Степень выраженности заикания в различных речевых формах
• спонтанная речь______________________________________
• сопряженная речь ____________________________________
• отраженная речь______________________________________
• чтение ______________________________________________
• пересказ ____________________________________________
• шепотная речь________________________________________
• ритмизированная речь_________________________________
• стихотворная речь____________________________________
• пение _______________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Эмболофразия _____________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Уловки (речевые, двигательные, психологические) ______
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Сопутствующие движения ___________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Логофобия ________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение_______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации_____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИЗАРТРИИ
Фамилия, имя, отчество ___________________________________
__________________________________________________________________
Возраст ______________________________________________
Произносительная сторона речи
1. Степень разборчивости речи:
• Речь невнятная, малопонятная для окружающих __________
• Разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная ____
__________________________________________________________
• Разборчивость речи не нарушена ________________________
2. Темп речи (норма, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание) ______________________________________________________
__________________________________________________________
3. Ритм речи (норма, растянутый, скандированный, зависит от проявления: гиперкинезов)__________________________________
Дыхание
(свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное)
• Физиологический вдох (глубокий, недостаточный, короткий, прерывистый) _____________________________________________
• физиологический выдох (продолжительный, укороченный, наличие гиперкинезов: ригидность) ___________________________
• Дифференциация носового и ротового выдоха ____________
• Наличие нижне-диафрагмального дыхания _______________
• Речевой выдох (короткий, прерывистый, достаточный, наличие гиперкинезов, ригидность) _______________________________
Голос
• N (сильный, звонкий) _________________________________
• Недостаточная сила голоса, слабый, тихий, истощающийся по мере говорения __________________________________________
• Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий, гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия) _________________________
• Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (голос маломодулированный или немодулированный, монотонный)
____________________________________________________________________________________________________________________
Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции(N, нарушение) ________________________________________
__________________________________________________________
Строение и подвижность органов артикуляции
Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический пар, ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия) ___________________________________________________
Лицевая мускулатура
• Гипомимия __________________________________________
• Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония, N) _________________________________________________
• Сглаженность носогубных складок ______________________
• Оральные синкинезии _________________________________
• Тремор подбородка ___________________________________
• Асимметрии _________________________________________
• Гиперкинезы ________________________________________
• Ригидность __________________________________________
Губы
(толстые, тонкие, М) ___________________________________
• Тонус (гипертонус, гипотонус, дистония, N) ______________
• Подвижность (малоподвижные, подвижные) ______________
• Наличие расщелин или послеоперационных рубцов ________
Зубы
• Крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения зубного ряда, протезы, N __________________________
• Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный) ______________________________________
Твердое нёбо(готическое, низкое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов, N) _______________________________
Мягкое нёбо(подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы, субмикозная щель, увуля) _______________________________________________________
Язык (толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная подъязычная связка) _____________________________
• Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N)
• Гиперкинезы, тремор _________________________________
• Девиация (отклонение) языка вправо/влево
• Посинение кончика языка _____________________________
Объем артикуляционных движений языка(строго ограничен, неполный, полный) _____________________________________
• Язык не выводится из полости рта ______________________
• Верхний подъем ______________________________________
• Боковые отведения (повороты вправо/влево)
• Пощелкивание _______________________________________
• Облизывание губ _____________________________________
• Умение удержать артикуляционную позу ________________
• Способность к переключению __________________________
Гиперсаливация______________________________________
Жевание(не жует твердую пищу, затруднено, N)
Глотание(поперхивается, не нарушено)
Фонетико-фонематический строй речи
С
С'
З
З'
| Ш
Ж
Ч
Щ
Ц
| Р
Р'
Л
Л'
Н
| К
Г
Х
М
| Й
Ф
В
| П
Б
Т
Д
| А
Э
Ы
И
| О
у
|
Нарушение звукопроизношения
1.Сформирован недостаточно (пропуски, искажения) _______
• Усредненность гласных (нарушена лабиализация) _________
• Недостаток произношения звонких согласных ____________
• Недостаток произношения глухих согласных _____________
• Недостаток произношения мягких согласных _____________
• Недостаток произношения твердых согласных (палатализация) ______________________________________________________
__________________________________________________________
2. Изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазаннасть речи.
3. Фонетический строй речи сформирован достаточно, в пределах возрастной нормы.
Нарушение дифференциации звуков
____________________________________________________________________________________________________________________
Заключение__________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР, ЗРР, АЛАЛИЯ)
Анамнез
1. Вкаких условиях воспитывается ребенок (с кем, посещает ли дошкольные учреждения)
2. Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка:
• есть / нет быстроговорение у членов семьи или близких родственников (отметить, у кого)
• позднее появление речи у родителей (отмечалось / нет), отметить, у кого и когда появилась
Понимание речи
• когда стал реагировать на обращение ____________________
• когда стал различать голоса родных _____________________
• когда стал соотносить слова с предметами ________________
• когда стал соотносить слово с картинкой _________________
Время появления у ребенка:
• гуления, какие звуки преобладали _______________________
• лепетных слов _______________________________________
• цепочки лепетных слов ________________________________
• простой фразовой речи ________________________________
• развернутой фразовой речи ____________________________
Особенности отношения родителей к речи ребенка (подчеркнуть)
• поддразнивающее
• требовательное
• чрезмерно внимательное
• адекватное
Получал ли логопедическую помощь (если да, то какую, в течение какого времени, каковы были результаты)___________
____________________________________________________________________________________________________________________
Особенности общения_________________________________
• общается с детьми ____________________________________
— своего возраста
— старше себя
— младше себя
• предпочитает находиться (играть) один __________________
Игры и интересы
• какие игрушки любит _________________________________
• как использует игрушки _______________________________
— неосмысленно манипулирует попавшимися под руку игрушками
— использует игрушки по назначению
— организует сюжетную игру
• как относится к своим игрушкам ________________________
— игрушка быстро надоедает
— ломает игрушки
— проявляет интерес только к новым игрушкам
— предпочитает одну, любимую, игрушку
• как играет (молча или сопровождает игровые действия различными звукосочетаниями, словами)
Поведение ребенка на приёме
• как вступает в контакт ________________________________
• негативистические реакции ____________________________
• аутистичные черты ___________________________________
• понимание обращенной речи___________________________
• игровая деятельность__________________________________
• проявления педагогической запущенности _______________
• реакция родителей на поведение ребенка на приеме _______
__________________________________________________________
Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)
• подбор по образцу ____________________________________
• называние цветов _____________________________________
• подбор по образцу геометрических фигур ________________
• подбор по образцу букв _______________________________
• подбор по образцу цифр _______________________________
Слуховой гнозис
• различение ритмических последовательностей
• узнавание и воспроизведение мелодий
Сомато-сенсорный гнозис
• пробы на локализацию прикосновения
• перенос позы кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами
Анализ элементарных компонентов движений
• пройти по комнате
• попрыгать на одной ноге
• сжать руку
Оптико-кинетическая организация движений
• сложить первый и второй пальцы в кольцо
• сделать «козу»
• сделать «зайчика»
Состояние конструктивного праксиса
• рисование без образца
• складывание разрезанных картинок
• складывание матрешки
• складывание из палочек пространственно организованных структур
Состояние аппарата артикуляционной моторики
• тонус _______________________________________________
• активность __________________________________________
• объем движений ______________________________________
• точность выполнения__________________________________
• длительность_________________________________________
• добавочные и лишние движения ________________________
Речевой статус
Импрессивная речь
Нулевой уровень
• реагирует на свое имя
• реагирует на интонацию поощрения или запрещения
Ситуативный
• понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром
• знает имена своих близких
• знает названия своих игрушек
• может показать части тела у себя, своих близких, у игрушек
Номинативный
• хорошо ориентируется в названиях предметов
• хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на картинках
Предикативный
• знает много названий действий
• ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к предметам, с которыми совершает действия
• различает значение некоторых первообразных предлогов
Расчлененный
• различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (флексиями, приставками, суффиксами)
Выполнение заданий (отметить, какие инструкции выполняет на обследовании, что выполняет дома)
Понимание целостных словосочетаний
• обними маму
• поцелуй папу
• пожалей бабушку
• поиграй в ладушки
• закрой глаза
• помаши ручкой
• возьми маму за руку и иди домой
Понимание названий знакомых игрушек
• покажи зайчика, машину, собачку
• возьми зайчика, машину, собачку
• дай зайчика, машину, собачку
Понимание названий предметов, используемых в быту
Может ли показать части своего тела, части тела куклы, игрушечных животных
Может ли узнать знакомые предметы, изображенные на картинках
Узнавание действий на сюжетных картинках
• на сюжетных картинках одно и то же лицо совершает разные действия
— покажи, где мальчик спит (ест, идет)
— покажи, какой мальчик спит (ест, идет)
— покажи, кто здесь спит (ест, идет)
• на сюжетных картинках действия выражены возвратными глаголами
— покажи, кто как одевается (умывается, причесывается, катается)
• на сюжетных картинках изображены действия, сходные по ситуации
— покажи, кто здесь умывается, а кто вытирается
— покажи, какой мальчик рисует, а какой пишет
— покажи, кто прыгает, а кто бежит
Может ли с помощью вопросов к сюжетным картинкам понять направленность действия, объект действия, место действия.
• чем девочка ест
• что девочка ест
• на чем девочка сидит
Понимание просьб, вопросов, связанных с пространственным расположением знакомых предметов, находящихся в привычных местах
• давай уберем игрушки в шкаф
• подойди к окну
• сядь за стол
• поставь ножки под стол
• положи ручки на стол
Узнавание предметов по их назначению (с использованием предметных картинок)
• покажи, из чего ты пьешь
• покажи, что ты надеваешь на ножки
• покажи, чем причесывают волосы
• покажи, чем копают песок
Выполнение многозвенных инструкций
• налей в стакан воды и дай его бабушке
• возьми у меня карандаши и убери их в шкаф
• зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф
• мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать Понимание названий признаков предметов
• принадлежности отдельных предметов (покажи, где мой платок; а где твой)
• понимание словесных обозначений таких признаков, как: короткий, длинный, узкий, широкий, высокий, низкий и т.п.
• умение сравнивать два предмета по величине (Какой кубик больше? Какая веревочка толще?)
Понимание элементарных временных отношений (давно — недавно, вчера — сегодня)
Понимание грамматических форм слов
— Единственное и множественное число существительных
— Уменьшительно-ласкательные суффиксы
— Единственное и множественное число глаголов
— Мужской и женский род глаголов прошедшего времени
— Префиксальные изменения глагольных форм
— Глаголы совершенного и несовершенного вида
— Предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (исключается подсказывающая ситуация)
• на стол ставят коробку с крышкой и кладут плоский кружок: «Положи кружок НА коробку, ПОД коробку, В коробку, ЗА коробку, ПЕРЕД коробкой»
• на стол ставятся две коробки с крышками; в одну из коробок кладется плоский кружок, второй такой же кружок кладется во вторую коробку: «Достань кружок ИЗ коробки, достань кружок ИЗ-ПОД коробки»
• «Положи карандаш ПЕРЕД коробкой, ЗА коробкой, МЕЖДУ коробками»
Понимание единственного и множественного числа имен прилагательных («Догадайся, какую картинку я тебе называю...»)
Понимание формы рода имен прилагательных («Догадайся, какую картинку я тебе называю...»)
Понимание некоторых падежных окончаний и конструкций, выражающих отношения лиц и предметов между собой («Покажи ложкой карандаш, карандашом ложку...»)
Понимание родовых признаков предметов, выраженных личными местоимениями в косвенных падежах
Экспрессивная речь
Отсутствие вербальной речи
• виды невербального общения:
— просьбы (дать что-нибудь) ____________________________
— приветствия ________________________________________
— попытки дать что-нибудь другому человеку _____________
— попытки привлечь внимание __________________________
• интонационная окрашенность вокализаций и псевдослов
__________________________________________________________
• есть ли звукоподражания
__________________________________________________________
• мимика
__________________________________________________________
• использование жестов
__________________________________________________________
• пробует ли договаривать рифмы при чтении стихов
• фиксировать все лепетные псевдослова, количество слогов в них
Односложные предложения
Предложения из аморфных слов
Первые формы слов
Усвоение флексийной системы языка
Усвоение служебных частей речи
Усвоение морфологической системы языка
Усвоение частей речи
• существительные __________:__________________________
• глаголы _____________________________________________
• прилагательные ______________________________________
• местоимения _________________________________________
• наречия _____________________________________________
• служебные слова _____________________________________
Объем предложения (отметить, какие использует)
Синтаксические отношения
• падежные формы _____________________________________
• множественное число существительных, прилагательных
• формы глаголов______________________________________
• словоизменения прилагательных _______________________
• дифференциация предлогов ____________________________
Словообразование
• суффиксы (уменьшительные существительные; детеныши животных; профессии; уменьшительная форма признаков предметов; образование прилагательных от других частей речи)
• глагольные префиксы _________________________________
• антонимы____________________________________________
Согласование
• прилагательных с существительными (в именительном падеже мужского и женского рода единственного числа, множественного числа, в косвенных падежах)
Звукопроизношение____________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фонематические процессы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение__________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА
Анамнез
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жалобы
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности голоса, его силы и тембра:
нормальный, высокий, низкий, глухой, дрожащий, сиплый, хриплый, слабомодулированный, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком, скандированный, дискоординация процессов дыхания и голосообразования, дисфония
Изменения тембра голоса: ______________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характер голосообразования и атаки голоса:
твердая, мягкая, придыхательная
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ощущения в гортани:
сухость, першение, желание откашляться, чувство инородного тела, затруднения при глотании, поперхивание жидкой/твердой пищей
Особенности дыхания:
без особенностей, выдох укорочен, смешанное, ключичное, брюшное, диафрагмальное, грудное, недостаточность дыхания при ходьбе.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фонационный выдох:
достаточный, укороченный, резко укороченный, речь на вдох.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темп, ритм речи:
норма, замедленный, ускоренный, дизритмия, тахилалия, брадилалия, заикание.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Время максимальной фонации:
максимально длительное произнесение гласного звука после предварительного вдоха. (Измерение проводится три раза и высчитывается средний показатель)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интонационные особенности речи:
Исследования проводят с использованием различного речевого материала: изолированных звуков, слогов, слов, предложений; вопросно-ответной формы речи, чтения стихотворных и прозаических текстов
Заключение__________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|