Определение системы категорий и единиц анализа
Категория контент-анализа— это наиболее общие, ключевые понятия, позволяющие группировать затрагиваемые темы в содержании сообщения в соответствии с выбранной классификацией (например по проблематике), что позволяет идентифицировать содержание материалов в общем виде. Категория анализа имеет то же назначение, что и вопросы в анкете, т. е. призвана указывать характер получаемых данных.
1 Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. — М.: Наука, 1990. С. 78.
о.З Контент-анализ
Требования к процедуре формирования категорий анализа: *
• выделенные категории должны охватывать все вопросы исследо вания, т. е. быть исчерпывающими;
• одни и те же элементы содержания не должны быть отнесены к различным категориям, т. е. категории должны быть взаимо исключающими;
• не должно быть разногласий по поводу отнесения элемента со держания к той или иной категории, т. е. категории должны быть надежными.
Единица контент-анализа— это элемент содержания, некоторая его смысловая часть, которая раскрывает определенную категорию. Чтобы определение категории было надежным, необходимо перечислить все единицы анализа или индикаторы их присутствия (признаки наличия определенного элемента содержания). Это могут быть определенные термины, слова, выражения, предложения, имена, темы и т. д. Единицы анализа могут включать в себя оценки отношения (хорошо/ плохо) или оценки эффективности (выгодно/невыгодно) к анализируемым элементам содержания.
Если продолжить рассмотрение примера об изменении земельного законодательства, то в качестве основных категорий анализа можно выделить:
• проблемы, вынуждающие к изменению законодательства;
• ожидаемые положительные перемены, вызванные изменением законодательства;
• ожидаемые отрицательные перемены, вызванные изменением за конодательства;
• конкретные предложения по совершенствованию законода тельства.
Расшифровка категории «ожидаемые отрицательные перемены, вызванные изменением законодательства о земле» может быть дана с помощью таких единиц: «земли скупят иностранцы», «земля станет объектом спекуляций» и т. д.
В исследованиях сообщений средств массовых коммуникаций, где контент-анализ применим наиболее широко, выделяются некоторые «стандартные» смысловые единицы:1'
1 Е. П. Голубков. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. - М.: Финпресс, 1998. С. 143.
Глава 9 Кабинетные исследования
• Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочета нием слов. Применение такой смысловой единицы целесообразно при изучении способов, посредством которых источник инфор-
; мации организует сообщение, передает свои намерения тем, кому , оно направлено, например в рекламе.
• Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах, це- { лостных текстах. Тема является важной смысловой единицей
при анализе направленности интересов, ценностных ориентации, установок тех, кто передает сообщение. Однако определение темы бывает затруднено в связи с ее неясностью в тексте. Аналитику приходится определять тему и ее границы внутри текста. Выбор темы в качестве единицы анализа подразумевает также * внутреннее разделение текста на определенные части (единицы контекста), в рамках которых тема может быть определена.
• Имена людей, географические названия, торговые марки, названия ' организаций, упоминание какого-либо события. Частота и дли тельность временного интервала, с которыми они присутствуют в сообщениях, могут послужить показателями их важности, зна чимости.
Выбор характеристик текста
На этом этапе выбираются количественные и качественные характеристики текста, интересующие исследователя для анализа взаимосвязи содержания с внешними параметрами (табл. 9.2 и 9.3).
Таблица 9 2 Фиксируемые количественные характеристики текста
Наименование характеристики
Общий объем внимания к изучаемой проблеме
| а) Абсолютные:число строк, минут При разработке программы исследования важно добиться стандартизации единиц измерения, поскольку из-за разного размера шрифта текст занимает разный объем.
б) Относительные,удельный вес материалов по исследуемой теме к общему объему материалов
Частота
внимания
(регулярность)
| Количество раз появления материала за определенный период времени. Например, передачи, выходящие в эфир по определенной проблеме один раз в месяц по два часа и один раз в неделю по 30 мин , имеют одинаковый общий объем внимания, однако в первом случае частота составляет I раз в месяц, а во втором — 4 раза в месяц
- •->'«> г в Таблица 9.3
Фиксируемые качественные характеристики текста
Наименование характеристики
|
Приемы измерения
Фиксируются по выходным данным
Отношение автора
(газеты, канала) к передаваемому содержанию
| Открытовысказанное автором отношение может содержать-
а) абсолютные оценки (например с использованием слов «благоприятный», «неблагоприятный», «нейтральный», «хорошо», «плохо», «безразлично»):
б) относительныеоценки («лучше», «равноценно», «хуже»)
Измерение скрытогоотношения осуществляется на основе анализа
а) использования автором определенной лексики, отражающей его отношение;
б) отнесения автором события к моральным или аморальным явлениям
Выявляются признаки допущения (утверждения) определенных событий и степень убежденности (уверенности) в отношении высказываемых автором действий, последствий и т. д. В качестве индикаторов используются слова «необходимо», «обязательно», «должен», «разрешается», «запрещено», «желательно», «хотелось бы», «представляется важным» и др.
Прямая форма отражения события — в содержании представлены только факты
Косвенная форма отражения события — в содержании представлены чьи-либо оценочные суждения, описания
Авторство
Может быть использована такая группировка авторов' мнения простых людей (письма в газету), мнения конкретных лиц (бизнесменов, политиков, ученых), официальные документы, редакционные материалы и т. д.
Например, нас интересует объем внимания, уделяемого средствами массовой информации вопросам земельного законодательства, время и территориальные границы публикаций, уровень конкретности материалов, авторство. Эти параметры позволяют зафиксировать контекст появления документа. Регистрируемые характеристики текста также получили название единиц счета.
Глава 9 Кабинетные исследования
4 Информативно-целевой анализ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|