Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации по обучению стрельбе





Командиры отделений обучают солдат приемам стрельбы из стрелкового оружия, и отрабатывают с ними подготовительные упражнения: по обучению разведке целей, определению исходных установок для их поражения и целеуказанию (в дальнейшем будем сокращенно называть «разведка целей»), по обучению стрельбе.

Перед выполнениемподготовительного упражнения по обучению разведке целей командир отделения ставит обучаемым задачу. При этом он указывает ориентиры, положение и характер действий противника, место наблюдения и при необходимости порядок его оборудования (для отделения), на что обращать внимание, порядок доклада о результатах наблюдения. Если наблюдение ведется с ходу, то дополнительно указываются исходное положение, направление движения и наблюдения.

После постановки задачи командир отделения подает команду «По местам», а затем—«Приступить к наблюдению», по которой начинается показ целей. Результаты разведки целей обучаемые записывают или докладывают командиру отделения в форме целеуказания, например: «Ориентир первый, вправо 30, дальше 100, танк в окопе, 700».

После выполнения упражнения командир отделения собирает у обучаемых записи (если они велись) и производит разбор. При этом для оценки точности измерения дальности до цели следует руководствоваться следующими нормами допустимых ошибок:



при глазомерном способе определения дальности: на «отлично»—10% (ночью 15%), на «хорошо»—15% (ночью 20%), на «удовлетворительно»—20% (ночью 25%);

по шкалам прицела (прибора наблюдения): на «отлично»—7%, на «хорошо»—10%, на «удовлетворительно»— 15%.

Допустимая ошибка определения скорости движения цели составляет: на «отлично»—15%, на «хорошо»—20%,на«удовлетворительно»—25% действительной скорости.

Подготовительные упражнения по обучению стрельбевключают решение одной или нескольких огневых задач. Под решением огневой задачей понимается поражение оди­ночной или групповой цели стрельбой боевыми патронами или условными выстрелами. Впоследнем случае поражение целей командир отделения определяет с помощью учебных стрелковых приборов.

Оценка за выполнение подготовительного упражнения выводится «отлично», если поражены (обнаружены) все цели, «хорошо», если поражено (обнаружено) не менее двух треть­их целей, «удовлетворительно», если поражено (обнаружено) не менее половины целей, в том числе не менее половины целей, по которым велась стрельба боевыми патронами.



Выполнению подготовительных упражнений по обучению стрельбе должно предшествовать обучение приемам стрельбы (действиям при вооружении).

При изучении любого приема стрельбы (или его части) в пешем порядке командир отделения образцово показывает порядок выполнения приема стрельбы сначала в целом, да­лее по частям (по разделениям), попутно объясняя показываемые действия, а затем приступает к тренировке.

Подготовительные упражнения по обучению стрельбе в пешем порядке обычно отрабатываются следующим образом.

Командир отделения вводит обучаемых в тактическую обстановку и ставит им задачу. После этого, если предусматривается выполнение упражнения стрельбой, обучаемые получают положенное количество боеприпасов (боевых патронов). По команде командира отделения «К бою» солдаты занимают свои места на позиции, изготавливаются к стрельбе (не заряжая оружие боевыми патронами) и докладывают командиру отделения: «Такой-то к бою готов». Командиры отделений докладывают командиру взвода о готовности отделений к бою. После этого командир подает команду на применение боевых патронов одному из солдат первой смены и дает сигнал на показ первой цели. Остальные солдаты отделения производят по цели условные выстрелы, после чего записывают на бланке (табл. 5) наименование обнаруженной цели, дальность до нее и исходные установки.



Закончив обучение одного солдата, командир отделения приступает к обучению другого, а остальные солдаты отделения действуют, как при решении огневой задачи.

В таком же порядке решаются остальные огневые задачи.

Таблиц а 5

Бланк записи решения огневых задач

(вариант записи для пулеметчика ПК)

 

№ п/п Наименование цели (или номер мишени) Дальность до цели, м Исходные установки Результаты стрельбы
Прицел Поправка направления Точка прицеливания (по высоте)
Группа пехоты Наступающая пехота       Целик 0 Целик 0   Центр цели Центр цели Под цель   + Цель

 

После того как обучаемый первой смены закончит стрельбу, руководитель подает команду «Прекратить огонь, разряжай», осматривает оружие и возвращает отделение в исходное положение. Затем, пользуясь бланками записей, проверяет решение огневых задач каждым солдатом и производит разбор.

Методика проведения занятий командиром отделения в ходе огневой тренировки на учебном месте «Тренировка личного состава мотострелкового отделения в действиях на поле боя в составе боевых групп в различных условиях обстановки» требует сочетать навыки, приобретенные в ходе занятий по тактической подготовке, с навыками в стрельбе из стрелкового оружия для подготовки и выполнения упражнений боевых стрельб боевых групп, а также боевых стрельб отделений и взводов.

Исходя из штатной численности отделения, боевые группы («двойки», «тройки») могут быть в составе: гранатометчик, помощник гранатометчика и стрелок, пулеметчик, номер его расчета и стрелок, снайпер со старшим стрелком

Личный состав отделения выстраивается в составе указанных боевых групп, командир отделения вводит обучаемых в тактическую обстановку и ставит им задачу. Подготовительные упражнения по действиям боевых групп на поле боя составляются, исходя из условий упражнений боевых стрельб. В ходе тренировки командир отделения добивается выполнения обучаемыми следующих действий:

находясь в исходном положении для атаки, военнослужащие учатся самостоятельно определять естественные укрытия, которые можно использовать при перемещении на поле боя. Важно правильно осуществить выбор места огневой позиции, способа передвижения на поле боя (перебежки, переползания, перекаты) и положения для стрельбы;

при перемещении военнослужащие поднимаются и перебегают зигзагом к укрытию на огневом рубеже, не добегая его, падают и перекатом укрываются за ним (перемещение боевых групп на поле боя осуществляется бессистемно).

При сближении с противником важное значение имеет выбор очередной огневой позиции, умение использовать складки местности и местные предметы для скрытного передвижения на поле боя.

Пример действий боевых групп: пулеметчик ведет огонь, а номер расчета, выскочив из окопа, совершает бросок на 10-20 метров к выбранному укрытию. Стрелок, выскочив из траншеи, бежит зигзагообразно и, не добегая укрытия, падает и быстро переползает за выбранное укрытие. Сразу же, поднявшись под прикрытием огня пулеметчика и номера расчета, перебегает еще на 10-15 метров вперед. После чего открывает огонь. Под его прикрытием перебежку осуществляет пулеметчик.

Учебные стрелковые приборы и их применение

При обучении стрельбе

Учебные стрелковые приборы позволяют командиру своевременно обнаруживать ошибки, допускаемые обучаемыми, легче показать эти ошибки и добиться их устранения. Они обычно включаются в комплект командирских ящиков (КЯ-56, КЯ-58, КЯ-73, КЯ-83).

В комплект командирского ящика КЯ-73 входят линейка стрелковая с мушкой и сетками оптических прицелов, линейка гранатометная с сетками оптических прицелов, указка магнитная с экраном, ортоскоп диоптрийный к открытым прицелам, ортоскоп к оптическим и ночным прицелам, боковое стекло на магнитном основании и фиксатор прицеливания.

Линейка стрелковая с мушкой и сетками оптических при­целов предназначена для изучения правил стрельбы и обучения прицеливанию из автоматов, пулеметов и снайперской винтовки.

На одной стороне линейки изложены некоторые правила стрельбы, а на другой нанесены контуры целей, видимых на дальностях от 100 до 600 м.

С помощью мушки можно показать правильное положение ее в прорези прицельной планки, объяснить порядок прицеливания, учета величины упреждения, корректирования стрельбы и т. д.

Сетки оптических прицелов для снайперской винтовки, пулеметов ПКТ, КПВТ и ночного прицела имеют то же назначение, что и мушка.

Линейка стрелковая с мушкой и сетками оптических прицелов стрелкового оружия.

Контрольная линейка служит для определения правильности выноса точки прицеливания с учетом поправок на ветер и движение цели. Она имеет деления для отсчета и два зажима.

Чтобы подготовить прибор к работе днем, необходимо установить его на крышке командирского ящика и разместить в 10 м от прицельного станка с закрепленным п нем оружием. По команде командира отделения показчик прикладывает мишень указки к какой-либо части экрана, а командир наводит оружие в цель (в мишень на указке), закрепляет станок и подает команду «Отмечай». Показчик через отверстие в мишени отмечает карандашом точку па экране, которая принимается за контрольную и обозначается буквой К. Затем указка смещается, и обучаемый, не сбивая положения оружия, командует показчику, в какое положение поставить указку, чтобы она совпала с контрольной точкой. По его команде «Отмечай» показчик делает отметку. Наводка производится три раза. После этого командир оценивает однообразие (кучность) прицеливания: «отлично», если всетри отметки вместились в круг диаметром 3 мм; «хорошо»—•5 мм; «удовлетворительно»— 10 мм.

Указка магнитная и экран, подготовленные к работе ночью:

1—командирский ящик; 2— экран; 3—указка магнит­ная; 4 — имитатор стрельбы

Для проверки правильности и однообразия прицеливания в ночных условиях используется съемный имитатор вспышек выстрелов, который состоит из лампочки, закрытой кожухом, батарейки от карманного фонаря, штепсельного разъема, вилки, выключателя и провода. Кожух имеет отверстие для прохода света и пластинку для крепления его на указке. Батарейка закрепляется на крышке командирского ящика.

Применение указки ночью аналогично применениюеёднем.

При этом оценка за однообразие прицеливания выводится «отлично», если все три отметки вмещаются в круг диаметром

6 мм; «хорошо»—в круг диаметром 10 мм; «удовлетворительно» — в круг диаметром 20 мм.

Положительная оценка выводится в том случае, если средняя точка, определенная по трем отметкам, удалена от контрольной точки не более чем на 5 мм при обучении днем и не более чем на 10 мм —ночью.

Ортоскоп диоптрийный к открытым прицелам по своему назначению объединяет универсальный ортоскоп (из командирского ящика КЯ-56) и диафрагму (из командирского ящика КЯ-58) и дает возможность произвести проверку правильности прицеливания быстрее и качественнее по сравнению с обычным ортоскопом без диоптра. Прибор может применяться как диафрагма и как обычный ортоскоп.

Ортоскоп диоптрийный, установленный:

а—на автомате АКМ, д - на пулемете ПК

Проверка правильности прицеливания может производиться из всех положений — лежа, с колена и стоя.

Применяя прибор как диафрагму для показа ровной мушки, необходимо слегка ослабить зажимный винт планки ди­оптра, перемещением ее добиться правильного положения мушки в прорези прицельной планки (целика) и закрепить планку диафрагмы винтом. Установив ровную мушку, следует показать ее обучаемому с тем, чтобы он, наблюдая в отверстие диоптра, запомнил правильное положение мушки в прорези прицельной планки (целика). Чтобы показать правильное совмещение ровной мушки с выбранной точкой при­целивания, командир (в положении лежа с упора или на закрепленном в станке оружии) с помощью диоптра устанавливает ровную мушку, затем наводит оружие в цель и предлагает обучаемому, наблюдая в отверстие диоптра, запом­нить, как правильно должна находиться мушка относительно точки прицеливания.

Применяя прибор как ортоскоп для проверки правильности прицеливания, командир с помощью диоптра берет ровную мушку и предлагает обучаемому произвести прицеливание. После этого, расположившись с левой стороны стрелка и наблюдая в диоптр, командир устанавливает, насколько правильно совмещена ровная мушка с выбранной точкой прицеливания.

Готовя прибор к проверке умения обучаемых правильно выносить точку прицеливания с учетом поправок на ветери на движение цели, командир должен установить оружие в прицельном станке, наметить точку упреждения, навести в нее оружие и закрепить станок. После этого необходимо установить диоптр так, чтобы в прорези прицельной планки (целика) была видна цель, снять оружие со станка и передать обучаемому. Величина упреждения (выноса точки прицеливания) считается правильной, если при спуске курка (затворной рамы) с боевого взвода цель покажется в диоптре.

Для проверки правильности прицеливания без использования диоптра можно пользоваться прибором как обычным ортоскопом.

Ортоскоп к оптическим и ночным прицелам используется для проверки правильности прицеливания при обучении стрельбе из оружия с оптическим и электронно-оптическим прицелами.

Готовя прибор к работе, необходимо снять с окулярной части ночного прицела резиновый наглазник и прикрепить его к окуляру прибора, а обойму ортоскопа надеть на окулярную часть прицела и закрепить винтом. Затем нужно включить ночной прицел и, наблюдая в окуляр прибора, перемещением подвижной планки установить резкость изображения по глазам. Если при этом изображение сетки сместилось, регулированием следует добиться расположения ее в центре поля зрения.

Для проверки прицеливания при обучении стрельбе из снайперской винтовки необходимо переставить наглазник в положение для снайперской винтовки (перпендикулярно корпусу прибора). Чтобы проверить прицеливание с помощью ночных и оптических прицелов гранатометов, при установке прибора применяются специальные вкладыши с соответствующими обозначениями.

Порядок подготовки прибора к занятию аналогичен предыдущему. Правильность прицеливания командир контролирует через окуляр для проверяющего.

Боковое стекло на магнитном основании служит для проверки правильности прицеливания на действительные дальности из автоматов и ручных пулеметов. Для подготовки прибора к работе необходимо поставить его на крышку ствольной коробки за прорезью прицельной планки перед глазом стрелка. По высоте прибор дает прямыепоказания,по боковому направлению — обратные.

Фиксатор прицеливания предназначен для проверки правильности и однообразия прицеливания на действительные дальности.

Боковое стекло на автомате.

При использовании прибора нужно сначала установить прицельный станок на прочное основание, чтобы он не смещался, затем закрепить в нем средней частью автомат или ручной пулемет без магазина.

Фиксатор прицеливания в рабочем положении.

После этого установить линзу с иглой-отмечателем в исходное (среднее) положение, для чего поднять рычаг перемещения линзы вверх; правой рукой оттянуть и повернуть головку фиксатора, отпустить рычаг вниз, затем, не трогая рычага, повернуть головку фиксатора; навести оружие в цель, удаленную на 150 м и более, и нанести укалывателем контрольную точку на бумажную ленту. Чтобы с помощью прибора учить правильности и однообразию прицеливания командиру (или любому назначенному им солдату необходимо расположиться у дульной части ствола оружия (справа от прибора), взяться пальцами руки за рычаг перемещения линзы и произвольным движением рычага изменить ее положение. Обучаемый располагается у прицельного станка так же, как при работе с указкой магнитной. Не трогая оружия, он выбирает положение, при котором его глаз видит ровную мушку, затем подает команды на изменение положения линзы, для того чтобы ровная мушка совместилась с точкой прицеливания. Как только это будет достигнуто, обучаемый подает команду «Отмечай». Командир отделения нажимает пальцем правой руки на кнопку иглы-отмечателя, и на бумажной ленте появляется отметка. Когда будут сделаны три отметки, командир открывает дверцу, выдвигает бумажную ленту на величину рамки, закрывает дверцу и отрывает кусок ленты с результатом прицеливания. Затем дает оценку обучаемому. Оценка за однообразие прицеливания выводится «отлично», если все три метки вместились в круг диаметром 3 мм; «хорошо»—5 мм; «удовлетворительно»— 10 мм.

Положительная оценка за правильность прицеливания выводится в том случае, если средняя точка, определенная по трем отметкам, удалена от контрольной точки не более чем на 5 мм.

Более подробные рекомендации по методике проведения занятий по огневой подготовке изложены в учебнике «Огневая подготовка мотострелковых подразделений».

 

Глава III

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.