Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО БОКСА





 

Возникновение юношеского бокса в нашей стране относится к 1943 г., когда в спортивных организациях впервые были орга­низованы занятия с группами мальчиков и юношей. Уже пер­вый отряд боксеров-юношей дал целую плеяду замечательных мастеров ринга, это А. Булаков, В. Меднов, Ю. Егоров, А. Перов, А. Засухин, Ю. Соколов, А. Сурков, Б. Сильчев, А. Чебо­тарев, С. Исаев, С. Муллин и многие другие. Вслед за ними из разряда юношей полноценными и крупнейшими мастерами ста­ли В. Енгибарян, Г. Боярышинов, В. Стольников, Б. Степанов и другие, не раз завоевывая звание чемпионов СССР, Европы и Международных студенческих игр.

Практика убедительно показала — свой путь настоящий мастер должен начинать с юных лет. Но занятия по боксу с юношами требуют особой осторожности и вдумчивости со сто­роны тренера. Здесь тренер, кроме хорошего знания дела, дол­жен быть в первую очередь воспитателем.

После многих дискуссий и большого практического опыта у нас принято теперь положение, что боксом можно заниматься примерно уже с 13 лет, в возрасте, когда организм подростка еще не сформировался, спортсмену легче привить технические навыки и воспитывать его в морально-волевом отношении.



Правильная постановка учебно-тренировочного процесса с подростками и юношами требует знания, понимания и учета возрастных особенностей, она теснейшим образом должна быть увязана с врачом-специалистом. Это необходимо потому, что основными средствами бокса являются самые различные по своему характеру, темпу и напряжению физические упражне­ния, связанные со значительным влиянием на сердечно-сосуди­стую, дыхательную и нервную системы. Несоответствующие воз­растным требованиям упражнения, методика проведения заня­тий и физическая нагрузка могут отрицательно повлиять на здо­ровье и правильное формирование растущего организма, что в дальнейшем бывает трудно, а иногда и невозможно устранить. В таком возрасте начинает проявляться склонность к ана­лизу явлений и обобщениям, побуждающая занимающихся искать причинные связи между явлениями. Тренерам приходиться умело направлять любознательность юных боксеров, оберегать их от ошибочных умозаключений, разъяснять значе­ние и ценность изучаемых упражнений и приемов, основные правила тренировок, режима, самоконтроля и т. д.



Большая возбудимость и скорая утомляемость нервной си­стемы вызывает у занимающихся юношей резкую смену на­строений — то бурное проявление чувств, то апатичное состоя­ние. Один из лучших средств борьбы с неуравновешенностью юных боксеров является коллективная, интересно проводимая работа с ними на тренировках и в другое время (особенно под­вижные и спортивные игры, лыжные прогулки, закаливание воздухом, и водой). Этот период особенно благоприятный для воспитания у молодежи любви и интереса к занятиям.

На прогулках ребята спаиваются в единую семью, единый коллектив, среди них зарождается и крепнет дружба, тренер ста­новится их старшим другом. Дружба ребят переносится за сте­ны спортивного зала, многие из них становятся неразлучными друзьями, знакомятся домами и проводят свободное время почти всегда вместе. Все это содействует сплоченности кол­лектива, поднимает дисциплину в нем и качество занятий.

Наглядные результаты физического развития, увеличение у них мышечной силы часто вызывают у боксеров-юношей пере­оценку своих возможностей. Стараясь показать свою силу и вы­носливость, они стремятся проделывать упражнения, доступные лишь для взрослых, тренируются с чрезмерным увлечением, не­редко с превышением сил, подражают уже сформировавшимся мастерам. Задача тренера — направить все эти» стремления по правильному руслу.

Огромное значение приобретает правильно организованная внесекционная работа. Тренер не должен ограничиваться толь­ко работой в отведенные часы, он должен больше бывать с ре­бятами, жить общей с ними жизнью.



Чрезвычайно развитое в этом возрастном периоде у мальчи­ков чувство товарищества приводит часто к тому, что влияние товарищей преобладает над влиянием взрослых. Тренер дол­жен следить за жизнью своих питомцев: с кем они дружат, чем интересуются и занимаются в свободное время.

Для юношей (15—18 лет) характерно замедление роста тела в длину, увеличение поперечных размеров тела и объема мышц; более совершенная деятельность нервной систе­мы; быстрое нарастание силы и ловкости; улучшение координа­ции движений; повышение выносливости.

При дозировке силовых упражнений (поднятие тяжестей, сопротивление и т. д.) следует учитывать, что в этом возрасте процесс окостенения еще незакончен.

Юноши 15—18 лет отличаются живостью и впечатлитель­ностью, стремлением к физическому и техническому совершенствованию, спортивным соревнованиям, у них развиваются склонности к критике, анализу и обоснованию.

Учитывая эти особенности юношеского возраста, тренер-педагог должен правильно направлять их интересы и актив­ность в деле освоения техники и тактики бокса.

В возрасте 15—18 лет еще неустойчивы функции сердечно­сосудистой системы, но они сглаживаются наряду с улучшением работы органов дыхания, что создает условия для развития об­щей и специальной выносливости. Улучшаются и становятся бо­лее устойчивыми функции центральной нервной системы.

Для успешного проведения занятий большое значение имеет учет психологических особенностей каждого занимающегося.

Методика обучения, показ, объяснение и изучение техники бокса должны быть здесь как можно проще и доступнее.

С юными боксерами следует больше обращать внимания на изучение техники, больше включать в материал приемов в ком­бинациях.

Правильно готовившиеся молодые боксеры к 19 годам обыч­но уже мастерски владеют техникой. Кончая боксировать в раз­ряде юношей, такие боксеры при переходе в разряд старших обычно через год или два становятся мастерами, так как за шесть — семь лет предварительной подготовки и выступлений в юношеском разряде они прививают себе столько необходи­мых боксерских умений и навыков, что, выходя на большой ринг, им порой мешает добиться победы лишь отсутствие опыта ведения боев со взрослыми.

Бокс привлекает юношей и подростков своеобразной роман­тикой. Он отвечает их стремлениям. Кто в юношеском возра­сте не хотел быть смелым, сильным, ловким, решительным? Та­ких нет и не будет. Надо всячески идти навстречу желаниям мо­лодежи и пропагандировать бокс. С юными боксерами должны вести работу самые квалифицированные педагоги-тренеры, хорошо знающие и понимающие бокс.

Проводя занятия с юными боксерами, надо все время пом­нить об их возрасте. Нагрузка на тренировке должна быть уме­ренной, без резких переходов от состояния покоя к состоянию большого физического и нервного напряжения. Занятия следует проводить в спокойном темпе до 90 минут не более. В заключи­тельной части урока бокса нужно чаще применять подвижные и спортивные игры (не более 10 минут) с целью дополнитель­ного разрешения задач урока (например, игра в баскетбол по­могает вырабатывать ловкость, выносливость и т. д.).

Огромное значение в юношеском боксе имеет периодический врачебный контроль, самоконтроль и спортивный режим. Кон­такт тренера со спортивным врачом должен быть постоянный. Врач и тренер обязаны вместе решать задачу в деле подготов­ки здоровых и работоспособных боксеров. Периодически конт­ролируя и проверяя физическое и техническое развитие своих учеников, тренеру легче учесть их индивидуальные особенно­сти.

В этом возрастном периоде должен преобладать принцип по­степенности и наглядности прохождения материала. Большой след оставляет и приносит пользу просмотр плакатов, диаграмм, кинокольцовок, кинокартин и посещение с тренером тренировок и соревнований мастеров. Проводя мероприятия наглядного обучения, тренер должен кратко и ясно разъяснять возникаю­щие у юных боксеров вопросы и сомнения.

Тренер должен следить за тем, чтобы его юные ученики не увлекались силовым боем, не старались делать ставку на силь­ный удар, а стремились в первую очередь к переигрыванию про­тивника в технике. Сильный удар должен быть у боксера, но не должен превращаться в главную цель.

У боксеров-юношей часто наблюдается стремление «руба­нуть» и закончить бой нокаутом.

Практика показывает, что тот, кто делает ставку на удар, оказывается примитивнее своих противников в технике атаки и защиты, потому, что сторонники силового боя, надеясь на свое физическое превосходство, бравируют этим. Мол, что мне уда­ры противника, — я легко перенесу их! Поэтому создается опас­ность технического обеднения такого боксера в деле изучения и применения богатого арсенала защитных средств. Такие боксе­ры обычно применяют из защит только отбивы и отходы назад.

Активная атака и ее дальнейшее развитие требует четкой за­щиты.

Юношей следует особенно хорошо учить защите нырками, уходами, которые освобождают руки боксера для развития ата­ки или контратаки. Кроме того, боксеры силового боя, как пра­вило, быстрее устают к третьему раунду, нежели боксеры, стре­мящиеся обыграть противника за счет технического превосход­ства. Да и нокаутирующий удар есть прежде всего следствие технического преимущества одного боксера над другим. А стрем­ление каждое мгновение нанести решительный удар заставляет боксера держаться на ринге излишне напряженно, его нервная система устает раньше времени, он «выдыхается» задолго до конца последнего раунда. Практика боев показывает, что бок­серы силового боя долго не держатся на ринге и быстро сходят с арены, так и не реализовав всех своих возможностей.

Правила судейства юношеских состязаний, основанные на возрастной особенности, способствуют выявлению у юных бок­серов хорошей техники, тактики и чистоты ведения боя.

Для юношей введены дополнительные весовые и возрастные категории с целью охраны их здоровья и предоставления им максимальной возможности для спортивно-технического совер­шенствования в своей возрастной группе.

У боксеров-подростков есть много времени оттачивать изу­чаемую технику и тактику в подготовительной группе (с 13 до 15 лет). За этот срок тренеры должны как можно лучше при­вить подросткам технические и тактические навыки ведения боя; подготовить их психику и морально-волевые качества а также укрепить общефизически, чтобы свой первый официаль­ный бой (в средней возрастной группе) они вели технично уме­ло и грамотно.

Тренер должен задолго до первого выступления молодого боксера детально проработать с ним правила ведения боя. Этика поведения боксера на ринге должна быть практически про­работана с юношами, а наглядные примеры этичного поведения боксеров на состязаниях будут еще больше способствовать вос­питанию у них спортивной честности и уважения к противнику.

У боксеров-юношей наблюдается, из-за чрезмерной эмо­циональности, потеря контроля над своими действиями. Такой боксер часто нарушает правила и грубо ведет бой. На занятиях тренер должен всячески воспитывать, дисциплинированность и умение контролировать свои действия в любой боевой обстановке.

 

 

 

 

САМОКОНТРОЛЬ БОКСЕРА

 

Каждый вид спорта в нашей стране преследует прежде все­го общеоздоровительные цели. Слепое увлечение спортом, бес­контрольное стремление только к рекордам, к победам чуждо основным установкам советского спорта. Спорт должен прежде всего делать человека здоровым в прямом понимании этого сло­ва, закаливать его организм, всесторонне развивать физически, воспитывать у него волевые качества. Только на такой базе до­пустимы у нас специальная тренировка, участие в соревнова­ниях, борьба за высшие достижения и победу.

Без систематического наблюдения за здоровьем занимаю­щихся у нас нет спорта. Осуществляется такое наблюде­ние за занятиями спортом учреждениями врачебного контроля, врачами-специалистами по физической культуре. В тесном со­дружестве с тренерами и самими спортсменами, врачи-специа­листы следят за правильной постановкой занятий, разрабатыва­ют индивидуальные тренировочные планы, решают вопросы на­грузки для каждого спортсмена, ведут систематический конт­роль за состоянием их здоровья.

Систематическое прохождение врачебного контроля обяза­тельно для каждого занимающегося в наших спортивных орга­низациях. И боксеры должны подвергаться углубленному меди­цинскому контролю не реже двух раз в году и совершенно обя­зательно за определенный срок перед каждым соревнованием.

В промежутках времени между врачебными осмотрами не­обходим дополнительный метод наблюдения за влиянием заня­тий спортом на организм. Таким методом является самоконт­роль.

Под самоконтролем понимается ряд мероприятий, проводи­мых самим спортсменом в целях активного наблюдения за со­стоянием своего здоровья и самочувствия.

Форма ведения самоконтроля выражается в виде личного дневника спортсмена, куда заносятся все субъективные и объек­тивные показатели в процессе тренировки, быта, спортивных встреч.

Тренер должен настоять, чтобы каждый боксер имел такой дневник, понимал сущность самоконтроля и его показателей.

Прежде чем обязать занимающихся вести самоконтроль, надо провести с ними ряд бесед, пригласив для этого опытного вра­ча предпочтительно такого, который знаком с боксом.

В первое время следует применять наиболее важные, про­стые и общедоступные методы самонаблюдения.

При наличии поблизости кабинета врачебного контроля, по­ликлиники или районной больницы следует использовать имею­щуюся там аппаратуру — медицинские весы, спирометр, дина­мометр и др.

Из субъективных данных в процессе самоконтроля должны оцениваться и отмечаться: общее самочувствие, явления уста­лости, желание или нежелание тренироваться, спортивная ра­ботоспособность, сердцебиение, сон, явление мышечных болей и т. п.

В качестве объективных данных берутся: рост, вес, окруж­ность грудной клетки в трех измерениях, емкость легких, мы­шечная сила, частота пульса и дыхания, изменения в потоотде­лении, пищеварении, а также данные о характере тренировки и спортивных результатах.

По мере приобретения опыта число наблюдаемых признаков можно увеличить.

Самоконтроль дает положительные результаты, если спортс­мен ведет его регулярно. Данные берутся в состоянии покоя и непосредственно после физической нагрузки на тренировках или соревнованиях.

Самоконтроль в процессе тренировки нужно проводить в од­ни и те же часы, лучше всего утром. Результаты утреннего са­монаблюдения наиболее показательны в вопросе периода вос­становления сил организма после тех или иных спортивных на­пряжений, соревнований. Дневник самоконтроля (форма его имеется во всех врачебных физкультурных кабинетах, запол­няется три раза в неделю) первое время: накануне трениров­ки, в день тренировки и на следующий день. В дальнейшем ре­комендуется заполнять дневник чаще.

Записи можно вести и в календаре — дневнике или записной книжке.

Ниже дается примерное заполнение дневника самоконтроля до и после тренировки.

В процессе тренировки боксерам надо периодически — каж­дую неделю показывать свой дневник врачу и тренеру, которые сопоставляют свои наблюдения с записями в дневнике и дела­ют выводы о ходе тренировки, записывая их в дневник. Сравни­вая данные первых записей в дневнике с последующими, мож­но проследить как влияет тренировка на боксеров, правильно ли ведутся занятия и т. д.

 

Примерное заполнение дневника самоконтроля

 

 

Показатели Сентябрь
Самочувствие хорошее вялость хорошее хорошее
Степень усталости большая средняя малая малая
Работоспособность пониженная нормальная хорошая хорошая
Сердцебиение, боли в сердце усиленное сердце­биение, медленное восстановление снижение сердце­биения при одной и той же нагрузке обычное сердцебие­ние, но более быстрое успокоение нормальное
Одышка выражена резко средней степени малая малая
Сон (накануне) заснул с трудом, спал 8 часов заснул поздно спал 5 часов спал хорошо 8 часов спал хорошо 7 часов
Вес до тренировки 71,8 71,6
Вес после тренировки 71,4
Пульс до тренировки
Пульс после тренировки
Дыхание до тренировки и после 18-36 18-40 16-30 14-32
Емкость легких 4000-3800 4200-4000 4000-4200 4050-4000
Сила правой кисти 50/46 52/48 50/18 52/45
Сила левой кисти 52/48 50/46 50/46 51/43
Краткое описание тренировки тренировка на раз­витие быстроты по плану (дневники тренировки) тренировки на развитие силы (см. дн.) по плану (см. дн. тренир.)
Спортивные результаты 5 боев 5 побед
Запись врача нагрузку в трени­ровке можно уве­личить нельзя нарушать режима сна    
Запись тренера пройти очередной осмотр врача      

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.