Сделай Сам Свою Работу на 5

Первые попытки классификации и обучения умственно отсталых





XIX век свидетельствовал о пробуждении устойчивого интереса к гуманному обращению с умственно отсталыми и душевнобольными. До этого времени на долю этих несчастных выпадало пренебрежение, издевательства й даже пытки. Вместе с растущим беспокойством по поводу отсутствия должного ухода за людьми с отклонениями в психике пришло ясное понимание того, что его организация требовала единых критериев для выявления и классификации этих больных. Образование в Европе и США многочисленных общественных заведений по уходу за умственно отсталыми сделало потребность в установлении критериев приема в них и объективной классификации пациентов крайне острой. Прежде всего было необходимо найти способ различать душевнобольных и умственно отсталых. У первых обнаруживались эмоциональные расстройства, не обязательно сопровождавшиеся снижением интеллекта от исходного нормального уровня; вторые характеризовались главным образом интеллектуальным дефектом, врожденным или приобретенным в раннем детстве. По всей вероятности, первая явная формулировка этого дифференциального признака встречается в двухтомном труде французского врача Эскироля (1838), в котором более ста страниц посвящено тому, что теперь принято называть «психическая задержка» (mental retardation). Он также указывал на существование множества степеней задержки умственного развития, образующих непрерывный диапазон изменений от нормальности до глубокой идиотии. Пытаясь разработать метод классификации умственной отсталости по форме и степени выраженности, Эскироль опробовал несколько способов и пришел к выводу, что способность индивидуума пользоваться языком есть самый надежный критерий его интеллектуального уровня. Примечательно, что используемые в наше время критерии задержки умственного развития также являются преимущественно лингвистическими, а современные тесты интеллекта сильно насыщены вербальным содержанием. Та важная роль, которую вербальная способность играет в нашем понятии интеллекта, будет неоднократно продемонстрирована в последующих главах.



Особое значение имеет вклад другого французского врача — Сегена, первым начавшего обучать умственно отсталых. Отвергнув преобладавшее в то время мнение о неизлечимости умственной отсталости, Сеген (1866-1907) много лет опробовал метод обучения, названный им физиологическим, и в 1837 г. основал первую школу для обучения умственно отсталых детей. В 1848 г. он эмигрировал в Америку, где его идеи получили широкое признание. Многие из методик тренировки органов чувств и мышечного аппарата, используемых в настоящее время в учреждениях для умственно отсталых, были изобретены Сегеном. Эта методики позволяют проводить с глубоко отсталыми детьми интенсивные занятия по сенсорному различению и развитию моторного контроля. Некоторые из приемов, разработанных с этой целью Сегеном, были со временем включены в состав практических или невербальных тестов интеллекта.



Часть 1. Функции и истоки психологического тестирования

Как пример можно назвать Доску форм Сегена {Seguin Form Board), при использовании которой в качестве диагностического инструмента от индивидуума требуется как можно быстрее вставить фигуры разной формы в соответствующие им углубления.

Более чем полвека спустя после работ Эскироля и Сегена французский психолог Альфред Бине убеждал чиновников и общественность в том, чтобы детей, не справляющихся с обучением в обычной школе, прежде чем отчислять, обследовали и, если они будут признаны обучаемыми, направляли в специальные классы (Т. Н. Wolf, 1973). Вместе с другими членами Общества психологического изучения ребенка {Society for the Psychological Study of the Child) Бине побуждал Министерство общественного образования {Ministry of Public Instruction) предпринять шаги к улучшению положения умственно отсталых детей. Конкретным результатом стало создание министерской комиссии по изучению отсталых детей, S состав которой был включен и Бине. Какую роль это назначение сыграло в истории психологического тестирования, расскажем несколько позднее.



Первые психологи-экспериментаторы

Стоящих у истоков экспериментальной психологии ученых XIX в. вообще не интересовало измерение индивидуальных различий. Главной целью психологов того периода было составление обобщенных описаний человеческого поведения. Поэтому их внимание было приковано не к различиям в поведении, а к его единообразию. Индивидуальные различия либо игнорировали, либо воспринимали как неизбежное зло, ограничивающее применимость обобщений. Таким образом, сам факт, что два человека, наблюдаемые в идентичных условиях, реагировали на эти условия по-разному, рассматривался этими психологами как разновидность погрешности. Наличие такой погрешности, или индивидуальной изменчивости, превращало обобщения из точных в приближенные. Подобное отношение к индивидуальным различиям господствовало в таких научных лабораториях, как лаборатория Вундта, основанная им в 1879 г. в Лейпциге, где обучались многие из первых психологов-экспериментаторов.

На выборе тем, как и на многих других сторонах работы основателей экспериментальной психологии, сказывалось влияние их профессиональной подготовки в области физиологии и физики. Проблемы, исследовавшиеся ими в лабораториях, в основном касались чувствительности к зрительным, слуховым и другим сенсорным стимулам и времени простой реакции. Как станет видно из последующих разделов, этот акцент на сенсорных феноменах нашел отражение и в характере первых психологических тестов.

Экспериментальная психология XIX в. повлияла на направление развития тестирования еще в одном отношении. Первые психологические эксперименты выявили необходимость строгого контроля условий проведения наблюдений. Например, формулировка инструкций, дававшихся испытуемому в эксперименте на время реакции, могла существенно увеличить или уменьшить ее скорость. Опять-таки, яркость или цвет окружающего фона могли заметно повлиять на восприятие зрительного стимула. Тем самым была ясно доказана важность проведения наблюдений за реакциями всех испытуемых в стандартизованных условиях. Со временем такая стандартизация процедуры проведения исследования стала одним из отличительных признаков психологических тестов.

Глава 2. Исторические предпосылки современного тестирования 51

Вклад Френсиса Гальтона

Именно благодаря научной деятельности английского биолога Френсиса Гальтона развитие тестирования как самостоятельного направления стало набирать темпы. Его многочисленные и разнообразные исследования объединял интерес к наследственности человека. В процессе этих исследований Гальтон пришел к пониманию необходимости количественного измерения характеристик людей, состоящих и не состоящих в родстве. Только таким путем он мог установить, например, точную степень сходства между родителями и потомками, братьями и сестрами, родными и двоюродными, или близнецами. Преследуя эту цель, Гальтон способствовал созданию ряда образовательных учреждений, в которых вел систематические антропометрические измерения учащихся. Он также организовал на Всемирной выставке 1884 г. антропометрическую лабораторию, где за три пенса посетители могли измерить некоторые из своих физических характеристик и пройти тесты на остроту зрения и слуха, мышечную силу, время реакции и другие элементарные сенсомоторные функции. После закрытия выставки лаборатория была переведена в Южно-Кенсингтонский музей в Лондоне и действовала там еще шесть лет. Такими методами постепенно накапливались первые систематические данные об индивидуальных различиях в простых психологических процессах.

Гальтон сам разработал большинство простых тестов, применявшихся в его антропометрической лаборатории, и многие из них еще знакомы нам либо в своем оригинальном, либо в модифицированном виде. В качестве примеров можно назвать линейку Гальтона для зрительного различения длины, свисток Гальтона для определения верхнего частотного порога слуховых ощущений и градуированную серию разновесов для измерения кинестетического различения. Гальтон полагал, что тесты сенсорного различения могут служить средством измерения интеллекта человека. В этом отношении на него отчасти повлияло учение Джона Локка. Так, Гальтон писал: «Информация о внешних событиях поступает к нам только от наших органов чувств, и чем лучше эти органы улавливают различия, тем обширнее поле, на котором могут действовать наши интеллект и рассудок» (Galton, 1883, р. 27). Гальтон также отметил, что при крайней степени слабоумия нарушается способность различать тепло, холод и боль. Это наблюдение только усилило его убеждение в том, что различительная способность органов чувств «в целом должна быть самой высокой у наиболее интеллектуально одаренных» (Galton, 1883, р. 29).

Френсис Гальтон также был пионером в применении оценочных шкал, методов анкетирования и методики свободных ассоциаций, впоследствии использовавшихся для самых различных целей. Еще одной заслугой Гальтона по праву считают разработку методов математической статистики для анализа данных об индивидуальных различиях. Он отобрал и упростил ряд вычислительных процедур, выведеннык математиками. Гальтон придал этим процедурам такую форму, чтобы ими мог воспользоваться исследователь, не имеющий математической подготовки, при желании количественно обработать результаты тестов. В этом направлении продолжали работать многие из учеников Гальтона, среди которых наиболее выдающимся был Карл Пирсон.1

' Увлекательное изложение истории развития основных статистических понятий и биографий причастных к этому ученых см. у Cowles (1989).

52 Часть 1. Функции и истоки психологического тестирования

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.