Сделай Сам Свою Работу на 5

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 20 глава

Лит.: Галанин Д. Д., А. И. Бачин-ский, СРШ, 1947, № 6; В о л а р о в и ч М. П., А. И. Бачинский, «Успехи физ. наук», 1947, т. 31, в. 3; Грибова Е., А. И. Бачинский — выдающийся методист, ФШ, 1958, №1; Храмов Ю. А., физики. Биографич. справочник, M., 19832. А. С. Енохович.

БАШКИРИЯ,Республика Башкортостан, входит в Рос. Федерацию. Пл. 143,6 тыс. км2. Нас. 3943 тыс. чел. (1989). Столица — Уфа.

В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 605 чел. с высш. и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 559). В отраслях экономики было занято 456,8 тыс. специалистов, в т. ч. 168,5 тыс. с высшим и 288,3 тыс. со средним специальным образованием.

С 10 в., когда башкиры приняли ислам, появились мектебы. До нач. 20 в. они вместе с медресе (к-рые открывались после учреждения в Уфе Духовного управления мусульман, 1788) оставались преобладающими типами уч. заведений. В 1-й пол. 18 в. на терр. расселения башкир создавались рус. цифирные (в т. ч. в Уфе, 1737) и др. светские нач. школы, а также новокрещенские школы для мордвы, удмуртов, мари. В 1752 осн. горнозаводская школа при Верхоторском заводе. По уставу 1786 создавались малые и главные нар. уч-ща, по уставу 1804 — городские и уездные. С 1828 в Уфе действовала муж. гимназия. В связи с переводом башкир в военно-казачье сословие и установлением кантон-ной системы управления в 1-й пол. 19 в. открыты гарнизонные школы и воен. уч-ща в Верхнеуральске, Орске, Кизиле, Троицке и др. В 1849 при гарнизонных школах создан башк. корпус, гл. задачей к-рого стала подготовка кантональных чиновников. Число башк. учащихся в местных светских уч. заведениях было невелико. Для башкир выделялись места в казанских гимназиях и ун-те, Петерб. горном уч-ще, моек. уч. заведениях. Значит, роль в распространении просвещения сыграли уч. заведения Оренбурга: кадетский корпус (1824—1917; его азиатское отделение комплектовалось гл. обр. башкирами), воен.-фельдшерская школа, женский ин-т (с 1855).

После отмены крепостного права (1861) и кантонной системы управления (1865) сеть рус. уч. заведений значительно выросла: во 2-й пол. 19 в. в Уфимской и Оренбургской губерниях открыто св. 1670 нач. школ, в т. ч. ок. 1300 русских, св. 100 русско-башкирских, а также рус.-татарские и др. школы. Появились нач. рус. школы для башк. девочек (с 1869), жен. гимназии и прогимназии. Во 2-й пол. 19 в. основаны пед. уч. заведения: татаро-башк. учительская школа в Уфе (1872), инородческая учительская школа в Бирске (1882; для марийских, морд., чуваш, сёл), учительская семинария в Благовещенске (1876; ежегодно выделялось 3 места для башкир). Учителей для работы с башк. учащимися готовил учительский ин-т в Оренбурге (1878—94). Открылись землемерное уч-ще в Уфе (1876), а также рус.-башк. с.-х. школа в Красноуфимске (1887). В кон. 19 в. появились новометодные мусульм. уч. заведения, в т. ч. медресе: «Расулия» (1884) в Троицке, «Госмания» (1887) в Уфе, «Хусания» (1890) в Оренбурге. Большинство выпускников медресе «Галия» (1906, Уфа) посвятили себя пед., лит. и худож. деятельности.



По данным шк. переписи 1911, в Уфимской и Оренбургской губерниях (т.е. на осн. терр. расселения башкир) насчитывалось св. 2,8 тыс. рус. нач. школ разных типов (177 тыс. уч-ся), в т. ч. св. 250 рус.-башк. школ (в 1915 ок. 5 тыс. уч-ся). Охват нач. обучением детей шк. возраста в 1915 не превышал 35% (среди башкир ок. 30%). Работали 16 общеобразоват. ср. уч. заведений (башкир среди учащихся не более 3%; в женских — менее 2%), св. 40 ремесл. и других нач. проф. уч. заведений. Действовало ок. 1,9 тыс. мектебов и медресе (110 тыс. уч-ся). Грамотность башк. населения на родном языке составляла ок. 18% (среди женщин — 15%), на рус. яз. —@,9% (1897, перепись).

После Окт. революции началась перестройка нар. образования. Развернулась работа по ликвидации неграмотности, к-рую в 1921—30 возглавляла респ. чрезвычайная комиссия (Грамчека; первый пред. Ш. Худайбердин). Наряду с постоянными ликпунктами были сформированы «школы-передвижки». В 1924 учреждено отделение об-ва «Долой неграмотность! к В 1922—28 обучено грамоте 173 тыс. чел. По переписи 1926, грамотность населения составила 45,4% (среди башкир 34,8%). Острой проблемой оставалась неграмотность среди женщин (в 1928 — 76%). В ряде районов неграмотность ликвидирована в кон. 30-х гг., полностью — в 50-е гг.

В 1921 насчитывалось св. 1800 школ 1-й ступени и 28 школ 2-й ступени (всего ок. 125 тыс. уч-ся). После 1923 при значит, помощи Наркомпроса РСФСР начался рост шк. сети: в 1927/28 уч. г. в республике было св. 2,6 тыс. нач., 70 неполных ср. и 25 ср. школ (всего ок. 181 тыс. уч-ся). К сер. 20-х гг. обучение башк. школьников переведено на родной язык. Использовался алфавит на основе араб, графики (в 1929—30 переведён на лат. основу; с кон. 30-х гг. — на рус. графике). Преподавание в школах велось также на рус., тат. и др. языках. Большое значение придавалось подготовке кадров работников просвещения. С 20-х гг. учительские курсы работали в Уфе, Белебее, Бирске, Стерлитамаке, Месягутове, Темясове и др. В 1920 в Уфе открылся Практич. ин-т нар. образования (ПИНО). Стала развиваться сеть дошк. учреждений (первый дет. сад открыт в Уфе в 1919).

В 1930/31 уч. г. началось введение всеобщего нач. обучения. В 1931/32 уч. г. им было охвачено 379 тыс. чел. (97% детей соотв. возраста). С 1937/38 уч. г. в городах вводилось обязат. 7-летнее обучение. В 1939 работало св. 5,2 тыс. школ (562 тыс. уч-ся), 49 ср. спец. уч. заведений (14,2 тыс. уч-ся). В 1929 на базе ПИНО создан Башк. пед. ин-т им. К. А. Тимирязева, были открыты с.-х. (1930) и мед. (1932) ин-ты.

В 1942 организован Уфимский авиац. ин-т, в 1944 — нефтяной ин-т. В 1945/46 уч. г. имелось св. 5,4 тыс. школ (520 тыс. уч-ся), в т. ч. 882 с обучением на башк. языке. В 60-х гг. реализован 8-летний всеобуч. В 1957 на базе пед. ин-та основан Башк. гос. ун-т. В 70-х — 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодёжи.

В 1992 число дошк. учреждений составило более 2,5 тыс. (св. 246 тыс. детей, в т. ч. в яслях св. 5,8 тыс.). Обеспеченность детей соответствующего возраста дошк. учреждениями-св. 61%. Дет. сады ведут воспитательную работу на рус. (св. 990), башк. (св. 390), тат. (св. 450), чуваш, (св. 40), марийском (св. 40), удм. (13) языках. Имеются смешанные дет. сады. В дошк. учреждениях занято св. 24,9 тыс. пгд. работников, в т. ч. 14% с высшим и св. 61% со ср. общим и спец. образованием. В 1992/93 уч. г. в 3209 дневных общеобразоват. школах обучалось св. 588 тыс. уч-ся, в т. ч. в 1335 средних школах-св. 524 тыс. уч-ся. Обучение в школах ведётся на 8 языках, в т. ч. в 1692 — на русском, в 890 — на башк., в 646 — на тат., в 125 — на марийском, в 35 — на чуваш., в 36 — на удм., в 4 — на немгцком. Действуют также смешанные школы с многонац. составом уч-ся и параллельными языковыми классами и группами. Имеется 17 дет. домов (св. 1,2 тыс. воспитанников), св. 30 интернатных учреждений для детей с недостатками умственного и физич. развития (св. 10 тыс. уч-ся), спец. школа и спец. ПТУ для подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания (всего ок. 400 уч-ся). В 25 вечерних школах училось св. 8 тыс. чел. В школах занято св. 45,5 тыс. пед. работников, из них 50,5% с высш. образованием. Среди педагогов св. 2 тыс. засл. учителей школы РСФСР и Башк. АССР. Пед. кадры готовят ун-т (9 ф-тов; 8 тыс. студентов), пед. ин-ты в Уфе (осн. в 1967), Бирске (1952), Стерлитамаке (1954), в к-рых св. 12 тыс. студентов; ин-т иск— в в Уфе (1968), 12 пед. уч-щ, в т. ч. Благовещенское (ведёт историю с 1873), Белебеевское (осн. в 1922). В пед. уч-щах св. 7,4 тыс. уч-ся. Работают также инженерно-пед. и библиотечный техникумы, а также уч-ща: культурно-просветительное, иск-в, музыкальное. Среди внешк. учреждений св. 70 Дворцов и Домов дет. творчества, св. 50 станций юных техников и натуралистов, 15 турбаз, 62 ДЮСШ, св. 130 муз. и худож. школ. Издаётся дет. журн. «Пионер» (на башк. яз., с 1930).

Св. 76% выпускников дневных средних школ продолжают образование в разл. уч. заведениях. В 1990/91 уч. г. действовали 157 профтехучилищ (в т. ч. 125 средних), в них было ок. 69 тыс. уч-ся, в т. ч. в средних -св. 13,7 тыс. В 72 ср. спец. уч. заведениях обучалось ок. 64 тыс. чел. (24,8% — башкиры); занято св. 4,7 тыс. преподавателей, в т. ч. св. 91% с высшим образованием. В 9 вузах училось св. 53 тыс. студентов (св. 27,5% — башкиры), занято св. 4 тыс. профессоров и преподавателей, в т. ч. св. 200 докт. и св. 2,5 тыс. канд. наук.

Педагогическая наука. Воспитат. идеал башк. народа запечатлен в памятниках фольклора, ряд к-рых впервые был записан в 1Эв. M. Бикчуриным. Одним из гл. препятствий для распространения просвещения было отсутствие обучения на родном яз. Идеями создания нац. школы вдохновлялись башк. просве-

тители: поэт М. Акмулла, Бикчу-риа и др. В своих учебниках тат. грамматики М. Иванов, М. Умитбаев указали и на особенности башк. языка. Умитбаев перевёл нек-рые пед. произведения К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. С 70-х гг. 19 в. башкир обучали (на тат. яз.) в рус.-инородческих уч-щах по системе Н. И. Илеминского. Его последователь В. В. Катаринский составил первые словари (изд. в Оренбурге): рус.-башкирский (1893) и башк.-русский (1897), к-рые служили уч. пособиями для башкир. А. Г. Бессонов издал букварь (1907, Казань) и книги для чтения в рус.-башк. школе. На рубеже 19—20 вв. с распространением идей джадидизма и созданием новометодных мектебов и медресе стали популярны оригин. учебники (на тат. яз.) по химии и физике Шонаси (Г. С. Ибрагимова), а также многие просветительные книги Р. Фахретдипова. В 1905—07 сформировалось демократич. направление в башк. просветит, движении, ведущим представителем к-рого стал М. Гафури.

В первые годы сов. власти Академцентр Наркомпроса республики развернул подготовку уч. программ, в т. ч. впервые — по башк. яз. и л.! т-ре, истории и др. На родном языке (2-я пол. 20-х гг.) были выпущены учебники Шонаси по естествознанию, А. Р. Фахретдинова по истории башкио, метод, разработки по краеведению Ш. Сенчулея и др., а также первое пособие по психологии и педологии, тер-минологич. словарь по педагогике. Печатным органом педагогов стал журн. «Бэлем!. («Знание», 1924—36). В 1932 создан Н.-и, ин-т педагогики, к-рый в сотрудничестве с Ин-том нац. культуры (1932) продолжал исследования по проблемам школы. Значит, вклад в шк. преподавание родного языка внесли филологи Н. К. Дмитриев, 3. Ш. Ша-киров, Д. Г. Киекбаев, К. 3. Ахмеров и др. В 1934 издан первый учебник по башк. лит-ре Г. Амантая. Во 2-й пол. 30-х гг. подготовлено св. 50 стабильных учебников для школ Б. В кон. 40-х гг. сложились условия для перевода полного курса средней школы на родной язык.

В 60-х гг. пересмотрены программы по истории Башкирии (ранее этот курс не был постоянным в школах), издан новый учебник (Б. X. Ютдашбаев и Др.); обновлены курсы региональной географии (А. А. Цветаев, М. Ф. Хисматов и др.). Значит, внимание уделялось проблемам двуязычия.

В кон. 80-х гг. подготовлены программы воспитания в дошк. учреждениях, рассчитанные в т. ч. на развитие активного двуязычия. В школах с 1989/90 уч. г. введён комплексный курс «История, литература и культура Башкортостана» для 1—11-х кл. и изданы соотв. учебники для 1—6-х кл. (пособия для др. классов разрабатываются). Обновлён курс географии Башкирии. Подготовлены уч.-метод, комплексы для изучения башк., рус. и др. языков. Исследоват. работу в интересах нар. образования ведут ин-ты башк. науч. учреждений РАН, Башк. филиал НИИ нац. проблем образования (с 1991), Башк. ИУУ (1931), кафедры ун-та и пед. ин-тов. Шк. учебники (св. 50 назв. ежегодно) и метод, лит-ру выпускает Башк. книжное изд-во. Выходят пед. журналы: «Башкортостан укытыусыхы» («Учитель Башкирии», ведёт историю с 1924), «Рус. яз, в башк. школе» (с 1982).

 

Лит.: А л и б а с о в С. Р., Школы Башк. АССР. (Прошлое, настоящее и пути дальнейшего развития), Уфа, 1966; М у с т а фи-н а Ф. X., Развитие всеобщего ср. образования в Башк. АССР (1917 — 1978), Уфа, 1979; Вильданов А. X., Кунафин Г. С., Башк. просветители-демократы XIX в., М., 1981; Культурное строительство в Башк. АССР. Док-ты и мат-лы. 1917 — 1941, Уфа, 1986.

 

БЕБЕЛЬ (Bebel) Август (22.2.1840, Кёльн-Дойц, — 13.8.1913, Пассугг, Швейцария; похоронен в Цюрихе), деятель герм, и междунар. рабочего движения, один из основателей герм, социал-демократии. До 1881 токарь. С 1865 пред, лейпцигского рабочего просветительского об-ва. Соавтор рев. программы герм, с.-д. рабочей партии (Эйзенах, 1869), в к-рой наряду с политич. и социально-экономическими были отражены требования по нар. образованию: устранению сословных, конфессиональных и др. привилегий, отделение школы от церкви, бесплатное обучение во всех общедоступных уч. заведениях. В гл. труде — «Женщина и социализм» (1-е нелегальное изд. 1879; рус. пер. 1895, 1904, 1959) пропагандировал идею единства рабочего движения и эмансипации женщин. Стремился раскрыть гуманистич. характер идей марксизма. Б. особо подчёркивал важность для каждого рабочего умения самостоятельно мыслить, к-рое считал необходимым условием активного участия в решении вопросов социального устройства. В этой книге Б. проанализировал воспитат. возможности дет. труда в условиях устранения его капиталистич. эксплуатации. Подготовка к труду, воспитание трудолюбия, соединение обучения с производит, трудом, подчёркивал Б., составят важнейшую пед. задачу в демократическом обществе.

С о ч. в рус. пер.: Шарль Фурье, М., 1923; Будущее общество, М., 1923; Из моей жизни, М., 1963.

Лит.: Кларин В. М., Нем. марксисты нач. XX в. о сущности воспитания, его целях и задачах, в кн.: Проблема повышения эффективности воспитания и обучения в истории сов. и заруб, педагогики, М., 1978; его же, Проблема трудового воспитания и политехн. образования в произведениях нем. марксистов нач. XX столетия, в кн.: Вопросы трудового воспитания и политехн. образования в теории и практике марксистско-ленинской педагогики, М., 1979.

В. М. Кларин.

 

БЕЗНАДЗОРНОСТЬдетская, отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитат. влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Крайнее проявление Б. — беспризорность. Б. выражается в отчуждении самих детей от семьи, дет. коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям.

Причины Б.: утрата детьми одного или обоих родителей, условия труда и быта взрослых членов семьи (длит, командировки или состояние их здоровья), не позволяющие в должной мере заниматься воспитанием детей, неблагоприятная обстановка в семье (конфликты, разводы, аморальный образ жизни родителей и т. п.) и в дет., уч. коллективе (отсутствие взаимопонимания со сверстниками, с педагогами в результате авторитарного стиля воспитания, неудачи в уч. процессе и др.). Б. также является следствием низкого уровня социально-бытовых условий жизни взрослых, практически не оставляющих им времени на общение с детьми; недостатков воспитат. работы в школе и медленного развития системы обществ, воспитания в стране; нехватки внешкольных и культ.-просвет, учреждений для организации досуга, занятий спортом.

Нередко к Б. приводит пед. неграмотность взрослых членов семьи, незнание или непонимание родителями своих обязанностей по отношению к детям, их педагогически неправильная позиция, выражающаяся в удовлетворении преим. материальных потребностей детей, в недостаточной требовательности к детям, нежелании контролировать их образ жизни (в т. ч. распорядок дня, выполнение домашних заданий), интересоваться дет. увлечениями, кругом общения.

Б. характерна для ситуаций, когда дети проводят всё своё свободное время вне семьи и ученич. коллектива. Иногда неблагополучная семейная обстановка вынуждает детей к самовольному уходу из семьи, бродяжничеству. В нек-рых случаях такие поступки объясняются ро-мантич. причинами (напр., стремлением путешествовать) и, как правило, остаются единичными эпизодами в жизни ребёнка. Предоставленные самим себе, несовершеннолетние оказываются неподготовленными к жизненным ситуациям, легко попадают под влияние уличных группировок с асоциальной направленностью, втягиваются в употребление алкоголя, наркотиков, в аморальную деятельность вплоть до преступной (см. Преступность детская). В результате у детей появляются негативные и антиобществ, привычки и интересы, формируются отклоняющееся поведение, трудновоспитуемост, запущенность педагогическая. Опасным следствием Б. является свойственное подросткам стихийное проявление побуждений, связанных с недостаточно сформиров. представлением о ценности жизни, с ослабленным чувством риска. Безнадзорные дети наиб, часто попадают в критич. ситуации, становятся жертвами транспортных происшествий, получают травмы, участвуют в жестоких развлечениях и экспериментах над другими и даже над собой. В результате Б. несовершеннолетние приобретают опыт жизни вне нормального коллектива, у них создаётся ложное ощущение самостоятельности и независимости от взрослых. В свою очередь родители, часто ссылаясь на мнимую взрослость детей, прикрывают своё неумение установить с ними доверит, отношения и тем самым усиливают чувство изоляции детей от семьи.

Комплекс мер борьбы с Б. включает выявление безнадзорных детей и их устройство в воспитат. и уч. заведения; мероприятия, обеспечивающие родителям и др. взрослым возможности для воспитания детей: улучшение условий труда, быта и совм. отдыха с детьми; установление льгот для женщин, имеющих детей; помощь многодетным семьям; забота о детях, оставшихся без попечения родителей; адм. и обществ, воздействие на лиц, не исполняющих обязанностей по воспитанию детей; контроль за неблагополучными семьями; педагогический всеобуч родителей и др. Большую роль в предупреждении Б. имеет процесс общей гуманизации воспитания в стране, расширение возможностей школы по работе с учащимися во внеучебное время и организации продлённого дня, поиск интересных для детей, в т. ч. нетрадиционных, форм внешк. работы, расширение сети воспитат., культ.-просвет, и оздоровит, учреждений.

Профилактика Б. осуществляется также органами милиции, обществ, орг-ция-ми по месту жительства.

Одним из перспективных направлений ликвидации Б. является создание действенной системы обществ, воспитания, ориентированной на взаимодействие семьи, гос. воспитат. учреждений, уч. заведений, общественности в воспитательной работе по месту жительства детей и подростков.

Непосредств. работа с безнадзорными детьми требует от взрослых большого пед. такта и уверенности в успехе воспитания и должна быть прежде всего направлена на установление взаимного доверия и понимания, преодоление психол. барьера. Родителям нужно не только изменить своё отношение к ребёнку как к личности, но и познакомиться с воспитат. средой, окружающей его (дет., уч. коллектив, неформальная группа и др.), определить позицию в ней ребёнка, попытаться проанализировать причины и мотивы, способствующие Б. Наилучшей является ситуация, когда в процессе адаптации безнадзорных детей к нормальному образу жизни родители действуют в союзе с педагогами. Совм. усилия направляются на развитие интереса к уч. деятельности, выявление одарённости ребёнка, восстановление его связей со сверстниками и уважения к нему в коллективе, вовлечение в творч. объединения по интересам и т. п.

 

БЕЙТЕНДЕЙК(Buytendijk) Фредерик Якоб Йоханнес (29.4.1887, Бреда, — 1974, Неймеген), голл. биолог и психолог, проф. ун-та в Амстердаме (с 1919), Гро-нингене (с 1925), Утрехте (с 1946). Пытаясь применить в психологии принципы экзистенциализма, целью психологии считал выявление специфич. способов существования в мире человека и животных. Вёл многочисл. исследования в разл. областях психологии, в т. ч. психологии женщин, теории выразительных движений. Наиб, известны тр. по поведению животных. Разработал теорию игры, противопоставив её теории К. Троса. В её основу положена концепция 3. Фрейда о врождённых влечениях. Игра, по Б., является выражением влечений к освобождению, объединению и повторению в специфич. условиях, характерных для периода детства. Она выражается в особых формах поведения — действиях с предметами, обладающими элементами новизны. Критич. анализ теории игры Б., проведённый Э. Клапаредом, Ж. Пиаже, Д. Б. Эль-кониным, позволил углубить представления о природе дет. игры и её роли в развитии психики.

Соч.: Wesen und Sinn des Spiels, В., [1933]; Attitudes et mouvements, P., 1957. Лит.: Эльконин Д. Б., Психология игры, М.. 1978, гл. 3.

БЕКАРИЮКОВДмитрий Дмитриевич [1(13).1.1861, дер. Васильевка Волчанского уезда Харьковской губ., — 13.9. 1934, Москва], врач-гигиенист. В 1886 окончил мед. ф-т Казанского ун-та. В 1889 за участие в рев. движении был выслан в Акмолинск. С 1898 в Москве, ред. отдела шк. гигиены журн. «Вестник воспитания». Секретарь (с 1901) и пред, (с 1907) моек, комиссии шк. врачей. После Октябрьской революции до 1931 заведовал московским школьно-сан. бюро, затем работал в Ин-те гигиены им. Ф. Ф. Эрис-мана.

Б. разрабатывал проблемы шк. гигиены: благоустройства школ, охраны здоровья учащихся, рационального распределения времени школьников, сан. просвещения и др. вопросов орг-ции охраны здоровья детей и подростков. Автор одного из первых руководств «Осн. начала шк. гигиены» (1906, 1914). Рассматривал шк. гигиену как науку, имеющую социальную направленность. Считал осн. обязанностью врача дет. учреждений ди-намич. наблюдение за состоянием здоровья учащихся.

Лит. [Советов С. Е.], Сведения из истории шк. гигиены, в кн.: Шк. гигиена, M., 19565, с. 15—29; Антропова М. В., Гигиена детей и подростков, M., 19826.

М — В. Антропова.

БЕКЕТОВАндрей Николаевич [26.11 (8.12).1825, с. Алферьевка, ныне в Пензенской обл., — 1(14).7.1902, Шахматове Моск. обл.], ботаник, обществ, деятель, п. ч. Петерб. АН (1895; ч.-к. 1891); создатель рус. школы ботаников. Окончил Казанский ун-т (1849). В 1850—55 учитель естествознания в Тбилисской гимназии; затем преподавал в Харьковском (1859- 1860) и Петерб. (1890—97; в 1876—83 — ректор) ун-тах. Один из основателей Петерб. об-ва естествоиспытателей (1886) и первого рус. науч. ботан. журн. «Ботан. записки» (1886). За год до выхода в свет «Происхождения видов...» Ч. Дарвина высказал ряд идей о механизмах эволюции живых организмов. Активно пропагандировал учение Дарвина. Автор учебников для высш. школы («Курс ботаники», т. 1—2, 18892; «Учебник ботаники», в. 1—3, 18972; «География растений», 1896) и науч.-популярных книг для нар. чтения («Беседы о земле и тварях, на ней живущих», 1903"; «Беседы о зверях», 18892; «Из жизни природы и людей», 1870).

В 1862—63 в качестве члена Учебного комитета МНП принимал участие в реформе гимназич. образования в России, выступал за введение в программу гимназий курса естествознания, способствовал распространению в рус. школе индуктивного (наглядного) метода преподавания. Активно участвовал в движении за организацию высш. жен. образования в России, развивал идею жен. ун-та, воплощённую в Петерб. высш. жен. (Бестужев-ских) курсах, фактическим руководителем к-рых был с 1878.

Лит.: Щербакова А. А., А. Н. Бекетов — выдающийся рус. ботаник и обществ, деятель, М., 1958; Райков Б. Е., Рус. биологи-эволюционисты до Дарвина, т. 4, М.-Л., 1959; Долгий Е. С., Отец и патриарх рус. ботаники, БШ, 1975, № 6.

БЕЛИНСКИЙВиссарион Григорьевич [30.5(11.6).1811, Свеаборг, ныне Суомен-линна, Финляндия, — 26.5(7.6).1848, Петербург], лит. критик, публицист, философ. С 1829 студент словесного отделения Моск. ун-та. Вызвал недовольство университетского начальства антикрепост-нич. драмой «Дмитрий Калинин» и был исключён из ун-та (1832) за несдачу (по болезни) переводных экзаменов. С 1833 печатался в журн. «Телескоп» и в приложении к нему «Молва», в «Московском наблюдателе». Переехав в Петербург, стал ведущим критиком журналов «Отеч. записки» (1839—46) и «Современник» (с 1847). Преподавал словесность в уездном уч-ще (1828, учась в ст. классах пензенской гимназии), в Межевом ин-те (в 1838), давал частные уроки. Составил учебник рус. грамматики («Основания рус. грамматики для первоначального обучения, составленные Виссарионом Белинским», 1837), задумал руководство по изучению отечественной словесности.

В многочисл. статьях и рецензиях дал развёрнутое изложение своих пед. и пси-хол. воззрений, эволюция к-рых отразила сложный путь развития Б.: от объективного идеализма в 30-е гг., когда он находился под влиянием И. Фихте и особенно Г. Гегеля, к утопическому социализму и с сер. 40-х гг. (под влиянием Л. Фейербаха) — к материализму. Вместе с тем пед. взгляды Б. отличались определённым единством в связи с характерным для него на всех этапах развития (за исключением периода «примирения с действительностью» в 1837- 1840) страстным утверждением жизни как «действования», истории — как непрерывного процесса прогрессивного развития общества и человека — как активного двигателя этого процесса, в к-ром ему принадлежит творч. роль.

В центре пед. размышлений Б. — категория личности. Личность, по Б., — индивидуальное целостное единство всех психич. свойств человека, определяемое сферой его непосредств. жизненных идеалов и ценностей и создающееся в процессе взаимодействия двух осн. факторов: природы (к-рую в период увлечения нем. идеализмом Б. понимал как форму проявления божеств, идеи) и общества, действующего на человека прежде всего через сферу воспитания. Воспитание не всесильно: Б. резко выступал против теорий, утверждающих, что человек от природы есть «чистая доска» (Локк). Ребёнок, считал Б., — это «дерево в зерне», его нельзя заставить приносить «арбузы вместо орехов», и воспитание, не учитывающее природных задатков человека, ущербно. Но в развитии природных способностей и формировании духовного строя личности воспитанию принадлежит гл. роль; им решается «участь человека». Социально-ист. роль воспитания Б. преувеличивал, особенно в нач. период,. когда он отдал дань просветительским иллюзиям. Цель истинного воспитания — содействие формированию такой личности, «живоносным» началом к-рой служит «любовь к человечеству, понимаемому в его историческом значении». С эволюцией взглядов Б. этот программный образ

теряет первонач. характер отвлечённого гуманистич. идеала и всё больше приобретает черты активного обществ, борца с социальной несправедливостью, способного любить человечество «по-маратовски». Воспитание такой личности требует целенаправленного развития в ней целого комплекса духовных, эмоциональных, волевых качеств и поэтому охватывает все сферы и виды воспитания.

Считая, напр., что человечество вне национальностей — лишь логич. абстракция, Б. подчёркивал важность развития в человеке чувства нац. достоинства и любви к родине, заставляющего «пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». Личность, способная к восприятию высших духовных идеалов, отвечающих назначению человека, не может выработаться и без усвоения привычки видеть цель и смысл своего существования вне себя, ограничивать свой эгоизм во имя любви к другим. Поэтому главенствующее значение приобретает нравств. воспитание, к-рое, неуклонно расширяя сферу нравств. отношения к миру (от родных и ближайшего окружения до народа и человечества в целом), должно превратить следование честным принципам во «вторую природу» человека, выработать в нём способность делать добро, любить других, быть честным и мужественным в служении истине, участливым к страданию, трудолюбивым, скромным по естеств. и бескорыстной потребности души, а не по умозрительному понятию о долге или по расчёту. Именно воспитание непосредственных нравств. чувств создаёт подлинную глубину личности, ибо без живого и сильного чувства не бывает убеждения, способного мобилизовать волю на решительный поступок, а только в реальном действии проявляется подлинный нравств. мир человека.

Эффективность такого воспитания зависит от того, насколько оно учитывает как общие психол. законы формирования эмоциональной сферы человека, так и возрастные особенности психики. Непосредств. доброе чувство нельзя воспитать насилием и приказом, отсюда принципиальная важность атмосферы доверия и любви в отношениях между воспитанником и воспитателем — ив семье, где на основе родственной биол. связи между родителями и детьми должна возникнуть духовная общность (родители видят в ребёнке «будущего человека», к к-рому они уважительны, требовательны, но и очень сердечны), и в системе обществ, образования. У ребёнка мл. возраста нужно вырабатывать нравств. привычки и навыки поведения, а не растить болтуна-резонёра, образ к-рого более всего ненавистен Б. Формирование нравств. понятий — дело более позднего возраста (примерно с 14 лет), но и тогда важны не только наставления; главное — убеждающий пример (поведение воспитателя, биографии великих людей). Вполне достаточными средствами наказания Б. считал суровый взгляд, лишение общения, прогулки, временную холодность.

Утверждая образ естественного, резвого, здорового ребёнка, Б. не отделял нравств. воспитания от физического. Одним из «первейших элементов человечности» Б. считал «чувство изящного», придавая большое значение эстетич. воспитанию и образованию ребёнка, равно как и выработке располагающего внеш. облика (опрятность, красота, манеры), соответствующего высокому предназначению человека.

Осуществление человеком творч. миссии невозможно без развития у него истинного взгляда на мир и окружающую действительность, требующую к себе критич. отношения. Этому способствует умственное воспитание и образование ребёнка в процессе обучения. Гл. роль принадлежит здесь постепенному усвоению наук, к-рые развивают навыки самостоят, мышления, формируют общие представления о природе и человеке. Предпочтение Б. отдавал знаниям, связанным с реальной жизнью общества и способным содействовать её улучшению. В этой связи Б. настойчиво пропагандировал изучение лит-ры, прежде всего отечественной (И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь), дающей правдивую картину рос. действительности, и истории, в преподавании к-рой самое важное не хронология и факты, а понимание смысла ист. развития человечества. Б. указывал и на важность изучения языка, неразрывную связь языка и мышления. В последние годы жизни Б. особенно подчёркивал значение естественных наук как средства воспитания материалистического взгляда на мир, освобождения человека от религиозных иллюзий.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.