Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Особенности озеленения городских улиц и проспектов

Улицы являются важным элементом функциональной и пространственной структуры любого населенного пункта. Они предназначены для движения пешеходов и транспорта и соответственно имеют проезжую часть, тротуары, полосы насаждений – иногда цветники и прочие элементы благоустройства. Вдоль улиц прокладываются подземные коммуникации, ведется отвод поверхностного стока, устанавливаются столбы электроосвещения и т.д. Поэтому озеленение улиц представляет весьма сложную задачу; оно должно вписываться в структуру улицы, не создавая помех для выполнения ее разносторонних функций и одновременно выполнять свою задачу – создавать комфортную среду для движения и пребывания на улице населения и участвовать в эстетическом формировании облика города или другого населенного пункта.

При выборе приемов озеленения улиц учитывают: природно-климатические условия; местоположение и функцию улицы в плане города, ширину и ориентацию ее, интенсивность транспортного и пешеходного движения; характер окружающей застройки и ее этажность; размещение подземных коммуникаций.

Зеленые насаждения на улицах организуются в виде рядовых посадок деревьев, полос кустарников и живых изгородей, групповых посадок, разделительных газонных полос, технических полос зеленых островков регулирования движения. Минимальная ширина полос зеленых насаждений: газон с посадкой деревьев в одном ряду – 2 м; в двух рядах – 5 м; газон с посадкой одного ряда высоких кустарников – 1,8 м и более; - 1,2 м низких кустарников; газон с групповой или куртинной посадкой деревьев – 4,5 м; кустарников – 3 м; газон – 1 м. При многорядной посадке кустарников ширину полосы увеличивают на 1,5-2,0 м для каждого дополнительного ряда растений.

Расстояние от наружных стен зданий и сооружений, объектов инженерного благоустройства до деревьев и кустарников принимается:

  Расстояние (м) до оси ствола
  дерева кустарника
От наружные стен зданий и сооружений 5,0 1,5
От осей трамвайных путей 5,0 3,0
От края тротуара и садовых дорожек 0,7 0,5
От края проезжей части кромок укрепленных полос обочин дорог или бровок канав 2,0 1,0
От мачт и опор осветительной сети трамвая, мостовых опор 4,0 -
От подземных сетей: газопровода, канализации 1,5 -
теплопроводов (стенок канала) и трубопроводов тепловых сетей при бесканальной прокладке 2,0 -
водопроводов, дренажей 2,0 -
силовых кабелей и кабелей связи 2,0 0,7

 



Приведенные нормативы относятся к деревьям с диаметром кроны не более 5 м и должны быть увеличены для деревьев с кроной большего диаметра.

 

Таблица

Расстояние между деревьями (м) в рядовых посадках

Характеристика деревьев Однорядные Двухрядные в шахматном порядке
без прореживания с учетом прореживания в рядах между рядами
Ширококронные, высокорослые, быстрорастущие 5,5-6 3,5-4 7,5-8 4-4,5
Высокорослые медленно растущие 4,5-5 3-3,5 6-7 3-3,5
Среднерослые быстрорастущие 4,5-5 3-3,5 6-7 3-3,5
Среднерослые медленнорастущие 4-4,5 2,5-3 5-5,5 2,5-3,0
Низкорослые (до 10 м) 3,5-4 2,5-3,0 5-5,5 2,5-3,0
Узкокронные разной высоты 3-4 - 4-5 2,5-3

 

Для многих городов нашей страны и для Ростова, в частности, типичными являются улицы с центральной проезжей частью и тротуарами вдоль зданий для пешеходного движения. В этом случае традиционно двустороннее озеленение полосами вдоль тротуаров, сочетающие деревья и декоративные кустарники (при ширине улицы не менее 25 м).

Вопросы защиты пешеходов от чрезмерной инсоляции и теплового излучения окружающих поверхностей, а также защиты помещений в зданиях от инсоляции связаны с ориентацией улиц по странам света и с местными климатическими условиями. Различными будут требования к озеленению улиц при широтной их ориентации (когда ось улицы имеет направление с востока на запад и фасады домов с одной стороны улицы обращены на юг, а с другой – на север) и при меридиональной ориентации (когда ось улицы направлена с севера на юг и фасады домов с одной стороны улицы обращены на восток, а с другой – на запад).

На улицах широтной ориентации (в г.Ростове-на-Дону они составляют около 60% от общего количества улиц города) около фасадов домов, обращенных на север и не освещаемых солнцем, необходимо создать тень только на тротуарах. Если улицы этой ориентации застроены высокими зданиями, то около фасадов зданий, обращенных на север, на тротуарах создается тень и в посадках для защиты от инсоляции нет необходимости. В этих случаях тротуар может быть максимально приближен к фасаду зданий. Это не повлечет за собой сильного теплового облучения пешеходов от стен, обращенных на север и мало нагревающихся.

На противоположной стороне улиц широтной ориентации, около фасадов зданий, обращенных на юг, нельзя рассчитывать на тень от домов. Но нет необходимости и в защите от перегрева фасадов, обращенных на юг, так как благодаря высокому стоянию солнца в летние месяцы они нагреваются незначительно. Следовательно, на улицах указанной ориентации необходимо создавать тень только на тротуарах, посадив по обеим сторонам ряд деревьев средней высоты. Если ширина улицы этого не допускает, необходимо ограничиться одним рядом деревьев, посаженным между тротуаром и мостовой.

На улицах меридиональной ориентации (количество таких улиц в нашем городе составляет до 40%) необходимо затенение не только тротуаров, но и фасадов зданий. При достаточной ширине улицы наибольший эффект дает посадка ряда деревьев по обеим сторонам тротуаров. Причем на улицах этой направленности деревья между тротуарами и зданием должны быть высокими. Если из-за недостаточной ширины улиц посадка деревьев по обеим сторонам тротуара невозможна, рекомендуется посадка только между тротуаром и мостовой с чередованием высоких и средних деревьев. Но посадками для защиты от перегрева не исчерпывается целевое назначение насаждений на улицах. Большое значение имеют насаждения, защищающие пешеходов от пыли.

Наибольший эффект в таких случаях дает посадка кустарника – группами или в виде живой изгороди, дополняющая посадку деревьев.

Особенно важно использовать насаждения на улицах для защиты от городского шума. Наиболее эффективны в этом отношении полосы смешанных посадок (деревья и кустарники) между проезжей частью и тротуарами.

Из сказанного ясно, что при всех типах озеленения улиц следует широко применять посадку кустарников между тротуарами и проезжей частью, чтобы повысить эффективность насаждения на улицах в борьбе с загрязнением воздуха и шумом.

Возможность применения всех перечисленных типов озеленения в большинстве случаев определяется шириной улицы. Но существуют приемы, позволяющие в известной мере преодолеть и эту трудность. Среди этих приемов особое место занимает организация одностороннего движения, что позволяет отдать насаждениям еще какую-то часть ширины улицы. Второй прием – превращение некоторых улиц в пешеходные.

 

Устройство бульваров

Особое место в озеленении улиц занимают бульвары. Предназначены они для транзитного пешеходного движения, кратковременного отдыха и прогулок. В зависимости от градостроительных условий или типа бульвара его ширина может составлять от 10 до 80 м. Они становятся важным планировочным элементом города, обеспечивающим, кроме рекреационных функций, пешеходные связи между важнейшими функциональными зонами и объектами города.

При планировочной организации различаются бульвары: с симметричным размещением центральной аллеи; с асимметричным размещением главной аллеи; и со свободной планировкой, которая возможна при ширине бульвара более 50 м. Подобные бульвары могут организовываться вдоль городских автомагистралей с интенсивным движением. Для защиты жилых домов от шума в этих случаях возможно устройство шумозащитных естественных и искусственных сооружений, а также плотных групповых посадок деревьев и кустарников с ограниченным количеством площадок отдыха.

Бульвары, создаваемые в центральных районах города, у общественных зданий и сооружений, кроме рекреационных и планировочных функций, несут большую композиционную и эстетическую нагрузку. При ширине бульвара 50-80 м наряду с пейзажными приемами планировки устраиваются площадки для отдыха взрослых и игр детей, размещаются скульптуры, декоративные бассейны, фонтаны, цветочные композиции. В границах бульваров могут находиться киоски и небольшие летние кафе. Озеленение таких бульваров состоит из групп деревьев и кустарников, загонных покрытий и цветочниц. С помощью древесно-кустарниковых насаждений формируются закрытые и полуоткрытые пространства.

Создание монокультурных участков цветущих растений на бульварах может сделать их особенно привлекательными в определенные периоды года.

Бульвары, предназначенные только для пешеходного транзитного движения, размещают между проезжей частью и тротуаром на одной из сторон улицы (ширина 20-40 м) или на двух сторонах (ширина 15-30 м каждая). Ширина пешеходной полосы – 4,5-6 м.

На бульварах шириной 15-20 м предусматривают рядовые посадки деревьев и кустарников и одиночное или групповое размещение скамей для отдыха. Пешеходную часть максимально изолируют от прилегающего к бульвару транспортного проезда. Это достигается посадкой одного ряда плотно кронных деревьев, дополненного несколькими рядами кустарников. Интервалы между деревьями должны обеспечивать вертикальное проветривание во избежание застоя воздуха.

При большой ширине бульвара (50-80 м) можно изолировать площадки отдыха от основного потока пешеходов, путем устройства дополнительной аллеи шириной 1,5-3 м с расположением скамей в нишах – карманах.

Озелененные прогулочные аллеи – это перспективный вид бульвара – «зеленый коридор», расположенный вне улиц и предназначенный для пешеходной связи жилых районов с парками, лесопарками, берегами водоемов и т.д. Они имеют, как правило, свободную пейзажную планировку в зависимости от местности, по которой проходят: следуют рельефу, огибают застроенные территории. С ними часто совмещаются велосипедные дорожки, зимой используемые как лыжные. Благоустройство их предусматривает комфортное покрытие, вечернее освещение, небольшие площадки для отдыха с навесами, скамьями и удобные подходы от жилых массивов и остановок общественного транспорта.

 

 

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.