Сделай Сам Свою Работу на 5

Е.Н. Вежновец, И.В. Сидорская 21 глава





но все это не имеет никакого практического значения дм} объяснения действий банка. Только фетишизация непосред- { ственно наблюдаемого могла бы заставить нас утверждать, | что "именно здесь (в поступках индивида) реализуется соци-1 альное действие". j

Самыми интересными действительно являются случаи, коя { мы сталкиваемся с необходимостью "развернуть" сложное социальное действие и проанализировать решения индивидуальных деятелей. Рассмотрим, например, случай классовой, этнической или половой дискриминации в сфере занятости. Если уж ш обнаружили резкие диспропорции в представленное™ женщин или этнических меньшинств на некоторых рабочих местах, ми захотим узнать, как осуществляется процесс дискриминации. И снова тривиально верным будет утверждение, что он происходи! в форме принятия работодателями решений о найме либо отш нанимать конкретных индивидов (или категории индивидов). Однако то, в какой мере такие решения объясняют процесс дискриминации, будет решающим образом зависеть от другой особенности ситуации, а именно: осуществляют ли работодатели дискриминацию ad hoc или из принципа применительно к кандидатам с одинаковой квалификацией (и в последнем случае, основывают ли они этот принцип на собственных предрассудки или предрассудках, которые они приписывают своим сотрудникам, покупателям и т.п.); либо же общественное распределяй» квалификационных ресурсов таково, что оно мало отличается 01 результатов прямого выбора между равноквалифицированныш представителями среднего класса и рабочих, черными и белыми, кандидатами мужского и женского пола. В последней ситуации объяснение наблюдаемых диспропорций потребует еще более углубленного анализа, учитывающего структуру образовате* ной системы и т.д. Иначе говоря, оправданность преимущественного интереса к индивидуальным действиям и решении будет зависеть от структурных особенностей ситуации. Разумеется, она будет зависеть также от природы нашего интеллектуального интереса: некоторые социологи интересуются преимущественно микропроцессами и в общем, и в частном случае, тогда как другие заинтересованы в макроисследованиях. Следует, однако, совершенно ясно заявить, что здесь нет никаких оснований для того, чтобы раз и навсегда избрать либо либо макроподход.





Этот же аргумент, касающийся уровня, на котором дается объяснение, по мысли Аутвейта, применим и к "классическому диспуту" между поборниками "объяснения" "понимания". Поиск естественнонаучных законов, управляющих жизнью общества, подвергнутый формализации! ортодоксальной доктрине закона-объяснения, вынуждм социологию и другие общественные науки стремиться! нереалистическому идеалу социальной теории и объяснения. Принимая его, социологи неверно трактовали свою собственную практику и классическую социологическую теорию. С другой стороны, ортодоксальная доктрина породила оппозиционное движение, столь же односторонне! в своей привязанности к альтернативам идиографичесш объяснения, понимания и описания. Отказавшись от ортодоксии, мы можем прийти к более адекватному осознанию

ЗАНЯТОСТЬ

того места, которое могли бы занять в социологии и других науках об обществе описание, герменевтическое понимание, а также объяснение.

В.Л. Ананьев

ЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС -см. ОПРОС АНКЕТНЫЙ.

ЗАЛКИНДАрон Борисович (1886-1936)- российский врач и психолог. В 1910 изучал возможности использования идей 3. Фрейда (см.) для понимания и лечения психоневрозов. В 1913 опубликовал соответствующие статьи в журнале "Психотерапия". Исследовал проблемы сексуальности и сомнамбулизма. Увлекался индивидуальной психологией Адлера (см.) и разрабатывал "психоневрологический взгляд" на общество.

В 1920-х 3. установил наличие комплекса "парттриады" -"партийной триады" (присутствие у 90% партийного актива ВКП(б) невротических симптомов, гипертонии и вялого обмена веществ), образование которого объяснял нарушением гигиенических норм, профессиональным несоответствием, нервным возбуждением и культурным отставанием кадровых коммунистических функционеров.



В 1924 опубликовал статьи "Фрейдизм и марксизм" и "Нервный марксизм, или Паническая критика", в которых наряду с критикой психоанализа искал точки сопряжения фрейдизма и марксизма. После 1925 под давлением внешних обстоятельств вынужденно дистанцировался от психоанализа и публично покаялся в своих "связях" с фрейдизмом. С 1928 был председателем Межведомственной плановой педологической комиссии. В 1930 стал директором Института психологии, педологии и психотехники. В 1931 снят с должности редактора журнала "Педология" (журнал был закрыт в 1932), а в 1932 - с поста директора упомянутого института. Обвинен в "меньшевиствующе-идеалистическом эклектизме". Автор книг "Половой вопрос в условиях советской общественности" (1926), "Половое воспитание" (1928) и других работ.

В.И. Овчаренко

ЗАМОШКИНЮрий Александрович (1927-1993) - российский социолог, специалист в области социологии и социальной философии.

Окончил в 1950 МГИМО. В 1952-1967 - преподаватель МГИМО. С 1967 работал в АН СССР, с 1975 - зав. отделом Института США и Канады. Был членом редколлегий журналов "Вопросы философии", "США. Экономика. Политика. Идеология", "Humanistic Philosophy".

Основные направления исследований: история социологии; современное состояние социологии; философско-социологические проблемы индивидуализма, личности, прав, свобод, ответственности человека; бюрократия и личность; общественное мнение, его структура, изменения, принципы изучения и его роль в общественном сознании; частный интерес, частная жизнь, частная собственность; бизнес и мораль. 3. одним из первых в СССР на новом уровне исследовал проблему индивидуализма в ее социологическом и социально-психологическом аспектах. Применил к проблеме личности

понятия "нормы-рамки" и "нормы-цели", рассматривая противоречие между ними как причину фрустрации личности.

В последние годы жизни 3. осуществил критическое переосмысление концепций индивидуализма послевоенного периода. Под руководством 3. проводились исследования отклоняющегося поведения; ряд работ, выполненных в руководимом им отделе Института США и Канады, содержит широкую панораму критических исследований общественного мнения в Америке как индикатора политических настроений, новых ценностей, национального сознания и самосознания американцев. 3. внес заметный вклад в отечественную американистику. Был почетным гражданином ряда штатов и городов США.

В работах 3. конца 1980 - начала 1990-х был дан анализ проблемы частной собственности в контексте развернувшихся в СССР и России дискуссий. В них были показаны неискоренимость частного интереса человека, цивилизованное значение института частной собственности и связанные с ним структуры личности, взаимодействия форм собственности. 3. разработал оригинальную концепцию взаимоотношения равенства и свободы. Последняя его работа содержала основы концепции противоречивого соотношения бизнеса и морали.

Основные сочинения: "Кризис индивидуализма и личность" (1966); "Политическое сознание в США" (1987, ответственный редактор, соавтор); "Частная жизнь, частный интерес, частная собственность" (1991); "Вызовы цивилизации и опыт США (История, психология, политика)" (1991); "Бизнес и мораль" (1993) и др.

ЗАНЯТОСТЬ- отражение состояния функционирования рынка рабочей силы в условиях конкретной экономической инфраструктуры. К занятому населению относятся лица, работающие на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, кооперативах всех видов, на частных предприятиях и предприятиях с коллективной формой собственности, в фермерских хозяйствах, а также занятые предпринимательской деятельностью. Данные о занятых включают лиц, работающих по основному месту работы как полный рабочий день, так и неполный в пересчете на полный. В число занятых не включаются учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства; лица, ведущие домохозяйство; зарегистрированные и незарегистрированные безработные; женщины в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В соответствии с распределением занятого населения по отраслям экономики 3. характеризуется отраслевой структурой; в соответствии с распределением занятого населения по профессионально-должностным группам - профессионально-квалификационной структурой; в соответствии с распределением занятого населения на предприятиях, учреждениях и организациях различных форм собственности - структурой занятости в государственном и негосударственном секторе (в том числе - в сфере коллективной собственности, смешанной и иностранной собственности, индивидуального и частного предпринимательства).

Для постсоветских государств целесообразно различать традиционный ("ранний") период функционирования рынка

ЗАНЯТОСТЬ ВТОРИЧНАЯ

труда и реформированный ("поздний") период. Пять характерных черт рынка труда раннего периода претерпели существенные изменения в середине 1950-х: это - всеобщая обязанность трудиться (трудовая повинность); обязательное распределение выпускников вузов; принудительный труд (использование труда заключенных на строительстве, в шахтах и на лесозаготовках); кампании по мобилизации трудовых ресурсов; строгий контроль за миграцией в города. В 1970-е и 1980-е все эти правила и требования были либо отменены, либо существенно ослаблены. Прежняя система 3. имела определенные преимущества: она обеспечивала - пусть и в принудительном режиме - работой всех; гарантировала основные социальные услуги, обусловленные занятостью на предприятии; доля работающих по отношению ко всему трудоспособному населению была велика. Каждый, кто был государственным служащим, знал, что в определенных пределах положенные ему социальные блага не зависят от результатов труда. Эти социальные программы автоматически распространялись на всех членов семей, как работающих, так и не работающих. Система обеспечивала широкий охват и не требовала активных шагов по приобретению гарантий - например, путем покупки страхового полиса. Наряду с достоинствами анализируемая система 3. имела и существенные недостатки (бывшие иногда оборотной стороной той же медали): производительность труда была низкой; размер заработной платы не был связан с производительностью, что имело целый ряд негативных последствий; не принимались меры против скрытой безработицы; система переговоров о размере заработной платы ускоряла инфляционные процессы; создалась чрезмерная концентрация рабочей силы в промышленности и сельском хозяйстве; была крайне ограничена международная миграция. Медленный рост производительности труда и политика, направленная на приоритетное развитие тяжелой промышленности, привели к тому, что доля рабочей силы, занятой в промышленности и сельском хозяйстве постсоветских государств, оставалась высокой, тогда как на Западе за последние два десятилетия она значительно снизилась. Унаследованная от прошлого структура 3. будет еще долгое время негативно сказываться на производительности и эффективности труда посткоммунистических стран.

Г.Н. Соколова

ЗАНЯТОСТЬ ВТОРИЧНАЯ- одна из форм зарабатывания денежных средств, кроме заработка по основному месту работы. Основные формы З.В. - совместительство по основному месту работы, совместительство на другом предприятии (организации), предпринимательство (см.) (включая "челночный бизнес"), нерегулярные заработки, работа за границей по временному контракту и др.

Основная причина З.В. - низкий уровень оплаты труда на основной работе. Представление о З.В. можно получить только из материалов специальных социоэкономических обследований домохозяйств. В Республике Беларусь, по данным такого обследования (2001), имели З.В. 26,9% опрошенных: в непроизводственной сфере - 35,9%, в производственной - 15,2%. В отраслях непроизводственной сфе-

ры были заняты совместительством по основному месту работы 53,7% лиц, имеющих З.В; совместительством на другом предприятии (организации) - 26,5%; имеют нерегулярные заработки - 17,3%; работают в подсобном хозяйстве - 15,4%; занимаются предпринимательством (преимущественно "челночный бизнес") - 6,1%; работают за границей по временному контракту - 1,1%; другое - 2,5%. В отраслях материального производства имеют нерегулярные заработки 33,3% лиц, занятых вторично; работают в подсобном хозяйстве - 28,8%; занимаются предпринимательством ("челночный бизнес" и др.) - 17,3%; имеют совместительство основному месту работы - 16,7%; совмещают основную работу с работой на другом предприятии - 16,0%; работают за границей по временному контракту - 1,3%; другое -0,6%.

В качестве основной причины, побуждающей работники иметь З.В., был назван низкий уровень оплаты труда на основной работе (87,2% работников, занятых вторично); втора по значимости причина - относительно высокий уровень заработков на дополнительной работе (13,6%); третья по значимости причина З.В. та, что дополнительная работа не требуя специальной профессиональной подготовки (11,1%). Era основания полагать, что работники (особенно непроизводственной сферы) пытаются с помощью дополнительной работы достичь уровня минимального потребительского бюджета, на котором они находились до начала 1990-х. Считается, что наличие З.В. ухудшает отношение работников! труду, так как уменьшает их интерес к основной работе н снижает эффективность их трудовой деятельности. Вместе с тем признается, что З.В. является способом социальной адаптации (см.) населения к условиям переходного периода с характерными для него экономической нестабильностью ухудшением уровня и качества жизни. Работники, у которык помимо основной имеется дополнительная работа, в значительно меньшей степени испытывают страх остаться без работы и отличаются большей потенциальной трудовой I» бильностью.

Г.Н. Соколов

ЗАРАЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ- собирательное на-именование ряда явлений и феноменов индивидуально-психического и социально-психологического порядка в поведениилюдей, предпосылками которых являются механизм! суггестии (см.) и подражания (см. Тард).Определяющимдя З.П. выступает явная доминация эмоциональной компонент ее осуществления и проявления.

З.П. тесно связано с таким феноменом, как "мода" (см.),| также с прецедентами таких явлений, как коллективные бии (страхи) различного вида.

Первую попытку собственно социологического объяда ния феноменов З.П. осуществил Г. Лебон (см.) в своем проа-те реконструкции поведения человеческих "толп".

Е. Tank

ЗАСЛАВСКАЯТатьяна Ивановна (р. 1927) - российски! экономист и социолог, основатель Новосибирской эконом»

ЗАЩИТА

ко-социологической школы (НЭСШ), оказавшей значимое воздействие на развитие социологии и, в частности, институ-циализацию экономической социологии как самостоятельной научной дисциплины в России.

Окончила экономический факультет МГУ (1950). Кандидат экономических наук (1956). Доктор экономических наук (1966), профессор (1978), академик Российской академии наук (1981), заведующая кафедрой методологии общественных наук Московской школы социальных и экономических наук (МШСЭН) АНХ при Правительстве Российской Федерации. Сонрезидент Междисциплинарного академического центра социальных наук (Интерцентра), почетный президент Всесоюзного центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), член академии Европы, почетный член Польской академии наук, почетный доктор Оберлинского колледжа, Джорджтаунского и Пенсильванского университетов (США), университета в Хельсинки (Финляндия), член Международного социологического института. Лауреат премии им. Карпинского (Фонд Тепфера, 1989, ФРГ) и Демидовской премии (Демидовский фонд, 2000, Россия, Екатеринбург).

Область научных интересов 3. - методология социальных наук, общая и экономическая социология, институциональная экономика, теории посткоммунистических трансформационных процессов. 11редмет научных поисков 3. постоянно расширялся и усложнялся: от изучения отдельных актуальных проблем к системному изучению социально-территориальных структур и общества в целом. 3. разработана оригинальная экономико-социологическая теория, основой которой стала концепция социального механизма развития экономики, представляющая экономический процесс как результат взаимодействия общественных групп, занимающих разное положение и имеющих разные интересы. В настоящее время 3. разрабатывает деятельностно-структурную концепцию трансформации посткоммунистических обществ, в основе которой лежит представление о социальном механизме этих процессов. Цель работы - создание методологических средств для более глубокого познания закономерностей, движущих сил, механизмов и вероятных перспектив общественных преобразований, происходящих в России и исторически связанных с нею странах.

3. - автор более 400 работ по методологии социальных наук, социологии села, общей и экономической социологии, институциональной экономике, теории посткоммунистических трансформационных процессов.

Основные труды: "Распределение по труду в колхозах" (1966); "Миграция сельского населения" (руководитель авторского коллектива, автор, редактор, 1970); "Развитие сельских поселений: Лингвистический метод типологического анализа социальных объектов" (руководитель авторского коллектива, автор, редактор, 1977); "Социально-демографическое развитие села: Региональный анализ" (руководитель авторского коллектива, автор, редактор, 1980); "Методология и методика системного изучения советской деревни" (руководитель авторского коллектива, автор, редактор, 1980); "Социально-экономическое развитие западносибирского села" (автор, редактор, 1987); "Голос реформ" (1989); "Вторая социа-

листическая революция. Альтернативная советская стратегия" (1990); "Социология экономической жизни: очерки теории" (совместно с Р.В. Рыбкиной, 1991); "Российское общество на социальном изломе: взгляд изнутри" (1997); "Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы" (автор и редактор, 1999); "Социетальная трансформация России: деятельно-структурная концепция" (2002) и др.

ЗАЩИТА- сознательная или бессознательная деятельность человека, предусматривающая сохранение его жизни и обеспечивающая такое разрешение внутрипсихических конфликтов, которое в силу внешних обстоятельств и внутренних стремлений оказывается приемлемым для него. В психоанализе под 3. понимается прежде всего и главным образом бессознательная деятельность человека, направленная против сексуальных, эгоистических и деструктивных влечений, неприятных воспоминаний и различного рода фантазий, непосредственная реализация или репродукция которых способна привести к нарушению целостности психической организации человека.

Понятие "3." было использовано 3. Фрейдом (ем.) при попытках психологического объяснения истерии, фобий, навязчивых представлений и галлюцинаторных психозов. В статье "Защитные невропсихозы" он провел различие между гипноидной истерией, неотреагированной истерией и истерией 3., тем самым высказав первые представления о 3., которые впоследствии легли в основу его некоторых психоаналитических идей, в частности в основу концепции вытеснения. Согласно его предположениям, 3. направлена против невыносимого для человека представления с целью ослабления его посредством отделения от него аффекта и отвода этого аффекта из психики в соматику. Смещенный аффект обладает способностью возвращения из соматической области к первоначальному представлению, что может породить истерический припадок. Если невыносимое, болезненное представление имеет тесную связь с реальностью, то 3. от него может привести к галлюцинаторному психозу, как отказу от реальности.

В написанной совместно с И. Брейером работе "Исследования истерии" (1895) Фрейд рассматривал 3. в качестве важного фактора, способствующего возникновению одной из форм истерии. Здесь же он впервые, пожалуй, наряду с 3. использовал термин "вытеснение", говоря о том, что патогенное воспоминание вытесняется исходящей от Я психической силой. В статье "Еще несколько замечаний о защитных нев-ропсихозах" Фрейд высказал мысль о том, что 3. является "ядром психического механизма", ведущего к возникновению невротических заболеваний. Как и в предшествующей работе, в данной статье понятия "3." и "вытеснение" используются Фрейдом в качестве равнозначных, взаимозаменяемых. Одновременно Фрейд предпринял попытку рассмотрения различных форм 3., проведя различие между "первичной 3.", в которой решающую роль играют чувства стыда и совести, и "вторичной 3.", приобретающей значение навязчивого побуждения, превращающегося в навязчивые действия. "Первичная 3." служит для поддержания внешнего здоровья человека, в

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

то время как "вторичная 3.", осуществляемая под воздействием возвращения вытесненных воспоминаний, порождает компромиссные образования в форме невротических симптомов типа разнообразных навязчивых действий. Словом, в статье "Еще несколько замечаний о защитных невропсихозах" речь шла, фактически, о различии между нормальной и патологической 3., к которым может прибегать человек в процессе своей жизнедеятельности.

Столь значительное внимание к проблеме 3. было уделено Фрейдом как раз в тот период его исследовательской и терапевтической деятельности, когда он ввел в научный обиход термин "психоанализ". На начальном этапе становления психоанализа проблематика 3. в ее различных ракурсах занимала не последнее место в его концептуальных построениях. Так, в работе "Психопатология обыденной жизни" 3. рассматривалась им не только с точки зрения раскрытия психологии невротиков, но и в плане осмысления природы такого феномена, как забывание. С одной стороны, Фрейд подчеркивал, что "стихийное стремление к защите от представлений, могущих вызвать ощущение неудовольствия, стремление, с которым можно сравнить лишь рефлекс бегства при болезненных раздражениях, приходится отнести к числу главных столпов того механизма, который является носителем истерических симптомов". При этом он был далек от утверждения того, что тенденция 3. всегда в состоянии одержать верх, и не исключал возможность отнесения ее к низшей психической инстанции, которая может парализоваться другими, высшими инстанциями. С другой стороны, основатель психоанализа сводил к тенденции 3. такие явления, как случаи забывания, и считал, что "там, где это возможно, тенденция защиты передвигает свою цель и устраняет из нашей памяти хотя бы не что иное, не столь важное, но находящееся в ассоциативной связи с тем, что, собственно, и вызвало отпор". Однако по мере становления и развития психоанализа понятие 3. все более уходило у него на задний план, в то время как на передний план стали выдвигаться представления о вытеснении.

Первые три десятилетия развития психоаналитической теории и практики как раз и прошли под знаком усиленного внимания Фрейда и других психоаналитиков к проблемам вытеснения и сопротивления. Позднее, во второй половине 1920-х, после того как в центре психоаналитических исследований оказались не только процессы вытесненного бессознательного, но и те психические процессы, которые были вызваны к жизни деятельностью Я и Сверх-Я, он вновь вернулся к рассмотрению проблемы 3. В работе "Торможение, симптом и страх" Фрейд не только провел различие между вытеснением и 3., но и высказал мысль о том, что использование понятия "3." имеет свои преимущества, т.к. расширяет представление о приемах, которые использует Я для возможного разрешения внутрипсихических конфликтов и которые способны привести к невротическим заболеваниям. При этом он подчеркнул, что накопленные психоаналитические знания о возникновении симптомов, истерии и неврозе навязчивости послужили достаточным основанием, чтобы воспользоваться старым понятием "3.", которое может охватить все процессы, обеспечивающие "защиту Я от требований влечений", и

включить в это понятие вытеснение, "как один специальный случай". Кроме того, следует, как заметил он, принять во внимание возможность, что углубление исследований откроет тесную связь между "особыми формами защиты" и определенными заболеваниями. Работа Фрейда "Торможение, симптом и страх" была переведена на русский язык под названием "Страх" в 1927. В русскоязычном издании вместо понятии "3." использован термин "отражение", что может ввести в заблуждение тех, кто обращается к идейному наследию Фрейда. Последующие переиздания данной работы осуществлялись, как правило, с издания 1927 и, следовательно, в них сохраняется терминология, затрудняющая понимание важного момента в развитии классического психоанализа, а именно, возвращение к использованию понятия "3.".

Одиннадцать лет спустя в работе "Анализ конечный и бесконечный" Фрейд обозначил "действие защит в Я" как "изменение Я", если понимать под этим "дистанцию от фиктивного нормального Я", которое является союзником в аналитической работе. Одновременно он высказал соображения, согласно которым противодействующий "защитным устремлениям Я" количественный момент силы влечений устанавливает предел эффективности аналитической работы, благодаря которой контроль над влечениями становится лучше, но по-прежнему остается несовершенным, поскольку "преобразование защитных механизмов не является полным". Высказанные Фрейдом в различное время идеи о защитах Я от бессознательных влечений и их действии в психике человека послужили отправной точкой для ряда психоаналитиков, уделивших основное внимание в своей исследовательской и терапевтической деятельности защитным механизмам Я.

В. М. Лейбт

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ- бессознательные действия (противодействия) человека, направленные на защиту от тех опасностей (угроз), которым он подвергается со стороны окружающей его реальности и своего собственного внутреннего мира. В психоанализе понятие "З.М." относится к Я которому приходится обороняться от различного рода угроз, исходящих от ограничений внешнего мира, требующих удовлетворения бессознательных влечений, фантазий и всевозможных представлений, связанных с идеалами, нравственными ценностями, внутренними запретами. На начальном этапе развития психоанализа 3. Фрейд (см.) использовал понятие "защита" (см.), которое впоследствии было заменено термином "вытеснение". В работе "Я и Оно" основатель психоанализа охарактеризовал Я как "несчастное существо", т.к. ему приходится служить как бы двум господам: "беззащитное с обоих сторон Я тщетно обороняется от наглых требовании Оно, а также от укоров карающей совести", т.е. от Сверх-Я (см.). Более того, "несчастное Я" страдает, по мнению Фрейда, от троякого рода угроз, исходящих со стороны внешнего мира, бессознательных влечений Оно и сурового Сверх-Я. Говоря о трудном положении, в котором находится "несчастное Я", он подчеркнул то обстоятельство, что этому Я все время приходится защищаться, обороняться от нависших над ним угроз. При этом Фрейд указал на ряд защитных действий,

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

используемых Я с целью избежания внешних и внутренних опасностей. В частности, он отметил, что "истерическое Я защищается от мучительного восприятия, грозящего ему вследствие критики его Сверх-Я, тем же путем, каким оно обычно привыкло защищаться от невыносимой для него загрузки объектом - т.е. путем акта вытеснения". Наряду с вытеснением в этой же работе родоначальник психоанализа коснулся таких средств защиты, как идентификация, сопротивление, регрессия, сублимация, образование реакций. В работе "Торможение, симптом и страх" (1926) Фрейд высказал мысль о необходимости использования понятия "защита", к которому он обращался 30 лет тому назад в статье "Еще несколько замечаний о защитных невропсихозах". Он полагал, что "будет, несомненно, полезно вернуться к старому понятию "защита", если условимся, что оно должно служить обозначением всех тех технических приемов, которыми пользуется Я при всех своих возможных конфликтах, ведущих к неврозу". Считая это "терминологическое новшество" оправданным, Фрейд особо выделил такие технические приемы защиты Я, как вытеснение, изоляция, регрессия, реактивные изменения Я. В этой работе еще не использовался термин "З.М.": в ней фигурировали понятия "технические приемы Я", его "методы защиты". Однако Фрейдом были высказаны важные мысли, предопределившие, по сути дела, интерес ряда психоаналитиков к проблеме З.М. Я. Две из них заслуживали особого внимания: одна мысль касалась необходимости исследования тесной связи между особыми формами защиты и определенными невротическими заболеваниями; вторая - выявления зависимости между уровнем развития психики и методами защиты, используемыми человеком до разделения Я и Оно, до формирования у него Сверх-Я и после образования этих психических инстанций.

Отталкиваясь от идей Фрейда, его дочь А. Фрейд, специализировавшаяся в области детского психоанализа, обратилась к исследованию З.М. В работе "Я и защитные механизмы" она выделила девять способов защиты, которые ранее были описаны, но не систематизированы в различных трудах по психоанализу. К ним относились: регрессия (возвращение на более раннюю стадию психосексуального развития), вытеснение (изгнание в бессознательное того, что ранее было сознательным), реактивное образование (изменение неприемлемого на приемлемое), изоляция (отделение невыносимых событий или идей от связанных с ними чувств), аннулирование (мысленная отмена, уничтожение нежелательного действия), проекция (вынесение вовне), интроекция (вбирание вовнутрь), борьба Я с самим собой, обращение (направленность против себя, меняющая нацеленность импульса). К этим девяти способам защиты добавлялся десятый - сублимация (переключение с социально неодобряемого на социально приемлемое), которая относилась скорее к нормальному, а не невротическому развитию. По мнению А. Фрейд, в своих конфликтах со Сверх-Я, внешним миром и Оно Я имеет в своем распоряжении упомянутые выше десять способов защиты. Задача практикующего психоаналитика состоит в том, чтобы "определить, насколько они эффективны в процессах сопротивления Я и формирования симптома, которые он имеет возможность наблюдать у разных людей".

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.