Проверка формулировки вопроса
К формулировке вопросов предъявляется ряд общих требований (см. рис. 5.14):
• Вопрос должен соответствовать теме и задачам исследования. С этих позиций должно обосновываться включение каждого во проса в анкету. Пример неудачного решения: при исследованиях вкусовых предпочтений потребителей масла сливочного вклю чить в анкету вопрос: «Часто ли вы посещаете цирк?»
• Формулировка вопроса должна обеспечить возможность точного ответа на него. Пример неверной постановки вопроса: «Как обычно вы добираетесь до работы?» (Респондент может ответить «быстро», «автобусом», «по центральным улицам» и т. д., не догадавшись, чем конкретно интересовался исследователь.) Поэтому, если ис следователя интересовал вид транспорта, то вопрос следовало бы сформулировать таким образом: «Какими видами транспорта вы пользуетесь, добираясь до работы?»
• Вопрос должен использовать язык среды, в которой проводятся исследования. Пример неверной формулировки вопроса при ис следованиях в среде школьников: «Расставьте в порядке убыва ния привлекательности для вас следующие виды занятий: лекции, семинары, коллоквиумы, лабораторные работы, деловые игры, тренинги». (Респондент-школьник может не знать более харак терные для высших учебных заведений формы занятий.)
• В закрытых вопросах необходимо предлагать респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степе ни. Пример неверной формулировки вопроса и ответов: «Какой, на ваш взгляд, должна быть консистенция нового йогурта?» Ва- щрнты ответа: «жидкой, полужидкой, твердой, газообразной».
• Постановка закрытого вопроса должна давать возможность вы брать хотя бы один предлагаемый вариант ответа. Пример неверной формулировки вопроса: «Вы предпочитаете минеральную воду в стеклянной или полипропиленовой таре?» и ответов: «Да, нет».
• Последовательность предлагаемых вариантов ответа влияет на их выбор респондентом. Как правило, варианты, стоящие в нача ле предлагаемого списка, более «популярны», чем те, что нахо-
172_____ Глава 5 Планирование концепции и разработка рабочих документов
5 4 Композиция анкеты и ее апробация
дятся в середине и в конце. Поэтому одной половине респондентов следует предлагать одну последовательность возможных ответов, а другой — обратную, т. е. должно быть два варианта анкеты.
• Вопросы должны задаваться нейтрально; не допускается, чтобы в формулировке вопроса просматривалось отношение иссле-
11 дователей к предмету опроса. Пример неверной формулировки: «Считаете ли вы, что яркие тона более подходят для оформления детской комнаты?»
• Вопросы не должны быть множественными, т. е. не должны со- у держать в себе несколько вопросов. Например, вопрос: «Согласны
ли вы, что в нашем кафе быстро обслуживают и предоставляют широкий выбор блюд?» разделяется на два вопроса. Первый — , о быстроте обслуживания, второй — о выборе блюд.
Перед запуском исследования формулировка каждого вопроса анкеты проверяется на точность, корректность и уместность. В частности, выясняется (рис. 5.15): , 1. Все ли варианты ответов присутствуют, следует ли добавить ва-
> рианты ответа «не знаю», «затрудняюсь ответить» (дающие воз-
> можность уклониться от ответа), а к многовариантным вопросам — 1 позицию «другое» (может быть, со свободной строкой).
'* 2. Относится ли вопрос ко всей аудитории или только к ее части
(в этом случае вводится вопрос-фильтр).
•' 3. Объясняется ли техника заполнения (например сколько вариан-' тов ответов можно отметить, как отвечать на вопрос в табличной
форме или на вопрос-рисунок).
Формулировка вопроса должна:
соответствовать теме и задачам исследования, включение
каждого вопроса в анкету обосновывается;
быть такой, чтобы на вопрос можно было дать точный ответ;
использовать язык среды, в которой проводятся исследования;
предлагать респонденту такие варианты ответа, каждый
из которых приемлем в равной степени,
соответствовать предлагаемым вариантам ответа;
учитывать два варианта последовательности ответов, чтобы
избавиться от влияния порядка перечисления;
скрывать отношение исследователей к предмету опроса;
заключать в себе только один вопрос.
Рис. 5.14.Памятка об общих требованиях к составлению вопросов
4. Используются ли непонятные респонденту термины.
5. Не превышает ли вопрос возможностей респондента с точки зрения его компетенции (в этом случае нужен вопрос-фильтр на оценку компетентности респондента).
6. Не превышает ли вопрос возможностей памяти респондента.
7. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос (тог да лучше разбить список на тематические блоки и сделать два вопроса или более).
8. Не вызывают ли вопросы какой-либо психологический диском форт (не задевают ли самолюбие респондента, его представлений о статусе или престижности, не вызывают ли о грицательные эмо ции, чувство вины или стыда). Например, формулировка «Курите ли вы сигареты Мальборо?» оправдана только в том случае, если используется как вопрос-фильтр. Если стремятся выяснить, ка кие марки сигарет употребляет респондент, то лучше задать во прос «Какие марки сигарет вы курите?» ?
Вопросы классифицируются по типам замечаний в 4 группы:
• вопросы без замечаний;
• вопросы, формулировки которых могут быть исправлены;
• вопросы, подлежащие замене; &
• вопросы, требующие проверки в пробном исследовании. А у
,'(> 2 Проверка композиции анкеты в целом |
Композиция анкеты подлежит проверке по следующим позициям: «
1. Объяснение цели опроса и правил заполнения анкеты (преам булы).
2. Соблюдение принципа чередования простых и сложных вопросов.
3. Исключение нежелательного взаимного влияния вопросов,
4. Обеспечение четкости перехода к последующим вопросам после вопроса-фильтра.
5. Исключение концентрации однотипных вопросов, ведущих к утом лен!^ респондента.
6. Соблюдение правил графического оформления. Не допускается перенос части вопроса на другую страницу. Таблицы должны быть разлинованы. Размер шрифта — легко читаемый; если необходи мо сэкономить место, то лучше формулировку вопроса набирать мелкими буквами, а варианты ответа — крупными. Для откры тых вопросов должно быть оставлено место, достаточное для от вета, код идентификации должен располагаться слева.
| Присутствуют все варианты ответов7
Вопрос
адресован всей
аудитории9
Техника заполнения объяснена9
Все
термины понятны респонденту''
Вопрос превышает
возможности респондента
с точки зрения его
компетенции9
| Добавить варианты ответа «не знаю», «затрудняюсь ответить» или «другое» (может быть, со свободной строкой)
Ввести вопрос-фильтр
Дать описание сколько вариантов
ответов можно отметить, как отвечать
на вопрос в табличной форме
или на вопрос-рисунок
Изменить формулировку
Добавить вопрос-фильтр на оценку компетентности респондента
"О
о
X1
О
.С
тз
I
7^
Си
тз о\
I
| Вопрос превышает возможности памяти респондента9
Предлагаемые
варианты ответов излишне
многочисленны9
Вопросы вызывают
психологический дискомфорт
у респондента9
| Изменить формулировку или заменить вопрос
Заменить вопрос, разбив список
на тематические блоки, и сделать
два вопроса или более
Изменить формулировку
С
Рис. 5.15.Алгоритм проверки формулировки вопроса
176 Глава 5 Планирование концепции и разработка рабочих документов
Апробация анкет
Цель пилотажного исследования — апробация подготовленной анкеты, в ходе которой выясняется:
• реакция респондентов на тему опроса;
• доступность для понимания формулировок вопросов;
• затруднения в технике заполнения
Индикатором успешности анкеты служит отсутствие незаполненных или неправильно заполненных форм. Исключение в этом случае — вопросы об информированности респондентов об изучаемом объекте.
ч|
Глава 6 Наблюдение
1зучив этуглаву, вы узнаете:
• каковы особенности наблюдения как метода сбора информации;
• какие формы может принимать процесс наблюдения,
• какие основные этапы включает в себя процесс наблюдения Ознакомление с этой главой поможет вам:
• полноценно использовать возможности наблюдения для сбора информации,
• выбрать наиболее приемлемый для целей исследования вариант формы проведения наблюдения;
• понять специфику измерений событий, используемую в процес се наблюдения.
• организовать сбор информации методом наблюдения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|