Регулярные сады и парки Франции
Итальянская садово-парковая архитектура оказала особое влияние на Францию. Однако плоский рельеф и более суровые климатические условия здесь вызвали к жизни новые приемы планировки парков и садов. Французский классицизм с его рациональной логически четкой композицией нашел воплощение при создании блестящего Версаля, в котором пространственный размах барокко (итал. – странный, причудливый) сочетался с характерной для классицизма рациональностью построения. Он оказал определяющее влияние на развитие градостроительства и садово-паркового искусства многих европейских стран.
Благодаря огромным масштабам (1795 га) и точно соблюденным пропорциям перспективы Версальского парка кажутся бесконечными. Массы деревьев и открытые пространства с газонами точно распределены по сторонам главной оси. Дороги для прогулок широкие, ступени лестниц огромны. Газонные и водные поверхности партера, открывающие со стороны дворца грандиозную перспективу и строгие окаймляющие деревья устройства. Тиссы и самшиты собраны в стриженные массивы правильной формы. Над всем парком господствует дворец.
Перспектива перед дворцом начинается водяным партером, состоящим из двух мраморных низких плоских бассейнов, расположенных на песчаном фоне площади. Затем идет цветочный партер, украшенный в центре фонтанами. Дальше перспектива продолжается в виде зеленого ковра шириной 60 м, окаймленного двумя дорожками с рядами мраморных статуй и ваз на фоне зеленых газонов. Зеленый ковер тянется на 350 м и оканчивается овальным бассейном с колесницей Аполлона. Бассейн переходит в «Большой канал» шириной 120 м и длиной 1600 м.
Созданный Версальский парк в период господства абсолютной монархии (Людовик XIV) тип французского регулярного сада своей соподчиненностью общей планировке дворца, как главному центру, и павильонам, как второстепенным центрам, полностью отражал идеи абсолютизма, построенного на подчинении единому монарху.
Ландшафтные парки и сады Франции
Такие формы озелененных территорий в этой стране получили развитие с середины XVII в. под воздействием некоторых теоретиков французского садоводства.
Они считают, что парк должен состоять из живописных пейзажей, похожих на поэтичные картины. Они настаивали на подражании природе и пользоваться окружающей местностью как фоном. Посадки деревьев рассматриваются им как кулисы сцен, а устройство садовых пейзажей происходило подобно театральным сценам. Такие парки и сады являлись типичным образцом романтического направления ландшафтных парков.
В романтическом ландшафтном парке растительные пейзажи различались в зависимости от создаваемого ими настроения и делились на пейзажи: сентиментальные, романтические и героические.
В ландшафтном парке дерево впервые получило право свое свободное полное развитие и стало главным элементом красоты всего сада или парка.
Начиная с XVIII в. в европейских садах появляются американские древесные и травянистые растения. Сюда в это время завозят белую акацию, гледичию, катальпу, клен, тую, можжевельник, а из растений: флокс, рудбекию, солидаго и др.
Ландшафтные парки и сады Англии
В противоположность строгим формам французского регулярного парка, где вся природа взята в рамки геометрии, возникает новое течение, старающееся отобразить красоту естественной природы. Основоположником ландшафтных парков в Англии считают пейзажного живописца Вильяма Кента. В период 1725-1735 гг. он заложил в Англии несколько садов. Самым удачным его творением считается парк Дармера. По своему облику этот парк является прямой противоположностью прежним геометрическим регулярным садам. В нем на холмах в живописном беспорядке располагались отдельные деревья и группы из деревьев и кустарников. Рощи состояли из перенесенных сюда старых деревьев, значительные площади были отведены под зеленый газон. Ручьи и др. водные источники были проложены по их естественным руслам. Дорожки, не преследуя прямых линий, спускались и поднимались по рельефу. Отовсюду открывался живописный вид. Красочные описания китайских и японских садов вызвало массовое подражание и способствовало созданию ландшафтных парков такого типа. Такие парки возникли в Англии, Франции, Германии, России.
Увлечение китайскими постройками в парках XVIII в. распространилось так широко, что ни один сад Европы того времени не мог обойтись без китайского павильона или целых китайских секторов парка. Что иногда приводило к невероятной загроможденности этих парков, к включению в них огромного количества всевозможных архитектурных сооружений. Здесь помещались искусственные скалы, пещеры, гроты, мостики, фантастические хижины, диковинные храмы. И если все это оправдывалось в Китае назначением парка, оказалось слишком чуждым и неестественным в парках Европы.
Более простые и красивые формы, свойственные английскому пейзажному парку были предложены профессором Рептоном. Согласно его теории характерной чертой ландшафтных парков являются обширные территории, отведенные под газоны – настоящие луга, на которых паслись овцы и коровы. Красивый свежезеленый газон с единичными разбросанными по нему деревьями и группами деревьев. Созданный Рептоном тип ландшафтного парка с обширными газонами, с разбросанными на них группами деревьев, сохранился в Англии и до настоящего времени.
Сады и парки Китая
Среди китайских мастеров садово-паркового искусства древности господствовало два основных направления. Одно из них сложилось в южной части.
Особенностью этого направления садоустройства являлось создание миниатюрных садов на небольших участках земли.
Второе направление в садово-парковом искусстве Китая – северное. Его характерной особенностью являлось использование под парки обширных участков земли, устройство на них огромных водоемов и гор, объединенных в одну композицию.
Несмотря на столь различный подход в устройстве парков этих направлений, у них есть много общего, которое можно свести к следующим положениям:
- основным образцом для садово-парковых устройств служит природа;
- парковый пейзаж тесно слит с пейзажной живописью;
- рельеф обрабатывается с большой тщательностью. В Китае существует особое ремесло каменщиков, специально занимающихся отделкой садовых камней и устройством скал;
- вода является важнейшим элементом сада, и в Китае как нигде ей придают особое значение. Большая часть водного пространства озер, бассейнов отводится водяным лилиям и главному цветку – лотосу. Наряду с водными растениями, декоративные рысты являются непременными обитателями водоемов;
- китайские старинные сады наполнены всевозможными сооружениями и фарфоровыми и бронзовыми изделиями в виде урн, фонарей, жаровен, скульптурных изображений птиц и животных;
- ассортимент деревьев в садах очень разнообразен, и чем южнее расположен сад, тем богаче видовой состав растений. Особой мостовью пользуются: сосна, можжевельник, ива плакучая, бамбук, магнолия, декоративный персик, миндаль, декоративная вишня и т.д.
Сады и парки Японии
Первые сведения о японских садах относятся ко времени 500-600 гг. н.э.
В древности сады в Японии устраивали по живописным картинам, которые до настоящего времени сохранились в старинных японских книгах.
Богатая японская природа представляла собой обширный материал для парковых сюжетов и среди них наиболее часты были горы, холмы, лес, луг, поле, пруд, озеро, берег моря, мыс, остров, река, ручей, долина, водопад. На японском языке сад называется «сэн-сай», что означает «гора и вода».
При создании садов японские садоводы исходили из совершенства природных пейзажей и часто копировали их. Пейзажи нетронутой природы занимали почетное место в национальной живописи, а садово-парковое искусство Японии стремилось наиболее точно имитировать лучшие формы природы своей страны. Имеются японские сады, состоящие лишь из одних камней и песка.
Из растительного материала особым почетом в Японских садах пользуются вечнозеленые деревья (лиственные и хвойные). Центральное место занимает японская сосна. Преобладание вечнозеленых деревьев в значительной мере обусловлено обрядами чайной церемонии.
Японцы говорят, что садовые деревья «не терпят удаления от родины», т.е. деревья, которые растут в горах, никогда не сажают около воды и наоборот.
В японском саду открытые пространства и лужайки редко заполняются газоном или дерном. Эти элементы в современных японских садах являются нововведением, перенятым из европейских садов. В тенистых участках сада, где это возможно по климатическим условиям, Японцы предпочитают размещать мох, который стилизует садовый пейзаж под глубокую древностью. Для этой же цели часто применяются карликовые разновидности бамбука. Искусство выращивать карликовые деревья в Японии достигло совершенства. Карликовые деревья, выращенные в горшках, являются характерной чертой японского сада и украшением дома. Деревья эти закручены, согнуты, и выглядят так, как будто не рука человека, а природа придала им эти странные формы. Иногда в роскошных сосудах японцы устраивают из карликовых растений целые миниатюрные сады, исключительные по своей художественной выразительности (сады на подкосах).
Цветы в японских садах представляют редкость. Однако в прудах почти всегда выращиваются ирисы, лотос, а в тенистых местах – лилии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|