Сделай Сам Свою Работу на 5

Выворачивание рук (squassation) 5 глава





Аргументы, случаи, судебные отчеты, личные наблюдения и авторитет авторов определили популярность этих книг. Их влияние подкреплялось частыми переизданиями и постоянным цитированием в менее знаменитых трудах. Во время расцвета колдовского суеверия было опубликовано много аналогичных книг, не ставших столь же авторитетными. Среди них можно выделить труды следующих авторов: Ламбер Дано «Les Sorciers» ([Geneve], 1564); Людвиг Лафатер «De Spectris, Lemuribus etMagis» (Geneve, 1570); Пьер Ноде «Declamation contre I'erreur execrable des maleficiers, sorciers» (Paris, 1578); Иоганн Георг Годелъман «Disputatio de Magis» (Frankfurt, 1584); Джованни Лорен-цо Ананиа «De Natura Demonum» (Venice, 1589); Хеннинг Гросиус «Magica» (Eisleben, 1597); Петрус Вальдерама «Histoire generate du monde» (Paris, 161V); «Processus furidicus contra Sagas» [Cologne], (1629), иногда ошибочно приписываемый Паулю Лайманну; Генрих фон Шулътхайс «Eine amsfuehrliche Instruction» (Cologne, 1634); Бенедикт Кар-пиов «Practica Nava Rerum Criminalium» (Wittenberg, 1635); Жак д'Отюн «L'incredulite savante et la credulite ignorante аи sujet des magiciens et des sorciers» (Lyons, 1671); Барто-ломео Энхорн «Magiologia» (Basel, 1674).

Пример рассуждений демонологов: как делаются «ведьмины кольца». Генри Мор (1653) навел справки «о происхождении больших темных колец в траве, которые мы называем «ведьмиными кольцами», были ли они местом встреч ведьм или местом танцев тех маленьких крошечных духов, которых называют эльфами или феями». — Натаниэль Кроуч, «The Kingdom of Darkness» (1688).



Демонологи создали миф о колдовстве, повторяя друг друга, как будто повторение могло подтвердить достоверность. Так, делъ Рио повторяет положение «Malleus Maleficarum», источника вдохновения для всех последующих специалистов, о том, что демон-инкуб спрашивает ведьму, желает ли она забеременеть или нет. Синистрари, последний из демонологов, заимствует у Гваи,и,о описание клейма дьявола в виде «заячьего следа, жабы, паука, маленькой собачки или мыши-сони». Но и сам Гваццо взял это описание у делъ Рио (1599).

Поскольку многие из этих авторов были юристами, теологами или судьями на ведьмовских процессах, они обладали неоспоримой возможностью развивать теорию колдовства так, как сами того хотели. Вследствие этого записи признаний, которые они получали, — это не описания галлюцинации истязуемых женщин, а всего лишь отражение их собственной фантазии — реальности, еще менее объективной, чем галлюцинации.



В Англии колдовская истерия протекала намного мягче, чем во Франции или Германии, вследствие чего и английские теоретики были гораздо рассудительней. Кроме того, книги экстремистского содержания появились в Англии очень поздно, когда вера в колдовство уже стала угасать. Единственной ранней параллелью с европейскими авторами была деятельность короля Якова I. Английские демонологи никогда не испытывали страшного влияния французских авторов, которые писали в разгар преследований за колдовство. В числе английских авторов были: король Яков I «Demonology» (Edinburgh, 1597); Ришар Бове «Pandaemonium» (London, 1684); Натаниэль Кроуч «The Kingdom of Darkness» (London, 1688); Ричард Бакстер «The Certainty of the World of Spirits» (London, 1691); Ричард Бултон «А Complete History of Magic» (London, 1715).

Вдохновителям колдовской истерии противостояло небольшое число отважных авторов, рисковавших своим состоянием и жизнью. Однако, если бы эти авторы не защищали человеческую честь и порядочность, не отстаивали законность и не выступали против обскурантизма в пользу здравого смысла, бытование колдовства могло бы продлиться гораздо дольше. Приведем некоторые имена: Самуэль Кассили «Question de le Strie» (Pavia, 1505); Иоганн Вейер «De Praestigiis Daemonum» (Basel, 1563); Реджинальд Скотт «The Discovery of Witchcraft» (London, 1584); Германн Ёитекинд «Christlich Bedencken und Erinnerung von Zauberey» (Heidelberg, 1585); Корнелиус Лоос «De Vera et Falsa Magia» (Cologne, 1592); Алон-сио Салазар де Фриас [«Regulations for Spanish Inquisition», 1611]; Адам Таннер «Disputationes» (Ingolstadt, 1617); Иоганн Гревиус «Tribunal Reformatum» (Hamburg, 1622); Габриэль Ноде «Apologie pour les grands hommes soupconnez ae magie» (Paris, 1625); Антониус Преториус «Crundlicher Bericht von Zauberey und Zauberern» (Frankfurt, 1629); Фридрих фон Шпее «Cautio Criminalis» (Rinteln, 1631); Иоганн Маттеус Meucbapm «Christliche Erinnerung» (Schleusingen, 1635); Герман Аоэр «Hochnotige» (Amsterdam, 16/6); Балтазар Беккер «De Betoverde Weereld» (Amsterdam, 1691); Роберт Калеф «More Wonders of the Invisible World» (London, 1700); Христиан Томасиус «De Crimine Magiae» (Halle, 1701); Аоран Борделон «Histoire des imaginations extravagantes de MonsieurOufle» (Paris, 1710); Френсис Хатчинсон «An Historical Essay Concerning Witchcraft» (London, 1718).



Логика демонологов

Типичные рассуждения демонологов: «С другой стороны, [их] мнения были поддержаны и оживлены сторонниками, привлеченными их намерением, освящены особым вдохновением и полны всепобеждающей силы богословских аргументов». — Лекки, «History of Rationalism in Europe».

Факт Объяснение

1. Престарелый священник 90 лет посажен в тюрьму, ожидает сожжения за колдовство. В отчаянии он совершает самоубийство, перерезав себе горло. 1. После того, как он заснул в башне, в отчаянии, что его должны были сжечь за преступление, в котором он признался, перед ним появился демон и уговорил его утром в субботу, 25 сентября года 1605, теперь уже прошедшего, перерезать себе горло ножом; и хотя рана не была настолько серьезной, чтобы вызвать немедленную смерть, однако демон, находившийся в состоянии бешенства, яростно схватил его душу и к всеобщему удивлению унес ее в ад. Я видел еще теплого мертвого мужчину, лежавшего на соломе: всю жизнь он прожил как животное, потому и лежал на подстилке для животных. Поскольку Всемилостивый Господь вознаграждает каждого человека в соответствии с его деятельностью, он сделал так, что тот, кто в течение девяноста лет своей жизни следовал за Сатаной, погиб от рук Сатаны.

Гваицо «Compendium Maleficarum» (1626).

2. Следы скота часто можно обнаружить на пойменных лугах. 2. Свидетели подтверждают под присягой, что они видели мужчин и женщин, танцующих в хороводе, некоторых с «раздвоенными копытами, как у буйволов или козла — казалось, что они были духами в облике похотливых сатиров». Пастух признался, что он играл на своем посохе и ударял по нему пальцами, как будто это была свирель... Добавим ко всему этому, что на месте, где они танцевали, был найден круг с явными отпечатками раздвоенных копыт.

Реми «Uemonolatreiae». Цитируется Г, Мором (1653), Н. Кроучем (1688).

3. Мужчине наскучила его жена, и он отказывается спать с ней. 3. Лигатуры существуют двух видов... Как я часто видел, муж может испытывать к жене столь сильное отвращение, что не в силах выносить ее присутствие (так сильно лигатура мучает его), и он принужден уйти, иногда даже громко плача. /Какье «Flagellum Haereticorum Fasdnariorum» (1581).

4. Человек склонен к галлюцинациям, особенно, когда он голоден, очень нервничает или находится в смятенном состоянии духа. 4. «Ежели его здоровье не крепко, если он страдает от рвоты желчью, если его тело истощено от продолжительного поста или недосыпания, если он страдает мозговой болезнью или исключительно робок и склонен к сильным замутнениям сознания, то ни одному из его [видений] не следует верить, поскольку такие люди, даже когда не спят, полагают, что они видят, слышат или чувствуют то, что нельзя увидеть, услышать или почувствовать; поскольку дьявол очень легко обманывает их, ибо они охотно принимают на веру образы, которые им только кажутся». Гваицо «Compendium Maleficarum».

5. Заключенный находится в усиленно охраняемой тюрьме и не может оттуда убежать. 5. Почему дьявол, который наделяет ведьм возможностью летать по воздуху и пролезать через замочную скважину, не помогает убежать обвиняемым ведьмам? «Причина, по которой ни одна ведьма не может убежать из тюрьмы в том, что, получив власть над ними, дьявол стремится, чтобы их отправили на смерть, и они не смогли бы освободиться от него через покаяние и отречение». Гриландус «Tractatus de Sortilegiis» (1536).

6. В горных районах часто встречаются нагромождения ледников. 6. «Некоторые из тех, что были сожжены, признавались, что во время ненастной погоды, дьявол брал многих из них в горы, чтобы разбивать лед, и огромные кучи льда часто обнаруживались в горах».

«Errores Gazariorum» (около 1450).

7. Оставленный без присмотра рогатый скот зачастую находят некоторое время спустя в хорошем состоянии. 7. Ведьмы убивают быка и пожирают его, а затем оживляют, натягивая кожу на кости.

Б. Спина «Quaestio de Strigibus» (1523).

8. Женщина не может выдержать пытки и признается в своем преступлении. 8. Дьявол прячется в волосах женщины, подвергаемой пытке, и вдохновляет ее продержаться как можно дольше. «Но когда боли нет конца, и ее уже не в силах выдержать самый закаленный человек, она говорит: «Оставьте меня, ибо тот, кто меня обманывал, уже сказал мне довольно. Теперь я готова говорить правду». И, как только она освобождается от дьявола, от которого она должна очень торжественно отречься, она рассказывает всю правду, начиная с того момента, когда она впервые отдалась дьяволу».

Гваццо «Compendium Maleficarum» (1626).

9. Эразм обнаружил в своем доме блох, столь многочисленных, что не мог ни спать, ни читать, ни писать (19 ноября 1533 г.). 9. Ведьма в местечке около Килхова призналась, что насылала целые мешки блох, чтобы заразить чумой Фрейбург. Она была сожжена.

 

Демонология

Демонология, т.е. «логия» или наука о демонах, рассматривается здесь как составная часть теории колдовства, а не как антитеза теологии (наука о Боге). Теологи исходили из того, что их просвещенные читатели уже имеют некоторое понятие по поводу проблемы добра и зла. Демонологи же перелагали эту труднейшую теоретическую проблему простым языком для священников и магистратов низших уровней. Суд над Жанной д'Арк был международным событием, и ее ответы изучались не только ее судьями и схоластами, но даже различными факультетами Сорбонны. Хитроумнейшие вопросы, например, действительно ли святой Михаил был благосклонен к ней? — рассматривались европейскими экспертами, определявшими степень ее виновности. Подобным же образом схоласты различали формы обращения к Дьяволу: просьба означала признание его могущества и, следовательно, была ересью. Признание же, учитывающее, что Господь дал Сатане некоторую власть (например, над погодой), ересью быть не могло. Среди других исследователей этой дилеммы особенно пунктуальным был юрист Гриландус [см. Чародейство].

На практике священники и судьи, которые допрашивали ведьм, не были высоко образованными людьми — Карпцов жаловался, что большинство судей в Саксонии грубы и малограмотны. Сами обвиняемые, пусть даже состоятельные и грамотные, чаще всего были простыми городскими или деревенскими жителями, чье религиозное образованием не выходило за рамки, определяемые приходской церковью. И для судей, и для их жертв Дьявол был сверхчеловеческой личностью, воплощением зла; он действовал подобно безжалостным разбойникам военных лет, чьи повадки были особенно хорошо знакомы в начале XVIIIfl. Теологи-теоретики подробно обсуждали, каким образом дьявол мог украсть семя у мужчины и достаточно долго сохранять его теплым, чтобы оплодотворить женщину [см. Сексуальные сношения с дьяволом] — на практике же судьи заставляли обвиняемую признаться в сношениях сдьяволом, а затем выносили ей приговор, не задумываясь о том, теплым или холодным было семя. «Простонародное мнение, — подводил итог епископ Хатчинсон в 1718г., но это справедливо и для более раннего времени, — заключается в том, что дьявол в общем похож на мужчину, но с хвостом, когтями, рогами и раздвоенным копытом».

Специалисты вроде Бодена, дель Рио или Реми, несмотря на всю свою образованность и опыт, более подробно писали о проделках ведьм (таких, как договор с дьяволом и шабаш), чем о кознях демонов. Права дьявола не оспаривались, но его агенты представали перед судом.

Дьявол обладал властью, хотя о ее масштабах не было единого мнения. Вейер, врач-скептик, писал в 1563г.:

«Сатана обладает большим мужеством, невероятной хитростью, сверхчеловеческой мудростью, острейшей проницательностью, совершенной рассудительностью, несравнимым мастерством в плетении самых хитрых интриг и злобной и беспредельной ненавистью ко всему человечеству, безжалостной и непреходящей».

Французский судья по делам ведьм Боден распространял отличительные признаки Сатаны на дьяволов, занимающих более низкое положение (1580г.):

«Очевидно, что дьяволы обладают глубочайшими знаниями обо всем. Ни один богослов не может истолковать Священное Писание лучше них, ни один адвокат лучше них на знает законов и установлений, ни один врач или философ лучше них не разбирается в строении человеческого тела или в силе камней и металлов, птиц и рыб, деревьев и трав, земли и небес».

Примерно в то время, когда работал Боден, во Франции появилось много небольших памфлетов, подтверждающих удивительные способности дьявола. Так, например, одна книжка, опубликованная в Париже в 1619г., имела следующий заголовок: «Удивительная, но правдивая история, происшедшая в Солье, в Провансе, с мужчиной, который посвятил себя церкви, но, поскольку он не выполнил своих обязательств, дьявол отрезал его интимные части».

Михаил Пселл классифицировал дьяволов по месту их обитания [см. Дьявол], и по крайней мере две их разновидности не имели отношения к ведьмам. Другие демонологи пытались классифицировать их по степени демонического могущества. Альфонс де Спина устанавливает 10 разновидностей дьяволов:

1. Парки. Некоторые говорят, что видели парок, снующих нить судьбы; но, если это так, то они не женщины, а демоны (ибо Августин говорит, что судьбу определяет воля Божья).

2. Полтергейсты, обычно называемые duende de casa, которые производят мелкие пакости ночью, вроде разбивания вещей, стаскивания постельных принадлежностей, имитации шагов наверху. Они передвигают вещи, но наносят незначительный ущерб [Бинсфельд считал, что полтергейст следует рассматривать как заявление «нанимателя» о том, что договор расторгнут].

3. Инкубы и Суккубы. Особенно подвержены воздействию этих дьяволов монахини. Когда они пробуждаются утром, они «обнаруживают себя нечистыми, как будто имели дело с мужчинами».

4. Марширующие призраки, которые являются в виде толпы людей, производящей много шума.

5. Домашние духи ведьм, которые едят и пьют с людьми, подражая ангелу из книги Товита.

6. Демоны, вызывающие ночные кошмары, которые пугают людей во сне.

7. Демоны, образующиеся из семени и его запаха, когда мужчина вступает в связь с женщиной. Эти демоны заставляют мужчин мечтать о женщинах с тем, чтобы иметь возможность «получить их семя и создать нового демона» [де Спина в это не верил].

8. Демоны-обманщики, которые иногда появляются в облике мужчин, а иногда и женщин.

9. Чистые демоны (но в действительности, возможно, самые отвратительные), которые нападают только на святых.

10. Демоны, которые обманывают старух (называемых xorguinae или икгчфу), внушая им мысль о том, что они якобы летали на шабаши [см. Перемещения].

Другие демонологи строили иерархию демонов согласно приписываемой им способности побуждать людей к совершению 7 смертных грехов. Бинсфелъд. (1589), например, привел такой список:

Люцифер — гордыня

Маммона — алчность

Асмодей — разврат

Сатана — гнев

Вельзевул — обжорство

Левиафан — зависть

Бельфегор — праздность

В книге «Magus or Celestial Intelligencer», опубликованной в Лондоне в 1801г., Френсис Баррет, оккультист, родившийся на два столетия позже, чем следовало бы, изменил список дьяволов и классифицировал грехи. Маммона стал князем искусителей и соблазнителей, Асмодей — мстителей за причиненное зло, Сатана — обмана (обслуживающим ведьм и заклинателей) и Вельзевул — ложных богов. Кроме того, Пифон был представлен как князь духов лжи, Велиал — вместилище порока (карт и костей), Мерихим — духов, вызывающих заразные болезни, Абаддонна — войн и Аста-рот — обвинителей и инквизиторов.

Частью процедуры экзорсизма, до сих пор включаемой в «Rituale Romanum» (издание 1947г.), является допрос вселившегося дьявола. Священник требует, чтобы он назвал свое имя и ранг, и дьявол, подобно военнопленному, обязан честно ответить. В известном экзорсизме в Аухе (1618) дьявол назвал свое имя как «Махонин, третьей иерархической ступени и второго лика архангелов, и добавил, что прежде, чем войти в тело одержимого, он жил в воде» [см. Экаор-сизм]. Согласно первобытным анимистическим представлениям знание имени дьявола давало экзорсисту власть над ним.

Бегемот, демон желаний желудка. — Коллин де Планси, «Dictionnaire infernal» (1863).

Во время экзорсизма люди всегда называли имена дьяволов, вселившихся в них [см. Фери]. Знакомые с существующей номенклатурой из прочитанного или услышанного на проповеди, одержимые обычно называли имена, знакомые экзорсисту — если сам дьявол не желал представиться. Так, когда были околдованы луденские монахини, сестра Мария на основании знания Священного Писания сказала, что была одержима Потифаром, а сестра Мария — святым духом Дагона; оба дьявола были насланы колдунами, отцом Пикаром и сестрой Мадлен Буве («Recit veritable», 1643). Другие монахини добавили к списку:

Сестра Анна — Левиафана

Сестра Барбара — Анситифа

Сестра Луиза де Пинтевилль — Арфаксата

Сестра Анна — Гонзагу

Сестра Мария Шерон - Гронгада

Сестра Мария дель Джезу — Фаэтона

Сестра Елизавета — Асмодея

Сестра Франсуаза — Кальконикса

Один из наиболее полных списков дьяволов и их функций был сделан известным экзорсистом отцом Себастьяном Михаэли-сом в «Admirable History» (1612).

Балберит, демон, вселившийся в сестру Мадлен из Прованса, послушно рассказал священнику не только о других дьяволах, вселившихся в монахинь, но добавил имена особых святых, чьей функцией было противостоять им. Поскольку дьяволы были восставшими и падшими ангелами, они установили свои ранги по типу ангельских. Ангельская иерархия, из трех ликов по три чина каждый, была установлена в IVe. н.э. в трактате «Божественные имена» Псевдо-Дионисия и в посланиях апостола Павла (Кол., 16, Еф., 21).

Первый лик:

Серафимы

Херувимы

Престолы

Второй лик:

Господства

Начала

Власти

Третий лик:

Силы

Архангелы

Ангелы

Балберит упоминает многих бывших ангелов, докучавших сестре Мадлен, самые важные из которых описаны Михаэлисом:

Первый лик

1. Вельзевул был князем Серафимов и следующим после Люцифера. Поскольку все «князья», т.е. все начальники девяти ангельских хоров, являются падшими, то следует знать, что первыми от хора Серафимов отпали Люцифер, Вельзевул и Левиафан, которые возглавили все восстание. Но четвертым был Михаил, который первым выступил против Люцифера, и все добропорядочные ангелы последовали за ним, так что теперь он является самым главным из них. Когда Христос спускался в ад, Люцифер сидел там в оковах и управлял всеми... Вельзевул склоняет людей к гордыне. И как Иоанн Креститель занял место Люцифера в Раю благодаря своему смирению, так и Вельзевул имеет на небесах своего противника — святого Франциска.

2. Левиафан является князем той же степени, и главарем еретиков, склоняющим людей к грехам, прямо противоречащим вере [Противостоятель: апостол Петр].

3. Асмодей, той же степени. Он продолжает быть Серафимом до сегодняшнего дня, сгорая от желания соблазнить людей своей свинской роскошью, и является князем желаний [Противостоятель: Иоанн Креститель].

4. Бальберит является князем Херувимов. Он склоняет людей к самоубийствам, склоке, сваре и злословию [Противостоятель: Варнава].

5. Астарот, князь Престолов, всегда любит пустое времяпрепровождение и праздность. Он склоняет людей к безделию и лени [Противостоятель: Варфоломей].

6. Веррен, также князь Престолов, следующий после Астарота, склоняет людей к нетерпимости [Противостоятель: Доминик].

7. Грессил. Третий в ряду Престолов, склоняет людей к нечистоте и неряшеству [Противостоятель: Бернар].

8. Соннелон, четвертый в ряду Престолов, возбуждает в людях ненависть к врагам [Противостоятель: Стефан].

Второй лик

9. Карро, князь Властей, склоняет людей к жестокосердию [Противостоятель: Вин-цент].

10. Карниван, также князь Властей, склоняет людей к непристойностям и бесстыдству [Противостоятель: Евангелист Иоанн].

11. Элле, князь Господств, подстрекает людей к нарушению обета бедности [Противостоятель: Мартин].

12. Роэье, второй в ряду Господств, сладкими речами склоняет людей к любострастию [Противостоятель: Василий, который не слышит его очаровывающих речей].

13. Верье, князь Начал, склоняет людей к нарушению обета послушания и делает шею жесткой, как железо, чтобы она не могла согнуться в поклоне [Противостоятель: Бернар].

Третий лик

14. Велиал, князь Сил, склоняющий людей к высокомерию. Его Противостоятель — святой Франциск Полский, известный великою кротостью и человеколюбием. Велиал также склоняет благородных дам украшать

себя в соответствии с новой модой, развращать своих детей и болтать с ними во время мессы, отвлекая их от служения Господу.

15. Оливий, князь Архангелов. Подстрекает людей быть жестокими и безжалостными к бедным [Противостоятель: Лаврентий].

Подобные списки были распространены в работах теологов и демонологов, и знаменитый Амбруаз Паре в главе о чудовищах в «Opera Omnia» (1572) описывает дьяволов подобным образом. Знание святого, который противостоял дьяволу, имело практическое значение не только для экзорсистских молитв, но и для неблагочестивых сношений с дьяволом. Дьявола можно было вызвать более безопасно, если обратиться вначале к его противостоятелю; многие grimoires — самодельные книги по вызыванию духов — состоят из подобных заговоров.

Число дьяволов было легион. Святой Ма-карий Египетский молил Господа позволить ему увидеть силы зла; глаза святого открылись, и он увидел дьяволов «многочисленных как пчелы». Де. Спина в 1459г. полагал, что около трети ангелов стали дьяволами, особенно 133, 306, 668. Один «кибернетик» XVIe. насчитал 66 князей, командующих 6 660 000 дьяволами. Другой установил более точно — 7 409 127 демонов управляются 79 князьями преисподней. Вейер уточнил эти цифры, доведя их до 7 405 926 демонов и 72 князей ада. Спустя несколько лет другой исследователь говорил, что количество дьяволов больше, чем половина всего населения мира.

 

Дети Гудвина

История, случившаяся с 4 детьми Джона Гудвина, является классическим примером одержимости дьяволом в Америке. Случай, произошедший в Бостоне в 1688г., сегодня бы назвали эпилептическими припадками, быть может, с некоторой примесью детской симуляции.

«Я полагаю, что не нарушу приличий, если поведаю обществу, что одной из причин спасения детей стала странная смерть ужасной старухи, которая, как предполагалось, во многом приложила руку к их недугу. Когда она умирала, богадельня, где она жила, была повергнута в ужас устрашающими звуками, и казалось, что смерть ее ускорилась из-за зловещих ударов, исходивших из невидимого мира», — пишет Л. Мазер в «Memorable Providences» (Бостон, 1689), предвосхищая на несколько лет похожие явления в Салеме. Вместе с тем, этот случай еще раз демонстрирует готовность некоторых здравомыслящих людей поверить в сверхъестественное объяснение достойной сожаления, но вполне естественной болезни. Как и в случае с уорбойскими ведьмами, пострадал не пользующийся популярностью человек, ставший козлом отпущения, и еще одна старуха была казнена.

Кроме взрослого сына и младенца у Джона Гудвина было еще 4 ребенка — 2 мальчика, пяти и одиннадцати лет, и две девочки, семи и тринадцати, воспитанные в строгости и религиозном духе. Аетом 1688г., когда старшая дочь спросила у прачки-ирландки, куда делось белье, мать этой прачки, некая Гуди Гловер,

«скандальная старая женщина... защищая свою дочь, осыпала девочку очень плохими словами. Бедное дитя сразу же почувствовало себя нездоровой и одержимой странными припадками, вроде тех, что бывают при эпилепсии или каталепсии или тех, что называют болезнью от испуга».

Вскоре все дети были поражены подобным образом; врачи были в замешательстве, и (как в случае с уорбойскими ведьмами) пришли к выводу, «что ничто, кроме дьявольского колдовства не могло быть источником подобных заболеваний». Дети периодически становились немыми, глухими и слепыми.

 

«Иногда их языки загибались в глотку, иногда выворачивались на всю длину на подбородок. Они так раскрывали рты, что их челюсти выпадали из суставов, и снова стискивали их с такой силой, что они защелкивались подобно пружинному замку. То же самое происходило с их ключицами, локтями, запястьями и отдельными конечностями. Временами они могли, лежа в бесчувственном состоянии, выгибаться так, будто их шея была привязана к пяткам, затем распрямляться и выгибаться снова, так что кожа едва не лопалась на животах. Они кричали так жалобно, как будто их резали ножом или нестерпимо сильно избивали. Их шеи то выгибались так что, казалось, в них нет ни единого позвонка, то вдруг становились такими жесткими, что они не могли пошевельнуть головой. То вдруг они принимались с такой силой крутить головами, что их лица выворачивались назад, и, когда мы прилагали все усилия, чтобы уберечь их от повреждений, они вопили изо всех сил».

Однако на протяжении всего этого времени дети старались хорошо высыпаться: припадки редко происходили после 10 часов вечера.

По истечении некоторого времени, их отец пожаловался в магистрат на свою соседку Гуди Гловер, которую он заподозрил в околдовывании детей. К. Мазер, свидетель всего происшествия, твердо заявлял, что «у Гудвина не было доказательств того, что она причинила им какой-нибудь вред».

«Но старуха не могла отрицать свою заинтересованность в околдовывании детей... Был выдан ордер на обыск дома старой женщины, откуда в суд были принесены несколько небольших подобий или куколок младенцев, сделанных из тряпок и набитых шерстью козла и другими подобными составляющими. Когда все это было представлено, злодейка призналась, что применяла следующий способ вызывания болезней у объектов своего злодейства — она поглаживала эти маленькие подобия пальцем, смоченным слюной».

Чиновники магистрата далее обнаружили, что она не может прочитать «Отче наш» по-английски. При этом не приняли во внимание тот факт, что старая женщина была ирландкой и говорила только по-ирландски (суд велся через переводчиков), произносила свои молитвы по-латыни, и, как всякая ирландская эмигрантка середины XVIIs., была наполнена простонародными суевериями (например, верила в ведьмовство). В беседе с Мазером она говорила всякий вздор и «почти ничего не сказала об обстоятельствах своей связи с дьяволом». Матушка Гловер была осуждена судом, в который входил судья Стафтон, выборный губернатор Массачусетса, позже отправивший на виселицу салемских ведьм.

Маленькие странности этих детей и сегодня можно было бы с тем же успехом объяснить дьявольскими кознями:

«Если их родители не одобряли какую-либо неподходящую вещь, которую они произносили или делали, с ними могли случиться ужасные душераздирающие припадки. Если им предстояло сделать или принять участие в каком-нибудь полезном деле, на них тут же сваливались все беды. Иногда им требовался час или два, чтобы раздеться вечером или одеться утром.

Если кто-нибудь подходил к ним, чтобы помочь развязать шнурок, расстегнуть пуговицу или еще что-нибудь, они скрючивались, не позоляя ему этого сделать. Иногда они так вертелись в своих кроватях, что в течение одного или двух часов туда не могли положить никаких постельных принадлежностей. Если они шли мыть руки, то их ладони стискивались столь сильно, что они не могли ничего сделать. Но, когда их друзьям надоедало ждать, они всегда делали то, что от них требовалось. Если им предстояло работать, суставы их тут же начинали столь сильно трещать, что они с горечью отступались от работы. Если кто-то приказывал им протереть чистый стол, они не могли сделать этого, не создав беспорядка; если нужно было вытереть грязный стол, они начинали испытывать такие мучения, что это тоже оказывалось невозможным».

«Когда я молился в комнате, ...ее позы были точно такие же, как у закованной в кандалы ведьмы, перед тем, как она умерла». Коттон Мазер (1688).

Мазер придерживался устойчивого мнения, что все эти припадки — дело рук дьявола, и что дьявол не понимает никаких человеческих расчетов; с его точки зрения, это доказывало, что дьявол не знает наших мыслей:

«Мы можем дурачить [дьяволов], когда говорим одно, а подразумеваем другое. Это обнаружилось, когда детей раздевали.

Дьяволы всегда могли удивительным образом, превышающим силу любого обманщика, так перекручивать ту часть тела, с которой следовало снять одежду, что раздеть ребенка было невозможно. Так, если мы говорили: «Развяжи его галстук», в то же самое время подразумевая расшнуровать башмак, то галстук, а не башмак становился странным образом недоступен».

Наконец, припадки, которые продолжались более года, прекратились. Мазер связывает их прекращение со смертью второй старухи, подозревавшейся в чародействе. «После случившегося я убежден, — замечает он, — что никогда не следует даже на йоту прислушиваться к человеку, который собирается убедить меня, будто дьяволов или ведьм не существует».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.