Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная система образования. 5 глава





Изучал пед. терминологию, к-рую рассматривал как систему лексич. средств и наименований, применяемых в теории и практике воспитания, образования и обучения (в широком смысле) и как совокупность терминов, закрепляющих важнейшие понятия педагогики (в узком смысле). В монографии «Русская пед. терминология» (1969) исследовал пед. лексику в ист. памятниках и лит. источниках со времён образования первых школ на Руси до 60-х гг. 20 в. Категории общего языкознания применил к анализу языка пед. науки. Им расширено толкование понятий термина и номена (к числу заменителей терминов К. относил суждения, речения, афоризмы). Доказывал, что термины педагогики как обществ, науки имеют полит, направленность.

Составил «Большой пед. словарь» (1946—50), частично опубликованный в журн. «Азербайджан Мектеби» («Азербайджанская школа», 1946, № 5; 1947, № 1—3, 5—6; 1948, № 1). На основе работ К. по пед. терминологии разработаны пособия для студентов — краткие словари пед. терминов в Пятигорском пед. ин-те иностр. языков, Узб. респ. пед. ин-те рус. яз. и лит-ры и др.

Соч.: Филос. предпосылки педагогики Дьюи, «Изв. Азерб. гос. ун-та», 1927, т. 8—10; Амер. педагогика XX в., Баку, 1928; Осн. линии в развитии науч.-пед. теории С.-А. С. III,



в XX в. в связи с развитием европ. педагогики, «Изв. пед. ф-та Азерб. гос. ун-та», 1929, т. 14; Диалектика развития науч.-пед. мысли, М., 1929"; Совр. пед. течения, т. 1, Баку, 1930; К истории гербартианского направления в педагогике, СП, 1940, № 2; А. С. Макаренко — выдающийся сов. педагог, там же, 1941, М° 3; Осн. проблемы пед. лексики и лексикографии, «Уч. зап. Азерб. пед. ин-та языков им. М. Ф. Ахундова», 1960, в. 8; Развитие пед. понятий и пед. терминологии в России с X по XVIII вв., там же, в. 10..» В. В. Макаев.

КОМЕНСКИЙ(Komensky, Comenius) Ян Амос [28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), — 15.11.1670, Амстердам], чеш. мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил перво-нач. образование в братской школе, в 1608—10 учился в лат. школе, затем в Херборнской академии и Гейдельберг-ском ун-те (1611—14), куда был направлен общиной для подготовки к пропо-веднич. деятельности. В 1614—20 преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).



Деятельность К. была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всём мире».

Филос. взгляды К. сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона, Вивеса. Философия К. (пансофия — обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 в.

В творчестве К. получает развитие предшествующая традиция чеш. реформации и гуманизма, связанная с гуситским движением, а затем с общиной Чещ. братьев (см. в ст. Чехия).

Ещё в период учёбы К. собрал огромный языковой материал к кн. «Клад чещ. языка» (рукопись сгорела в 1656), пытался создать своего рода универсальную энциклопедию «Театр всевозможного» («Theatrum universitatis rerum»), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чеш. стихосложения.

К. — ведущий представитель чеш. реформаторской церкви, в ходе 30-летней войны он вынужден был скрываться в Чехии и Моравии. В этот период К. написал ряд ист. работ и лит.-филос. трактат «Лабиринт света и рай сердца» («La-birint sveta a räj srdce», 1623), в к-ром отразилась обществ.-критич. позиция К. Острая обществ, сатира в «Лабиринте...» дополняется оптимистичной картиной гармоничного общества («Рай сердца»).

Под влиянием неоплатонизма К. пришёл к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь исходя из общих проблем мироустройства. Один из путей исправления мира К. видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в «Дидактике» на чеш. языке (1628—30, опубл. 1849), в к-рой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по К., должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Широкая трактовка проблемы и требование образования для всех детей и молодёжи обусловили отрицат. отношение к «Дидактике».



В 1631—32 К. переработал «Дидактику», назвав её «Рай церкви или рай чешский», и сделал составной частью первого проекта реформы образования и воспитания в Чехии. Он предполагал также в дополнение к «Дидактике»создать учебники и метод, лит-ру. Закончил К. лишь «Ин-форматорий материнской школы», ставший первой теорией дошк. воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребёнка, соотношение физич. и нравств. воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравств. и религ. воспитанием, умственного развития и формирования речи ребёнка. Отмечая многообразное значение дет. игр, К. подчёркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребёнка, ненасильств. ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.

В г. Лешно (Польша), занимаясь только пед. деятельностью, К. в 1633—38 переработал, расширил и перевёл на лат. яз. «Дидактику». Так возникла «Великая дидактика» («Didactica magna»), ставшая осн. теоретич. базой средней (лат.) ступени образования. К. создал единую систему образования и наметил его структуру — от дошк. воспитания до высш. образования. От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание). К. считал, что в «школе родного языка» необходимо знакомить детей с ремёслами. На следующей ступени обучения — в лат. школе или гимназии (с 12 до 18 лет) К. вводит наряду с традиц. семью свободными иск-вами естествознание, историю, географию. Высш. образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии. К. были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Вначале К. отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, обществ, устройстве и духовной области является учебник «Открытая дверь языков» («Janua linguarum reserata», 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиц. догматич. путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тыс. лат. слов, из к-рых были

составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности.

В 1640-х гг. К. по предложению швед, правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания лат. языка. После Вестфальского мира (1648) К. возвратился в Лешно, где по заказу Швеции подготовил учебники: «Преддверие лат. языка» («Vestibulum latinae tinguae»), «Зал латинизма» («Atrium linguae latinae», 1643—49, опубл. 1649), а также «Новейший метод языков» («Linguarum methodus novissima», 1649).

В 1650 К. был приглашён для организации школ в Венгрию, где в Шарошпа-таке пытался частично реализовать свою идею устройства пансофич. школы. Науч. обоснование её принципов, уч. план, распорядок дня были изложены К. в соч. «Пансофич. школа» (1651). К, предложил также решение проблемы взаимоотношения факторов, участвующих в образоват. процессе (напр., лиц, участвующих в обучении, места, времени, методов обучения). Уделял большое внимание роли воспитателя, учителя (а также родителей), особенно его моральному облику.

Конфликт между планами создания пансофич. школы и реальным положением необразованного большинства народа в Венгрии побуждал К. к дальнейшей разработке проблемы лёгкого, быстрого, радостного и глубокого учения. Написанный им иллюстриров. учебник «Мир чувственных вещей в картинках» («Orbis sensualium pictus», 1658), упрощённый вариант книги «Открытая дверь языков», был первой успешной попыткой создания уч. книги на основе психол. принципов. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в нек-рых странах Европы до 2-й пол. 19 в. Стремясь сделать учение для школьников более интересным, К. составил уч. кн. «Школа — игра» («Schola — ludus», 1656), к-рая представляла собой драматизацию содержания «Открытой двери языков» и предназначалась для постановки на сцене шк. театра.

В 1654 К. вновь вернулся в Лешно. С 1657 жил в Амстердаме. Здесь он подготовил четырёхтомное собрание своих лат. пед. сочинений «Opera didactica omnia», среди к-рых впервые увидела свет и «Великая дидактика». В Амстердаме К. работал также над начатым в 1644 трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» («De rerum humanarum emendatione consultatio catholica»), к-рый явился итогом его филос.-пед. и обществ, планов по исправлению общества. «Всеобщий совет...» включает неск. частей. «Всеобщее пробуждение» («Панегерсия») призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей, «Всеобщее просвещение» («Панав-гия») анализирует осн. методы по исправлению, «Всеобщая мудрость» («Пансофия»), наз. также «Всеобщее устройство» («Пантаксия»), содержит филос. ядро «Всеобщего совета» — собрание общих и конкретных сведений о мире в целом. Опираясь на свою философию природы и развития человека и человечества, К. в рамках неоплатонизма дал концепцию структуры и развития космич. процесса. Гл. место в ней занимает человек — творец, от активности к-рого зависит, в какой мере это развитие будет означать как

совершенствование мира, так и материальное и духовное воспроизведение человечества. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. «Всеобщее воспитание» («Панпедия») содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К перво-нач. ступеням обучения и воспитания К. присоединяет и др. «школы жизни», к-рые в свою очередь делит на этапы развития- «классы». Т. о., система всеобщего воспитания К. включает «школу рождения», подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), «школу раннего детства» (дошк. воспитание), «школу детства» (элементарное гак. обучение на родном языке), «подростковую школу» (ср. ступень), «школу молодости» (высш. образование). На следующем этапе — в «школе старости» — должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр. Уважение к жизни, забота о её сохранении и совершенствовании — апофеоз труда К.

Для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами К. предлагал создать универсальный язык, на к-ром будет развиваться нац. культура, — «Всеобщий язык» («Панглотия»). «Всеобщее исправление» («Панортосия») завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). При этом К. подчёркивал связь между самоисправлением каждого отд. человека и исправлением гл. социальных институтов (семьи, школы, церкви, гос-ва), требовал соблюдения правильного соотношения между свободой и порядком. Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: междунар. орг-ция учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, междунар. консистория (некий всемирный совет церквей) и междунар. суд для мирного решения спорных полит, вопросов. Заключит, часть «Всеобщего Совета» — «Всеобщее поощрение» («Пан-нутесия») призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление. К. удалось издать лишь вступит, часть своего труда-утопии, ряд глав рукописи не были завершены (в полном объёме издана в 1966 в Праге).

Творчество К. оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и шк. практики. Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, обществ, системы образования и естеств. постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. д. Цель воспитания, по К., — подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внеш. мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей-богу. Т. о., К. выделяла составные части воспитания — науч. образование, нравств. воспитание и религ. воспитание. Понимание К. задач воспитания являлось выражением его гумани-стич. стремления к всестороннему развитию личности. Согласно К., человек — дитя природы, и поэтому все пед. средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех пед. воздействий. Идея универсального параллелизма, т.е. признания общности гл. принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнит, метода, к-рый использовал К. в своей пед. системе.

Вопросы воспитания и обучения К. рассматривал в неразрывном единстве. Он призывал к широкому (универсальному) образованию на основе родного, а затем и лат. языка -языка науки и культуры того времени. Осн. требования к обучению: раннее начало обучения, соответствие уч. материала возрасту ребёнка. К. считал, что разум человека способен охватить всё при последовательном и по-степеннчм продвижении вперёд, следуя от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от целого к частному. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого разл. методы. Признавая 3 источника познания — чувства, разум и веру, гл. значение К. придавал чувственному восприятию, к-рое должно подкрепляться затем разъяснением.

Цель воспитания К. видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из к-рых наиб, важными считал справедливость, мужество, умеренность. Стремление К. выработать интегриров. систему познания, позже развитую Лейбницем и др. мыслителями, наметить осн. линию эволюции человека и общества определило важное направление в развитии европ. культуры.

С о ч. в рус. пер.: Избр. пед. соч., т. 1 — 2, М., 1982.

Лит.: Красновский А. А., Я. А. Ко-менский, М., 1953; Мат-лы науч. сессии А. ПН РСФСР, поев. 300-летию опубликования Собр. дидактич. трудов Я. А. Коменского, М., 1959; Джибладзе Г. Н., Философия Комеиского, М., 19822; К p а т о х— в и л М. В., Жизнь Яна Амоса Коменского, пер. с чеш., М., 1991; Popelovä J., Ко-menskeho cesta k vsenäprave, Praha, 1958: Blekastad M., Comenius, Praha — Oslo, 1969; С a p k o v a D., Nektere zäkladni prmcipy pedagogickeho mysleni J. A. Komen-skeho, Praha, 1977; Otäzky soucasne komeni-logie, Praha, 1981; Sympozium Comenianum 1982, Uhersky Brod, Comenius Institute öd Education Praha, Comenius Muzeum in Uhersky Brod, 1984; Acta comeniana, Praha, 1940.

Д. Чапкова.

КОМИ РЕСПУБЛИКА,Республика Коми, входит в состав Рос. Федерации. Пл.415, 9 тыс. км2. Нас. 1261 тыс. чел. (1989). Столица — Сыктывкар.

В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 872 чел. с высш. и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 788 чел.). В отраслях экономики занято ок. 264 тыс. специалистов, в т. ч. ок. 77 тыс. с высшим и св. 188 тыс. со ср. спец. образованием.

Древняя (т. н. пермская) письменность была разработана рус. церк. деятелем Стефаном Пермским в 14 в. и использовалась в миссионерских целях. К кон. 17 в. эта письменность заменена основанной на слав.-рус. графике. Помимо монастырских школ обучение организовывалось лишь в немногих т. н. домашних школах. Первые гос. школы созданы в нач. 19 в. (Яренское нар. уч-ще, 1804, и др.). Позже в Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар) открылись духовное (1822), приходское (1835) и уездное (1840) уч-ща. Первая сел. школа открыта в 1828 в Ижме. В 40-х гг. 19 в. появились сел. (т. н. кисилевские) школы для детей гос.

крестьян, находившиеся в ведении Мин-ва гос. имуществ. В кон. 50-х гг. открыты первые гор. жен. уч-ща. В кон. 60-х гг. с образованием земств в их ведение переданы кисилевские школы, открывались и собственно земские нач. школы. В кон. 80-х гг. земские уч-ща Яренского уезда преобразованы в церк.-приходские. Обучение велось на рус. яз. В 19 в. попытки начать обучение коми дегей на родном языке предпринимали ч.-к. Петерб. АН П. И. Савваитов, автор неск. учебников и мн. церк. книг Г. С. Лыткин. Сторонником просвещения выступал основоположник коми лит-ры учитель И. А. Ку-ратов, предлагавший проекты зырянского алфавита и разработавший грамматику коми языка.

В нач. 20 в. среди уч. заведений преобладали церк.-приходские школы. После 1912 открылись 2 гимназии, 11 высш. нач. уч-щ, 2 ремесл. уч-ща. В 1914/15 уч. г. было 316 школ (15,1 тыс, уч-ся), работали 575 учителей, для их подготовки в 1916 открыта учительская семинария. Рус. грамотой владело ок. 25% населения, в сев. р-нах — ок. 12%. Почти полностью неграмотными оставались женщины.

После установления сов. власти началась коренная перестройка нар. образования. Заметную роль в подъёме нац. культуры играло об-во «Комикотыр»; была издана «Программа по изучению зырянского края» (автор — П. А. Сорокин), в к-рой значит, место отводилось вопросам школы. При содействии об-ва был проведён Всезырянский пед. съезд (1918), открыто первое уч. заведение для подготовки учителей (1918/19 уч. г.). При Усть-Сысольском ОНО была создана комиссия по разработке и изданию учебников на коми яз. В 1918 принят единый коми алфавит на рус. графич. основе, составленный В. А. Молодцовым. Появились первые сов. учебники и пособия для школ с обучением на родном языке, в т. ч. первый печатный букварь на коми яз. (1920; автор Молодцов). Развернулась ликвидация неграмотности. В 1923 открылось отделение об-ва «Долой неграмотность». В 1924/25 уч. г. на ликпунктах и в школах малограмотных занимались св. 5 тыс. чел. В 1918 открылся первый детский сад.

В Авт. области коми (зырян) в первый год её существования (1921) насчитывалось 388 школ I ступени и 15 школ II ступени (всего ок. 24 тыс. уч-ся). В нач. школе обучение стало вестись на коми яз. На базе ремесл. уч-щ созданы проф.-тех. школы. Действовали учительские курсы. В 1921 открылся ин-т нар. образования (с 1923/24 пед. техникум), где началась систематич. подготовка учителей для коми школ.

С 1930/31 уч. г. осуществлялось введение всеобщего нач. обучения. К нач. 1932/33 уч. г. охват учащихся составил 99,5% детей 8—12 лет. Работало св. 438 школ I ступени (св. 36,8 тыс. уч-ся), 57 неполных ср. школ, в т. ч. ШКМ и ФЗС, 1 школа II ступени (всегосв. 42тыс. уч-ся). В нач. 30-х гг. развернули работу лесной, строит., мед., педагогический техникумы. В 1932 в Сыктывкаре открылся пед. ин-т. Учительские кадры для республики готовили ЛГПИ, Пермский ун-т и др. вузы. Значит, организаторскую и науч. работу в период становления сов. школы проводили В. А. и М. А. Молодцовы, В. И. Лыткин, А. С. Сидоров, А. А. Мае-гов, И. Т. и В. Т. Чисталёвы, Н. А. Шахов и др.

В Коми АССР (назв. с 1936) было введено всеобщее 7-летнее обучение (начато в 1934). В 1936/37 уч. г. работало св. 270 нач., св. 70 семилетних и 13 средних (в т. ч. коми и коми-русских) школ. Коми язык стал языком обучения и в неполной ср. школе. Рус. яз. изучался в коми школах с 3-го кл. и был уч. предметом и языком обучения в ст. классах средних об-щеобразоват. (всего для 34,7 тыс. уч-ся) и др. заведениях. До кон. 30-х гг. работали также школы с обучением на тат. и нем. ячыках (для детей спецпереселенцев). К кон. 30-х гг. грамотность населения составила ок. 80%. В 1940 открылось 4 школы ФЗО, 4 ремесл. и 1 ж.-д. уч-ще системы трудовых резервов. В 1944/45 уч. г. из 50 тыс. школьников 35,2 тыс. учились в нач. классах. В кон. 40-х гг. охват учащихся 7-летними школами составил 99,4%. С 1959/60 уч. г. введено обязат. 8-летнее обучение. В 70—80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование, обучение на коми яз. систематически (с 50-х гг.) сокращалось. В 1975/76 это обучение прекратилось. Как предмет в 1985/86 уч. г. родной язык изучало ок. 14 тыс. уч-ся.

В 1992 имелось св. 1 тыс. дошк. учреждений, в к-рых воспитывалось ок. 110 тыс. детей (88% детей соответствующего возраста). Св. 480 учреждений ведут воспи-тат. работу и предшкольную подготовку на коми яз., охватывая 21 тыс. детей. Св. 90% пед. работников дошк. учреждений имеют высш. и ср. спец. образование. В 1992/93 уч. г. в 569 дневных общеобра-зоват. школах училось 186 тыс. чел., в 25 вечерних и заочных школах — 5,2 тыс. чел. В 265 школах коми яз. преподаётся как предмет (24 тыс. уч-ся), в 200 школах изучаются история и культура коми. Имеется 9 школ-интернатов, 5 дет. домов, 4 интерната для детей-сирот, св. 20 вспо-могат. школ. В общеобразоват. школах занято св. 13 тыс. учителей, из к-рых 75,6% — с высш. образованием; среди преподавателей ср. и ст. ступеней обучения св. 98% с высш. образованием. Среди педагогов св. 40 засл. учителей школы РСФСР, св. 180 засл. учителей республики Коми.

С кон. 80-х гг. создаются учебники по истории и культуре края; к этой работе привлечены специалисты регионального науч. центра РАН, кафедры ун-та, пед. ин-та и др., а также обществ, орг-ции. Метод, работу и повышение квалификации учителей ведут респ. ИУУ (осн. в 1939), метод, кабинеты и т. п. Работают 45 внешк. учреждений, к-рые охватывают ок. 54 тыс. чел. Учебники родного языка и др. пособия для коми школ выпускает изд-во в Сыктывкаре. Для детей издаётся журн. «Би кинь» («Искорка», с 1986). Проф.-тех. образование дают 53 уч-ща (св. 20 тыс. уч-ся), в т. ч. 36 дневных. Имеются 19 ср. спец. уч. заведений (15,9 тыс. уч-ся), в т. ч. 2 пед. (в Сыктывкаре), муз., культ.-просвет, уч-ща и уч-ще иск-в. Среди высш. уч. заведений: Сыктывкарский университет (осн. в 1972; в 1990—5 ф-тов, ок. 3 тыс. студентов), педагогический (ок. 3 тыс.), индустриальный (1967; Ухта) ин-ты, 2 филиала др. вузов (всего в вузах св. 10 тыс. студентов).

Лит.: Культурное строительство в Коми АССР. Сб. док-тов, 1т. 1 — 2], Сыктывкар, 1979—84; Безносиков Я. Н., Развитие нар. образования в Коми АССР, Сыктывкар, 1973; Попов А. А., Из истории становления сов. коми нац. школы (30-е гг.), в кн.: Из истории нац.-государственного

строительства, нац. отношений и социально-экон. развития Коми АССР, Сыктывкар, 1989. А. А. Попов, В. А. Стаханов.

КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ,входит в Пермскую обл. Рос. Федерации. Пл. 32,9 тыс. км2. Нас. 159 тыс. чел. (1989). Центр — г. Ку-дымкар.

В 1372 рус. церк. деятель Стефан Пермский создал пермскую письменность (просуществовала св. 300 лет и использовалась гл. обр. в религ. целях) и начал приобщать коми-пермяков к книжной культуре. Первое светское уч. заведение на терр. совр. авт. округа — заводская школа, открыта в 1799 помещиками Всеволжскими в пос. Пожва. В 1841 основано Кудымкарское городское училище. Начальные сел. школы (гл. обр. земские) и министерские уч-ща создавались с 60-х гг. 19 в. (к 1887 — св. 20). С сер. 80-х гг. открывались церк.-приходские школы (к 1900 — св. 60). В 1893 для подготовки учителей по инициативе миссионера Я. Шестакова открыта 2-классная школа в с. Юсьва. После 1906 допускалось шк. обучение детей на родном языке в течение первых двух лет. В большинстве школ преподавание велось на рус. языке. В земских уч-щах использовались пособия К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Н. Ф. Бунакова и др. Просвещению в крае содействовали первый коми-пермяцкий учёный И. Я. Кривощёков, организатор 4-классного гор. уч-ща в Ку-дымкаре (1907), учителя E. E. Попов и К. М. Мошегов, авторы коми-пермяцких букварей и книг для чтения (изд. в 1904, 1908, 1909).

В 1901 действовало 86 школ, в т. ч. 24 земские, 58 церк.-приходских, 4 министерские. В 1913/14 уч. г. насчитывалось св. 110 нач. школ (среди уч-ся коми-пермяки составляли 15—20%). Грамотность населения на рус. яз. среди мужчин 11,4%, среди женщин 1,3%.

После установления сов. власти началась перестройка системы просвещения. С образованием авт. округа развернулась ликвидация неграмотности. В 1927 лик-пункты посещало св. 13 тыс. чел. (в т. ч. 1257 женщин), в 1931 — ок. 23,5 тыс. чел. Всего за 1925—35 обучено грамоте св. 43 тыс. чел.

В 1918 В. А. Молодцовым создан единый коми алфавит на рус. графич. основе (в 1932 письменность переведена на лат. графику, а в 1938 — вновь на русскую). С нач. 20-х гг. в Москве, затем в Сыктывкаре издавались первые сов. учебники для коми-пермяцких школ и ликбезов. В создании учебников приняли участие основоположники коми-пермяцкой лит-ры А. Н. Зубов (Питю Оньо) и М. П. Лихачёв, а также Ф. Е. Зубов, Г. А. Нечаев и др. В 30-е гг. с образованием коми-пермяцкого изд-ва (ныне Отделение Пермского книжного изд-ва) налажен регулярный выпуск уч. лит-ры на родном языке.

В 1924/25 уч. г. работало 85 школ I ступени (срок обучения 5 лет), в т. ч. 69 коми-пермяцких, 3 семилетки, 2 школы II ступени, ШКМ (всего ок. 6 тыс. уч-ся). Школой было охвачено св. 40% детей соответствующего возраста, в т. ч. 60% — коренной национальности. С нач. 30-х гг. развёрнута работа по организации нач. всеобуча. В 1931 действовало 240 школ, охват обучением повысился до 80%. Нач. всеобуч реализован в 1936. В 30-х гг. открылись лесной и с.-х. техникум, пед. уч-ще (1927), фельдшерско-акушерская

школа. В 40—50-х гг. появились проф, — тех. уч. заведения. В 1940—56 в Кудым-каре работал учительский ин-т.

В 50-х гг. реализован 7-летний всеобуч, в 60-х гг. —H-летний. В 1964/65 уч. г, среди 365 школ насчитывалось 89 восьмилетних и 20 средних. С нач. 50-х гт, рус. яз. в коми-пермяцких школах стал изучаться с 1-го класса. После 1959 преподавание всех уч. предметов было переведено на русский, а изучение родного языка и лит-ры необоснованно сокращено, хотя имелись все условия для его-распространения. В 70—80-х гг. поддерживался курс на всеобщее ср. образование. В итоге к нач. 90-х гг. в 1—9-х классах родной язык и лит-ру изучали не более 25% уч-ся коренной национальности (ок. 6 тыс. чел.).

В 1992 в округе функционировало 280 дет. садов (ок. 15 тыс. воспитанников), в т. ч. 83 дет. сада, где воспитат. работа велась по подготовленной в кон. 80-х гг. Программе по развитию речи и знакомству с окружающим миром на родном языке. Действовало 192 общеобразоват. школы: 78 нач. (38 коми-пермяцких), 60 неполных средних (23), 54 средние (24). В этих школах обучалось 25,4 тыс. уч-ся. В кон. 80-х гг. изданы новые букварь (автор Г. И. Немтинова и др.) и учебники коми-пермяцкого яз. и лит-ры для 2—9-х кл. общеобразоват. школы. Имеются учебники по родному яз. и лит-ре (в т. ч. для 5—9-х кл.), готовится программа факультативного курса по родной лит-ре для ст. классов. Подготовлены пособия по истории и географии родного края. В 2 вечерних школах — ок.400 уч-ся.

В школах округа занято 2,5 тыс. учителей, в т. ч. 62% с высш. образованием. Среди педагогов св. 20 засл. учителей школы РСФСР. Учителей нач. классов готовит Кудымкарское пед. уч-ще, преподавателей ср. школы — пермские пед. ин-т (коми отделение с 1955) и ун-т. В Ку-дымкаре действует окружной ИУУ (с 1944).

Имеется 4 ПТУ (св. 1,2 тыс. уч-ся). Среди внешк. учреждений окружной дворец и 6 домов дет. творчества, 7 муз. школ, станции юных натуралистов, техников, ДЮСШ и школа иск-в. В 4 ср. спец. уч. заведениях (среди них пед. уч-ше) ок. 3 тыс. уч-ся.

Лит.: Кривощекова А. Ф., Очерки истории коми-перм. школы, [Пермь J, 1956; Из истории нар. образования Урала, Пермь, 1976; Коми-Перм. нац. округ. Ист. очерки, Кудымкар, 1977; Бачев Г. Т., Светлой дорогой. Очерки о коми-пермяцкой школе, Кудымкар, 1982 (на коми-пермяцком яз.). 3. К. Тудвассва.

КОММЕРЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА,в России ср. уч. заведения. Первое К. у. создано в 1773 в Москве при Воспитат. доме на средства П. А. Демидова, в 1800 переведено в Петербург. В 1804 на средства моек, купечества в Москве было открыто ещё одно К. у.; тогда же был основан моек, коммерч. пансион, переименованный в 1806 вПрактич. академию коммерч. наук. В 1862—93 на средства купечества были созданы одесское, Петровское (в Петербурге), Александровское (в Москве) и харьковское К. у. В 1892 и 1893 в Одессе открылись частные (мужское и женское) К. у. В 1894 все К. у. были переданы в ведение Мин-ва финансов, затем — Мин-ва торговли и пром-сти. В 1896 было утверждено Положение (дополнено в 1900), по к-рому К. у. стали общеобразоват. уч. заведениями, дающими учащимся общее (в объёме курса реального уч-ща) и коммерч. образование. Широкое участие общественности в организации К. у., их независимость от МНП привлекали мн. прогрессивных педагогов, стремившихся создавать К. у. как школу нового типа с совм. обучением мальчиков и девочек, с лучшей постановкой обучения и воспитания, передовыми методами преподавания и т. п.

В К. у. принимались дети из всех сословий не моложе 10 лет. Плата за обучение была высокой, поэтому подавляющее большинство учащихся составляли дети крупной и ср. буржуазии, а также либеральной интеллигенции. К. у. имели 7-летний (1—7-е кл.) и 8-летний (1—8-е кл.) курс обучения. Существовали и 3(4) — лет-ние К. у., состоявшие из старших (начиная с 5-го) классов обычных К. у. Преподавались: закон Божий, рус. яз. и словесность, два новых языка, история, география, математика, естеств. история, физика, коммерч. арифметика, бухгалтерия, коммерч. корреспонденция, полит, экономия, законоведение, химия и товароведение с технологией, коммерч. география, каллиграфия, рисование и гимнастика; необязат. предметы: черчение, стенография, пение, музыка, танцы, иностр. и родной языки. Спец. предметы занимали незначит. место в уч. плане. Выпускники могли поступать в коммерч. ин-ты или высш. техн. уч. заведения, а после 1914 — в ун-ты.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.