Сделай Сам Свою Работу на 5

Список зарубежной библиографии





Текущая педагогическая библиография

Общие указатели: 1. Bibli-ografia brasileira de educacäo, Rio de J., 1954 2. Bibliografie pedagogicä, Buc., 1963 3. Bibliographie annuelle de la recherche francaise en education, P., 1980 4. Bibliographie Pädagogik (Dokumentationsring Pädagogik), Fr./M. — B. — Münch., 1966 5. British education in-dex, L., 1954 6. Bulletin sygnaletique. See. 520. Pedagogie (Centre national de la recherche scientifique), P., 1970 7. Education index, N. Y., 1929 8. In-dian education abstracts, New Delhi, 1955 9. Legislaciön educativa, Viedma, 1981 10. Pädagogik-Bibliographie. Ser. A, B. (Akademie der Pädagogischen Wissenschaften der DDR. Directorat für Pädagogische Information), B., 1973 11. Pe-dagogicky bibliograficky spravodaj SSR. Ser. A, B, Bratislava, 1974 12. Pfehled pedagogicke literatury. Ser. A, B, Praha, 1949

Тематические указатели: 13. Дидактика биологии. Информац. бюл., Прага, 1978 14. Дидактика химии. Информац. бюл.. Прага, 1976 15. Дошк. воспитание. Информац. бюл., Прага, 1977 16. Общая дидактика и пед. психология. Информац. бюл., Прага, 1977 (все — Центр, б-ка. Информац. и документальный центр. Карлов ун-т. Пед. ф-т); 17. Bibliografia analyticzna polskiego pismiennictwa pedeutologicznego, Warsz., 1976 18. Bibliographie Spzialisation und Sozialpädagogik. Eine periodische Literaturdokumentation (Deutsches Jugendins-titut. Arbeitsgruppe Dokumentation), Münch., 1977 19. Psychological abstra-cts. Nonevaluative summaries of the world's literature in psychology and related disciplines, Wash., 1927 20. Research studies in education, Homewood (111.), 1953

Ретроспективная библиография

Общепед. и тематич. указатели: 21. Bibliographie zur Frühpädagogik, bearb. von H. Kochan-Doderlein [u. a.], Institut für Frühpädagogik, Münch. Pullach beim München, 1972; 22. С z e r-n i e w s k i W., Bibliografia pedagogiki 1958—1970, Warsz., 1976; 23. E l e k o-v ä E., Slovenskä pedagogickä tvorba v rokoch 1918—1934. Knizne publikäcie a materiäly. Registrujuca bibliografia, Bratislava, 1973; 24. Polska bibliografia pedagogiczna, 1944—1951, t. l, cz. 1—3, Wroctaw, 1955—57; 25. Ri с h-m o n d W. K., The literature of education. A critical bibliography, 1945—1970, L., 1972; 26. Schmidt H., L ü t z e n-kirchen F. J., Bibliographie zur Schu-lorganization und zur Reform des Bildung swesens, Zeitschriften nachweis 1947—1967, Bd l, Weinheim [e. a.], 1969; 27. S p e r—1 i n g W., Geographieunterricht und Landschaftslehre: Sachstandsberichte und Bibliographisches Handbuch 1968 bis 1979/80, Bd 1—4, Duisburg, 1981—82; 28. Van O u a n g J. — P., Sciences et technology de l'education. Bibliographie analytique, [Tournai, 1974]; 29. W i e с z o r e k B., Pedagogika pracy. Materiäly bibliograficz-ny za lata 1945—1972, cz. 1—2, Warsz., 1981.



Библиография педагогической литературы за короткий период (1—2 г.)

Общепед. и тематич. указатели: 30. ТодороваР., Узу-яова И., Проблеми на учебника. Биб; лиография, София, 1976; 31. Estetickä vychova. Bibliografia Slovenskä ped. kniz-nica a ustav skolskych informäcn, Brat1981; 32. Cordasco J., B r i с k-m a n W., A bibliography of American educational history, N. Y., 1975; 33. Magyar pedagögiai irodalom. 1982, resz. l—4, Bdpst, 1983 34. Sedlaköva L., Specialni pedagogika (Defectologie). Bib-liografie, Brno, 1983; 35. Vangermain H., Machler Fr., Literatur über Probleme der Lehrerbildung (DDR und Westdeutschland). Eine Auswahlbibliographie, B., 1968.



Биобиблиографические указатели

36. Тодорова Р., К. Д. Ушински в Белгария. Библиография (по случай 150 години от рождението му), София, 1974; 37. Pokorny L., Bibliografie kniznich komenian, 1945—1982, Praha, 1983; 38. Kaiser M., F. W. A. Frö-bel (1782—1852). Auswahlbibliographie, B., 1977; 39. P f a u с h W., R ö d e r R., C. G. Salzmann-Bibliographie, Weimar, 1981; 40. J. A. Komensky. Zum 300-jährigen Todestage, B., 1970; 41. Vangermain H., M ach ler F., Zum 400. Geburtstag von W. Ratke, B., 1971.

T. В. Тимонова.

 

БИБЛИОТЕКИ для детей и юношества, в Рос. Федерации внешк. культ.-просвет, учреждения. Комплектуют, хранят, выдают для чтения и пропагандируют лит-ру, вошедшую в круг дет. и юношеского чтения.

Существуют самостоятельные дет. и юношеские Б., школьные Б., Б. др. уч. заведений, дет. домов, интернатов, санаториев, внешк. учреждений. В Б. для взрослых имеются дет. и юношеские структурные подразделения. В фондах Б. представлена науч.-популярная, ху-дож., справочная лит-ра, периодич. издания, грампластинки, диафильмы, слайды и др. материалы; метод, лит-ра для родителей, учителей, воспитателей, библиотечных работников. Организована спра-вочно-информац. служба, ведётся пропаганда библиотечно-библиографич. знаний. Б. приобщают учащихся к система-тич. чтению, прививают им навыки самостоят, работы с книгой, воспитывают культуру чтения, формируют потребности детей в информации; оказывают науч.-метод. и библиографич. помощь всем руководителям чтением; ведут индивидуальную и массовую работу с читателями с учётом их социально-демографич. и психол. особенностей; устраивают выставки, беседы, читательские конференции, вечера, встречи с интересными людьми, при них работают кружки, клубы юных книголюбов и др.



Детские библиотеки обслуживают детей дошк. и шк. возраста до 14 лет и руководителей дет. чтения. Единичные дет. Б. в России создавались с 70-х гг. 19 в. на средства пед. и культ.-просвет, об-в, частных лиц. Первая дет. Б. обществ, пользования открылась в 1870 в Кронштадте. Подобные Б. работали в Москве (Б. Бередниковой; при Об-ве распространения техн. знаний), Кишинёве (Б.-читальня им. А. С. Пушкина), Петербурге (при Об-ве дошк. воспитания), а также в Нижнем Новгороде, Перми и др. Самостоят, дет. Б. организовывались после Революции 1905—07. В 1910—11 основаны дет. Б. в большинстве крупных городов и провинциальных центров. После Всерос. съезда по библиотечному делу (1911) появились бесплатные Б. и дет. отделения при гор. Б. Осн. масса детей обслуживалась через Б. уч. заведений.

Самостоят, сеть дет. Б. начала формироваться в 1917—19. Открылись центральные дет. Б. — губернская в Пензе, уездные или городские в Пскове, Ростове и др. В большинстве населённых пунктов страны детей обслуживали дет. отделения и филиалы уездных и районных Б. В 1920 декретами СНК РСФСР дет. Б. включены в единую гос. библиотечную сеть.

Совр. сеть дет. Б. включает респ., краевые, обл., городские и районные Б., к-рые объединены в самостоятельные централизов. системы или являются филиалами смешанных централизов. библиотечных систем. Возрастные подразделения объединяют абонемент и читальные залы для детей дошк. и мл. шк. возраста, ср. и ст. шк. возраста. Дет. Б. — метод, и координац. центры для Б. всех систем и ведомств, тесно взаимодействуют с Б. школ и внешк. учреждений.

Юношеские библиотеки обслуживают читателей в возрасте от 14 до 20 лет. Первой создана Моск. гор. юношеская Б. (1941). Респ., обл., краевые юношеские Б. являются метод, центрами по работе с молодёжью для др. Б. Наряду с обще-образоват. деятельностью юношеские Б. ведут работу по проф. ориентации и проф. адаптации молодёжи, выпускают метод, библиографич. пособия по пропаганде книги и руководству чтением, организуют исследования по проблемам чтения.

Школьные библиотеки — структурные подразделения школы. В России создавались при гимназиях, кадетских корпусах, реальных уч-щах и др. уч. заведениях. Школьный библиотекарь работает в тесном контакте с пед. коллективом, с общественными организациями; является членом пед. совета, активно участвует во внеурочной работе школы. Основу фонда шк. Б. составляет лит-ра, предусмотренная в уч. программах, в т. ч. издания для внеклассного чтения, книги серии «Школьная библиотека», «Библиотека мировой лит-ры для детей», пособия в помощь факультативным занятиям. Б. осуществляют выдачу учащимся учебников.

Лит.: Крупская Н. К., О библиотечном деле, т. 1—4, М., 1982—85; её же, О дет. лит-ре и дет. чтении. Избранное, М., 1979; Руководящие мат-лы по библиотечному делу. [Справочник], М., 1988; Справочник библиотекаря, М., 1985; Руководство чтением детей в б-ке. [Учебник для библиотечных ф-тов ин-тов культуры], M., 19768; Библиотечное обслуживание детей в условиях централизации. Сб. мат-лов, М., 1976; О работе шк. б-ки. Метод, рекомендации, M., 1981j Осн. направления и принципы взаимодействия дет. и шк. б-к в обслуживании школьников 1—8 кл. Сб. науч. тр., Л., 1981; Дифференцированное руководство чтением детей. Л1983; Б-ка — школьнику, М., 1986; Б-ка и юный читатель, М., 1987; Библиотечно-библиографич. знания — школьникам, M.. 19893; Валькова В. Г., Спаль А. Н., Книжкин дом, М., 1990. Н. В. Бубекина.

 

БИБЛИОТЕКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ,науч.-информац. и культ.-просвет, учреждения в области пед. наук и нар. образования. Государственная научно-педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинско-го РАО (ГНПБ) — крупнейшая в Рос. Федерации отраслевая б-ка со спе-циализиров. фондом лит-ры по педагогике, психологии и смежным наукам; справочно-библиографич. и науч.-метод, центр для б-к соответств. профиля в Рос. Федерации. Ведёт историю с 1925, когда при информац. отделе Наркомпроса РСФСР была организована справочная б-ка. В 1932 б-ка слилась с фондами Центр, пед. б-ки при отделе науч. педагогики и на этой базе создана Центр, б-ка по нар. образованию Наркомпроса РСФСР. В 1939 пополнилась литературой б-ки НИИ школ Наркомпроса РСФСР и переименована в Гос. б-ку по нар. образованию. В 1944 включена в систему науч. учреждений АПН РСФСР, с 1966 — АПН СССР, с 1991 — РАО. В 1945 ей присвоено имя К. Д. Ушинского. С 1969 совр. назв.

На 1 янв. 1992 в общем фонде лит-ры ГНПБ насчитывалось ок. 2 млн. экз. произведений печати (не считая газет), в т. ч. св. 1,1 млн. экз. книг и ок. 300 тыс. журналов отеч. издания, св. 130 тыс. экз. книг и 190 тыс. журналов на иностр. языках. Хранятся уникальные первопечатные издания и редкие пед. книги, дорев. и совр. лит-ра; собрание учебников и уч. пособий, программ и метод, материалов по ср. общеобразоват. школе; коллекция отеч. букварей дорев. периода и первых лет сов. власти на рус. языке. В фонде периодики содержится св. 1250 наименований журналов пед. тематики, изданных в 1803—1917; ок. 500 наим. изданий, вышедших после 1917, в т. ч. журналы до культурному строительству и нар. образованию. В б-ке имеются: служебный генеральный алфавитный каталог, читательские алфавитные и систематич. каталоги, генеральная систематич. картотека «Пед. науки. Нар. образование. Пед. психология», а также тематич. картотеки. Ежегодно б-кой пользуется св. 170 тыс. читателей, в т. ч. 75% — учёные и специалисты в области педагогики и нар. образования, 15% — студенты пед. вузов. Ок. 1500 организаций и учреждений б-ка обслуживает по межбиблиотечному абонементу. Ежегодно выдаётся св. 500 тыс. экз. произведений печати, десятки тысяч библиографич. справок. Постоянно функционирует выставка новой лит-ры, широко практикуются разл. тематич. книжные выставки, проводятся обзоры лит-ры по актуальным проблемам педагогики и нар. образования, организуются дни специалистов, встречи с редакциями пед. журналов, учёными.

ГНПБ — центр по подготовке пед. библиографич. пособий. Б-ка составляет текущий библиографич. указатель «Лит-ра по пед. наукам и нар. образованию» (с 1951 ежеквартально). Среди трудов б-ки указатели «Пед. библиография» за 1924—1930; 19Э1—1935; 1936—1940; с 1983 издаются отд. выпуски этого указателя за 1941—1949. Готовит рекомендательные библиографич. пособия для учителей и др. работников нар. образования.

Налажен книгообмен с науч. пед. учреждениями, б-ками и др. орг-циями, в т. ч. и заруб, гос-в, с 1984 является депозитарием материалов ЮНЕСКО по вопросам педагогики и нар. образования. Имеет филиалы в учреждениях РАО и Мин-ва образования Рос. Федерации.

H. H. Гудков.

В 1991 гос. науч. пед. б-ки действовали в Грузии, Белоруссии, Литве, Узбекистане, Азербайджане, Казахстане, на Украине, Эстонии.

Библиотека по народному образованию имени Я. С. Гогебашвили. Осв. в 1927 в Тбилиси как б-ка Наркомпроса Грузии. В 1930—37 входила в состав Ин-та повышения квалификации учителей, в 1937- 1940 б-ка НИИ педагогики, с 1940 самостоят, респ. учреждение. В фондах б-ки (на 1 янв. 1990) ок. 500 тыс. книг, св. 700 тыс. печатных единиц журналов. В фонде редких изданий архив попечителя Кавказского уч. округа, материалы Об-ва распространения грамотности среди грузин (1879—1927), лит-ра по истории груз, азбуки с 18 в., личные б-ки ряда груз, обществ, деятелей. Ведутся предметно-тематич. картотеки «Нар. образование. Пед. науки», «Персоналия груз, педагогов» и др. Ежегодно обслуживает ок. 24 тыс. читателей. Имеются читальный зал, пункты выдачи лит-ры в отделах нар. образования, школах.

Изданы указатели: «Библиография груз, букваря» (1941, I9602), «Библиография Я. С. Гогебашвили» (1940, 1961S) и др.

Научная педагогическая библиотека Республики Беларусь. Осн. в 1965 в Минске на базе 6-к НИИ педагогики и респ. ИУУ. В фондах б-ки (на 1 янв. 1990)св. 400 тыс. экз. произведений печати. Имеет справоч-но-библиографич. фонд, ведётся картотека «Нар. образование в Белоруссии» (на рус. и белорус, языках, охватывает материалы с 1917). Ежегодно обслуживает св. 8 тыс. читателей. Выпушены фундам. библиографич. указатели: «Просвещение в Белорус. ССР за 50 лет Сов. власти» (1973), «Библиографич. указатель печатных работ сотрудников НИИ педагогики Минпроса БССР (1929—1978)» (1979), ежеквартально выходит указатель новой лит-ры по пед. наукам и нар. образованию, поступившей в б-ку.

Научная педагогическая библиотека Литовской Республики. Осн. в 1963 в Вильнюсе как респ. шк. б-ка Мин-ва просвещения; закрыта в 1991. В фондах б-ки (на 1 янв. 1990) св. 140 тыс. экз. книг. Имелся богатый справочно-библиогра-фич. фонд. Ежегодно обслуживала св. 8 тыс. читателей, в т. ч. через пункты выдачи лит-ры в опорных школах. Велась систематич. картотека «Нар. образование в Литов. Республике» (на рус. и литов. языках). Издавались метод, справочные пособия для шк. библиотекарей.

Научная педагогическая библиотека Республики Узбекистан. Осн. в 1981 в Ташкенте на базе б-ки НИИ пед. наук им. Т. Н. Кары-Ниязова, к-рая функционировала с 1934. В фондах (на 1 янв. 1990) св. 300 тыс. экз. изданий, в т. ч. богатое собрание пед. лит-ры дорев. периода. Ежегодно б-кой пользуется 5 тыс. читателей. Имеются филиалы. Ведётся картотека «Нар. образование. Пед. наука».

Научная педагогическая библиотека Азербайджанской Республики. Осн. в 1983 в Баку в результате объединения б-к респ. и гор. ИУУ. В фондах (на 1 янв. 1990) св. 59 тыс. экз. изданий. Ежегодно обслуживает ок. 18 тыс. читателей.

Научи ая педагогическая библиотека Республики Казахстан. Осн. в 1984 в Алма-Ате на базе б-ки НИИ пед. наук. В фондах (на 1 янв. 1990) св. 90 тыс. экз. изданий. Ежегодно обслуживает ок. 4 тыс. читателей.

Научная педагогическая библиотека Эстонской Республики. Осн. в 1985 на базе б-ки респ. ИУУ. В фондах (на 1 янв. 1990) св. 130 тыс. экз. изданий. Ежегодно обслуживает св. 6 тыс. читателей.

Львовская областная научно-педагогическая библиотека. Осн. в 1926 как гор. учительская б-ка на средства общественности. Совр. статус с 1939. В фондах (на 1 янв. 1990) ок. 400 тыс. экз. изданий. Хранятся редкие издания, уникальный «галицкий фонд» лит-ры; выделен справочный фонд. Ведётся систематич. картотека «Нар. образование. Педагогика». Ежегодно обслуживает св. 9 тыс. читателей. Имеются пункты выдачи в школах и метод, кабинетах отделов нар. образования.

Библиотеки пед. научно-исследовательских институтов действуют как

структурные подразделения этих учреждений. Располагают фондами спец. лит-ры. С наибольшей полнотой собирается лит-ра в соответствии с профилем ин-та.

Крупными фондами науч. лит-ры по педагогике и нар. образованию располагают универсальные нац. б-ки, а также б-ки ун-тов и пед. вузов. Г. В. Чулкина,

БИКЧУРИН (Бекчурин) Мирсалих Мурсалимович (1819, Оренбург, — после 1887?), башк. педагог, просветитель, этнограф. В 1930—38 учился в оренбургском Неплюевском воен. уч-ще. В 1841-< 1878 преподавал там же и в др. уч. заведениях араб., перс., башк. и тат. языки. В 60—70-х гг. участник походов рус. армии в Ср. Азию. Составил «Нач. руководство к изучению араб., перс, и тат. языков...» (1859, 18692), в к-ром предпринял попытку систематич. изложения фонетич. и грамматич. строя башк. яз. в сопоставлении с др. языками. Книга служила также для обучения башкир рус. языку. Ориентировался на звуковой метод обучения грамоте. В сб. статей «Туркестанская область» (1872)выступил с критикой религ. фанатизма и нац. обособленности. Критиковал схоластич. методы обучения в мусульм. уч. заведениях; пропагандировал введение светских предметов, приобщение башк. населения к совр. науке. Одним из первых начал собирать башк. фольклор. Опубликовав его образцы в своей записи (с использованием араб, графики), выступил как зачинатель башк. письменности. Первым из башкир избран членом Рус. геогр. об-ва. Лит.: Биобиблиография, словарь отеч. тюркологов. Дооктябрьский период. Под ред. А. Н. Кононова, M., 19892; В и л д а-нов А. ХКунафин Г. С., Башк. просветители-демократы XIX в., М., 1981.

 

БИНЕ (Binet) Альфред (8.7.1857, Ницца, — 18.10.1911, Париж), франц. психолог. Возглавлял (1895) лабораторию фи-зиол. психологии в Сорбонне. В 1894 основал «Ежегодник по психологии» («L'Annee psychologique», совм. с Т. Ри-бо). В 1899 открыл совм. с Ф. Бюиссоном лабораторию эксперим. педагогики. Исследовал особенности мышления у знаменитых вычислителей и шахматистов, проблему умственного утомления, интеллектуального развития детей, психофи-зич. проблему.

Б. совм. с Ш. Фере, В. Анри, Т. Симоном экспериментально изучал механизмы и закономерности психич. регуляции поведения. Пионер применения эксперим. методов к изучению высш. психич. функций, прежде всего мышления; разработал и усовершенствовал ряд исследовательских и диагностич. методов: опросники, тесты, метод клинич. беседы. Придерживаясь первоначально постулатов ассоциативной психологии, Б. в дальнейшем отверг их и трактовал процесс мышления не как сочетание образов (идей) по законам ассоциации, а как оперирование общими схемами решения жизненно важных для субъекта задач. Эти схемы рассматривались как целостные образования, соотносимые с целью мыслительного акта. Б. отмечал, что «считает целью мышления деятельность и ищет саму суть мышления в системе деятельности» («L'Annee psychologique», 1908, р. 145). Значит, влияние на психологию оказали работы Б. по диагностике умственного развития ребёнка. Для отбора умственно отсталых детей в спец. школы он разработал шкалу развития интеллекта, в основе к-рой лежит идея различия хронологич. и умственного возраста. Создал систему простых испытаний для соответствующих измерений (Б. — Симона тест, 1905). Введённые Б. критерии тестовых испытаний легли в основу ряда диагнос-тич. методик. В модифициров. виде тест Б. используется в совр. психологии для диагностики умственного развития (см. Тесты).

Соч.: La suggestibilite, Р., 1900; L'etude experimentale de l'intelligence, Р., 1903; в рус. пер. — Психология умозаключения..., М., 1889; Умственное утомление, М., 1899 (соавт.); Введение в эксперим. психологию, СПБ, 19032 (соавт.); Душа и тело, М., 1910; Совр. идеи о детях, М., 1910; Ненормальные дети. M., 19li (соавт.); Методы измерения умственной одаренности. Сб. статей, [Херсон], 1923 (соавт.).

Лит.: Эксперим. психология, ред.-сост П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц. в. 1—2, М., 1966, гл. 1; Ярошев с к и и М — Г., История психологии, М. 19853, ч. 2. гл. 11; Bertrand F.-L. A. Binet et son Oeuvre, P., 1930; Z uz a F. A. Binet et la pedagogie experimentale, P. 1948. M. Г. Ярошевский.

 

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН,сформулирован в 1866 нем. учёным Э. Гек-келем. Согласно Б. з. индивидуальное развитие организма особи (онтогенез) является сокращённым и сжатым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза). Факты рекапитуляции (напр., закладка жаберных щелей у зародышей наземных позвоночных) были известны ещё до появления эволюц. учения Ч. Дарвина, к-рый в 1859 дал им естеств.-ист. объяснение: стадии развития зародышей воспроизводят древние предковые формы. Он рассматривал рекапитуляцию как фундам. закономерность эволюции органич. мира. Нем. эмбриолог Ф. Мюллер в 1864 подкрепил принцип рекапитуляции данными из истории развития ракообразных. Геккель придал этому принципу форму Б. з., схематизировав при этом дарвиновские представления.

Б. з. сыграл важную роль в биологии, стимулировал эволюц. исследования в эмбриологии, сравнит, анатомии и палео-логии. Вокруг Б. з. развернулась актуальная и для 20 в. острая и содержательная дискуссия, в ходе к-рой были выдвинуты разные теории соотношения онтогенеза и филогенеза организмов. Значит, вклад в теоретич. разработку проблем Б. з. внесли рус. биологи А. Н. Северцов, И. И. Шмаль-гаузен и др.

В связи с проникновением в психологию идей эволюц. биологии в кон. 19 — нач. 20 вв. были предприняты попытки использовать Б. з. для объяснения механизмов смены стадий в развитии психич. функций и форм поведения у животных и человека.

Лит.: Дарвин Ч., Происхождение видов.... Соч., т. 3, М. — Л., 1939; Мюллер Ф., Геккель Э., Осн. биогенетич. закон, М. — Л., 1940; Северцов А. Н., Морфологич. закономерности эволюции, М.-Л1939; Шмальгаузен И. И., Организм как целое в индивидуальном и ист. развитии, М. — Л., 1942.

 

БИОЛОГИЯ,уч. предмет в школе; основы знаний о живой природе. Отражает совр. достижения наук, изучающих строение и жизнедеятельность биол. объектов всех уровней сложности (клетка, организм, популяция, биоценоз, биосфера). Шк. курс Б. включает разделы: ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека, общая Б.

Преподавание Б. направлено на овладение учащимися системой знаний о живой природе, прикладными, уч.-практич. и политехн. умениями и навыками, необходимыми для подготовки учащихся к трудовой деятельности и продолжению образования. Обучение Б. способствует формированию у учащихся естеств.-науч. картины мира, пониманию единства живой и неживой природы, науч. основ мн. отраслей произ-ва и экология, проблем, возникающих в процессе взаимодействия человеческого общества и природы, воспитанию нравств.-этич. ориентации личности, ответств. отношения к разл. формам проявления жизни.

В России с кон. 18 в. в гос. школах предусматривался курс естеств. истории (естествознания) с краткими сведениями о неживой природе, растениях, животных. По Уставу нар. уч-щ 1786 курс естествознания был введён в гл. нар. уч-щах, а по Уставу 1804 — в уездных уч-щах и гимназиях. Уставом 1828 естествознание было исключено из уч. плана нач. и ср. школ и восстановлено в 1839 в реальных классах и отделениях гимназий, а в 1848- в воен. уч. заведениях и жен. гимназиях. Лишь в 1852 естествознание было введено во всех гимназиях. Программа включала общие сведения о природе (1-й кл., 2 ч в нед), зоологию (2—3-й кл., 3 и 2 ч соотв.), ботанику (4 и 5-й кл., 2 и 1 ч), минералогию (6-й кл., 1 ч). В реальных и коммерч. уч-щах Б. преподавалась в большем объёме, чем в др. ср. уч. заведениях. В 1871 естествознание вновь было изъято из уч. планов муж. гимназий, частично восстановлено в мл. классах этих гимназий в 1901: неживая природа (1-й кл.), элементы ботаники (2-й кл.), элементы зоологии (3-й кл.) — по 2 ч в нед на каждый предмет. В реальных уч-щах, жен. и воен. гимназиях преподавались преим. морфология и систематика растений.

В 60-х гг. 19 в. основоположник отеч. методики естествознания А. Я. Герд обосновал и разработал новую систему изучения природы в школе, исходя из учения об эволюции Ч. Дарвина: неор-ганич. мир (неживая природа), растительный мир, животный мир, человек, история Земли (эта последовательность изучения Б. была длительное время принята и в сов. школе). Содержание и структуру уч. предмета Герд подчинял задаче — «привести учащегося к определённому мировоззрению, согласованному с современным состоянием естественных наук» («Зоология», 1877, предисл.). Герд создал также новый курс естествознания для нач. школы — «Неживая природа», объединивший сведения о земле, воздухе и воде.

В нач. 20 в. в уч. плане на естествознание в муж. гимназиях отводилось 6 ч, в женских —10, в реальных уч-щах и кадетских корпусах — 15, в частных коммерческих уч-щах: Тенишевском — 19, Лесном — 28 ч. К 1917 в большинстве школ преобладала последовательность курсов: неживая природа, ботаника и зоология (с элементами знаний об организме человека).

В 1918—23 ведущая роль в разработке новых программ по Б. принадлежала членам Об-ва распространения естеств.-ист. образования, учёным-биологам В. М. Шимкевичу, Н. М. Книповечу, методисту Б. Е. Райкову. В практике сов. школ проверялись разл. варианты последовательности курсов: 1) природоведение (неживая природа, растения, животные), анатомия и физиология человека, общая биология, эволюц. учение; 2) природоведение, ботаника, зоология,

анатомия и физиология человека, общая биология с эволюц. учением; 3) зоология, ботаника, геология, общая Б. с физиологией человека. В курсе общей Б. внимание концентрировалось то на экологич., то на эволюц. или генетич. проблемах.

В период обучения по т. н. комплексным программам (1923—31) ведущей проблемой преподавания Б. стала связь теории с практикой. В 1924 разработан первый вариант программ ГУСа (в 1927 усовершенствован). Изложение биол. знаний в 5—7-м кл. велось вокруг прак-тич. производств, тем. Были отменены систематич. курсы ботаники и зоологии. Уч. материал объединялся в общие стержневые темы. Для 5-го кл. такой темой была «Связь деревни с городом», для 6-го кл. — «Индустриализация СССР и интенсификация с. х-ва» и т. д. В 5-м и 6-м кл. изучали с.-х. произ-во, в т. ч. вместо ботаники в 7-м кл. в теме «Империализм и борьба рабочего класса» изучали эволюц. учение. Природа рассматривалась только как сырьевая база для производства.

Усовершенствованные программы ГУСа предусматривали обширный заключит, курс общей Б. (155 ч в 8—9-м кл.), состоявший из двух разделов: «Физ.-хим. основы жизненных явлений» и «Эволюц. учение». Большой вклад в разработку курса обшей Б. внесли Б. Д. Морозов, В. Ф. Натали, В. В. Левченко, Ф. Ф. Дучинский, М. Я. Цузмер и др.

В 1931—32 были восстановлены систематич. курсы Б. в ср. школе. Определилась система дисциплин биол. цикла, сохранившаяся в своей основе до наст, времени: ботаника (5—6-й кл.), зоология (6—7-й кл.), анатомия а физиология человека (8-й кл.), эволюц. учение (9 кл.). В 1939 курс эволюц. учения был переработан и вошёл в уч. план школы под назв. «Основы дарвинизма».

В 30—40-е гг. в программах по Б. преобладал морфолого-систематич. материал, недостаточно освещалось клеточное строение организмов. В курсе анатомии и физиологии человека не уделялось достаточного внимания основам рефлекторной теории И. П. Павлова. В материале 9-го кл. значительное место отводилось «ошибкам» Дарвина. В дальнейшем на преподавание Б. резко отрицательно сказались внедрявшиеся официально антинаучные и вульгаризаторские представления Т. Д. Лысенко о наследственности, видообразовании, эволюции; морфолого-систематич. материал в большей мере вытеснялся агротехническим и зоотехническим, учению Дарвина придавалось лишь ист. значение.

В 40—60-е гг. возникли новые направления в биол. науке: сформировалась синтетич. теория эволюции, широкое распространение получило учение о биосфере, биоценозе и др., что вызвало необходимость пересмотра содержания шк. Б. В 1965 были подготовлены новые программы. Общая система биол. курсов сохранялась. В программах по ботанике и зоологии были усилены вопросы физиологии, экологии и биоценотич. связей, восстановлены в необходимом объёме элементы систематики и филогении и пр. Вопросы жизнедеятельности человеческого организма, функциональные связи форм и строения органов, саморегуляции и обратной связи занимали гл. место в курсе анатомии, физиологии и гигиены человека. Новый курс общей Б. (1966) включал зволюц. учение, цитологию, молекулярную Б., онтогенетику, генетику и селекцию, аутэкологию, биогеоценоло-гию и учение о биосфере.

В шк. биол. образовании с сер. 80-х гг. происходят крупные перемены. Общие тенденции его развития согласуются с задачами гуманизации и демократизации уч.-воспитат. процесса. В значит, мере переосмыслены и вновь систематизированы по разделам шк. курса общедидак-тич. цели предмета: умственное и эмоциональное развитие, содействие формированию мировоззрения, трудовая и физич. подготовка (И. Д. Зверев, А. Н. Мягкова). В качестве целей биол. образования методистами на материале Б. рассматриваются не только усвоение знаний и способов деятельности, но и овладение опытом творческого поиска, формирование эмоционально-ценностных отношений людей к миру и друг к другу. Усвоение ведущих биол. идей и понятий выступает как элемент общей культуры человека. Особый акцент сделан на моральной ответственности человека по отношению к природе как одной из приоритетных в совр. общечеловеческих ценностях (Зверев, И. Т. Суравегина).

Биол. образованность кроме мировоззренческой функции предполагает готовность учащихся к практич. применению науч. знаний о живой природе в трудовой деятельности, при определении области проф. интересов, выработке навыков здорового образа жизни. Структура целей биол. образования и их конкретизация обусловлены совр. уровнем развития биол. науки и методологии, стремлением обеспечить идейно-нравств. и гражд. свободу личности. С 1986 в школах используются новые программы, учебники и метод, пособия, из к-рых учитель может выбирать наиб, приемлемые. В практику входит использование уч. пособий по флоре и фауне отд. регионов. Изучение ботаники и зоологии основывается на знаниях, полученных учащимися в курсе природоведения нач. школы. Этим курсом закладываются осн. науч. представления у учащихся о растит, и животном мире планеты, её климате, сезонных явлениях в природе, связанных с вращением Земли вокруг Солнца, и сезонных видах труда. Школьники получают навык работы с планом и картой. Элементарное ознакомление со строением человеческого организма дополняется сан.-гигиенич. знаниями. В систематич. курсе природоведения (5-й кл.) обобщаются знания об окружающей человека среде.

Ботаника изучается в 6—7-м кл., включает элементы морфологии, анатомии, физиологии, экологии, систематики, географии, филогении растений, палеоботаники, микробиологии. Зоология изучается в 7—8-м кл. Изучение животных строится по иерархич. принципу: от простейших к млекопитающим. В курс зоологии входят элементы анатомии, морфологии, физиологии, экологии (приспособленность к среде), эмбриологии, систематики и филогении животных. Выясняется также хозяйственное значение разведения животных. Курс анатомии, физиологии и гигиены человека изучается в 9-м кл. В него входят также элементы цитологии, физич. культуры и истории изучаемой науки. Завершает шк. биол. образование курс общей Б. В нём раскрываются осн. законы жизни, индивидуального и ист. развития организмов; школьники знакомятся с открытиями последних

лет в изучении биол. систем на клеточном (молекулярном и субмолекулярном), ор-ганизменном и популяционно-видовом уровнях живой материи, раскрывается принцип биол. синтеза белка; на основе изучения законов наследственности и изменчивости выявляются методы селекции. Заканчивается курс рассмотрением осн. понятий экологии и общих закономерностей биосферы.

Учебника, учебные и методические пособия по биологии.Первый в России учебник по естествознанию был написан В. Ф. Зуевым для нар. уч-щ («Начертание естеств. истории...», ч. 1—2, 1786, издавался до 1828). При отборе объектов изучения и изложении уч. материала автор не придерживался господствовавшей в то время систематики, а давал живое описание растений и животных, в первую очередь имеющих значение для человека. Его учебник способствовал формированию реальных представлений о природе, ориентировал учащихся на практич. применение знаний. Многие учебники для ср. уч. заведений давали описательно-эмпирическое изложение, построенное на морфолого-систематич. материале: «Краткая ботаника» И. И. Шиховского (1853, 18624); «Руководство к зоологии» Ю. И. Симашки (1852; ч. 1—2, 1861—18643); «Элементарный курс зоологии» К. К. Сент-Илера (1869); «Учебник естеств. истории» М. П. Вараввы (кн. 1—3, 1890—91; 1902—057) и др.

Лучшим учебником Б. для гимназий в России в 60-е гг. 19 в. признавалась «Зоология и зоол. хрестоматия...» (в. 1—3, 1862—65) А. П. Богданова. Учебник был построен по иерархич. принципу. В нём впервые выдвинуто эколо-гич. направление в обучении Б., реализованы прогрессивные метод, идеи: наглядное обучение, использование аквариумов, коллекций, постановка лабораторных занятий и т. д. «Приготовительный курс ботаники» (189711) Н. И. Раевского приучал школьников описывать и сравнивать самостоятельно растения, а не заучивать их по книге. «Учебник зоологии» Гер-да (ч. 1—2, 1877—83) высоко оценил И. И. Мечников, считая, однако, что предлагаемый автором план шк. естествознания представляет для учащихся огромные трудности (простейшие организмы, с к-рых начинается обучение, недоступны для наблюдения, описания сложны и пр.). «Краткий курс естествознания» (190111) Герда вместо «излагающего» метода обучения, при к-ром ученик получал готовые знания, рекомендовал опыты, самостоят, практич. работы, экскурсии.

К 1917 в школе использовались учебники В. Б. Половцова, Л. С. Севрука, Г. Н. Боча, И. И. Полянского, Л. Н. Николаева. Широкое распространение в 20-е гг. получили «рабочие книги», рассчитанные на неск. лет обучения и содержавшие материал для учащихся и учителя: «Природа и труд» С. П. Аржанова, А. П. Пинкевнча, К. П. Ягодовского (ч. 1—2, 1926); «Практич. занятия по сел. х-ву в сел. школе» M. H. Николаевского (ч. 1—2, 19252); «Практич. занятия по анатомии и физиологии человека» Б. Е. Райкова (ч. 1—2, 1927") и др.

В 30-е гг. были изданы стабильные учебники: для нач. школы — «Естествознание» В. А. Тетюрева (1933), для ср. школы — «Ботаника» Б. В. Всесвятского (19343), «Зоология» М. Я. Цузмера (1933), «Анатомия и физиология челове-

ка» А. Н. Кабанова (19332), «Эволюц. учение в школе» М. М. Беляева (1929), «Общая биология» В. Ф. Натали, К. В. Магржиковской, В. В. Хвостовой (1934). Большинство стабильных учебников по Б. переводились на языки союзных республик.

Наиб, изменениям в 50-е гг. подверглись обобщающие учебники для завершающего этапа обучения, что объяснялось борьбой разл. направлений в биол. науке. Были изданы «Основы дарвинизма» М. И. Мельникова, А. А. Шибанова, В. М. Кор-сунской (1950, 19567) и Е. А. Веселова (1956, 1962е). В учебниках для 5—6-го кл. в основном сохранились структура и содержание, больше внимания уделено прикладным и практическим знаниям.

В связи с перестройкой содержания образования в 1965 были созданы новые учебники: «Ботаника» В. А. Корчагиной (1967, 1982"); «Зоология», под ред. Б. Е. Быховского (позднее Л. В. Наумова) (1969, 198214); «Человек. Анатомия, физиология, гигиена» А. М. Цузмер, О. Л. Петришиной (1968, 198215). Учебник «Общая биология», под ред. Ю. И. Полянского (1965, 1982") для 9—10-го кл., завершающий шк. курс Б., содержит проблемные теоретич. вопросы Б., в т. ч. биол. связь эволюции человека с эволюцией высш. животных и движущие силы антропогенеза. В учебнике рассмотрены также основы генетики и селекции, показаны практич. значение генетики и достижения селекции. Учебник включает материал по основам экологии и завершается обобщающей темой «Биосфера и человек».

Методика преподавания биологии.Зарождение рус. методики естествознания связано с именем Зуева. В своём учебнике естеств. истории (1786) он впервые обозначил различие между наукой и шк. уч. предметом и осуществил метод, отбор типичных объектов изучения. Во введении к учебнику автор решал ряд вопросов методики преподавания: использование на уроке беседы с демонстрацией наглядных пособий, распознавание и описание натуральных объектов, отыскивание на геогр. карте мест их происхождения и т. д.

В 40-е гг. 19 в. в рус. уч. заведениях использовалась методика естествознания нем. учителя А. Любена. Он считал, что ботаника имеет все возможности для развития чувств (особенно зрения), эстетич. воспитания, упражнения в правильном мышлении, «пробуждения жажды к исследованию и отсюда проистекающих спасительных самостоятельности и самодеятельности» и рекомендовал изучать жизнь растений, обращал внимание на разнообразие растит, форм. По мнению В. В. Половцова, по любеновскому методу преподавание шло сухо и скучно.

Для методики шк. Б. 19 в. характерно догматич. дедуктивное преподавание Б., в процессе к-рого излагались готовые знания, что мало стимулировало активную умственную деятельность учащихся, заставляя работать только память. Против дедуктивного метода обучения выступали прогрессивные учёные и педагоги. А. Н. Бекетов противопоставил ему индуктивный метод обучения, направленный на воспитание самостоятельности мышления, развитие наблюдательности учащихся.

В 1883 Герд подготовил методику естествознания в нач. школе («Предметные уроки», 19145), в к-рой разработал методику проведения уроков, экскурсий, прак-тич. занятий и задания эксперим. характера. Он ратовал за единство в применении индуктивного и дедуктивного методов в преподавании, выдвигал на первый план рассуждения учителя и учащихся, подводящие к выводам и обобщениям на основе наблюдаемых фактов. Критиковал принятый в то время «излагающий метод» обучения и строил методику преподавания естествознания на основе дидактич. системы К. Д. Ушин-ского.

В нач. 20 в. разрабатывались 2 формы преподавания, независимые от уроков: экскурсионная (т. н. экскурсионный метод) и практическая (лабораторные занятия). С 1901 выходили пособия по экскурсиям Половцова, Райкова и др., с 1904 — практич. руководства для учащихся Л. Н. Никонова, Половцова по ботанике, Райкова по анатомии и физиологии человека, по природоведению, зоологии и др. На основе практич. занятий возник «моторный» (двигательный) метод обучения, названный Райковым ^опытно-исследовательским ».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.