Сделай Сам Свою Работу на 5

Йога-яджнявапкья и Брихад-йоги-яджнявалкья





Йога-Яджнявалкья («Йога Яджнявалкьи»), известная еще как Йога-яджнявалкья-гита и Йога-яджнявалкья-гита-упанишада, — сочинение из 485 шлок, разбитых на двенадцать глав. Ее приписывают Яджнявалкье, которого надо отличать от одноименного знаменитого упанишадского мудреца. Труд представляет собой беседу между мудрецом и его супругой Гарги.

Прахлад Ч. Диванджи, издатель текста, отмечает его как «самый ранний из сохранившихся трудов по хатха-йоге для простого человека» [546]. Вероятной датой создания Йога-яджнявалкьи он считает период с 200 по 400 г. н. э., как можно полагать, прежде всего потому, что некоторые места в комментарии Шанкары на Шветашватара-упанишаду, похоже, восходят к этому сочинению. Однако подлинность самого этого комментария находится под большим сомнением [547]. Притом Йога-яджнявапкья постоянно ссылается на Тантры, а самые ранние индуистские Тантры относятся к периоду после 400 г. н. э.

К тому же Диванджи ошибочно полагал, что данный текст описывает исключительно процесс подъема змеиной силы к лотосу сердца, тогда как встречаются шлоки, где ясно описывается процесс развертывания кундалини в понятиях, которые хорошо известны из литературы по хатха-йоге. Действительно, терминология и стиль Йога-яджнявалкьи во многом сходны с Йога-упанишадами, и представляется неправдоподобным, чтобы это была та самая Йога-шастра, которую приписывают некоему Яджнявалкье и которую упоминают или цитируют в самых разных сочинениях, особенно в Дхарма-шастре Яджнявалкьи. Однако, возможно, что Йога-яджнявалкья содержит шлоки из несохранившейся Йога-шастры.



Брихад-йоги-яджнявалкья-смрити («Великий труд по [йоге] Йогина Яджнявалкьи») на первый взгляд выглядит расширенным вариантом Йога-яджнявалкьи, но на самом деле это совершенно самостоятельный текст, который к тому же, кажется, значительно старше. В своей многотомной Истории Дхармашастры П. В. Кейн относит его к периоду с 200 по 700 г. н. э. Не исключен и более поздний срок [548].

Брихад-йоги-яджнявалкья-смрити — достаточно обширное произведение из 886 шлок, где описываются многие ритуальные практики, которых должен придерживаться йогин. Много места отведено философии и практике мантра-йоги, заключающейся в повторении священного звука ом вкупе с регуляцией дыхания. Однако, подобно Йога-яджиявалкье, данный труд также ратует за модель восьмизвенной йоги, которая нам известна из Йога-сутры Патанджали.



Здесь заметно присутствие солнечной йоги, особенно в девятой главе. Ида и сушумна (!), как говорится в шлоке 9.96, существуют в виде рашми (солнце) и обладают соответственно свойствами огни (огонь) и сомы (луна). Из шлоки 9.98 мы также узнаем, что между эти двумя располагается ама (молодой месяц), где месяц побуждается солнцем. Говорится (9.100), что мудрецы домагаются Абсолюта, следуя за этой амой, которая пребывает в солнце, сердце и высшем Абсолюте. В шлоке 9.156 нам сообщают, что Я единственно, но проявляется в пяти образах: солнца, сердца, огня, пространства и в Высшем (пара).

Сочинение упоминает 72 000 нади, которые исходят от сердца, но не называет четырнадцать наиболее важных из них, как это делает Йога-яджнявалкья. Не упоминает оно и кундалини, что также указывает на его более раннее происхождение.

Как Брихад-йоги-яджнявалкъя-смрити, так и Йога-яджнявалкья, очевидно, были написаны в культурной среде брахманизма [секты] смарта.

Йога-вишая

Йога-вишая («Предмет йоги»), ошибочно приписываемая Матсьендре, представляет собой небольшое сочинение из тридцати трех стихов. Дата его написания не установлена и, возможно, это довольно поздний текст. Здесь затрагиваются такие важные предмет как девять центров (чакра), три «узла» (грантхи) и девять «врат» (двара ), или физических отверстий тела. Цель регуляции дыхания — позволить жизненной силе (прана ) пройти через узлы таким образом, чтобы кундалини смогла полностью подняться по позвоночному столбу.



Хатха-йога-прадипика

Хатха-йога-прадипика («Освещение хатха-йоги») была написан. Сватмарамой (или Атмараной Йогендрой в середине четырнадцатого века. Это, безусловно, класси ческое руководство по хатха-йоге Она состоит из 389 шлок, разбитых на четыре главы. Сватмарама, последователь шиваитской традиции йоги из Андхры, выдвигает хатха йогу в качестве средства для раджа-йоги.

Не преуспеть в раджа-йоге без хатха[-йоги], как и в хатха[-йоге] без paджа-йоги. Посему ради духовного мужания должно заниматься и тем и других (2.76)

Первая глава посвящена, преде всего, описанию основных поз (асана), тогда как вторая глава повествует об очистительных практиках, а также о жизненной силе (пране ) и ее управлении посредством регуляции дыхания (пранаяма). В третьей главе Сватмарама знакомит нас с тонкой физиологией и приемами наподобие печатей (мудра) и замков (бандха), посредством, которых можно удерживать жизненную силу и пробудить кундалини. Заключительная глава посвящена высшим этапам йогической практики, включая экстатическое состояние (самадхи), которое истолковывается в ведантском смысле. На Хатха-йога-прадипику есть прекрасный комментарий середины восемнадцатого века под названием Джйотсна («Свет»), принадлежащий Брахмананде.

Хатха-ратна-авали

Хатха-ратна-авали («Жемчужное ожерелье хатхи») Шринивасы Бхатты — сочинение, вероятно, середины семнадцатого века, которое имеет, по меньшей мере, один комментарий, и состоит из 397 стихов. Шриниваса, писавший также труды по веданте, ньяе и татре, создал искусный трактат по хатха-йоге, где более подробно излагаются сведения, содержащиеся в Хатха-йога-прадипике.

Гхеранда-самхита

Гхеранда-самхита («Собрание Гхеранды»), сочинение, вероятно, написанное в конце семнадцатого века, является одним из лучших известных нам трудов по хатха-йоге. Автор Гхеранда-самхиты был последователем бенгальской вишнуитской традиции йоги. Произведение состоит из семи глав, содержащих всего 317 стихов, хотя некоторые рукописи имеют дополнительные шлоки. Здесь представлено не менее 102 йогических практик, включая двадцать один прием по уходу за телом, тридцать две позы и двадцать пять печатей (мудра). Говорится о семи «звеньях» йоги и, что любопытно, регуляция дыхания (пранаяма) рассматривается после устранения чувств (пратьяхара) [549]. В йоге Патанджали дыхательный контроль составляет четвертое, а устранение чувств — пятое ее звено.

Шива-самхита

После Хатха-йога-прадипики и Гхеранда-самхиты наиболее значимым руководством по хатха-йоге является Шива-самхита («Собрание Шивы»), Она содержит 645 шлок, распределенных по пяти главам. Труд представляет особую ценность благодаря обширному философскому материалу. Дата его написания неизвестна, но, похоже, он относится к концу семнадцатого или началу восемнадцатого веков.

Первая глава полностью посвящена изложению ведантского монизма:

Иллюзия (майя) есть матерь мира: белее ни на каком начале он не зиждется Когда сия майя разрушается, то и сак мир, определенно, прекращает существование.

Для кого вся сия вселенная есть игра майи — которую должно превозмочь — тот не находит никакого довольства вещах и никакого наслаждения в плоти. (1.64–65)

Ежели человек свободен от всякого наложения (у падки), то он может утверждать, что сам есть вид незапятнанной, неделимой мудрости (джняна). (1.67)

Вторая глава содержит описание некоторых потаенных образований человеческого тела. Третья глава начинается с беседы наставника и знающих учеников, а затем идет обсуждение регуляции дыхания и трех уровней йогического совершенства, а именно (1) «состояния горшка» (гхата-авастха, пишется гхатавастха), когда жизненная сила в теле (именуемом «горшком») сотрудничает со всеобщим Я; (2) «состояние накопления» (паричая-авастха, пишется паричаявастха), когда жизненная сила обездвиживается вдоль оси тела (сушумна); (3) «состояние мужания» (нишпатти-авастха , пишется нишпатти-авастха), когда йогин разрушил семена своей кармы и «лакает воду бессмертия» (3.66)

В четвертой главе безымянный автор описывает различные замки (бандха) и печати (мудра) для пробуждения кундалини. Пятая глава рассматривает препятствия на йогическом пути с последующим обсуждением потаенных телесных центров (чакра), особенно макушечного центра, и высших этапов йоги. Завершается произведение утверждением, что даже домохозяева способны обрести освобождение, коль скоро будут со всем тщанием соблюдать обязанности йогина и откажутся ото всех привязанностей.

Йога-шастра

Йога-шастра Даттатреи, состоящая из 334 строк, несомненно, является поздним трудом, но поскольку она цитируется в Йога-карнике , то должна предшествовать ей. Текст передает беседу между мудрецом (муни) Даттатреей, живущим в лесу наймиша, и духовным искателем Санкрити. Здесь говорится (строка 28) о мантра-йоге как о низшей форме йоги, и прославляется (строка 29) лая-йога как средство достижения полного растворения (лая ) ума.

Текст также содержит (строки 29–30) учение о «договоренностях» (санкета) для сосредоточения ума. Сообщается, что Адинатх (то есть Шива) научил восьми крорам (то есть восьми миллионам) таких санкет, или приемов. Поэтому человек может созерцать пустоту (шунья), что можно практиковать в любой ситуации, или созерцательно взирать на кончик носа, или же сосредоточиться на затылке, в междубровье, на лбу, на большом пальце ноги и прочее.

Карма-йога представлена (строки 52–56) восьмизвенной — либо в виде йоги Патанджали, либо Яджнявалкьи. Затем дается описание (строки 57–61) восьми основных практик (крия) хатха-йоги, как их проповедует Капила и его ученики: маха-мудра, маха-бандха, кхечари-мудра, джаландхара-бандха, уддияна-бандха, мула-бандха, випарита-карани и ваджроли, где последняя состоит из приемов ваджроли, амароли и сахаджоли. Как разъясняет Йога-шастра (строки 306–316), йогин должен управлять семенем посредством ваджроли. Данная практика требует молока (кшира) — вероятно, служащего обозначением семени, и вещества под названием ангираса (имя ведийского рода чародеев), которое обозначает женские половые выделения. Считается, что оба этих вещества всасываются через пенис, когда йогину не удается совладать с семяизвержением. Амароли и сахаджоли не объясняются, но описания этих приемов можно найти в Хатха-йога-прадипике (3.92–98). Первый является йогическим эквивалентом уринотерапии, тогда как последний состоит в умащении после половой близости некоторых неназванных частей тела смесью из воды и пепла, который остается после сгорания коровьего навоза. Согласно комментарию Джйотсна, этими частями являются голова, лоб, глаза, сердце, плечи и руки.

Йога-карника

Йога-карника («Серьги йоги») Агхорананды была написана примерно в восемнадцатом веке. Она состоит из пятнадцати глав, содержащих более 1200 стихов. Сам текст крайне неупорядочен, и к тому же далеко не оригинален по содержанию. Его ценность скорее определяется извлечениями из утраченных трудов по хатха-йоге.

Хатха-санкета-чандрика

Хатха-санкепш-чандрика («Лунный свет, проливаемый на договоренности хатха-йоги») — малоизвестный, но весьма важный груд, приписываемый Сундарадэве (1675–1775) [550]. Значительность сочинения отчасти определяется его подробным описанием хатха-йоги, а отчасти многочисленными извлечениями и ссылками. Сундарадэва приводит названия не менее чем семидесяти двух текстов и имена шести авторов. Некоторые из этих текстов, похоже, не сохранились, а другие известны лишь благодаря упоминанию их названий в каталогах рукописей научных учреждений. Сундарадэва, по всей видимости, был образованным ученым, практикующим йогу. Он также написал Хатха-таттва-каумуди и Прана-кундачи , а еще некоторые драматические, поэтические сочинения труды по лечебному питанию.

Заключительные

Замечания

Традиционная литература хатха-йоги пока мало исследована. Нам известно значительно больше трудов, чем приведены выше, и это лишь названия или рукописи знакомые немногим и похороненные в пыльных книгохранилищах, где они постепенно разрушаются под воздействием влажного индийского климата. Однако я полагаю что спасенные сочинения содержат всю основу традиции хатха-йоги. Если мы хотим идти дальше, — должны изъявить желание усесться у стоп тех немногих наставников которые все еще обучают «йоге с натугой» в ее исконном виде.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Йога подобна древней реке с бесчисленными порогами, водоворотами, петляниями, притоками и заводями, протянувшейся вдоль живописных берегов, населенных разноплеменным людом. Здесь я представил взгляд с высоты птичьего полета, позволив читателю узреть картину во всем ее величии, и лучше, надеюсь, оценить благодатные воды йоги и разнообразный культурный пейзаж, где протекала река йоги за время своего тысячелетнего существования. Иногда я наводил объектив на что-нибудь особо примечательное, исследуя это в той мере, насколько позволял объем книги и сохранившихся источников.

Свой последний взгляд мы бросили на прибрежное течение хатха-йоги, ту сторону тантризма, которая стремится обрести сразу и духовное просветление, и телесное бессмертие. Это тот рукав извивающейся в своем течении реки йоги, который выносит нас к океану — миру, что за пределами Индии. Ведь йога решительно несет свои воды на Запад. Сегодня миллионы людей практикуют медитацию. Они радуются открывающимся им прозрениям в тайны сознания и его поразительной способности превозмогать себя — то есть выходить за пределы своего собственного обусловленного существования.

Однако немногие всем сердцем отдаются изучению замысловатой психотехники различных течений традиции йоги. Именно им и открывается, что сознание, человеческое тело и ум, представляет собой прекрасно оснащенную лабораторию, где можно отыскать посредством экстатического самопреодоления философский камень — алхимический эликсир просветления. Конечно, не каждый способен последовать их примеру.

Тем не менее традиция йоги, чьих наставников все еще можно пока отыскать, предлагает удивительную возможность проникнуть в психические и духовные планы бытия, которые наша постиндустриальная цивилизация склонна не замечать и даже избегать. Мы можем изучать произведения йоги как древние, так и современные, и тем самым позволить заключенному в них эзотерическому знанию и мудрости обогатить наше понимание человеческой природы. Под чьим-либо руководством, мы можем даже попытаться проверить на себе некоторые из утверждений знатоков йоги прошлого и настоя

щего. Разумеется, это не должно быть слепым подражанием Востоку, но мы можем многое почерпнуть из его побед и поражений.

Очевидно, йога заслуживает значительно более пристального внимания со стороны ученых, нежели это делается сейчас. Наша современная западная цивилизация, которая ныне оказывает влияние на самые отдаленные уголки мира, срочно нуждается в психотехнике, которая способна уравновесить пагубные последствия крайностей научного прогресса и несовершенства сознания, что его породило. На ученых, которые, прежде всего, считают своим долгом познание реальности, лежит особая обязанность изучить великие прозрения духовных традиций Востока, которые серьезно оспаривают нынешнее научное мировоззрение.

Ограниченность материалистического миропонимания становится все более очевидной в двадцатом веке. Растет число ученых, которые начинают сомневаться в отношении того, что пытаются наблюдать, измерять, описывать и уяснять. Это зародившееся сомнение, возможно, откроет доступ к более широкому миросозерцанию, которое учитывает и психодуховную сторону бытия. Прозрения и открытия духовных традиций Индии, тщательно собираемые к_ протяжении многих тысячелетий, могут позволить нам прозреть тс что лежит по другую сторону, сюит лишь выйти за пределы нынешних научных догм.

Последователи такой преобразованной науки, действительно тогда сумеют отделить реальность от вымысла, и творческую работу воображения (мифологию) от пустых фантазий. Они также окажутся в состоянии создать новый язык. который, несомненно, необходим для описания того, с чем им предстоит столкнуться. Кроме тоге они вновь научатся испытывать трепет перед великой Тайной бытия, своим смирением преображав себя. Этот духовный вызов противостоит нам всем, и сегодня это противостояние ощущается более чем когда-либо прежде в человеческой истории.

Совместно и в отдельности мы обязаны отыскивать наши собственные ответы — нашу собственную йогу.

 

ХРОНОЛОГИЯ

 

Западные ученые, в общем, не склонны доверять исконно индийской хронологии (наподобие династических списков Пуран), усматривая в них чуть ли не выдумки ошибающихся пылким воображением пандитов. Некоторые исследователи, однако, глубоко изучив столь сложный вопрос, выяснили, что индийские исторические традиции заслуживают значительно большего доверия, чем принято думать.

В течение тысячелетий индусы передавали свое священное знание изустно, что требует огромного напряжения памяти. Даже сейчас есть еще брамины, которые способны наизусть читать одно, два или даже три писания вед и некоторые из их комментариев, состоящие из десятков тысяч строк. Другие могут цитировать весь эпос Махабхарата, который в семь раз обширней Илиады и Одиссеи вместе взятых. При такой выдающейся мнемонической технике — почему бы нам не отнестись серьезно к их спискам царей и провидцев? Все же Пураны не относятся к литературе откровения (шрути) и поэтому явно не передавались столь же тщательно, как Веды. Однако то, что списки пуранических царей могут содержать ошибки и неточности, не умаляет их ценности как [исторических] хроник.

Следующая хронология основывается на современных исследованиях и [достижениях] современной мысли, а не на глубоко консервативных представлениях научных учебников. Академическая среда медленно начинает приходить к пониманию того, что мы должны полностью пересмотреть историю Древней Индии. Можно и не говорить, что представляемая хронологическая реконструкция, естественно, весьма предположительна для самого раннего периода, но отличается тем, что отводит должное место исконно индийской традиции, а также учитывает самые последние данные. В частности, открытие того факта, что могучая, длиной 1800 миль, река Сарасвати, некогда протекавшая через центр ранней ведийской цивилизации, пересохла[551]примерно к 1900 г. до н. э., представляет существенную хронологическую точку отсчета. Она помогает нам устанавливать предшествующие и последующие вехи в культурном развитии более надежно, чем это было возможно прежде.

Другим возможным хронологическим указателем является недавняя идентификация подводных развалин в заливе Кач как Двар(а)ка — столицы богочеловека Кришны. Эти развалины были датированы примерно 1450 г. до и. э. Если мы ориентировочно отне сем [род] Пандавов к этому времени и по весьма осторожным оценкам отведем каждому поколению двадцать лет, то можем воссоздать — опираясь па эти две даты с привлечением родословных Пур ан (как их реконструировал Ф. Э. Парджитер (F. Е. Pargiter) — вероятную хронологию Древней Индии

До н. э.

250 00 °Cамые ранние известные свидетельства присутствия человека в Индии.

40 000 Разрисованные скальные пещеры в Центральной Индии.

6500 Первые следы городища Мехргарх (совр. Афганистан), из которых становится очевидной культурная преемственность с индо-сарасватской цивилизацией и позже индуистской культурой. Примерно к пятому тысячелетию до и. э. Мехргарх разросся до поселения численностью около 20 ООО человек (размером с современный университетский городок Стэнфорд, Калифорния). Датировка по углероду определила восьмое тысячелетие до нашей эры.

4000 -3000 Дохараппский этап индо-сарасватской цивилизации, что следует из результатов раскопок таких поселений, как Балакот, Амри и Хакра.

4000 -2000 Период, когда создавалась Ригведа , согласно астрономическим данным, содержащимся в тексте памятника. Его можно рассматривать как эпоху, в течение которой формировались основные гимны Ригведы («Знание Молитв»), а также три другие ведийские Самхиты [ «Собрание»], и, возможно, также исконная Пурана («Древнее Предание»).

Это должен быть также период Ману Сваямбхува[552], первого Ману, как и следующих пяти Ману, если мы не будем придерживаться принятых научных представлений и относиться к этим фигурам как чисто вымышленным. Ману приписывают авт орство Ма ну-смрити, хотя дошедший до нас текст датируется 300–200 гг. до н. э.

Современниками первого Ману были семь великих провидцев [санскр. canmapuшu . — Прим. пер .]: Маричи, Ангирас, Атри, Пулаха, Крату, Пуластья и Вашиштха. [Род] Ангирасов связывают с Атхарваведой , и так же называют позднейших мудрецов. Еще это время первого Бхригу, могущественного мудреца, который, по преданию, вновь родился в эпоху Ману Вайвасваты (см. 3310 г. до н. э.). Его потомки (известные как Бхаргавы) обладали большим религиозным влиянием в ведийские времена и их, в частности, связывали с Атхарваведой . В это время также жил божественный мудрец Парада (семь воплощений которого известны Пура нам ) и Дакша, или Кан (первое из двух воплощений под этим именем), чья дочь Сати была супругой Шивы.

3310 Эпоха Many Вайвасваты [санскр. сын Солнца. — Прим. пер.], седьмого Ману и первого правителя после великого потопа, упомянутого в индуистских источниках, который жил за девяносто три поколения до Пандавов. Его сын Икшваку основал Солнечную династию Айодхья, ветвь Северных индийских царей, к которым принадлежал богочеловек Рама (см. 2050 г. до н. э.). Внук Ману Чандра, сын мудреца Атри, основал Лунную династию, к которой принадлежал богочеловек Кришна.

Это также эпоха семи великих провидцев Вашиштхи, Кашьяпы, Атри, Джамадагни, Гаутамы, Вишвамигры и Бхарадваджи

[согласно Шатап fnха-брахмане. — Прим. пер.].

3210 Время нечестивого царя Вены, который был убит силой мантр и его мудрого наследника Притху [иначе Притхи] из рода Айодхья, который был великим прозорливым и милостивым правителем.

18 февраля 3102 Традиционная, но неправдоподобная индуистская дата (согласно Пуранам) начала темной эры (кали-юга), которая, согласно некоторым пандитам, совпадает с окончанием великой битвы, описанной в Махабхарате. Это время богочеловека Кришны и царевича Арджуны. По греческим источникам, Геракл (= Кришна) жил за 138 поколений до Александра Великого (около 325 г. до н. э.); см. 1450 г. до н. э.

3000 Начало возведения городских центров вдоль бассейна реки Инд. Они были частью ширящейся индо-сарасватской цивилизации, которая охватывала площадь примерно в триста тысяч квадратных миль[553]. Поскольку самые ранние археологические слои Мохенджо-Даро недоступны из-за близких, залетающих на глубине сорока футов[554], грунтовых вод, обычная датировка этого города 2600 г. до н. э. может быть спокойно отодвинута на несколько столетий назад.

2950 Начало эпохи Раннего царства Египта.

2600–1900 Так называемый «Хараппский период» индо-сарасватской цивилизации — по названию крупного города Хараппа. В этот период наблюдался оживленный вывоз товаров, особенно леса, в Шумер и другие ближневосточные культурные регионы.

2600–1400 Создание учений, которые затем приняли форму Брахман (ритуальных текстов). Их приблизительная хронологическая последовательность такова: Панча-вимша (именуемая также Тандья(маха) — или Праудха-брахмана; реки Сарасвати и Дришадвати пока многоводны; этот текст пока еще не относится к объединению Куру и Панчалов)[555], Тайттирия (относится к объединению Куру и Панчалов), Джайминия, Каушитаки (или Шанкхаяна), Айтарея, Шата-патха и Го-namxa. Это также эпоха становления Аюрведы (медицинской традиции Северной Индии), берущей начало из содержащихся в Атхарваведе учений.

2510 Царь Сагара из Солнечной династии, чьи 60 000 сыновей, по преданию, были убиты Капилой (который, по-видимому, не был тем мудрецом, которого считают основателем философии санкхья). Это также эпоха Пратарданы, сына царя Диводасы II, который был мудрым философом, кому доверено в Каушики-упанишаде отстаивать тогда еще новую идею «внутреннего возлияния на жертвенный огонь» (антара-агни-хотра ). Пратардана отталкивался от более раннего подхода к жертвенным ритуалам у Махидасы и Гаргьяяны.

2450 Царь Бхарата из рода Пуру, чьим именем названа Индия и от которого идут обе соперничающие ветви рода — Пандавы и Кауравы. Иную дату войны [потомков] Бхараты дает астроном шестого века Варахамихира, которая, однако, представляется слишком ранней.

2371–2316 Саргон, правитель города Аккад, которого (ошибочно) британский ученый J1. А. Уоделл (L. A. Wadell) отождествляет с царем Сагарой. Саргон имел постоянное войско численностью 5400 человек, что позволило ему покорить один за другим соседние города-государства. Аккадское царство, в свою очередь, было завоевано Вавилоном, чьи математические познания указывают на влияние тех математических знаний, что изложены в Шулба-сутрах и которые по существу уже присутствовали в ранних Брахманах.

2050 Царь Дашаратха, правящий в Айодхье, отец Рамы, Бхараты, Лакшманы и Шатругхны. Дашаратха упоминается в хеттской надписи, датируемой примерно 1500 г. до н. э., вместе с Индрой, Насатьей и Ашвинами. Это показывает, что за прошедшие две тысячи лет личность царя была полностью мифологизирована. Рама, по преданию родившийся в конце трета-юги (которую традиционно относят к 867 000 г. до н. э.), — герой эпоса Рамаяна. Этот «исконный эпос» (ади-кавья ) был составлен Вальмики, предположительно современником Рамы и учителем прославленного мудреца Бхарадваджи, хотя сохранившаяся санскритская версия значительно более позднего происхождения (вероятно, 300 г. до н. э.). Правление Рамы было золотым веком для древнего царства Айодхья в Северной Индии. Его жена Сита была похищена Раваной — демоном, правителем (Шри) — Ланки (бывшего Цейлона). С помощью мудрого обезьяньего царя, полубога Ханумана, ему удается спасти Ситу — воплощение верности. Люди ведийской эпохи известны как опытные мореплаватели, и пересечь воды, отделявшие континент от Шри-Ланки, не составило бы для них труда. Мудрец Ришьяшринга, зять Дашаратхи, избавивший от бесплодия трех жен царя.

1970 Царь Судас (или Судаса), который прославится в битве десяти

Царей, упоминаемой в Ригведе, и своим покровительством великих мудрецов Вашиштхи и Вишпамитры (сочинителя гимнов третьей мандат Ригведы). В более ранние и в более поздние времена были и другие Вашиштхи и Вишвамитры. Мудрец Каваша, упоминаемый в Ригведе (7.18.12) как утонувший в водах реки Парушни.

1900 В это время могучая река Сарасвати, чьи плодородные берега были когда-то очагом индо-сарасватской цивилизации, больше не несет свои воды к Аравийскому морю, фактически пересохнув. Сегодня Сарасвати — всего лишь небольшая речка по имени Сарсути. Поскольку Ригведа еще помнит Сарасвати как впадающую в море реку, многие ее гимны, очевидно, составлены в третьем тысячелетии до н. э., а возможно, и раньше.

1590 Тура Кавашея (1590 г. до н. э.), отдаленный потомок мудреца Каваши, который упоминается в Брихад-араньяка-упанишаде (6.5.4) как первый гуру линии преемственности учителей, перечисленных в конце упанишады.

1550 Последние гимны Ригведы были сочинены Девали (старшим братом царя Шантану, отца Бхишмы), который удалился от мира в юности.

1500–1200 Эго время обычно считают периодом (ныне отрицаемого) вторжения говорящих на санскрите индоарийских племен из русских степей. Веские доказательства ошибочности этой точки зрения, выдвинутой в девятнадцатом веке, обсуждаются в книге В поисках колыбели цивилизации, авторы Георг Фейерштайн. Субхаш Как и Дэвид Фроли. Индоевропейцы, похоже, осели на индийском субконтиненте значительно раньше, и их присутствие можно уже связывать с городищем Мехргарх (см. 6500 до н. э.).

1500-500 «Темная эпоха», согласно придерживающимся традиционных взглядов ученым типа Винсента А. Смита (The Oxford History of India ) — мнение, которое ставится под сомнение в свете современных хронологических данных.

1450 Пять царевичей Пандавов, сыновей царя Дхритараштры и двоюродные братья царевичей Кауравов — две противоборствующие стороны в войне Бхаратов.

Это приблизительно период ныне находящегося под водой Двараки [в индийском штате] Гуджарат, который некоторые археологи отождествляют с родным городом богочеловека Кришны. Любопытно, что дата 1450 г. до н. э. совпадает с большой природной катастрофой в Средиземноморье, которая уничтожила минойскую цивилизацию.

Согласно Пуранам, имя Кушастхали носил остров, где царь Ревата (3250 г. до н. э.), великий внук Ману Вайвасваты, по рассказам, возвел первый город, или первую крепость. Спустя некоторое время город Ревата ушел под воду залива Кач в Аравийском море. Значительно позже уже Кришна построил

Двараку, и его город постигла та же участь, видимо, вскоре после смерти богочеловека. Если отождествление подводных развалин с Дваракой верно, мы имеем дачу восемнадцатидневной войны, описанной в Махабхарате. Воевали Панда-вы и Кауравы и соответственно их союзники. Знаменитым героем Пандавов был царевич Арджуна, ученик Кришны. Их беседа как раз накануне первой бит вы составляет содержание Бхагавадгиты («Песнь Господа»), которая, по всей видимости, все же является более поздним произведением (см. 500 г. до н. э.).

Мудрец Вьяса, который «составил» четыре ведийских Самхиты — Ригведу, Самаведу, Яджурведу и Атхарваведу, а также сочинил Джаю [санскр. победа ] (исходный вариант Махабхараты) и собрал самые древние Пураны.

Мудрец Уддхава, советник и друг Кришны, которому (ошибочно) приписывается Уддхава-гита из Бхагавата-пураны.

1410 Царь Парикшит II, внук Арджуны, которому пришлось столк нуться с общественным хаосом, воцарившимся после войны Бхаратов.

1390 Мудрец Уддалака, учитель знаменитого Яджнявалкьи Ваджасанси, у которого было пятнадцать видных учеников, включая его собственного сына Шветакету (чье наставление записано в Чандогья-упанишаде), Кехагодару (отца Аштавакры), Асури (который, возможно, одно лицо с учеником мудреца Капилы, упоминаемым в Махабхарате) и сказочно богатого царя Джанаку из Видехи. Учения Яджнявалкьи записаны в Шата-патха-брахмане, а некоторые из них также содержатся в Брихадараньяка-упанишаде.

Титтири (большой знаток Яджурведы) и Пиппалади, редактор Атхарваведы и учитель Ашвалаяны — составителя Ригведа-пратишакьи.

Шаунака, великий знаток жреческих ритуалов [ему принадлежит другая редакция Атхарваведы. — Прим. пер.] и учитель Ашва лаяны.

1370 Царь Джанамеджая III [рода] Куру-Пауравов, сын Парикшита II,

который запомнился устроением грандиозного жертвоприношения коня (ашва-медха).

1350 Мудрец Аштавакра, который упоминается в Махабхарате и которому также (ошибочно) приписывается авторство Аштавакра-гиты, труда по Веданте.

Это еще приблизительная дата создания работы Веданга-джйотиша аст ронома Лагадхи, как явствует из приведенных в самом тексте астрономических данных. Этот труд затем дополнялся и переписывался.

1290 Панчашикха, ученик мудреца Асури, который, возможно, тот самый древний знаток философии санкхья. Если это так, то это время было также эпохой Капилы, знаменитого основателя школы санкхья.

1270 Яска, автор Нирьюкти, комментария к Ведам.

1000-900 Начало так называемой «второй урбанизации» вдоль берегов Ганги. А также возможное начало вишнуизма (основанного на поклонении Божественному в образе Вишну).

800–600 Возможная дата создания Шветашватара-упанишады — сочинения шиваизма, где вводится идеал преданности богу (бхак ти), и Катха-упанишады, которая определяет йогу как «твердое владение чувствами [2.3.11]». Эти два текста обычно датируют 500–300 гг. до н. э.

599 -527 Вардхамана Махавира, основатель исторического джайнизма, который, по преданию, является двадцать четвертым «создателем переправы» (тиртха нкара). Подобно индуизму и буддизму джайнизм занят духовным освобождением отдельного человека. Труды более ранних учителей джайнизма, Пурвы, были утеряны.

570 Паутимашипутра (то есть сын Паутимаши), последний знаток, упомянутый в линии преемственности учителей Брихад-аранъяка-упанишады , самой древней из сохранившихся Упанишад (перечисляющей более пятидесяти поколений учителей, что составляет примерно 1000 лет).

563–483 Сиддхартха Гаутама, из племени Шакьев, населявшего область на территории современного Непала; основатель буддизма, достигший просветления в свои тридцать пять лет. Известно, что он учился у двух наставников, Лрады Калапы и Рудраки Рамапутры, которые, похоже, наставляли его одной из форм йоги. Он ценил медитацию и был сведущ в ней. Это также время Аджиты Кешакамбали(на)[556], чыо материалистическую философию критиковал Будда.

550 Примерная дата рождения Гошалы Маскарииа[557], умер около

487 г. до н. э.), основателя секты обнаженных аскетов Адживиков, которых критиковал Будда (особенно за фатализм). Принятая дата для грамматика Панини, который написал Аштадхьяи — учебник грамматики, который послужил западным ученым-филологам в девятнадцатом веке образцом для их собственных грамматических теорий. Местная индийская традиция считает, что на самом деле он жил гораздо раньше. Принятая дата для Канады, автора Вайше шика-сутры — основного труда индийской школы вайшешика (естественной философии). Вероятно, это также время жизни Гаутамы (иначе Готамы), известного также по прозванию Акшапада (букв.: смотрящий под ноги), основателя школы ньяя (логики) и составителя Ньяя-сутры (где упоминается йога).

500–400 Составление дошедшей до нас версии Бхагавадгиты, которая является частью современного варианта Махабхараты, и самым древним законченным трудом по йоге из тех, что известны нам. Гита представляет собой беседу между богочеловеком Кришной и царевичем Арджуной, который жил значительно раньше (см. 1450 г. до н. э.). Здесь делается упор на йогу преданности богу (бхакти-йогу).

483 Возможная дата Первого собора, на котором старшие ученики Будды систематизировали его учение.

400 Вероятная дата появления Дхаммапады, написанной на языке пали, которую можно рассматривать как руководство по йоге, мало чем отличающееся от Бхагавадгиты.

383 Возможная дата Второго собора буддийской монашеской общины, на котором к каноническим писаниям были официально добавлены проповеди и стихотворные произведения монахов и монахинь. В это время сама община разделилась на тхеравадинов и махасангхиков (чьи взгляды впоследствии привели к буддизму Махаяны).

527-325 Вторжение в Северную Индию Александра Македонского, которое почти не затронуло индийскую цивилизацию. Он встречался с царем Чандрагуптой из рода Маурьев в 326 или 325 г. до н. э.

300 Собор в Паталипутре, после которого джайны разделились на дигамбаров («одетых сторонами света», то есть обнаженные) и шветамбаров («одетых в белое»).

300–100 Сочинение важных философских страниц эпоса Махабхарата, особенно Мокша-дхармы [12-я книга].

269–232 Правитель Ашока, который после своего обращения в огромной степени способствовал распространению буддизма.

200 Принятая дата создания Миманса-сутры Джаймини, основного текста школы (нурва)миманса (ритуала) в индуизме.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.