Сделай Сам Свою Работу на 5

Дифференциация звуков Ч — Щ в одном слове





Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори их несколько раз по 3-4 вместе в быстром темпе.

В случаях затруднений следует произносить слова, помогая движением руки (на длин-ный звук Щ рука плавно движется справа налево, на короткий звук Ч резкое движе-ние рукой сверху вниз).

Вещички. Волчище. Дощечка. Кричащий. Мечтающая. Молчащая. Отвечающий. Ручищи. Скучающий. Точильщик. Учащийся. Часовщик. Чаща. Чище. Чудовище. Чищу. Щелочка. Щелчок. Щеночек. Щепочка. Щеточка. Щечки. Щучка. Ящичек.


ЭТАП ВТОРОЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ Ч-Щ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков Ч — Щ в предложениях, составленных по опорным словам

Послушай пары слов и составь с ними предложения.

Например: Щенок увидел черепаху испугался, присел, а потом начал громко лаять.

Плащ — химчистка. Пещера — бочки. Чинить — ящик. Встреча — площадь. Счи-тать1 — чек. Речка — удилище. Тащить — кирпичи. Черепаха — щенок. Чебуреки-товарищи. Чулан — вещи. Ящик — ключи. Выключатель — помещение.

Дифференциация звуков Ч — Щ в предложениях.

Уточнение лексико-грамматических представлений



Возьми картинки девочки и мальчика из Приложения 2. По образцу подбери и про-говори новые слова так, чтобы появился звук Щ.

Например: Мальчик, который читает книгу. Читающий мальчик.

Девочка, которая скучает. (Скучающая девочка.)

Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.)

Девочка, которая мечтает. (Мечтающая девочка.)

Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.)

Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.)

Девочка, которая учится. (Учащаяся девочка.)

Мальчик, который плавает. (Плавающий мальчик.)
Девочка, которая встречает подругу. (Встречающая девочка.)

Девочка, которая улыбается. (Улыбающаяся девочка.)

Мальчик, который танцует. (Танцующий мальчик.)

Девочка, которая кружится. (Кружащаяся девочка.)

Девочка, которая смеется. (Смеющаяся девочка.)

Девочка, которая плачет. (Плачущая девочка.)

Дифференциация звуков Ч — Щ в рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их быстро, сохра-няя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.



Щеночек в чащу дощечку тащит.

1

Сочетание СЧ произносится как Щ.


У нашей Танечки на щечках ямочки.

В пещере большущие мыши летучие.

Дочку угощали щами и копчеными лещами.

Мяч скакал на чердаке, ищут мячик на песке, тщетно ищут мячик девочка и мальчик .

Два щенка на чердаке грызли щетку в уголке.

Большую морковку зайчата тащили, они от морковки чуть-чуть откусили, потом захотелось еще откусить, потом... уже нечего было тащить.

Я по кочкам на лугу к речке босиком бегу, а трава щекочется, мне смеяться хочется!

Паучище прибыл на базар, щеточкой почистил свой товар, закричал: «Чудесная новинка! Мухи! Подходите! Паутинка!»

Черный чистенький щенок чем-то перепачкал бок, мальчик щетку в руки взял, бок щеночку чистить стал. Два часа терпел щенок, больше вытерпеть не мог. На-чал хвостиком вилять, о пощаде умолять: «Для чего мне чистить бок? Я не плащик, я щ е н о к !»

Дифференциация звуков Ч — Щ в скороговорках

Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, со-храняя четкость и громкость произношения. Следи за произношением звуков Ч — Щ.

У нашей Таечки в ящичке маечки.

У чудовища чудовищные щупальца.

Дюймовочка на щепочке, у Дюймовочки щеточка.

Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока.

Тщетно в роще рыщет хищный волчище.

Щенок у щучки лизнул чешую.

Плащ чищу, чищу и отчищу.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для вас.

Щенок на даче все в ящик тащит.

У щенка, как у овечки, шерстка в маленьких колечках.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Мойте чище рабочие ручищи!

В нашей пуще чащи гуще.



В темной чаще волчище рычащий.

Тучи гуще, капли чаще, дождик пуще, тучи дальше.

В речке плещутся щурята, это — щучкины ребята.


ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОГО ЗВУКА Л

Базовый звук Л искажается детьми наиболее часто, является произносительно-сложным и формируется, как правило, продолжительно.

Характер и количество упражнений в разделе

ЭТАП ПЕРВЫЙ

ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА

Восприятие звука Л в начале слов

Посмотри на картинку и внимательно послушай, как взрослый по нескольку раз произносит ее название. Если картинка названа верно, подними руку вверх, скажи к, Если картинка названа неверно, отрицательно покачай головой и скажи нет

Это вампа? Это уампа? Это лампа? Это йампа? Это лямпа? Это гампа? Это лапма? Это зампа?

Если после выполнения упражнения ребенок продолжает путать правильные и непра-вильные названия картинки, взрослый таким же образом анализирует произношение других слов с первым звуком Л (см. лото, Приложение 14).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.