Сделай Сам Свою Работу на 5

КАК ЭТО БЫЛО (из коммунарского дневника Маргариты Бесовой и Людмилы Максимовой)





Наше первое утро на берегу Тосны. Живописная поляна. Полукружье палаток. За рекой — таинственные поля, деревни Усадище, Сидорово, Тарасово, Андрианово... Целая земля неведомая!

Идет общий сбор КИМа. Обсуждаем маршруты первой гайдаровской разведки. Земля неведомая должна для нас стать близким краем!

Маршруты наметили такие: БС («Боевая слава»), СХ («сельскохозяйственный»), «поселковый», «клубный» и «РП» («Ребята и педагоги»). Объявляется запись добровольцев в сводные разведгруппы.

Последние приготовления. Одна за другой уходят за реку группы. Все в напряжении: ведь это первая наша разведка! Но надо учиться в самой гуще жизни — учиться видеть, слышать, находить... Чтобы правильно решить, что сделать полезного для людей вместе с ребятами...

Нас, выбравших «клубный» маршрут, было трое. Вернулись тоже трое. «Погибших» не было, но пострадали все (от дождя и холодного ветра), зато данные, полученные в разведке, оправдали все «потери».

Нашей целью было узнать, в каком состоянии находятся клубная работа и сам клуб, какая требуется помощь, и решить, чем мы можем помочь.

Перед нами стояла еще одна очень сложная задача: собрать материал для выпуска нашего устного альманаха «Солнышко». Не только собрать факты, но и проверить их, чтобы никого не обидеть.



Что же мы узнали?

Клуб — это неприметное (!) здание, стоящее в центре села. Вход его тоже ничем не примечателен. Внутри темно и грязно. Голые стены, скамейки и небольшая сцена, на которой раз в году появляются выступающие с концертом школьники. От сторожа узнаем, что заведующий клубом — здесь редкий гость, всем управляет техничка. «Всем» — это киносеансами и танцами. Кружков нет, массовой работы тоже. Нет и не бывает выставок.

А ведь условия для работы неплохие! Много хороших книг, но все они — в беспорядке. Нет штатного библиотекаря, и некому заняться этой работой. Помещение довольно просторное, но, к сожалению, почти всегда пустое и на замке.

Рассказываем обо всем это на общем сборе. Решаем: прежде всего — украсить клуб (по мере наших возможностей), оформить несколько выставок, в том числе из сохранившихся картин местной художницы Е. А. Рубцовой, о которой разведали наши красные следопыты. И сделать все это вместе с ребятами!



 

СБОР–РОЖДЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

Первый общий сбор членов только что созданного коллектива, на котором сообща определяется его «лицо», закладываются традиции чести.

Во время такого сбора обсуждается и решается вопрос о названии коллектива, его эмблеме, девизе, песне-гимне, о герое коллектива (жизнь которого будет изучать и память которого будет чтить данный коллектив), о традиционных праздниках (например, дне рождения героя и дне рождения коллектива); выбирается совет коллектива.

Примеры сборов:

сбор–рождение октябрятской группы в школе (после праздника Красной звездочки);

сбор–рождение пионерского отряда в школе (после приема в пионеры первой большой группы учащихся третьих классов);

сбор–рождение классного комсомольского коллектива (после создания в классе комсомольской группы);

сбор–рождение октябрятской группы в летнем лагере (после приезда в лагерь);

сбор–рождение пионерского отряда в лагере;

сбор–рождение постоянного сводного коллектива выборного актива (например, объединения октябрятских вожатых, звеньевых, отрядных пионерских вожатых и т. п.);

сбор–рождение сводного отряда, идущего в поход, рейд, проводящего лагерный сбор, и т. д.

Варианты организации сбора — рождения коллектива.

1. Вся работа по оформлению «лица» коллектива происходит на самом общем сборе.

Примерный ход такого сбора:

1) вступительное слово ведущего о задачах, которые нужно решить сообща;

2) работа по микроколлективам (звездочкам, звеньям, командам и т. п.) в течение 15–30 минут. Каждый микроколлектив придумывает свое название, выбирает командира на первый период, выдвигает предложение о названии общего коллектива, о девизе, значке-эмблеме, песне-гимне;



3) общая работа: каждый микроколлектив (по кругу) представляет себя и своего командира, высказывает свое предложение о «лице» коллектива (и защищает свой проект); предложения микроколлективовобсуждаются; выбирается одно из предложений по каждому вопросу: о названии, девизе и т. д. (в ходе обсуждения может возникнуть и новый вариант, объединяющий сходные предложения); взрослые друзья помогают ребятам найти самые удачные решения.

2. Общему сбору предшествует подготовительная работа-размышление в микроколлективах.

Заранее, в течение одного или нескольких дней, каждый микроколлектив (октябрятская звездочка, пионерское звено и т. д.) вместе со своими старшими друзьями думает над поставленными к общему сбору вопросами (возможно, собирается для этого в гостях у своих шефов-родителей), придумывает свое название, выбирает командира, готовит предложения о «лице» общего коллектива (например, оформляет в увеличенном виде свой проект значка-эмблемы) и (возможно) о его жизни для перспективного плана и т. д.

На самом сборе происходит защита проектов, обсуждение, отбор наиболее удачных вариантов, а также, возможно, перспективное планирование жизни коллектива.

3. Общему сбору предшествует коллективное творческое дело, в ходе которого каждый микроколлектив придумывает свое название, проходит своеобразные испытания «на дружбу», выдвигает свои предложения о «лице» общего коллектива.

Таким творческим делом может стать эстафета дружбы или игра-путешествие микроколлективов по станциям, например таким: «Как вы себя назовете?», «Наблюдательны ли вы?» (игры-«молнии» на наблюдательность), «Один за всех, и все за одного» (подвижные игры-«молнии»), «Любимые песни», «Что вы предложите отряду?» (подготовка проекта названия, девиза, эмблемы отряда, предложений о его жизни для перспективного плана). После коллективного творческого дела все микроколлективы собираются на общий сбор, где обсуждают итоги и планируют новое дело.

Советы организаторам.

Для того чтобы облегчить ребятам работу, можно во вступительном слове привести примеры названий, девизов, эмблем разных коллективов. Вот несколько таких примеров. Названия: «Ромашки» (любимый цветок Гайдара), «Орлята», МиГ («Мы — имени Гайдара»), «Задорные», «Красные дьяволята», «Искатели», «Юные космонавты» («Юки»), «Аврора», «ЮТ» («Юные тимуровцы»), «Красные зори». Девизы (состоят из двух частей — призыва, произносимого ведущим, и общего отзыва): «Орлята, вперед! — Смелее в полет!», «Бороться и искать! — Найти и побеждать!», «Всегда вперед и только вперед! — Горячее сердце Гайдара зовет!», «Людям радость давать! — Никогда, никогда... — Не пищать!».

Не надо навязывать своих предложений, пусть они прозвучат как еще один вклад в общую копилку дел, которые обсуждаются вместе со всеми остальными. Лучше всего, если мысли взрослых будут как бы развитием того, что высказали ребята.

Очень важно тактично, ненавязчиво участвовать в работе микроколлективов: если нет интересных предложений, назовите несколько вариантов. Выбрав из них один, ребята почувствуют себя его авторами.

Как можно убедительнее объясните, что при обсуждении проектов и решении вопроса о самом удачном нужно отодвинуть свое «авторское» самолюбие на второй план, поставить общие интересы выше всего и выбрать действительно самое удачное название, самый подходящий девиз и т. д. (независимо от того, кто их предложил).

Приложите все усилия, чтобы найденное сообща на сборе-рождении поскорее вошло в повседневность, стало нормой общения, поведения, традициями чести и красоты; пусть девиз и эмблема украсят помещение, в котором живет (учится) коллектив, а его название звучит в обращениях взрослых к ребятам и ребят друг к другу; значки-эмблемы все ребята станут надевать во время праздников и гайдаровских операций; песней-гимном будет открываться, а девизом завершаться каждый общий сбор и т. п.

Помните, что, хотя сбор-рождение только начало коллективной организации жизни ребят и их старших друзей, оно очень значимо: это выбор пути.

Если ребята (и взрослые тоже!) на первом общем сборе увидят и почувствуют, как интересно действовать сообща, творчески решать важные вопросы своей жизни, — первый опыт общей заботы о чести своего коллектива, первый опыт содружества станет импульсом дальнейшего развития дружбы и сотрудничества, коллективистских отношений.

 

СМОТР ДРУЖБЫ

Коллективное организаторское дело, взаимный обмен опытом творческого общения. Это важное средство развития отношений взаимной заботы между коллективами, воспитания интереса и уважения к делам товарищей, потребности и умения вникать в их опыт, сравнивать его со своим собственным, учиться на достижениях и неудачах, делиться с другими своими находками, планами, идеями.

Возможные варианты смотра дружбы.

1. Эстафета соседей. Участвуют обычно 2–3 коллектива (параллельные классы одной школы или соседних школ, союзы старших и младших классов — пионерских отрядов и октябрятских звездочек).

Каждый коллектив (или союз коллективов) принимает у себя в гостях остальных участников эстафеты: выступает перед ними с устным журналом или «живой газетой», посвященной своей жизни, организует экскурсию по выставке (музею) материалов о своих героях, о своих делах, проводит вместе с гостями какое-либо новое для них творческое дело (например, пресс-конференцию, защиту фантастических проектов, игры-«молнии»).

Спустя некоторое время следующий коллектив (или союз) становится хозяином и принимает у себя своих соседей, устраивая слет или вечер по-своему, с сюрпризами для гостей-друзей.

В такой эстафете столько этапов, сколько участников. И после каждого этапа на общих сборах своих коллективов и хозяева и гости обсуждают результаты встречи, анализируют опыт друзей, сравнивают его с собственным, принимают нужные решения.

2. «Веер» делегаций. В смотре такого типа может участвовать много коллективов (например, все комсомольские и пионерские классы школы или союзы старших и младших классов, соседние школы, все отряды пионерского лагеря и целый «куст» лагерей).

Все участвующие в смотре коллективы (или союзы) обмениваются делегациями. Делегаты — представители отряда (звена) или сводное объединение желающих. Вместе с тем в каждом коллективе остается небольшая группа ребят и их старших друзей (это может быть совет коллектива или сводный отряд добровольцев), которая выступает в роли хозяев и принимает одновременно все делегации из остальных коллективов. Хозяева рассказывают гостям о своей жизни, отвечают на вопросы, делятся своими планами, договариваются о совместных действиях.

По окончании таких встреч (они могут происходить одновременно или в несколько приемов) каждый коллектив проводит свой общий сбор, на котором все делегации (и хозяева) делятся своими впечатлениями, сравнивают различный опыт и условливаются о том, как будут его использовать.

3. Панорама творческих дел. Участвует несколько коллективов или их союзов. Совет Дела составляет по предложениям коллективов список тех творческих дел, с которыми они хотят познакомиться и которые могут быть наглядно показаны (например, устный журнал, «живая газета», рассказ-эстафета, световая газета, защита фантастических проектов). Это могут быть и новые для отдельных участников дача, и новые варианты уже известных дел.

Дела распределяются между коллективами по жребию или желанию, причем некоторые могут быть взяты не одним, а двумя-тремя коллективами. Дается время на подготовку (несколько дней или часов — на слете). Затем все участники смотра собираются вместе и по очереди представляют свои КТД, отвечают на вопросы о том, как они готовились, почему сделали так, а не иначе, и т. д. Получается своеобразная защита дела. После такой панорамы дел (на следующий день) коллективы проводят сборы-«огоньки», где обсуждают увиденное.

4. Путешествие по творческим делам. Участвуют старшие коллективы (или их представители) и младшие коллективы.

Руководящий орган (например, комитет ВЛКСМ школы и совет дружины) или совет дела из представителей старших и младших коллективов выбирает 2–4 творческих дела, которые будут осваиваться младшими под руководством старших. Старшие передают свой опыт и вместе с тем закрепляют его и обогащают. Путешествовать можно так:

1) От каждого коллектива — на каждую станцию. Старшие ребята (и взрослые) устраивают несколько станций, на каждой из которых будет осваиваться одно коллективное творческое дело; каждый из младших коллективов создает столько делегаций, сколько устроено станций; в назначенное время на станциях собираются делегации из всех младших классов; старшие ребята и их взрослые друзья проводят с созданными объединениями свои творческие дела, выступая в роли ведущих и в роли советников (тренеров, капитанов команд).

2) У каждой вертикали — свои станции. Создается 1–2 станции для ребят из классов «А» (например, от 4-го «А» до 7-го «А») и столько же станций для ребят из классов «Б». Каждый классный коллектив посылает свои делегации на станции своей вертикали. Одновременно происходит овладение творческими делами на всех станциях (как в предыдущем варианте). В последующие месяцы ребята (и их старшие друзья) из классов «А» проводят те дела, которым они научились на своих станциях, и у себя, и с октябрятами (если возможно), и вместе с параллельными классами «Б». А классы «Б» передают свой опыт друзьям из классов «А». Этот вариант особенно важен для развития дружеских отношений, взаимной заботы между параллельными классами.

3) Микроколлективами — на несколько станций. Создается около 10 станций. Каждый микроколлектив (например, пионерское звено) проходит последовательно через 2–3 станции, действуя на каждой из них в течение примерно 80–90 минут. График путешествия должен быть составлен так, чтобы на каждой станции встречались и действовали вместе 3–4 микроколлектива из разных классов (отрядов). Таким образом, каждый микроколлектив принесет в свой класс (отряд) опыт проведения 2–3 творческих дел и сможет стать организатором этих дел в своем коллективе и с младшими, а всего класс (отряд) обогатится опытом 6–9 творческих дел, если состоит из трех микроколлективов (звеньев). Этот вариант путешествия можно использовать на дружинном сборе-слете, на лагерном сборе и т. п.

Советы организаторам.

Проводите смотры дружбы в дни, предшествующие коллективному планированию (составлению плана жизни коллектива на новый период), чтобы обогатить копилку творческих дел, из которой черпают опыт ребята и их старшие друзья.

В любом варианте смотр дружбы должен проходить празднично, торжественно (линейка с приветствиями, творческие рапорты и т. п.), чтобы создать дружескую, деловую, непринужденную обстановку взаимного обучения, общего поиска.

Взрослые друзья ребят участвуют вместе с ними (и впереди них!) во всех этапах смотра дружбы: и в передаче опыта своего коллектива, и в изучении опыта других, и в коллективном размышлении — поиске лучших решений на будущее. А главное, вместе с ребятами заботятся о том, чтобы все ценное, усвоенное на смотре, вошло в жизнь.

Смотр дружбы — общая забота старших и младших о своем коллективе, о его чести, о его движении вперед!

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.