КАК ЭТО БЫЛО (из коммунарского дневника Валентины Котовой и Людмилы Тетерской)
Всякому учреждению нужен начальник. У нас им стал десятиклассник Валера. Остальные добровольцы-сотрудники (ребята из 4–8 классов) тоже нашли себе дело по душе: кто стал почтальоном или телеграфистом, кто сортировщиком или кассиром.
Но почтамт нужно еще создать. Поэтому начальник отдает приказ: «Срочно привести помещение в соответствующий вид».
И дело пошло! Почтальоны и кассиры стали на время снабженцами (добывали клей, бумагу, краски, ножницы), художниками, столярами. Не обошлось, конечно, без горячих споров — каждый вносил свои предложения, как лучше расставить мебель, распределить рабочие места. Но так как цель у всех была одна — как можно лучше подготовиться к приему посетителей, быстро приходили к общему мнению. Работали дружно, перебрасывались шутками. За два часа сделали главное. На следующий день закончили подготовку к открытию нашего почтамта.
Да, теперь действительно стало уютно и радостно. Может быть, еще и потому, что сегодня отличный денек и солнце заглядывает в комнату. А может быть, из-за приподнятого настроения ребят, взволнованных ожиданием чего-то интересного, необычного...
Первые посетители пришли отправить поздравительные телеграммы своим товарищам, учителям, родным. Телеграфистка Галя тщательно подсчитывает количество слов и просит оплатить телеграмму. А расплачиваются у нас не совсем обычно. За телеграмму, в которой, например, 13 слов, нужно написать рассказ с таким же количеством слов, начинающихся с буквы «О». Клиенты обычно справлялись с этой задачей и в подарок получали... свое же произведение (или отправляли его письмом по адресу друзей).
Вслед за первыми стали приходить все новые и новые посетители — октябрята, пионеры, солидные старшеклассники и даже учителя, решившие поближе познакомиться с нашим учреждением. И каждый приносил и уносил с собой рассказ, шутку, стихотворение, куплет новой песни...
Немало пришлось потрудиться почтальонам. Они доставляли открытки, письма, телеграммы (в первую очередь, конечно, телеграммы). И где бы они ни появлялись — люди сначала удивлялись, а потом улыбались и радовались.
И в этом — главное наше трудовое достижение.
РЕЙД
Операция-поход, проводимая силами добровольцев (ребят и взрослых). Длится обычно несколько дней, а иногда и дольше (2–3 недели), например, во время летних каникул.
Трудовой рейд — операция комплексного характера, так как имеет своей целью разностороннюю заботу о людях и включает в себя в качестве средств для достижения этой цели трудовые дела других видов: сюрпризы, десанты, атаки — секретные, полусекретные, открытые.
Сложность задач, решаемых каждым участником операции, многообразие видов деятельности, нелегкие условия похода делают такие рейды одним из сильнейших средств воспитания общественника-организатора.
Примеры дел, совершаемых во время трудового рейда:
- сбор материала об участниках революции, гражданской и Великой Отечественной войн, о героях труда, об истории района, города, поселка, колхоза, совхоза и т. п.; создание или пополнение выставки, школьного (или краеведческого) музея;
- выступление с устным журналом, «живой газетой», выпуск газеты-«молнии» по злободневным вопросам местной жизни;
- участие в благоустройстве населенного пункта, в оформлении школы, клуба и других общественных зданий и сооружений, например, способом трудовых атак;
- создание выставок, рисунков, поделок; проведение экскурсий и подготовка экскурсоводов из местных школьников; устройство вечеров поэзии, живописи, музыки;
- забота о местных ребятах: обучение их разнообразным играм, песням, творческим делам, проведение таких дел вместе с ними; например, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, игры «Город веселых мастеров», веселой спартакиады;
- забота (вместе с местными школьниками) о малышах: организация детской площадки, показ диафильмов, изготовление игрушек на трудовой фабрике;
- забота (вместе с местными ребятами) о взрослых жителях, например с помощью сюрпризов;
- помощь в сельскохозяйственных работах, в охране природы, в озеленении.
Решение о проведении трудового рейда принимает общий сбор классного коллектива или общешкольный слет во время совместного планирования творческих дел на очередной период. Тогда же выясняется, кто будет принимать участие в предстоящем рейде — постоянные коллективы (пионерские звенья, отряды по желанию) или сводный отряд добровольцев; выбирается совет дела (штаб рейда), куда входят старшие ребята и взрослые в качестве комиссаров.
На общем сборе участников коллективно разрабатывается план рейда, намечаются сроки, определяется вариант организации, составляются команды, обсуждаются вопросы снаряжения, питания участников.
Возможные варианты организации трудового рейда.
1. «Связка». Все участники рейда идут по одному маршруту, останавливаясь по очереди в нескольких пунктах и проводя там разнообразную работу. В этом варианте целесообразно разделиться на команды по «специальностям»: КС (красные следопыты), «тимуры» (забота о малышах), «физорги» (организаторы спортивных дел), «друзья искусства» и др. Каждая из таких команд в случае необходимости привлекает к организации «своих» дел остальных участников рейда, создавая временные объединения.
2. «Звезда». Участники рейда через день-два после пребывания на общей базе расходятся командами по радиальным маршрутам-лучам в разные населенные пункты, действуют там в течение нескольких дней, а затем возвращаются на базу, где подводят итоги, обмениваются опытом, проводят общие творческие дела. В этом варианте каждая команда должна включать «специалистов» — организаторов разнообразных дел, например красных следопытов, затейников, запевал, художников, журналистов (лучше, если каждую «специальность» выберут не менее 2–3 человек).
3. «Веер». Команды в начале рейда или спустя какое-то время расходятся и идут параллельными маршрутами, затем соединяются в назначенном пункте, работают здесь сообща и могут двигаться дальше вместе.
Советы организаторам.
Храните и развивайте во время рейда традиции чести и красоты коллектива (почет знамени, значки с эмблемой, исполнение гимна, девиза на общих сборах и линейках и т. п.).
Начинайте действия на маршруте (в очередном населенном пункте) с общей разведки.
Обсуждайте ход жизни и всех операций, разрабатывайте план следующего дня и предстоящих дел на ежедневном (ежевечернем) общем сборе-«огоньке», по возможности у походного костра; для руководства отдельными делами выбирайте советы дел из представителей всех команд.
Старайтесь как можно быстрее завязать контакт с местными ребятами и проводите все операции в содружестве с ними (при этом можно создать из них сводные отряды или включать новых друзей в свои команды); стремитесь к тому, чтобы после вашего ухода переданный и накопленный сообща опыт продолжал использоваться и обогащаться вашими новыми друзьями.
«СНЕЖНАЯ СКАЗКА»
Сюрприз-подарок малышам, зимняя трудовая операция, участники которой создают (по секрету от малышей!) различные скульптуры из снега, строят крепость, сказочные терема и другие сооружения для ролевых игр.
Эта операция предусматривает участие школьников любого возраста, а также их старших друзей — взрослых, развивает творческие способности, сплачивает старших и младших, воспитывает заботливое отношение к малышам.
Подготовка к операции.
Незадолго до операции (лучше за день или за несколько часов) каждый коллектив (постоянный или сводный), участвующий в ней, посылает своих разведчиков для выбора места действия (двор детского сада, территория школы, детский парк или детская площадка в городском парке, двор жилого дома, обычное место подвижных игр малышей данного поселка, села).
Операцию проводят днем или вечером. Если участвуют только старшие ребята, то возможна и ночная операция. Нужно взять флажки, гирлянды для украшения снежных фигур, а также ведра с водой и разведенной в них анилиновой краской — для раскрашивания сооружений.
Ход операции.
На общем сборе командир (начальник штаба) объявляет о начале операции, после чего гайдаровские команды отправляются по выбранным маршрутам, к местам своих действий. В ходе операции любая команда может разбиться и на небольшие бригады — по возрасту или по интересам (по объектам — дед-мороз, снегурочка, терем, крепость и др.).
Если команда разделилась на бригады по возрасту, то старшие, закончив работу, могут помочь младшим. Если бригады создавались по интересам, то в каждой из них окажутся ребята разных возрастов и их старшие друзья. После того как команда разбилась на бригады, каждая из них приступает к работе: обдумывает проект и начинает делать задуманную фигуру, постройку из снега.
Закончив работу, бригады осматривают созданные сооружения, после чего направляются к месту общего сбора и готовят творческий рапорт команды в виде речевки, песни и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|