Сделай Сам Свою Работу на 5

Рекурсивные функции и процедуры





 

 

Если одна процедура (Pr_2) вызывает в своем разделе выполнения другую (Pr_1), то вызываемая процедура должна быть описана во внешней программе перед описанием вызывающей процедуры, либо внутри вызывающей процедуры. Возможны и циклические случаи: если процедура вызывает сама себя - прямая рекурсия , если обе процедуры вызывают в своих разделах выполнения друг друга - косвенная рекурсия.

 

 

 

Схема линейного взаимодействия процедур:

       
 
   
 


Pr_1- раздел описания Pr_1 Pr_2- раздел описания Pr_2

Pr_2- раздел описания Pr_2 Pr_1- раздел описания Pr_1

 

Вызов Pr_1 в процедуре Pr_2 Вызов Pr_1 в процедуре Pr_2

 

Внешняя программа Внешняя программа

 

Схема циклического взаимодействия процедур:

 

прямая рекурсия косвенная рекурсия

       
   


раздел описания программы Pr_2 - заголовок Pr_2 Forward;

 
 


Pr_1 - раздел описания Pr_1

Вызов Pr_2 в процедуре Pr_1

Pr_1- раздел описания Pr_1

Pr_2- раздел описания Pr_2

Вызов Pr_1 в процедуре Pr_1 Вызов Pr_1 в процедуре Pr_2

 

Внешняя программа Внешняя программа

 

 

Если процедура вызывает сама себя ( прямая рекурсия ), то она описывается как обычно. Рекурсия традиционно применяется для итерационного расчета значения функции с использованием результатов предыдущего шага. Например, для расчета выражений вида: X! ( X факториал ), XN ( X в степени N ), вычисляемых по формулам: XN= XN-1 * k, где k - постоянная или переменная величина. В общем случае рекурсия применяется при расчете функции от функции: FN(x) = FN-1(x). При этом процесс происходит в два этапа: обратное движение с запоминанием цепочки расчета в оперативной памяти и прямое движение - расчет с использованием полученной цепочки. Рекурсивные процедуры требуют больше памяти для запоминания промежуточных результатов, чем обычные циклические операторы, поэтому рекурсии используются реже. В случае рекурсивных процедур следует обязательно предусмотреть условие окончания вызова процедуры.



Приведем пример традиционного использования рекурсии. Пусть требуется рассчитать число осколков, полученных в результате деления тела за "N" миллисекунд, если каждый осколок делится на два за одну миллисекунду. Тогда при N=0 число осколков = 1, при N>0 число осколков = 2N = 2*2(N-1).



 

Функция, возвращающая число осколков, будет иметь вид:

 

Function K_O(N: word): Longint;

Begin

if N=0 then K_O:=1{условие окончания рекурсии}

else K_O:=2*K_O(N-1){рекурсивный вызов}

end;

 

 

Пример функции, возвращающей число осколков, без использования рекурсии:

 

Function K_O(N: word): Longint;

var N_1: Longint; i: word;

Begin

N_1:=1; for i:=1 to N do N_1:= 2*N_1; K_0:= N_1

end;

 

Если к каждому осколку добавляется два осколка, то число осколков = (1+2)N= 3*3(N-1).

 

Во внешней программе число осколков (переменная "NN") расчитывается вызовом функции:

 

NN:= K_O(t); где t - значение фактического параметра времени.

 

Практическое задание N 1. 31

Написать и отладить программы с использованием функций:

 

1. Рассчитать число зерен, выращенных крестьянином за "N" лет, если он посадил 10 зерен, а годовой урожай составляет 22 зерна на каждое посаженное зерно.

2. Рассчитать число рыбок - самок, выращенных в аквариуме за "N" месяцев, если вначале была одна самка, а ежемесячный прирост от одной самки составляет три самки, причем все рыбки остаются живые.

 

3. Рассчитать число золотых монет, принесенных в дань господину, если "N+1" подданных последовательно передают монеты от первого к последнему. Причем, первый отдает одну монету, второй увеличивает число монет вдвое, третий - в три раза и т. д.

4. Рассчитать число рыбок, выращенных в аквариуме за "N" лет, если вначале было две рыбки, а число рыбок увеличивается пропорционально числу лет, т. е. 4, 12, 48 и т. д.



 

5. Рассчитать функц. y=sin(sin(sin(.(sin(x))))), в которой имя функции "sin" повторяется N раз.

 

6. Рассчитать функцию y=a/(b+(a/(b+(a/(b+(. . . +a/b)))))), в которой знак деления "/" повторяется N раз.

 

Примечание: написать функцию для расчета с использованием прямой рекурсии и без рекурсивного вызова.

 

 

Если обе процедуры вызывают в своих разделах выполнения друг друга ( косвенная рекурсия), то каждая из процедур должна быть описана ранее другой, что невозможно. В этом случае в разделе описания основной программы используется предварительное описание одной из процедур: пишется только заголовок процедуры и служебное слово Forward.Далее приводится полное описание второй процедуры, а затем полное описание первой процедуры (причем, второй раз в заголовке процедуры список формальных параметров можно не указывать).

Приведем пример использования рекурсии:

 

 

Program Rek;{раздел описания основной программы}

{---------------------------------------------------------------------}

Procedure pr_1(i:word); Forward; {предварительное описание процедуры pr_1}

{-----------------------------------------------------------------}

Procedure pr_2;{полное описание процедуры pr_2}

var ch: char; i: word;

Begin

Writeln('Купите десять билетов - выиграете миллион !');

Writeln('Нажмите "Y" или "N"'); Readln(ch); i:=10;

if( ch='Y') or ( ch='y') then Pr_1(i){вызов процедуры}

else Halt end;

{-----------------------------------------------------------------}

Procedure pr_1;{полное описание процедуры pr_1}

var n, n1: integer;

Begin

if i=10 then begin Randomize; n1:= Random(900)+100 end;

if (i = 0) then Pr_2{условие окончания прямой рекурсии}

Else begin

repeat writeln('введите трехзначный номер билета');

Readln(n) until (n<1000) and (n>99);

if (n<>n1) then begin writeln('билет без выигрыша');

writeln('осталось ', i-1, 'билетов');

Pr_1(i-1){прямая рекурсия} end

 

else begin Writeln('Вы угадали, получите выигрыш в банке!');

Pr_2{косвенная рекурсия} end end;

{-----------------------------------------------------------------}

BEGIN PR_2{раздел выполнения основной программы} End.

 

Здесь процедура Pr_1 при первом вызове инициирует случайное трехзначное число "n1" - выигрышный номер. При каждом вызове процедура Pr_1 запрашивает ввод трехзначного номера билета "n". Если номер билета не совпал (n<>n1) и остались еще билеты (i<>0), то снова вызывается процедура Pr_1, иначе вызывается процедура Pr_2 (окончание рекурсивного вызова). Если номера совпали (n1=n), то выводится сообщение: 'Вы угадали, получите выигрыш в банке!'. Процедура Pr_2 либо вызывает процедуру Pr_1, либо программа заканчивается (оператор Halt). В процедуре Pr_2 заголовок не имеет параметров, а в процедуре Pr_1 параметры указываются при первом описании. В данном случае приводится управляемая на каждом шаге рекурсия (процедура запрашивает номер билета). Включив тело процедуры Pr_2 в Pr_1 и введя операторы цикла, нетрудно избавиться от рекурсивного вызова процедур.

 

Практическое задание N 1. 32

Написать и отладить программу с рекурсивным вызовом процедур:

Ученики двух групп имеют порядковые номера от 1 до N в каждой группе. В процедуре P_1 функцией Random определяются два числа "a" и "b" от 1 до N. Если числа разные, то два участника с номерами "a" и "b" выбывают, оставшиеся ученики перенумеровываются от 1 до (N-1) и играют дальше (процедура P_1 повторяется с новыми значениями "a" и "b"), иначе выводится значение совпавшего номера, ученики получают приз и процедура P_2 предлагает играть снова.

 

 

Разработка модулей

 

 

Известно, что откомпилированная программа размещается в отдельном сегменте памяти, т. е. не может превышать 64 Кбайта. Для создания больших программ в Турбо-Паскале предусмотрено подключение к основной программе откомпилированных модулей. Модуль включает в себя, как правило, большое число процедур, выполняющих однотипные операции, например, работа с графикой, операции с комплексными числами, матричные операции и т. д. Модуль определяется как программа, начинающаяся со служебного слова "Unit" и включающая в себя интерфейсную, исполняемую и инициирующую части.

Интерфейсная часть модуля начинается со служебного слова "Interface" и состоит из раздела описания глобальных имен типов, меток, констант, переменных, а также заголовков процедур, доступных основной программе.

Исполняемая частьмодуля начинается со служебного слова "Implementation" и содержит полное описание процедур (заголовок, разделы описания и выполнения), заголовки которых перечислены в интерфейсной части, а также локальных имен типов, меток, констант и переменных, используемых в инициирующей части.

Инициирующая часть модуля начинается со служебного слова "Begin" и содержит блок операторов, выполняемых при подключении модуля к основной программе. Инициирующая часть вместе со словом "Begin" может отсутствовать или быть пустой. Заканчивается модуль служебным словом "End. " с точкой.

Содержимое исполняемой и инициирующей частей не доступно основной программе, связь модуля с основной программой осуществляется через интерфейсную часть модуля.

Структура модуля имеет вид:

 

Unit Name_M;{ Name_M - имя модуля }

{-----------------------------------------------------------------}

Interface{ Интерфейсная часть модуля}

{------------------------------------ раздел описания глобальных имен}

Type MM= array[1..10, 1..10] of real; { описание типа}

Var Max_F, Min_F: real;{описание глобальных переменных}

{-----------------------------------------------------------------}

Procedure Name_P(p1: real; p2: MM);{ описание заголовков процедуры}

Function Name_f(p3, p4: real): real;{ и функции}

{-----------------------------------------------------------------}

Implementation{Исполняемая часть модуля}

{-------------------------------------- раздел описания локальных имен}

Const C = 'Подключен модуль Name_M';{ задание локальной константы}

Procedure Name_P;{Полное описание процедуры}

{ Раздел описания процедуры}

Begin { Раздел выполнения процедуры} End;

Function Name_f: real;{Полное описание функции}

{ Раздел описания функции}

Begin { Раздел выполнения функции} End;

{---------------------------------------------------------------- }

BEGIN{ Инициирующая часть модуля}

Writeln(C);{операторы модуля}

END.

Отметим, что в интерфейсной части модуля запрещается делать опережающее описание процедур. Запрещается также рекурсия модулей.

 

Модуль записывается в файл с именем модуля, например, Name_M. pas. Затем файл компилируется, при этом получается файл с расширением ". tpu", например, Name_M. tpu, который автоматически записывается в каталог, указанный в опции Options, Directories, EXE & TPU, иначе - в текущий каталог. При запуске программы, использующей модуль, файл с расширением ". tpu" ищется в каталоге, указанном в опции Options, Directories, EXE & TPU или Unit Directories, либо в текущем каталоге.

 

Подключение модулей осуществляется в начале основной программы с помощью служебного слова "Uses" с указанием имен модулей, например:

 

Program Pr_1;

Uses Name_M1, Name_M2;

 

Если в основной программе имя идентификатора совпадает с именем, объявленным в интерфейсной части подключенного модуля, то используются значения, присвоенные идентификатору в программе. Если одинаковые имена встречаются в интерфейсной части подключенных модулей (например в Name_M1 и Name_M2), то используются значения, присвоенные идентификатору в последнем описанном модуле, т. е. в Name_M2.

 

Приведем пример разработки и подключения модуля. В модуле опишем процедуры работы с матрицами.

 

 

Unit MATR_1;

{-----------------------------------------------------------------}

Interface

{-----------------------------------------------------------------}

Type M = array[1..10, 1..10] of real;

M1 = array[1..10] of real;

Procedure MAT_1(a:M; var b:M; n: word);

Procedure MAT_2(a:M; var b:M1; n: word);

{-----------------------------------------------------------------}

Implementation

{-----------------------------------------------------------------}

Procedure MAT_1;{создание матрицы "B", транспонированной к "A"}

var i, j: word;

begin for i:=1 to N do for j:=1 to N do b[i,j]:=a[j,i]

end;

{-----------------------------------------------------------------}

Procedure MAT_2;{расчет квадратов диагональных элементов}

var i, j: word;

begin for i:=1 to N do b[i]:=a[i,i]*a[i,i]

end;

{-----------------------------------------------------------------}

END.

 

В основной программе PR_1 подключается модуль MATR_1 и используются процедуры MAT_1 и MAT_2.

 

Program PR_1;

Uses MATR_1;

Type MM = M; MM1 = M1;

Var a1,a2,a3: MM; b1,b2: MM1; i,j,n: word;

Begin Writeln('введите размерность матрицы N='); Readln(n);

Randomize;

for i:=1 to n do for j:=1 to n do a1[i,j]:=random(20)+1;

MAT_1(a1, a2, n); MAT_1(a2, a3, n);

MAT_2(a1, b1, n); MAT_2(a2, b2, n) end.

 

В результате двойного транспонирования исходной матрицы "a1" (из "a1" в "a2", из "a2" в "a3") получается матрица "a3" тождественная "a1" .

Матрицы "b1" и "b2" содержат квадраты диагональных элементов матриц "a1" и "a2". Типы массивов фактических параметров должны соответствовать типам массивов формальных параметров, описанных в модуле MATR_1. Можно использовать имена типов, заданные в интерфейсной части модуля или задавать новые имена типов.

 

Практическое задание N 1. 33

 

1. Написать и отладить программы с использованием модуля, содержащего процедуры расчета элементов линейных массивов "В", являющихся:

1_1. суммой элементов в столбцах матрицы "A" (NxM),

1_2. суммой элементов в строках матрицы "A" (NxM),

1_3. наибольшими элементами в строках матрицы "A" (NxM),

1_4. наименьшими элементами в строках матрицы "A" (NxM).

1_5. наибольшими элементами в столбцах матрицы "A" (NxM),

1_6. наименьшими элементами в столбцах матрицы "A" (NxM). N=30, M=10.

 

Значения элементов матрицы "A" определяются в основной программе функцией Random(10), N=15, M=6. Программа выводит на экран значения элементов массивов "A" и "В".

 

2. Составить модуль, содержащий процедуры или функции для расчета:

2_1. скалярного произведения двух векторов "A" и "B" длиной "N", т. е.

С= A * B = a1*b1 + a2*b2 + ... + aN*bN, где N<=100.

2_2. суммирования двух матриц "A" и "B" размером (МxN), N<=30, M<=30, т. е.

С= A + B , где c11= a11+ b11; b12 = a12+ b12; и т. д. cMN = aMN+ bMN.

2_3. умножения двух матриц "A" (МxN) и "B" (NxK) , N<=30, K <=30, M<=30, т. е. С= A * B , где cij= ai1* b1j+ ai2* b2j + ... + aiN* bNj ; и т. д.

Элемент с индексом "i, j" новой матрицы "С" (МхК) получается как сумма произведений элементов i -ой строки матрицы "A" на соответствующие элементы j -ого столбца матрицы "В".

Значения элементов матрицы "A" определяются в основной программе функцией Random(200), М=5, N=10. Программа выводит на экран массивы "A", "В" и "С".

 

 

Модуль СRT

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.