Сделай Сам Свою Работу на 5

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 19 глава





Высш. образование платное, представлено ун-тами, ин-тами и колледжами. Наряду с государственными имеются частные вузы. В 1987/88 уч. г. в вузах обучалось св. 705 тыс. студентов. Ун-ты (1985/86 уч. г.): в Дакке (осн. в 1921; 6 ф-тов, св. 11,8 тыс. студентов), в Радж-шахи (1953; 5 ф-тов, 3,2 тыс. студентов в ун-те, св. 32,5 тыс. студентов в колледжах-филиалах), в Читтагонге (1966; 4 ф-та, 5,6 тыс. студентов в ун-те, св. 26,5 тыс. студентов в филиалах), Джахан-гирнагарский в Дакке (1970; 3 ф-та, ок. 1,7 тшс. студентов), сельскохозяйственный в Маймансингхе (1961; 6 ф-тов, св. 3,2 тыс. студентов), инж.-технологи-ческий в Дакке (1962, 5 ф-тов, 3,7 тыс. студентов). Др. вузы: текстильный, медицинский, кожевенный ин-ты — в Дакке, политехн. ин-ты — в Дакке, Кхулне и Читтагонге.

Лит.: Нар. Республика Бангладеш. Экономика, история, культура, Ми979.

В. 3. Клепиков,

БАНДУРА(Bandura) Алберт (р. 4.12. 1925, Мандэр, Канада), амер. психолог. Окончил ун-т Британской Колумбии в Ванкувере (1949). С 1952 работает в Стан-фордском ун-те, с 1964 проф. Разработал теорию социального научения, согласно к-рой механизмы поведения человека, начиная с младенч. возраста, формируются на основе наблюдения за поведением других людей. Решающую роль в развитии ребёнка при этом играют образцы поведения, демонстрируемые род! Ггелями. Для приобретения новых реакций подкрепление (вознаграждение или наказание) не обязательно; оно необходимо для того, чтобы усилить и сохранить поведение, сформированное благодаря подражанию. По Б., в процессе такого научения можно регулировать и направлять поведение ребёнка, предоставляя ему возможность подражать авторитетным образцам. С этих позиций Б. проанализировал природу агрессивного поведения детей и подростков, показал роль амер. телевидения в пропаганде насилия. Концепция Б. служит теоретич. источником программ модификации поведения в ряде школ США: обучение принимает форму демонстрации желательного поведения. Она способствует пониманию нек-рых механизмов социализации, в частности овладения речью. Однако мн. психологи отмечают, что эта концепция ограничена узким кругом поведенческих феноменов. Соч.: Adolescent aggression, N. Y., 1959 (соавт.); Social learning and Personality development, N. Y., 1963 (соавт.); Principles of behavior modification, N. Y., 1969; Agressi-on: a. social learning analysis, Englewood Cliffs (№. J.), 1973; Social learning theory, Englewood Cliffs (№. J.), 1977.





 

БАРАНСКИЙНиколай Николаевич [15(27).7.1881, Томск, — 29.11.1963, Москва], эконом икогеограф, ч.-к. АН СССР (1939), дер геогр. наук (1935), проф. (1929). Герой Соц. Труда (1962). Засл. деят. науки РСФСР (1943). Окончил Моск. коммерч. ин-т (1914). За участие в рев. движении неоднократно подвергался арестам и ссылкам. С 1918 преподавал экон. географию на Пречистенских рабочих курсах, с 1921- в Комму-нистич. ун-те им. Я. М. Свердлова. С 1927 вёл науч.-пед. работу в Моск. ун-те, один из организаторов его геогр. ф-та и зав. кафедрой экон. географии СССР. Одновременно преподавал в др. вузах. В 1925—41 и в 1943—45 зав. редакцией географии БСЭ. Организатор и первый ред. журн. «География в школе» (1934—41, 1946—47), один из организаторов изд-ва геогр. лит-ры (ныне изд во «Мысль»).

Б. заложил основы сов. экон. географии и мн. её ветвей; его труды охватывают теорию и историю экон. географии, экон. географию СССР, США, географию населения и городов, экон. картографию, методику преподавания географии. Б. — основоположник районного направления в экон. географии — учения о комплексной экон.-геогр. характеристике стран и районов как результате взаимодействия природных, ист., экон., полит, и социальных факторов, определяющих их специфику. Свои идеи воплотил в учебнике «Экономическая география Сов. Союза. Обзор по областям Госплана» (1924), переработанном позднее в шк. стабильный учебник. «Экон. география СССР» (1934; 195516; Гос. пр. СССР, 1952). Важнейшей задачей методики географии считал генерализацию содержания обучения в единстве с конкретизацией. Разработал приёмы генерализации: перенос «груза» фактов из текста на карту, переход от описания к характеристике, от характеристики отд. «точек» к характеристике крупных районов, типизация и «иерархия» геогр. объектов, оригинальная графич. символика для отображения логич. и пространств, связей явлений и др. Под конкретизацией, к-рую тесно связывал с наглядностью, понимал сообщение ярких и живых фактов, иллюстрирующих гл. выводы, полученные в результате генерализации. Осн. работы по теории и методологии экон. географии и экон. картографии, программы, шк. атласы, карты, кинофильмы и др., курсы лекций, учебники дчя высш. школы.



Соч.: География СССР, ч. 1 — 2, М., 1933; Ист. обзор учебников географии (1876- 1934), М., 1954; Очерки по шк. методике экон. географии, Ми9553; Экон. география в ср. школе. Экон. география в высш. школе, М., 1957; Методика преподавания экон. географии, М., 1960; Экон. картография, М., 1962 (совм. с А. И. Преображенским); Избр. труды, [т. 1—2], М., 1980.

Лит. Н. Баранский, М., 1971 (Мат-лы к биобиблиографии ученых СССР. Серия геогр. наук, в. 4); Соловьев А. И., Соловьева М. Г., H. H. Баранский и сов. экон. география, М., 1978; С а у ш-к и и Ю. Г., H. H. Баранский, в кн.: Экон. и социальная география в СССР, M.. 19871 (библ.); Ф p с и к ин 3. Г., Н. Н. Баранский, М., 1990. М. Г. Соловьёва.

БАРКОВАлександр Сергеевич [13(25).5. 1873, с. Покровское, ныне Тульск. обл., — 28.12.1953, Москва], физикогеограф, д. ч. АПН РСФСР (1944), дер геогр. наук (1935), проф. (1926). Засл. деят. науки РСФСР. Окончил естеств. отделение физ.-мат. ф-та Моск. ун-та в 1898. С 1899 преподавал географию в Александровском уч-ще, в 1902—12 на Высш. жен. пед. курсах им. Д. И. Тихомирова, а также в моек. ср. уч. заведениях. С 1925 работал в вузах Москвы (с 1931 в Моск. ун-те, в 1943—50 зав. кафедрой физ. географии заруб, стран). В 1928—37 редактор отдела физ. географии в БСЭ и МСЭ; в 1944—48 руководил сектором географии в НИИ методов АПН РСФСР. Автор (совм. с С. Г. Григорьевым, А. А. Крубером, С. В. Чефрановым) лучших в России нач. 20 в. учебников и хрестоматий по географии. В отличие от предшествовавших, эти учебники объясняли происходящие в природе процессы, содержали характеристику населения и хоз. деятельности, доступный непосредств. наблюдению учащихся краеведч. материал, задания для самостоят, работы. Впервые (совм. с А. А. Борзовым) составил серию настенных картин по географии России (1909). Автор (совм. с А. А. Половинкиным) стабильного учебника по физ. географии для 5-го кл. (1935; 195418), а также работ по страноведению для геогр. ф-тов пед. ин-тов и ун-тов, в т. ч. по физ. географии Африки.

Соч.: Физ. география частей света. Африка, М., 1953; Словарь-справочник по физ. географии. M., 19584; Вопросы методики и истории географии (Избр. работы), М., 1961.

ЛитВопросы географии, сб. 40, М., 1957 (сб. посвящен памяти Баркова, библ.); Соловьев А. И., Геогр. общественность отметила 100-летие А. С. Баркова, ГЩ, 1974, № 4. И. Г. Нордега.

БАРНАРД(Barnard) Генри (24.1.1811, Хартфорд, — 5.7.1900, там же), и деятель просвещения США. Учился в Йельском колледже, получил юрид. образование, но под влиянием пед. теорий И. Песта-лоцци и Ф. Фребеля, к-рые он изучал в Европе, посвятил себя работе в области нар. просвещения. Разработал закон о руководстве системой нар. образования, принятый в шт. Коннектикут в 1838, согласно к-рому учреждался Комитет уполномоченных нар. школ. Организовал первые в США курсы усовершенствования учителей (1839). В 1843 возглавил реорганизацию сети гос. школ в шт. Род-Айленд, добился обслуживания школ местными б-ками, учредил передвижную образцовую школу, функционировавшую во время работы курсов усовершенствования учителей. В 1851 вернулся в Коннектикут, где получил должность суперинтенданта школ штата и директора вновь открытой им нормальной школы. В 1855 основал журн. «American Journal of Education» («Американское просвещение») — своеобразную энциклопедию пед. знаний (до 1882 вышло 32 выпуска). В 1856—59 през. Висконсин-ского ун-та, в 1865—66 — колледжа Сент-Джон (Аннаполис). В 1867—70 Б. был первым комиссаром просвещения США.

Соч.: Normal schools and other institu-tions, agencies, and means designed for the Professional education of teachers, Hartford, 1851; Pestalozzi and pestalozzianism, N. Y., 1862J (red.).

ЛитУшинский К — Д., Собр. соч., т. 2, [М. -Л1948]; Jenkins R. С., Warner G. С., H. Barnard, Hartford, 1937.

БАРРЁДА (Barreda) Габино (1818, по др. данным, 1820, Пуэбла, — 1881, Такубая), ыекс. философ и педагог. Получил мед. и юрид. образование. В 1847—51 в Париже слушал лекции философа-позитивиста О. Конта, оказавшего влияние на формирование его взглядов. По возвращении с 1851 преподавал в мед. школе в Мехико. Участник подготовки реформы нар. образования, один из авторов проекта закона 1867, провозгласившего в Мексике обязат. бесплатное нач. обучение. Один из основателей (1868) и первый директор Нац. подготовит, школы при Нац. автономном ун-те (Мехико), где ввёл систему образования, основанную на позитивистских принципах. Особое внимание уделялось ориентированному на практику и проф. подготовку преподаванию естеств.-науч. дисциплин. Наряду с математикой, к-рую он считал основой подлинно науч. образования, Б. предлагал изучать космографию, физику, химию, ботанику, зоологию, логику. В распространении образования видел наиб, прочный фактор мира и общественного порядка.

Пед. взгляды Б. нашли отражение в работе «Нек-рые идеи о нар. образовании» («Agunas ideas respectode instruccion pirblica», 1875). Отстаивая необходимость обязат. нач. обучения (для детей от 13 лет), Б. утверждал, что гос-во имеет право вмешиваться в воспитание граждан, подчинять эгоистич. свободу индивидуума обществ, требованиям. В методике преподавания проявил себя сторонником т. н. объективного обучения, основанного на сочетании дедуктивного и индуктивного методов.

Реформы Б. имели важное значение для переориентации нар. образования на нужды социального и экон. развития страны.

Соч.: Opüsculos, discusiones у discursos, Мех., 1877; Estudios, Мех., 1941; в рус. пер. — Письмо к Мариано Рива Паласио..., в кн.: Прогрессивные мыслители Лат. Америки (XIX — нач. XX в.), М., 1965.

Лит.: Белова Л. Я., Нар. образование в Мексике, в сб.: Культура Мексики, Ми980; J es u al d o, G. Barreda. в его кн.: 17 educadores de America, Montevideo, 1945; Liguori F., Dr. G. Barreda, Мех., 1967; Rodrigues Lozano R., Vida у obras del doctor G. Barreda, Puebla, 1968; Noriega A., Vida у obra del doctor G. Barreda, Мех., 1969; Larroyo F., Historia comparada de la educacion en Mexico, Мех., 1973ь. С. Н. Табунов.

БАРТЛЕТТ(Bartlett) Фредерик Чарлз (20.10.1886, Стоу-он-те-Уолд, Глостершир, — 30.9.1969, Кембридж), англ, психолог, проф. Кембриджского ун-та (с 1922), ред. «Британского психол. журнала» (1924—48). Автор исследований по эксперим. психологии (гл. обр. памяти, восприятия, мышления, навыков), социальной, пром. и воен. психологии. Особое значение для педагогики имеет исследование Б. процессов памяти («Воспоминание. Экспериментальное и социальное исследование», 1932). Б. показал, что при

запоминании воспринятое подвергается упрощению, схематизации и обобщению — в памяти остаётся нек-рая его основа и связанный с ней эмоциональный тон. Всякое воспоминание, по Б., зависит от индивидуальных особенностей личности, включено в её актуальный опыт и общую систему знаний. Мышление — выход за пределы воспринимаемой информации или заполнение пробелов в материале памяти. Рассматривая развитие мышления как естеств. результат развития навыков, особенно трудовых, Б. считал, что оно в основном определяется требованиями внешней среды. Б. — один из предшественников совр. когнитивной психологии.

Соч.: Psychology and primitive culture, Camb., 1923; The study of society. Methods and Problems, L., 1939; Planned seeing; some psychological experiments, L., 1950 (соавт.); Thinking, L., [1958]; в рус. пер. — Психика человека в труде и игре, М., 1959.

Лит.: Broadbent D. E., Sir Frederic

Bartlett: an appreciation, «Bulletin of the British Psychological Society», 1970, v. 23 (78).

M. С. Роговин.

БАРТОАгния Львовна [4(17).2.1906, Москва, — 1.4. 1981, там же], детская писательница и обществ, деятель. Печаталась с 1925 (неск. первых стихотворений написаны совм. с С. П. Барто). Игровые, весёлые и лиричные стихи Б. отвечают потребностям развития личности ребёнка-дошкольника, младшего школьника, доставляют ему радость открытия вечных истин добра, справедливости, гуманизма. В стихах 30-х гг. Б. утверждала общечеловеческие идеалы братства, солидарности с детьми разных стран («Над морем звёзды», «Я с тобой» и др.). Развивала эту тему в 50—60-е гг.: «Краснокожие» (1959), антифаш. поэма «Петя рисует» (1951), «Чёрный новичок» (1964), сценарий фильма «Десять тысяч мальчиков» (1961) и др. Составила и издала кн. «Переводы с детского» (1977) — первую в истории дет. лит-ры антологию стихов детей из разных стран, мечтающих о всеобщем мире, взаимопонимании и любви; в ней подчёркнута идея ответственности взрослых за счастье детей.

Вера в ребёнка, в его способности познавать, открывать мир и себя самого отличают мн. поэтич. произведения автора. Её стихи сопровождают и стимулируют духовный, нравственный рост, развивают активное эмоционально-эстетич. отношение к миру, воспитывают худож. вкус.

Подобно малым формам фольклора, в жизнь мн. поколений вошли забавные и поучительные стихи для детей раннего дошк. возраста «Игрушки» (1936). Сб. «Друзья-товарищи» и др. книги 1941—45 заражали чувством участия в труде взрослых. Пронизаны созидат. юмором стихи из цикла «Лёшенька, Лёшенька» (1958), «Кого считать красивым?» (1962) и сборники 70-х гг. Лучшие произведения вошли в кн. «За цветами в зимний лес» (1970, Ленинская пр., 1972). Стихи поэтессы (изданы на 76 языках) сюжетны, искренни; их муз. интонация, чёткий ритм, точно выделенная в них, близкая дет. мироощущению деталь неизменно вызывают интерес у читателей.

Автор ряда теоретич. и публицистич. работ. Исследование «Про больших и про маленьких» (1958) стало пед. пособием для мн. семей в стране.

В сб. «Записки детского поэта» (1976) Б. утверждала ответственность «за чистоту души растущего человека», гуманные принципы, нравственность лит-ры для детей. Член Междунар. Совета по детской, юношеской лит-ре. Гражданственность, гуманизм личности писательницы обусловили её деятельность по воссоединению семей, разорванных войной. Три года Б. вела на радиостанции «Маяк» передачи «Найти человека», итогом к-рых стала одноимённая книга.

Соч.: Собр. соч., т. 1—4, М., 1981—84.

Лит.: Соловьев Б., М о т я — шов И., Агния Барто. Очерк творчества, M., 19793. Т. Д. Полозова. БАРХУДАРОВ Степан Григорьевич [23.2(7.3).1894, Баку, — 3.10.1983, Москва], языковед, ч.-к. АН СССР (1946). Окончил слав, отделение ист.-филол. ф-та Петрогр. ун-та (1917), преподавал в коммерч. уч-ще при Путиловском з-де. С 1920 вёл науч.-пед. работу в вузах и н.-и, учреждениях: ЛГУ, МГУ, Ин-те рус. языка АН. Ред. журналов «Рус. язык в школе» (1938—46), «Рус. язык в нац. школе» (1957—60, 1964—72). Труды по проблемам истории языка и лексикологии. Б. — один из руководителей издания «Словаря совр. рус. лит. языка» (т. 1—17, 1948—65, Лен. пр., 1970), гл. ред. «Словаря рус. языка XI—XVII вв.» (в. 1—6, 1975—79), ред. «Школьного словообра-зоват. словаря» (198422). В 1938 при участии Б. вышел один из первых стабильных учебников для ср. школы «Грамматика рус. языка». В 1954 в соавторстве с С. Е. Крючковым издал «Учебник рус. языка для ср. школы», в переработанном и дополненном виде являющийся осн. пособием в совр. практике преподавания этого предмета в рус. школе. Одним из ведущих принципов учебника стало стремление сблизить науч. и шк. грамматику, освободить последнюю от формальных определений и правил, особенно при изучении синтаксич. явлений, путём по-следоват. ориентации на структурно-семантич. подход. Обществ, ценность метод, исследований состояла для Б. в развитии разнообразных и самобытных направлений в обучении рус. яз., предоставлявших учителю выбор и стимулировавших его творч. инициативу. Решение данной задачи он видел в углублённом анализе отеч. традиций, в систематизации пед. опыта (в т. ч. зарубежного), тесном взаимодействии с языкознанием (в частности, со структурной лингвистикой), в разработке общих теоретических основ методики.

Соч.: Хрестоматия по истории рус. языка, ч. 1, М., 1938; ч. 2, в. 1, М., 1949, в. 2, М., 1948 (соавт.); Грамматика рус. языка, М., 1953"; Метод, разработки по рус. языку, М., 1956 (ред.); Рус. язык. 4 кл.; 5—6 кл. —G—8 кл., М., 1968, 1969, 1973, 1987" (соавт.); О состоянии методики преподавания рус. языка, РЯШ, 1959, № 4.

Лит.: Филин Ф. П., С. Г. Бархударов, «Изв. АН СССР. ОЛЯ», 1969, т. 28, в. 2; Баринова Е. АС. Г. Бархударов, РЯШ, 1974, mq 4. Д. А. Ермаков. БАСОВ Михаил Яковлевич [3(15).11. 1892, с. Логиново, ныне Калининской обл., — 6.10.1931, Ленинград], психолог и педагог. Окончил Психоневрологич. ин-т в Петрограде (1915), студентом под руководством А. Ф. Лазурского работал над изучением типов моторно-волевой деятельности. С 1920 вёл науч.-пед. работу в НИИ и вузах Петрограда. С 1925 проф. педологии и психологии в ЛГПИ им. А. И. Герцена. Исследовал проблему воли («Воля, как предмет функциональной психологии», 1922), стремился изучать личность ребёнка в процессе деятельности («Психология, рефлексология и физиология», 1927). Большое значение имела работа Б. «Опыт методики психол. наблюдений и её применение к детям дошк. возраста» (1923), в к-рой рассмотрены вопросы объективного изучения детей, показано место и значение методики психол. наблюдений над детьми в системе пед. образования. В последние годы жизни — педолог (см. Педология). Ряд положений его монографии «Общие основы педологии» (19312) явились конструктивным вкладом в области дет. и пед. психологии.

Соч.: Опыт объективного изучения детства, Л., 1924 (ред.); Личность и профессия, М. — Л., 1926.

Лит.: М. Я. Басов, «Психология», 1931, т. 4, в. 3—4. А. В. Петровский. БАТАВИЯ-ПЛАН (Batavia Plan), система индивидуализированного обучения. Наименование получил по г. Батавия (правильно Батейвия, шт. Нью-Йорк, США). Применялся с 1898, широкое распространение получил в нач. 20 в. Автор Б.-п. — инспектор школ города Дж. Кеннеди полагал, что коллективное обучение, ориентированное, как правило, на учащихся со средними способностями, неблагоприятно как для менее, так и для более способных школьников. В рамках Б.-п. с классом увеличенной численности работали 2 учителя. «Основной» учитель вёл фронтальную работу с классом на уроке, ассистент — индивидуальные занятия с отд. учащимися после уроков. Считалось, что такое сочетание коллективного обучения с индивидуальным как в начальной, так и в ср. школе позволит обеспечить всем учащимся необходимую помощь в работе и продвижение в изучении материала.

Лит.: Новые системы образоват. работы в школах Европы и Сев. Америки, под ред. С. В. Иванова. H. H. Иорданского, М., 1930. БАТЫШЕВ Сергей Яковлевич [р. 6(19). 10.1915, пос. Кадом, ныне в Рязанской обл.], педагог, организатор пед. науки, обществ, деятель. Д. ч. АПН СССР (1974—91), дер пед. наук (1968). Герой Сов. Союза (1944). Окончил Саратовский ин-т механизации с. х-ва (1946). На пед. работе с 1936. С 1946 на руководящей работе в системе проф.-тех. образования, в 1967—73 зам. пред. Госпрофобра СССР. В 1973—89 акад.-секретарь Отделения педагогики и психологии проф.-тех. образования АПН. Пред, (с 1965) Научного совета по проблемам проф.-тех. образования АПН. Пред. Всесоюзной ассоциации работников проф. образования (с 1989).

В 60-х гг. выступил инициатором исследований попедагогике и психологии проф.-тех. образования. Разработал теорию стадийной подготовки квалифициров. рабочих на произ-ве и в СПТУ; предложил проблемно-аналитич. систему проф. обучения рабочих для автоматизиров. произ-ва. Сформулировал принципы груп-

пировки профессий с целью подготовки рабочих широкого профиля, создания соотв. уч. программ, использования разл. форм занятий. Автор ряда уч. программ для СПТУ. Отв. ред. и один из авторов труда «Очерки истории проф.-тех. образования в СССР» (1981).

Соч.: Формирование квалифициров. рабочих кадров в СССР, M., 19742; Науч. организация уч.-воспитат. процесса, M., 1980J; Производств, педагогика, M., 19762; Трудовая подготовка школьников, М., 1981; Подготовка рабочих кадров, М., 1984; Реформа проф. школы, М., 1987.

Лит.: Указатель трудов акад. АПН СССР С. Я. Батышева, под ред. М. И. Махмутова, Каз., 1985.

 

БАХТИНМихаил Михайлович [5(17). 11.1895, Орёл, — 7.3.1975, Москва], литературовед и философ. В 1918 окончил историко-филол. ф-т Петроградского ун-та. Работал учителем в Невеле (1918- 1920), преподавателем пед. ин-та и консерватории в Витебске (1920—24). С 1924 в Ленинграде, вёл науч. работу, преподавал в Ленингр. ун-те. В работах 20-х гг. (часть из них опубл. под именами И. И. Канаева, П. Н. Медведева и В. Н. Волошинова) заложил основы оригинальной эстетико-филос. концепции, в контексте к-рой выступил с критич. разбором фрейдизма, «формальной школы» в эстетике и литературоведении, выдвинул теорию «полифонического романа» (Достоевский), рассмотрел осн. проблемы философии языка. В 1929 арестован по делу религ.-филос. группы «Воскресение», сослан в Кустанай (реабилитирован в 1967). В 1936—37 преподавал в Мордовском пед. ин-те (Саранск), позднее работал внештатным сотрудником в Ин-те мировой лит-ры им. Горького, преподавал в ср. школах Моск. обл. В 1945—69 вновь в Саранске, до 1961 зав. кафедрой всеобщей лит-ры в Мордовском пед. ин-те (с 1957 Мордовский ун-т). Разрабатывал актуальные для 20 в. проблемы гуманитарных наук: общей методологии гуманитарного знания, анализа текста в лингвистике, филологии и философии, теории высказывания и речевых жанров, семиотики, межличностной коммуникации и др.

В основе эстетико-филос. концепции Б. лежала идея диалога, интерпретируемого им не только как форма общения отд. личностей, но и как способ взаимодействия личности с объектами культуры и иск-ва, а также явлений культуры и разл. культур в ист. перспективе. Слово (мысль, сознание) обретает в диалоге бесконечное множество новых смыслов, постижение собственного «я» происходит через общение с «другим». Важными категориями концепции Б. выступают «ответственность» и «полифония» — многоголосие и равноправие существующих в мире и худож. произведениях сознаний по отношению друг к другу и к единому культурному целому. Свободное, раскрепощённое человеческое сознание, по Б., воплотилось в «народной смеховой культуре» («карнавализации»), основанной на синтезе лит-ры, иск-ва, фольклора от антич- ности, средневековья, эпохи Возрождения до 19 в. («мениппова сатира», Ф. Рабле, Н. В. Гоголь). Карнавальная культура, ломающая устойчивые стереотипы отношений между человеком и миром, является формой познания жизни в единстве её материальной и духовной стороны.

В 70—80-х гг. в СССР и за рубежом началась психолого-пед. интерпретация и ассимиляция идей Б. Наряду с Л. С. Выготским он воспринимается как провозвестник новых подходов к постижению внутр. мира человека, механизма его поведения и поступков. Его концепция диалога используется в социологии и психологии общения, при изучении диалогич. природы сознания, психологии «внутренней речи», социальной ответственности личности. Теория карнавализации помогает понять природу возникающих неформальных объединений и творч. направлений. На идеях Б. построены сложившиеся в кон. 80-х гг. пед. система и авторская школа, к-рые рассматривают возможности воспитания учащихся через постижение осн. ист. культур, развёртывание широкого диалога вокруг ключевых вопросов их развития и взаимодействия. Ориентация системы Б. на непрерывное рождение эстетич. ценностей из окружающего человека мира, из быта, осмысление жизнетворящей роли иск-ва открывает новые перспективы в познании и воспитании личности.

Соч.: Проблемы поэтики Достоевского, M., 19632; Творчество Франсуа Рабле и нар. культура средневековья и Ренессанса, М., 1965; Вопросы лит-ры и эстетики, М., 1975; Эстетика словесного творчества, М., 1979; К философии поступка, в кн.: Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984—1985, М., 1986.

Лит.: Аверпнцов С., Личность и талант ученого [ред.], «Лит. обозрение», 1976, № 10; В а с и л с в а И. И., О значении идей M. M. Бахтина о диалоге и диалогич. отношениях для психологии общения, в кн.: Психол. исследования общения, М., 1985; Радзиховский Л. А., Проблема диа-логизма сознания в трудах M. M. Бахтина, БП. 1985, Ms 6; Библер В. С., Школа «диалога культур», СП,1988, № 11; M. M. Бахтин. Библиография, указатель, Саранск, 1989; Бахтинский сборник, I, М., 1990; Осовский Е. Г., Осовский О. Е., Науч. наследие М. М. Бахтина и нек-рые проблемы педагогики, в сб.: Совр. про-бчемы психол.-пед. наук, Саранск, 1992; Clark К., Но lq u ist M., Mikhail Bakhtin, Camb. (Mass.), 1984; W e r t s с h J., The semiotic mediation of mental l ife: L. S. Vygotsky and M. M. Bakhtin, в кн.: Semiotic mediation, Orlandoa. o.], 1985; Bachtin teorico de l dialogo, МП., 1986; Bakhtin. Essays and dialogues on his work, Chi. — L., 1986; Rethinking Bakhtin. Extensions and challenges, Evanston (111.), 1989.

O. E. Осовский.

 

БАХТИННиколай Николаевич [5(17). 5.1866, Чири-Юрт, ныне в Чеченской Республике, — 2.4.1940, Ленинград], педагог, театр, деятель. Учился в Орловской воен. гимназии и во 2-м Константиновском воен. уч-ще. С 1891 служил воспитателем в Орловском кадетском корпусе. Выйдя в отставку (1910), жил в Петербурге. Занимался дереводч. и библиографич. деятельностью, с 1886 публиковал в пе-риодич. печати («Рус. филол. вестник», «Пед. сборник», «Рус. школа», «ЖМНП» и др.) статьи и рецензии на пед. темы. Наиб, значительны работы Б. о воспитат. роли театра («Театр и его роль в воспитании», в кн.: «В помощь семье и школе», 1911). Знакомство с театром, по Б., должно учитывать возрастные особенности дет. восприятия: детям мл. возраста ближе спектакли кукольного, марионеточного, теневого т-ров, интересам юношества больше отвечают драматич. спектакли. В посещении детьми т-ра необходима дозировка, у ребёнка должно быть время для переживания полученного в т-ре впечатления. Б. подчёркивал положит, стороны дет. сценич. деятельности («Дет. театр и его воспитат. значение», «Игра», 1918, ч. 1). Участие в постановках сплачивает детей, в процессе подготовки спектакля дети получают ист. и этногра-фич. знания, обогащается их жизненный опыт, развиваются чувства в ситуациях, где автором пьесы заранее расставлены нравств. ориентиры. В помощь са-модеят. театру Б. издавал серию драма-тургич. произв. «Дет. и шк. театр» (в. 1—25, 1904-—19), в к-рой сам принял участие и как автор коротких пьес. Целям эстетич. воспитания служили издававшаяся Б. (под псевд. Н. Нович) серия «Шк. праздники» (в. 1—4, 1902—17, песни и стихи для декламации) и публиковавшиеся в «Худож.-пед. журнале», в журналах «Рус. школа», «Пед. образование» анно-тиров. списки и обзоры пьес для дет. т-ра. После Окт. революции Б. организовал курсы по руководству дет. театральными представлениями при Театральном отделе Наркомпроса РСФСР. В 1921 Б. вместе с А. А. Брянцевым стал одним из основателей Ленингр. ТЮЗа и до конца жизни возглавлял его пед. часть.

Соч.: Проект новой системы азбуки и орфографии, К., 1886; Основы рус. правописания, Варшава, 1892; Чтение с воспитат. целями, СПБ, 1906; Обзор пьес для дет. и шк. театра, СПБ, 1912; Руссо и его пед. воззрения, СПБ, 1913. М. С. Семенкж.

БАЧИНСКИЙАлексей Иосифович Г21.3 (2.4).1877, г. Холм, ныне г. Хелм (Польша), — 31.7.1944, Москва], физик, методист, дер физ.-мат. наук (1934), проф. (1918). Окончил Моск. ун-т (1899), преподавал там же. Одновременно читал лекции в разл. вузах, до 1917 преподавал в ср. уч. заведениях. Осн. труды по физике касаются молекулярной физики и термодинамики; открыл закон вязкости жидкостей, носящий его имя (1912—13). Участвовал в организации первого сов. науч.-метод, центра — Центр, физ.-пед. ин-та (1919), в разработке шк. программ по физике. Автор мн. учебников, отличавшихся высоким для своего времени науч. уровнем, широким. применением физ. эксперимента, что способствовало повышению качества знаний учащихся. В учебниках «Физика для ср. уч. заведений» (в. 1—3, 1915—18) и «Физика в трёх книгах» (1925; 1931'°) впервые для объяснения физ. явлений последовательно использовались положения молекулярно-кинетич. и электронной теорий, большое место уделялось законам сохранения; важным методом изложения уч. материала служил тщательно разработанный эксперимент. Связь теории с практикой устанавливалась через целесообразно подобранные, чётко и ясно описанные опыты и примеры из техники, жизни природы, повседневной практики. Учебники и уч. пособия, созд. Б., издавались вплоть до появления в нач. 30-х гг. стабильных учебников по физике и оказали значит.

влияние на преподавание физики в ср. школе. Б. — автор одного из первых задачников по физике для школ 2-й ступени (1923, 19286), а также соавтор справочников по этому предмету для учителей и учащихся (1928, 1941, 19512). Инициатор выпуска и науч. ред. «Рабочей школьной б-ки» (1926—31) — серии книг по физике и технике для учащихся. Автор статей по истории и философии естествознания, истории техники.

Соч.: Избр. труды, М., 1960; Сокращенная физика, [М.], 1922, 19245; Учебник физики на производств, основе, М., 1925, 19275; Рабочая книга по физике, в. 1—3, М. -Л., 1927, 1929«.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.