Сделай Сам Свою Работу на 5

Проверка формулировки вопроса





К формулировке вопросов предъявляется ряд общих требований (см. рис. 5.14):

• Вопрос должен соответствовать теме и задачам исследования.
С этих позиций должно обосновываться включение каждого во­
проса в анкету. Пример неудачного решения: при исследованиях
вкусовых предпочтений потребителей масла сливочного вклю­
чить в анкету вопрос: «Часто ли вы посещаете цирк?»

• Формулировка вопроса должна обеспечить возможность точного
ответа на него. Пример неверной постановки вопроса: «Как обычно
вы добираетесь до работы?» (Респондент может ответить «быстро»,
«автобусом», «по центральным улицам» и т. д., не догадавшись,
чем конкретно интересовался исследователь.) Поэтому, если ис­
следователя интересовал вид транспорта, то вопрос следовало бы
сформулировать таким образом: «Какими видами транспорта вы
пользуетесь, добираясь до работы?»

• Вопрос должен использовать язык среды, в которой проводятся
исследования. Пример неверной формулировки вопроса при ис­
следованиях в среде школьников: «Расставьте в порядке убыва­
ния привлекательности для вас следующие виды занятий: лекции,
семинары, коллоквиумы, лабораторные работы, деловые игры,
тренинги». (Респондент-школьник может не знать более харак­
терные для высших учебных заведений формы занятий.)



• В закрытых вопросах необходимо предлагать респонденту такие
варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степе­
ни. Пример неверной формулировки вопроса и ответов: «Какой,
на ваш взгляд, должна быть консистенция нового йогурта?» Ва-
щрнты ответа: «жидкой, полужидкой, твердой, газообразной».

• Постановка закрытого вопроса должна давать возможность вы­
брать хотя бы один предлагаемый вариант ответа. Пример неверной
формулировки вопроса: «Вы предпочитаете минеральную воду
в стеклянной или полипропиленовой таре?» и ответов: «Да, нет».

• Последовательность предлагаемых вариантов ответа влияет на
их выбор респондентом. Как правило, варианты, стоящие в нача­
ле предлагаемого списка, более «популярны», чем те, что нахо-


172_____ Глава 5 Планирование концепции и разработка рабочих документов


5 4 Композиция анкеты и ее апробация



 




дятся в середине и в конце. Поэтому одной половине респонден­тов следует предлагать одну последовательность возможных от­ветов, а другой — обратную, т. е. должно быть два варианта анкеты.

• Вопросы должны задаваться нейтрально; не допускается, чтобы
в формулировке вопроса просматривалось отношение иссле-

11 дователей к предмету опроса. Пример неверной формулировки: «Считаете ли вы, что яркие тона более подходят для оформления детской комнаты?»

• Вопросы не должны быть множественными, т. е. не должны со-
у держать в себе несколько вопросов. Например, вопрос: «Согласны

ли вы, что в нашем кафе быстро обслуживают и предоставляют широкий выбор блюд?» разделяется на два вопроса. Первый — , о быстроте обслуживания, второй — о выборе блюд.

Перед запуском исследования формулировка каждого вопроса ан­кеты проверяется на точность, корректность и уместность. В частно­сти, выясняется (рис. 5.15): , 1. Все ли варианты ответов присутствуют, следует ли добавить ва-

> рианты ответа «не знаю», «затрудняюсь ответить» (дающие воз-

> можность уклониться от ответа), а к многовариантным вопросам —
1 позицию «другое» (может быть, со свободной строкой).

'* 2. Относится ли вопрос ко всей аудитории или только к ее части

(в этом случае вводится вопрос-фильтр).

•' 3. Объясняется ли техника заполнения (например сколько вариан-' тов ответов можно отметить, как отвечать на вопрос в табличной

форме или на вопрос-рисунок).

Формулировка вопроса должна:

соответствовать теме и задачам исследования, включение

каждого вопроса в анкету обосновывается;

быть такой, чтобы на вопрос можно было дать точный ответ;



использовать язык среды, в которой проводятся исследования;

предлагать респонденту такие варианты ответа, каждый

из которых приемлем в равной степени,

соответствовать предлагаемым вариантам ответа;

учитывать два варианта последовательности ответов, чтобы

избавиться от влияния порядка перечисления;

скрывать отношение исследователей к предмету опроса;

заключать в себе только один вопрос.

Рис. 5.14.Памятка об общих требованиях к составлению вопросов


 

4. Используются ли непонятные респонденту термины.

5. Не превышает ли вопрос возможностей респондента с точки зрения
его компетенции (в этом случае нужен вопрос-фильтр на оценку
компетентности респондента).

6. Не превышает ли вопрос возможностей памяти респондента.

7. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос (тог­
да лучше разбить список на тематические блоки и сделать два
вопроса или более).

8. Не вызывают ли вопросы какой-либо психологический диском­
форт (не задевают ли самолюбие респондента, его представлений
о статусе или престижности, не вызывают ли о грицательные эмо­
ции, чувство вины или стыда). Например, формулировка «Курите
ли вы сигареты Мальборо?» оправдана только в том случае, если
используется как вопрос-фильтр. Если стремятся выяснить, ка­
кие марки сигарет употребляет респондент, то лучше задать во­
прос «Какие марки сигарет вы курите?» ?

 

Вопросы классифицируются по типам замечаний в 4 группы:

I

• вопросы без замечаний;

• вопросы, формулировки которых могут быть исправлены;

• вопросы, подлежащие замене; &

• вопросы, требующие проверки в пробном исследовании. А у

,'(> 2
Проверка композиции анкеты в целом |

Композиция анкеты подлежит проверке по следующим позициям: «

1. Объяснение цели опроса и правил заполнения анкеты (преам­
булы).

2. Соблюдение принципа чередования простых и сложных вопросов.

3. Исключение нежелательного взаимного влияния вопросов,

4. Обеспечение четкости перехода к последующим вопросам после
вопроса-фильтра.

5. Исключение концентрации однотипных вопросов, ведущих к утом­
лен!^ респондента.

6. Соблюдение правил графического оформления. Не допускается
перенос части вопроса на другую страницу. Таблицы должны быть
разлинованы. Размер шрифта — легко читаемый; если необходи­
мо сэкономить место, то лучше формулировку вопроса набирать
мелкими буквами, а варианты ответа — крупными. Для откры­
тых вопросов должно быть оставлено место, достаточное для от­
вета, код идентификации должен располагаться слева.



Присутствуют все варианты ответов7 Вопрос адресован всей аудитории9 Техника заполнения объяснена9 Все термины понятны респонденту'' Вопрос превышает возможности респондента с точки зрения его компетенции9

Добавить варианты ответа «не знаю», «затрудняюсь ответить» или «другое» (может быть, со свободной строкой)

Ввести вопрос-фильтр

Дать описание сколько вариантов

ответов можно отметить, как отвечать

на вопрос в табличной форме

или на вопрос-рисунок

Изменить формулировку

Добавить вопрос-фильтр на оценку компетентности респондента


о

X1

О

тз

I

7^

Си

тз о\

I


 





Вопрос превышает возможности памяти респондента9 Предлагаемые варианты ответов излишне многочисленны9 Вопросы вызывают психологический дискомфорт у респондента9

Изменить формулировку или заменить вопрос

Заменить вопрос, разбив список

на тематические блоки, и сделать

два вопроса или более

Изменить формулировку


С


Рис. 5.15.Алгоритм проверки формулировки вопроса


176 Глава 5 Планирование концепции и разработка рабочих документов

Апробация анкет

Цель пилотажного исследования — апробация подготовленной анке­ты, в ходе которой выясняется:

• реакция респондентов на тему опроса;

• доступность для понимания формулировок вопросов;

• затруднения в технике заполнения

Индикатором успешности анкеты служит отсутствие незаполненных или неправильно заполненных форм. Исключение в этом случае — вопросы об информированности респондентов об изучаемом объекте.


ч|

Глава 6 Наблюдение

1зучив этуглаву, вы узнаете:

• каковы особенности наблюдения как метода сбора информации;

• какие формы может принимать процесс наблюдения,

• какие основные этапы включает в себя процесс наблюдения
Ознакомление с этой главой поможет вам:

 

• полноценно использовать возможности наблюдения для сбора
информации,

• выбрать наиболее приемлемый для целей исследования вариант
формы проведения наблюдения;

• понять специфику измерений событий, используемую в процес­
се наблюдения.

• организовать сбор информации методом наблюдения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.