Сделай Сам Свою Работу на 5

Ритуальное соитие (майтхуна)





Тантры ясно дают понять, что для достижения успеха в этом опасном предприятии практиком-мужчиной не должны владеть ни сомнение, ни страх, ни вожделение. Он обязан быть «героем» (вире). Особенно это важно при осуществлении пятой практики, которая связана с соитием — практика, обычно предназначаемая, согласно Тантрам, мужчинам. Партнерша в ритуале должна пройти посвящение посредством обрядового омовения и других церемоний очищения, и в идеале она сама должна быть духовным практиком. Йогин обязан видеть в ней не представительницу противоположного пола, но саму богиню Шакти, равно как самого себя он должен воспринимать Шивой. Идеальная партнерша должна быть привлекательной и совершенно раскованной. Подходит любая женщина, за исключением собственной матери. Однако в добавлении к Йога-карнике («Серьги йоги»), сочинению восемнадцатого века, мы читаем, как сам Шива дает такие наставления:

Необходимо вложить уд в лоно своей матери, а сандали возложить на голову своего отца, при этом поглаживая либо облизывая груди собственной сестры и целуя ее чудный зад. Тот, кто поступает так, о великая богиня, достигает Обители Угасания. Тот, кто денно и нощно поклоняется лицедейке, носительнице черепа, гулящей девке, худородной бабе, жене бельевщика — тот поистине уподобляется блаженному Сада-Шиве.



Скорее всего, даже крайние левые тантрики истолкуют такие слова иносказательно. Тантризм владел в совершенстве «языком намеков» (сандха-бхаша ), или тайным символическим языком, который может превратно пониматься непосвященными. Посвященные должны научиться у знающего учителя искусству мореходства в океане традиционной символики, чтобы не разбиться о скалу буквализма.

В тантризме левой руки слово мудра обозначает еще партнершу в метасексуальном ритуале. Она также известна под именем вама, что просто означает' «красавица». Обряд майтхуна, который, кстати, имеет корни в ведийской эпохе, часто носит специальное название йони-пуджа, или «поклонение лону», что должно указывать на сакральный характер ритуала. Действительно, он может быть чрезвычайно сложной процедурой, состоящей из утомительной многочасовой ритуальной подготовки с последующим — так же нагруженным церемониальным действом — актом настоящего соития. Обычно ритуал проводится в кругу (чакра ) посвященных в присутствии наставника. Партнеры лобзаются как воплощенные бог и богиня, а не простые смертные. Естественно, здесь есть место наслаждению, поскольку сам обряд нацелен на обретение блаженства (ананда) плотскими средствами, но здесь не должно быть места потворству похоти, своекорыстному использованию переживаемого опыта.



Йогин обязан предотвратить извержение семени любой ценой. Семя (бинду, ретас) считается самым ценным плодом жизненной силы и его следует сохранять. Смысл coitus reservatus [495]состоит в том, что семя преобразуется в более тонкую субстанцию, именуемую оджас, которая питает высшие центры тела, тем самым облегчая тяжкую попытку психосоматического преображения, предпринимаемую в тантризме. С древних времен духовный подвижник, который был сведущ в этой внутренней алхимии, известен как урдхва-ретас, или «тот, чье семя течет вспять». Подобный процесс может испытываться буквально, как это видно из описания Гопи Кришны:

Несомненно, в моем нервном устройстве случились необычайные перемены, и новый вид силы теперь устремился по моей системе, связанной наверняка с половыми ее частями, которые также, похоже, развили новый род активности, не ощущаемый прежде. Нервы, соединяющие эти части и окружающую область, находились в состоянии огромного возбуждения, как будто некий невидимый механизм заставлю их вырабатывать животворное семя i немыслимом количестве, поглощаемое нервными волокнами в основании позвоночника для передачи в головной мозг через спинномозговой канал. Подвергшееся возгонке семя стало составной частью лучистой энергии, которая вызывала во мне такое возбуждение и в отношении которой я был совершенно несведущ [496].



Вершиной тантрической йот является не оргазм, а экстаз — пребывание практикующего тантрика в трансцендентном Я и как само это Я, вне пределов эго(ис)тичной я-личности. Но вот партнерша может испытывать оргазм в процессе ритуала майтхуна. Ее половое возбуждение приводит к выработке желанного влагалищного секрета, который сведущий тантрик знает как всосать внутрь посредством своего пениса. Считается, что женский эякулят обогащает гормональную систему йогина. Такая практика называется ваджроли-мудра и принадлежит к арсеналу хатха-йоги. Но половое сношение между йогином и йогини, прежде всего, служит обмену энергией, который не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит при обычном соитии.

Более всякой иной черты тантризма практика «пяти М» представляет ее противоречивый дух: тантрики добровольно порывают с привычной жизнью. Их поведение основано на принципе обратного (випарита ) [действия]. Они внешне упиваются чувственным наслаждением (бхога), тогда как в действительности взращивают запредельное блаженство (ананда). Таким образом они придают новый, эзотерический смысл всем своим кажущимся мирскими занятиям. В хатха-йоге есть поза стояния на голове, которая лучше всего воплощает принцип обратного действия. Тантрические процедуры целиком нацелены на создание новой действительности для йогина или йогини — священной действительности, которая подобна трансцендентной Реальности: тело практика становится телом избранного божества (ишта-дэвата). Можно сказать, что посредством такого божества йогин или йогини приближаются к преодолению всех форм, пока он или она не станут одним целым с высшим Божеством, гаи Всевышним, который является единственным Сущим [497].

 

IV. ЧУДОДЕЙСТВЕННОСТЬ [ОБРЕТАЕМЫХ] СИЛ

 

Тантризм, или тантра, интересуют сиддхи («достижение, совершенство») и в смысле конечного освобождения, и как чудодейственные силы, способности. Поскольку тантрический взгляд признает значимость феноменального мира, он также положительно относится и к развитию психофизического потенциала, присущего телу-уму. В отличие от некоторых школ веданты, которые сторонятся сверхъестественных способностей (сиддхи, вибхути), тантризм усматривает в них выгоду, поскольку те позволяют практикующим легче и в полной мере достичь своих духовных целей в мире. Однако, как и следовало ожидать, бывает, что тантрики развивают подобные способности и ради менее благородных целей, и писались целые Тантры, где шла речь о сомнительных практиках, явно нацеленных на то, чтобы управлять другими или вредить им. Это направление иногда называют «низшей тантрой», в противоположность «высшей тантре», руководствуемой идеалом освобождения и духовного возвышения иных человеческих и нечеловеческих существ.

Сочинения по йоге и тантре упоминают различные сверхъестественные способности, которые изображаются как неотъемлемая часть арсенала вспомогательных средств, находящихся в распоряжении искусного адепта. Йога-биджа (54) утверждает:

Йогин наделен немыслимыми способностями. Тот, кто покорил чувства, способен по своей собственной воле принимать различные очертания и заставлять их вновь исчезать.

Согласно Йога-шикха-упанишаде (1.156) такие способности — отличительная черта истинного последователя йоги и встречаются в процессе духовной практики подобно тому, как паломник на своем пути к священному граду Каши (современный Бенарес/Ванараси) минует рад священных мест (mupmxa). И наоборот (1.160), при отсутствии таких способностей человек, можно смело утверждать, закабален.

Данный текст (1.151–155) различает два основополагающих вида сверхъестественных способностей — а именно, искусственные (кальпита), и неискусственные (акальпита), или появляющиеся спонтанно. Первые вырабатываются посредством травяных снадобий (аушадхи), ритуала (крия), чародейства (джала), твержения мантры и алхимических эликсиров (раса ). В одном предложении, которое, похоже, является вставкой, Йога-сутра (4.1) схожим образом объясняет, что сверхспособности (сиддхи) возникают благодаря [соответствующей форме] рождения (джанман), лекарственным снадобьям (аушадхи ), [чтению] мантр, практике аскетизма (тапас) и йогическому экстазу (самадхи). Неискусственные, или спонтанные, естественные способности, по словам Йога-шикха-упанишады, возникают благодаря уверенности в себе (сватантрья), постоянству, действенности поступков и угождению Господу (ишвара). Они естественно проявляются у тех, кто свободен от желания.

Третья глава Йога-сутры Патанджали содержит длинный перечень сиддхи и поэтому заслужила название вибхути-пада. Слово вибхути означает «проявление» и, возможно, заимствовано из Бхагавадгиты (10.16), где идет речь о все пронизывающих силах Господа Кришны. Полностью осуществившийся адепт, который предстает единым целым с Божественные получает доступ ко всем божественным силам. Он или она являются маха-сиддхами («великий совершенный»), наслаждающимися маха-сиддхи, или великими совершенствами.

Обычно упоминаются восемь великих сил, а согласно Йога-бхашье (3.45) они таковы:

1. Аниман («малость [в размерах]»» [498]— способность уменьшаться до размеров атома (ану ). Согласно Йога-сутре (3.44) она возникает благодаря подчинению себе материальных (перво)элементов. Йога-бхашья-виварана (3.45) утверждает, что посредством анимана человек становится тоньше тонкого и тем самым оказывается невидимым.

2. Махиман («увеличение [в размерах]») — способность разрастаться до огромных размеров. В своей Таттва-вайшаради (3.45 Вачаспати Мишра объясняет ее как способность становиться размером со слона, гору или целый город и прочее. Однако Мани-прабха (3.45) определяет махиман как «проникание» (вибхутва), что предполагает расширение не физического, а тонкого тела, или ума.

3. Лагхиман («легкость») — способность становиться невесомым «подобно пучку соломы; (Таттва-вайшаради 3.45).

4. Прапти («протяжение») — способность преодолевать мгновенно большие расстояния. Йога-бхашья (3.45) серьезно считает, что посредством данной силы

Ногин способен коснуться кончиками пальцев луны.

5. Пракамья («[непоколебимая] воля») — способность претворять собственную волю. Йога-бхашья (3.45) приводит пример погружения в земную твердь будто в воду.

6. Вашитва («владение») — полная власть над материальными (перво)элементами (бхута ) и их порождениями или даже, как утверждает Йога-бхашъя-виварана (3.45), над всеми мирами.

7. Ишитритва («господство») — полная власть над тонкими причинами материального мира, что делает йогина равным с самим Творцом (Брахма).

8. Кама-авасаитва («исполнение [всех] желаний», пишется камавасаитва) — беспрепятственная возможность заставлять все что угодно изменяться по собственному желанию. Йога-бхашья (3.45), однако, совершенно ясно дает понять, что воля адепта не пойдет вразрез с волей Господа (ишвара). Так, согласно разъяснению Йога-бхашья-вивараны (3.45), он не заставит огонь быть холодным, поскольку чтит предустановленный порядок вещей.

Помимо восьми классических сиддхи, которые немного отличаются от школы к школе, тантризм еще признает ряд из шести магических действий (шат-карман ), которые рассматриваются во многих коротких Тантрах. Одно из наиболее широко распространенных (среднего объема) сочинений, где идет речь о шат-карманах, — Даттатрея-тантра, состоящая из семисот шлок. Еще более известна Шат-карма-дипика («Светоч шести деяний»), приписываемая прославленному бенгальскому подвижнику шестнадцатого века Кришнананде Видьявагишваре, который также написал Тантра-сару (следует отличать от более раннего труда Абхинавы Гупты с тем же названием). Шесть магических действий определены так:

1. Шанти («умиротворение») — способность утихомирить другого чудодейственными средствами наподобие мантры, янтры и визуализации. Как утверждает Кальпа-чинтамани, сокращенное изложение Махакальпа-чинтамани, в главе о шанти, данную практику можно использовать при лечении лихорадки.

2. Вашикарана («подчинение») — способность полностью подчинять себе других, превращая их в рабов.

3. Стамбхана («остановка») — способность полностью обездвиживать человека или делать безуспешными чьи-либо действия.

4. Уччатана («искоренение») — способность погубить кого-либо на расстоянии и без видимых воздействий.

5. Видвешана («вызывание раздора») — способность вызывать разлад среди людей.

6. Марана («умерщвление») — способность убиения кого-либо на расстоянии.

Перечисленные выше практики относятся к черной магии и не со ответствуют высокому тантрическому идеалу освобождения посредством гносиса и духовного возвышения. Однако, несомненно, они применялись веками, и даже сегодня не составляет труда отыскать тантриков, которые за несколько рупий обратят свои колдовские способности во вред другим. В этом отношении Индия не отличается от других стран, где сильна старая культурная основа. Тем не менее подобные выродившиеся практики не свойственны высокому тантризму, поскольку прежде всего это путь к освобождению, который требует придерживаться высоких нравственных ценностей.

Как нам относиться к таким способностям? Может быть, они лишь плод пылкого воображения, вызываемый столь долгим затворническим погружением в себя? Или же так проявляется психическое измерение реальности, которое еще предстоит открыть науке? Через столетия до нас дошли всякого рода небывалые сообщения о необычных способностях йогинов и удивительных явлениях, наблюдаемых в их присутствии. Хотя сегодня мы располагаем многими свидетельствами невероятного управления йогинами своими телесными умственными функциями, что, похоже, далеко выходит за предела» нашей собственной силы воли, их утверждения о сверхъестественных способностях до сих пор почти не изучены. Однако растущее число открытий в области парапсихологии, касающейся не-йогических явлений, подтвержает, по меньшей мере некоторые из утверждений звучащих в йогических кругах.

Вместо того чтобы небрежно отмахиваться от сиддхи, как от чистой воды вымысла, было бы разумней отнестись к ним как неотъемлемой стороне экспериментального мира йогинов, и поэтому достойным непредвзятого исследования Как явствует из большого фактического материала, собранного парапсихологией, человеческий потенциал воистину необычен. Всякого, кто непредубежденно читал, к примеру, книгу Майкла Мерфи Будущее плоти, не может не поразить разнообразие имеющихся научных и устных свидетельств сверхъестественных способностей [499].

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.