Реставрация насаждений. Необходимость и возможность восстановления памятников садово-паркового искусства
Необходимость восстановления ценных парковых ансамблей и усадеб диктуется рядом обстоятельств. Прежде всего, они являются памятниками садово-паркового искусства, свидетелями истории и составляют неотъемлемую часть общего исторического наследия нашего народа. Кроме того, Они играют важную роль в формировании исторического и художественного облика наших городов и музейных комплексов. Композиционно-пространственное построение, архитектурно-художественное решение и воплощение делают значительную часть этих насаждений истинными произведениями искусства и характеризуют как уровень развития садово-паркового искусства в России, так и талант их создателей. К тому же, большинство этих памятников является одновременно составной частью и существует в едином комплексе с памятниками архитектуры, которые утрачивают часть своей ценности без присущего им паркового обрамления. Многие из них представляют собой удивительные образцы сочетания искусственных сооружений с естественной природой и включают уникальные элементы природного ландшафта, требующие сохранения. Часть парков сохранила первоначальные насаждения деревьев-долгожителей. Таких примеров предостаточно!
Большинство парков создано на территории нашей страны в XVIII-XIX вв. и к настоящему времени утратило большую часть насаждений, в значительной степени изменило свою пространственно-композиционную организацию и коренным образом свое функциональное назначение и форму использования.
Значительное место среди памятников садово-паркового искусства занимают и парки, входящие в состав мемориальных комплексов и требующие сохранения в силу этой принадлежности. К памятникам садово-паркового искусства в настоящее время могут быть отнесены и наиболее интересные и известные объекты зеленого строительства советского времени, например, Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького в Москве, насаждения Марсового поля в Ленинграде и др.
Одновременно одной из главных причин необходимости восстановления и сохранения подобных объектов является и то, что почти все насаждения этого типа в городах входят в состав насаждений общего пользования и используются как территории музеев, санаториев, больниц и т.д. и выполняют большую функциональную нагрузку, в качестве мест массового отдыха и объектов туризма. Без реставрации и реконструкционных работ они не могут быть приспособлены к выполнению новых функций в системе озеленения города, теряют декоративность и распадаются.
Территории отдельных памятников садово-паркового искусства расчленены, находятся в ведении различных, часто многочисленных организаций, хаотично застраиваются, не обеспечены надлежащим уходом, находятся на грани исчезновения и могут быть полностью утрачены в ближайшем будущем, если не предпринять экстренных мер к их сохранению и восстановлению.
Одной из таких организационных мер является выявление и постановка на государственную охрану объектов садово-паркового искусства. Они могут быть учтены как памятники садово-паркового искусства на уровне республики, края, области и даже страны, в этом случае на них распространяются соответствующие охранные законодательства и положения. Парки также включаются в существующие системы музеев или курортов, что позволяет регулировать посещение и создавать условия для их сохранения.
Необходимо принятие и радикальных мер, направленных на сохранении и восстановление памятников, это реставрационные работы.
Целесообразность реставрации обосновывается общим социальным планом развития района размещения памятника, туристско-экскурсионного, лечебно-оздоровительного использования и т.д.
Классификация памятников садово-паркового искусства. Памятники такого содержания весьма разнообразны и в большинстве своем являются оригинальными авторскими творениями.
В то же время, существует ряд признаков, позволяющих осуществить некоторую дифференциацию объектов садово-паркового искусства, их классификацию, в какой-то степени определяющую принципы подхода к реставрации.
Памятники садово-паркового искусства классифицируются по следующим признакам:
1. ценность (историческая, архитектурная, художественная, дендрологическая);
2. время создания (старинные, современные);
3. степень урбанизации, местоположение объекта (город, поселок, село и т.д.);
4. градостроительное окружение и роль в системе озеленения;
5. стиль пространственно-композиционного решения (регулярный, ландшафтный (пейзажный), смешанный);
6. степень сохранности (хорошая, фрагментарная (частичная), плохая);
7. характер использования в настоящее время;
8. профиль использования после реставрации.
Классифицировать памятники садово-паркового искусства следует и по масштабу реставрации: полный, частичный, с элементами реконструкции и т.д.
Имеют значение и такие факторы – ведомственная принадлежность. Например, значение памятника определяется его ценностью, ведомственной принадлежностью, характером использования и т.д.
Альпинарии и мини-сады
Каменистые горки (альпинарии) или участки мини-садов обычно существуют и функционируют внутри объекта озеленения как декоративно-эстетический элемент.
Мини-сады имеют самостоятельное значение. Роль их возрастает в старых городах в связи с реконструктивными и реставрационными работами в сложившихся районах, где мини-сады располагают на небольших освобождающихся участках.
Каменистые горки и мини-сады – это объекты индивидуального художественно-композиционного решения. Однако они должны отвечать некоторым общим принципам композиции, диктуемым их размерами, характером восприятия, функциональным назначением.
Такими принципами являются:
- максимальная выразительность при минимуме используемых средств;
- широкое использование камней и др.инертных материалов, в т.ч. дерева, декоративной керамики;
- использование водных струй и устройств;
- непрерывность декоративного эффекта;
- многоракурсность восприятия (обзора);
- минимальное использование высоких растений;
- наличие значительных почвенных разностей, соответствующих требованиям растений.
Каменистые участки устраивают на территориях с пересеченным рельефом – оврагами, крутыми склонами, возвышенностями, ручьями и т.д. (данные формы мезо- и микрорельефа при необходимости создают и искусственным путем).
Камни располагают и группируют так, чтобы их композиции казались естественными. Участок каменистого сада перекапывают, убирают мусор и сорные растения.
Если основание обладает водонепроницаемыми свойствами, устраивают дренаж из слоя песка или галечника толщиной 15-20 см. Дренаж покрывают слоем рыхлой растительной земли, на котором размещают камни, утапливая каждый из них примерно на 2/3 высоты в почву. Камни раскладывают с учетом рельефа, ассиметрично. Лучше использовать камни, типичные для данной местности: гранит, песчаник, известняк и т.д.
Растения располагают между камнями с учетом их габитуса, отношения к свету, влаголюбия.
Для каменистых садов используют многолетние растения альпийского типа, при этом преимущество отдается стелющимся, низкорослым, быстроразрастающимся или же наоборот, долго сохраняющим определенный габитус. Часто используют луковичные растения. Высокорослые растения высаживают для контраста, привлечения внимания и т.д.
Каменистый участок (альпинарий) и мини-сад можно украсить устройством небольшого водопада, ручейка, бассейна, фонтанчика.
Мини-сад может иметь самое разнообразное решение от газона или гравийной площадки с 1-3 деревьями или кустами – до цветника сплошного или перерезанного дорожками; может иметь вид дворика с мелким бассейном, склонившейся над ним ивой, с цветками, клумбами, зелеными лужайками и т.д.
Устройство альпинариев и мини-садов на приусадебных и дачных участках, особенно в последнее время, достигло широкого распространения.
Формы таких устройств имеют широкий диапазон и связаны, прежде всего, с особенностями природно-климатических условий.
Павильоны представляют собой декоративные объемные каменные стены под крышей или же с легким козырьком – навесом, разбитые на прямоугольные ячейки, где хранятся урны. Как сооружения современного типа со специфической архитектурой, колумбарии должны иметь высокую степень озелененности.
При устройстве кладбищ различного типа учитывают следующие условия: территория должна иметь благоприятные для захоронения естественные параметры – песчаные или облегченные сухие почвы, низкий (глубже 3 м) уровень грунтовых вод, отсутствие свалок, захламленности, удаленность от ближайших жилых территорий (не менее 300 м); обеспеченность удобной транспортной связью.
Величина участка для одного места захоронения предусматривается 2х2=4 м2, а с учетом окружающих насаждений, внутренних дорог и площадок 9-10 м2. Участки должны иметь уклон 0,5-5%, в противоположную от населенного пункта и открытых водоемов. Участок не должен быть подвержен оползням и обвалам. При необходимости проводятся работы по строительству подпорных стенок, укреплению оврагов, планировке и озеленению откосов.
Ориентировочный баланс территории кладбища: места захоронения 60%, зеленые насаждения 20-25%, проезды, аллеи, дороги 10-15%, хоздвор и подсобные строения – 5%.
Основные сооружения: центральный вход с площадкой для стоянки, транспорта размером (для крупных городов) – 5000 м2 и более, для малых – 1000 м2 административные здания; ритуальный зах для совершения гражданской панихиды; магазин для продажи цветов, павильон для выдачи напрокат садового инвентаря, общественный туалет, хоз.двор с мастерской для изготовления памятников. В последнее время часовки, оранжерейно-парниковое хозяйство с участком открытого грунта и небольшим древесно-кустарниковым питомником. Должна быть предусмотрена изоляция сооружений и хозяйственных зон от территории захоронения плотными массивами древесно-кустарниковых насаждений с организацией входных и подъездных узлов.
Озеленение и цветочное оформление
Озеленение на территории кладбищ представлено: аллеями вдоль основных дорог, защитной зеленой полосой вдоль границ кладбища; защитно-разделительными посадками между сооружениями; декоративными композициями на участках захоронения. Размещение насаждений должно обеспечивать достаточную проветриваемость. Аллеи формируют из насаждения одного вида, однако для лучшей ориентации посетителей желательно, чтобы они различались по породам. Деревья в аллеях обычно размещают рядами единично, более целесообразна и эстетична компоновка их небольшими группами (2-3 шт.).
Классические аллеи – липовые, каштановые, кленовые, березовые. Вьющиеся растения – клематисы, розы плетистые и др.высаживаются у национальных памятников, подпорных стенок, оград, террас. Защитная зона по границам кладбища создается из плотных посадок деревьев первой и второй величины и крупных кустарников, которые обеспечивают достаточно мощную визуальную защиту от внешнего влияния, а так же создают условия для гнездования птиц.
Главный вход и центральная аллея оформляются наиболее торжественно. Здесь возможно размещение небольших рабаток, партеров, цветочных группировок.
Оформление каждого участка захоронения решается индивидуально, но и здесь необходимы рекомендации по применению низкорослых форм деревьев и кустарников, которые выражают траурные мотивы.
Озеленение и цветочное оформление колумбариев осуществляется в зависимости от архитектурно-художественного замысла приемами как регулярной, так и свободной планировки. Здесь высаживают древесно-кустарниковые и цветочные растения, компактные, не занимающие много места. Цветочные композиции состоят из небольших размеров вставок в общую композицию участка – группы. Среди плиточного покрытия, узкие рабатки по контуру павильонов и т.д. Основной цветовой акцент – вазоны с цветами, плетенные корзины и букеты в вазах, подвешенные или поставленные на специальные подставки в месте установления урн.
Озеленение и цветочное оформление кладбищ должно осуществляться с набором растений символического значения – траур и вместе с тем, жизнеутверждение, цветы как символ жизни. На этих кладбищах преобладает темно-красный цвет с добавлением темно-розового и светло-красного. Ощущение траура усиливают синие, фиолетовые, лиловые и на их фоне белые тона (белый цвет традиционно считают символом скорби). В пригородных кладбищах в цветочном оформлении целесообразно применение растений дикорастущей фауны.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|