Сделай Сам Свою Работу на 5

Выворачивание рук (squassation) 8 глава





На основании всестороннего знакомства с документами судебных процессов в Германии Джордж Барр подводит итог распространенной практики судопроизводства:

«Ни одно признание не считалось полным и ни одна ведьма не освобождалась от адских мук, пока не называла сообщников. При этом судьи не удовлетворялись оглаской одного или двух имен. Я прочитал список из полутора сот имен, вышедших из уст только одной ведьмы, и я знаю еще о некоторых других, обвинивших более сотни каждая. В записях признаний, хранившихся в одном из местных судов на протяжении семи лет, ...содержится около 6000 обвинений от примерно 300 ведьм, то есть в среднем по двадцать человек на одного обвиняемого. При таких обстоятельствах вы легко можете увидеть, как множились суды над ведьмами, когда начинал катиться снежный ком».

Несмотря на запрещение подобной практики Каролинским кодексом Карла V (1532), в немецких городах жителей подвергали пыткам, чтобы получить имена сообщников. Эта инквизиторская методика одобрялась большинством демонологов. Так, Воден верил, что «никакие правила не следует соблюдать при таком злодейском преступлении», и что доносчики должны поощряться, даже с обещанием неприкосновенности или смягчения наказания (если доносчик подобным же образом признавался колдуном). Образец был установлен к середине ХУв., когда профессор права Виньяти рассказал, как один человек сознался в колдовстве и вовлек многих других, и на основании данного обвинения инквизиторы пытали этих людей до тех пор, пока они не признали своей вины. Этот случай был известен Виньяти из личного опыта.



Если мужчина или женщина знали, что они пользуются репутацией колдунов, они должны были обратиться в местный гражданский или духовный суд для проведения слушаний о их виновности. Молчание же воспринималось как доказательство вины. Когда предполагаемая ведьма появлялась в суде, ее следовало подвергнуть пытке до признания, являлась ли она таковой на самом деле или нет. Ле Сьер Буве считал, что отрицание вины являлось достаточным основанием для усиления и продолжения пытки. Тот, кого уже обвинили, практически не имел шансов на спасение.



Английские законы разрешали обвиненному в колдовстве опровергать ложные показания, данные под присягой, но у большинства людей на это не хватало денег, и они должны были страдать от последствий дурной репутации. Л'Эстранж Ивен, проведший весьма любопытное исследование английских судов XVIIe., дает следующий комментарий:

«Вполне очевидно, что большинство доносов не основано ни на чем, кроме слухов. Тем не менее, было общепринятой практикой, чтобы арестованный по обвинению в колдовстве оставался в тюрьме, пока не умрет от холода, голода или болезни, или от всевозможных мучений, даже если палач не имел случая выполнить свои обязанности» («Witchcraft in the Star Chamber», 1938).

Существовал юридический трюк, заключавшийся в том, что обвиняемый в колдовстве мог подать иск о возмещении ущерба. Так, например, в суде Королевской скамьи Ричард Элсон начал судебное преследование против Ричарда Мора за слова: «Ричард Элсон — колдун, и он околдовал моего сына». Ему возместили убытки в размере 6 футов, 1 шиллинга и 2 пенсов. Пастор Джон Лоуэс, повешенный во время истерии Хоп-кинса в 1645г., несколькими годами ранее выиграл значительную сумму в 45 фунтов, 10 шиллингов, 10 пенсов за возмещение ущерба от ложного обвинения в колдовстве. В 1658г. Розамонда Свейн возбудила иск против Ричарда Аткинсона и претендовала на 100 фунтов возмещения морального ущерба. Вердикт неизвестен.

Несколько похожих случаев произошли в Соединенных Штатах.

В 1656г. в Вирджинии священник из Шотландии начал процесс за клевету против Уильяма Хардинга, который назвал его колдуном. Хардинг был приговорен к 10 ударам плетью и изгнанию из колонии.



В 1660г. в Кембридже миссис Уинфред Холман, пожилая вдова, обвинила своих соседей, семью Гибсонов, которые сказали, что она — ведьма. Результат ее иска неизвестен.

В 1664г. .Ральф и Мери Холл [см. Нью-Йоркские ведьмы] были обвинены в колдовстве, но магистраты в Брукхейвене не только отвели обвинения, но решили, что истец «поступил нехорошо, сказав о женщине, то,

«Не следует завидовать жившим в то время. Злоба и зависть часто диктовали имена, называемые в комнате пыток. Богатство, ученость, красота, добродетель были частым основанием для обвинений».

Джордж Линкольн Барр (1886).

что он сказал, и, следовательно, обязан заплатить женщине пять марок».

На судах в Андовере, одновременных с салемскими судами, был обвинен «достойный господин» из Бостона. Он начал судебное производство за оклеветание личности и требовал возмещения убытков в 1000 фунтов. Когда его друзья в Андовере начали собирать показания в его пользу, обвинения прекратились, и прочие обвинения в колдовстве тоже пошли на убыль.

Окончательная дискредитация фальшивых свидетелей или доносчиков произошла 17 октября 1711г., когда Верховный суд отменил «несколько обвинений, решений суда и лишений гражданских прав», выдвинутых против тех, кто был казнен в Салеме, и выделил в декабре 578 фунтов 12 шиллингов, чтобы заплатить компенсацию.

См. также Признания; Свидетельские показания на судах в Англии; Свидетельские показания на судах в Европе; Пытки; Свидетель.

 

Дьявол

Слово «дьявол» обозначает воплощение высшего зла, противостоящее христианскому Богу. При использовании во множественном числе, «дьяволы» являются синонимами демонов или злых духов, зловредных существ, обладающих сверхъестественной силой, так что именно Дьявол или Вельзевул становится «князем бесовским» (Матф., 12, 24).

В данной «Энциклопедии» Дьявол пишется с заглавной буквы, когда он рассматривается теологически, т.е. как высшее воплощение зла. Человек подписывает договор с Дьяволом или продает свою душу Дьяволу. С другой стороны, ведьма может действовать заодно с демоном или низшим дьяволом; подсудимого обвиняют во вступлении во внебрачную связь с демоном или низшим дьяволом, получении клейма дьявола или обращении за помощью к дьяволу для совершения maleficia; дьявол, вселяющийся во время демонической одержимости также представляется одним из подобных уполномоченных Сатаны. В данном случае «дьявол» пишется со строчной буквы. Это различие, однако, является весьма условным.

Раннее изображение дьявола. Из «Travels» Манде-вилля, напечатанного в Страсбурге (1484); хранится в БКУ.

Слово «дьявол» происходит от греческого diabolos, которое имеет следующие аналоги: в итальянском языке — diavolo, испанском — diablo, французском — diable. Первоначальное значение — обвинитель или клеветник.

При переводе Ветхого Завета на греческий египетские евреи Шв. до н.э. использовали слово diabolos вместо еврейского Сатана для обозначения ангелоподобного существа, чьей обязанностью было удостоверяться в верности людей Богу. Он не был злым, но стал таковым после отождествления его внутренней сущности с его функциями. Так, Сатане была дана власть причинить страдания Иову (Иов, 1, 6-17; ср. с I Царств., 21, 1). Когда же греческая Септуагинта была переведена на латынь, diabolos превратилось в diabolus (в первых переводах) или в Satan в Вульгате (за исключением Пс., 19).

Однако в Новом Завете греческое слово satanas использовалось для обозначения чего-то иного, не противника людей, как в книге Иова, а противника Бога, искушавшего Христа на горе: «Отойди, сатана» (Матф., 4, 10). Везде в Новом Завете «сатана» означает «дьявол», а в Апокалипсисе — именуется как «великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною» (Апок, 12, 9).

В английских переводах Ветхого Завета еврейское слово satan, как и в греческом тексте satanas, следуя за латинской традицией, переводились как «Сатана» (кроме перевода 9 псалма, сделанного Уиклифом, где он использовал слово «дьявол»). Так две различные концепции перемешались, заставив ошибочно поверить в то, что христианская идея злого полубога была известна евреям до вавилонского пленения, в то время как идея о существовании главного врага Божьего развилась гораздо позже, уже под персидским влиянием.

В дальнейшем «дьявол» сравнялся с «демоном», хотя первоначально слова различались. Греческое demon означало охранительный дух или источник вдохновения и иногда использовалось в этом значении в английском языке (пишется daemon), как у Шекспира: «О Anthony! Thy daemon that thy spirit which keeps thee, is noble, courageous, high inmatchable».

(О, Антоний! Тот демон, что хранил тебя — воплощенье мужества и силы! — пер. М.Донского).

В греческой «Септуагинте» использовалось demon вместо еврейских слов, означающих «карающие идолы» (schedim) и «волосатые сатиры» (seirim) и также для «разрушителя» в поздней истории о Товии, где злой дух убил 7 мужей Сары, прежде чем был побежден ангелом Рафаилом (Тов., 6, 14; 8, У). Вульгата латинизировала греческое слово в demon или demonium. В английской Авторизованной версии (1613) оба слова переводились как «дьявол», но Уиклиф также иногда использовал старое англосаксонское слово fiend, означающее «враг». В обновленной версии (1881) во Второзаконии и Псалтири оно заменено на «демон», а в Новом Завете сохранено слово «дьявол».

Так первоначальное различие видов духов было унифицировано взаимозаменявшимися переводами «дьявола», «демона», «недруга». Все эти термины перешли на Сатану, который вобрал в себя все библейские ссылки на любого врага Господа, начиная со змея (Быт., 3), князя противного царства зла (Енох) и кончая «князем, господствующем в воздухе» (Еф., 2, 2). Кроме того, Дьяволу давались имена: Вельзевул, «глава дьяволов» (Лука, 11, 15), Асмодей, «злой дух» из легенды о Товии (Товит, 3, 8), «ангел бездны, имя ему по-еврейски — Аваддон [«разрушитель»], а по-гречески Аполлион» (Апок., 9, 11), Бегемот и Левиафан (Иов, 40, 5; 41, 1), Велиар (2 Кор., 6, 15) или Люцифер, чьим именем пророки называли Сатану до его падения (Исайя, 14, 12). Доктора демонологии изобретали различные личности под каждое имя, и на основании этих примеров создали и назвали легионы новых дьяволов.

Человек создает своих богов, хороших или плохих, по своему подобию, результат зависит от степени развития личности и от того, в какое время она живет. Концепция христианского дьявола была во многом определена так называемыми отцами-пустынниками, отшельниками египетских пустынь в IV-III вв. до н.э., которые создали из своих видений и воспоминаний о развенчанных богах (таких, как парнокопытный Пан) синтетический образ гротескного человекообразного Дьявола, представленный в иллюстрациях данной «Энциклопедии». Облик Дьявола был узаконен Толедским собором в 447г. н.э., и последующие авторы внесли в него мало новшеств.

Но ранние христиане не всегда представляли дьявола в виде человека. Так, например, в «Житии святого Антония» (примерно 360г. до н.э.), приписываемом Афанасию, Дьяволы появляются во множестве обличий, кроме черного мальчика и огромного мужчины. Они выглядят как «зверь, похожий на мужчину, у которого ноги и ступни, как у осла», и как леопарды, медведи, лошади, волки и скорпионы. «Лев рычал, как будто хотел напасть, буйвол, казалось, хотел поднять на свои рога, змея извивалась». Священные образы голубя и ягненка были запрещены Дьяволу. Дьяволы часто меняли облик, «принимая вид женщин, диких зверей, ползучих тварей, гигантских тел и трупов солдат... в другое время они принимали подобие монахов и подражали речи святых людей». Наиболее опасным проявлением дьявола было появление его в виде ангела, наводящего ужас, «полуденного дьявола» из Псалтири; подразумевалось, что именно его испугалась Мария во время благовещения.

Считалось, что дьяволы возвещали о больших беспорядках, с «звуками и криками, какие бывают от невоспитанных юнцов или от разбойников» («Житие св. Антония»), или от «плачущих младенцев, мычания быков, львиного рыка, шума [движущейся] армии» (Иероним, «Житие св. Илария», ок. 390 н.э.). Афанасий свидетельствует, что дьяволы появлялись и уходили, хотя двери были закрыты. Часто они испускали зловоние и св. Иларий писал, что «запахи тела, одежды и испражнений демона причиняют обычному человеку страдания».

Временами дьявол не создавал для себя тело из воздуха, но брал во владение тело человека или животного, как в истории о дьяволе по имени Легион, вошедшем в гада-ринских свиней (Марк, 5). Михаил Пселл рассказывает о демонах, живших под землей, неспособных выносить ни чрезвычайного холода, ни лучей солнца, искавших «убежище и жилье в телах животных». В «Житии святого Илария» описывается изгнание подобного дьявола, жившего в верблюде [см. Экзорсизм].

Пселл тщательно разработал виды дьяволов и различал шесть разновидностей, в соответствии с местом их обитания — в воздухе, море и т.д. Его перечень цитировал ГваццО и позже Генри Холиуэлл в «Melampronoea» (1681). Приводим описание из «Compendium Maleficarum» Гваиио (1603):

«Первые — огненные, потому что обитают в верхнем воздухе и никогда не спускаются в низшие территории, пока не наступит Судный день, не общаются с людьми.

Вторые — воздушные, потому что они обитают в воздухе вокруг нас. Они могут спускаться в ад, образуя тела из воздуха, могут временами быть видимыми для людей. Очень часто, с соизволения Господа, перемешивают воздух и вызывают штормы и бури, и все это они замышляют для уничтожения человечества.

Третьи являются земными, и очевидно, что они сброшены с небес на землю за их грехи. Некоторые из них живут в лесах и рощах и расставляют ловушки для охотников; некоторые обитают в полях и сбивают с пути ночных путешественников; некоторые обитают в потайных местах и пещерах, в то время как другие наслаждаются тайной жизнью среди людей.

Четвертые — водяные, поскольку обитают под водой в реках и озерах, и полны гнева, буйства, беспокойства и обмана. Они вызывают штормы на море, топят корабли в океане и уничтожают жизнь в воде. Когда подобные дьяволы являются людям, они бывают чаще женского пола, чем мужского, поскольку они живут во влажных местах и ведут более легкую жизнь. Но те, которые живут в более сухих и твердых местах, обычно представлены мужским полом.

Пятые — подземные, потому что живут в пещерах и расщелинах гор. Они самого низкого происхождения, обычно надоедают тем, кто работает в ямах или шахтах в поиске сокровищ, и всегда готовы навредить. Они же вызывают землетрясения и смерчи, сотрясают фундаменты домов.

Шестые — светобоязненные, потому что они особенно ненавидят и презирают свет, и никогда не появляются в дневное время; они также не могут принять телесный облик до наступления ночи. Эти дьяволы совершенно непостижимы, и их характер вне человеческого понимания, потому что они — черные изнутри, сотрясаемы холодными страстями, злобны, беспокойны и возбуждены; и когда они встречают людей ночью, они яростно душат их и, с соизволения Господа, часто убивают их своим дыханием или прикосновением. ...Этот вид дьявола не имеет никакого отношения к ведьмам; их нельзя удержать заговорами, поскольку они избегают света, голосов людей и любого шума».

В действительности подобная классификация имела мало общего с реальной практикой обнаружения ведьм. Судьи не были образованными теологами и адвокатами, которые могли оценить эти тонкости, и дьявол представлялся им (как и их подсудимым) вполне человекообразным. Это видно из описаний двух основных разновидностей дьяволов, фигурирующих на судах: мужчина (инкуб) и женщина (суккуб), изредка принимающие облик животного (козла), т.е. почти всегда в виде человека. В статьях Сексуальные сношения с дьяволом, Кошмары и Шабаш описаны страшные, но человекоподобные проявления Сатаны. Другие аспекты, связанные с образом христианского Дьявола, овладевающего человеческими существами, можно найти в статьях Экзорсизм и Одержимость — о разумном, решительном противнике, все же чувствительном к оскорблениям и заботящемся о собственной безопасности. Самым низшим дьяволом был Полтергейст, но описания его немногочисленны или сделаны уже после эпохи колдовских суеверий, и полтергейст больше попадает в сферу спири-

туализма. Дальнейшее обсуждение дьяволов — см. в статье Демонология.

 

Дьявол, бросающий камни

Д., б. к. (1682) представляет классический пример типичных проявлений полтергейста. Создававшееся им беспокойство описано двумя современниками — И. Мазером в «Essay for the Recording of Illustrious Providences» (1684) и Р[ичардом] Ч[емберленом], секретарем провинции Нью-Хемпшир, в трактате, опубликованном в Лондоне в 1698г., с очень длинным и увлекательным заголовком:

«Lithololia, or the Stone — Throwing Devil: Being an exact and true account, by way of journal, of the various actions of infernal spirits, or — devil incarnate — witches, or both; and the great disturbance and amazament they gave to George Walton s family, at a place called Great Island [Newcastle] in the province of New Hampshire in New England, chiefly in throwing about, by an invisible hand, stones, bricks and brickbats of all sizes, with several other things, as hammers, mauls, iron crows, spits, and other domestic utensils, as came into their hellish minds, and this for the space of a quarter or a year».

Перевод:

«Аитололия, или Дьявол, бросающий камни: Точное и достоверное описание в виде дневника различных действий адских духов или ведьм (воплощений дьявольских), или и тех, и других вместе; и великом беспокойстве и удивлении, которые они вызвали у семьи Георга Уолтона в месте, называемом Грейт-Айленд [Нькжастл] в провинции Нью-Хем-пшир в Новой Англии, главным образом разбрасывая повсюду невидимой рукой камни, кирпичи и обломки кирпича разной величины наряду с некоторыми другими предметами, такими как молотки, колотушки, чугунный лом, вертела и другие домашние принадлежности, что только ни приходило на их дьявольский ум, и все это на протяжении четверти года».

Несколько известных людей, включая Са-муэля Дженнингса, губернатора Вест-Джерси, Вальтера Клерка, выборного губернатора острова Род-Айленда, и еще шестеро, поставили свои подписи под рассказом Чемберле-на, чтобы «подтвердить правдивость того, чему они были свидетелями, как, по крайней мере, полдюжины камней в тот вечер были брошены кем-то невидимым в поле и в двери дома, и в одну из комнат Джорджа Уолтона».

Мазер описывает бросание камней, продолжавшееся на протяжении лета 1682г. и повторившееся весной 1683г.:

«11 июня 1682 года, в воскресенье, ночью град камней обрушился на стены и крышу дома Джорджа Уолтона. Некоторые из домашних вышли наружу. Они обнаружили на некотором расстоянии от дома ворота, сорванные с петель, и камни обильно падали на них, иногда достигая их, иногда задевая, не причиняя никакого вреда; хотя казалось, что они летят с огромной силой, однако они более чем мягко касались их; камни падали вокруг дома; двери тут же закрыли; оконные стекла разлетелись на куски под градом камней, которые казались прилетевшими ниоткуда, свинец из оконных створок, оконные переплеты и прочее были с силой вырваны и согнуты».

Описание Чемберлена кажется составленным из необработанных заметок очевидцев, совпадающих с описанием, данным Мазером 21 июня 1682г., когда он гостил в доме Уолтона:

«Около полуночи ...два очень больших камня, весивших примерно по 30 фунтов, обычно лежавшие в кухне около дымохода, начали летать, как описано выше, между моей дверью и стеной в прихожей с небольшими промежутками во времени. Их громоподобный шум, должно быть, заставил людей подняться ко мне снизу (я уже не говорю о том, что он разбудил и меня). Они рассказали мне, что несколько картин сорвалось со стен, и вещи перемещаются по комнатам. Но постоянное громыхание, производимое этой огромной машиной поблизости, и дополнительное беспокойство, причиненное четырьмя кирпичами, лежавшими во внешней комнате с дымоходом, (один из тех, что использовались в ту воскресную ночь, как уже упоминалось), не позволили мне отдохнуть и принудили подняться с моей кровати».

Подобный случай убедил Чемберлена

«и других во мнении, что существуют такие существа, как ведьмы, и проявления колдовства или, по крайней мере, злонамеренные действия злых духов, в которые некоторые не очень верят, как в случаи с ведьмами, полностью отвергая как их действия, так и их существование. ...Тот, кто рассуждает таким образом об этих необычных происшествиях, наносит вред собственной душе и отвергает неопровержимые доводы, упорно пытаясь противостоять им, и в то же время смятенно подпадет под влияние учения демонов, духов и ведьм. Очевидно, что тот, кто это делает, бессознательно подрывает основы лучшей религии в мире».

Простейшее объяснение полтергейста в Нью-Хемпшире таково. Чемберлен был очень непопулярной личностью. Нью-Хемпшир в течение 50 лет находился в состоянии административного хаоса. Чемберлен был «секретарем» или правившим губернатором в течение 2 лет и ничего не сделал для прекращения беспорядков. Ливень из камней не был направлен против Уолтона, который просто принимал у себя Чемберлена. На самом деле бросание камней часто использовалось для выражения общественного недовольства.

 

Елизавета, закон 1563г.

С 1547 по 1563 гг. в законодательных уложениях Англии не существовало законов, направленных против колдовства. Но колдовство широко обсуждалось. Фактически наблюдался больший, чем прежде, интерес, и существовало множество концепций. Некоторые критики, например, Нотштейн, чьи взгляды разделяли Саммерс и Девис, приписывали взлет активности в борьбе против ведьм возвращению 472 сосланных протестантских лидеров (многие из которых стали епископами англиканской церкви или государственными деятелями), бывших свидетелями сожжений ведьм в таких известных центрах как Страсбург, Франкфурт, Цюрих, Женева и Базель. В проповеди перед королевой Елизаветой в Оксфорде, примерно в 1560г., епископ Джон Юэлл обрушивался

«на тех (я имею в виду ведьм и чародеев), число которых за последние несколько лет значительно увеличилось по милости Вашего величества. Я видел наиболее очевидные и явные знаки их греховности. Подданные Вашей милости подвергаются смертельным истязаниям, их цвет угасает, их плоть гниет, их речь бессвязна, их разум похищен. Вследствие чего Ваши несчастные подданные подают униженное прошение о том, чтобы был принят закон против подобных преступников и определено им должное наказание».

Кеттридж, сводивший к минимуму влияние протестантского экстремизма, указывал, что формулировки закона 1563г. точно повторяли закон Генриха VII. Более того, первые попытки установить контроль над колдовством были предприняты уже в законе от 1559г. при королеве Марии, когда католические епископы еще удерживали власть. И действие этого закона было приостановлено лишь в связи с народными волнениями, возникшими при принятии Закона о подчинении церкви государства и Закона о главенстве англиканской церкви. Однако и кальвинисты, и католики были одинаково неутомимы в сражении с дьяволом и его ведьмами. Большинство приговоров за колдовство во время правления Елизаветы было вынесено в Эссексе, где один из кальвинистов, охотившихся за ведьмами, однажды пожаловался, что «наше светское наказание за колдовство слишком незначительно».

Очевидно, что духовенство всех уровней не сопротивлялось принятию закона, наказывающего за чародейство, и было склонно к его богословской поддержке. Синод англиканской церкви, как «третья сторона», встретился с членами Палаты лордов и общин на открытии сессии парламента в 1563г. и выступил с предложением, чтобы «были назначены болезненные, суровые наказания, включая смертную казнь, для ведьм, чародеев, волшебников, колдунов и им подобных». С 1550г. вопросы о колдовстве включались в программы епископских инспекционных поездок. В одном из опросных листов церковным старостам и прихожанам задается вопрос: «Знаете ли вы кого-нибудь, кто использует чары, колдовство, магию, вызывание духов, ведовство, предсказание будущего или любые другие искусства или представления, распространяемые Дьяволом и особо пагубные для женщин во время родовых мук?»

Однако представляется более вероятным, что основной толчок к принятию закона исходил от Тайного совета и носил политический характер. Опасность для английского правительства, так же как и для Римской империи, заключалась не в мелких действиях, приносящих вред скоту или людям, а в весьма реальной угрозе политического прогнозирования. Только за год или два, предшествующих принятию закона, 9 человек были подвергнуты пыткам в Вестминстере перед Королевским судом за вызывание духов и чародейство. Они признались в злодеяниях и были приговорены к стоянию у позорного столба и клятве «избегать подобных действий в будущем».

С другой стороны, Хатчинсон в «Historical Essay» (1720) отмечает осуждение за измену графини Аеннокской и еще четверых, которые «обращались к неким людям, выдававшим себя за волшебников, чтобы узнать, как долго будет жить королева». Подобное чародейство действительно представляло угрозу; достаточно заметить, что постановления, предшествующие закону 1563г., были направлены против «ложных и фантастических пророчеств», написания, напечатания, пения или любых других открытых речей и поступков, использования орудий, животных и всевозможных ухищрений для предсказания кровопролитий и войн.

Королева Елизавета процарствовала лишь один месяц, когда за составление гороскопа королевы был арестован сэр Энтони Фор-тескью. Он был осужден в 1563г. вместе с Артуром и Эдмондом Поллами (племянниками кардинала) и еще 5 лицами за измену. Все они утверждали, что «ничего не собирались предпринимать при жизни королевы, которая, согласно их предсказанию, не должна была пережить следующую весну». Предсказание ее приближавшейся кончины легко могло спровоцировать восстание, и в такие неустойчивые времена Елизавета не могла рисковать. Предсказания усилились во время ее правления (особенно после 1578г.), так что в законе 1581г. предписывалось, что, «если кто-либо будет уличен в изготовлении фигур, а равно в попытках узнать с помощью составления гороскопа, гадания на числах или любого другого пророчества, колдовства, предсказания ...как долго проживет Ее высочество, — каждый подобный случай будет считаться уголовным преступлением». В целом протестантская Англия была вполне готова поверить, что католики склонны к колдовству против Елизаветы. «Колдовство вдруг стало наиболее опасным и презираемым из всех преступлений», — заключал Нотштейн.

Закон, направленный на политическое истолкование колдовства, мог пользоваться общественной поддержкой по совершенно другой причине. Всегдашняя подозрительность и враждебность простонародья по отношению к ведьмам вполне естественно возрастала в те моменты, когда какое-либо несчастье, причина которого не была выяснена, рассматривалась как «ma/e/icia». Действительно, до 1563г. известны лишь разрозненные отчеты местных (городских, архиепископских) судов, направленные против ведьм. Врачи также сильно сопротивлялись деятельности знахарок из-за их дилетантизма. Томас Гейл в 1562г. осуждал подобных ведьм, навеки искалечивших более 300 человек, обнаруженных им в двух лондонских больницах. В Дальнейшем основным районом преследования ведьм при Елизавете стал населенный и промышленно развитый юго-восток, особенно подверженный кальвинистскому влиянию и, следовательно, идеологически более подготовленный к осуждению колдовства как порождения дьявола.

Предпринятая в январе 1563г. попытка возродить закон Генриха VIII против колдовства потерпела неудачу — этот закон был отменен еще в 1547г. при Эдуарде VI. 19 марта 1563г. новый закон был принят обеими палатами парламента. Парламент Шотландии и католическая королева Мария приняли аналогичный закон (отмененный позже, при Георге II). Закон Елизаветы был заменен более строгим законом при короле Якове I. В Ирландии закон против колдовства продолжал действовать до 1821г.

Основным положением закона Елизаветы была смертная казнь за убийство с помощью чародейства и годичное заключение с покаянием у столба за колдовство, не приведшее к смерти. Собственность конфисковывалась только при вторичном обвинении и только при преступлении, связанном с гаданием, покушением на убийство и супружеской изменой. По закону 1604г. конфискация собственности была вообще исключена из наказаний. На первый взгляд, закон Елизаветы казался мягким, наказание смертью было оставлено лишь за убийство, но именно с него началась колдовская истерия в Англии. Первый большой суд, основанный на данном законе, состоялся над чел-мсфордскими ведьмами. Без этого закона не было бы 563 обвинений и 82 известных казней за колдовство.

АКТ против колдовства, заклинаний и ворожбы

Поскольку в настоящее время гнусные занятия ворожбой, вызыванием духов, чародейством и колдовством обычно остаются без должного наказания по закону, принятому на 33 году царствования короля Генриха VIII, который объявлял их преступлением, но отмененном в первый год царствования короля Эдуарда VI, и со времени его отмены многие дьявольские и фантастические личности изобретали и применяли способы заклинания и вызывания злых и проклятых духов и занимались колдовством, чародейством и заговариванием для уничтожения людей, имущества их соседей и окружения и с другими непристойными и богопротивными целями и намерениями, подвергая опасности свои души, к большому бесчестью и беспокойству окружающих,

I. Во исправление вышеуказанного да будет установлено Ее величеством королевой с одобрения лордов духовных и светских и Палаты общин и текущей сессии парламента, что:

а) любое лицо или лица, после 1 июня сего года использующие, практикующие и упражняющиеся в любых заклинаниях и вызываниях нечистых и злых духов с любыми намерениями и целями,

б) любое лицо или лица, после указанного дня использующие, практикующие и упражняющиеся в колдовстве, заклинаниях, заговорах и чародействе, при котором кто-либо будет искалечен или убит, а равно и в других подобных попытках вышеуказанного вызывания или заклинания, их сообщники и помощники в колдовстве, заклинаниях и чародействе; а также и лица, практикующие указанные занятия, не приведшие к чьей-либо смерти, их помощники и сообщники в названных занятиях — да будут по закону осуждены и наказаны смертью как уголовные преступники с лишением привилегий и права убежища в храме. Оставлять жене указанного выше преступника ее титул и приданое, равно как и его наследникам и преемникам, в соответствии с их правами на наследство и титул, если они не подвергаются изгнанию с лишением гражданских прав.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.