Сделай Сам Свою Работу на 5

Е.Н. Вежновец, И.В. Сидорская 17 глава





Наибольшую популярность во всем мире принесла Д. его книга "Самоубийство". Отвергая существовавшие концепции об исключительно психологической основе самоубийства, Д. доказал, что причиной его является социальная жизнь, ее ценностно-нормативный характер, определенная интенсивность социальных связей. Он выделил три типа самоубийства: 1) эгоистическое самоубийство, представляющее собой протест индивида против нормативов, условий жизни, созданных семьей, социальной группой; 2) альтруистическое самоубийство, вызываемое существующими нормами необходимости приношения себя в жертву кому-то (самосожжение жены после смерти мужа, самопожертвование солдата "во имя Родины", самоубийство родителей, чтобы облегчить жизнь детей и т.п.); 3) аномическое самоубийство, представляющее собой протест против существующих общественных порядков (тирании, фашизма и т.п.). Опираясь на огромный фактический материал, Д. доказал, что процент самоубийств летом выше, чем зимой; в городах выше, чем на селе; среди протестантов больше, чем у католиков; среди одиноких или разведенных больше, чем у семейных. Теоретические разработки, методика исследования самоубийства, разработанные Д., используются и ныне социологами, изучающими эти проблемы.



Созданные Д. социальная философия и социологическая теория покоятся на всесторонне разработанном категориальном аппарате. В его книгах были разработаны важнейшие категории: "время", "пространство", "структура", "функция", "общественные классы", "историческая мысль", "общественные противоречия", "коллективные представления" и др. Д. полагал, что поскольку категории являются концептами, то не трудно понять, что они должны быть результатом коллективной работы общества. "Истинно-человеческая мысль, - писал Д., - не есть нечто, первоначально данное; она продукт истории; это - идеальный предел, к которому мы все более и более

приближаемся, но которого мы, вероятно, никогда не достигнем". Подчеркивая субъективную сторону категорий, их историчность, Д. не отрицал их объективное содержание. "Из того, что идеи времени, пространства, рода, причинности построены из социальных элементов, не следует, что они лишены всякой объективной ценности". Д. оставил не только великое литературное наследство, оригинальную социологическую теорию, но и большую социологическую школу. ;



Основанная Д. школа, группировавшаяся вокруг издаваемого им журнала, успешно развивала и пропагандировала ; идеи Д. даже во время Первой и Второй мировых войн. Каждый из учеников Д. (С. Бугле, Ж. Дави, М. Мосс, П. Фоконне, М. Хальбвакс и др.) создавал свое направление в социологии, но на теоретическом фундаменте Д. Они и их ученики успешно защищали и защищают сейчас социологическую теорию Д. ; от нападок со стороны феноменологов, марксистов, экзистен- I циалистов. •

Г. П. Давидт

DUMMY-КОДИРОВАНИЕ- техника, позволяющая представлять номинальную переменную (см.) в виде набора j дихотомических переменных. Используется при необходимости включать номинальные переменные в многомерные ста- [ тистические модели. !

Пусть номинальная переменная х имеет к значений. Одно ; из них объявляется референтным (для простоты изложения, пусть это будет значение хк). Для каждого из оставшихся

значений xj,x2,...,xyt_| создается новая дихотомическая! dummy-переменная по следующему правилу: если х = i, то ( Xj = 1. Во всех остальных случаях х, = 0. Связь между ис- | ходной переменной х и набором соответствующих ей dummy- ! переменных можно представить в виде таблицы (к =5 ):

Dummy-переменные Значения переменной х
   
X,
х2
Ji
х4

Таким образом, совокупность к-\ dummy-переменных полностью представляет исходную номинальную переменную.



При включении dummy-переменных в регрессионное уравнение (см. Анализ регрессионный)полученные для них коэффициенты интерпретируются по отношению к референтному значению исходной переменной х = к '■ коэффициент b-,

для dummy-переменной Xj показывает, насколько изменится предсказанное значение зависимой переменной при х = i no сравнению с предсказанным значением при х = к .

О. В. Терещенш

Е

ЕВГЕНИКА(греч. eugenes- благородный, хорошего рода) - учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств, о возможных методах активного влияния на эволюцию человечества в целях дальнейшего совершенствования его природы, об условиях и законах наследования одаренности и таланта, о возможном ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям.

Термин "Е." был впервые введен английским психологом и антропологом Ф. Гальтоном в конце 19 в., а основные положения Е. были сформулированы им в 1904. Основная задача Е., по Гальтону, - это изучение факторов, влияющих на улучшение наследственных качеств будущих поколений путем накопления "расой" полезных наследственных признаков. В Е. выделяются два основных направления: предотвращение рождения детей и ограничение рождаемости у людей с плохим генотипом и плохими наследственными качествами, а также поощрение рождаемости у групп людей, обладающих качествами, наиболее нужными обществу. Первую задачу предлагается решать путем пропаганды воздержания от рождений, больничной изоляции и стерилизации тех контингентов людей, иметь детей которым по их качествам нежелательно. (Как показывает практика, такие меры не дают желаемого результата.) Вторая задача решается путем специального подбора брачных пар, применением искусственных методов для зачатия ребенка и т.п. (Эти меры пока также вряд ли приемлемы для большинства людей.)

Особый интерес к евгеническим идеям проявился в начале 20 в. с появлением и развитием генетики. В это время проводились различные конгрессы и съезды по Е., принимались евгенические программы, создавались евгенические общества и кафедры. Однако к началу 1920-х интерес к Е. упал. Из европейских стран только в Германии нацистами развивались идеи Е., принявшие там форму "расовой гигиены" и обосновывавшие политику геноцида, что в конечном итоге значительно дискредитировало Е. как науку. До сих пор вокруг термина Е. ведутся споры. Часть ученых, например, полагает, что основное содержание Е. со временем должно перейти к таким наукам как медицинская генетика, генетика человека, генная инженерия, то есть к наукам, изучающим проблемы формирования оптимального генофонда наций, совершенствования генотипа человека.

ЕЛ. Кечшш

ЕВЕЛЬКИНГеоргий Михайлович (р. 1944) - белорусский социолог. Директор Института социологии НАН Беларуси (с 2000). Член редакционного совета научного журнала "Личность. Культура. Общество" (г. Москва). Кандидат медицинских наук (1973), доктор социологических наук (1993).

Окончил Иркутский медицинский институт (1967), был направлен по комсомольской путевке на службу в органы

КГБ. В 1968 закончил обучение на Высших курсах КГБ СССР в г. Минске и до 1982 служил на различных должностях в органах КГБ. В 1982 переведен на преподавательскую работу в Институт национальной безопасности (г. Минск), где работал преподавателем, старшим преподавателем, а затем начальником кафедры. В 1994 уволился в запас и продолжил работу в должности профессора кафедры "Социология и психология оперативно-розыскной деятельности".

Основное направление научной деятельности - психология и социология труда, разработка социологических и социально-психологических методик изучения профессиональной деятельности.

Е. - автор более 100 научных работ (2 монографии - одна индивидуальная и одна в соавторстве, 11 учебных пособий -три индивидуальных и восемь в соавторстве, 2 курса лекций, 4 сборника задач - один индивидуальный и три в соавторстве), в том числе: "Использование достижений психолого-социологических наук спецслужбами зарубежных государств" (1994), "Основные проблемы и информационные потребности малого предпринимательства" (2000), "Основные типы экономического сознания и поведения населения в переходный период" (2001), "Профессиональное становление и развитие личности как междисциплинарная проблема" (2002), "Психологический портрет личности" (2002), "Спорт в системе военно-моральной подготовки солдат" (2002, на англ. яз.) и др.

"ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ И ХАРАКТЕР НАЦИИ"("Die Europischen Revolutionen und der Charakter der Na-tionen". Jena, 1931) - книга Розенштока-Хюсси. Состоит из двух частей - "Теория революций" и "Движение революций по Европе". В первой части анализируется смысл таких понятий, как "революция", "нация", "власть", прослеживается процесс превращения "Запада" в "Европу", выявляется момент вызревания тех условий, которые сделали возможными не только появление революционных настроений, но и осуществимость планов революционного преобразования действительности, Для Розенштока-Хюсси революция, как и всякое человеческое действие, с одной стороны, обусловлена факторами культуры, а с другой - является проявлением человеческих сил и способностей, выступая тем самым в качестве процесса, в ходе которого культура творится. Следовательно, согласно Розенштоку-Хюсси, революция - это, несмотря на сопряженные с ней бедствия и разрушения, все же творческая сила, она всякий раз создает особый человеческий тип и соответствующую ему культурную среду. История революций рассматривается Розенштоком-Хюсси как история смены "пространств власти", стремящихся к расширению до размеров пространства мира в целом и тем самым как процесс, вносящий свой вклад в формирование единого человеческого рода. Каждая революция дополняет предыдущие, сохраняя следы приспособ-

"ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ И ХАРАКТЕР НАЦИЙ"

ления и в то же время вводя в историю новые человеческие качества и элементы культуры в виде архетипов. Поэтому революции - это не отдельные события, они образуют цепочку, в которой каждое звено зависит от предшествующего ему во времени. Но, по мысли Розенштока-Хюсси, именно христианство делает возможным процесс создания "всемирной истории" из множества локальных ("языческих") историй и единого культурного пространства из множества локальных ("языческих") пространств, тем самым обусловливая процесс "синхронизации" и "координации". Поэтому, согласно автору, по своему происхождению феномен революции принадлежит исключительно к христианской культуре, создавшей "единый мир" в ходе долгого и сложного развития. В результате, как полагал Розеншток-Хюсси, революции - независимо от этических оценок - выступают в качестве упорядочивающего и организующего орудия всемирной истории, вводящего в нее новый принцип жизни и, стало быть, радикально преобразующего общечеловеческую культуру. Именно в ходе революций возникают и "национальные государства" и "национальные характеры". В контексте авторской концепции, соответствующей исторической "прелюдией" может полагаться борьба Римских Пап против императорской власти - так называемая "папская революция". В качестве предварительного условия становящегося единства христианского мира выступает учреждение в 998 аббатом Одилоном из Клюнийского монастыря особого праздника - Дня поминовения всех усопших, ретроспективно распространившего линейное время христианской культуры от Христа в глубь веков до самого Адама и превратившего его в единую общечеловеческую историю. В результате, по мнению Розенштока-Хюсси, церковь святых заменяется церковью всех людей, т.е. церковью грешников, и возникает идея христианского мира, к которому принадлежат все люди. Значительно более сложным, с точки зрения мыслителя, был процесс консти-туирования единого пространства, который и осуществляется цепью революций. Исходным пунктом выступает превращение католической церковью всех поместных церквей, за исключение Римской, в точки лишенного святости пространства, "мира" (т.е. "светского" пространства). Тем самым Рим становился координирующим центром "единого мира", а все расположенное за пределами Рима начинает рассматриваться в качестве объектов, находящихся в "мире" и в этом смысле "светских". Несколько неожиданным результатом "папской революции" стало возникновение первого национального государства на территории нынешней Европы - Италии. Но главное, что она создала, по убеждению Розенштока-Хюсси, была совокупность предпосылок для всех последующих революций, расширяющих "пространство власти".

В качестве следующего этапа революционного процесса, согласно данной концепции, выступила немецкая Реформация. В системе немецких земель сложилась ситуация несовпадения сфер влияния церковных и светских властей. Поэтому князьям немецких земель были нужны не столько епископы, сколько свои юристы для создания того, чем уже обладали итальянские города-государства - единой организации. Средством борьбы князей против папы и епископов стало, по схеме Розенштока-Хюсси, основание университетов. Здесь папа и епископы, в отличие от Италии, проиграли, и университеты вытесняют влияние римско-католической церкви. В университетах акцент делался на изучении Библии и церковной догматики, а их профессора и выпускники должны были образовать силу, противостоящую именно папе и епископам. Поэтому светская власть оказывается

связанной не с папой и клиром, а с тем, что преподается в университетах. Именно на этом обстоятельстве, согласно Розеншто-ку-Хюсси, и основана сохраняющаяся до сих пор репутация немцев как нации ученых и философов. Иначе протекала революция в Англии. Ее прелюдией стала Реформация, до которой английские короли подчинялись папе. Генрих VIII, объявив себя главой церкви, во-первых, разрушил организацию социальных связей на региональном уровне, опиравшуюся на традицию, обычай, привычку (обычное право), а во-вторых, разорвал связь Англии с единым миром, созданным "папской революцией". Это делало решения короля произвольными, а потому нелегитимными, и сознательной целью Английской революции стало восстановление старого права. Именно мелкопоместное дворянство (джентри) стало той силой, которая стремилась возвратить старину, традицию, обычаи, власть прецедента. Джентри в качестве "общин" претендовали на то, чтобы стать силой, уничтожающей этот произвол из палаты общин парламента ("снизу"). Поэтому Английская революция, по идее Розенштока-Хюсси, может быть названа "парламентской", и король, таким образом, выступает в качестве неотъемлемой части парламента. В иных условиях проходила революция во Франции. Для нее главным результатом Реформации стало появление гугенотов, которые, правда, были жестоко уничтожены, что существенно замедлило модернизацию французской культуры. Новый дух появляется у представителей "третьего сословия", "буржуа", занимавших промежуточное положение между аристократией и народом. Поэтому разум буржуа считался его "индивидуальным духом", данным ему от природы, а сам он выступал в качестве идеального образца "естественного человека". В результате индивиду, вопреки многовековой традиции, приписывается дух в качестве способности творить самостоятельно. Отсюда - характерный для французской культуры индивидуализм и культ творческого гения. Отсюда же - рационализм, метрическая система мер и весов, геометрическое разделение Франции на департаменты. Строгость изложения несколько нарушается анализом революции немецких держав - Пруссии и Австрии, так как в данном случае нельзя говорить о включенности соответствующих процессов в цепочку великих революций. Все великие революции, подчеркивает Рс-зеншток-Хюсси, действуют заражающим образом. Локальная революция немецких держав во многих отношениях вызревала именно таким образом, однако, именно благодаря ей, несмотря на идеи 1789 и завоевания Наполеона, существует немецкая нация. Говоря о Пруссии и Австрии, Розеншток-Хюсси подчеркивает, что первоначально это были не государства в современном смысле, а скорее "силы", политически осуществившие то, что было идеологически и теологически достигнуто в ходе Реформации применительно к нации. При этом чрезвычайно важным оказывается дух романтизма. В контексте анализа романтического движения прослеживается генезис взглядов и влияние на последующее развитие таких великих немцев, как Гёте, Гегель, Шлегель. Особое внимание уделяется также немецкому музыкальному гению. Розеншток-Хюсси считает, что характерные для немецкой культуры абстрактные и жесткие правила парализуют волю, которая находит выход в одухотворении, вызываемом музыкой. Тот, кто привык выражать сильнейшее одухотворение в пении (преимущественно хоровом), не давая этому ду- j ховному подъему выхода в практику, становится верноподданным. Однако в Пруссии музыка не только формировала народный характер, по и выполняла функцию украшения военизированного государства. В многонациональной Австрии музыка

ЕЛСУКОВ

играла несколько иную роль: она стала универсальным средством общения пестрого конгломерата народов и вавилонского смешения языков. В результате склонность к самоуглублению и музыкальность стали характернейшими чертами немецкого национального характера Русская революция, осуществленная большевиками, испытала чрезвычайно сильное влияние Французской революции, но она не является ее прямым следствием. При этом "папская революция" никак не коснулась России по той простой причине, что Россия не принадлежит к католическому миру. Слабость церкви всегда держала русскую культуру на грани "беспорядка" и поэтому лозунгом Русской революции становится не столько свобода, сколько порядок - социальный и экономический. Поэтому же ее главной ценностью оказывается не индивид, а народ, понимаемый, впрочем, абстрактно-количественно. Западнические умонастроения русской интеллигенции, знакомой с идеями французского социализма и марксизма, привели к соединению социальных вопросов с политическими, несмотря на то, что в России, фактически не было ни рабочего класса, ни капитализма в смысле Маркса. Этим же объясняется и то, что из всего богатого ассортимента революционных идеологий, предлагаемого западной культурой после Французской революции (либерализм, капитализм, национализм, демократия и др.), был избран именно марксизм. Только марксизм мог обеспечить национальное единство и вписать отсталую страну во всемирную историю, не принуждая ее копировать ни один западный образец: ведь в нем приводились наукообразные аргументы, доказывающие неизбежную гибель буржуазных социальных форм и капитализма как такового. В результате Русской революции оказывается некому передавать эстафету, поскольку она - самая "левая". Тем самым эпоха великих революций заканчивается, и все последующие революции лишь копируют уже осуществившиеся образцы. Завершение цепи революций является созданием предпосылок для планетарного единства человечества Поэтому заключительные страницы книги посвящены "всемирной мобилизации", т.е. тем интегративным процессам, которые ведут к общечеловеческому единству. В контексте этих рассуждений устанавливается связь последовательности революций с обеими мировыми войнами. Наиболее тесно с этими войнами связана Русская революция, которая именно поэтому приобретает планетарное значение. Как бы ни относились ученые и общественное мнение к двум мировым войнам, они, считает Розеншток-Хюсси, также являются интегративными процессами, сделавшими прозрачными границы между народами. В этом отношении обе мировые войны решают ту же задачу, что и революции. Но формирование единого человеческого рода имеет и духовный аспект. Христианская традиция впервые выявила, а эпоха революций реализовала основной закон духа, согласно которому всякое обновление мира предполагает поражение в качестве пути к победе. Не дух как таковой обновляет мир, а конкретные носители духа, которые, будучи лишь моментами целостности, в своих попытках ее обновления всегда сперва терпят поражение. Плата за новшества - это всегда духовное одиночество, обусловленное выпадением из традиции и отрывом от корней. Человек, не повинующийся никакому надындивидуальному духу, может использовать мир, но не в состоянии его изменить, будучи крепкими материальными узами связан с существующим порядком вещей. Поэтому тот, кто доверяется духу, пренебрегает внешним успехом, зная, что может достичь цели изменения мира только в качестве функционера царства духа, а для этого жизнь должна быть прожита как служение некоторому

целому. Розеншток-Хюсси считает, что удивительным в истории является не то, что катастрофические события потрясают и ужасают нас, а то, что они нас преобразуют и обновляют. Все повседневное возникает из необычного и катастрофического. В каждый момент времени люди либо являются воспроизведением творения, либо служат его продолжению. Необходимое случается, но люди в состоянии облегчить его приход, погребая одни времена и начиная новые. Там, где господствует приверженность к возвращению жизни, т.е. к ее возобновлению, история превращает свои катастрофы - революции - в преобразованную повседневность. Именно в этом заключается величие трагической эпохи революций. В ужасе и крови социальных потрясений она продемонстрировала сохраняющуюся причастность человека к божественному процессу творения и подтвердила продолжение диалога человека с Богом вопреки всем провозвестникам нигилизма

В 1938 книга была радикально переработана и выпущена в США на английском языке под названием "Из революции выходящий: Автобиография западного человека" ("Out of Revolution: Autobiography of Western Man"; есть переиздания). Этот вариант значительно больше известен среди историков и философов и даже пользуется некоторой популярностью у неспециалистов. Главных отличий от немецкого издания три. Во-первых, общая перегруппировка материала привела к изменению последовательности рассмотрения революций, которое теперь начинается с характеристики Русской революции и следует далее в порядке, обратном по отношению к немецкому тексту. Во-вторых, добавлена глава "Американцы", в которой описываются особенности Американской революции. В-третьих, появилось много вставок и дополнений общеметодологического и философского характера, которые, по признанию автора, высказанному в переписке с коллегой, он сознательно не включал в немецкий вариант вследствие перегруженности академического сознания в Германии концепциями философии истории, тогда как англосаксонский академический мир явно недооценивает эту сторону исследования революций.

Л.И. Пигалев

ЕЛСУКОВ Альберт Николаевич (р. 1936) - белорусский социолог и философ. Зав. кафедрой социологии факультета философии и социальных наук (с 1989). Окончил Белгосуни-верситет (1963), кандидат философских наук (1969), доктор философских наук (1985), профессор (1988). Декан философ-ско-экономического факультета БГУ (1989-1996).

Научные интересы Е. - история и методология научного познания, теория и история социологии. Подготовил 5 докторов и 15 кандидатов наук.

Для чтения лекций по философии и социологии приглашался в вузы Болгарии и Израиля, принимал участие в работе международных конференций, проводимых научными учреждениями Польши, Германии, Англии и Франции. Является председателем секции философии и социальных наук научно-методического центра учебной книги и средств обучения Министерства образования РБ, членом редколлегии журнала "Социология".

Основные работы: "Методы и формы научного познания" (1978, в соавторстве с В. Степиным); "Познание и миф" (1984); "Теория и эксперимент" (1986, в соавторстве с В. Воробьевым); "Социологический словарь" (1987, составитель, член редколлегии, соавтор); "История социологии" (1993 и 1997, соавтор и научный редактор); "Краткий

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ШКОЛА в социологии

курс теоретической социологии" (1999); "Социология" (2000, главный редактор и соавтор); "Социология" (2001); "Методика преподавания социологии в высшей школе" (2002) и др.

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ШКОЛА в социологии-

направление в рамках неопозитивистской социологии, получившее распространение в США в 1930-1940-х. Ее философской основой послужил прагматизм и инструментализм Дж. Дьюи. Представители этой школы (Дж. Ландберг, Р. Бейн, С. Додд) выдвинули идею создания "научной социологии" по примеру развитых физических наук, предусматривающую применение в социологических исследованиях таких же точных и объективных методов, как в естествознании на том основании, что социальные явления подчиняются законам, общим и для природы, и для социума. Отсюда ряд специфических нормативных требований к социальному исследованию: этическая нейтральность, натурализм в рассмотрении социальных явлений, которые сравнивались с объектами физических наук, бихевиористская трактовка поведения человека, обязательная верификация понятий, использование математического языка. Представители Е.Ш. резко выступали против сторонников интерпретативной социологии - Ф. Зна-нецкий (см.), Р. Макайвер (см.) и др. - которые отстаивали уникальность предмета и метода социальных наук.

Е.Ш. оказала противоречивое воздействие на развитие социологии. С одной стороны, пропаганда естественнонаучной методологии способствовала совершенствованию исследовательского инструментария, повышению точности и строгости полученных результатов, а с другой — увлечение количественными методами, процедурами измерения привело к распространению узкого эмпиризма.

В.А. Балцееич

EXIT POLL(англ. exit - выход, poll - опрос) - особый вид электорального социологического исследования, проводимого в день выборов "у выхода" из избирательных участков методом стандартизированного интервью "лицом к лицу". В отечественной практике также употребляется название "исследование в день выборов".

Е.Р. осуществляется исключительно с целью получения оперативной информации о ходе голосования, выполняя две взаимосвязанные функции: информационную (предварительное ознакомление общественности с результатами выборов) и контрольную (минимизация возможности намеренного искажения результатов выборов).

Проведение Е.Р. неизбежно сопряжено с проблемами этического и организационно-технического характера. Первые связаны с тем, что обнародование данных до завершения процедуры голосования (закрытия избирательных участков) может существенно повлиять на итоги выборов, поэтому во многих странах избирательное законодательство специально регламентирует проведение Е.Р. и возможности использования полученной в ходе него информации. Тем не менее проблема до сих пор не решена, так как уже появляются альтернативные методики, предполагающие организацию параллельного голосования посредством Интернета, что, в случае высокой компьютеризации населения, оказывает значительное влияние на итоговые результаты. Второй круг проблем порождается значительными техни-

ческими сложностями организации Е.Р., что влечет за собой колоссальные финансовые затраты. Поэтому заказчиком, таких исследований, как правило, выступают крупные СМИ, иногда -даже совместно, а исполнителем - ведущие социологические службы.

Для исследователей основные технические проблемы при проведении ЕР., прежде всего, вызваны большим объемом выборки (см.) и необходимостью обрабатывать информацию в оперативном режиме, что требует увеличения количества задействованных сотрудников, кроме того, интервьюеры должны быть обеспечены надежными средствами связи с отделом обработки информации.

В Е.Р. чаще всего используется многоступенчатая районированная выборка. При построении выборки (см.) генеральной совокупностью (см.) являются все лица, фактически участвующие в процедуре голосования. Объем генеральной совокупности (соответственно, и количество ступеней отбора) варьируется в зависимости от уровня выборов (локальные, региональные, национальные и т.п.). Ступени отбора определяются по административно-территориальному критерию. Единицы репрезентации последней ступени - избирательные участки. Так, при работе по общенациональному избирательному округу (президентские выборы) количество отобранных на предпоследней ступени (например, в данном городе) избирательных участков должно быть пропорционально числу респондентов, опрашиваемых в этом городе по национальной выборке. Единицы наблюдения (респонденты) - лица, принявшие участие в выборах. В рамках избирательных участков, попавших в выборку, осуществляется сплошной отбор либо непрерывно, либо дискретно, через равные промежутки времени (например, каждый час).

Инструментарий чаще всего включает только один вопрос: "За кого из кандидатов (либо "за какую партию") Вы проголосовали?", хотя некоторые методики предполагают также фиксацию минимального набора социально-демографических признаков. Наряду с этим практикуется - однако чрезвычайно редко - постановка дополнительного вопроса относительно актуального политического события (например, отношение к какому-либо законопроекту). Но количество вопросов инструментария все же лучше ограничить до минимума в целях повышения оперативности и качества информации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.