Сделай Сам Свою Работу на 5

АДВАЙТА ИШВАРАВАДА УПАНИШАД





МОНИСТИЧЕСКИЙ ТЕИЗМ

 

АДВАЙТА ДВАЙТА МАНДАЛА

Монизм и дуализм

Чандра — это Луна, повелитель водных приливов, а также эмоций, место испытания перевоплощающихся душ. Суръя — Солнце, повелитель интеллекта, источник истины. Один — пингала и светит днем, другой — ида и сияет в ночи. Аум.

 

Какие философии имеются в индуизме?

ШЛОКА 141

С незапамятных времен мудрецы и философы Индии размышляли о природе реальности. Их рассуждения рас­цвели сотнями школ мысли, и все они уходят корнями в богатую почву деревенского индуизма. Аум.

БХАШЬЯ

На одном конце сложного спектра индуизма находит­ся монизм, адвайта, который принимает единство Бога, души и мира (например, акосмический пантеизм Шанкары и кашмирский шиваитский монизм). На другом конце — дуализм, двайта (примером которого служат Мадхва и ранние пашупаты), который учит о двух или более от­дельных реальностях. Между ними располагаются воззре­ния, описывающие реальность как одну и все же не одну, двайта-адвайта (например, вайшнава-веданта Рамануджи и шайва-вишишта-адвайта Шрикантхи). Индусская философия состоит из многих школ ведической и агамической мысли. Среди них выделяются шесть классических даршан: нъяя, вайшешика, санкхъя, йога, миманса и ведан­та. Каждая теология является выражением поиска Бога и подвергается влиянию мифа, тайны и культурного син­кретизма современного, племенного, шаманистского ин­дуизма, который жив в каждой деревне во все века. Индия также произвела на свет воззрения, именуемые «настика»у которые отвергают Веды и не являются, таким обра­зом, частью индуизма. Это джайнизм, сикхизм, буддизм и чарвака (материалистический атеизм). В Ведах говорится: «Теологи задаются вопросами: Что есть причина? Брахма ли это? Где мы рождаемся? Чем мы живы? В чем утверж­даемся?» Аум Намах Шивайя.



 

Чем различаются монизм и дуализм?

ШЛОКА 142

Для большинства монистов Бог является имманент­ным, временным, становящимся. Он есть само творение, материальная, но не действенная причина. Для большин­ства дуалистов Бог является трансцендентным, вечным, Создателем — действенной, а не материальной причиной. Аум.



БХАШЬЯ

Чтобы объяснить творение, философы говорят о трех видах причин: действенных, инструментальных и мате­риальных. Эти причины объясняются на примере гонча­ра, лепящего горшок из глины. Гончар, который соверша­ет весь процесс, есть действенная причина. Гончарный круг, которым он пользуется при работе, есть инструмен­тальная причина, мыслимая как энергия, или шакти, Бо­га. Глина есть материальная причина. Теистические дуа­листы верят в Бога как Господа и Создателя, но у них Он остается всегда отделенным от человека и мира и не явля­ется материальной причиной. Дуалистами были Капила, Мадхва, Мейкандар, Чайтанья, Аристотель, Августин, Кант и практически все иудейские, христианские и му­сульманские теологи. Наиболее распространенной фор­мой монизма является пантеизм, «все есть Бог», воззрения которого не допускают Бога, который был бы Господом и Создателем. Он — имманентный, временный: материаль­ная, а не действенная причина. История знает таких пан­теистов, как Шанкара, Вивекананда, Ауробиндо, Плотин, стоики, Спиноза и Ашвагхоша. Веды утверждают: «Как тысячи сверкающих искр, подобных друг другу, вырыва­ются из огня, так из Незыблемого выходят все виды су­ществ и к Нему возвращаются». Аум Намах Шивайя.

 

Возможно ли примирить монизм и дуализм?

ШЛОКА 143

Монисты, глядя с вершины горы, воспринимают од­ну реальность во всех вещах. Дуалисты с подножия горы видят Бога, души и мир вечно разделенными. Монисти­ческий теизм есть совершенное примирение этих двух воззрений. Аум.

БХАШЬЯ

Представьте себе гору и тропу, ведущую к ее снежной вершине. Когда скалолаз проходит нижние ярусы горы, он видит луга, перевалы, гигантские валуны. Это можно уподобить дуализму, естественному, теистическому сос­тоянию, в котором Бог и человек — различны. Достигая вершины, скалолаз видит, что все эти многообразные де­тали пейзажа суть одна гора. Это осознание подобно чис­тому монизму. К сожалению, многие монисты, достигая вершины, учат отрицанию тех подножий горы, через ко­торые они сами проходили на пути к своему монистичес­кому пику. Однако, если подняться еще чуть выше, если поднять кундалини в пространство над горным пиком, можно познать полную Истину. Подножие и вершина то­гда видятся как одно целое. Именно так теизм и монизм принимаются пробужденной душой. Монистический те­изм, адвайта-ишваравада, стирает двойственность бытия и становления, уничтожает кажущееся противоречие между вечностью Бога и Его временной деятельностью, распутывает проблему добра и зла и указывает выход из тупика одного и двух. Веды утверждают: «Тот, кто знает это, познает Единое и двойственность, — он, достигший единства Единого, самотождественной природы». Аум Намах Шивайя.



 

Каковы воззрения монистического теизма?

ШЛОКА 144

Монистический теизм является синтезом монизма и дуализма. Он утверждает, что Бог — трансцендентный и имманентный, вечный и временный, Сущий и становя­щийся, Создатель и создаваемый, абсолютный и относи­тельный, действенная и материальная причина. Аум.

БХАШЬЯ

Как строгий монизм, так и дуализм обладают сущест­венными изъянами, и ни тот, ни другой в отдельности не охватывают всей истины. Монистический теизм не вы­бирает между воззрениями «Бог есть человек и мир» пан­теистического монизма и «Бог отделен от человека и ми­ра» теистического дуализма. Он сочетает в себе оба воз­зрения. Панентеизм с его кредо «все в Боге и Бог во всем» и монистический теизм — это западные названия адвайта-ишваравады, мировоззрения, которое охватывает единство Бога и души (монизм) и реальность Личностно­го Бога (теизм). Как панентеисты, мы верим в вечное единство Бога и человека на уровне Саччидананды и Парашивы. Но мы признаем различие между ними во время эволюции тела души. В конечном итоге это различие рас­творяется в единстве. Итак, есть совершенно безначаль­ное единство и временное различие, которое исчезает в совершенной тождественности. В принятии этой тождес­твенности монистические теисты отличаются от боль­шинства вишишта-адвайтинов. Веды провозглашают: «Он движется и не движется; Он далеко, но в то же время близко. Он — внутри всего, что есть, но также и снаружи. Человек, который видит всех существ в «Я» и «Я» — во всех существах, свободен от всякого страха». Аум Намах Шивайя.

 

Содержится ли монистический теизм в Ведах?

ШЛОКА 145

Снова и снова мы читаем в Ведах и слышим от разных садгуру: «Ахам Брахмасми», «Я есть Бог», и что Бог однов­ременно имманентен и трансцендентен. Эти ясные утвер­ждения, взятые вместе, и есть монистический теизм. Аум Намах Шивайя.

БХАШЬЯ

Монистический теизм есть философия Вед. Ученые давно подметили, что индуистские писания — то монис­тические, описывающие единство индивидуальной души и Бога, то теистические, описывающие реальность Лич­ностного Бога. Веды, Шайва-агамы и гимны святых прос­то переполнены как теизмом, так и монизмом. Монисти­ческий теизм — это стержневое учение индуизма, шива­изма. Это то заключение, к которому пришли Тирумулар, Васугупта, Горакшанатха, Бхаскара, Шрикантха, Басаванна, Валлабха, Рамакришна, Йогасвами, Нитьянанда, Радхакришнан и тысячи других. Он охватывает как сиддханту, так и веданту. Он говорит, что Бог есть и есть во всех вещах. Он выдвигает полную надежды, славы и восторга концепцию, согласно которой каждая душа в конце кон­цов сольется с Шивой в нераздельном единстве и никто не останется вечно страдать за человеческие проступки. Ве­ды мудро утверждают: «Выше и вне мирового древа, вре­мени и форм есть Тот, из которого исходит это простран­ство, — носитель дхармы, уничтожитель зла, Господь про­цветания. Знай Его как Сущего в твоем собственном «Я» и как нерушимое местопребывание всего». Аум Намах Ши­вайя.

 

Писания говорят о Едином и Двух

На земле нет разнообразия. Смерть за смертью получает тот, кто здесь обманывается кажущимся разнообразием. Только как на единство следует взирать на Него — на это неописуемое, непреходящее Существо, безупречную, не­рожденную Душу, великую, вечную.

Яджурведа

Созерцая Его, не имеющего ни начала, ни середины, ни конца — Единственного, всепронигающего, являющегося мудростью и блаженством, бесформенного, чудесного, все­вышнего Господа, чьей спутницей является Ума, правителя, имеющего три глаза и синее горло, мирного, — безмолвный мудрец достигает источника Бытия, вселенского свидетеля, по ту сторону тьмы.

Апгхарваведа

Где есть двойственность, там один видит другого, один ощущает запах другого, один ощущает вкус другого, один говорит с другим, один слышит другого, один знает друго­го. Но там, где все стало вашим собственным «Я», чем и ко­го вы будете видеть, чем и чей вы будете ощущать запах, чем и чей вы будете ощущать вкус, чем и с кем вы будете говорить, чем и кого вы будете слушать, чем и о ком вы бу­дете думать, чем и кого вы будете осязать, чем и кого вы будете знать? Как можно познать Того, благодаря кому зна­ем все это?

Яджурведа

Когда Великое Существо видится одновременно как вы­сшее и низшее, тогда узел сердца разрывается, все сомнения рассеиваются и карма разрушается.

Апгхарваведа

Тот, выше кого нет ничего, меньше кого нет ничего, и больше кого нет ничего, стоит, как дерево, укорененное в небесах. Им, Личностью, наполнена вся вселенная.

Яджурведа

Как вода становится одним с водой, огонь — с огнем, а воздух — с воздухом, так и сознание становится одним с Бес­конечным Сознанием и так достигает конечной свободы.

Яджурведа

Тот, кто утвержден в созерцании недвойственного един­ства, пребудет в «Я» каждого и осознает имманентное, всепронизывающее Единственное. В этом нет сомнений.

Сарваджняноттара-агама

О Шестиликий Бог! Зачем говорить об этом так много слов? Множественность форм существует только в ограни­ченном «я», и формы проявляются вовне беспокойным умом. Они воистину создаются одновременно с мыслями о них.

Сарваджняноттара-агама

Сияющее Бытие совершенного сознания «Я», присущее всей множественности слов, сущность которого состоит в знании высшей недвойственности — вот секрет мантры.

Шива-сутры

Я искал Его с мыслью о «я» и «ты». Но Он, не различающий «я» и «ты», научил меня той истине, что «я» на самом деле и есть «ты». И теперь я не говорю о «я» и «ты».

Тирумантирам

О пронизывающий все пространство, ныне и всегда, как Душа душ! Веды, Агамы, Пураны, Итихасы и все другие книги полностью подтверждают учение о недвойственнос­ти. Именно необъяснимая двойственность ведет к позна­нию недвойственности. Это согласуется с логикой, опытом, традицией и признается всеми дуалистами и недуалистами.

Таюманавар

Если Веды и Агамы провозглашают, что весь мир напол­нен Богом и нет ничего другого, как можем мы говорить, что мир существует и тело существует? Есть ли что-нибудь более заслуживающее упрека, чем приписывать им незави­симую реальность?

Натчинтанай

 

 

СИДДХАНТА МАНДАЛА

Воззрения на реальность

Вель, священное копье, - символ покровительству­ющей мощи Муругана, нашего помощника в трудностях. Его острие, символизирующее духовное различение, про­ницательность и знание, должно быть широким, глубоким и всепроникающим. Аум.

 

Какие две школы имеются в шайва-сиддханте?

ШЛОКА 146

Есть две школы шайва-сиддханты: плюралистичес­кий теизм (линии Агхорашивы и Мейкандара) и монис­тический теизм Тирумулара. Кое в чем различаясь, они разделяют общее религиозное наследство веры, культуры и практики. Аум.

БХАШЬЯ

Сравним монистическую сиддханту Риши Тирумула­ра, которую представляет настоящий катехизис, и плю­ралистический реализм, изложенный Мейкандаром и его учениками. Они имеют больше общего, чем различий. В южной Индии пунктами согласия являются гуру (настав­ник), Лита (святой образ Шивы), сангха (братство пре­данных Шиве) и валипаду (ритуальное поклонение). Обе школы соглашаются, что Бог Шива есть действенная при­чина творения, а Его Шакти — инструментальная при­чина. Расхождения же касаются вопроса о материальной причине, о природе первосубстанции: едина ли она с Бо­гом или существует помимо него. Школы также расходят­ся во взглядах на тождественность души и Бога, зло и ко­нечное растворение вселенной. В то время как монисти­ческие теисты, адвайта-ишваравадины, считают 2200-лет­ний «Тирумантирам» главным авторитетом в сиддханте, плюралисты, или анекавадины, полагаются в основном на авторитет 800-летних «Агхорашива-паддхати» и Мейкандар-шастр. «Тирумантирам» вопрошает: «Кто может знать величие нашего Господа? Кто может измерить Его длину и ширину? Он есть могучее неназываемое Пламя, о чьих непознаваемых началах я отваживаюсь говорить». Аум Намах Шивайя.

 

Каковы два воззрения на творение?

ШЛОКА 147

Монистические теисты верят, что Шива творит кос­мос как Свою эманацию. Творение Шивы есть Сам Шива. Плюралистические теисты придерживаются взгляда, что Шива формирует космос из вечно существующей мате­рии и, таким образом, Сам не является Своим творением. Аум.

БХАШЬЯ

Плюралистические сиддхантины верят, что Бог, души и мир — Пати, пашу и паша — это три вечно сосуществу­ющих реальности. Под творением эта школа понимает то, что Шива придает уже существующей материи, майе, раз­личные формы. Другими словами, Бог, как гончар, явля­ется действенной причиной космоса. Но Он не является материальной причиной, той «глиной», из которой кос­мос формируется. Плюралисты считают, что если мир – паша, которому присущи анава, карма и майя, был сотво­рен, то любая мотивация этого творения — будь то божес­твенное желание, демонстрация мощи или всего лишь иг­ра — делает Создателя менее чем совершенным. Поэтому паша никогда не мог быть сотворен. Монистические сид­дхантины полностью отвергают аналогию с гончаром. Они учат, что Бог есть одновременно действенная, ин­струментальная и материальная причина. Шива постоян­но эманирует творение из Себя. Его проявление можно сравнить с проявлением жара из огня, горы из земли или волн из океана. Жар есть огонь, гора есть земля, волны неотличимы от океана. Веды утверждают: «В Этом все объединяется; из Этого все исходит. Он, вездесущий, есть начало и конец всех сотворенных вещей». Аум Намах Шивайя.

 

Каковы воззрения на Бога и душу?

ШЛОКА 148

Для монистического теиста душа является эманацией Бога Шивы и должна раствориться в Нем, как река в море. Для плюралистов — Бог пронизывает, но не создает душу; таким образом, Бог и душа вечно остаются отдельными реальностями. Аум.

БХАШЬЯ

Плюралистические сиддхантины учат, что Шива про­низывает душу, но душа не сотворена и существует вечно. Она бесформенна, но имеет качества воли, мышления и действия. Она не растворяется в Шиве полностью в конце своей эволюции, а, скорее, достигает Его сферы и вечно наслаждается блаженством божественного единения. Как соль, растворенная в воде, душа и Бог не являются двумя; но они и не совершенно одно и то же. Для монистических же сиддхантинов душа появляется из Бога, как дождевая туча приходит с моря. Как река, душа протекает сквозь многие рождения. Душа состоит из несотворенной божес­твенной сущности и прекрасной, лучезарной, человекопо­добной формы, созданной Шивой. Пока эта форма — анандамайя-коша, или тело души, — взрослеет, она отлич­на от Бога. Но даже во время этой эволюции сущность души, Саччидананда и Парашива, не отличается от Шивы. В конечном итоге, как река впадает в море, душа возвра­щается к своему источнику. Душа и Бог — совершенное одно и то же. Веды говорят: «Как реки, что текут, исчезают в океане, отбрасывая свое имя и форму, так и знающий, свободный от имени и формы, достигает Первичной Ду­ши, что превыше высочайшего». Аум Намах Шивайя.

 

Каковы различные воззрения на зло?

ШЛОКА 149

Для монистических теистов мир майи есть совершен­ное творение Шивы, содержащее в себе каждую вещь и ее противоположность. Для плюралистических теистов мир омрачен злом; вследствие этого, майя не может быть тво­рением совершенного Бога. Аум.

БХАШЬЯ

Плюралистические сиддхантины верят, что миру майи присуще зло и несовершенство, ибо он явно полон горя, несправедливости, болезней и смерти. Душа также безначально заражена анавой, или ограниченностью. Плюралисты утверждают, что если бы Бог создал майю — материал для мира — или душу, Он, конечно, сделал бы их без изъяна и не было бы никакого зла, ибо несовершенст­во не может происходить от Совершенства. Отсюда они заключают, что анава, карма и майя существовали всегда и что душа была безначально погружена во тьму и рабст­во. Монистические сиддхантины считают, что с позиции высшего сознания этот мир виден таким, какой он на са­мом деле есть, — совершенным. Нет никакого фундамен­тального зла. Бог Шива создал принцип противополож­ностей, которые являются катализаторами в процессе соз­ревания души, — таковы красота и уродливость, свет и тьма, любовь и ненависть, радость и горе. Все это — Сам Бог Шива, все это — в Нем и от Него. Совершенный кос­мос вышел из-под рук совершенного Создателя. «Тирумантирам» говорит: «Все проявления природы — Его ми­лость. Все одушевленное и неодушевленное — Его чистая милость. И как тьма, и как свет распространяется милость Господа». Аум Намах Шивайя.

 

Каковы воззрения на махапралайю?

ШЛОКА 150

Монистические теисты верят, что во время махапра­лайи, космического растворения, все творение поглоща­ется Шивой, и только Он один существует. Плюралисти­ческие теисты убеждены, что мир и души сохраняются в форме семян и впоследствии проявляются вновь. Аум Намах Шивайя.

БХАШЬЯ

Плюралистические сиддхантины не соглашаются с тем, что после махапралайи — втягивания времени, форм и пространства в Шиву — души и мир находятся так близ­ко к Шиве, что, с практической точки зрения, только Он один и существует. На самом деле, говорят они, и мир, и души продолжают существовать, не как вещи, а как «по­тенциальности». Словно в глубоком сне, души, теперь бес­телесные, отдыхают. Индивидуальные кармы дремлют, чтобы прорасти позже, когда творение снова разворачи­вается и неосвобожденные души снова воплощаются для продолжения своего духовного путешествия. Монисти­ческие сиддхантины верят, что души сохраняются в мень­ших пралайях космического цикла, но только Шива су­ществует после махапралайи. Тогда нет никакого «друго­го», никаких отдельных душ, никакого отдельного мира. Вселенная и души поглощаются Шивой. Паша (т, е. анава, карма и майя) уничтожается. В предшествующей раство­рению напряженности, когда само время ускоряется, все души достигают полной зрелости, утрачивая отделенность и осуществляя слияние с Шивой. Воистину, джива становится Шивой! Веды четко провозглашают: «Своей божественной силой Он владычествует над всеми мира­ми. В периоды творения и растворения вселенной только Он и существует». Аум Намах Шивайя.

 

Писания говорят о сиддханте

Медитируйте на Господе как объекте медитации, ибо Господом весь мир приводится в действие. Брахма, Вишну, Рудра и Индра созданы Им, а также все свойства и все твари. Его божественное величие стало Причиной, Вселенной, Блаженным; оно как эфир, пребывающий неколебимым среди воздуха.

Атхарваведа

Кто нашел и пробудился к Самости, вошедшей в это опасное, недоступное место, тело, тот является творцом вселенной, ибо он есть творец всего. Он — весь мир. Воис­тину, он есть сам мир.

Яджурведа

Все священные книги, все святые жертвоприношения и ритуалы и молитвы, все слова Вед, и все прошлое, и настоя­щее, и будущее — происходит от Духа. Своей майей, чудес­ной силой, Он сотворил все вещи, и майей связана челове­ческая душа. Знай, поэтому, что природа есть майя, но Бог есть Тот, Кто управляет майей, и все существа в нашей все­ленной — это части Его бесконечного великолепия.

Яджурведа

Для переживания истинного и ложного великая Са­мость имеет двойственную природу. Воистину, великая Са­мость имеет двойственную природу. Воистину, великая Са­мость имеет двойственную природу!

Яджурведа

Видящий не видит ни смерти, ни болезни, никакого го­ря. Видящий видит только Все и получает Все целиком.

Яджурведа

Непостижим этот высший атман, неизмерим, нерож­ден, непроницаем, немыслим — Он, чье «Я» есть бесконеч­ное пространство. Он один остается бодрствовать, когда вся вселенная растворяется, и из этого пространства Он про­буждает мир, состоящий из мысли.

Яджурведа

Тот разум, который побуждает становиться на путь до­бродетели или порока — это Я. Вся эта вселенная, подвижная и неподвижная, — от Меня. Все вещи сохраня­ются Мною. Все поглощается Мной во время пралайи. Пос­кольку не существует ничего, кроме Духа, и Я есмь тот Дух, то нет ничего, кроме Меня.

Шива-самхита

Изначальный, великий, неделимый — Сам разделился на множество. Он — и форма, и бесформенность, и форма-бесформенность, и гуру, и Господь Шакти. В многочислен­ных формах Он стал проявленным в дживах.

Тирумантирам

Ты и Он — не два отдельных; ты и Он — один единый; на том и стой, свободный от всех сектантских оков; с Шивой становись Одним — так осуществляется сиддханта.

Тирумантирам

Это Изначальное без прошлого или будущего. Его форма свободна от старости и болезни. Оно проявляется как Отец и Мать. Оно расцветает как Самосущий. Его нель­зя описать как одного или двоих. Художник не может изоб­разить Его. Это то, что лежит между добром и злом. Оно вечно пребывает в сердцах мудрых. Оно не позволяет де­лать никакого различия между ведантой и сиддхантой. Это То, что танцует в зените за пределами сферы звука.

Натчинтанай

Всегда мое действие — это твое действие. Я не «другой» по отношению к тебе, поскольку сущность моя, которую я называю «Я», не существует отдельно от тебя. В этом заклю­чается естественная гармония между ведантой и сиддхан­той.

Таюманавар

Как просторная земля, как огонь и вода, как принося­щий жертву и дующий ветер, как вечные луна и солнце, как эфир, как Бог в восьми формах, как космическое добро и зло, женщина и мужчина, все другие формы и Его собствен­ная форма, и все это как Он Сам, как вчера и сегодня и завт­ра — так пребывает Бог с длинными красными волосами. О Чудо!

Тирумурай

 

 

САМПРАДАЙЯ УПАНИШАД

ПЕРЕДАЧА СИЛЫ

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.