Сделай Сам Свою Работу на 5

Тестирование способностей





Хотя тесты интеллекта изначально задумывались как инструменты, позволяющие брать пробы широкого множества функций для того, чтобы оценить общий интеллектуальный уровень индивидуума, вскоре стало очевидным, что они обладают весьма ограниченной зоной охвата, в которую не попал ряд важных функций. Фактически, большинство тестов интеллекта в основном измеряло вербальную способность и, в несколько меньшей степени, способность оперировать числовыми и другими абстрактными и символическими отношениями. Постепенно психологи пришли к признанию того, что термин «тест интеллекта» искажает истинное положение вещей, поскольку такие тесты измеряли только некоторые аспекты интеллекта.

Несомненно, эти тесты охватывали способности, имеющие первостепенное значение в той культуре, для которой их разрабатывали. Но стало ясно, что было бы предпочтительнее подыскать для них более точные названия, исходя из типа той информации, которую они могут давать. Например, ряд тестов, называвшихся в 1920-х гг. тестами интеллекта, позднее стали называть тестами академических способностей. Такая смена терминологии была вызвана осознанием того, что многие так называемые тесты интеллекта на самом деле измеряют комбинацию способностей, востребуемых и развиваемых учебной деятельностью.



Еще до Первой мировой войны психологи пришли к пониманию необходимости дополнить тесты общего интеллекта тестами специальных способностей. Тесты специальных способностей разрабатывались преимущественно для использования в профориентации, а также при отборе и распределении промышленного и военного персонала. Самыми распространенными среди них были тесты технических, конторских, музыкальных и художественных способностей.

Критическая оценка тестов интеллекта, последовавшая за их необычно широким распространением и неразборчивым использованием, выявила еще один заслуживающий внимания факт: выполнение конкретным человеком разных частей такого теста обнаружило заметную вариацию. Это особенно ясно проявилось в групповых тестах, в которых задания обычно подразделяются на субтесты относительно однородного содержания. Так, человек мог иметь относительно высокий показатель по вербальному и низкий по числовому субтесту, или наоборот. В какой-то степени такая внутренняя вариабельность наблюдается и в тестах типа Стэнфорд—Бине, в которых для конкретного человека могут оказаться трудными, например, задания, содержащие слова, а выигрышными задания, использующие картинки или геометрические фигуры.



Пользователи тестов, и особенно клиницисты, часто прибегали к сравнению выполнения обследуемым разных частей теста для того, чтобы глубже проникнуть в его психологическую конституцию. Таким образом не только /Q или какой-то другой общий показатель, но и результаты выполнения группы заданий или субтестов учитывались при анализе индивидуальных случаев. Однако такая практика пригодна не всегда, поскольку тесты интеллекта не рассчитаны на дифференциальный анализ способностей. Часто сравниваемые субтесты содержат слишком мало заданий, чтобы дать

Глава 2. Исторические предпосылки современного тестирования

устойчивую или надежную оценку той или иной специальной способности. В результате, различия между показателями по отдельным субтестам у конкретного человека нередко изменяются на противоположные при его повторном обследовании в другой день с помощью того же теста (или параллельной формы такого теста). Чтобы осуществлять такие внутрииндивидные сравнения, необходимы тесты, специально предназначенные для выявления различий в работе анализируемых функций.

В то время как практическое применение тестов способствовало осознанию потребности в комплексных тестах способностей, одновременное развитие исследований структуры черт индивидуума постепенно снабжало ученых средствами для конструирования таких тестов. В статистических исследованиях природы интеллекта выявлялись взаимосвязи показателей по широкому кругу тестов, которые проводились на больших выборках испытуемых. Такие исследования были начаты английским психологом Чарльзом Спирменом (1904, 1927) в первом десятилетии XX в. В результате последующей разработки и усовершенствования методов этого направления в трудах английских и таких американских психологов, как Т. Л. Келли (Т. L. Kelly, 1928) и Л. Л. Терстоун (L. L. Thurstone, 1938,1947b), сложилась группа методов, получивших название факторного анализа.



Вклад методов факторного анализа в конструирование тестов будет более полно рассмотрен в главе 11. Сейчас достаточно отметить, что данные, полученные с его помощью, показали наличие ряда относительно независимых факторов, или черт. Некоторые из этих черт были в той или иной мере представлены в традиционных тестах интеллекта. Примерами такого вида черт могут служить вербальное понимание и числовое рассуждение. Черты другого вида, такие как пространственные, перцептивные и механические способности, чаще выявлялись не тестами интеллекта, а тестами специальных способностей.

Один из главных практических результатов применения факторного анализа — разработка комплексных батарей способностей, предназначенных для измерения степени выраженности у индивида каждой из входящих в установленный набор черт. Вместо общего показателя, или IQ в этом случае получают отдельные оценки таких черт, как вербальное понимание, способность к счету в уме, пространственное воображение, арифметическое рассуждение и скорость восприятия. Такие батареи оказались подходящим инструментом для внутрииндивидного анализа, или дифференциальной диагностики, — желанной цели, которую пользователи тестов в течении многих лет пытались реализовать на основе приблизительных и часто ошибочных результатов тестов интеллекта. Кроме того, эти батареи в составе полной программы тестирования дают значительный объем информации, получаемой ранее только с помощью тестов специальных способностей, поскольку в зону охвата комплексных батарей способностей попадают некоторые черты, обычно не оцениваемые тестами интеллекта.

Комплексные батареи способностей представляют собой относительно позднее достижение в области тестирования. Почти все они появились после 1945 г. В этой связи следует отметить труд военных психологов во время Второй мировой войны. Большинство тестовых исследований, проводившихся в вооруженных силах, основывалось на применении факторного анализа и было нацелено на создание комплексных батарей способностей. В военно-воздушных силах, например, специальные батареи конструировались для пилотов, бомбардиров, радистов, штурманов и многих других военных специалистов. Отчет об одних только тестовых батареях, подготовленных в ВВС, занимает по меньшей мере 9 из 19 томов, посвященных программе авиационной

Часть 1. Функции и истоки психологического тестирования

психологии во время Второй мировой войны {Army Air Forces, 1947—1948). Аналогичным образом был разработан ряд комплексных батарей способностей для использования в гражданской сфере, и они широко применяются в образовательном и профессиональном консультировании, а также при отборе и распределении персонала. Примеры таких батарей будут рассмотрены в главе 10 и 17.

Более современная тенденция развития, обнаружившаяся в конце 1980-х — начале 1990-х гг., обеспечивает принципиальную интеграцию двух ранее противостоящих подходов к психическому измерению, представленным традиционными тестами интеллекта и комплексными батареями способностей (Anastasi, 1994). Наступает понимание того, что способность человека можно адекватно оценивать на разных уровнях широты, от узко определяемых специальными тестами (или даже отдельными заданиями) способностей через все более широкие уровни черт до полной оценки, такой как традиционный IQ, Различным целям тестирования лучше всего соответствуют разные уровни широты. Поэтому недавно разработанные тесты интеллекта, такие как Дифференциальные шкалы способностей {Differential Ability Scales), или современные версии более ранних тестов, такие как четвертая редакция шкалы Стэнфорд— Бине, сочетают широкий охват разнообразных способностей с гибкой многоуровневой системой подсчета показателей соответственно конкретным целям тестирования. Хотя оба этих примера относятся к индивидуальным тестам интеллекта, тот же комплексный и гибкий подход к конструированию и проведению тестов реализуется при создании групповых тестовых батарей, таких как рассматриваемые в главе 10. Теоретическая основа и практические следствия такого слияния программ тестирования способностей обсуждаются в главе 11, в связи с современными достижениями в области изучения природы интеллекта.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.