Сделай Сам Свою Работу на 5

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОАОГИЯ 19 глава






высвобождения в рефлекс высшего порядка — в творческий про­цесс.

Отсюда ясно, что идеально осуществимое воспитание возможно только на основе надлежащим образом направленной социальной среды и, следовательно, коренные вопросы воспитания могут быть решены не иначе, как после решения социального вопроса во всей его полноте. Но отсюда следует и тот вывод, что человеческий материал обладает бесконечной пластичностью при правильно организованной социальной среде. Все в человеке воспитуемо и перевоспитуемо при соответствующем социальном воздействии. Сама личность при этом должна пониматься не как законченная форма, но как постоянно текущая динамическая форма взаимодей­ствия между организмом и средой.

Следует помнить, что если все решительно в человеческом орга­низме и подлежит воспитанию, то в реальных условиях нашего века это воспитание натыкается на целый ряд препятствий. Рассмотрим реальные формы социального поведения ребенка.

Реальные формы социального поведения

В реальной жизни люди поддерживают свое существование тем, что в процессе труда приспосабливают природу к своим потребно­стям. Производство человека отличается коллективным характе­ром и всегда нуждается в организации общественных сил как в пред­варительном моменте для своего возникновения.



В жизни, вообще, существует тесная зависимость между организ­мом одного и того же вида. Однако формы человеческой обще­ственности отличаются от форм общественности животных. Живот­ная общественность возникла на основе инстинктов питания, защи­ты, нападения и размножения, которые потребовали совместного сотрудничества разных организмов. У человечества эти инстинкты привели к образованию и возникновению хозяйственной деятельно­сти, которая лежит в основе всего исторического развития. Маркс говорит по этому поводу: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие, отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отно­шений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая над­стройка и которому соответствуют определенные формы обще­ственного сознания... С изменением экономической основы проис­ходит более или менее быстро переворот во всей громадной над­стройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью конста­тируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или




философских, короче — от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение» (К. Маркс, ф. Энгельс. Соч. Т. 13. С. 6—7).

Таким образом, с точки зрения исторического материализма «конечных причин всех общественных изменений и политических переворотов следует искать не в головах людей, — говорит Энгельс, — не в возрастающем понимании «ми вечной истины и справедли­вости, а в изменениях способа производства и обмена; их нужно искать не в философии, а в экономике соответствующей эпохи» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 19. С. 210).

Процесс производства принимает у человечества широчайший об­щественный характер, который в настоящую пору охватывает весь мир. В зависимости от этого возникают сложнейшие формы органи­зации общественного поведения людей, с которыми ребенок сталки­вается прежде, нежели он непосредственно сталкивается с природой.

Поэтому характер воспитания человека всецело определяется той общественной средой, в которой он растет и развивается, Но среда не всегда влияет на человека непосредственно и прямо, но и косвенно, через свою идеологию. Идеологией мы будем называть все социальные раздражители, которые установились в процессе исторического развития и отвердели в виде юридических норм, моральных правил, художественных вкусов и т. п. Нормы являются насквозь пронизанными породившей их классовой структурой обще­ства и служат классовой организации производства. Они обусловли­вают все поведение человека, и в этом смысле мы вправе говорить о классовом поведении человека.



Мы знаем, что все решительно условные рефлексы человека определяются теми воздействиями среды, которые посылаются на него извне. Поскольку социальная среда является в своей структуре классовой, постольку, естественно, все новые связи запечатлева­ются этой классовой окраской среды. Вот почему некоторые иссле­дователи решаются говорить не только о классовой психологии, но и о классовой физиологии. Наиболее смелые умы решаются гово­рить о «социальной всепропитанности» организма и о том, что самые интимные наши функции являются в конечном счете вырази­телями социальной природы. Мы дышим и совершаем важнейшие отправления нашего организма всегда в согласии с теми раздражите­лями, которые воздействуют на нас. Разбирая психологию совре­менного человека, мы находим в нем такое множество чужих мне­ний, чужих слов, чужих мыслей, что мы решительно не можем ска-зать, где кончается собственная и где начинается социальная его лич­ность. Поэтому каждый человек в современном обществе, хочет он то­го или нет, непременно является выразителем того или иного класса.

Поскольку мы знаем, что индивидуальный опыт каждого чело-Зека обусловливается ролью его в отношении среды, а классовая принадлежность именно и определяет эту роль, постольку ясно, что Классовая принадлежность определяет психологию и поведение Человека. «Таким образом, — говорит Елонский, —■ никаких неиз-


менных и общеобязательных законов человеческого поведения в обществе нет. В классовом обществе понятие «человек» вообще есть пустое отвлеченное понятие. Общественное поведение чело­века определяется поведением его класса, и каждый человек непре­менно есть человек того или другого класса» (1921, с. 73). В этом отношении мы должны быть глубоко историчными и всегда приво­дить поведение человека в связь с классовой ситуацией в данный момент. Это должно быть основным психологическим приемом для всякого общественного психолога. Припомним, что классовая структура общества определяет собой позицию, которую человек занимает в организованном общественном труде. Следовательно классовая принадлежность определяет зараз и культурную и при­родную установку личности в среде. «Отсюда, — говорит Блон-ский, — всякий человек есть некоторая вариация {средняя, наиболее частая, минимальная, максимальная и т. п.) того или иного обще­ственного класса. Отсюда следует, что поведение индивидуума есть производная поведения соответствующего класса» (там же).

Дело в том, что человеческий труд, т. е. борьба за существование, по необходимости принимает формы общественной борьбы и в зави­симости от этого ставит в одинаковые условия целые массы людей, требуя от них выработки одинаковых форм поведения. Одинаковые формы поведения и составляют те общераспространенные религиоз­ные верования, обряды, нормы, в которых живет данное общество. Таким образом, хотим мы того или не хотим, сознательно или бессоз­нательно, но воспитание всегда направляется по классовой линии.

Для психолога это означает, что система раздражителей, кото­рая формирует системы поведения ребенка, состоит из классовых раздражителей.

Это следует иметь в виду, когда перед нынешней педагогикой ставится старый вопрос относительно того, что является идеалом воспитания — интернациональный, общечеловеческий тип или национальный. Надо принять во внимание классовую природу всех идеалов; надо помнить, что идеалы национализма, патриотизма и прочие — только замаскированные формы классовой направленно­сти воспитания. Вот почему для нашей педагогики ни то, ни другое не может явиться верным решением вопроса. Напротив того, поскольку нынешнее воспитание приноравливается к выходящему на историческую арену интернациональному рабочему классу, постольку идеалы интернационального развития и классоной соли­дарности должны превысить идеалы национального и общечелове­ческого воспитания.

Однако это вовсе не означает того, чтобы современная пе­дагогика относилась с невниманием к национальным формам раз­вития. Дело в том, что национальные формы развития пред­ставляют из себя несомненный и великий исторический факт. Поэтому, само собой разумеется, они входят непременным психоло­гическим условием в наше школьное дело. Все то, что усваивает ребенок, приноравливается к тем особенным формам поведения,


языка, обычаев, нравов и навыков, которые воспринимает ребенок.

Важно избежать основных ошибок, которые делает обычно педагогика: чрезмерного культа народности, который усиливает национальный элемент в поведении и вместо национальности куль­тивирует в учениках национализм. Обычно это связывается с отри­цательным отношением к другим народностям, квасным патриотиз­мом, т. е. пристрастием к внешним, показным признакам своей народности. Национальная окраска человеческого поведения пред­ставляет из себя, как и все культурные приобретения, величайшую человеческую ценность, однако только тогда, когда она не стано­вится футляром, который замыкает в себе человека, как улитку в раковину, и отгораживает его от внешних влияний.

Сталкивание различных культур часто приносило с собой смешан­ные и ложные формы языка, искусства, но вместе с тем давало пре­красные результаты в смысле развития новых форм культурного творчества. Верность своему народу есть верность своей индивидуаль­ности и единственный нормальный и нефальшивый путь поведения.

Другой опасностью национализма является чрезмерная созна­тельность в этом вопросе. Дело в том, что национальные формы культуры приобретаются как бы стихийно и входят несознательной частью в строй нашего поведения. В этом смысле психологически и педагогически национальность не противоречит классу, но и то и другое имеет свою очень важную психологическую функцию.

Колебания в развитии детей

Детское развитие составляет основной принцип психологии. Ребенок не готовое существо, но развивающийся организм, и, сле­довательно, его поведение складывается не только под исключи­тельным влиянием систематического воздействия среды, но еще в зависимости от некоторых циклов или периодов в развитии самого детского организма, определяющих в свою очередь отношение человека к среде. Ребенок развивается неравномерно, постепенно, путем накопления мелких изменений, но толчками, скачками, вол­нообразно, так что за периодами подъема детского роста следуют периоды застоя и торможения.

Этот перебой ритмических колебаний составляет основной закон поведения ребенка и проявляется даже в суточных и годовых коле­баниях. Мейман. например, полагает, что наибольшей интенсивно­стью детская психика отличается осенью и зимой, с октября по фев­раль начинается наибольшее напряжение психических сил, в марте начинается понижение, которое доходит летом до нуля. Наряду с годовыми колебаниями замечаются и суточные, в зависимости от которых педагогика выдвигает требование распределения занятий детей таким образом, чтобы на моменты усиления энергии приходи­лись наиболее трудные занятия. Особенно отмечают вред занятий ночью, вечером, в момент наибольшего упадка энергии, а также


 


после обеда, когда из-за усиления пищеварения совершается значи­тельный отлив крови от головы и прилив ее к желудку.

В применении к развитию ребенка этот принцип периодичности может быть назван диалектическим принципом развития ребенка, так как оно совершается не путем медленных и постепенных изме­нений, но и скачками в известных узловых пунктах, где количество вдруг переходит в качество; и мы вправе различать качественные периоды детского развития. Так точно вода при равномерном осты­вании вдруг на точке замерзания начинает превращатьея в лед, а при равномерном нагревании, перейдя за точку кипения, сразу начинает обращаться в пар. Иначе говоря, и процесс развития ребенка, как и все в природе, совершается диалектическим путем развития из про­тиворечий и перехода количества в качество.

Еще Аристотель установил в общих чертах переход от одной ста­дии к другой, совпадающий с теми делениями, в которых более или ме­нее согласны все. Сейчас мы различаем четыре основные возрастные ступени в развитии детей, из которых каждая имеет свой особый био­логический смысл и, следовательно, свое особое отношение к среде. Первый период можно назвать периодом раннего детства, когда активность ребенка равняется почти нулю. Его биологические функции определяются главным образом питанием: ребенок ест и спит, растет и дышит, и его поведение всецело определяется этими важнейшими функциями. Поэтому из форм его поведения развива­ются те, которые помогают осуществлять перечисленные функции. Почти все детские реакции этого периода направлены на легчайшее ознакомление со средой. Уже в эту пору ребенок обнаруживает ряд реакций, связанных с игрой. Такой ребенок играет, ориентируется в среде и упражняет свои важнейшие органы восприятия и движения. Именно тогда совершается величайшее событие в жизни ребенка — он научается направлять свои движения, в первый раз координирует деятельность глаза и руки, тянется к находящемуся перед ним пред­мету. В эту пору он является отгороженным от среды взрослыми, которые за него осуществляют важнейшие функции приспособле­ния к среде. Однако ребенок попадает под воздействие среды своих близких, обстановки и, главное, той роли, которую в отношении его играет окружающее.

Поэтому мать выдвигается для ребенка на первое место, и, по правильному выражению одного из психологов, именно она явля­ется первой социальной средой для него. Резкий скачок в этом пери­оде образует прорезывание молочных зубов, когда ребенок, пере­ходя к другой пище, меняет и свое отношение к среде. В общем, весь период раннего детства, богатый событиями, когда ребенок нау­чается ходить, говорить, двигаться, отмечен первичной ориентиров­кой в среде и тянется лет до 7 или 6, составляя раннюю пору детства. В эту пору непрерывного роста ребенок окончательно овладе­вает всеми своими движениями, и его отношения к среде определя­ются тем, что среда проникает к нему через взрослых. Весь этот период некоторые психологи называют периодом игры.


Здесь наступает некоторый кризис, задержка роста, которая представляет как бы точку кипения или замерзания, за которой уже начинается новый, качественно отличный период позднего детства, оТ 7 До 13—14 лет. Этот период ставит ребенка в непосредственное отношение к среде. Ребенок приобретает все те навыки, которые необходимы взрослому. Формы его поведения усложняются, и он вступает в новые отношения с окружающими. Как бы новая, вторая вОлна вбрасывает его глубже в мир, в более тесное к нему отноше­ние. Этот период заканчивается эпохой полового созревания, кото-

рую

все психологи согласны признать трагической эпохой в жизни

ребенка. Перелом заметен решительно во всем: в изменении голоса, лица, строения тела, когда все члены, по выражению Рубинштейна, находятся в своем соотношении, как бы на перепутье: они покинули стадию детской цельности и еще не успели установить твердо спло­ченной гармонии созревшего тела.

Этот период характеризуется величайшим конфликтом со сре­дой. Он сопровождается внешними и внутренними потрясениями и часто является источником дальнейших заболеваний и расстройств организма, которые остаются на всю жизнь. Происходит это вслед­ствие того, что бурный и сильный инстинкт, внезапно проявля­ющийся в теле, осужден на бездействие, вследствие чего возникает серьезный конфликт между ребенком и средой и внутри самого ребенка.

Этот период характеризуется чрезвычайно повышенной возбу­димостью и неловкостью, т. е. как бы постоянным сознанием своей неприспособленности к среде. Поэтому он в полном смысле слова критический возраст.

Он же решающий для воспитания в том смысле, что в нем уста­навливаются основные формы сублимации, т. е. того оттока поло­вой энергии, который она получает под действием воспитания.

За этой задержкой следует пора отрочества, от 13 до 18 лет, которая характеризуется окончательным установлением отношений со средой. Это видно хотя бы по тому факту, что в период полового созревания развивается последняя треть всего веса головного мозга. Первую мы находим у новорожденного ребенка, вторая вырастает в продолжение всего детства до 14 лет. Вслед за этой порой до 18 лет тянется пора юношества, пора окончательного приобщения к среде.

На все разделения следует смотреть как на известные условные обозначения, не имеющие точных границ и сопровождающиеся Целым рядом преходящих психических особенностей, присущих каждому из этих возрастов в огромной мере.

В качестве примера отметим пору детского негативизма в жизни Детей дошкольного возраста. Наиболее ярким проявлением негати­визма является любовь к спорам, отрицанию и поступкам напере­кор. Некоторые психологи относят эту пору к возрасту от 3 до 5 лет, Но имеются основания думать, что она относится и к более позднему возрасту, встречаясь часто в более тонких формах у 7- и 8- летних Детей.


Психологический смысл такого поведения состоит в том перело­ме, который у ребенка нарастает с возрастанием его активности по отношению к среде. Ребенок на все говорит: «Пусти, я сам» — и нее время страдает «зудом отрицания». Стоит только подойти к такому ребенку и сказать ему настойчиво «да», чтобы услышать в ответ резкое и решительное «нет». Через секунду на ваше «нет» ребенок ответит категорическим «да». Стоит к такому ребенку, одетому в белое, подойти и сказать: «У тебя сегодня белое платье», чтобы услышать в ответ: «Нет, черное». «Часто в этом периоде, — гово-рит Рубинштейн, —дети отвечают и на просьбы, и на приказания, и даже на простые обращения по имени отрицанием: «не-Володя», «не-мама» и т. д. Ко мне однажды обратилась за разъяснением одна матт,, крайне смущенная следующим случаем, представляющим только обостренную форму этого «эристического» периода: се четырехлетний мальчик, отвечая на все при удобном и неудобном случае отрицанием, в то же время не отказывался часто сделать то, о чем его просили; однажды он, ложась спать, на предложение про­честь вместе с матерью обычную молитву выполнил ее просьбу в совершенно неожиданной форме: «Не отче, не наш, не-иже, не-на небеси и т. д.» (1913, с. 18).

Такие факты, может быть, только в менее обостренной форме, встречаются часто. Автору пришлось наблюдать, как девочка, находившаяся в поре негативизма, списывала с доски в обратном порядке — справо налево. Примером ее заразился весь класс, и учи­тельница, в общем находившаяся в мирных отношениях с классом, никак не могла сладить с этим припадком отрицания. Но любопыт­нее всего то, что случай этот удалось безболезненно ликвидировать, как только, по предложению автора, учительница начала сама писать на доске справа налево. Дети в тот же день вернулись к нор­мальному письму.

Негативизм — только частный случай проявления той общей неприспособленности, которая является основной чертой детства. Ребенок в момент рождения и в продолжение всего детства есть мак­симально неприспособленный, не уравновешенный со средой орга­низм. Вот почему он постоянно нуждается в искусственном уравно­вешении при помощи взрослых. Вот почему он — самое эмоцио­нальное существо и должен или смеяться, или плакать, редко оста­ваясь нейтральным. Ведь эмоции — точки неравновесия в нашем поведении, когда мы чувствуем себя придавленными средой или тор­жествуем над ней.

Поэтому отпечаток трагизма не смываем с процессов детского роста и воспитания, и вхождение ребенка в жизнь было и останется всегда процессом болезненной ломки и созидания разрывов тканей и их нарождения. Совершенно прав Бюлер, сказавший: «Кто серьезно заинтересован в более глубоком понимании величайшей из всех драм развития, превращения наших детей в людей, тот должен быть готов к тому, что без основательной подготовки ничего сделать нельзя» (1924, с. 73).


Глава XII МОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Природа морали с психологической точки зрения

Вопрос о нравственном воспитании принадлежит к числу тех, которые сейчас пересматриваются в психологии и культуре самым решительным и коренным образом. Тысячелетняя связь нравствен­ности с религией рушится,и под напором анализа мораль начинает приобретать все более и более земной характер. С несомненностью удается установить ее опытное, земное происхождение, се зависи­мость от исторических и социальных условий, а также ее классовый характер.

У каждого народа, в каждую эпоху, как и у каждого класса, есть своя собственная мораль, которая всегда является продуктом социальной психологии. Известна мораль готтентота, которая ска­залась в его ответе на предложенный ему вопрос: что он считает хорошим и что дурным. «Хорошо, — ответил готтентот, — если я украду жену; дурно, если у меня украдут»,

В каждой социальной среде менялись нравственные понятия и представления, и то, что в одно время и в одном месте считалось дурным, в другом месте могло считаться величайшим достоинством. Если же во всех этих различных проявлениях морального сознания выделялась какая-нибудь общая черта, то это происходило оттого только, что и в социальном строе были некогда общие элементы всякого человеческого общества.

Таким образом, с точки зрения социальной психологии на мораль приходится смотреть как на известную форму социального поведения, вырабатываемую и устанавливаемую в интересах гос­подствующего класса, разную для разных классов. Вот почему всегда существовала мораль господ и мораль рабов, вот почему эпохи кризисов бывали величайшими кризисами морали.

Про спартанскую школу рассказывают, что в ней заставляли Детей прислуживать за общим столом во время обеда взрослых. Ребенок должен был украсть что-либо за столом, причем его нака­зывали как в том случае, если он не мог этого сделать, так и в том, если он попадался в воровстве. Нравственная задача этого опыта заключалась в том, чтобы украсть и не попасться. Такой идеал обу­словливался всецело коммунистическим строем аристократически замкнутой Спарты, где забота о собственности не составляла нормы Нравственности и поэтому воровство не считалось пороком, но где сила, ловкость, хитрость, самообладание являлись идеалом спар­танца и где высшим грехом считалось неумение обмануть другого и Совладать с собой.


 




Моральное воспитание в каждой школе, как и здесь, совершенно совпадает с той классовой нравственностью, которая руководит школой. Во Франции, где введены специальные уроки морали, где пользуются учебниками нравственности, идеалом воспитания явля ются те буржуазные добродетели, которыми пропитан дух и французского среднезажиточного класса. Так, в одном француз ском учебнике морали чуть ли не в «мерило нравственности», как рассказывает М. М. Рубинштейн, возведена бережливость, при этом критерием, показателем ее является сберегательная книжка!

Такие классовые идеалы присущи и всем остальным системам воспитания. Так было и в нашей средней школе, которая строила на авторитарных началах, идеалом для ученика считалось повинове ние, и общие цели нравственного воспитания заключались в том, чтобы воспитать верноподданного обывателя или исполнительного чиновника.

Сейчас, когда мир переживает очистительную грозу социальной революции, сотрясаются самые основы буржуазной морали, пожа луй, ни в одной другой области мы не имеем таких смутных и расша танных представлений, как в области нравственных норм. Целый ряд правил буржуазной морали, явно насыщенных лицемерием, лживостью, отпадает. Буржуазная мораль вынуждена была лицемерить, потому что она учила одному, а делала другое, потому что она была построена на закрывании классовых интересов и, nponoeej царство божие за гробом, насаждала царство эксплуататоров земле. Еегественным источником такой морали становились лоз лицемерие. Фарисейство было се неизбежным спутником. Ее дети видели в жизни одно и слышали на словах другое, то нес стар ние школы было направлено на то, чтобы расхождение жизни'^ морали возможно безболезненнее примирить в ребенке.

Ребенок либо не умел примирить эти две вещи между собо! либо если научался их примирять, то всякий раз с большим трур и уже в силу этого приучался к тому, что мораль есть известна форма общественных приличий, соблюдение которых требуется i всякого. Моральное сознание детей сводилось к убеждению гри£ довской горничной, что «грех не беда, молва не хороша».

Обязательной санкцией морали, кроме общественного м делалась боязнь нравственного воздаяния, и человек в своем нра««] ственном поведении легко руководился психологически теми полицейскими правилами — то нельзя, а это можно. Один из р) ских философов правильно называет эти моральные представлен нравственной полицией, потому что сила нравственных законе покоилась на принудительной и унизительной силе страха пе нравственной карой и муками совести. Возникла особая мора сильных и слабых, и как в отношении внешнего закона, так и з« нов совести слабые подчинялись им, сильные восставали и наг, шали их. Европейская философия в бунте против буржуазно^! морали провозглашала имморализм своим основным законом, Щ себя объявила устами Ницше по ту сторону добра и зла. '


Д. Шестов говорит, чти отношение человека к категорическому императиву совершенно подобно отношению русского мужика к мачтовому лесу, который запрещал рубить Петр. И там и здесь человека влекло к совершению какого-нибудь поступка, но останав­ливало опасение воздаяния и кары — в одном случае внешней, в дру-гпМ — внутренней. Нравственная заповедь «не убий» понималась всякий раз именно в таком смысле: не убий, не потому что другой дорог, а потому, что сам пропадешь от мук совести. Это внутреннее противоречие буржуазной морали вскрыто Достоевским в «Престу­плении и наказании». В бунте Ницше вся отрицательная критичес­кая работа мысли, направленная против буржуазной морали, заклю­чает в себе такую силу динамита, которая взрывала устои христиан­ской нравственности изнутри.

Новая мораль будет создана одновременно с новым человечес­ким обществом, но тогда, вероятно, моральное поведение совер­шенно растворится в общих формах поведения. Все поведение в целом станет моральным, потому что не будет никаких оснований для конфликтов между поведением одного лица и всего общества.

Сейчас можно наметить только несколько пунктов, с которыми приходится встречаться моральной педагогике.

Первый из них заключается в отрицании абсолютного, еверхэм-пирического корня морали или какого-нибудь врожденного мораль­ного чувства. С психологической точки зрения моральное поведе­ние, так же как и всякое другое, возникает на основе приро­жденных и инстинктивных реакций и вырабатывается под влиянием систематических воздействий среды. Несомненно, что в основе морального чувства мы найдем и инстинктивную симпатию к дру­гому человеку, и общественный инстинкт, и многое другое. Сталки­ваясь в процессе роста с множеством всевозможных фактов, поня­тий и явлений, прирожденные реакции превращаются в условные формы поведения, которые мы называем моральными.

Отсюда надо сделать кыкод, что моральное поведение есть пове­дение, воспитываемое таким же точно образом через социальную среду, как и всякое другое.

Второй — заключается н той неустойчивости, которую пережи­вает сейчас мораль. С одной стороны, нужна революционная сме­лость, необывательский взгляд на вещи, для того чтобы разглядеть совершающееся, его истинный смысл и уметь отказаться от таких предрассудков, которые еще недавно считались незыблемыми нрав­ственными догмами. Все то, что осталось как гнилое наследие преж­него быта, буржуазной морали, должно быть выметено из школы начисто. Но, с другой стороны, в этой неустойчивости морали в наше время кроется и некоторая опасность — отказ от всякой нрав­ственной сдержки и полный произвол в детском поведении.

Надо принять во внимание, что такой полный аморализм, полное отсутствие всяких сдерживающих начал возвращают нас к наивным и давно оставленным позади идеалам следования природным инстинктам, на которое никак не может согласиться современный


человек. Мы не можем согласиться на слепое следование за требою
ваниями нашего инстинкта, потому что наперед знаем, что требова-й
ния эти, порожденные предшествующими эпохами, являются
ком давно минувшего опыта приспособления к исчезнувшим
виям среды и, следовательно, ведут не вперед, а назад. А у

неизбежность ограничения и приспособления инстинктов к новым' условиям жизни составляет необходимое требование воспитания1 ,':

Следовательно, в том неустойчивом хаосе, который представ
ляет нынешнее состояние морали, все же должно быть выделен^
некоторое количество таких норм, которые легли бы в основа
социального поведения человека. Не дело педагогической психолрЭ
гии заниматься точным определением содержания и качества нра№
ственных норм. Это забота социальной этики, дело же психологии
только расценить формальные возможности для проведения этого щ
жизнь. I

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.