Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристики тестирующего и ситуационные переменные





Всесторонние обзоры влияния характеристик тестирующего и ситуационных переменных на тестовые показатели периодически публикуются (Lutey, & Copeland, 1982; Masling, 1960; S. В. Sarason, 1954; Sattler, 1970,1988; Sattler, & Theye, 1967). Хотя ряд фактов такого влияния установлен для объективных групповых тестов, большинство данных было получено в отношении проективных методик и индивидуальных тестов интеллекта. Влияние побочных факторов, вероятно, сильнее сказывается на работе с неструктурированными и неясными стимулами, либо с трудными и новыми заданиями, чем на четко регламентированной и хорошо усвоенной деятельности. В общем, дети более восприимчивы к влияниям проводящего тестирование специалиста и ситуационным переменным, чем взрослые; при обследовании дошкольников роль диагноста оказывается решающей. Эмоционально неуравновешенные и неуверенные в себе люди, по-видимому, в любом возрасте более подвержены влиянию таких факторов по сравнению с людьми уравновешенными.

Как показали многочисленные исследования, при индивидуальном выполнении тестов интеллекта или проективных тестов на показатели могут влиять многие переменные, относящиеся к разряду личных качеств проводящего тестирование специалиста: его возраст, пол, раса, профессиональный или социоэкономический статус, уровень подготовки и опыт работы, особенности личности и внешний вид. Несмотря на обнаружение нескольких значимых связей, результаты подобных исследований часто оказываются неубедительными или обманчивыми, потому что их экспериментальный план не позволял контролировать или изолировать влияние различных характеристик тестирующего и тестируемого. Отсюда вполне возможно смешивание эффектов двух или более переменных.



Что касается влияния поведения тестирующего непосредственно перед проведением и во время проведения теста на результаты тестирования, здесь получены более ясные и убедительные данные. Например, проверочные исследования выявили значимые различия в показателях по тесту интеллекта в зависимости от того, какие отношения — «теплые» или «прохладные» — складывались между тестирующим и тестируемым, а также от того, держал ли себя тестирующий напряженно и отчужденно или, напротив, естественно и непринужденно (Ехпег, 1966; Masling, 1959). Кроме того, вполне возможны значимые взаимодействия между характеристиками тестирующего и тестируемого, в том смысле, что одни и те же качества тестирующего или его манера поведения могут по-разному влиять на разных испытуемых в зависимости от индивидуальных особенностей последних. Подобные взаимодействия могут происходить и с переменными, относящимися к задаче, такими как тип теста, цель тестирования и инструкции испытуемым. Дьер (Dyer, 1973) дополнил этот перечень другими



Часть 1. Функции и истоки психологического тестирования

переменными, обратив внимание на возможное влияние расхождения в восприятии функций и целей тестирования проводящим тест и проходящим тестирование.

Еще одно возможное направление непреднамеренного влияния лиц, проводящих тестирование, на реакции тестируемого связано с их собственными ожиданиями. Это всего лишь особый случай самоосуществляемого пророчества (Harris & Rosenthal, 1985; R. Rosenthal, 1966; R. Rosenthal & Rosnow, 1969). Эксперимент с тестом Роршаха служит прекрасной иллюстрацией этого эффекта (Masling, 1965). Выразившим добровольное согласие 14 аспирантам предлагалось выступить в роли диагностов, причем 7 из них между прочим сообщали, что опытные диагносты выявляют больше реакций типа Н и Hd (человеческие фигуры и их части), чем реакций типа А и Ad (фигуры животных и их части), а 7 другим говорилось обратное. При этих условиях две группы диагностов получили от обследованных ими лиц значимо различающиеся соотношения ответов A (Ad) и Н (Hd). Эти различия возникли несмотря на то, что ни аспиранты в роли диагностов, ни сами обследуемые не сообщали о каких-либо попытках оказать на них влияние. Более того, магнитофонная запись сеансов тестирования не выявила никакого словесного воздействия со стороны диагностов. Их ожидания, по-видимому, находили свое выражение в едва уловимых изменениях позы и выражения лица, на которые и реагировали обследуемые люди.



Помимо проводящих тестирование лиц, на выполнение теста могут существенно влиять и другие аспекты тестовой ситуации. Новобранцы, например, часто подвергаются тестированию вскоре после поступления на службу, в период интенсивного приспособления к незнакомой и стрессовой ситуации. В одном исследовании, предназначенном установить влияние акклиматизации к такой ситуации на выполнение теста, 2724 новобранцам была предъявлена классификационная батарея (Navy Classification Battery) только на девятый день после их прибытия в Тренировочный центр ВМФ США (L. V. Gordon & Alf, 1960). Когда результаты этой группы сравнили с результатами, полученными 2180 новобранцами, которых протестировали, как было принято, на третий день пребывания, показатели группы обследованных на девятый день оказались значительно выше по всем субтестам батареи.

То, чем занимаются испытуемые непосредственно перед тестированием, также может влиять на выполнение теста, особенно если это вызывает волнение, беспокойство, усталость или другие отрицательно сказывающиеся на тестировании состояния. При исследовании учащихся 3-го и 4-го классов были получены данные, свидетельствующие о том, что IQ, оцениваемый по тесту «Нарисуй человека», зависит от того, чем занимались дети на уроке перед проведением тестирования (McCarthy, 1944). В одном случае ученики писали сочинение на тему «Самое лучшее, что когда-либо случалось со мной»; в другом, те же ученики снова писали сочинение, но уже на тему «Самое худшее, что когда-либо случалось со мной». Во втором случае, когда тест следовал за деятельностью, связанной, вероятно, с тягостным эмоциональным опытом, средний /<2был на 4-5 пунктов шкалы ниже, чем в первом случае. Эти данные получили подтверждение в более позднем исследовании, проведенном специально для определения влияния на результаты теста «Нарисуй человека» непосредственно предшествующего тестированию опыта (Reichenberg-Hackett, 1953). В данном исследовании дети, получившие удовлетворение после успешного решения интересной задачи-головоломки и поощренные игрушкой или конфетой, показали при тестировании лучшие результаты по сравнению с детьми, имевшими эмоционально нейтральный или менее положительный предшествующий опыт. Сходные данные были получены В. Е. Дэвисом (W. E. Davis,

Глава 1. Природа и назначение психологических тестов

1969а, 1969b) на студентах колледжа. Результаты теста на арифметическое рассуждение значимо снижались, когда перед его проведением студентам сообщали, что они плохо справились с тестом на вербальное понимание, чего не наблюдалось в контрольной группе, где тест на вербальное понимание не предъявлялся перед проверкой их арифметических навыков, как и в другой группе, которая в обычных условиях прошла стандартный тест на вербальное понимание.

Ряд исследований был посвящен изучению влияния обратной связи в отношении тестовых результатов на последующее выполнение теста индивидуумом. В тщательно спланированном исследовании семиклассников Бриджмен (Bridgeman, 1974) установил, что сообщение об «успехе» значительно улучшало выполнение сходного теста по сравнению с сообщением о «неудаче», хотя испытуемые в действительности выполнили первоначальный тест одинаково хорошо. Этот тип мотивационной обратной связи может действовать, главным образом, через те цели, которые испытуемые ставят себе при выполнении последующих заданий, и потому может рассматриваться как еще один пример самоосуществляемого пророчества. Однако такую неспецифическую мотивационную обратную связь не следует смешивать с корректирующей обратной связью, посредством которой индивидуум информируется о допущенных им конкретных упущениях и получает инструкции по их исправлению; в таких условиях обратная связь, по всей вероятности, должна улучшать выполнение теста испытуемыми, чьи показатели первоначально были низкими.

Примеры, приведенные в этом разделе, демонстрируют широкое разнообразие связанных с тестом и влияющих на тестовые показатели переменных. В большинстве правильно проводимых программ тестирования влияние таких переменных практически не ощутимо. Тем не менее квалифицированный специалист по тестированию должен быть всегда начеку, чтобы вовремя обнаружить их возможное действие и свести его к минимуму. В тех случаях, когда обстоятельства не позволяют контролировать некоторые условия тестирования, заключения по результатам выполнения теста следует сопровождать смягчающими оговорками.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.