Учитель обращает внимание детей на выставку книг (выставка книг)
Покажите те книги, которые вы читали или вам читали. Узнаете ли вы вот эту книгу? (“Фантазёры”.) В ней есть очень интересный рассказ “фантазёры”.
- Отгадайте кроссворд.
- В каком рассказе герои учили азбуку Морзе? Зачем? Телефон
- Что проще всего сварить, по мнению Мишки? Каша
- Кто напугал мальчиков в рассказе “Живая шляпа”? Котёнок
- Чем швырял Володя в шляпу? Картофель
- Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? Бобка
- Самый знаменитый житель Цветочного города? Незнайка
- В каком городе родился Носов? Киев
-Как звали коротышку музыканта?) Гусля
Анализ произведения “Фантазёры”.
- Какое слово получилось по вертикали? (Фантазия)
- А что обозначает слово “ФАНТАЗИЯ” ? ( работа со словарём
“МЕЧТА”, что-то надуманное, неправдоподобное, ложь, выдумка, волшебство)
- Кто такие фантазёры? (это выдумщики, сочинители, мечтатели,)
- Уточните значение этого слова, подберите близкие по смыслу слова. (Выдумка, затея).
- Как называют человека, который любит фантазировать? (Фантазёр)
На доске запись: фантазировать – фантазёр
- Сегодня мы поразмышляем над рассказом Носова “Фантазёры”.
- Кто так назван в рассказе? (Мишутка и Стасик.)
- Что делали ребята? Прочитайте.
- Прочитайте, что придумывал Миша, а что Стасик.
Миша
| Стасик
| Мне 140 лет.
Был большой, а стал маленький.
Мог реку переплыть, океан.
Напала акула, откусила голову,
другая выросла.
Раздавил автобус.
| Мне 95 лет.
Был маленький, вырос, снова
стал маленький, а потом опять вырасту.
Мог море переплыть.
Крокодил съел, а потом выплюнул.
На луну летал.
| - Кто, по-вашему, лучший сочинитель? Почему?
- Когда вы читали произведение в тексте вам встретилось слово “(Врать)”. Как называют человека, который врёт? (Врун).
- Почему рассказ называется “Фантазёры”, а не “Вруны”?
(Мальчики придумывали ради собственного удовольствия, они никому не делали плохо.)
Работа со словарём(дети находят определение слов “Врун”, “врать”)? (Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя. Фантазёр – выдумщик, который получает удовольствие от самого процесса сочинения.)
- Чем отличается врун от фантазёра
- Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга?
- Как развивались события дальше? (Тут пришёл соседский Игорь…)
- Что сказал ребятам Игорь?
- Что ответили ребята?
- Какое новое слово появилось для обозначения того, что делают мальчики? (Работа со словарём “Обманывать”.) Что значит обманывать? Как называют человека, который обманывает? (Обманщик.)
- Игорь считает, что ребята врут, а они считают, что выдумывают. С кем вы согласны?
- Почему Стасик и Миша обрадовались, когда Игорь решил сочинить историю?
Работа с книгой.
- Как Игорь придумывал? (Найдите и прочитайте).
- Зачем автор использует такие слова, как гм, кхм?
- Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему?
- Прочитайте отрывок о том, как Игорь поступил с Ирой. Как ребята отнеслись к поступку Игоря?
- Как вы относитесь к поступку мальчика?
- Почему ребята не захотели сидеть с Игорем? А что бы сделали вы?
- Что произошло, когда Игорь ушёл? (Ребята купили мороженое.)
- Кого встретили мальчики?
- Какое настроение было у Иры? Какие слова помогли вам это понять?
- Почему плакала Ира? ( Игорь наговорил на Иру, оклеветал, свалил на неё вину.)
- Как ребята утешали Иру? Прочитайте.
- Как вы считаете, в этом эпизоде Стасик врёт или фантазирует?
- Зачем он это делает?( Чтобы утешить Иру)
- Давайте сделаем вывод, чем врун отличается от фантазёра.(фантазёр никому не причиняет вреда, выдумывает в своё удовольствие; а врун – для того, чтобы ему было хорошо)
- Как вы считаете, удалось ли Мише и Стасику утешить Иру? Какие слова в тексте подтверждают это? (Засмеялась Ира.)
Закрепление изученного.
Работа в группах.
Ученики получают карточки с заданием:
- Какие из предложений, характерны для фантазёров, а какие - для врунов.
Карточка:
Придумывать ради собственного удовольствия.
Обманывать кого-то с выгодой для себя.
Сочинять интересную историю.
Обманывать, чтобы получить какую-то пользу.
Вывод: фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди.
Обобщающая беседа.
- Какие герои рассказа вам понравились? Встречались ли вам в жизни ребята, похожие на этих героев?
- Как вы думаете, смогут ли Мишутка и Стасик помириться с Игорем?
- Как бы вы объяснили Игорю, чем отличается ложь от фантазии?
На карточках зачеркните слова, обозначающие действия, как не следует поступать в жизни.
Карточка:
ВРАТЬ, ОБМАНЫВАТЬ, ВЫДУМЫВАТЬ, ЛГАТЬ, КЛЕВЕТАТЬ, ИЗОБРЕТАТЬ, ФАНТАЗИРОВАТЬ
ВЫДУМЫВАТЬ, ИЗОБРЕТАТЬ, ФАНТАЗИРОВАТЬ.
Итог урока.
- Как вы думаете, почему рассказы Носова не стареют? Почему их с удовольствием читали ваши бабушки и дедушки, ваши мамы и папы и с удовольствием читаете вы?
- Прочитайте слова Сергея Михалкова на слайде.
“Все герои Николая Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру”.
Рефлексия.
На дерево настроения прикрепите смайлики вашего сегодняшнего настроения. Если вы считаете, что вы
· доволен своей работой
· не доволен своей работой
· старался, но не всё получилось
Тема: К.Паустовский «Заячьи лапы»
Цель урока: 1.Познакомить с произведением К.Паустовского «Заячьи лапы», учить вдумчивому, осознанному чтению;
2.Рразвивать речь, воображение учащихся;развитие критического мышления; развитие умения анализировать поступки и характер героев; умения выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умения обобщать; развитие мыслительных операций;
3.Воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия.
Ход урока
«Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.»
Жан Лафонтен
I. Орг.момент
II. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, о котором В. Фраенмал рассказывал так:
«Рассказчик он (и тогда уже) был превосходный. Настоящий мастер прихотливого, порой непокорного, но всегда великолепного русского языка учился языку везде - и неустанно учил этому своих многочисленных друзей. Он говорил: каждый, самый скромный журналист обязан знать строй и выразительную интонацию родного языка, чувствовать характер каждого слова и особенно внимательно изучать русский глагол.
Часто приводил пример краткости, точности и огромной поэтической силы стиха Пушкина.
Природу он любил как поэт и художник. И сердился на "горожан", которые в выходной едут за город и раздражаются, если неожиданно начнет накрапывать дождик.
Он любил природу во всех ее проявлениях: и "осенний мелкий дождичек", и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил осень и золотой листопад. И часто повторял в письмах пушкинские строки: "И каждой осенью я расцветаю вновь..."
- Он писал о природе, о животных. Как он сам о себе сказал: «Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать…» «Прирожденный скиталец» - он изъездил всю Россию еще в молодости. Полярный Урал, сожженные берега Каспийского моря, Волга, Украина, необозримые Полесские болота, Карелия, Прионежье, Крым и Кавказ, Мещера и Приочье описаны им во множестве рассказов, новелл, очерков.
- Я думаю, вы уже догадались , произведение какого писателя мы будем сегодня изучать. Да, это Константин Георгиевич Паустовский. ( портрет писателя)
- С произведениями К.Паустовского мы с вами встречались и раньше. О чем пишет К.Паустовский?
- Какие рассказы К.Паустовского вы читали? (выставка книг)
III. Работа над новым материалом.
Побуждение
-Дома вы прочитали рассказ К.Паустовского «Заячьи лапы». Считаете ли вы, что слова, записанные на доске, связаны с этим рассказом?
"Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим" (Ж.Лафонтен).
- Тогда девиз нашего урока таков: « Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости»
-Как вы понимаете эти слова?(ответы детей)
-Если мы сумеем в нашем рассказе увидеть что-то чудесное, ценное, о чем хотел сказать автор, то тоже станем мудрее.
Осмысление
-Что случилось с зайцем?
-Почему Ваня пришел к ветеринару?
- Какие чувства испытывал мальчик, неся обожженного зайца?
- Кто участвовал в спасении зайца?
- Как отнесся к зайцу каждый из персонажей рассказа?
- Кто не захотел прийти на помощь лесному жителю?
- Каким ты представляешь зайца из этого рассказа?
- А вы бы смогли помочь в беде?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|