Особенности течения беременности и родов
Дмитрова, Е.Д.
Логопедические карты для диагностики речевых расстройств
М.: АСТ: Астрель, 2008.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие............................................................................................................................... 3
Логопедическая карта для диагностики дислалии........................................................... 5
Логопедическая карта для диагностики заикания.......................................................... 11
Логопедическая карта для диагностики дизартрии....................................................... 15
Логопедическая карта комплексной диагностики детей с системным недоразвитием речи (ОНР, ЗРР, алалия)............................................................................................................................. 18
Логопедическая карта для диагностики нарушений голоса........................................ 23
Логопедическая карта для диагностики ринолалии...................................................... 25
Карта комплексной диагностики особенностей физического и нервно-психического развития детей от 0 до 3-х лет................................................................................................................ 28
Карта комплексной диагностики особенностей физического и нервно-психического развития детей старше 3-х лет............................................................................................................... 37
Карта комплексной диагностики речевых и неречевых функций детей и взрослых с речевыми расстройствами........................................................................................................................ 52
Карта комплексной диагностики больных с афазией.................................................... 61
Приложения.............................................................................................................................. 64
Приложение 1. Задания для исследования письма и чтения.................................. 64
Приложение 2. Тексты для чтения и пересказа............................................................ 67
Приложение 3. Исследование речевых и неречевых функций............................... 72
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. На этот процесс влияет целый ряд факторов, к числу которых можно отнести ухудшение экологической и социальной обстановки, улучшение методов выхаживания детей после родовых осложнений.
Диагностическое исследование детей, имеющих системное недоразвитие речи, представляет определенные трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но и коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности. Разработка реабилитационных программ для таких детей требует точной дифференциальной диагностики.
Основные принципы диагностики отклоняющегося развития были заложены в трудах Л.С. Выготского.
• Комплексный подходтребует всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка.
• Принцип целостного системного изучения ребенкатребует обнаружения связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определения их причин, установления иерархии обнаруженных нарушений.
• Принцип динамического изученияпредполагает выявление не только слабых звеньев в развитии ребенка, но и зоны его актуального и ближайшего развития, учет специфики развития аномального ребенка.
• Принцип качественного анализа диагностических данныхпозволяет дифференцировать выявленные нарушения.
Роль комплексной диагностики заключается в учете взаимосвязи высших психических функций с определенными участками мозга. При поражении отдельных участков мозга могут оказаться нарушенными несколько форм психической деятельности: устная речь, письмо, чтение, счет, память и пр.
Поэтому, если у ребенка обнаружены трудности в формировании, например, письма, то необходимо провести квалифицированный анализ диагностического исследования для выявления причин дефекта и выбора способов его коррекции.
Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой — комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Отметим, что специфичность детского нейропсихологического обследования заключается в необходимости ориентироваться на возрастные нормы развития. Описание этих норм является одной из самых важных задач.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей: устной и письменной речи, особенностей процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения. Широкое применение методов комплексной диагностики в коррекционной педагогике и дефектологии явилось результатом социального запроса, исходящего из различных детских учреждений — яслей, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, столкнувшихся с проблемой увеличения контингента детей, имеющих признаки отставания в психическом развитии в плане готовности к обучению в школе, трудностей адаптации к новым школьным условиям, затруднения в освоении школьной программы.
Комплексные методы диагностики и коррекции в настоящее время широко и успешно применяются в детской логопедии в работе с детьми, имеющими различные виды речевых расстройств, в том числе — испытывающими различные трудности при обучении в школе (дислексия, дисграфия, дискалькулия). Эти методы продуктивны и в работе с детьми с системной речевой патологией, в первую очередь с общим недоразвитием речи (ОНР) и с задержкой психического развития (ЗПР). У большинства из них отмечается не только несформированность различных сторон речи, но и нарушение других высших психических функций.
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.
Впервые в речевые карты включены не только разделы по изучению анамнестических сведений, но и отражена динамика психомоторного и речевого развития ребенка от рождения до 4 лет.
Логопедическое обследование при разных речевых расстройствах включает два самостоятельных раздела: «общую» и «речевую» диагностическую схему. В «общем» разделе описаны симптомы нарушения и методы диагностики нарушений высших психических функций: памяти, внимания, счета, мышления, эмоций. В «речевом» разделе представлены симптомы речевых расстройств: нарушений устной речи, письма и чтения, а также нарушений слухоречевой памяти.
Пособие включает в себя план проведения обследования при разных речевых расстройствах — дизартрии, алалии, заикании, ринолалии, нарушения голоса, при системном недоразвитии речи — как в сокращенном, так и в развернутом вариантах.
Адресовано логопедам, психологам, педагогам, специалистам, работающим в области дефектологии, студентам дефектологических и психологических факультетов.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИСЛАЛИИ
Дата обращения________________________________________
Фамилия _____________________________________________
Имя__________________________________________________
Отчество______________________________________________
Пол мужской, женский
Год рождения_________________________________________
Возраст_______________________________________________
Родной язык___________________________________________
Сведения о родителях:
мать_________________________________________________
возраст_________________ профессия_____________________
образование___________________________________________
отец_________________________________________________
возраст_________________ профессия_____________________
образование___________________________________________
Домашний адрес_______________________________________
Телефон______________________________________________
Посещает:
детский сад: массовый, специализированный (какой),
школа: общеобразовательная, специализированная (какая),
интернат,
домашнее обучение____________________________________
Кто в семье занимается воспитанием______________________
Жалобы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез
Наследственные и хронические заболевания _______________
(отметить, у кого, какие)
Проявление органической недостаточности ЦНС у родственников ____________________________________________________
(указать, у кого)
а) Нарушение зрения
б) Нарушение слуха
в) Нарушение функций опорно-двигательного аппарата________________________________________________________
Патология речи у родственников (отметить, у кого):
__________________________________________________________
Дискалькулия
Наследственная отягощенность соматическими заболеваниями (отметить, какие и у кого)
____________________________________________________________________________________________________________________
Ведущая рука:
у ближайших родственников (родители, братья, сестры)
правая, левая, амбидекстр _______________________________
__________________________________________________________
у ребенка: правая, левая, амбидекстр
Особенности течения беременности и родов
От какой по счету беременности__________________________
Какой по счету ребенок_________________________________
Возраст родителей при зачатии данного ребенка:
1. отца___________________________________________
2. матери_________________________________________
Вредные привычки — курение (1), злоупотребление алкоголем (2), лекарственными средствами (3)
• отца ___________________________________________
• матери__________________________________________
Течение данной беременности:
Токсикоз: — 1-й половины — легкий, умеренный, тяжелый
2-й половины — легкий, умеренный, тяжелый
травмы, интоксикации, заболевания
_____________________________________________________
__________________________________________________________
Rh-фактор положительный, отрицательный, совместимость
наличие анемии (указать, на каком сроке)__________________
Течение родов:
роды — срочные, преждевременные, запоздалые, обезвоженные
характер родов — самостоятельные, вызванные, оперативные
продолжительность родов — физиологические, стремительные, быстрые, затяжные
родовспоможение — стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция
наличие близнецовости: да, нет
Постнатальное состояние
Закричал — сразу, нет
Асфиксия: белая, синяя _________________________________
Масса_____________, рост ______________________________
Приложен к груди на___________сутки, грудь взял хорошо (1), вяло (2)
Выписан из роддома на_______сутки, задержан в роддоме из-за состояния матери или ребенка
____________________________________________________________________________________________________________________
Отклонения в поведении в первые 3 месяца жизни______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания
До 1 месяца___________________________________________
До года_______________________________________________
После года____________________________________________
До 3-х лет_____________________________________________
После 3-х лет__________________________________________
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|