Сделай Сам Свою Работу на 5

V. Стадия “Осмысление содержания”.

а) Чтение текста учащимися с остановками.

В начале сказки “Снежная королева” Андерсен писал: “Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь”. Наверное, мы, внимательно прочитав произведение великого датского сказочника, узнаем больше, чем раньше. Посмотрим, так ли это.

Давным-давно жили по соседству двое детей: мальчик Кай и девочка Герда.
Однажды зимой они сидели у окна и смотрели, как на улице кружатся снежинки.
- Интересно, - задумчиво протянул Кай, - а у них есть королева?
- Конечно, - кивнула бабушка. - Ночью она летает по улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И тогда на стеклах появляются ледяные узоры.
На другой день, когда дети снова играли у окна, Кай вдруг вскрикнул:
- Ай, что-то кольнуло меня в глаз, а потом в сердце!
Бедный мальчик еще не знал, что это осколок ледяного зеркала Снежной королевы, который должен был превратить его сердце в лед.

- Что узнали от бабушки Кай и Герда о Снежной королеве?

Ответ: Она летает по улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И тогда на стеклах появляются ледяные узоры.

Что попало в сердце мальчика?

Ответ: В его сердце попал осколок ледяного зеркала Снежной королевы. Он должен был превратить сердце Кая в лед.

Однажды дети отправились играть на площадь. В разгар веселья вдруг появились большие белые сани. Никто и глазом не успел моргнуть, как Кай привязал к ним свои саночки.

Сидевшая в санях Снежная Королева, а это была она, усмехнулась - и унеслась вместе с Каем в свой ледяной дворец.

Околдованный Кай забыл и Герду, и бабушку: ведь его сердце превратилось в лед.

Как Кай оказался во владениях Снежной Королевы?

Ответ: Мальчик привязал свои саночки к большим белым саням Снежной королевы, и она унесла его в свой ледяной дворец.

Но Герда не забыла Кая. Она отправилась на его поиски: села в лодку и поплыла, куда глаза глядят.
Вскоре лодка причалила к удивительному саду. Навстречу Герде вышла колдунья:
- Какая очаровательная девочка!
- Вы не видели Кая? - спросила Герда.
- Нет, не видела. Зачем тебе Кай? Оставайся, мы с тобой славно заживем!
Колдунья показала Герде волшебный сад с удивительными цветами, которые умели рассказывать сказки. Там всегда светило солнце и было очень красиво, но Герда отправилась дальше - искать Кая.



- Что движет Гердой, когда она решается отправиться на поиски Кая?

Ответ: Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла, которое он причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.

Почему Герда не осталась у колдуньи?

Ответ: У нее была цель: найти и спасти Кая.

По дороге она встретила старого ворона.
- Я видел Кая, - важно сказал ворон. - Он теперь живет у принцессы!
И Герда отправилась во дворец. Но оказалось, что это был не Кай!
Она рассказала принцессе и принцу свою историю.
- Ах, бедняжка! - расплакалась принцесса. - Мы тебе поможем.
Герду накормили, дали теплую одежду и золотую карету, что бы она быстрее нашла своего Кая.

Кто сказал Герде, что Кай живёт во дворце с принцессой?

Ответ: По дороге она повстречала ворона, который сказал ей, что Кай живет во дворце?

Как помогли Герде принц и принцесса?

Ответ: Они накормили ее, дали теплую одежду и золотую карету, чтобы Герда поскорее нашла Кая.

Но тут случилась беда: на богатую карету в лесу напали разбойники.
Ночью Герда не сомкнула глаз. Два голубя рассказали ей, что видели сани Снежной Королевы и в них сидел Кай.
- Наверное, она увезла его в Лапландию, - курлыкали голуби.
Дочь атаманши, маленькая разбойница, хотела, чтобы Герда осталась с ней, но когда узнала ее печальную историю, так растрогалась, что решила отпустить Герду и приказала своему любимому северному оленю довезти девочку до Лапландии.
День и ночь бежал олень. Он уже совсем выбился из сил, когда среди снегов показался, наконец, ледяной дворец Снежной Королевы.

Какая опасность снова подстерегала героиню?

Ответ: На карету напали разбойники.

Кто рассказал Герде новости о Кае?

Ответ: Два голубя рассказали девочке, что видели сани Снежной королевы и в них сидел Кай.

- Как маленькая разбойница помогла Герде?

Ответ: Она приказала своему любимому северному оленю довезти Герду до Лапландии.

Герда осторожно зашла внутрь. На ледяном троне восседала Снежная Королева, а у нее ног льдинками играл Кай. Он не узнал Герду, и в сердце его ничего не дрогнуло - ведь оно было ледяным!
Тогда Герда обняла его и заплакала.

Ее слезы были такими горячими, что растопили ледяное сердце Кая.
- Герда! - окликнул он, словно проснувшись.
- Кай, мой милый Кай! - ахнула Герда. - Ты узнал меня! Конец колдовству!
Теперь им была не страшна Снежная Королева.
Кай и Герда вернулись домой, и зажили, как и раньше, весело и дружно.

VII. Работа по теме урока. Продолжение.

а) Анализ содержания текста по вопросам:

- Каким Герда нашла Кая?

Ответ: Он был безразличным. Его сердце не дрогнуло от их встречи.

- Почему Кай не узнал Герду?

Ответ: У него было ледяное сердце.

- Как смогла героиня возродить его к жизни?

Ответ: Герда поцеловала Кая и растопила ледяное сердце горючими слезами..

Проблемные вопросы:

1. Как вы думаете, почему маленькая хрупкая девочка победила злую волшебницу?

Ответ: Её сердце было очень горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды; дружба: готовая на подвиг; верность, которая смогла преобразить человека.

2. Почему Герда не остановилась перед опасностями в поисках друга?

Ответ: Герда не страшилась опасностей. Она любила Кая. Героиня по-настоящему умела верить, дружить и любить.

IХ. Стадия “Рефлексия”.

а) Самостоятельная работа.

Задание:

Составьте кластер “Сравнительная характеристика главных героинь”.

 

Ответ:

Герда Снежная королева
Добрая Злая
Смелая Безжалостная
Любящая Бессердечная
Отважная Жестокая
Храбрая Эгоистичная
Верная Своенравная
Целеустремленная Корыстная
Преданная Бездушная

б) Закрепление опорных знаний. Тестирование.

1. О том, что Кай жив, Герде сказали: орлы, розы, рыбы?
2. Заветное слово, которое Кай пытался сложить из льдинок во владениях Снежной королевы: снежинка, сосулька, вечность?
3. Владения Снежной королевы: пустыня, чертоги, усадьба?
4. Голуби сообщили Герде, что санки Кая несла на спине белая: курица, лошадь, собака?
5. Маленькая разбойница подарила Герде: башмачки, перчатки, рукавицы?
6. Герду к владениям снежной королевы вёз: козёл, олень, кабан?
7. Оружие маленькой разбойницы: лук, меч, нож?

 

Х. Итог урока.

У. Наше путешествие подошло к концу. Борьба закончилась. Красота живого сердца победила красоту льда. Прошёл год. Наступила весна. Дети повзрослели, стали мудрее. Они научились ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство.

И наш урок я хочу закончить словами великого сказочника Г.Х. Андерсена:

“Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами!

Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом!

Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!”.

ХI. Оценка работы учеников.

XII. Оценка урока.

У вас на парте лежат сердечки.
Кому урок не понравился – пусть сердечко останется лежать на парте.
Кому урок не очень понравился – поднимите сердечко на высоту согнутой руки.
А кому урок понравился – поднимите руку с сердечком высоко вверх.

Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились,
За то, героям, вы так пригодились!

Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство! Спасибо за урок!

XIII.Домашнее задание: иллюстрация к произведению.

 

 

Тема: М. Магауин «Без хозяина»
Цель:

- продолжить знакомство с произведениями о животных;
развивать навыки связной речи, творческое воображение, и образное мышление;
- формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности.
Ход урока.

I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Прочитай отрывки, данные на слайдах, и подумай из каких произведений они? Кто автор?
Чтение отрывка:
1. «Меня зовут Кожа» Б. Сокпаев
2. «Белый Бим – Черное ухо» Г.Н. Троепольский
3. «Каштанка» А.П. Чехов
4. «Белый пудель» А.И Куприн
Вопросы:
Какое настроение вас посетило? Почему?-
Какой общей темой объединены произведения?-
Догадываетесь ли вы, о ком пойдет речь?-
Правильно, о собаках!-
Ассоциации к слову собака.
Забота, домашнее животное, привязанность, забава, быть в ответе, уход, друг, игра.
Совершенно верно, обо всем вы упомянули, а вот слово уход не назвали. Ведь домашние животные нуждаются в уходе.
III. Постановка цели урока.
Вам, наверное, захотелось узнать:
С каким произведением мы познакомимся?-
Кто автор?-
Кто главный герой или герои?-
На ваш вопрос я отвечу, но вы мне в этом поможете.
IV. Этап осмысления. Работа в группах.
I группа II группа III группа
Уютная квартира
Потерялась
Окраина
Приблудный щенок
Не кормят
Не лечат
Бездушие
Бессердечность Рассказать о собаках
Биография
Мухтара Мухановича
Магауина

Подводит итог I группа:
Учитель:
В нашем произведении будет идти речь о бездушии, черствости людей по отношению к заблудившемуся щенку.
Об этих удивительно преданных домашних животных нам расскажет II группа.
Зачеркните повторяющиеся буквы, и вы узнаете, о ком мы приготовили сообщение.
С В Л И
Ы Б В О
Л К А Ы

Подведение итога II группа:
Главный герой нашего произведения декоративная собака – белый пудель.

И наконец мы узнаем кто автор произведения.
Ученик рассказывает биографию.
По окончанию участники III группы задают вопросы классу.
Где родился Мухтар Муханович Магауин?-
Почему его воспитывали бабушка и дедушка?-
С кем был знаком дед писателя?-
Кого довелось слышать в детстве Мухтару?-
Где сейчас живет и работает писатель?-
Подведение итога:
Автор нашего произведения Мухтар Муханович Магауин, как вы уже догадались.

V. Словарная лексическая работа.
Сени –
Кряду –
Трапеза –
Первозданная –

VI. Чтение I части. «Появление белой болонки»
Как выглядела болонка, когда попала к новым людям?-
Каким был Ален?-
Почему родители не запрещали играть с собакой?-
Почему не разрешили взять ее в дом?-
Где она устроилась?-
Обрела ли она хозяина?-
Чтение II части.
Опрос – экспресс.
1. Отец Алена был трудолюбивым человеком?
2. Мама весь день отдыхала?
3. Ален не знал, как убить время?
4. С появлением щенка в доме день пролетал быстро и Ален вечером валился с ног.
5. Положение белой болонки улучшилось.
6. С той поры, как появилась собака во дворе, Алену было разрешено есть на улице.
7. Кормить собаку все забывали от невнимательности?
8. Упитанная когда-то, ухоженная комнатная собака похудела и вконец истощала?
9. Ален тоже перестал есть?
10. Болонка была вынуждена рыскать в округе в поисках пищи, чтобы не протянуть ноги?

Чтение III части. «Несчастный случай»
Инсценирование III части.
Вопросы:
О чем свидетельствует сцена взаимных упреков в семье?-
А как вы думаете Ален узнал о случившемся?-
Почему?-
Изменились ли отношения членов семьи к бедному, еле дышащему животному?-
А как вы думаете «почему»? (Угрызение совести)-
Чтение IV части.
Как стала относиться семья к собаке, после того как она поправилась?-
Почему она продолжала свои обходы?-
Почему ее никто не трогает?-
Почему она не покидает этих людей?-
Какое впечатление оставляют заключительные строки?-
Ученик: (Я подумал о том, сколько же на свете таких же бездомных, больных, голодных, никому не нужных собак).

Учитель: И все они самые верные наши друзья. И самые древние – потому, что собаки первые из всех животных стали домашними. Самые верные – потому что ни одно другое животное не предано человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо.

Вспомните сказку «Маленький принц».
Какой секрет Лис открыл Маленькому принцу?-
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

Чтение стихотворения А.Л. Барто «Думают ли звери».
Согласны с героем произведения?-
Что их в жизни может огорчать?-
Рефлексия.
Чему научило меня произведение…-
Над чем я задумался…-
Домашнее задание.
1. Стр. 245-251, прочитать
2. Озаглавить каждую часть
3. Написать сочинение о своем малом друге, оформив его рисунком

 

Урок литературы в 4 классе
Тема: М. Ауэзов «Сирота»
Цели урока:
анализ произведения М.Ауэзова, показать трагизм происшедшего; раскрыть тему «семейности и «бессемейности» детей; развитие устной речи учащихся; навыка грамотного чтения; воспитывать в детях чувства сострадания, сопереживания к случившему; бережно относиться к своей семье.
Ход урока:
1.Психологический настрой.
Звучит в грамзаписи песня «Губки бантиком»
-Скажите, о чем эта песня? (о семье)
-Какие ассоциации возникли у вас с этим словом?
2. На доске
доверие спокойствие понимание

дружба СЕМЬЯ брат
сестра
любовь бабушка
мама дедушка

-Спасибо, по словам С.И. Ожегова:
«Семья - это группа живущих вместе родственников: муж, жена, родители с детьми».
Учитель: Именно в семье программируется будущее человека, закладываются основы его характера, родные люди- это убежище от жизненных невзгод, где всегда можно найти понимание, утешение, успокоение. Для всякого ребенка важно иметь семью, отсутствие даже одного члена ( матери, отца, бабушки, дедушки и др.) может вызвать душевную травму маленького человека.

.Мудрое высказывание: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой)
(Фотографии с изображением семей детей)
-Рассмотрим ваши фотографии, в которых показано ваше счастье в семье.
3.Чтение притчи о счастливой семье (из книги)
- Какое слово написал основатель счастливой семьи? (понимание)
Все мы стремимся быть счастливыми, дружными, понимающими. Но не всегда бывает так.

Тема урока: М. Ауэзов «Сирота». Мы продолжим работу с произведением, проведем анализ, покажем трагизм происшедшего, раскроем тему «семейности» и «бессемейности».

портрет - Мухтара Ауэзова.
Учитель: Кто такой М. Ауэзов?
-Где родился?
-Что взрастила и воспитала в мальчике его родная земля?
-Какой замечательный роман написал М Ауэзов?
-Что прославлял в своих произведениях Ауэзов?
-О ком и о чем повествуется в рассказе «Сирота»?
Ученик: Рассказ повествует о короткой, но такой горькой и безрадостной жизни мальчика Касыма, у которого умерли сначала родители, а затем и его бабушка.
Невыносима была жизнь Касыма и в доме Исы соседа, взявшего ребенка в свою семью, будто бы из жалости, а на самом деле, чтобы присвоить доставшийся в наследство скот мальчика. Доведенный до отчаяния несправедливостью, голодом и тяжелой физической работой Касым сбегает из аула и решает посетить могилы своих родных, чтобы там выплакать свое горе.

4.Анализ произведения.
-Что ты узнал о Касыме?
-Каким вы его представили?
-С чего начинается рассказ? ( с описания природы, которая настраивает читателя на трагическую развязку произведения)
-Найди в тексте описания природы. Соответствует ли оно настроению сироты?
-Какие художественные средства использовал автор?
-Прочитайте описание пейзажа в конце рассказа? Какие художественные средства здесь использовал автор? (подчеркивает ее негодование в связи с гибелью невинного существа)
-В чем разница?
-Какую роль в рассказе играют три всадника? ( подчеркивает трагизм происшедшего)
Учитель: Смерть Касыма была закономерной: Одинокий ребенок, не встретивший ни от кого ласки и понимания, постепенно умирал при жизни.
-Найдите строчки, где об этом говорится .
-Как жилось мальчику после смерти родных?
-Докажи лицемерное и жестокое поведение Исы и его семьи по отношению к сироте.
-Почему Касым ушел из аула?

-Послушайте песню в исполнении Беспаева «Бозторгай» , в которой поется о сиротской доле мальчика, о его горькой жизни.

рисунок ведьмы, чудовища.
-Видите, как страшно было Касыму?
-Какими представляются Касыму ведьма, шайтан? Найди и прочитай.
-Боишься ли ты темноты? Представь, что ты идешь ночью один.
Чтобы ты почувствовал, если бы оказался на месте Касыма?
-Что же послужило причиной смерти мальчика? (с148)
5. Сравнительная характеристика.
-Ребята, где, в каком рассказе мы встречались с образом, судьба которого была чем-то похожа на судьбу Касыма? ( Козетта)
Давайте дадим сравнительную характеристику образов двух героев, составим диаграмму Венна (составляют на доске) Найдем общее в образе этих героев. Определим различие .
диаграмма Венна.
рисунок Козетты и Касыма.
Учитель:
-Мы на примере этих двух произведений увидели «бессемейность» детей, нет рядом родных людей, некому заступиться за них.
Ребята, мы живем в прекрасной стране Казахстан. картины о Казахстане (звучит домра)
портрет Н.А.Назарбаева
-Президент Н.А.Назарбаев уделяет большое внимание вопросам семьи, детям-сиротам, защите интересов народа, охране детства.
-Скажите, что такое Конституция РК? (ответы детей)
-Прочитаем статью №17 из Конституции РК ( дети читают)

-Что вы понимаете под словом декларация? (решение главных вопросов)
статья из декларации.
-Семья ребенку необходима как воздух. Именно здесь он учится любить, заботиться о близких, помогать строить отношения с людьми, преодолевать трудности. Сотни детей нуждаются в помощи, милосердии, поддержке, защите и мечтают о благополучной семье.
портреты в рубрике «Найди меня, мама» (Актюбинский вестник)
Д/З: подготовить подробный пересказ, придумать другой конец и записать в тетрадь.
6.Итог урока.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.