|
КТД в честь Дня Победы (на выбор).
1. Операция «Рядом с нами» — постоянная забота школьников об одиноких и больных людях, переживших войну, блокаду. К Дню Победы «посты заботы» готовят специальные поздравления, сюрпризы ветеранам, приглашают их в школу на праздник (операция «Салют ветеранам!»).
2. Операция «Знамя Победы» — поиск участников Великой Отечественной войны, воинов, освобождавших от фашистской чумы другие страны, сражавшихся в битве за Берлин.
3. Операция «Победа ковалась в тылу» (собираются материалы и открывается зал с экспозицией о подвиге тех, кто трудился в тылу; организуются концерты любимых песен военных лет в школе или по месту жительства для тружеников Великой Отечественной войны — жителей микрорайона, села).
4. Вечера военной песни и поэзии.
5. Спортивные состязания и военные игры (под командованием воинов шефской части).
6. Шествие (торжественный марш) и митинг у могил павших бойцов.
7. Выступление агитбригад для жителей города и села.
8. Операция «Плакат» — создание и смотр плакатов к Дню Победы, развешивание их на домах в микрорайоне.
9. Смотр рисунков на асфальте «А мы с тобой войны не знали».
10. Смотр стенных газет, создание специального выпуска радиогазеты «Они сражались за Родину». Газеты с рассказами и фотографиями родных, учителей, друзей-воинов можно вешать в помещении школы или прямо на улице, защитив стенды полиэтиленовой пленкой. На стендах можно сделать рубрику «Не только завтра, но сейчас служи Советскому Союзу» (о делах юнармейцев школы).
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИМ. В. И. ЛЕНИНА
Общий замысел (проект) праздника создается сообща, во время коллективного планирования дел на IV четверть. Для руководства подготовкой и проведением отдельных КТД выбираются советы дел из представителей звеньев, отрядов.
В это же время октябрята со своими взрослыми друзьями во главе с учителем и комсомольцами обсуждают и решают, какие дела, сувениры, творческие поздравления они подготовят в подарок пионерам своего отряда, своей дружины, пионерам и вожатым дружественной сельской (или городской) школы, ребятам дальних краёв и республик.
Те КТД, которые требуют длительного времени на осуществление (не менее месяца), необходимо начать воплощать в жизнь сразу после коллективного планирования, уже в первой половине апреля. К таким делам относятся, например, поисковые операции красных следопытов («Они были первыми», «Пионеры и вожатые 20–30-х годов», «Пионеры и вожатые Великой Отечественной войны» и т. п.); создание (или пополнение) выставки, уголка, зала, посвященного пионерам прошлого и настоящего, традициям и жизни пионерской дружины родной школы в отчетном году; трудовые тимуровские операции (забота о бывших пионерах и вожатых — ветеранах войны и труда; подготовка творческих подарков для далеких друзей — операция ПДД). Все эти дела сочетаются с операциями, намеченными и проводимыми в честь других праздников апреля и мая: дня рождения В. И. Ленина, Первомая, Дня Победы.
После празднования Дня Победы подготовка ко дню рождения Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина вступает в завершающий период. В эти несколько дней усиленно работают пионерские фабрики или «секретные» октябрятско-комсомольские цехи, мастерские, где готовятся сюрпризы для пионеров. Начинает действовать праздничная пионерская почта. В октябрятско-пионерском или школьном кинотеатре демонстрируются диа- и кинофильмы, посвященные пионерам и созданные школьной киностудией, о жизни пионерской дружины. Кукольный и «большой» школьный театры проводят последние репетиции спектаклей о пионерах (например, по произведениям А. Гайдара) или спектаклей-обозрений. Готовятся устные журналы, стенные, фото- и радиогазеты с репортажами о жизни дружины и отрядов за год, интервью с бывшими пионерами и вожатыми своей школы и других школ, сочиняются былины, оды, песни, телеграммы и т. п. Проводятся рейды дружбы — обмен делегациями между отрядами и дружинами для изучения опыта, традиций.
Если праздник планируется на несколько дней, в дружине можно провести день труда (забота пионеров о младших и взрослых, о благоустройстве школы, микрорайона, поселка, города, о природе и т. д.), день науки и техники, день искусства, день спорта и, наконец, финал праздничной пятидневки — день пионерской славы.
Возможные дела праздничной пятидневки (трехдневки и т. п.).
1. Большие отрядные сборы (подведение итогов и раскрытие перспектив), к которым каждое звено готовит творческий рапорт и «взгляд» в будущее». Перед сбором можно провести анкету:
Что тебе больше всего запомнилось в минувшем пионерском году?
Что у нас в отряде, дружине было особенно хорошо?
Какие хорошие традиции у нас развивались или возникали?
Что было плохо?
Твои предложения на следующий год: что сделаем? Для кого? С кем вместе? Где?
На таких сборах могут вручить подарки пионерам и поздравить их с праздником октябрята, комсомольцы, взрослые.
2. Отчетно-выборный сбор дружины (с творческими рапортами и предложениями отрядов).
3. Пресс-конференция, младших школьников со старшими: чему они научились за время пионерской жизни, что хорошего сделали, о чем мечтают и т. п.
4. Турнир-викторина по истории и современной жизни пионерской организации.
5. «Вечер горячих сердец», «Эстафета пионерских поколений» (воспоминания бывших пионеров и вожатых о своих товарищах, о своей жизни; рассказы пионеров о своих делах, мечте, о героях-ленинцах).
6. Эстафета любимых занятий (с приглашением октябрят, старшеклассников, родных, шефов): сводные бригады пионеров — любителей разных дел (чтения, коллекционирования, спорта, моделирования, рисования и т. д.) рассказывают о своих увлечениях, об умениях, приобретенных за год, о своих планах, демонстрируют свое искусство, свои работы.
7. Устный журнал (странички исторические, героические, отчетные, перспективные, поэтические и т. п.).
8. Эстафета инсценированных пионерских песен, пионерская песенная панорама.
9. Кинофестиваль (показ рисованных фильмов, фото-фильмов, любительских кинофильмов о жизни дружины, о материалах, найденных красными следопытами, и т. д.).
10. Ударные праздничные операции в зоне пионерской заботы (лучше сводными отрядами добровольцев).
Хозяин – коллектив!
Любое практическое дело — трудовое, познавательное, художественное, спортивное, общественно-политическое — становится коллективным и творческим только в живой совместной организаторской деятельности.
ГАЗЕТА–«МОЛНИЯ»
Особый тип стенной или радиогазеты; содержит экстренное сообщение об одном или нескольких важных событиях в жизни коллектива; ставит в связи с этими событиями вопрос-задачу для общего безотлагательного размышления; призывает к скорейшему практическому решению жизненно важной задачи.
Газета-«молния» не простая информация, а коллективное творческое дело как участников ее выпуска, так и всех членов коллектива, думающих над обсуждаемым вопросом, увлеченных общим поиском наиболее удачного его решения. Особенно важно, чтобы участники выпуска довели дело до конца: собрали и обобщили мнения и предложения членов коллектива, приняли меры для практического выполнения поставленной задачи. В этом случае участие в выпуске газеты-«молнии» дает наибольший воспитательный эффект: развивает чувство ответственности за жизнь своего коллектива, учит сопоставлять и оценивать разнообразные факты этой жизни, выделять главное, определять жизненно важную задачу, находить правильное ее решение, действовать находчиво и оперативно в неожиданно возникающих сложных ситуациях.
Газету-«молнию» можно выпускать в таких, например, случаях: когда коллективу предстоит какое-либо срочное, важное, новое дело и нужно сообща подумать, как лучше его выполнить;
когда в жизни коллектива неожиданно возникли конфликты или обнаружились какие-то серьезные трудности и нужно вместе решить, как их преодолеть;
когда произошло какое-то важное событие, радостное или печальное, и нужно сообща подумать, какие изменения в жизни коллектива и каждого его члена оно может вызвать;
когда в коллективе появился интересный опыт, который надо сделать достоянием всех.
Газеты-«молнии» может выпускать редколлегия постоянной стенной (радио-) газеты по собственной инициативе, а также по предложениям руководящего органа коллектива (например, совета пионерского отряда, совета дружины и комитета ВЛКСМ), по материалам разведки дел и друзей и т. д. Но целесообразно также дать право на выпуск газет-«молний» дежурному коллективу в классе (октябрятской звездочке, пионерскому звену, которые выполняют традиционные поручения типа «хозяева класса», «санитары» и т. п.) и в школе (дежурному классу или союзу старшего и младшего классов). В этом случае каждый сможет участвовать в выпуске газет-«молний».
Газета-«молния» не терпит шаблона в содержании и подаче материала, новый выпуск должен быть оригинальным по форме, приковывать внимание яркими, выразительными средствами оформления — шрифтом, красочностью, рисунками, необычной композицией (телеграфная лента, круг-«светофор», «молния» и т. д.). Однако в любом случае все эти средства должны не быть самоцелью, а выделять главное: лаконичный броский текст сообщения и призыва, четкую постановку вопроса-задачи, точное указание на то, когда и как члены коллектива могут сообщить свои мнения и предложения по этому вопросу.
Для «обратной связи» можно использовать и специальную «шкатулку мнений», помещаемую возле газеты-«молнии», и дежурство участников выпуска в определенное время, и «почтальонов». Собранные мнения и предложения обсуждаются участниками выпуска, а в случае необходимости в руководящих органах коллектива (например, на совете отряда), на экстренном общем сборе коллектива.
Это важно.
Не забывайте снять газету-«молнию» вовремя — сразу же после того, как ее все прочитают и смогут дать отклики. Ни в коем случае не допускайте того, чтобы она примелькалась или висела обязательно до выпуска следующей газеты. Не выпускайте «молнию» по малозначащим поводам, не превращайте ее в регистратора фактов, избегайте пышных фраз и стандартных призывов. Пусть каждая такая газета действительно будет молнией — неожиданной, яркой и острой. Пусть будит интерес, бьет тревогу, будоражит умы и открывает перспективу. А для этого действуйте по-гайдаровски, т. е. в тесном содружестве ребят и старших друзей. И здесь, пожалуй, нет лучшего средства, чем сравнение и обсуждение всех выпущенных ранее газет-«молний» (на общих сборах-«огоньках» или на очередном слете всей школы).
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА
Ежегодный праздник, во время которого в теплой, непринужденной обстановке происходит творческий смотр верности традициям и идеалам коллектива, заботы о его чести, красоте жизни, единстве, о его друзьях — близких и далеких.
Подготовка к дню рождения коллектива (октябрятской группы, пионерского отряда, комсомольского коллектива, школы, пионерского лагеря и т. д.) как общей «завтрашней радости» (А. С. Макаренко) начинается задолго до праздничной даты (например, за месяц). На общем сборе-старте выбирается совет дела — праздничная комиссия из представителей всех первичных (классов) и микроколлективов (звездочек, звеньев, бригад). Между ними проводится конкурс на лучшие предложения к празднику, составляется его план, распределяется поручения между первичными коллективами (для выполнения отдельных дел могут быть созданы сводные отряды желающих).
В период подготовки к дню рождения каждый коллектив (сводный отряд) выполняет поручение общего сбора (например, изготовление и вручение гостям пригласительных билетов, оформление помещения, рассылка писем и подарков далеким друзьям), а также готовит сюрпризы-подарки другим первичным коллективам или всему коллективу, отдельным его членам или друзьям-гостям. Такими сюрпризами-подарками могут быть стенная или «живая», фото-, световая, радио-, киногазета, песня или сюита песен, стихи, самоделки «со значением», с дружеским розыгрышем, благодарностью, пожеланиями и т. д.
Сам праздник может быть проведен как традиционный вечер (сбор), который может включать и другие творческие дела в честь дня рождения коллектива (например, торжественную линейку у памятника героям или звездный марш-поход, трудовую операцию, сюрприз, веселую спартакиаду, фестиваль собственных фильмов, смотр-защиту творческих работ, большой общий сбор коллектива и его друзей — разговор о жизни в течение года и о новых перспективах).
Прологом праздничного вечера (сбора) становится встреча гостей. Это лучше всего сделать силами специального «гостевого» сводного отряда — представителей всех первичных (микро) коллективов. Члены такого отряда приглашают гостей в свои коллективы, где в тесном дружеском кругу беседуют, рассказывают о том, что сделали за год, показывают фотографии, альбомы, поделки, подготовленные подарки. Каждый первичный коллектив знакомит своих гостей с программой вечера, вручает им тексты своих любимых песен и вовлекает желающих в секретную подготовку сюрпризов. Последнее особенно важно: хотя участие гостей в коллективном выступлении будет носить характер экспромта, оно сразу же сблизит их с хозяевами вечера, превратит из зрителей в товарищей по творческому делу, поможет создать атмосферу общей увлеченности, общего радостного подъема.
После торжественного открытия вечера (когда может быть внесен флаг, спета песня-гимн) каждый первичный коллектив представляет собравшимся своих гостей, а в дальнейшем делает их участниками творческих дел, входящих в программу вечера, тепло провожает, на прощание вручив памятные открытки и попросив записать в специальной книге (например, в «Книге добрых напутствий») мнения об увиденном, советы, пожелания на будущее.
В программу праздничного вечера (сбора) могут входить разнообразные творческие дела и игры, например: сюрпризы-подарки первичных коллективов, сводных отрядов (групп);
чтение писем, телеграмм от далеких друзей, корреспонденции, посылаемой им с праздничного вечера («перекличка друзей»);
«экспедиция по году» — краткое обозрение наиболее ярких событий жизни коллектива в виде «живых картин», сценок, загадок, частушек и т. п.;
концерт-«молния» (лучше сводными объединениями, созданными тут же, на празднике, например «творческими объединениями тезок»);
эстафета-«ромашка» с веселыми задачами, отражающими жизнь коллектива за год, и т. п.;
игры-«молнии», хороводные танцы.
И конечно же, весь вечер должен быть насыщен любимыми песнями — веселыми и грустными, задорными и торжественными. Об этом заботятся ведущие — члены праздничной комиссии или специальный совет запевал.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|