Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная система образования 68 глава





ИГРА

в комплексе. Уч. предметы делились на 2 группы: образовательные (рус. язык, математика, химия и др.) и воспитательные (основы мировой культуры, рисование, пение, физич. упражнения, знакомство с иск-вом и др.). Уч. план строился на принципах содействия всестороннему развитию учащихся и трудового начала (к-рое понималось как воспитат. средство, а не фактор проф. подготовки). Программы по 16 предметам нацеливали на углублённое изучение обязат. и профильных дисциплин, использование крае-ведч. материала, развитие инициативы преподавателей.

Намечалась трансформация системы управления нар. образованием и его демократизация. Большая роль в осуществлении реформ отводилась самоуправлению в уч. заведениях. При гимназиях наряду с пед. советами создавались к-ты из представителей общественности, родительские советы. Пед. советам предоставлялось право самостоятельно разрабатывать планы и программы, решать хоз. вопросы. В период деятельности И. на посту мин. увеличились ассигнования на нар. образование, выросла сеть высш. и ср. уч. заведений. И. оказывал поддержку новым (женским и частным) вузам. В марте 1916 создал Совет по делам высш. уч. заведений и межведомств. Совет по делам проф. образования. По его инициативе проведены 2 совещания попечителей уч. округов (февр. 1915 и март 1916), ряд съездов пед. общественности по обсуждению реформы. Проекты И. были отклонены пр-вом, и он был вынужден выйти в отставку. Реформа не была реализована, но её мн. идеи, особенно материалы уч. программ, использованы при создании сов. школы, а также служили осн. руководством для рус. школ за рубежом.



Лит.: Материалы по реформе средней школы, П., 1915; Дудниченко И. И., Граф Игнатьев и развал школы, Саратов, 1916; Поляков С. Н., К вопросу о реформе ср. школы, Тула, 1916; К л ю-ж е в И. С., Граф П. Н. Игнатьев и наше народное образование, «Вестник воспитания», 1917, № 2; Иванцов Н., Реформа ср. школы, там же, № 4 — 5; Константинов Н. А., Очерки по истории ср. школы, M., 19562; Кузьмин H. H., Осн. вопросы реформы ср. общеобразоват. школы (гимназии и реальных училищ) в период ^нового революц. подъема и первой мировой войны, УЗ МОПИ им. Н. К. Крупской, 1958, т. 68; Цирульников А. М., Из тайных архивов русской школы, М., 1992; Stra-k h о v s k у L.^ A., Gount P. N. Ignatyev, reformer of russian education, «Slavonic and East European Review», 1957, в. 36, № 86.



M. В. Богуславский.

ИГРА,игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека. В онтогенезе животных И. является одной из форм развития специфич. типов поведения.

Согласно теории «избытка сил» (Ф. Шиллер и Г. Спенсер), И. возникает у молодых животных в силу того, что не вся их энергия затрачивается на борьбу за существование; образуется избыток энергии, к-рый и находит выход во всевозможных движениях, не имеющих прямого отношения к борьбе за существование. Спенсер дополнил эту теорию указаниями на подражание как источник И. и на упражнение как её функцию. Предметом спец. исследования И. животных и человека стала впервые в работах К. Гроса (1899). И., по данным Гроса, возникает только у тех животных, врождённые инстинктивные формы поведения

к-рых оказываются недостаточными для приспособления к изменчивым условиям существования; для них И. и есть такая форма жизнедеятельности, в к-рой происходит предварит, приспособление инстинктов к будущим условиям борьбы за существование. Грос считал И. формой самоусовершенствования молодых существ, поэтому его теория носит назв. -«Теория предупреждения». Существенную поправку в теорию Гроса внёс К. Бюлер, к-рый считал, что стремление к И., к повторению одних и тех же действий поддерживается удовольствием от самой деятельности. Такое удовольствие он называл функциональным, а И. определял как деятельность, сопровождающуюся функциональным удовольствием и ради него совершаемую. Др. аспекты И. выделил голл. зоопсихолог Ф. Бёйтендейк (1933). Он выделил 4 осн. особенности И., связывая их с характерными чертами поведения, свойственными дет. организму: ненаправленность движений; импульсивность; аффективная связь с окружающим; робость, боязливость, застенчивость. Анализируя возникновение И. в ходе эволюц. развития, он пришёл к заключению, что И. распространена только у плотоядных животных, являющихся прирождёнными охотниками, а из травоядных — только у обезьян, к-рых сближает с охотниками то, что формой добывания пищи у них служит схватывание предметов. Бёйтендейк пришёл к выводу, что И. всегда связана с к.-л. предметом, к-рый содержит много новизны и сам как бы играет с играющим. В противоположность Гро-су Бёйтендейк считал, что в основе И. лежат не отд. инстинкты, а более общие влечения, находящиеся за инстинктами: влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающим и влечение к повторению. В признании первичности этих влечений Бёйтендейк следует за 3. Фрейдом, считавшим всю жизнь и деятельность проявлением изначальных биол. влечений. Грос и Бёйтендейк, при определённом различии подходов, рассматривали И. животных как внеш. выражение глубинных инстинктов или влечений и отождествляли И. животных и человека. Они не видели качеств, отличия ребёнка, развивающегося в обществе и усваивающего обществ, опыт, от детёнышей животных, лишь приспосабливающихся к условиям существования благодаря наследственно-фиксир. видовому опыту. Особый интерес представляет иссл. Ж. Пиаже (теория преобладающего влияния И. на развитие дет. интеллекта, 1945), рассматривавшего И. (в связи с развитием символич. функции) как деятельность, в к-рой преобладают процессы ассимиляции ребёнком окружающей действительности в соответствии с присущей детям эгоцентрич. позицией.



В отеч. марксистской лит-ре вопрос о происхождении и содержании И. был поставлен Г. В. Плехановым. Игра, указывал он, есть «дитя труда, который необходимо предшествует ей во времени». Плеханов считал, что И. возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающих поколений к жизни в обществе. Необходимость ист. исследования для построения полноценной теории И. подчёркивал Е. А. Аркин. Разработкой теории И., выяснением её социальной природы, внутр. структуры и значения для развития ребёнка занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

Иссл. путешественников и этнографов, содержащие материал о положении ребёнка в обществе, находящемся на относительно низком уровне ист. развития, дают достаточно оснований для гипотезы о возникновении и развитии дет. И. На ранних ступенях развития общества, когда осн. способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий (палок) для сбивания плодов и выкапывания съедобных корней, И. не существовало. Дети рано включались в жизнь взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления орудий. Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, мотыжному земледелию привели к существенному изменению положения ребёнка в обществе. Возникла потребность в спец. подготовке будущего охотника, скотовода и т. п. В связи с этим взрослые начали изготовлять орудия (ножи, луки и стрелы, пращи, арканы и т. п.), являющиеся точными копиями орудий взрослых, но меньшего размера, специально приспособленные для детей. Возникли И.- у п-ражнения. Дет. орудия увеличивались вместе с ростом детей, постепенно приобретая все свойства орудий труда взрослых. Общество в целом чрезвычайно заинтересовано в подготовке детей к участию в будущем в самых ответств. и важных областях труда, и взрослые всячески содействуют И.-упражнениям детей, над к-рыми надстраиваются И.-с оревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и обществ, смотром достижений детей.

С усложнением орудий труда и дальнейшим разделением труда в обществе дети постепенно исключаются из недоступных для них сфер производств, деятельности. Сложные орудия труда при уменьшении их размера для детей теряли свои осн. функции, сохраняя лишь внеш. сходство. Это привело к появлению сначала изобразит, игрушек, а затем игрушек, лишь напоминающих предметы, с к-рыми действуют взрослые. Возникает сюжетно-ролевая (или сюжетная) И. (см. Детские игры), в к-рой ребёнок принимает на себя и выполняет роль, соответствующую к.-л. действиям взрослых. Дети, предоставленные самим себе, объединяются и организуют свою особую игровую жизнь, воспроизводящую в осн. чертах обществ, отношения и трудовую деятельность взрослых. В ролевой И. воспроизведение предметных действий отходит на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение обществ, отношений и трудовых функций.

В индивидуальном развитии совр. ребёнка И. имеет огромное значение. В ней формируется и проявляется потребность ребёнка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом. И. есть практика развития ребёнка, ведущая деятельность в дошк. детстве. Ист. развитие И. не повторяется. В онтогенезе хронологически первой является ролевая И., служащая важнейшим источником формирования социального сознания ребёнка в дошк. возрасте. В ролевой И. ребёнок отождествляет себя со взрослыми и воспроизводит их функции и отношения между ними в специально создаваемых им самим условиях. Характерную особенность игровых условий составляет замещение реальных предметов, с к-рыми действуют взрослые, игрушками, что имеет существ, значение

ИГРОВАЯ

для выделения ребёнком социальных отношений между людьми. Ролевая И.— форма моделирования ребёнком социальных отношений в тех проявлениях, к-рые ему доступны, и тем самым — их выделения. В этом заключается её осн. функция и значение для развития личности ребёнка в детстве. Содержание ролевой И. имеет важнейшее воспитат. значение. На это указывал уже И. М. Сеченов. чСвою особу он ассоциирует со всеми проходящими через его сознание героями и со всеми их свойствами, сначала, разумеется, чисто внешними... Сливая себя с любым образом, ребёнок начинает любить все его свойства; а потом путём анализа любить, как говорится, только последние. Здесь вся моральная сторона человека» (Избр. произв., 1953, с. 106). Значение содержания И. для воспитания неоднократно подчёркивал К. Д. Ушин-ский: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей,... Не думайте же, что все это пройдет бесследно с периодом игры,... весьма вероятно, что из этого со временем завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций... свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека» (Собр. соч., т. 8, 1950, с. 439—40). Значение И. как важного средства воспитания формирующейся личности всегда подчёркивалось в сов. иед. теории.

Содержание ролевой И. реализуется ребёнком во взятой им на оебя роли. Всякая роль содержит определённые правила поведения. Подчинение им составляет важнейший момент всякой ролевой И. С подчинением правилам связано удовольствие, к-рое получает ребёнок в И. Эту связь впервые подчеркнул Выготский в форме парадокса: «Ребёнок в игре плачет как пациент и радуется как играющий». Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребёнок руководствуется не привлекательностью ситуации, а правилами роли. Тем самым во всякой ролевой И. обязательно присутствует борьба с непосредств. импульсами, необходимость подчиняться взятой на себя роли, формируются формы произвольного поведения.

Весьма важно, что часто И. носит коллективный характер. Коллектив играющих детей выступает по отношению к каждому отд. участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой на себя ребёнком роли. В коллективной И. создаётся дет. сообщество, хотя и воспроизводящее жизнь взрослых, но живущее как самостоятельный, в известном смысле само деят. коллектив. Возникающие в ходе И. собственно игровые отношения и отношения по поводу И. оказывают своеобразное влияние на личность ребёнка, в частности на развитие речи и навыков общения. Ролевая И., возникшая как особая форма удовлетворения потребности ребёнка занять определённое место в окружающем его мире, преобразует эту потребность в конкретную её форму — осуществлять деятельность, свойственную взрослым, деятельность общественно значимую и общественно оцениваемую. Поэтому И. имеет важное значение для формирования социальных потребностей ребёнка, в частности для формирования готовности к шк. обучению.

Действия ребёнка с заместителями реальных предметов в ходе развития И.

Л 22 Рос.педагогическая энц., т. 1

сокращаются и становятся всё более обобщёнными, превращаясь в действия со значениями предметов. Это является существ, предпосылкой к формированию собственно умственных действий с опорой не на предметы, а на слова, являющиеся носителями предметных значений и, следовательно, важной предпосылкой перехода к собственно речевому мышлению. Уже в дошк. возрасте появляются и др. формы И., в частности И. с правилами, специально создаваемые взрослыми или передающиеся из поколения в поколение. Разнообразные дидактич. и подвижные И. способствуют развитию восприятия отд. вещей, наблюдательности, формированию обобщений и др. сторон интеллектуальной деятельности, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, меткости и т. д.

В младшем шк. возрасте И. и её роль в развитии постепенно отодвигается на второй план. Ведущей деятельностью ребёнка становится учение. Ролевые И. приобретают иное содержание.

Д. Б. Эльконин.

Большое распространение изучение игр и игровой деятельности получило за рубежом. Внимание учёных ^привлекают фундаментальные иссл. И. Хёйзинги, Р. Кайуа, Ж. Жироду и др. о месте игрового феномена в культуре, в развитии цивилизации.

Сложности игрового феномена, многообразию игровых элементов в жизни детей соответствует множественность тео-ретич. подходов и рекомендаций. Наряду с когнитивной теорией Пиаже большое распространение имеет подход, предложенный Ш. Бюлер, выдвигающей на первый план развитие в игровой деятельности сенсомоторных процессов, а также концепция аффективного (эмоционального) значения игры Дж. Леви. Ведётся поиск общей теории, способной объединить оба подхода.

В иссл. Ж. Шото и Р. Коэй прослеживается возрастная динамика игрового поведения детей. Так, данные Коэй (1985) подтверждают, что в игровом поведении ребёнка дошк. возраста по-прежнему преобладает имитационная (сюжетно-роле-вая) И. Кульминац. фаза строит.-конструктивной И. приходится на детей пяти лет, а уд. вес предметно-манипулятив-ной имитац. игры остаётся одинаково высоким у детей от 3 до 9 лет. В то же время в сравнении с данными М. Вили-ка (1936) совр. ребёнок значительно больше, чем его сверстник 50 лет назад, играет в И. с предметами, предпочитая те, к-рые стимулируют подвижную И.

Разрабатываемые за рубежом программы приобщения детей к И. касаются в основном решения 3 задач: поощрение спонтанной И., включение в И. символики, стимулирование умственного развития. Вопросы социальной детерминации игровой деятельности ставятся узко — как влияние микросреды. Характер обществ, ценностей и идеалов не учитывается.

Внимание заруб, исследователей привлекает само деят. характер дет. И. как явление, доступное пед. влиянию. Описываемая через понятие «внутренний контроль поведения» само деят. И. предполагает овладение игровой стратегией, игровыми навыками, умением вести И. интенсивно и планово, проявлять свободную фантазию и подчиняться правилам реальной жизни (действовать в двух планах — реальчом и воображаемом: К. Бюлер, 1930; Деси, 1975, и др.).

Важное место отводится влиянию игровых групп на стимуляцию развития детей. Опираясь на иссл. Пиаже, Выготского, Эльконина, Дж. Ныосона и Э. Ньюсона и др., Коэй делает вывод, что возможность игрового общения со сверстниками оказывает огромное влияние на усвоение навыков социального поведения и стимулирует умственное развитие детей. В этой связи вызывают тревогу данные об уменьшении частоты совм. И. детей в 80-х гг. по сравнению с 40-ми гг. (К. Варне, 1971).

В США, Великобритании, ФРГ, Японии и др. выходят ежемесячные и ежеквартальные журналы, массовыми тиражами издаются пособия по И. Созданы Междунар. ассоциация в защиту дет. игры (Стокгольм), Междунар. совет по дет. И. и игрушкам.

Лит.: Плеханов Г. В., Письма без адреса. Письмо третье, Соч., т. 14, М., 1925; Аркин Е. А., Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры, М., 1935; Леонтьев А. Н., Психол. основы дошк. игры, в его кн.: Избр. психол. произведения, т. 1, М., 1983; У ш и н с к и и К. Д., Человек как предмет воспитания, т. 1, Соч., т. 8, М., 1950; Эльконин Д. Б., Психология игры, М., 1978; Выготский Л. С., Игра и ее роль в психич. развитии ребенка, ВП, 1966, № 6; Вопросы зоопсихологии, этоло-гии и сравнит, психологии, под ред. К. Э. Фабри, М., 1975; Groos K., Die Spiele der Tiere, Jena, 1896; его же, Die Spiele der Menschen, Jena, 1899; его же, Das Seelenleben des Kinders, В., 19?3 (в рус. пер,— Душевная жизнь ребенка, К., 1916); В ü-h l e r K., Die Krise der Psychologie, Jena, 19292; B u у t e n d i j k F. J., Wesen und Sinn des Spiels, B., 1934; Piaget J., La forma-tion du Symbole chez l'enfant, Nchät.— P., 1946; HuizingaJ., Homo ludens. A study of the playelement in culture, Boston, 1955; K o o i j R., G r o o t R., That's all in the ca-me: theory and research, practice and future of children's play, Rheinstetten, 1977; Hans J., The play of the world, Amherst, 1981; Kreuzer K. J. (Hrsg.), Handbuch der Spielpädagogik, Bd 1—2, Düsseldorf, 1983; С ha n an G., Francis H., Toys and games of children of the world, Barcelona — P., 1984.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ,метод леч.-пед. воздействия на детей и взрослых, страдающих разл. эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и др. В основе разл. методик, описываемых этим понятием, лежит признание игры влиятельным фактором развития личности.

Одним из первых игру в практике дет. психотерапии в качестве вспомогат. метода применил 3. Фрейд (1913). Он ставил своей задачей выявление через цепь ассоциаций «истинного источника символич. игры». Позднее М. Клейн (1932) использовала игру как осн. метод психотерапии в дет. возрасте. Целью такой игры было доведение путём интерпретации до сознания ребёнка его собств. действий, конфликтов, вызвавших болезненное состояние. Терапевт рассматривался как пассивная фигура. Игра ребёнка являлась спонтанной. А. Фрейд (1946), наоборот, считала, что терапевт должен занимать по отношению к детям активную руководящую позицию. Она отказалась от утверждения, что в игре непременно происходит символизация вытесненных конфликтов, допуская, что в ней могут находить своё отражение реальные жизненные отношения. В своей работе она использовала миниатюрные куклы, представлявшие собой изображения членов семьи. Фрейд также настаивала на обязательном привлечении к И. т. родителей с целью коррекции их отношения к воспитанию.

ИГРУШКИ

И. т. на основе психоаналитич. трактовки личности вызвала возражения со стороны амер. психолога и социолога Дж. Морено. Он полагал, что ряд психич. нарушений, и прежде всего неврозы, являются следствием неприспособленности человека к той малой социальной группе, в к-рой протекает его повседневная жизнь и работа. Задача терапевта — создание в группе для всех её участников, в т. ч. и для больного, наилучших психол. условий совместной жизни. Морено предложил в качестве эффективного способа перестройки взаимоотношений в группе своеобразную импровизир. инсценировку, т. н. психодраму, воспроизводящую эти взаимоотношения.

И. т. приобрела широкое распространение в 40—50-х гг. Использование игры в целях психотерапии осуществчяется в рамках разл. теоретич. школ и направлений. Игровые методики различаются по степени директивности, по частоте игровых сеансов; игра может применяться как способ индивидуального воздействия и в целях групповой психотерапии. Иногда проводятся совм. игры с родителями. По мнению разных авторов, психотерапевту может отводиться пассивная роль наблюдателя, роль партнёра, соучастника в игре, либо руководителя.

Используются разл. приёмы: элементы дет. психодрамы, разыгрывание определённых сюжетов и т. д. Один из примеров директивной терапии —«облегчающая психотерапия» Д. Леви (1933): заранее разработанный план игры, чёткое распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций, ребёнку предлагаются в готовом виде неск. возможных вариантов решения проблемы. В результате происходит осознание ребёнком своих внутр. конфликтов. Характерный пример недирективного подхода —теория В. Ак-слайн (1947): терапевт не вмешивается в спонтанную игру детей и не интерпретирует её, а создаёт самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств пациента. И. т. применяется для воздействия на детей с нев-ротич. расстройствами, эмоциональными нарушениями. Цель игры — помочь ребёнку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки.

Средствами И. т. может выступать игра ребёнка с куклами, лепка, рисование и даже размазывание красок пальцем, дающее освобождающий «выход в мир красок и форм». Применяются и игры с песком, в процессе к-рых дет. душевный конфликт может не только раскрываться, но в той или иной мере разрешаться в фан-тастич. виде, огражающем динамику бессознат. процессов. М. Лёвенфельд (1939) предложил т. н. методику миро-созидания. В распоряжение ребёнка предоставляется набор разл. предметов— фигурки людей и животных, игрушечные домики, автомашины, деревья, а также плоский ящик, наполовину наполненный песком. Из этого материала ребёнок строит свой «мир» — город, крепость, сцены повседневной жизни—и тем самым обнаруживает свои эмоциональные отношения к людям и предметам. Представляя определённую диагностич. ценность, такая игра способствует также терапев-тич. переработке душевного конфликта у ребёнка.

Применение игры в психотерапевтич. практике обосновывается теорией игровой деятельности, наиб, полно разработанной в трудах Д. Б. Эльконина. Разви-

тие и изменение всех психич. процессов происходит прежде всего в деятельности. У дошкольника осн. деятельность — игра. Поэтому игра является ведущим средством психотерапии данного возраста. А. И. Захаров разработал методику И. т., к-рая является частью целого комплекса воздействий на ребёнка. Игра рассматривается им и как самостоят, метод, и как составная часть, сочетающаяся с рациональной и суггестивной психотерапией. Предлагаются последоват. воздействия через беседу, спонтанную игру, направленную игру, внушение. И. т. выполняет три функции — диагностическую, терапевтическую и обучающую, к-рые связаны между собой и реализуются как на нач. этапе (в спонтанной игре), так и в направленной игре, обычно представляющей собой импровизацию к.-л. сюжета. Захаров выделяет ряд правил, соблюдение к-рых является необходимым. Выбор игровых тем отражает их значимость для терапевта и интерес для ребёнка; руководство игрой способствует развитию самостоят, инициативы детей; спонтанные и направленные игры — две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в к-ром главное — возможность импровизации; игра не комментируется терапевтом; направленное воздействие на ребёнка осуществляется посредством характера воспроизводимых им и терапевтом персонажей. Постепенно содержание ролевых игр меняется от терапевтически направленных до обучающих. Первые ставят своей целью устранение эмоциональных препятствий в межличностных отношениях, вторые — достижение адекватной адаптации и социализации детей.

Эффект И. т. определяется практикой новых межличностных отношений, к-рую приобретает ребёнок в ролевой игре как со взрослым, так и со сверстниками. Отношения свободы и сотрудничества, формирующиеся взамен отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтич. эффекту.

И. т. также применяется с целью устранения социальной и психич. дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений в подростковом и юношеском возрасте. При этом в значительно большей мере, чем в дошк. возрасте, привлекаются механизмы произвольной, сознательной регуляции собств. поведения. Эффективным методом признаны т. н. имитац. игры: в них исполняемая роль соответствует тому идеалу, к к-рому человек стремится, и лишена тех недостатков, от к-рых он желает избавиться. Разыгрываемый стиль поведения постепенно приобретает для человека привычный характер.

И. т. оказывается также эффективной при коррекции семейных конфликтов, помогая супругам в игровой форме изжить межличностные противоречия.

Лит.: Буянов М. И., Психотерапия неврозов у детей и подростков, М., 1976; Вольперт И. Е., Игровая психотерапия, в кн.: Руководство по психотерапии, под ред. В. Е. Рожнова, Таш., 1979; С п и в а-ковская А. С., Нарушения игровой деятельности, М., 1980; её же, Профилактика дет. неврозов, М., 1988; Захаров А. И., Психотерапия неврозов у детей и подростков, Л., 1982; Ах l ine V. M., Play therapy, N. Y., 1969.

 

ИГРУШКИ,специально изготовленные предметы дет. игр; одно из средств обеспечения игровой деятельности. И. должны быть педагогически целесообразными, художественно приемлемыми и отвечать возрастным интересам детей, быть безопасными и гигиеничными. Воспитательное, обучающее, развивающее значение И. имеют для детей всех возрастов. Создаются И., к-рые могут использоваться и взрослыми. И.— активное средство воспитания. Влияние И. на детей и отношение к ним зависят от воспи-тат. позиции взрослых, воспитат. установок в обществе.

История И. Возникновение И. учёные связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека, изменением положения ребёнка в обществе. Прообразом И. были уменьшенные орудия труда, с помощью к-рых дети не столько играли, сколько упражнялись в овладении трудовыми операциями. В связи с постепенным вытеснением детей из сферы трудовой жизни уменьшенные предметы использовались детьми для подражательных действий и, теряя свои функциональные качества, становились собственно И. Выделяют (Е. А. Аркин) след, группы первобытных И.: звуковые (трещотки, погремушки, барабаны, пищалки и т. д.); двигательные (мячи, серсо, воздушные змеи, волчки, ходули); орудия труда и оружие (луки, стрелы, топорики, ножи); образные (куклы, животные); верёвочные (верёвочки). При зарождении религ. представлений одни и те же предметы исполняли разл. функции: И., с одной стороны — дет. забава, предмет игры, а с другой — предмет магич. ритуального характера. У сев.-амер. индейцев, напр., древнейшая И. «мяч» выступал одновременно и как священный предмет, олицетворяющий солнце, луну, звёзды. Древние представления человека своеобразно отразились в отношении к кукле. С одной стороны, она была связана с идеей жизни. Чукотские девушки клали своих кукол в изголовье: их берегли как зеницу ока, не теряли и не дарили, они были залогом продолжения рода. Куклу связывали также с культом умерших, и она выступала в качестве вместилища души. У мн. народов и племён женщина, потерявшая ребенка, изготавливала вместо него куклу и ухаживала за ней, как за живым ребёнком, веря, что помогает ему осваиваться в загробном мире. Боясь, что в куклу вселится злой дух, на ней не обозначали лица и, т. о., как бы оберегали ребёнка от злых сил. Обычай не расписывать лицо куклы был распространён в древнейшие времена на Руси, сохранился у мн. народов на долгое время.

В Др. Египте И. делали из дерева, ярко их расписывали. Особенно красивы были фигурки домашних и диких животных. Отличит, чертой егип. И. является их динамичность (крокодил, открывающий пасть, тигр, поднимающий лапу, кони на колесиках). Встречаются И., отражающие социальную структуру общества: изображение раба, к-рый месит тесто, И., показывающая избиение раба. И. Египта нередко несли ритуальную функцию: вместе с умершими в гробницу клали кукол, но без ног, чтобы не убежали. По материалам археологич. исследований и письм. источникам известны глиняные И. Др. Китая (домик, ручная мельница, плита, посуда, 3 в. до н. э.).

В Др. Греции И. считали важными средствами воспитания. Было развит» ремесл. производство И., их продавали внутри страны и за её пределами. Самой популярной И. был конь (без всадника

22«

ИГРУШКИ

и со всадником, запряжённый в тележку или в колесницу). Часто в качестве И. использовались мячи, волчки и серсо, т. к. они способствовали физич. развитию, к-рое почиталось греками. В антич. эпоху были распространены куклы-марионетки и др. двигающиеся И.: в Риме на больших пирах демонстрировали куклу «Золотая Венера», к-рая умела ходить.

В средние века наряду с запрещением ярких языческих зрелищ преследовались мн. дет. игры и И. В среде феод, знати в воен. воспитании мальчиков использовалась рыцарская И. (кони в рост детей, рыцарское вооружение и т. д.). Куклы приобретали более светский характер, их одежда стала отличаться роскошью. В отношении к кукле отражались мн. предрассудки и суеверия: считалось, что в кукле живут добрые и злые духи (гномы, домовые), поэтому в доме их держали для охраны семейного очага от недобрых сил. И. для богатых феодалов делали мастера высокой квалификации из ценных пород дерева и др. дорогих материалов. И. для детей бедноты не сохранились; по всей вероятности, это были И.-самоделки. В 15 в. в салонах аристократов стали модными заводные муз. И., к-рые предназначались для созерцания и увеселения гостей. Кукольные дома с полной обстановкой (17 в.) выполнялись из драгоценных материалов (серебро,

•фарфор, слоновая кость) и служили для украшения интерьера.

Пром. произ-во И. началось в Германии в 19 в. В 1880 в Нюрнберге впервые в изготовлении И. была применена штамповка, что дало возможность увеличить произ-во И. В. кон. 19 — нач. 20 вв. налажен выпуск технич. И.— моделей разл. транспортных средств; они расширили возможности ознакомления детей с меха-нич. и др. физич. явлениями и их использованием в хоз. практике. Широко применялись строительные наборы, идея создания к-рых принадлежала Ф. Фребелю. В 1901 в Великобритании появился первый металлич. конструктор. Среди оптич. И. был популярен «волшебный фонарь».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.