Тема: Поэтический родник. Стихи о маме. В Берестов «Праздник мам», Р.Гамзатов «Мама».
Цели:
· приобщение к искусству художественного слова посредством знакомства с новым произведением;
· продолжить работу по усилению коммуникативных свойств речи, овладением выразительными свойствами языка;
· развивать технику чтения в соответствии со спецификой произведения;
· развивать мышление, речь;
· обогащать словарный запас учащихся;
· учить анализировать, строить аналогии, обобщать;
· воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери, к Родине;
Ход урока
Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Стихи читает учитель под музыку и видео-зарисовку.
Весна стучится в окна, Поет на все лады, Горят на солнце стекла И лужицы воды.
Я беленький подснежник Для мамы принесу, Он пахнет нежно-нежно, Как талый снег в лесу.
Шумит ручей-проказник, Проснулся ото сна, Пришла на мамин праздник Красавица – Весна.
Весна – замечательное время года! Ребята, почему именно весной празднуют женский день? Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?
На прошлом уроке мы прочитали замечательный рассказ Андрея Платоновича Платонова “Ещё мама”. Прочитайте отрывки из рассказа, которые вам особенно понравились (3 – 4 человека).
Ученик: Я хочу прочитать стихотворение, которое тоже посвящено маме.
Мама, очень-очень Я тебя люблю! Так люблю, что ночью в темноте не сплю. Вглядываюсь в темень, Зорьку тороплю. Я тебя всё время Мамочка люблю. Вот и солнце встало, Вот уже рассвет, Никого на свете Лучше мамы нет!
Я знаю, вы подготовили к уроку необычные задания. Расскажите, какие же они, ваши мамы? (Дети получили задание нарисовать портреты мам и подобрать по одному прилагательному, которое бы характеризовало маму).
Каждый из вас подойдет к доске и прикрепит портрет мамы, называя, какая у вас мама. Замечательная картинная галерея у нас получилась!
Мама, мамочка. Сколько тепла хранит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, самого дорогого, единственного.
Чтение стихотворение «Мама” Р.Гамзатова учителем
(с привлечением подготовленных учащихся).
Работа по вопросам к стихотварению.
Работа над стихотворением В.Берестова «Праздник мам»
Итог урока
Что вам больше всего запомнилось на уроке? Кто понравился больше всего? Чьи ответы были самыми лучшими? Кто читал выразительно?
7. Домашнее задание
· Найдите произведения, посвященные мамам. Это могут быть стихи, рассказы, иллюстрации картин.
· На следующем уроке мы представим выставку своих находок и книг.
Литература 4 класс
Тип урока:внеклассное чтение
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с произведением Б. Сакпакбаева «Сердце матери»; расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне. 2. Развивать и совершенствовать навыки беглого, осознанного чтения, умения анализировать, высказывать точку зрения. 3. Воспитывать подрастающее поколение в духе любви к Родине, гордости за свою Отчизну, развивать познавательный интерес к культурно-историческим ценностям, акцентировать внимание на значимости Победы в ВОВ.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Речевая разминка.
Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
— Что написано на доске?
— Прочитайте скороговорку выразительно.
Дети читают.
— О чем эта скороговорка?
— Произнесем скороговорку с радостной интонацией,… а теперь с грустной.
Дети выполняют задание.
III. Постановка учебной задачи и ее решение
Вступительное слово учителя.
— Сегодня, ребята, мы посвятим наш урок внеклассного чтения 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
— Солдаты сражались на войне во имя мира и мечтали о будущем в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах.
Такие молодые, они встретили грудью врага, защищали Родину. И стар, и млад, встал на защиту своей родной земли.
Вы шли и шли навстречу славе, Свой долг все выполнив сполна, С тех пор и мы забыть не в праве Ваш путь и ваши имена.
— Тема человеческой памяти, благодарной памяти будет звучать на протяжении всего урока. Время не властно над ней!
— Сколько бы лет ни прошло, люди будут помнить, и беречь в своих сердцах имена тех, кто ценой своей жизни заслонил наше с вами счастье, нашу жизнь.
— А где-то там, в тылу, ждали матери своих сыновей. Они просили у Богa лишь одно: пусть их любимый, ненаглядный, единственный вернется домой живым!
— Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного казахского писателя Бердыбека Сокпакбаева «Сердце матери».
IV. Работа над произведением
Чтение I части рассказа.
Задание:
1. Внимательно прочитай отрывок из рассказа. Выбери яркие слова и образные выражения. Приготовься объяснить их. 2. Приготовься ответить на вопросы. 3. Определи главную мысль прочитанного.
Вопросы:
— Какой сон приснился Балкие?
— Что пережила во сне Балкия? Опишите ее состояние.
— С чем сравнивает она вражеский танк? Почему писатель выбрал именно такое описание танка?
Произнесем слова памяти:
1. Шли отцы за святое дело, Спотыкались, вставали вновь, Алым факелом пламенела На священной земле их кровь… Слайд 4 2. Мы заживо в танках сгорали И с гранатою шли на врага Жизнь мы свою за вас отдавали Хоть была нам она дорога… Слайд 5 3. Слава тебе, победитель — солдат! Ты прошел через все испытания Не ради чинов и наград, А чтобы избавить людей от страданья!
Чтение II части рассказа.
Анализ прочитанного текста.
— Расскажите, как Балкия ждала письмо от сына.
— Почему последнее письмо принесло ей большие страдания?
— Как мать называет своего сына, как зовет его?
— Кого встретила у себя во дворе женщина?
— Дайте словесный портрет юноши.
— Почему женщине понравился паренек?
— Как вы понимаете слова «И впервые за много дней материнские глаза светились радостью…»?
Чтение III части рассказа.
Анализ прочитанного.
— Как относилась Балкия к Сереже? Почему?
— Ждала ли женщина своего сына?
— С кем познакомил парень Балкию? Какие взаимоотношения сложились у женщин? Что их объединило?
«Горе постепенно забывается. Время притупляет боль. Жить стало легче…» Но память вечна и вечна слава павшим за Родину!
— Как вы понимаете эти слова? Почему горе постепенно забывается. Притупляется боль?
— Что помогло Балкие притупить ее боль о сыне?
V. Работа в группах.
Задание 1:
1. Разбейте рассказ на части. Мысленно нарисуй картину к каждой части. 2. Озаглавь каждую часть. Запиши заголовок.
Задание 2:
1. «Вся гордость мира от матерей…без матери нет ни поэта, ни героя». М. Горький Как вы понимаете этот афоризм? Объясните. 2. Подчеркните слова, которые имеют отношение к произведению. Найдите их в тексте. Прочтите предложения с этими словами.
Письма — треугольники, вишневый сад, портрет сына, незнакомый мужчина, материнские глаза, гармонь.
Задание 3:
1. Подготовить чтение диалога (с. 193). 2. Дайте словесный портрет юноше. Кем он стал? Почему вернулся к женщине?
VI. Фольклорное лото
Задание: Выберите ту пословицу, которая подходит к прочитанному произведению. Объясните.
Посеянное отцами детям пожинать. Дружно за мир стоять — войне не бывать. Сердце матери стремится к сыну, сердце сына — в степь. Солдат близко — кланяйся ему низко. По заказу сына не сделаешь. Не будет сына — не будет и крова. Сын вечно спешит, мать вечно провожает.
VII. Домашнее задание. Итог урока
— Книга закрыта. Она хранит память. В ней горе и радость минувших лет. Тех лет, когда сыны с честью и достоинством защищали Родину, матерей…
Тема: Г.Х.Андерсен. Снежная королева
Цель урока:cоздание условий для работы над понятием “Дружба, верность, любовь” при работе с художественным текстом.
Задачи урока.
Образовательные: Научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания, предлагаемого автором с учетом собственных впечатлений.
Развивающие: Развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.
Воспитательные: Воспитывать уважение к великой силе любви, верности и дружбы, учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, фрагменты мультипликационного фильма “Снежная королева”, кластеры.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Урок разработан в форме игры-путешествия.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные, игровые.
Формы обучения: коллективная, работа в парах, индивидуальная. В ходе урока использовались кластеры, тестирование, самоконтроль и самооценка знаний учащихся. А так же: - отрабатываются навыки выразительного беглого чтения; - развиваются речь, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение; - воспитывается интерес к чтению, умение быть надежным и верным другом; - прививается умение работать в коллективе.
Ход урока
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|