Сделай Сам Свою Работу на 5

Работа с элементами переменной строкового типа





 

 

Переменная строкового типа (String) может рассматриваться как массив элементов символьного типа (Char). Например, если в программе определены переменные

S: string; C: char; и задано S:='Москва', то S[1]='М', S[2]='о' и т. д. и возможно присвоение, например: C:= S[1]; Таким образом строка может рассматриваться как линейный массив символов. Элементы массива, составляющие строку можно переставлять местами и получать новые слова, например:

 

for i:= 1 to N div 2 do begin C:= S[i]; S[i]:= S[N-i+1]; S[N-i+1]:= C end; Writeln(S);

{ исходное слово выведется справа налево: "авксоМ" }

Здесь N:= ord(S[0]); - число символов в переменной "S" хранится в переменной S[0]. Функция "ord" преобразует символьный тип в целый. N div 2 - количество перестановок для слова из "N" символов. В переменной "C" запоминается значение i-го элемента, который меняется с элементом, симметричным относительно середины строки.

 

Можно производить поиск и замену заданного символа в строке, например:

 

for i:=1 to N do if S[i]='_' then writeln('найден символ пробел');

for i:=1 to N do if S[i]='/' then S[i]:='\';{замена символа "/" на "\"}

 

Заменяя или переставляя символы в строке по определенной схеме (закону) можно зашифровать строку. Для дешифровки используется, как правило, схема обратной перестановки или замены символов. Например:



 

for i:=1 to N do S[i]:= chr(ord(S[i])+2);{преобразование исходных

символов в символы с кодом большим на две единицы}

Напомним, что все используемые в MS-DOS символы имеют ASCII коды от 0 до 255.

Здесь удобно также использовать функции Pred(C); и Succ(C);

 

Практическое задание N 1. 22

 

1. Зашифровать введенную с клавиатуры строку, заменой исходных символов на символы с кодом большим на три единицы. Провести дешифровку.

2. Зашифровать введенную с клавиатуры строку, заменой символов на символы с кодом меньшим на две единицы. Провести дешифровку.

 

3. Зашифровать введенную с клавиатуры строку, поменяв местами первый символ со вторым, третий с четвертым и т. д. Провести дешифровку.

4. Зашифровать введенную с клавиатуры строку, поменяв местами первый символ с третьим, второй с четвертым и т. д. Провести дешифровку.

 

Примечание к п. п. 1-4: Выводить на экран шифрованную и дешифрованную строки.



 

5. Найти и заменить символ в строке введенной с клавиатуры с подтверждением каждой замены. Программа должна запрашивать заменяемый и заменяющий символы, например: заменить i-ый символ "ф" на "Ф" в введенной строке? Вывести преобразованную строку на экран.

6. Определить и вывести на экран номера позиций и количество повторений заданного символа (или его кода) в строке, введенной с клавиатуры.

 

Двумерные массивы

 

 

Массивы, рассмотренные выше, имеют элементы, упорядоченные по одному индексу и называются одномерными массивами или векторами. Массив может быть двумерным, трехмерным и т. д. Двумерные массивы имеют элементы, упорядоченные по двум индексам и часто называются матрицами. В Турбо-Паскале при описании многомерного массива диапазоны изменения индексов перечисляются через запятые, например:

Var A: array[1..30, 1..7] of byte;

 

Рассмотрим пример работы с двумерными массивами.

Обозначим массивом оценки учеников класса по нескольким предметам. Каждая оценка является значением элемента массива оценок "A" и имеет порядковый номер (два индекса). Поставим в соответствие первому индексу номер фамилии в списке учеников, а второму - номер предмета, по которому получена оценка. Тогда двумерный массив оценок можно представить в виде таблицы: каждый элемент a[i, j] находится на пересечении I-ой строки и J-го столбца.

Исходные данные могут быть представлены в виде таблицы оценок:

 

Годовые оценки по предметам:

 
 


1 2 3 4 5 6

N Фамилия Предмет физика химия алгебра геометрия история биология



 
 


1. Иванов 4 5 3 4 5 5

2. Петров 4 5 4 3 4 4

3. Сидоров 5 5 3 4 5 4

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

30. Якупов 4 3 4 5 4 5

 

Можно создать одномерные массивы фамилий "S" учеников класса и наименований предметов "P" . Значением элемента массива "Р" будет наименование предмета, а индексом - порядковый номер предмета, например:

1 - физика, 2 - химия, 3 - алгебра, 4 - геометрия, 5 - история, 6 - биология.

Приведенная выше таблица может быть представлена в виде набора элементов

( число строк = N, число столбцов = M ):

 
 


Номер Номер столбца "J": 1 2 3 4 . . . J . . . M

строки

"I" Массив S Массив P: P[1] P[2] P[3] P[4] . . . P[J] . . . P[M]

1 S[1] a[1, 1] a[1, 2] a[1, 3] a[1, 4] . . . a[1, j] . . . a[n, m]

2 S[2] Массив A: a[2, 1] a[2, 2] a[2, 3] a[2, 4] . . . a[2, j] . . . a[2, m]

3 S[3] a[3, 1] a[3, 2] a[3, 3] a[3, 4] . . . a[3, j] . . . a[3, m]

4 S[4] a[4, 1] a[4, 2] a[4, 3] a[4, 4] . . . a[4, j] . . . a[4, m]

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

I S[I] a[i, 1] a[i, 2] a [i, 3] a [i, 4] . . . a[i, j] . . . a[i, m]

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

N S[N] a[n, 1] a[n, 2] a[n, 3] a[n, 4] . . . a[n, j ] . . . a[n, m]

 

 

 

Массив оценок можно задать с использованием функции Random, например:

 

for i:= 1 to N do for j:= 1 to M do A[i, j]:= random(4)+2;

 

Для вывода наименований предметов ("шапка" таблицы ) можно использовать операторы:

Writeln;

Write('Фамилия\\Предметы:|'); For i:= 1 to M do write(P[i]:9,'_ |');

 

Для вывода элементов массива "A" на экран удобно использовать вложенный цикл:

for i:= 1 to N do begin writeln; write(S[i]:19, '_ |';

for j:= 1 to M do write(A[i,j]:7, ' _ _ |') end;

 

Для расчета массива "SS" - сумм"M"элементовв каждой из "N" строк массива "A" (NxM) можно применить операторы:

 

for i:= 1 to N do begin SS[i]:= 0;

for j:= 1 to M do SS[i]:= SS[i] + A[i, j] end;

 

Здесь для каждого индекса "i" от 1 до N происходит суммирование элементов A[i, j] по индексу "j" от 1 до M.

 

При модификации массива "A" изменяется расположение данных в исходном массиве, например, в случае вставки данных из линейного массива "B" в колонку с номером "M1" необходимо сдвинуть данные в колонках J >= M1 используя операторы:

for i:= 1 to N do begin

for j:=M+1 downto M1+1 do A[i,j]:=A[i,j-1]; A[i,M1]:=B[i] end;

 

Если порядковый номер предмета изменится, то необходимо изменить расположение оценок в массиве "A", например, перестановку колонок с оценками по физике и химии можно сделать операторами:

 

for j:= 1 to N do begin

a1:=A[1,j]; A[1,j]:=A[2,j]; A[2,j]:=a1 end;

 

Примечание: при модификации массива "A" не забудьте соответственно изменять расположение данных в сопутствующих массивах, например, "P" или "S".

 

При создании новых массивов согласно некоторым условиям выбираются данные из элементов исходного массива. Например, для создания массива "В" из четных столбцов массива "A" можно использовать операторы:

 

for j:= 1 to M do If (j Mod 2) = 0 then

for i:= 1 to N do B[i,j Div 2]:= A[i,j];

 

Для создания массива "В", состоящего из строк массива "A", удовлетворяющих условию A[i, 1] > C, где C - заданное число, можно использовать операторы:

 

k:= 0; for i:= 1 to N do If A[i,1] > C then begin

k:= k + 1; for j:= 1 to M do B[k,j]:= A[i,j] end;

Для сравнения значений элементов массива удобно строить столбиковые диаграммы (гистограммы). Например, для вывода "N" значений положительных элементов массива "SS" в виде горизонтальной гистограммы можно использовать операторы:

 

k:= 30/S_max;{ k - нормирующий масштабный коэффициент }

{ S_max - наибольший элемент массива "SS" }

for i:=1 to N do begin writeln;{ переход к новому столбику }

yg:=round(k*SS[i]);{ yg - длина столбика гистограммы }

for j:=1 to yg do write(#220);{ вывод символа '_' с кодом 220 }

end;

 

Добавив операторы вывода порядкового номера и значений SS[ i] получаем гистограмму в виде:

 

1 3. 5

2 4. 1

3 3. 7

4 3. 2

 

 

Практическое задание N 1. 23

 

1. Рассчитать средний балл по шести предметам для каждого из десяти учащихся. Массивы наименований предметов и фамилий учащихся задать в программе. Массив оценок "A" задать с использованием функции Random. Вывести на экран таблицу: Фамилии (по вертикали), предметы (по горизонтали), все оценки, а также колонку со средними значениями оценок каждого учащегося. Вывести фамилии учеников и наибольшим и наименьшим средним баллом.

2. Исходя из данных массива "A" п. 1, создать массивы "B", "C", "D", содержащие число пятерок, четверок и троек соответственно, полученных каждым учеником по всем шести предметам. Вывести на экран таблицу: фамилии, предметы, оценки с колонками данных массивов "B", "C", "D".

 

Примечание к п. п. 1- 2 : Вывести гистограммы с указанием фамилии ученика и его среднего балла, либо число троек полученных по всем предметам.

 

3. Модифицировать массив. Исходные данные п. 1. Вставить в список учащихся новую фамилию ученика с номером 5. Фамилию и оценки ученика ввести оператором Read. Убрать из таблицы предмет с номером два. Вывести на экран исходную и новую таблицы - фамилии, предметы, массив оценок.

4. К заданию п. 1. Создать два массива оценок учеников с четными и нечетными номерами. Вывести на экран таблицы - массивы оценок для каждой группы с указанием предметов и фамилий учащихся.

5. К заданию п. 1. Создать и вывести на экран три таблицы фамилий учеников со средним баллом: от 3-х до 4-х (не включая 4), от 4-х до 5-ти и 5 (отличников) с указанием всех оценок и среднего балла.

6. К заданию п. 1. Создать и вывести на экран таблицу фамилий десяти учеников, имеющих пятерки по шести, пяти, и т. д. предметам в порядке убывания.

Для этого создать линейный массив "B" - число пятерок у каждого ученика. Создание нового массива фамилий "S1" можно проводить используя циклы: k:=0; for i:=1 to 10 do for o:=6 downto 0 do if B[i]=o then k:=k+1; S1[k]:=S[i];

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.