ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО БОКСА
Возникновение юношеского бокса в нашей стране относится к 1943 г., когда в спортивных организациях впервые были организованы занятия с группами мальчиков и юношей. Уже первый отряд боксеров-юношей дал целую плеяду замечательных мастеров ринга, это А. Булаков, В. Меднов, Ю. Егоров, А. Перов, А. Засухин, Ю. Соколов, А. Сурков, Б. Сильчев, А. Чеботарев, С. Исаев, С. Муллин и многие другие. Вслед за ними из разряда юношей полноценными и крупнейшими мастерами стали В. Енгибарян, Г. Боярышинов, В. Стольников, Б. Степанов и другие, не раз завоевывая звание чемпионов СССР, Европы и Международных студенческих игр.
Практика убедительно показала — свой путь настоящий мастер должен начинать с юных лет. Но занятия по боксу с юношами требуют особой осторожности и вдумчивости со стороны тренера. Здесь тренер, кроме хорошего знания дела, должен быть в первую очередь воспитателем.
После многих дискуссий и большого практического опыта у нас принято теперь положение, что боксом можно заниматься примерно уже с 13 лет, в возрасте, когда организм подростка еще не сформировался, спортсмену легче привить технические навыки и воспитывать его в морально-волевом отношении.
Правильная постановка учебно-тренировочного процесса с подростками и юношами требует знания, понимания и учета возрастных особенностей, она теснейшим образом должна быть увязана с врачом-специалистом. Это необходимо потому, что основными средствами бокса являются самые различные по своему характеру, темпу и напряжению физические упражнения, связанные со значительным влиянием на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Несоответствующие возрастным требованиям упражнения, методика проведения занятий и физическая нагрузка могут отрицательно повлиять на здоровье и правильное формирование растущего организма, что в дальнейшем бывает трудно, а иногда и невозможно устранить. В таком возрасте начинает проявляться склонность к анализу явлений и обобщениям, побуждающая занимающихся искать причинные связи между явлениями. Тренерам приходиться умело направлять любознательность юных боксеров, оберегать их от ошибочных умозаключений, разъяснять значение и ценность изучаемых упражнений и приемов, основные правила тренировок, режима, самоконтроля и т. д.
Большая возбудимость и скорая утомляемость нервной системы вызывает у занимающихся юношей резкую смену настроений — то бурное проявление чувств, то апатичное состояние. Один из лучших средств борьбы с неуравновешенностью юных боксеров является коллективная, интересно проводимая работа с ними на тренировках и в другое время (особенно подвижные и спортивные игры, лыжные прогулки, закаливание воздухом, и водой). Этот период особенно благоприятный для воспитания у молодежи любви и интереса к занятиям.
На прогулках ребята спаиваются в единую семью, единый коллектив, среди них зарождается и крепнет дружба, тренер становится их старшим другом. Дружба ребят переносится за стены спортивного зала, многие из них становятся неразлучными друзьями, знакомятся домами и проводят свободное время почти всегда вместе. Все это содействует сплоченности коллектива, поднимает дисциплину в нем и качество занятий.
Наглядные результаты физического развития, увеличение у них мышечной силы часто вызывают у боксеров-юношей переоценку своих возможностей. Стараясь показать свою силу и выносливость, они стремятся проделывать упражнения, доступные лишь для взрослых, тренируются с чрезмерным увлечением, нередко с превышением сил, подражают уже сформировавшимся мастерам. Задача тренера — направить все эти» стремления по правильному руслу.
Огромное значение приобретает правильно организованная внесекционная работа. Тренер не должен ограничиваться только работой в отведенные часы, он должен больше бывать с ребятами, жить общей с ними жизнью.
Чрезвычайно развитое в этом возрастном периоде у мальчиков чувство товарищества приводит часто к тому, что влияние товарищей преобладает над влиянием взрослых. Тренер должен следить за жизнью своих питомцев: с кем они дружат, чем интересуются и занимаются в свободное время.
Для юношей (15—18 лет) характерно замедление роста тела в длину, увеличение поперечных размеров тела и объема мышц; более совершенная деятельность нервной системы; быстрое нарастание силы и ловкости; улучшение координации движений; повышение выносливости.
При дозировке силовых упражнений (поднятие тяжестей, сопротивление и т. д.) следует учитывать, что в этом возрасте процесс окостенения еще незакончен.
Юноши 15—18 лет отличаются живостью и впечатлительностью, стремлением к физическому и техническому совершенствованию, спортивным соревнованиям, у них развиваются склонности к критике, анализу и обоснованию.
Учитывая эти особенности юношеского возраста, тренер-педагог должен правильно направлять их интересы и активность в деле освоения техники и тактики бокса.
В возрасте 15—18 лет еще неустойчивы функции сердечнососудистой системы, но они сглаживаются наряду с улучшением работы органов дыхания, что создает условия для развития общей и специальной выносливости. Улучшаются и становятся более устойчивыми функции центральной нервной системы.
Для успешного проведения занятий большое значение имеет учет психологических особенностей каждого занимающегося.
Методика обучения, показ, объяснение и изучение техники бокса должны быть здесь как можно проще и доступнее.
С юными боксерами следует больше обращать внимания на изучение техники, больше включать в материал приемов в комбинациях.
Правильно готовившиеся молодые боксеры к 19 годам обычно уже мастерски владеют техникой. Кончая боксировать в разряде юношей, такие боксеры при переходе в разряд старших обычно через год или два становятся мастерами, так как за шесть — семь лет предварительной подготовки и выступлений в юношеском разряде они прививают себе столько необходимых боксерских умений и навыков, что, выходя на большой ринг, им порой мешает добиться победы лишь отсутствие опыта ведения боев со взрослыми.
Бокс привлекает юношей и подростков своеобразной романтикой. Он отвечает их стремлениям. Кто в юношеском возрасте не хотел быть смелым, сильным, ловким, решительным? Таких нет и не будет. Надо всячески идти навстречу желаниям молодежи и пропагандировать бокс. С юными боксерами должны вести работу самые квалифицированные педагоги-тренеры, хорошо знающие и понимающие бокс.
Проводя занятия с юными боксерами, надо все время помнить об их возрасте. Нагрузка на тренировке должна быть умеренной, без резких переходов от состояния покоя к состоянию большого физического и нервного напряжения. Занятия следует проводить в спокойном темпе до 90 минут не более. В заключительной части урока бокса нужно чаще применять подвижные и спортивные игры (не более 10 минут) с целью дополнительного разрешения задач урока (например, игра в баскетбол помогает вырабатывать ловкость, выносливость и т. д.).
Огромное значение в юношеском боксе имеет периодический врачебный контроль, самоконтроль и спортивный режим. Контакт тренера со спортивным врачом должен быть постоянный. Врач и тренер обязаны вместе решать задачу в деле подготовки здоровых и работоспособных боксеров. Периодически контролируя и проверяя физическое и техническое развитие своих учеников, тренеру легче учесть их индивидуальные особенности.
В этом возрастном периоде должен преобладать принцип постепенности и наглядности прохождения материала. Большой след оставляет и приносит пользу просмотр плакатов, диаграмм, кинокольцовок, кинокартин и посещение с тренером тренировок и соревнований мастеров. Проводя мероприятия наглядного обучения, тренер должен кратко и ясно разъяснять возникающие у юных боксеров вопросы и сомнения.
Тренер должен следить за тем, чтобы его юные ученики не увлекались силовым боем, не старались делать ставку на сильный удар, а стремились в первую очередь к переигрыванию противника в технике. Сильный удар должен быть у боксера, но не должен превращаться в главную цель.
У боксеров-юношей часто наблюдается стремление «рубануть» и закончить бой нокаутом.
Практика показывает, что тот, кто делает ставку на удар, оказывается примитивнее своих противников в технике атаки и защиты, потому, что сторонники силового боя, надеясь на свое физическое превосходство, бравируют этим. Мол, что мне удары противника, — я легко перенесу их! Поэтому создается опасность технического обеднения такого боксера в деле изучения и применения богатого арсенала защитных средств. Такие боксеры обычно применяют из защит только отбивы и отходы назад.
Активная атака и ее дальнейшее развитие требует четкой защиты.
Юношей следует особенно хорошо учить защите нырками, уходами, которые освобождают руки боксера для развития атаки или контратаки. Кроме того, боксеры силового боя, как правило, быстрее устают к третьему раунду, нежели боксеры, стремящиеся обыграть противника за счет технического превосходства. Да и нокаутирующий удар есть прежде всего следствие технического преимущества одного боксера над другим. А стремление каждое мгновение нанести решительный удар заставляет боксера держаться на ринге излишне напряженно, его нервная система устает раньше времени, он «выдыхается» задолго до конца последнего раунда. Практика боев показывает, что боксеры силового боя долго не держатся на ринге и быстро сходят с арены, так и не реализовав всех своих возможностей.
Правила судейства юношеских состязаний, основанные на возрастной особенности, способствуют выявлению у юных боксеров хорошей техники, тактики и чистоты ведения боя.
Для юношей введены дополнительные весовые и возрастные категории с целью охраны их здоровья и предоставления им максимальной возможности для спортивно-технического совершенствования в своей возрастной группе.
У боксеров-подростков есть много времени оттачивать изучаемую технику и тактику в подготовительной группе (с 13 до 15 лет). За этот срок тренеры должны как можно лучше привить подросткам технические и тактические навыки ведения боя; подготовить их психику и морально-волевые качества а также укрепить общефизически, чтобы свой первый официальный бой (в средней возрастной группе) они вели технично умело и грамотно.
Тренер должен задолго до первого выступления молодого боксера детально проработать с ним правила ведения боя. Этика поведения боксера на ринге должна быть практически проработана с юношами, а наглядные примеры этичного поведения боксеров на состязаниях будут еще больше способствовать воспитанию у них спортивной честности и уважения к противнику.
У боксеров-юношей наблюдается, из-за чрезмерной эмоциональности, потеря контроля над своими действиями. Такой боксер часто нарушает правила и грубо ведет бой. На занятиях тренер должен всячески воспитывать, дисциплинированность и умение контролировать свои действия в любой боевой обстановке.
САМОКОНТРОЛЬ БОКСЕРА
Каждый вид спорта в нашей стране преследует прежде всего общеоздоровительные цели. Слепое увлечение спортом, бесконтрольное стремление только к рекордам, к победам чуждо основным установкам советского спорта. Спорт должен прежде всего делать человека здоровым в прямом понимании этого слова, закаливать его организм, всесторонне развивать физически, воспитывать у него волевые качества. Только на такой базе допустимы у нас специальная тренировка, участие в соревнованиях, борьба за высшие достижения и победу.
Без систематического наблюдения за здоровьем занимающихся у нас нет спорта. Осуществляется такое наблюдение за занятиями спортом учреждениями врачебного контроля, врачами-специалистами по физической культуре. В тесном содружестве с тренерами и самими спортсменами, врачи-специалисты следят за правильной постановкой занятий, разрабатывают индивидуальные тренировочные планы, решают вопросы нагрузки для каждого спортсмена, ведут систематический контроль за состоянием их здоровья.
Систематическое прохождение врачебного контроля обязательно для каждого занимающегося в наших спортивных организациях. И боксеры должны подвергаться углубленному медицинскому контролю не реже двух раз в году и совершенно обязательно за определенный срок перед каждым соревнованием.
В промежутках времени между врачебными осмотрами необходим дополнительный метод наблюдения за влиянием занятий спортом на организм. Таким методом является самоконтроль.
Под самоконтролем понимается ряд мероприятий, проводимых самим спортсменом в целях активного наблюдения за состоянием своего здоровья и самочувствия.
Форма ведения самоконтроля выражается в виде личного дневника спортсмена, куда заносятся все субъективные и объективные показатели в процессе тренировки, быта, спортивных встреч.
Тренер должен настоять, чтобы каждый боксер имел такой дневник, понимал сущность самоконтроля и его показателей.
Прежде чем обязать занимающихся вести самоконтроль, надо провести с ними ряд бесед, пригласив для этого опытного врача предпочтительно такого, который знаком с боксом.
В первое время следует применять наиболее важные, простые и общедоступные методы самонаблюдения.
При наличии поблизости кабинета врачебного контроля, поликлиники или районной больницы следует использовать имеющуюся там аппаратуру — медицинские весы, спирометр, динамометр и др.
Из субъективных данных в процессе самоконтроля должны оцениваться и отмечаться: общее самочувствие, явления усталости, желание или нежелание тренироваться, спортивная работоспособность, сердцебиение, сон, явление мышечных болей и т. п.
В качестве объективных данных берутся: рост, вес, окружность грудной клетки в трех измерениях, емкость легких, мышечная сила, частота пульса и дыхания, изменения в потоотделении, пищеварении, а также данные о характере тренировки и спортивных результатах.
По мере приобретения опыта число наблюдаемых признаков можно увеличить.
Самоконтроль дает положительные результаты, если спортсмен ведет его регулярно. Данные берутся в состоянии покоя и непосредственно после физической нагрузки на тренировках или соревнованиях.
Самоконтроль в процессе тренировки нужно проводить в одни и те же часы, лучше всего утром. Результаты утреннего самонаблюдения наиболее показательны в вопросе периода восстановления сил организма после тех или иных спортивных напряжений, соревнований. Дневник самоконтроля (форма его имеется во всех врачебных физкультурных кабинетах, заполняется три раза в неделю) первое время: накануне тренировки, в день тренировки и на следующий день. В дальнейшем рекомендуется заполнять дневник чаще.
Записи можно вести и в календаре — дневнике или записной книжке.
Ниже дается примерное заполнение дневника самоконтроля до и после тренировки.
В процессе тренировки боксерам надо периодически — каждую неделю показывать свой дневник врачу и тренеру, которые сопоставляют свои наблюдения с записями в дневнике и делают выводы о ходе тренировки, записывая их в дневник. Сравнивая данные первых записей в дневнике с последующими, можно проследить как влияет тренировка на боксеров, правильно ли ведутся занятия и т. д.
Примерное заполнение дневника самоконтроля
Показатели
| Сентябрь
|
|
|
|
| Самочувствие
| хорошее
| вялость
| хорошее
| хорошее
| Степень усталости
| большая
| средняя
| малая
| малая
| Работоспособность
| пониженная
| нормальная
| хорошая
| хорошая
| Сердцебиение, боли в сердце
| усиленное сердцебиение, медленное
восстановление
| снижение сердцебиения при одной
и той же нагрузке
| обычное сердцебиение, но более быстрое успокоение
| нормальное
| Одышка
| выражена резко
| средней степени
| малая
| малая
| Сон (накануне)
| заснул с трудом, спал 8 часов
| заснул поздно спал 5 часов
| спал хорошо 8 часов
| спал хорошо 7 часов
| Вес до тренировки
|
|
| 71,8
| 71,6
| Вес после тренировки
|
| 71,4
|
|
| Пульс до тренировки
|
|
|
|
| Пульс после тренировки
|
|
|
|
| Дыхание до тренировки и после
| 18-36
| 18-40
| 16-30
| 14-32
| Емкость легких
| 4000-3800
| 4200-4000
| 4000-4200
| 4050-4000
| Сила правой кисти
| 50/46
| 52/48
| 50/18
| 52/45
| Сила левой кисти
| 52/48
| 50/46
| 50/46
| 51/43
| Краткое описание тренировки
| тренировка на развитие быстроты
| по плану (дневники тренировки)
| тренировки на развитие силы (см. дн.)
| по плану (см. дн. тренир.)
| Спортивные результаты
| —
| —
| —
| 5 боев
5 побед
| Запись врача
| нагрузку в тренировке можно увеличить
| нельзя нарушать режима сна
|
|
| Запись тренера
| пройти очередной осмотр врача
|
|
|
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|