. – половина (при веках, годах)

сер. – середина

ел. обр. – следующим образом

см. – смотри

с.-х. – сельскохозяйственный

Ст. – статья

т. е. – то есть

т. к. – так как

т. о. – таким образом

тур – туристский (в сложных существительных)

тыс. – тысяча

I, II (римские цифры) – века, месяцы

1993 (арабские цифры) – годы


 

 

А

АГЕНТ

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, упол­номоченное по агентскому договору др. лицом (принципалом) дей­ствовать от его имени, например заключить договор между принци­палом и третьей стороной. За свою посредническую деятельность А. получает вознаграждение.

Деятельность А. регулируется Гражданским кодексом РФ 1996, Ст. 1005-1011. В туризме деятельность А. туристского заключается в продвижении и реализации Продукта туристского, разработанного Туроператором (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996), осуществляется на основании лицензии. (См. также Договорные отношения в туризме, Турагент).



АГЕНТСТВО ТУРИСТСКОЕ

Посредническое учреждение, организация по реализации турист­ского продукта, путевок, услуг. Характер занятий: хозрасчетная ком­мерческая деятельность. Как правило, А. т. не владеет средствами обслуживания и выступает в роли посредника между предприятиями обслуживания и покупателями.

В самом широком толковании А. т. – специализированная тури­стская фирма по разработке, реализации и организации путешествий, производящая продажу Путевок туристских, предоставляющая др. посреднические услуги по организации туристско-экскурсионного обслуживания (реклама, паблисити, размещение заказов на сувенир­ную и печатную продукцию и др.). А. т. производит два основных продукта: 1) предварительное бронирование мест с продажей транс­портных документов; 2) консультации клиентов и рекомендации ту­ристских маршрутов и видов обслуживания на них.



Наиболее индустриализированный вид А. т. – Туроператор, раз­новидность оптовой фирмы. Отличается более крупным объемом и широкой специализацией операций. Туроператорская деятельность: формирование, продвижение и оптовая продажа массовых серийных инклюзив-туров (См. Тур) (напр., «Томпсон Холидей» в Великобри­тании).

По сфере обслуживания А. т. делятся на: национальные (напр., Центральное транспортно-экспедиционное агентство – специализи­рованное хозрасчетное объединение; Молодежное туристское агент­ство «Интеримпекс» из Скопье (Македония); Агентство международ­ного туризма Панамы – AITPASA; Образовательная служба студен­ческого и молодежного туризма Мексики – SETEH; Служба путешествий Австралийского союза студентов, Центр студенческого и молодежного туризма Италии, Швейцарская служба студенческих путешествий и др.); региональные (типа Скандинавской службы сту­денческих путешествий – SSTS); международные (напр., Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств – FUAAW, Всемирная ассоциация туристских агентств – WAT А).

По характеру операций выделяются А, т.: розничные, к-рые осу­ществляют посредничество между покупателями или транспортны­ми компаниями, представляют интересы оптовых фирм в рамках одного города или района (напр., А. системы «Интурист», А. «Ганза турист» в Эссене, Мюнхене); оптовые, к-рые организуют крупные групповые или индивидуальные туристские поездки, сами разрабатывают туры на основе запросов клиентов или анализа конъ­юнктуры туристского спроса, обеспечивают эти туры рекламой («Никкерман унд Райзен» в ФРГ, «Америкэн Экспресс» в США и др.); генеральные – это А. т., k-рым принципал (туроператор или транс­портная компания) предоставил монопольное право продажи услуг (напр., продажу билетов на определенные виды транспорта или оп­ределенные линии, туры).



В продвижении туристского продукта А. т. помогают рекламные агентства – предпринимательские организации, специализирующиеся на разработке и проведении рекламных кампаний от имени клиента. Они предлагают туристским фирмам следующие услуги: резервирование рек­ламного пространства; доступ к средствам массовой информации; раз­работку оригинальных технических средств рекламы; платные исследо­вания, консультации о способах продвижения туристского продукта; консультации по маркетингу (см. Реклама туристская).

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Определение экономического потенциала, общих результатов хозяйственной деятельности, финансового положения и платежеспо­собности, эффективности производственной деятельности за опреде­ленный период или на определенную дату. Проводится на основе изу­чения Баланса предприятия.

В зависимости от специфики предприятия для А. р. д. п. исполь­зуются различные экономические показатели. Деятельность туристс­кого предприятия можно оценивать по показателям, представленным в таблице.

 

               
Показатели общих расходов Показатели поступления и расходования средств
расходы на маркетинг расходы на исследование и развитие накладные расходы административные расходы оплата ренты расходы на совершенство­вание продукции расходы, связанные с поставкой продукции чистая прибыль поступления от реализации активов амортизационные отчисления субсидии и дотации эмиссия акций увеличение долгосрочной задолженности увеличение краткосрочной задолженности
 
  Показатели использования средств    
организационные расходы капиталовложения вложения в прочие необоротные активы выплата дивидендов погашение долгосрочной задолженности приобретение быстрореализуемых ценных бумаг увеличение счета в банке
   
             

Показатели, характеризующие хозяйственную деятельность предприятия

АНИМАЦИЯ

1) Комплекс туроперейтинга (см. Туроператор) по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного вре­мени (см. Время рекреационное); 2) организация развлечений и спортивного проведения досуга. Анимационные программы вклю­чают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнава­лы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов, и т.п. (см. Деятельность рекреационная: Цикл рекреационных заня­тий).

Аниматор – специалист по формированию туристского продук­та и организатор рекреационной деятельности туристов.

Календарь событий (календарь регулярных международ­ных туристских мероприятий) – календарь наиболее интересных туристских (туристские выставки, ярмарки и биржи); культурных (конкурсы, выставки, декады, гастроли, фестивали и т.п.); спортив­ных (соревнования, чемпионаты, игры и т.п.); религиозных (празд­ники, литургии); экономических (ярмарки, выставки, конгрессы и т.п.); политических (фестивали, съезды, конференции, форумы и т.п.); исторических (праздники, мемориальные акции) и иных событий, при­влекающих туристов. К. с. разрабатывается и учитывается туропера­торами при формировании туристского продукта на новый тури­стский сезон.

Анимационная структура- фабула программы отдыха, представляющая последовательность состояний конструируемой (или текущей) деятельности: экспозицию, завязку, развитие, действие, куль­минацию, развязку.

АССОЦИАЦИЯ ТУРИСТСКАЯ

Добровольный союз, объединение равноправных предприятий, организаций туризма, родственных сфер обслуживания туристов и экскурсантов (напр., транспорта, размещения, питания, информа­ции, проката, клубов культуры и т.д.), а также физических лиц, созданное для достижения общей хозяйственной или к.-л. др. цели.

Различают А.: хозяйственные: торговые – добровольный союз предпринимателей, не преследующий целей извлечения прибыли и созданный для оказания его членам и целым направлениям бизнеса помощи в решении совместных задач. В России деятельность неком­мерческих общественных организаций (ассоциаций, союзов) регули­руется Гражданским кодексом РФ, 1996, Ст. 121. Основные направ­ления взаимодействия членов торговых А.: бухгалтерский учет и контроль; рыночное стимулирование; взаимоотношения с прави­тельственными органами; трудоустройство и наем рабочей силы; рас­пространение положительного опыта менеджмента; информационное обслуживание и образование; общественные (напр., Ассоциация туристских клубов и федераций туризма).

По сфере обслуживания А. т. делятся на: национальные (типа Российской ассоциации туристских агентств – РАТА, Национальной туристской ассоциации (НТА), Национальной куро­ртной ассоциации России (НКА), Болгарской ассоциации туризма и отдыха – БАТО, Ассоциации британских туристских агентств); регио­нальные (напр., Ассоциация «Объединенный университет туризма стран – участниц СНГ» и Международная ассоциация социального туризма – АСТУР в странах СНГ, Конференция турагентов стран Латинской Америки (COTAL), Ассоциация британских тур­агентств, Европейская туристская комиссия (ЕТК), Международное бюро социального туризма (BITS), Туристская ассоциация стран Тихоокеанского региона – РАТА, Арабская туристская ассо­циация – ААТТА – объединение агентств 14 арабских стран, Ассоци­ация студенческих туристских организаций стран Азии – STAL); меж­дународные (напр., Всемирная ассоциация туристских агентств -WATA, Международная ассоциация научных экспертов по туризму -AIEST, Студенческая ассоциация по воздушным перевозкам (CATА), Международный туристский альянс (АИТ) – организация обществен­ного содействия автомобильному туризму, Международная акаде­мия туризма).

Наиболее известные в Индустрии гостеприимства А. т.:

•Американская ассоциация клубных работников (SMAA) -свыше 4 тыс. членов из США и других стран мира. Основные цели SMAA – содействие эффективному управлению клубами, распрост­ранение профессиональных знаний о клубной деятельности, разви­тие клубной системы, удовлетворение потребностей населения в рек­реации, улучшении физического и социального здоровья общества. Проводит национальные и региональные семинары, конференции, распространяет литературу по организации клубной работы.

•Американская ассоциация кулинаров (ACF) – объединение про­фессиональных кулинаров и преподавателей кулинарии. Цель ACF -содействие в развитии профессиональных навыков ее членов, а так­же поощрение обучения и улучшение условий труда. Проводит нацио­нальную программу сертификации, а также программу обучения кулинарному мастерству. Издает профессиональный журнал «The National Culinary Review».

•Американская ассоциация отелей и мотелей (АН&МА) – феде­рация, объединяющая более чем 70 американских и 33 зарубежных ассоциаций индустрии гостеприимства. Ее членами являются руко­водители, представляющие 8900 предприятий размещения (1,3 млн гостиничных номеров – более 50 % всей гостиничной базы и свыше 80 % валового дохода гостиничной индустрии США). Имеет собствен­ный учебный центр некоммерческого характера (Ист-Лансинг, шт. Миннесота), создающий учебные материалы и пособия, необхо­димые для индустрии гостеприимства, и организующий специальные курсы повышения квалификации. Издает официальный ежемесячный журнал «Lodging», имеет собственную компьютерную информацион­ную систему, следящую за появлением новейшей информации по гостеприимству.

• Американское общество туристских агентов (ASTА) – самая крупная и влиятельная А. т. в мире. Основана в 1931 как Американ­ ская ассоциация пароходных и туристских агентов. Сейчас имеет 27 американских и 39 иностранных филиалов. Осуществляет деятельность по продвижению и совершенствованию турагентской индустрии путем предоставления интересов ее членов в законодательных органах, а также путем распространения информации профессиональ­ного характера. Проводит научные семинары по проблемам разви­тия туристской индустрии, считающиеся наиболее престижными в туристском мире. Ежегодный семидневный семинар состоит из 15 заседаний по маркетингу и менеджменту. Издает ежемесячные жур­налы «ASTA Travel News» и «Travel Agents, Management», а также еженедельную газету «ASTANOTES». Проводит авторитетный еже­годный Конгресс по международному туризму. Имеет 12 категорий членства, каждая из к-рых подразделяется на две основные группы: коллективное членство и индивидуальное членство.

•Ассоциация научных экспертов по туризму, международная (AIEST) – образована в 1951 как неправительственная организация, объединяющая ведущие учебные, научные, проектные организации и учреждения мира, занимающиеся проблемами туризма. Осущест­вляет консультации туристских предприятий, объединений, концер­нов, фирм в области туристского маркетинга, менеджмента.

•Ассоциация по социальному туризму и отдыху трудящихся, меж­дународная (МАСТОТ) – правопреемник с нач. 80-х гг. Международ­ного профсоюзного комитета по социальному туризму и отдыху (1968). Основные задачи МАСТОТ: оказание помощи членским орга­низациям в решении социальных проблем, относящихся к организа­ции отпусков, рациональному использованию свободного времени, туристской работе; содействие расширению сотрудничества между государствами на основе двух- и многосторонних соглашений; осу­ществление контактов между национальными туристскими учрежде­ниями. Штаб-квартира МАСТОТ находится в Праге.

•Ассоциация профессиональных организаторов конгрессов, меж­дународная – объединение (пул) туроператоров, специализирующихся на проведении международных конгрессов, фестивалей, конгресс-туров и их обслуживании.

•Ассоциация работников туристско-экскурсионных предприятий, отелей и ресторанов Санкт-Петербурга – объединяет туристские орга­низации Санкт-Петербурга (138 членов – 1996) в целях содействия развитию индустрии туризма и проведению международных выста­вок, фестивалей и туристских бирж (ИНТУРФЕСТ, ИНВЕТЕКС).

•Ассоциация социального туризма, международная (АСТУР) -добровольное объединение туристских организаций, предприятий и предпринимателей всех форм собственности стран СНГ, заинтересо­ванных в развитии туризма. Количество членов – 17.

• Ассоциация турагентств, всемирная (WATA) – объединяет более 250 турагентств различных стран. Осуществляет деятельность на коммерческих началах и распределяет получаемую прибыль на принципах пула.

• АСТОР – добровольное объединение российских туристских фирм в целях обеспечения устойчивого развития выездного туризма. Количество членов – 23 (1996).

• Международная ассоциация бухгалтеров-экспертов, работа­ющих в индустрии гостеприимства (IAHA), – объединяет более 3000 бухгалтеров, работающих в гостиницах, мотелях, ресторанах, клу­бах США, Канады, стран Карибского бассейна. Общей задачей IAHA является обучение с целью развития и совершенствования профессио­нальных знаний в бухучете, управлении финансами и анализа эконо­мической информации. Издает информационные бюллетени «The Bottomline» и «The President's Log». Проводит региональные конфе­ренции и ежегодный Конгресс, а также Конференцию по технологи­ям в гостиничной индустрии.

• Международная ассоциация руководителей гостиничных и маркетинговых служб (HSMAI) – основана в 1927, ее членами явля­ются граждане США, Канады, Австралии, европейских государств, стран Азии, Океании, Африки, Латинской Америки. 7 тыс. членов представляют интересы предприятий и организаций, 1 тыс. участни­ков – студентов. Основные цели HSMAI – обмен идеями, получение последней информации, разработка методов коммерческой и марке­тинговой работы. Организует и проводит национальные и междуна­родные конференции, совещания, выпускает журнал «Lodging», ин­формационные бюллетени «Marketing Review», «HSMAI Update» и «HSMAI Facilities Digest».

• Международная ассоциация руководителей предприятий пита­ния – объединяет более 3000 членов из США и стран Тихоокеанского региона, а также 1000 студентов, обучающихся по программам под­готовки руководителей предприятий общественного питания. Целью являются повышение стандартов обслуживания, обучение членов, подготовка будущих лидеров индустрии, информационное обслужи­вание предприятий питания. Издает информационный бюллетень «Food Executive».

• Мостуротель – добровольная общественная некоммерческая ас­социация гостиниц и туристских организаций, пропагандирующая деятельность отелей и туристских фирм по формированию турист­ского рынка в Москве. Объединяет 37 членов (1996).

• Национальная ассоциация директоров кейтеринга (NACE) -образована в 1958 г., объединяет около 1500 членов из США и Канады – директоров, преподавателей и менеджеров предприятий кейтеринга. Цель – признание профессионалами этого вида обслу­живания. Проводит образовательные конференции и вручает дипло­мы исполнительных директоров кейтеринга.

• Национальная ассоциация общественного питания в колледжах и университетах (NACUFS) – образована в 1958 в целях повышения уровня и стандартов общественного питания в школах, колледжах и университетах. Объединяет свыше 600 предприятий питания США и др. стран, а также 120 присоединившихся членов – поставщиков пищевой продукции. Проводит семинары и ежегодные конференции.

• Национальная курортная ассоциация (НКА) – общественное объединение (более 1500 курортных организаций России – 2000), дея­тельность к-рого направлена на продвижение курортного продукта на отечественном и зарубежном рынках, повышение качества курорт­ных услуг.

• Национальная туристская ассоциация (НТА) – добровольное общественное объединение (более 500 членов – 1996), созданное с целью оказывать содействие развитию туризма и туристской индуст­рии в России, повышению качества обслуживания туристов, продви­жению российского туристского продукта на международном тури­стском рынке.

• Общество руководителей предприятий общественного питания (SFM) – международная организация, объединяющая более 1 тыс. руководителей и менеджеров общественного питания, а также сту­дентов, обучающихся по программам ресторанного менеджмента. Цели – обмен идеями и опытом, использование современных мето­дов повышения профессиональной подготовки рабочих и служащих предприятий общественного питания.

• Организаторы международных встреч (MPI) – ассоциация про­фессиональных организаторов конгрессов, симпозиумов, менеджеров по проведению коллективных мероприятий конгрессного туризма. Информирует своих членов об изменениях в тенденциях развития этой области бизнеса.

• Российская ассоциация туристских агентств (РАТА) – объеди­няет более 500 членов (1997), ведет информационно-консуль­тативную деятельность по актуальным проблемам российского туристского бизнеса.

Принципы РАТА: политика «открытых дверей» для вступления новых туристских организаций и фирм смежных отраслей; максими­зация практической отдачи от членства в РАТА; региональное рав­ноправие и активная региональная политика; демократизм; защита прав потребителей.

Основные направления деятельности: законотворческая деятель­ность в области туризма и протекционизм; региональная политика; подготовка кадров; международная деятельность (сотрудничество с WTO, UFTAA, ASTA, I AT А и др.); выставочная деятельность; изда­тельская деятельность; защита национальных интересов российско­го турбизнеса; развитие информационных технологий. При правле­нии РАТА функционируют специальные комиссии (по выездному туризму, санаторно-курортному делу).

• Туризм и пресса (ТУРПРЕСС) – российская независимая самоуправляемая общественная организация, объединяющая писателей и журналистов, пишущих на темы туризма.

К А. т. примыкают как форма совместной некоммерческой дея­тельности федерации – союз, добровольное объединение ряда или нескольких родственных обществ, заинтересованных в современной интеграции или кооперации с целью активизации своей деятельно­сти. Функционируют на национальном уровне (напр., Российская федерация туризма – общественная организация самодеятельного туризма). Среди региональных и международных объединений туриз­ма – Международная федерация молодежных туристских организа­ций (МФМТО), Всемирная федерация ассоциаций турагентств (ФУААВ), Международная федерация молодежных общежитий (МФМО).

• Федерация ассоциаций турагентств, всемирная (FUAAW, ФУААВ) – организация, объединяющая 71 национальную и регио­нальную ассоциацию, к-рые представляют более 20 тыс. тур­агентств. Создана в 1966 с целью защиты профессиональных интере­сов турагентств и оказания им необходимой профессиональной помощи.

• ФИЖЕТ (FIJET) – Международная федерация журналистов и писателей по туризму. Действует при ЮНЕСКО.

• ХОТРЕК (HOTREC) – Конфедерация национальных ассоциа­ций гостиниц и ресторанов в Европейском Сообществе (ЕС), основа­на в 1982. Состоит из 22 национальных ассоциаций, к-рые представ­ляют более 1 млн предприятий, 4 млн служащих и имеют общий обо­рот около 100 млрд ЭКЮ (1998). Решения в рамках ХОТРЕК принимаются Генеральной ассамблеей, в к-рой представлены все государства-члены. Выполнение решений Генеральной ассамблеи, а также официальное представительство ХОТРЕК вменяются в обя­занность президенту и вице-президенту. Офис ХОТРЕК, возглавляе­мый исполнительным директором, находится в Париже. ХОТРЕК образует специальные (временные и более постоянные) рабочие груп­пы, к-рые разрабатывают различные темы, представляющие интерес для европейской индустрии гостиниц, ресторанов и кафе.

Задачи ХОТРЕК в соответствии с ее уставными положе­ниями: объединять представительские отраслевые организации индустрии гостиниц, ресторанов и кафе государств – членов ЕС, способствовать их тесному сотрудничеству; обеспечивать их предста­вительство в институтах ЕС и координировать предпринимаемые действия с соответствующими правительствами; обеспечивать выпол­нение принципов и задач Римского договора в соответствии с инте­ресами гостиничной и ресторанной индустрии государств – членов ЕС; организовывать регулярные встречи членов ХОТРЕК с целью поддержания уровня их информированности по всем вопросам про­фессиональных интересов, а также вопросам, находящимся на рас­смотрении одного из официальных органов ЕС или ХОТРЕК в целом; поддерживать регулярные контакты с др. европейскими пра­вительственными и неправительственными организациями, а также с др. секторами профессиональной деятельности, связанной с туриз­мом; публиковать материалы, отвечающие интересам членов ХОТРЕК.

Членами ХОТРЕК являются: Брюссельская ассоциация гостиниц и ресторанов, Фландрийская ассоциация гостиниц и ресторанов (Бель­гия); Британская ассоциация гостиниц, ресторанов и фирм, обслужи­вающих банкеты (Великобритания); Немецкий союз гостиниц и рес­торанов (Германия); Греческая гостиничная торговая палата (Гре­ция); Центральное объединение владельцев гостиниц и ресторанов Дании (Дания); Ирландская федерация гостиниц – ШР, Ассоциация ресторанов Ирландии – RAI (Ирландия); Испанская федерация гос­тиниц – FEH, Испанская федерация ресторанов – FER, Ассоциация владельцев гостиниц сферы туризма Испании – ZONTUR (Испания); Федерация итальянской ассоциации путешествий и туризма – FAIAT, Итальянская федерация общественного питания – FIPE (Италия); Национальная федерация владельцев гостиниц, ресторанов и кафе Люксембурга – HORESCA (Люксембург); Федерация ХОТРЕК (Нидерланды); Союз ассоциаций индустрии гостиниц и ресторанов Португалии (Португалия); Французская конфедерация владельцев гостиниц, ресторанов, кафе и дискотек – CFHRCD, Национальная федерация гостиничной индустрии – FNIH, Автономная генераль­ная федерация индустрии туристских гостиниц – FAGIHT, Француз­ский синдикат гостиничной индустрии – SFH, Национальный синди­кат цепочек гостиниц и ресторанов – SNC, Национальный синдикат владельцев ресторанов, производителей прохладительных напитков и владельцев гостиниц – SNRLH (Франция).

 

Б

БАЛАНС ПРЕДПРИЯТИЯ

Важнейшая форма бухгалтерской отчетности о результатах хо­зяйственной и финансовой деятельности предприятия. Состоит из ряда счетов, отражающих финансовое положение предприятия на опреде­ленную дату, как правило, на последний день отчетного периода (квартал, год). Позволяет изучать те или иные экономические явле­ния в жизни предприятия путем сопоставления показателей, характе­ризующих разные стороны его деятельности.

Б. состоит из двух основных разделов: актива и пассива. Активы должны быть равны сумме пассивов. Б. – это отчет о богат­стве туристской организации; отчет о том, из каких источников были сформированы активы. Активы – собственность предприятия, имею­щая денежное выражение. Различают активы: капитальные (здания, сооружения, земля, сырье, материалы и т. п.); финансовые (денежная наличность), которые всегда можно обратить в капитальные; нема­териальные («ноу-хау», патенты, лицензии и т.п.).

Баланс бухгалтерский – сводная таблица установленной формы, к-рая отражает в денежном выражении состояние средств предприятия как по их составу и размещению (актив), так и по их источникам образования, целевому назначению и срокам возврата (пассив). (См. Учет бухгалтерский.)

БАНК

Учреждение, аккумулирующее денежные средства и накопления организаций, предоставляющее кредит, осуществляющее денежные расчеты, учет векселей, эмиссию денег и ценных бумаг, операции с иностранной валютой в целях наиболее рационального использования финансовых средств для развития бизнеса.

Б. играет роль перераспределителя фондов, заимствованных: на денежном рынке согласно устанавливаемым процентам; у вкладчи­ков под определенный процент. Деньги, к-рые «покупает банк», воз­награждаются либо выплачиваемыми процентами, либо оказывае­мыми услугами (напр., чековым обращением). Проценты по вкладам зависят от их характеристик. Так, помещение денег на установлен­ные сроки (срочные вклады) приносит вкладчикам дополнительные проценты, поскольку распоряжение ими дает банкам большие пре­имущества: банки точно знают, на какое время определенные денеж­ные суммы останутся свободными, и исходя из этого определяют объе­мы ссуд, к-рые могут реализовать. .

Баланс полученных вкладов и выдаваемых кредитов различен: Б. может нуждаться в капиталах или иметь их в избытке. Это объяс­няет существование денежного рынка, где Б. «покупает» дополнитель­ные капиталы, необходимые для его кредитных операций. Цена, иду­щая в уплату, представляет собой проценты на денежном рынке. Раз­ница между процентной ставкой займов и процентной ставкой, по к-рой банк предоставляет ссуды, называется маржа. Б. играют важ­ную роль в развитии туризма. Быстро расширяя кредиты, они могут ускорить спрос и способствовать росту инфляции и импорта и, на­оборот, сокращая финансирование высокими процентами, могут спо­собствовать спаду экономики туризма. Все страны пришли к необходимости контролировать деятельность банковской системы путем создания центрального банка в целях реализации экономиче­ской политики, проводимой правительством.

Для развития туристской отрасли необходим специализирован­ный инвестиционный Б., к-рый позволит туристско-экскурсионным предприятиям перейти на полный хозрасчет, он также нужен управ­ленческим структурам, работающим на ассоциативных принципах. Задачи такого инвестиционного Б.: реализация инвестиционной политики в области туризма на основе конкурсного отбора наиболее эффективных проектов, в т.ч. создания совместных предприятий; создание системы краткосрочного кредитования; создание экономи­ческого механизма, содействующего внедрению новых технологий, форм и методов туристского обслуживания; др. виды банковских услуг.

По функциям Б. могут быть эмиссионными (центральные Б.) и коммерческими; по типу собственности – государственными, акцио­нерными, кооперативными, частными и смешанными; по сфере обслуживания – региональными (местными), межрегиональными, национальными, международными. Б. могут иметь (или не иметь) сеть филиалов, обслуживать несколько отраслей либо специализировать­ся на обслуживании одной отрасли экономики. По характеру операций Б. также может специализироваться на какой-либо операции или действовать как универсальный, обслуживая клиентов по всему ком­плексу банковских операций.

Если в банковской системе отсутствуют Б., специализирующиеся на обслуживании туристской отрасли, туристские организации при­бегают к услугам универсальных многоотраслевых банков.

БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИЗМА

Под Б. т. понимаются личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996). Безопасность – один из главных критери­ев в туристском обслуживании, основной параметр оценки качества категорийных туристских маршрутов.

Б. личная рассматривается в туризме как право Туриста, в т.ч. потребительское.

В Законе РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» отдель­но оговаривается безопасность Продукта туристского (туристской услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя (туриста) и окружающей среды при обычных условиях его использования, хра­нения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процес­са оказания услуги (согласно Закону РФ «О защите прав потребите­лей» в редакции 1996, с изменениями и дополнениями 1999).

БИЗНЕС ТУРИСТСКИЙ

1) Экономическая деятельность туристской организации, да­ющая прибыль; 2) любой вид туристской деятельности, приносящий доход или иные выгоды.

Бизнес гостиничный- коммерческая деятельность в индус­трии гостеприимства. Бизнес гостиничный – самый крупный сектор Б. т.: на него приходится свыше 85 % общей прибыли (см. Гостиница).

Бизнес игорный- коммерческая деятельность игорных за­ведений. Мировой опыт свидетельствует, что большинство компа­ний, занимающихся этим видом бизнеса, – традиционные гостинич­ные компании: «Холидей Инн», «Рамада», «Хилтон Корпорейшн», «Хайятт». Наиболее популярные центры Б. и. в США: Лас-Вегас, Лафлин, Рено (шт. Невада), Атлантик-Сити (шт. Нью-Джерси), Дед-вуд (шт. Южная Дакота), Кикак, Беттендорф, Девенпорт (шт. Айо­ва), Пуэрто-Рико. Б. и. развит также в государствах Карибского бас­сейна, Канаде, Великобритании, Франции, Монако, Малайзии, Австралии. В России сфера Б. и. пока относится к числу слабо регу­лируемых рынков и в меньшей степени связана с Индустрией гостеп­риимства, нежели за рубежом.

БИЗНЕС-ПЛАН ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ

1) Расчетный прогноз развития предпринимательской деятельно­сти туристской фирмы, одинаково важный для самой фирмы и для банка или иного инвестора в условиях необходимости внешнего финансирования; 2) подробный план, составленный на определенный период и включающий показатели, к-рых должна достичь турист­ская организация. Б.-п. является важным документом, помогающим мобилизовать капитал туристской фирмы или получить кредит. Б.-п. т. ф. должен содержать по возможности больше количествен­ных показателей. В частности, на первый период времени реализа­ции проекта показатели движения наличности и объемов производ­ства приводятся с разбивкой по месяцам и более агрегированные -в последующие годы. В Б.-п. т. ф. должны быть также отражены стра­тегия и тактика, к-рые менеджеры предполагают использовать для достижения плановых показателей, дан анализ ожидаемых прибы­лей и убытков.

Классическая структура Б.-п. включает 11 глав: резюме; описа­ние продукции или услуги; оценка рынков сбыта; конкуренция на рынке; стратегия маркетинга; план производства продукции (услу­ги); организационный план; юридический план; оценка рисков и стра­хование; финансовый план; стратегия финансирования.

Структура Б.-п. т. ф.: организационно-экономическая характери­стика фирмы; характеристика Продукта туристского и услуг; оцен­ка рынка сбыта туристского продукта; конкурентная среда; марке­тинг и продажа; план производственно-обслуживающей деятельно­сти; менеджмент; оценка риска и страхование; финансовая стратегия; прогнозный финансовый план.

БИРЖА ТУРИСТСКАЯ

Организованный и регулярный оптовый фьючерсный рынок, на к-ром Продукт туристский реализуется партиями по ценам на осно­ве спроса и предложения. Б. т. создается для активизации формиро­вания единого межгосударственного и международного рынка тор­говли туристским продуктом, ценными бумагами, а также товарами и услугами, необходимыми для развития Туризма и Экскурсий.

Основными задачами Б. т. являются: организация условий для заключения торговых сделок между членами и посетителями биржи на куплю-продажу различных видов туристского продукта, товаров, услуг и ценных бумаг; установление реального соотношения спроса и предложения на туристско-экскурсионные услуги, Туры, путевки, товары туристского, спортивного, оздоровительного и иного назна­чения, а также ценные бумаги (акции туристских предприятий и орга­низаций, векселя, контракты и т. д.), котирующиеся (свободно обращающиеся) на бирже; предоставление консультаций и коммерческой информации всем заинтересованным сторонам с целью повышения экономической эффективности деятельности туристских предприятий и организаций, а также качества обслуживания туристов; изучение конъюнктуры туристского рынка, его состояния; разработка реко­мендаций по политике цен на туристский продукт в различных реги­онах страны; принятие согласованных решений по производству и сбыту туристского продукта, товаров и услуг, ценных бумаг между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем); совер­шенствование рыночного механизма оптовой реализации путевок, товаров туристского и иного назначения, услуг и ценных бумаг; уча­стие в международных Выставках туристских и ярмарках; финан­совая защита участников и посетителей Б. т. при совершении бирже­вых сделок.

Для туристских организаций интересны и др. типы бирж:

Биржа фондовая – финансовое учреждение, в к-ром осуще­ствляется купля-продажа ценных бумаг. В основе функционирования лежит желание одних акционеров продать принадлежащие им акции и другие ценные бумаги, а других участников рынка приобрести их.

Биржа валютная- финансовое учреждение, в к-ром осуще­ствляется купля-продажа валюты зарегистрированными участниками.

Биржа товарная- финансовое учреждение, осуществляю­щее сделки по купле-продаже массовых товаров, продающихся по стандартам или образцам и по ценам, сформированным на основе спроса и предложения.

С точки зрения объекта торговли Б. подразделяются на налич­ные, на к-рых объектом купли-продажи выступает реальный товар или ценная бумага с немедленной оплатой по совершении сделки, и фьючерсные (срочные), на к-рых объектом купли-продажи выступа­ют контракты, права на товар с оплатой по прошествии согласован­ного срока по оговоренной цене.

Биржа труда- организация, специализирующаяся на посред­ничестве между наемными работниками и предпринимателями с це­лью купли-продажи рабочей силы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.