Сделай Сам Свою Работу на 5

Выворачивание рук (squassation) 6 глава





Роберт Калеф, купец из Бостона, писал в своей книге «More Wonders of the Invisible World» (1700), опубликованной в Англии, поскольку И. Мазер в то время был цензором в Америке и возглавлял Гарвардский университет:

«Мистер К. Мазер далеко опередил всех священников своей страны в этом деле, взяв к себе домой одного из этих детей и организовав вокруг него такие интриги, что опубликованный после этого в «Memorable Providences» репортаж о случившемся в эпоху сэра Уильяма [Фипса] [1692г.] раздул пламя, угрожавшее поглотить всю страну».

Мазер оставил еще два подробных отчета об «одержимости»: Мерси Шорт и Маргарет Рулл. Его отец, И. Мазер, в «Illustrious Providences» излагает дело Джона Стиля (1679г.), который мучил своего деда Уильяма Морза с помощью полтергейста и подвергался припадкам наподобие тех, что были у Гудвинов и других одержимых детей. «Он лаял как собака и кудахтал как курица... его язык как будто выпадал изо рта». Вследствие этого двоих подозреваемых, Гуди Морз и Калеб Поуэлл, обвинили в колдовстве. В 1720г. в Литтлтоне (Масс.) 3 юных девушки, одиннадцати, девяти и пяти лет, демонстрируя такие же симптомы, какие были у детей Гудвина, убедили своих соседей в том, что они находятся под властью злых сил. Спустя 8 лет старшая дочь, накануне пострижения в церкви в Медворте, решилась признаться в обмане; оказалось, что девушки назвали ведьмой первую попавшуюся женщину. В качестве примера английского мошенничества, аналогичного делу детей Гуд-вина и хорошо известного в Америке, можно вспомнить случай с ведьмами из Сент-Эдмундсбери [см. Сент-Эдмундсберийские ведьмы}.



 

Дети-обвинители

Во время столетней охоты за ведьмами сотни людей были отправлены на смерть из-за безответственных проделок непослушных детей. Эти маленькие чудовища особенно свирепствовали в Англии, а американские дети копировали их ужимки. Во Франции подобные проделки совершали девочки, обвинявшие священников в аморальном поведении [см. Кадье, Катрин; Лувъерские монахини].

Германия была столь занята массовыми казнями, что показания детей носили случайный характер. Однако один пример превосходит английские аналоги. В Хагенау (Эльзас) бедствия войны и плохие урожаи приписывались колдовству. 16 июня 1627г. по обвинению в колдовстве были казнены 3 женщины и 14-летняя девушка, Мария Нит-хен. Среди других Мария обвинила Петера Роллера, 13-летнего мальчика. Во время допросов у Роллера обнаружилось богатое воображение, он изобретал фантастические истории о шабашах и заявлял, что на них присутствовали все, кого он знал. Обвиненные им попадали в камеру пыток, где им не оставалось делать ничего другого, как признаться и назвать новых сообщников. Чтобы сохранить собственную жишь, мальчик утверждал, что он околдован; благодаря этой уловке он был отправлен в больницу, а не на эшафот. Спустя 9 месяцев, 23 марта 1628г., Петер Роллер подвергся допросу. Он был вполне способен контролировать ситуацию и рассказал, что именем Христа он только что вырвался из лап дьявола, который приходил соблазнять его через больничное окно. Такой смелый поступок был благосклонно принят судьями, приставившими к мальчику двух капуцинов, чтобы они помогли ему завершить это доброе начинание. К 17 мая Петер освободился от власти дьяволов и вернулся домой. Этот 13-летний мальчик был виновен в том, что 24 человека были сожжены, 3 покончили с собой в тюрьме и 3 стали калеками после пыток.



Большинство историй о молодых людях, рассказывавющих под присягой небылицы, связано с Англией. Они начались с известного процесса 1593г. над уорбойскими ведьмами, когда 5 юных истеричек отправили на виселицу пожилую супружескую пару и их дочь. Четыре года спустя юный мошенник Уильям Соммерс, мальчик из Ноттингема, подученный «экзорсистом» Дарреллом, обвинил 13 женщин, якобы околдовавших его. Разоблаченный прежде, чем их осудили, Соммерс признался, что изучал брошюру об уорбойских ведьмах, чтобы симулировать соответствующие симптомы. В 1604г. Анна Гюнтер использовала тот же самый памфлет, чтобы узнать, как должен вести себя околдованный ребенок. Симптомы, сопровождавшие истерию 13-летнего мальчика Джона Смита из Аестера, настолько напоминали дело в Уорбое, что налицо была явная симуляция [см. Лестерский мальчик]. На основании показаний Смита 9 человек были казнены за колдовство, прежде чем король Яков I приказал провести расследование, изобличившее мошенника, и освободил тех, кто еще был в тюрьме.



Даже когда юные вредители не следовали уорбойскому образцу, на них влияли разговоры взрослых об этом и похожих процессах. В 1596г. в Бартоне-на-Тренте 13-летний Томас Дарлинг был одержим припадками, видел зеленых котов и обвинил Алису Гудридж в колдовстве; Алиса была осуждена и умерла в тюрьме [см. Бартонский мальчик]. Через некоторое время Дарлинг был разоблачен Харснеттом, будущим архиепископом Йоркским. Уильям Соммерс, также руководствовавшийся уорбойским памфлетом, в 1597г. был направлен к Дарлингу, «чтобы, наблюдая за ним во время припадков, [он] смог бы научиться их делать лучше». В 1597г. дети Николаса Старки из Ланкашира были подвержены припадкам и меланхолии; фальшивый экзорсист Хартли, якобы вселивший в них демона, был осужден по отдельному обвинению в создании магических кругов и повешен в Ланкастере (Г. Mop, «A True Discourse Concerning the Certain Possession», 1600). В 1620г., спустя 4 года после разоблачения лестерского мальчика, Уильям Перри, билсонский мальчик, также симулировавший одержимость, был застигнут при засовывании под свою крайнюю плоть чернильного тампона, который должен был окрасить его мочу в черный цвет.

Знаменитые случаи мошенничества: одержимые подростки.

(По Фрэнсису Хатчинсону, с дополнениями).

1533. Элизабет Бартон, девушка из Кента. Священник подсказал девушке симулировать припадки, а затем заявить, что она излечилась благодаря заступничеству святой Девы Марии. Таким образом часовня этого священника в Албингтоне (Кент) стала местом массового поклонения, «и паломники устремились к ней, дабы на них сошла Божья благодать». Впоследствии Элизабет заявляла о видениях, предупреждающих Генриха VIII об опасности повторной женитьбы; она вовлекла в это дело многих священников и дворян и, наконец, призналась в жульничестве. Перед казнью Элизабет Бартон заявила: «Они восхваляли меня, пока мои выдумки приносили им доход».

1544. Элизабетт Кросс, девушка из Холла-на-Уэлле, притворявшаяся ясновидящей.

1574. Агнесс Бридж, одиннадцати лет, и Рашель Пиндер, двенадцати лет, симулировали одержимость и срыгивали булавки. Они были разоблачены и признались в обмане.

1575. Милдред Неррингтон из Кента впадала в истерики, «такие сильные, что

четверо мужчин едва могли удержать ее». Она обвинила старую женщину в колдовстве, но позже призналась в своем обмане перед мировыми судьями [сообщает Реджинальд Скотт].

1579. Элизабет Ортон из Флинтшира симулировала падучую. Она публично призналась в Честерском соборе в 1582 г.

1595. Томас Дарлинг, бартонский мальчик.

1597. Уильям Соммерс, ноттингемский мальчик [см. Даррелл, Джон].

1604. Томас Харрисон, нортвичский мальчик.

1604. Анна Гюнтер.

1616. Джон Смит, лестерский мальчик.

1620. Уильям Перри, билсонский мальчик.

1633. Эдмунд Робинсон, один из пенд-лских обманщиков [также сообщается Джоном Вебстером].

1697. Ричард Дагдейл, мошенник из Сью-ри (Ланкашир), одержимый Сатаной; боролся с девятью евангелистскими священниками, пока они не изгнали из него дьявола.

К несчастью, большинство подобных детей так и не было разоблачено, и суды, основанные на детских фантазиях, происходили на протяжении многих десятилетий. В 1634г. 10-летний Эдмунд Робинсон стал первым из плеяды обманщиков из Пендла. Спустя 5 месяцев он признался в своем обмане, но за это время трое из обвиненных умерли в тюрьме. В 1644г. в Сент-Эдмунд-сбери Роза Каллендер и Эми Дьюни были казнены за колдовство по заявлению истеричных детей, хотя обман был замечен еще на суде. Спустя сто лет после уорбойского дела, в 1697г., 11-летняя девочка из Пэйсли (Шотландия), демонстрируя срыгивание мусора, обвинила 21 человека в том, что они вызывали ее припадки; на основании ее слов, подтвержденных 3 другими детьми, 7 из обвиненных были сожжены [Бергернская мошенница].

Американские дети также оказывались мошенниками. 4 детей Гудвина из Бостона напоминают детей Трокмортона из Уорбоя.

В 1688г. они обвинили ирландскую поденщицу, впадая в конвульсии при ее появлении. Несчастная женщина была повешена за колдовство. В 1720г. 3 молоденькие девушки в Литтлтоне (Массачусетс) обвинили своих соседей в том, что они были ведьмами; 8 годами позже старшая дочь призналась, что все это было розыгрышем, девушки обвинили в колдовстве первую попавшуюся женщину. Но типичным американским примером является Салем. От выходок нескольких «ведь-минских сучек» там погибло 22 человека. Причину раскрывает следующее признание одной из них: «Мы хотели немного позабавиться». 14 лет спустя Анна Патнем, предводительница этих девушек, призналась в обмане: «Это было величайшее наваждение Сатаны, который обманул меня в то печальное время, и я боюсь, что была орудием в его руках, ...чтобы сделать меня и моих земляков виновниками пролития невинной крови». Однако выдумки этих молодых девушек губернатор Хатчинсон назвал «столь подробными, что не оставалось места для сомнений в их достоверности».

Среди английских священников, боровшихся против рассмотрения судами показаний малолетних обманщиков, был архиепископ Харснетт, автор «Discovery of Fraudulent Practices» (1599), доказавший несостоятельность Даррелла, и епископ Хатчинсон, который, очевидно, нанес им последний удар в 1718г. Перечень наиболее знаменитых случаев мошенничества, на основании данных Хатчинсона, прилагается ниже.

Кроме многочисленных статей, упомянутых выше, см. также Австрия, колдовство в; «Возлюбленная» доктора Лэмба; Полтергейст в Эпворте; Гленлусский дьявол; Лилльские монахини; Моравские ведьмы.

 

Ди, Джон (1527-1608)

Будучи выдающимся человеком, Д. имел такие многогранные интересы, что ни одна из книг о елизаветинской эпохе не обходится без упоминания этого «Мерлина королевы Елизаветы». Его колдовская слава заслоняла остроту его ума.

В возрасте пятнадцати лет он поступил в Кембриджский университет, и с этого времени до самой смерти в возрасте 81 года поставил себе задачу работать по 18 часов ежедневно, отводя 2 часа на еду и 4 часа на сон. Однако большая часть из его 79 работ сохранилась в рукописях; одна из них, длиннее, чем Библия, оказалась настолько «утомительной для издателей», что они отказались печатать ее! Но он делал и очень серьезные предложения; например, Д. безуспешно пытался использовать свой огромный авторитет, чтобы склонить протестантскую Англию принять в 1582г. папскую буллу, вводящую реформу календаря (так и не принятую до 1752г.). Д. предложил собирать рукописи, рассеиваемые после ликвидации монастырей, предвосхищая появление Комиссии по историческим рукописям (1869). Он предложил создать королевскую библиотеку, предвидя появление Британского музея (1753). Он предложил снимать копии с важнейших трудов, хранившихся в библиотеке Ватикана, предвидя проект университета св. Людовика по микрофильмированию рукописей (1954). Он щедро делился своими огромными научными знаниями по навигации (он был другом Меркатора) с исследователем Арктики капитаном Джоном Девисом, предвидя открытие Северо-Западного пролива «Наутилусом» (1958).

Д. выявил множество тонкостей, которые оправдывают его вмешательство в изучение колдовства:

1. Несмотря на покровительство королевы Елизаветы, он был посажен в тюрьму при королеве Марии как «сообщник исчадий ада, вызыватель и заклинатель злобных и проклятых духов». Его обвинили, но затем сняли обвинения в убийстве детей.

2. В течение своих десятилетних странствий по всей Европе, побывав на службе у графа Палатина, польского короля Стефана, императора Рудольфа и графа Розенберга из Богемии, Д. искал книги по магии и колдовству. Его комментарии по поводу сделок очень забавны: «Я долго искал, прежде чем смог ее [очень редкую книгу] повстречать. Некоторые книготорговцы были столь невежественными, что я даже не смог убедить их в существовании этой книги; но теперь я достал ее». Во время странствий была разграблена его библиотека, находившаяся в Мортлейке, близ Лондона, но Д. удалось спасти около Ъ 000 томов, большая часть из которых теперь находится в музее Ашмола в Оксфорде и в Британском музее.

3. Д. лично встречался с несколькими великими демонологами: скептиком И. Вейе-ром в Лувене и Боденом во время своего визита в английский суд в феврале 1581г. Подобные встречи, несомненно, вдохновили его на создание библиотеки.

4. Благодаря Д. и его библиотеке идеи европейских демонологов входили в английское сознание и образ жизни. Когда Д. был ректором Манчестерского колледжа в Ланкашире, местные мировые судьи брали у него книги по колдовству. Так, например, примерно в 1596г. Эдмунд Хопвуд, помощник лейтенанта в Ланкашире, взял у него книгу Вейера «De Pratstigiis Daemonum a Fustis Daemonum», книгу Меньи по экзорсизму «Flasellum Daemonum» и известную «Malleus Maleficarum».

5. У Д. попросили совет по поводу предполагаемой одержимости семьи Старки, которая была подвергнута экзорсизму шарлатаном Хартли [см. Даррелл, Джон].

Духовник Д. преподобный Метью Палмер спросил Хартли, что тот делал с детьми Старки: Хартли: Молился.

Палмер: Ты молился! Ты не умеешь молиться. Какую молитву ты произносил?

Хартли: Никакой, кроме Молитвы Господней.

Палмер: Скажи ее.

Хартли не смог ее произнести. Д. «наотрез отказался вмешиваться в историю и посоветовал отцу семейства получить совет у добропорядочных священников и один день попоститься». Но он «дал такой резкий отпор [Хартли], что дети чувствовали облегчение и три недели спустя».

6. Возможно, менее достойной была связь Д. с Джоном Келли, шарлатаном, с которым в 1581г. в Уоттондейле он пытался вызвать духов, чтобы обнаружить спрятанные сокровища.

Несмотря на свою эрудицию или благодаря ей, Д. легко поддался обману. Наиболее поразительным примером его наивности является обмен женами со своим помощником Келли, который был моложе его на 26 лет.

Позавидовав, что у Д. молодая и красивая жена Джейн, Келли сообщил о словах духа, рекомендовавшего «общее и частичное сожительство любой пары из нас четверых». Джейн сомневалась, но Д. сказал ей: «Не существует иного средства, кроме того, что было сказано о нашем перекрестном сожительстве, так и следует сделать. ...И она выразила готовность исполнить его требование, покоряясь непостижимой воле Господа».

В интересном письме архиепископу Вит-гифту в 1594г., Д. писал, что считает себя преданным христианином, несмотря на свои герметические исследования. Но его поиски призраков с помощью магических камней и его исследования в эзотерических областях алхимии относятся скорее к истории магии, чем к истории колдовства.

 

Договор с Дьяволом

Договор с Дьяволом был основой колдовства. Благодаря договору оно рассматривалось как ересь и, следовательно, подпадало под юрисдикцию инквизиции. И для каждого демонолога, как протестантского, так и католического, соглашение сотрудничать с Дьяволом, противореча и не покоряясь Господу, было основой преступления колдунов. Так, Гиффорд сообщает мнение, распространенное среди английских протестантов: «По слову Божьему ведьма должна умереть не за то, что она убивает людей — она не может этого сделать, если только она не из ведьм, убивающих ядами, которые они или получают от дьявола, или делают по его наущению; но уже за то, что она общается с дьяволами». Именно договор, а не злодеяния ведьм, образовывал состав преступления. И так называемые «белые ведьмы» заслуживали осуждения в той же степени, как и ведьмы, творившие зло. /Теркине в 1608г. подробно объяснил это тождество:

«Даже если ведьма не причиняет вреда, а приносит пользу, она отвергает Господа Бога нашего и признает законы врага Его и церкви; следовательно, смерть будет уделом, определенным ей от Господа: она не должна жить».

Если убрать договор, трактовка колдовства как ереси исчезнет. «Сколь бы ни были неразумны или ни расходились со Священным Писанием эти утверждения [о существовании договора], они представляются неотъемлемой частью религии, включающей в себя веру в подобного рода колдовство», — отмечал американский скептик Роберт Калеф.

«Клянешься ли ты подчиниться своим хозяевам или тем, кто равен им по влиянию... почитать их, мести, кружиться, бить в барабаны, завывать, вопить, летать, готовить, сосать и все прочее, что тебе прикажут? ...Я клянусь... Очень хорошо, ты ведьма, моя дорогая. Поздравляю!» — Гойя (1799).

Ранние католические демонологи и все протестантские авторитеты моделировали договор с дьяволом на основе церковных церемоний, которые они знали; их описания относительно логичны. Для Мора в 1653г. «нет ничего неразумного в том, что такие церемонии могли осуществляться между злым духом и человеком, если аналогичные церемонии используются для того, чтобы крепче привязать человека к Господу» — «Antidote Against Atheism». Но поздние католические авторы добавили в него фантастические выдумки, созданные их собственным воображением.

Первое подробное описание договора дается в книге Нидера «Formicarium» (ок. 1435), второй печатной книге по колдовству, в рассказе о молодом человеке, сожженном за колдовство:

«Во-первых, в субботу, перед освящением святой воды, будущий послушник должен пойти со своими наставниками в церковь и там в их присутствии отречься от Христа и его веры, крещения и католической церкви. Затем он должен выразить почтение magisterulus, то есть «маленькому хозяину» (так они обозначают дьявола). Затем он пьет из фляги [кровь убитых детей]; после этого он обязан соблюдать и хранить в тайне наше искусство и главные правила секты».

Торжественный публичный договор. «Ведьмы отрекаются от крещения, христианской веры, отказываются от подчинения Господу, отвергают покровительство Святой Девы, которую, насмехаясь, они называют «La rousse». Наконец они отрицают причастие Святой церкви и попирают ногами Крест Господний и статуи Девы и других святых». — Гваццо (1626).

Почти через 200 лет появилось английское протестантское описание, совпадающее с предыдущим во всем, за исключением местных отклонений. Томас Купер в «The Mystery of Witchcraft» (1617) копирует евангелический ритуал. Ведьма

«должна быть торжественно связана договором в Доме Господа, там открыто заявить о своем подчинении ему [Дьяволу], отрекаясь от всех прежних обетов, данных перед Господом. Обычно все происходило в следующем порядке. Сатана богохульственно занимал место, где отправлялись священные обряды, и делал следующее: Во-первых, требовал от всех новообращенных признать договор действительным, заставляя их повторять следующую формулу: «Я, имярек, здесь признаю, что на таких-то условиях отдаю себя Сатане, чтобы он распоряжался мною по своему усмотрению». Во-вторых, после приведенного признания Сатана предлагал своим вассалам поцеловать его зад в 'знак полной подчиненности. ...В-пятых, для того, чтобы они подтвердили свой договор, он получает удовольствие от другой, проводимой ими, церемонии — попрания креста в знак их отречения от Троицы, от спасения их душ Господом и от крещения».

Немец Бинсфелъд, охотившийся за ведьмами епископ, чей влиятельный «Tractatus» выдержал 8 изданий с 1589 по 1623 гг., также выстраивает концепцию колдовства вокруг договора: ведьмы отрекаются от Господа и своего крещения, вступают в соглашение с Дьяволом, чтобы поклоняться и вечно служить ему. Его взгляды были сходны с позицией яростного антипаписта Перкинса, примерно в то же время, в 1608г., писавшего: «Основанием для всех практических проявлений колдовства является союз или договор, заключенный между ведьмой и Дьяволом, который взаимно связывает их друг с другом».

Торжественный публичный договор. «Ведьма заново крестится во имя Дьявола и, отрекшись от христианского имени, принимает другое». — Гваццо (1626).

Эта общая концепция договора постепенно разрабатывалась Отцами Церкви, исходя из символической фразы Исайи: «Мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор» (28, 15). Как Ориген (185-254 гг.), так и Августин (354-430 гг.) связывают предсказания, лигатуру и заговоры с pacta cum daemonibus (договором с демонами). Формулировка Августина вошла в канонический закон, и вследствие этого, как отмечает Генри Ли, «остается постоянной частью церковной юриспруденции». «Все суеверия, как незначительные, так и пагубные, — заявлял Августин, — вырастают из гнусного соглашения людей и демонов, безнравственного договора о предательской дружбе, который следует отвергнуть по сути» («De Doctrina Christiana»). Уделив особое внимание гаданию, Фома Аквинский подчеркивает наличие договора: «Любые гадания и магические вычисления считаются суевериями, поскольку вытекают из действий демонов, и, следовательно, находятся в связи с тем или иным договором, заключенном с ними» («Summa Theologica»).

Торжественный публичный договор. «Дьявол подтверждает решение ведьмы, расцарапывая ей лоб, чтобы стереть крестильный елей». — Гваццо (1626).

Старинные легенды повествуют о договорах с Дьяволом, обещавшим помощь в жизни земной и требовавшим расплаты в жизни вечной. Эти легенды, используемые поздними демонологами в качестве избитых примеров, вошли в европейскую традицию примерно в 1Хв. из византийских источников. Крестовые походы помогли их распространению; появились также легенды о перемещениях ведьм. Хинкмар из Реймса (умер в 882г.) был первым автором, включившим в «Житие св. Василия» рассказ о слуге сенатора, влюбившемся в дочь своего хозяина. Продав свою душу дьяволу, камердинер завоевал ее сердце. Он спасся только с помощью святого, который заставил Дьявола расторгнуть контракт. Эта легенда часто пересказывалась в последующие столетия. В ХПГв. старинный рассказ о соглашении между Теофилусом из Адана и Дьяволом превратился в историю с подписанием договора кровью. Другими ранними авторами, чьи рассказы о договорах заимствовались демонологами, были бенедиктинец Фома Аквин-ский, Вальтер Man, Цезарий Гейстербахский и Винсент из Бове.

К концу XlVe. (1398г.) Парижский университет официально утвердил теорию о том, что колдовство включает в себя договор с Дьяволом. Все было готово, чтобы инквизиция начала борьбу с ересью чародейства, распространяя суеверие, уродовавшее Европу в течение двух столетий.

Теологи различают два вида договора: подразумеваемый, но не выраженный прям'о, или Частный договор (Professio Tacita), и признаваемый открыто Публичный договор (Professio Expressa). Влиятельный судья по делам ведьм Гриландус одним из первых (в 1525г.) разработал эту классификацию, используя как доказательство заранее подготовленные им заявления, которые его жертвы подтверждали под пытками. В «подразумеваемом договоре» ведьма брала на себя обязательство подчиниться Дьяволу не непосредственно, а через другую ведьму; в конечном счете ожидалось, что ведьма признает его публично. Публичный договор (Professio Expressa) мог быть заключен или на шабаше, со всеми необходимыми обрядами (solemnis sive publica), или без свидетелей через подписание соглашения (priuata). «To, что называется торжественным или публичным, — писал скептик Скотт, — совершается там, где ведьмы собираются на свои сборища в установленное время и не только видят дьявола в зримой форме, но ведут с ним разговоры и дружеские беседы». Со времени Бинсфельда (1585г.) текст договора был настолько формализован юристами, что стал напоминать «контракт между двумя купцами или землевладельцами».

Торжественный публичный договор. «Ведьмы передают Дьяволу часть своей одежды в знак того, что Дьявол отделяет их от духовных, телесных, природных и земных вещей». — Гваццо (1626).

Протестантские демонологи, как уже было сказано выше, без угрызений совести заимствовали католические теории колдовства, но, не желая ссылаться на традицию католической церкви, старались умалчивать о том факте, что столь необходимый договор с дьяволом ни разу не упоминается в Библии. /Теркине обошел это препятствие следующим образом:

«Явный договор называется таковым, поскольку он совершается в торжественных выражениях с обеих сторон... И он не определен в Священном Писании столь же твердо, как в сочинениях ученых мужей, которые записывали признания ведьм. Для последующей ратификации ведьма лично передает дьяволу собственноручно подписанный документ и немного своей крови, как залог и плату за скрепление сделки».

Договор с Дьяволом, подписанный кровью ведьмы, является самой эффектной частью теории, которую во всех ее разновидностях увековечила легенда о Фаусте.

Торжественный публичный договор, «Ведьмы,клянутся Дьяволу в верности, стоя в кругу, начертанном на земле, либо ради того, чтобы указать, что Дьявол хочет, чтобы они поверили, что он является господином на небе и на земле, либо потому, что круг является символом божества, а земля — скамейкой Божьей». — Гваццо, 1626.

Жутковатая сцена ратификации договора, несомненно, навеяна рассказами демонологов: вот молодой человек, продавший свое тело и душу ради 12 лет удовольствий, приходит подписать контракт. «Он протянул левую руку. Дьявол схватил ее и сжал с такой силой, что наполнил его ладонь кровью, выдавленной из под кончиков трех пальцев» (Гваццо, 1608). Снова, как почти во всех теориях колдовской ереси, мало что отличает здесь католиков от протестантов. В очень раннем трактате «Errores Cazariorum», написанном инквизитором из французской Савойи примерно в 1450г., рассказывается о признании некоего Жана Стипилиуса, сожженного затем у столба, что он дал кровь из своей левой руки дьяволу, чтобы написать договор. Почти два с половиной столетия спустя К. Мазер все еще верил этой легенде, хотя и смягчал ее в соответствии с протестантским здравомыслием.

Торжественный публичный договор. «Ведьмы просят Дьявола, чтобы их имена были вычеркнуты из Книги Жизни и вписаны в Книгу Смерти». — Гваццо

(1626).

Описывая одержимость Маргарет Рулл, Мазер рассказывает, что обращенного в христианство индейца дьявол соблазнил подписать Книгу Смерти — «пером и чернилами».

Отец Коттона, И. Мазер, твердо верил в существование договора. Для укрепления веры читателей в Бога он включил в «Illustrious Providences» (1684) следующую историю. В 1658г. в Кане (Франция) молодой студент, расстратив все свое состояние, «оказался в нищете и одиночестве». Незнакомец, узнавший причину его страданий, дал ему денег. «Он быстро удовлетворил свои потребности, но, как только деньги кончились, вернулась нищета». Незнакомец, который оказался дьяволом, снова дал ему денег при условии, что студент «подпишет договор своей кровью». Позже студент раскаялся в своем поступке и упросил нескольких протестантских священников помочь расторгнуть контракт. Окончание приводим со слов И. Мазера:

«После этого священники решили назначить день поста и молитвы на том самом поле и в том самом месте, где несчастный совершил ужасную сделку, встав вокруг и поставив его в середину. Особым образом укрепив себя в вере, что многократно усиливает молитву, они начали ревностно молить Господа, чтобы Он проявил свою власть над Сатаной, и принудил его расторгнуть этот договор. После нескольких часов, проведенных в молитве, над ними распростерлось облако, и из него выпал этот самый контракт, с которого капала кровь студента. Подняв и осмотрев его, они разорвали его на кусочки».

Торжественный публичный договор. «Ведьмы обещают жертвовать маленьких детей, убивая с помощью чародейства по одному в месяц или высасывая их кровь каждые две недели». — Гваццо (1626).

Однако, фактическое подписание документа было всего лишь частью договора (даже не всегда включавшейся в ритуал его публичного признания). В самом подробном описании этого ритуала в «Compendium Maleficarum» (1608,) Гваццо определяет все его части, несомненно, смоделированные по образцу католической литургии. В издании 1626г. приведены изображения 7 его этапов (воспроизведенные нами):

«1. Отрицание христианской веры. Гваи,-цо приводит пример типичной клятвы: «Я отрицаю создателя небес и земли; я отрекаюсь от своего крещения; я отрицаю богослужение, которое я раньше отправлял перед Господом. Я присягаю Дьяволу и верю только в него». Топтание креста, сопровождавшее эту клятву, с ранних времен было важнейшей частью ритуала [см., например, Жакье, Никола].

2. Новое крещение, совершаемое Дьяволом, и наречение новым именем.

3. Символическое смывание освященного елея (масла, смешанного с бальзамом).

4. Отрицание крестных родителей и подписание новых восприемников.

5. Символическая передача Дьяволу клочка одежды.

6. Клятва верности Дьяволу, стоя внутри магического круга на земле. Лимбох в «History of the Inquisition» (1692) приводит немногим отличающуюся процедуру: «Как символ всего этого [союза] они помещают свои левые руки за спину и дотрагиваются до руки Дьявола, предлагая ему что-нибудь в знак своего подчинения».

7. Просьба, обращенная к Дьяволу, вписать их имена в Книгу Смерти.

8. Обещание приносить в жертву Дьяволу детей (породившее истории о ведьмах, которые убивают детей). Ранние «Errore.s Gazariorum» считали детьми тех, кому было меньше трех лет.

9. Обещание платить ежегодную дань указанному демону. Принимались подарки только черного цвета.

10. Отметка различных частей тела клеймом Дьявола, например, заднего прохода у мужчин, грудей и половых органов у женщин, так что отмеченное место становилось нечувствительным. Клеймо могло отличаться по форме, быть похожим на след кролика, жабу или паука. Таким образом Дьявол метил только тех — ив этом Гваццо расходился с большинством других специалистов — в ком он сомневался.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.