|
Современная система образования 67 глава
Нарушения зрительных функций разнообразны и зависят от разных причин от конструктивных особенностей глазного яблока как оптич. аппарата, от потери прозрачности преломляющих сред глаза, от врожденных и приобретенных заболеваний самого глаза или зрительного нервного пути в связи с общими и местными инфекциями, травмами, нарушениями кровообращения, болезнями крови, эндокринными расстройствами и т. д.
У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. По мере роста ребенка его глазное яблоко также увеличивается в размере и к 9—12 годам приобретает строго сферич. форму Однако в нек-рых случаях наблюдаются изменения в развитии глазного яблока. Напр, оно может несколько удлиниться в переднезаднем направлении, в результате этого увеличивается расстояние от зрачка до сетчатки. В таких глазах изображения отдаленных предметов фокусируются не на сетчатке, а впереди нее, эти предметы ребенок видит неясно. Развивается близорукость. Прогрессирование близорукости может привести к серьезным необратимым изменениям в глазу и значит, потере 3. Иногда близорукость развивается при наследств, предрасположенности. Различают 3 ступени близорукости слабую, среднюю и высокую.
Так называемая шк. близорукость, как правило, высоких степеней не достигает и хорошо корригируется соответствующими очками. Она обычно развивается у детей в результате длительной и беспорядочной зрительной работы на близком расстоянии. Возникновению близорукости способствуют недостаточное освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, мелкий или плохой шрифт, т.е. все, что заставляет чрезмерно приближать глаза к книге или тетради. При этом недостатке 3. ребенок жалуется на утомление глаз, боли в области надбровных дуг после напряженной зрительной работы, на появление т. н. летающих мушек — мелких сероватых точек, перемещающихся при движении глазного яблока. Школьник плохо видит написанное на классной доске и просит посадить его поближе. При рассматривании отд. удалённых предметов прищуривается, при чтении приближает книгу к глазам, сильно наклоняет
голову к столу при выполнении письменных работ. Оптич. недостаток близорукого глаза должен быть исправлен очками, к-рые подбирает врач. Рекомендуются также систематич. курсы лекарств, лечения. При начальной близорукости очень полезны спец. упражнения, позволяющие приостановить или замедлить ее дальнейшее развитие.
При ослаблении преломляющей способности оптич. системы глаза, а также вследствие задержки роста глазного яблока (сокращение переднезадней оси) развивается дальнозоркость. Как и при близорукости, различают 3 степени дальнозоркости. Большинство дальнозорких людей хорошо видит вдаль и часто вполне удовлетворительно вблизи. При небольшой дальнозоркости острота 3. в большинстве случаев нормальна. При снижении остроты 3. могут помочь очки с собирательными линзами. При возникновении дальнозоркости в дет. возрасте необходимо постоянное ношение очков для её исправления.
Особый вид рефракции глаза — астигматизм. При этом нарушении 3. лучи, исходящие из светящейся точки, после преломления их в оптич. средах глаза не дают точечного изображения, поэтому на сетчатке всегда получаются раз л. фигуры светорассеяния (вместо точки кружок, эллипс, короткая линия и т. п.), отсутствует четкое изображение рассматриваемых предметов, что влечет за собой понижение 3. Повысить остроту 3. при астигматизме можно при помощи спец. очков, а в нек-рых случаях только при помощи контактных линз. Обычно астигматизм — врожденная особенность глаза, к-рая может передаваться по наследству. У детей по мере их роста степень астигматизма нередко изменяется, в связи с этим необходимо ежегодно проверять глаза и при необходимости менять очки.
Гл. обр. вследствие аномалий рефракции глаза может развиваться слабовиде-ние, характеризующееся снижением остроты 3. или -при менее резком снижении остроты 3. — значит, изменением др. зрительных функций (напр., сужение поля 3.).
Иногда при нарушении бинокулярного 3. и (или) при наличии аномалий рефракции глаз (близорукость, дальнозоркость, астигматизм) у детей наблюдается косоглазие. Оно может быть сходящимся (когда зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого отклонена в сторону носа) и расходящимся (зрительная линия больного глаза направлена к виску). Развитию косоглазия могут содействовать травмы и заболевание головного мозга, психич. травмы (испуг), иногда инфекц. болезни (корь, скарлатина, дифтерия, грипп и др.). Важно следить за тем, чтобы во время болезни ребенок не злоупотреблял чтением, рисованием и чтобы при зрительной работе освещение было достаточным. При косоглазии в процессе 3. участвует только один глаз, а другой, косящий, практически бездействует. Это постепенно приводит к резкому и стойкому понижению 3. косящего глаза. Для восстановления нормального 3. ребёнку прежде всего назначают очки для постоянного ношения (детям очки назначают с 1,5—2 лет). Для активной работы больного глаза стекло в очках перед здоровым глазом на длит, срок (не менее 4 мес) закрывают спец. заслонкой (или просто заклеивают). Наряду с этим проводят спец. упражнения
ЗЮФЕРН
для развития 3. косящего глаза. В не-к-рых случаях прибегают к хирургич. лечению.
Нарушение 3., вызванное расстройством (снижением или отсутствием) цветоощущения, наз. дальтонизмом. Если у человека отсутствует способность к восприятию к.-л. одного из 3 осн. цветов, то он является частично слепым в отношении этого цвета, при способности воспринимать два других. Частичная слепота чаще встречается на зелёный (дейтерано-пия) и на красный (протанопия) цвета; слепота на фиолетовый цвет встречается крайне редко. При нарушении восприятия одного из осн. цветов страдает в той или иной степени восприятие и др. цветов. Очень редко встречаются люди, у к-рых невосприимчивы к цвету все 3 цветовоспринимающих элемента (т. н. ахроматы). Полное отсутствие цветового 3. наз. цветовой слепотой, при этом все окружающие предметы воспринимаются в чёрно-белых тонах. Дефекты цветного 3. в течение длит, времени могут оставаться незамеченными ни больным, ни окружающими. У дальтоника с течением времени постепенно вырабатывается способность различать цвета по степени их яркости. Проверка цветоощущения имеет особое значение при проф. отборе, поскольку отсутствие способности правильного ощущения цветов может стать причиной несчастных случаев на произ-ве и транспорте.
Заболевания и травмы глаз. Из-за нарушения процессов циркуляции жидкости в глазу может повыситься внутриглазное давление и развиться глаукома. Заболевание иногда наблюдается у детей (т. н. врождённая глаукома) и у подростков (т. н. юношеская глаукома). Стойкое повышение внутриглазного давления значительно понижает функцию глаза, может привести к прогрессирующему ухудшению 3. и даже к слепоте.
Среди инфекц. заболеваний глаз наиб, распространён конъюнктивит — воспаление слизистой оболочки век и передней части глазного яблока. Заболевание проявляется покраснением глазного яблока, появлением слизистых или слизисто-гнойных выделений, слезотечением, светобоязнью, ощущением в глазу жара, рези и присутствия инородного тела («песка»). Возбудитель инфекции может быть занесён в глаз грязными руками, с загрязнённых полотенец и платков. Если заболевшего ребёнка вовремя не изолировать, острый конъюнктивит может быстро распространяться в школе, дет. садах и яслях.
Причиной понижения 3. и даже слепоты могут стать травмы глаз. Дети нередко ранят глаза острыми предметами, особенно во время игры со стрелами, камнями и др. При серьёзных повреждениях глаз необходима срочная мед. помощь (до врача нужно лишь наложить чистую стерильную повязку). Для профилактики дет. глазного травматизма следует уже с 2 лет обучать ребёнка правилам обращения с острыми предметами, с к-рыми он сталкивается ежедневно (нож, вилка, карандаш, нек-рые игрушки). Эффективно обсуждение в классах и на шк. собраниях конкретных случаев повреждений, глаз, обстоятельств и причин, приведших к несчастному случаю.
Гигиена зрения.В дошк. и шк. возрастах особенно важно учитывать те изменения 3., к-рые связаны с аномалиями
В. г. Зубов
рефракции (близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом) и расстройствами аккомодации глаза. Своеврем. и и правильная коррекция этих недостатков может не только обеспечить полноценное 3., но и избавить от головных болей, явлений утомления, предупредить развитие косоглазия, нередко позволяет приостановить дальнейшее расстройство 3. Коррекция 3. надлежащими очками является одним из важнейших условий гигиены 3. Если очки рекомендованы для постоянного ношения, то родители и педагоги должны следить, чтобы ребёнок выполнял эти назначения.
Важное значение для предупреждения расстройства 3. и его дальнейшего развития имеет правильное построение уч. дня школьника, правильная осанка учащихся во время занятий.
Особое внимание должно быть уделено освещению как в классе, так и в домашней обстановке. Освещение должно быть подходящей интенсивности, достаточно равномерным и не дающим вредной блес-кости. Наиб, благоприятно для 3. дневное, естеств. освещение.
Важное значение для гигиены 3. имеет также и качество оформления книг и учебников. Необходим определённый контраст между цветом бумаги и насыщенно чёрным цветом напечатанных на ней букв; важен также размер шрифта и интервалов между отд. буквами, словами и между строчками (расстояние, равное двойной высоте букв).
При нек-рых нарушениях 3. (напр., при сильной близорукости) противопоказано поднимать тяжести, заниматься видами спорта, связанными с резкими движениями (тяжёлая атлетика, борьба, акробатика и др.). Для детей с резко пониженным 3. организуются спец. классы и школы.
ЛитКравков С. В., Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения, М. — Л19504; его же, Цветовое зрение, М., 1951; Плетнева Н. А., Глазные болезни, M., 19562; А в с т и — сов Э. С., Охрана зрения детей, М., 1975. Э. С. Аветисов.
ЗУБОВВиктор Геннадиевич [27.1(9.2). 1914, Иваново, — 15.7.1982, Москва], педагог, физик, д. ч. АПН СССР (1965), дер физ.-матем. наук (1963). Окончил физ. ф-т МГУ (1940). С 1947 на науч.-пед. работе в МГУ. С 1965 в системе АПН; вице-през. (1967—76), директор НИИ ТОП (1975—77), в 1977—82 в НИИ СИМО. Автор науч. трудов в области физики твёрдого тела. В 1948 организовал лекторий и разработал цикл лекций по физике для поступающих в МГУ. На основе этой работы создал (совм. с В. П. Шальновым) сб. «Задачи по физике» (197510) и эксперим. учебник по физике для 8-го кл. (1976). Один из организаторов и участник телевизионных лекций для школьников. Руководил исследованиями по проблемам политехн. обучения и трудового воспитания учащихся. Разработал концепцию реализации принципа политехнизма в осн. уч. предметах.
Соч.: Методика обучения физике в школах СССР и ГДР, М. — Берлин, 1978 (ред.); Механика, М., 1978.
Лит.: В. Г. Зубов, ФШ, 1974, № 3; В. Г. Зубов. [Некролог], СП, 1982, № 10.
Р. П. Гуцалюк.
ЗУЕВВасилий Фёдорович [1(12).1.1754, по др. данным, 1752, Петербург, — 7(18).1.1794, там же], естествоиспытатель и путешественник, педагог-методист, акад. Петерб. АН с 1787 (адъюнкт с 1779). Окончил Академич. гимназию (1768), учился в ун-тах Лейдена и Страсбурга (1774—79). Участвовал как студент в академич. экспедициях П. С. Палласа по Сибири (1768—74), руководил экспедицией по юж. России и Украине (1781 — 1782), где собрал богатые материалы о природе, х-ве, городах и жизни населения. В 1783 был привлечён к работе Комиссии для учреждения нар. уч-щ и назначен профессором естеств. истории Петерб. гл. нар. уч-ща и Учительской семинарии. Собрал в семинарии богатую б-ку, редактировал ежемес. журн. уч-ща «Растущий виноград» (1785—87). Автор первого рус. руководства по естествознанию («Начертание естеств. истории...» ч. 1—2, 1786; 1813—145). В предисловии к нему рекомендовал оборудовать школы кабинетами с наглядными пособиями, вести совм. с учащимися наблюдения за явлениями местной природы и т. п.
Соч.: Пед. труды, М.. 1956.
МитРайков Б. Е., Акад. В. Зуев, его жизнь и труды, М. — Л., 1955.
ЗЫКОВСергей Александрович [30.6 (13.7).1907, с. Фёдоровское, ныне Тверской обл., — 21.11.1974, Москва], сурдопедагог, дер пед. наук (1961), проф. (1963). Окончил Моск. гор. пед. ин-т (1937). Пед. деятельность с 1925, с 1946 в НИИ дефектологии. Осн. тр. по обучению глухих словесной речи. Разработал дидактич. систему школы глухих на основе обучения словесной речи по иринципу формирования речевого общения и использования предметно-практич. деятельности учащихся.
Соч.: Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения, М., 1961; Использование предметно-практич. деятельности в обучении глухих школьников, М., 1976 (соавт.).
Лит:. А. Зыков. [Некролог], «Дефектология», 1975, № 1; 3 и к с е в А. Г., С. А. Зыков — выдающийся сов. сурдопедагог и крупный ученый, в кн.: Предметно-практич. обучение в школе для глухих детей, Ми978. 7". Л. Зайцева.
ЗОФЕРН(Süvern) Иоганн Вильгельм (3.1.1775, Лемго, Германия, — 2.10.1829, Берлин), нем. педагог, представитель неогуманизма. Учился в ун-тах Йены (слушал лекции Ф. Шиллера и И. Г. Фихте) и Галле. Преподавал в гимназиях Торна (Торунь) и Эльбинга (Эль-блонг), в Кёнигсбергском ун-те. В 1804 опубликовал проект реформы нач. и неполных ср. уч. заведений, обобщив в нём идеи филантропистов, И. Г. Фихте и И. Г. Песталоцци. С 1809 работал в прусском Мин-ве внутр. дел в отделе культов и просвещения под руководством Г. Ф. К. фон Штейна и позже — В. Гумбольдта. Подготовил проект реформы просвещения, в основу к-рого положил идеи единой школы и нац. воспитания. По проекту 3. гос. шк. система должна состоять из трёх взаимосвязанных ступеней: нач. и гор. школ и гимназии.
Выступал за децентрализацию руководства шк. делом, стремясь ослабить зависимость учителей от бюрократия, правительств, аппарата. В реформе школы видел путь к обновлению всей культурной жизни страны. Проект 3. был поддержан Гумбольдтом и сочувственно встречен кругами общественности, стремившимися к подъёму нации для борьбы с наполеоновским нашествием, но отвергнут пр-вом. По инициативе 3. группа молодых учителей была направлена в Ивердон для изучения методов Песталоцди, впоследствии распространившихся в герм, школах. В 1818 3. был отстранён от должности в мин-ве по настоянию реакционеров.
Лит.: Вallauff Th., Schaller K., Pädagogik. Eine Geschichte der Bildung und Erziehung, Bd 2, Freiburg — Münch., 1970. Л. И. Пискунов.
И
ИБН СИHААбу Али Хусейн(латинизированное — Авиценна) (ок. 980, с. Афшана, близ Бухары, — 18.6.1037, Хамадан, ныне на терр. Ирана), ср.-азиат. учёный-энциклопедист, врач, представитель вост. аристотелизма. Учился гл. обр. у частных учителей и путём самообразования. Работал в Бухаре, Гургандже (Ургенч), Хамадане и Исфахане. Мн. годы занимался преподавательской деятельностью. В мировоззрении И. С. значительны элементы рационализма. Систематизатор и пропагандист науч. знаний своего времени. Среди мн. трудов И. С. (сохранилось ок. 200, гл. обр. на араб, яз.) выделяется филос.-энциклопедич. соч. «Книга исцеления». Сокращённое автором изложение этого труда — «Книга спасения», «Книга знания» (на яз. фарси «Даниш-наме») — использовалось для обучения врачей. Написал нач. учебник врачевания «Поэма о медицине» в стихах. Гл. мед. труд «Канон врачебной науки» стал широко известен в лат. переводе с 12 в. (1-е печатное изд. в 1473 в Милане) и до 2-й пол. 17 в. был одним из осн. руководств, по к-рому велось преподавание медицины во всех ун-тах Европы (рус. пер. 1954—60). Высказывался за обучение всех детей 6—14 лет. Указал на преимущества коллективных уч. занятий перед индивидуальными. Большое внимание уделял вопросам воспитания мальчика отцом и наставником. Конечную цель образования видел в обретении элементарных знаний по осн. наукам и в получении профессии, отвечающей индивидуальным склонностям. Прежде чем управлять другими, человек, по мнению И. С., должен научиться управлять собой. В этом ему необходим друг и наставник. Цель воспитания — в достижении гл. добродетелей: воздержанности, смелости, мудрости, справедливости. По убеждению И. С., «воспитанием организма» можно укрепить здоровье физическое, как и приучением себя к надлежащему поведению можно укрепить здоровье нравственное. Высш. счастья (душевной гармонии) человек достигает тогда, когда Ибн Сина способен возвыситься мыслью к высотам познания.
С о ч. в рус. пер.: Избр. филос. произв., М., 1980.
Лит.: Теpиовский В. Н., Ибн Си-на (Авиценна), М., 1969 (библ.); P a х и м о в С. Р., Психол.-пед. взгляды Абу Али Ибн Сины, Таш., 1979; Завадовский Ю. Н., Абу Али Ибн Сина. Жизнь и творчество, Душ., 1980 (библ.). Н. М. Ремеев.
ИВАН ФЁДОРОВ(Москвитин) [ок. 1510 — 5(15).12.1583, Львов], рус. и укр. первопечатник, просветитель. Вероятно, учился в Краковском ун-те (1532). В 1550—60-х гг. был дьяконом церкви Николы Чудотворца Гостунского в Московском Кремле. Стоял во главе первой рус. гос. типографии, где вместе с Петром Тимофеевым Мстиславцем напечатал «Апостол» (1564), ставший первой рус. датированной печатной книгой. Между 1565 и 1568 переехал в Великое княжество Литовское. Продолжал издат. деятельность в основанных им трёх типографиях: в Заблудове (в имении гетмана Г. А. Ход-кевича), Львове, Остроге.
В 1574 во Львове И. Ф. напечатал «Азбуку» — первый печатный восточно-слав. учебник (сохранился в двух экземплярах, находящихся в б-ке Гарвардского ун-та в США и в Британской б-ке в Лондоне). «Азбука» 1574 свидетельствует о просветительско-пед. направленности деятельности И. Ф., к-рый составил этот учебник «ради скораго младеньческаго научения». В книге помещены алфавиты в прямом и обратном порядке, сочетания согласных с гласными, грамматич. примеры (спряжения глаголов, использования знаков ударения и придыхания, склонения существительных и прилагательных), тексты для закрепления навыков чтения и письма. Среди последних — азбучный акростих, тексты широко распространённых молитв, отрывки притчей Соломона, апостольских посланий. В новом издании «Азбуки» (1578; находится в б-ке г. Гота в Германии, в Копенгагене и фрагмент — в Рос. гос. б-ке), к-рое предназначалось для учеников острож-ской школы, поместил параллельные гре-ко-слав. тексты, впервые напечатал памятник древней болг. лит-ры—«Сказание» Черноризца Храбра. Азбуки И. Ф. сыграли большую роль в истории отеч. педагогики. Систематизированная им практика нач. обучения грамоте оказалась весьма устойчивой и бытовала на Руси на протяжении 120—150 лет. В 1581 в Остроге И. Ф. напечатал первое полное издание слав. Библии.
Ф а к с и м. изд.: Букварь Ивана Федорова, К., 1975; Острожская Азбука Ивана Федорова, М., 1983.
Лит.: Немировский Е. Л., Иван Федоров, М., 1985; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в., М., 1989, с. 241 — 245. Е. Л. Немировский.
ИВАНОВИгорь Петрович (р. 5.11.1923, Батуми), педагог, д. ч. АПН СССР (1989), д-р пед. наук (1971). Окончил филос. ф-т ЛГУ (1949). Вёл исследования в области воспитат. деятельности обществ, орг-ций в школе. С 1954 старший науч. сотрудник в АПН СССР. Проф. ЛГПИ им. А. И. Герцена (ныне Рос. пед. ун-т).
Разрабатывал идеи воспитания детей в коллективе, выдвинутые А. С. Макаренко и др. отеч. педагогами. С 50-х гг. И. вёл пед. эксперимент по организации коллективов детей и взрослых в школах и созданных им творческих объединениях, в т. ч. в Коммуне юных фрунзенцев (1959) при районном Доме пионеров и школьников в Ленинграде и Коммуне им. А. С. Макаренко (1964) при ЛГПИ. Один из инициаторов коммунарской методики.
Осн. средство сплочения коллектива по И.— совм. организаторская и творч. деятельность детей и взрослых, наполненная заботой о людях и улучшении жизни и способствующая гражд. воспитанию личности. Коллективное творческое дело способно оказать комплексное пед. воздействие на развитие эмоционально-волевых качеств, познават. способностей, формирование мировоззрения личности. К важнейшим условиям организации дет. жизни И. относит участие детей не только в общей работе, но и в её планировании, анализе и подведении итогов. Предложил и апробировал формы воспитат. работы, ориентированные на развитие фантазии и творческих способностей детей: сводные разновозрастные отряды, «советы дела», «разведка дел и друзей», «эстафета-ромашка» и др.
Соч.: Формирование юных общественников и организаторов. [Очерки методики воспнтат. работы школы], Л., 1969; Коллективные творческие дела Коммуны им. А. С. Макаренко, Л., 1970 (автор предисл.); Два подхода к воспитанию и проблема воспитат. отношений, в сб.: Актуальные проблемы коммунистич. воспитания школьников, М., 1980; Воспитывать коллективистов, М., 1981; то же, в сб.: Пед. поиск, М., 1987; Энциклопедия коллективных творческих дел, М., 1989.
Лит.: Соловейчик С. Л., Воспитание творчеством, М., 1978; его же, Воспитание по Иванову, М., 1989. Н. П. Царёва.
ИВАНОВКонстантин Васильевич [15(27).5.1890, с. Слакбаш, ныне в Беле-беевском р-не Башкирии,— 13(26).3.1915, там же], чуваш, просветитель, педагог, писатель, зачинатель чуваш, лит-ры. Ученик и последователь И.Я.Яковлева. С 1903 учился в Симбирской чуваш, учительской школе, из к-рой исключён в 1907 за участие в забастовке. В этой школе сотрудничал с Яковлевым в переводческо-издательской комиссии; участвовал в издании мн. чуваш, учебников нач. 20 в., для к-рых перевёл фрагменты из «Детского мира» и «Родного слова» К. Д. Ушинского, из «Новой азбуки» и др. книг Л. Н. Толстого. Составил «Первую книгу для чтения после букваря» (1909, в соавторстве), «Букварь для чуваш с присоединением рус. азбуки...» (1912; 19132, в соавторстве, оформил как первый иллюстрир. чувашский букварь; переиздавался и в годы сов. власти). С 1909 преподавал в чуваш, учительской школе. Ввёл в практику чуваш, школы кружковые занятия, экскурсии. Значит, внимание уделял эстетич. воспитанию. В просвещении народа видел единств, возможность реального движения к культурному и социальному прогрессу. Автор стихов, сказок («Две дочери», -«Голодные») и др. произв., к-рые входят и в совр. учебники и хрестоматии для чуваш, нач. и ср. школы. Написал краткую историю чуваш, просвещения — «Наше время» (опубл. в сб. «Сказки и предания Чувашии», 1908).
С о ч : Сочинения. Чебоксары, 1990. Лит. С и рот к ин М. Я., К. В. Иванов. (Критико-биогр очерк), Чебоксары, 1955; Краснов Н. Г, Пед. взгляды К. В. Иванова, «УЗ Чуваш. НИИ языка, лит-ры, истории и экономики», 1963, в. 22; Яковлев И Я., Воспоминания, Чебоксары, 1982, Зотов И. А., Живое наследие К Иванова, Чебоксары, 1983; Воспоминания о К. В. Иванове, Чебоксары, 1990 (на чуваш, яз.). Н. Г. Краснов.
ИВАНОВИЧКорнелий Агафонович [13(26).9.1901, станция Скиносы, ныне на терр. Молдовы,— 3.11.1982, Москва], педагог, д. ч. АПН СССР (1968), специалист по с.-х. образованию, д-р пед. наук (1944), проф. (1944). Окончил Моск. агропед. ин-т в 1930. Был учителем (с 1921) и директором сел. школы. С 1930 на науч. и науч.-пед. работе в Москве, в 1934—59 в С.-х. академии им. К. А. Тимирязева (зав. кафедрой педагогики с 1937). Зав. сектором НИИ производств, обучения АПН (1965—70) и НИИ ТОПО (с 1970).
Разрабатывал вопросы специфики обучения и воспитания учащихся сел. обще-образоват. школ. Обобщил воспитат. аспекты деятельности ученич. производств, бригад, получивших распространение в кон. 50-х и в 60-е гг. Автор трудов по истории с.-х. высшей и ср. спец. школы в СССР. Исследовал нек-рые проблемы методики проф. обучения в с.-х. уч. заведениях.
С о ч.т Основы дидактики в с.-х. школе, M , 1940; Основы воспитания в с.-х. школе, М., 1946; С.-х. образование в СССР, М., 1958; Соединение обучения с производит, трудом в сел. школе, М., 1961 (соавт.), Трудовое обучение и проф. ориентация сел. школьников, М., 1978 (соавт ); Пед. основы деятельности ученич. производств, бригад, М., 1979 (соавт).
ИВАНОВСКИЙПавел Максимилианович [10(22).3.1885, Москва,— 2.3.1953, там же], врач-гигиенист и педагог. Окончил физ.-матем. (1911) и мед. (1918) ф-ты Моск. ун-та (естеств. отделение). Ученик А. В. Молъкова. С 1912 преподавал в ср. уч. заведениях Москвы. Систематич. н'.-и. работой в области шк. гигиены начал заниматься (с 1918) в школе им. К. А. Тимирязева (Ногинск). С 1926 на кафедре шк. гигиены мед. ф-та 1-го МГУ, с 1947 зав. кафедрой и декан сан.-гигиеыич. ф-та 1-го Моск. мед. ин-та. И. дал гигиенич. обоснования организации физич. воспитания в школе, предложил принцип внутриквартального размещения дет. учреждений при планировке города. Составил (совм. с Мольковым и его учениками) первое в Рос. Федерации пособие для школьно-сан. врача. В нач. 30-х гг. разработал первые программы и уч. пособия по шк. гигиене. В Ин-те шк. гигиены и физич. воспитания АПН (1946—53) руководил исследованиями по вопросам уч. нагрузки и рационального режима школьников.
С о ч.: Санитарный режим дет. учреждений, СМ.], 1934.
Лит.: Большакова М. Д., П. М. Ивановский, «Гигиена и санитария», 1956, № 7; Антропова М. В., Гигиена детей и подростков, М., 1982«; Гигиена детей и подростков, под ред. В. Н. Кардашенко, М., 19882. М. В. Антропова.
ИГНАТЬЕВВарнава Ефимович [28.12. 1859(9.1.1860), Полтава,— 5.10.1927, Москва], врач-гигиенист и педагог, специалист в области физич. воспитания. Окончил мед. ф-т Моск. ун-та (1882). Ученик Ф. Ф. Эрисмана. В 1886 ассистент, затем приват-доцент Моск. ун-та; преподавал на пед. курсах об-ва воспитательниц и учительниц и в Константи-новском межевом ин-те (1894—1920). В 1903 защитил дисс. «Рассеянное искусств, освещение классных комнат». В 1908 в Москве открыл частное уч. заведение, преобразованное в 1915 в Коммерч. уч-ще (8-летнее). С 1917 вёл н.-и. и преподавательскую работу в вузах Москвы (проф. с 1918), НИИ методов шк. работы. Один из организаторов Моек. ин-та физич. культуры, в 1918—23 его директор. Консультант по вопросам шк. гигиены и физич. воспитания детей при Наркомздраве и Наркомпросе.
Осн. труды по вопросам гигиены, физич. развития и воспитания детей, сан. благоустройства нар., лесных школ и дет. колоний. И. считал физич. культуру неотъемлемой частью воспитания и образования. Физич. культуру рассматривал в широком смысле как комплекс знаний и умений с использованием данных смежных наук — гигиены, санитарии, антропологий. Создавая систему физич. воспитания подрастающего поколения, развивал идеи П. Ф. Лесгафта о необходимости упражнений, к-рые обеспечили бы активное участие всех групп мышц и благотворно влияли на растущий организм. При изучении физич. развития большое значение придавал методике антро-пологич. исследований. Сан. нормы, выработанные И., в 20—50-х гг. лежали в основе гигиенич. требований к стр ву и оборудованию рос. школ.
С о ч : Требования шк. гигиены при гостройке шк. зданий и классных помещений для нар. школ, М., 1902; Школы в лесу, их организация и совр.цсостояние, М., 1913; Биол. особенности детей дошк. возраста и его гигиена, М., 11916]; Гигиена в школе, M., 19262; Основы физич. культуры, М., 1927"; Иссл. физич. развития человека дошк., шк. и призывного возрастов, M., 19273.
Лит.' Фелитис Н., Проф. В. Е. Игнатьев. [Некролог], «Теория и практика физич. культуры», 1927, № 6, с. 65.
С. Г. Степанов.
ИГНАТЬЕВПавел Николаевич, граф [30.6(12.7).1870, Константинополь,— 12.8.1945, Мельбурн, пров. Квебек, Канада], гос. и обществ, деятель. Учился в Петерб. ун-те и в Сорбонне. После окончания Киевского ун-та (1892) служил по ведомству Мин ва внутр. дел. Был предводителем дворянства в Липо-вецком уезде Киевской губ., в 1907—08 Киевский губернатор. В 1912—15 товарищ главноуправляющего землеустройством и земледелием (курировал, в частности, и с.-х. образование). В янв. 1915 — дек. 1916 министр нар. просвещения. После Окт. революции в эмиграции. Поч. чл Рос. АН (1917—28; восстановлен посмертно в 1990).
Под рук. И. был разработан проект реформы системы образования в соответствии с перспективами развития России в ряду индустр. стран. Предложения И. учитывали актуальные пед. теории (Дж. Дьюи и др.), опыт организации шк. образования в США, Франции, Великобритании и др. гос вах. Начальной ступенью обучения намечались 1—4-е классы нар. школы (или 1—3-е классы высш. нач. училища или гимназии). Наиболее последовательными были планы реформы общего ср. образования: предполагалась единая школа (гимназия) с 7-летним сроком обучения и 2 ступенями (1—3-е и 4—7-е классы). После 4-го гимназич. класса учащиеся разделялись по принципу академич. фуркации на направления: новогуманитарное (осн. предметы: словесность, родной и иностр. языки, история и др.); гуманитарно-классическое (углублённое изучение древних языков), реальное (по отделениям: естеств. наук и математики). Стратегич. целью реформы школы выдвигалось освоение учащимся знаний и умений, необходимых как для дальнейшей деятельности в избранной области, так и для продолжения образования; предполагалась преемственность программ ср. школы и последующих этапов проф. подготовки. К осн. задачам школы относилось формирование у учащихся нац. самосознания. В структуре шк. уч. плана доминировали рус. яз. и лит-ра, история и география России. Нерусским предоставлялись возможности освоения (в т. ч. и в средней школе) культурного наследия своих народов. Школе придавалось приоритетное значение. Подчёркивалась необходимость соответствия школы потребностям об-ва и интересам нац. экономики. Задачи обучения и воспитания рассматривались
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|