Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ

 

Бокс — весьма сложный как в техническом, так и тактиче­ском отношении вид спорта. Он требует от боксера освоения всех разнообразных приемов нападения и защиты, чтобы не -оказаться беззащитным против противника, если тот нащупает или заранее будет знать слабые места в его технике. В связи с этим особое значение в боксе приобретает правильная, полно­ценная постановка обучения и тренировки. Одних способностей, таланта теперь недостаточно, чтобы прочно завоевать.успех на ринге, нужна упорная и кропотливая работа по овладению ма­стерством бокса, систематическая и вдумчивая тренировка.

Как и в большинстве других видов спорта, в основу обуче­ния кладутся целостный и расчлененный методы.

В практике тренерско-преподавательской работы по боксу применяются целостный и расчлененный методы.

Иногда пользуются и смешанным методом — после общего показа переходят к показу и объяснению отдельных элементов целого.

На первом этапе обучения целесообразнее применять цело­стный метод, так как он требует меньше времени и легко вос­принимается новичками.

У начинающих боксеров, особенно младших юношей, обыч­но преобладают зрительная память и подражание. Большое объ­яснение деталей целого упражнения у них путает восприятие главного момента, который они могут легко скопировать и вы­полнить. Тренеру остается только поправлять детали, чтобы подражание было правильным. Придерживаясь такого метода, тренеру необходимо соблюдать особую точность и правиль­ность в показе, ибо малейшее отклонение ведет к неправильно­му освоению приема обучающимися.

При этом методе весьма практичным сказывается использо­вание в качестве наглядных и живых примеров наиболее ода­ренных и технически грамотных участников занятий. Глядя на технику и тренировку таких товарищей, остальные не только стараются быть такими же, но и легче ухватывают правиль­ность приемов.

Заметно такое использование лучших поднимает и работо­способность начинающих, содействует плотности занятий. Та­ким приемом пользуется большинство известных тренеров.



Их задача при таком методе занятий — уметь вовремя на­править по правильному руслу старания молодежи, учитывая индивидуальные особенности, довести результат хороших и пра­вильных подражаний до прочного навыка.

Метод анализа или расчлененного показа целесообразнее применять в занятиях с квалифицированными боксерами, обла­дающими уже определенными технико-тактическими навыками и умеющими разбираться в вопросах техники и тактики. Таких боксеров больше уже интересуют детали, варианты и специфи­ческие тонкости тех, превратившихся в двигательный навык, приемов, которые первоначально изучались ими по целостному методу.

Здесь общий показ не удовлетворяет запросов и стремлений занимающихся. Требуется анализ приемов, обоснование: почему лучше делать так, а не по другому. Здесь после целостного по­каза тренер раскрывает сущность отдельных элементов приема, объясняет целесообразность и значение применения его в бою, помогает каждому занимающемуся найти «свое» индивидуаль­ное.

Наконец, в занятиях по боксу практикуется и смешанный метод обучения. Он чаще применяется в работе с начинающими, но уже взрослыми боксерами, для которых характерно критиче­ское отношение ко всему изучаемому. Для них приходится сра­зу объяснять отдельные детали показываемого приема, тут же разъяснять и обосновывать почему один удар лучше выполнять одним способом, а другой другим.

Из всех перечисленных основным методом ведения обучения следует считать целостный, а два других вспомогательными, по­могающими убедительнее доводить до сознания боксеров смысл целого приема, движения. Тренер должен творчески применять методы обучения, исходя из целей и задач тех или иных уроков, учитывать состав и подготовленность своих учеников.

Прохождение материала следует, как правило, начинать с показа, затем давать объяснение и после уже переходить к вы­полнению занимающимися приема, исправлению у каждого из них неправильностей.

От тренера особенно требуется, чтобы не пропускать ошибок у занимающихся, не дать возможности им превратиться в на­вык. А привившийся навык, как показывает практика, исправ­лять всегда труднее, чем научить вначале действовать пра­вильно.

Исправление ошибок в процессе обучения и тренировки — необходимый педагогический прием, устраняющий ненужные, неверные и лишние движения учеников.

Цель и задача каждого очередного урока должны увязы­ваться с предыдущим. Дело в том, что одним занятием не ис­черпывается поставленная задача и последующий урок должен включать доработку и шлифовку пройденного, закрепление ма­териала, который был недоработан на предыдущем занятии, по­каз материала, нуждающегося в доработке на следующем уроке.

Формы организации занятий. Чтобы лучше организовать пе­дагогическую работу в секции, успешнее решать вопросы обу­чения и воспитания боксеров, повысить у них интерес к предме­ту, преподаватель должен пользоваться различными формами занятий.

Существуют три формы организации занятий в спортивных секциях: учебно-тренировочные, тренировочные и теоретические занятия.

Учебно-тренировочные занятия. Они удобны тем, что они по­могают тренеру объясняемый материал закреплять тут же прак­тически. С этой формы занятий целесообразно начинать первые месяцы работы секции. Но эта форма может быть применена и в занятиях с мастерами, так как боксер, стремящийся к высо­ким достижениям, должен постоянно повышать свое мастерство, усваивать и закреплять новые технические навыки.

При проведении учебно-тренировочных занятий как и при других формах их, необходимо пользоваться схемой урока, со­стоящей из четырех частей: вводной, подготовительной, основ­ной и заключительной. Продолжительность занятий 90—120 ми­нут.

Вводная часть (5—10 минут) имеет целью организовать группу и ознакомить их с содержанием занятий.

Подготовительная часть (15—20 минут) подготавливает ор­ганизм боксеров к дальнейшей работе в основной части, одно­временно способствует развитию основных физических качеств занимающихся.

Основная часть (40—50 минут) решает главную задачу — овладение техническими и тактическими навыками в боксе, раз­витие физических и морально-волевых качеств боксера.

Заключительная часть (7—10 минут) имеет целью привести организм боксера в относительное состояние покоя после про­деланной напряженной работы.

Вторая форма занятий — тренировочные занятия — пресле­дует цель совершенствования техники и тактики боксеров. Тре­нировочные занятия обычно применяются в случаях, когда ожи­дается какое-либо соревнование, а время на подготовку к ним остается мало (например, полмесяца), когда разучивание новых элементов техники и тактики не может дать желательного ре­зультата. В тренировочных занятиях боксеры дорабатывают и шлифуют те приемы и навыки, которые ранее были усвоены в учебно-тренировочных занятиях, и достигают наилучшей спор­тивной формы, необходимой для успешного выступления.

Теоретические занятия имеют задачей дополнить знания, расширить кругозор боксера в области бокса. Знание теорети­ческих основ предмета помогает занимающимся лучше разо­браться в освоении изучаемого практического материала. Тео­ретические занятия полезнее проводить в виде бесед перед прак­тическим изучением того материала, который намечен на пред­стоящий урок.

Планирование и учет работы секции. Успех всей, и спортив­ной в частности, работы секции бокса зависит от разумного планирования ее и методичного в дальнейшем выполнения пла­на. Работа без плана, отклонение от него не только вызывают болезненные срывы, расхолаживают занимающихся, но часто приводят к полному развалу секции.

В секции, прежде всего, необходим общий план работы, в ко­тором должно найти свое место все содержание работы сек­ции. Общий план работы должен быть целеустремленным, кон­кретным, реальным и перспективным. Он составляется на основании плана работы вышестоящих организаций. В общий план работы секции входит: политико-воспитательная работа; трени­ровочная работа, участие занимающихся в соревнованиях; под­готовка к комплексу ГТО и сдача его норм; мероприятия по врачебному контролю; агитмассовая работа; подготовка обще­ственных кадров инструкторов и судей по боксу; организацион­но-хозяйственная работа.

В понимание о советском спортсмене неразрывно входят его | патриотичность, высокие коммунистические принципы, здоровая коммунистическая мораль, любовь и уважение к коллективу, любовь к труду и умение работать. Поэтому вопросам полити­ко-воспитательной работы с занимающимися в секции должно быть уделено самое серьезное внимание. Сам руководитель сек­ции, тренер, должен быть образцом в поведении как на заняти­ях, так и в быту.

Спортивные мероприятия и участие членов секции в сорев­нованиях планируются на основе календарного плана выше­стоящих организаций. Надо строить работу секции так, чтобы занимающиеся считали для себя обязательно участие за свою организацию в спортивных мероприятиях вышестоящих органи­заций. Это делает занятия целеустремленными, вносит в них большую серьезность и ответственность. После проведения внутренних соревнований и отбора сильнейших создается сбор­ная команда коллектива. Эта команда, руководствуясь кален­дарем своего спортивного общества принимает участие во всех соревнованиях своего общества, районных, областных, город­ских, республиканских и т. д. Опыт работы в секциях подсказы­вает, что достаточно подготовленный боксер может участвовать не менее чем в 20—25 боях в год, т. е. иметь 2 боя в месяц.

Реализация общего плана работы секции обеспечивается плановым проведением самого учебно-тренировочного про­цесса.

К формам планирования учебно-тренировочных занятий от­носятся: учебный план; программа занятий; учебный график выполнения разделов работы; календарный план спортивно-массовых мероприятий; рабочий план каждого занятия; план — конспект занятий.

Программа занятий помогает последовательно изучать ма­териал. В нее входит перечень упражнений, которые будут да­вать на занятиях для общей и специальной подготовки боксера, определяется содержание обучения и тренировки. Она состав­ляется на различные сроки — от месяца и больше. Программу надо составлять на каждую группу с конкретной установкой на достижение спортивных показателей. Например, после прохож­дения своей программы новички должны получить III-й спор­тивный разряд.

Программа составляется на основании Государственной программы, утвержденной Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.

Учебный план составляется на один год. В этом плане долж­ны быть указаны теоретические и практические темы, количе­ство часов на каждую тему и другая работа по учебно-трениро­вочным периодам.

Для установления определенной системы и последовательно­сти в прохождении учебного плана составляется учебный гра­фик. При составлении учебного графика изучаемый материал располагается в такой методической последовательности, кото­рая предусматривает плановую подготовку занимающихся по комплексу ГТО и календарные сроки сдачи ими норм комп­лекса.

Изучение теоретического материала (основы техники, так тики и тренировки правила соревнования и пр.) проходится в соответствующие периоды обучения и тренировки на практиче­ских занятиях.

Календарный план спортивно-массовых мероприятий отра­жает все спортивные мероприятия, в которых должны участво­вать члены секции и которые достигнутыми в них результатами подводят итоги спортивной работы секции.

Календарный план составляется на год. Количество и разно­образие мероприятий определяется составом и степенью подго­товленности групп занимающихся. Так календарный план для новичков не включает в себя мероприятий Всесоюзного спортив­ного календаря, что предусматривается в плане для мастеров-и перворазрядников, как и мероприятия республиканского и об­ластного значения.

Опыт работы показывает, что чем больше занимающиеся участвуют в различных соревнованиях, тем больше повышается их интерес к дальнейшим занятиям.

На основании программы прохождения учебного материала преподавателем составляется рабочий план, в котором он по дням занятий разбивает последовательно весь раздел обучения боксу. Рабочий план целесообразно составлять на каждый квар­тал с подведением итогов работы в конце каждого месяца.

Такой рабочий план удобен тем, что преподаватель с перво­го дня занятий нацеливает занимающихся на конечную цель раздела обучения. При подведении итогов работы за каждый месяц рационально проводить соревнования между членами секции на пройденный материал, причем занимающихся необ­ходимо ставить об этом в известность с первого же дня заня­тий. Это мероприятие дает положительные результаты, боксе­ры секции стараются своевременно осваивать как можно лучше проходимый материал, чтобы в зачетных соревнованиях пока­зать себя с лучшей стороны.

Рабочий план, в силу своей конкретности, составляется для каждой группы в зависимости от физического состояния и под­готовленности боксеров.

Готовясь к каждому уроку, тренер исходит из текущих за­дач обучения, определяя задачу и содержание следующего уро­ка. В каждое занятие последовательно вводится новый матери­ал, а пройденный повторяется. Свою подготовку к занятию тре­нер выражает в форме плана-конспекта урока, куда кратко вно­сит содержание занятия, изложенное в методической последова­тельности, т. е. по часам урока. В этом конспекте указывается также дозировка упражнений и организационно-методические замечания. План-конспект помогает преподавателю вести заня­тия продуктивно, целенаправленно и более организованно. В секции бокса, как и во всякой другой спортивной секций, дол­жен вестись постоянный учет всей работы.

С первого дня работы преподавателю необходимо получить анкетные данные о своих занимающихся. Он должен знать воз­раст, трудовое занятие или учебу (обязательно успеваемость), партийность и т. д., иметь на руках данные первичного врачеб­ного осмотра, показывающие состояние здоровья занимающих­ся и определяющие их физическое развитие. Этот так называе­мый предварительный учет необходим преподавателю для близ­кого ознакомления со своими учениками. Кроме предваритель­ного учета ведется постоянный текущий учет на протяжении всего года работы секции. Данные это-го учета заносятся в жур­нал посещаемости занятий боксерами.

Тренер, учитывая данные периодических врачебных осмот­ров, показывающих результаты воздействия занятий на секцио­неров, может индивидуально для каждого боксера видоизме­нять подбор упражнений и нагрузку. Совместно с членами бюро секции тренер учитывает также ход подготовки и сдачу нормативов ГТО, результаты соревнований и всю повседневную спор­тивную и общественную работу секции. В конце спортивного года подводятся общие итоги работы секции — составляется итоговый учет.

Одним из основных документов учета работы является жур­нал учета учебной работы секции, который ведется тренером весь год. В этом журнале записывается содержание (учебный материал) уроков, отмечается посещаемость занятий боксера­ми. Журнал учета позволяет тренеру контролировать свою ра­боту и успешнее осуществлять задачи обучения.

Учет за состоянием здоровья занимающихся в течение всего года ведется врачом спортивной организации, в которую входит секция бокса. Результаты первичного и текущих врачебных осмотров заносятся в специальные карточки обследования.

Большое значение в работе секции имеет учет результатов соревнований. Это помогает тренеру и бюро секции коллектива правильно оценить постановку и ведение занятий, своевремен­но выправлять недостатки и ошибки в общей работе и по отно­шению к каждому занимающемуся отдельно.

Учет личных результатов ведется в форме боевых списков боксеров, а результаты командных соревнований записываются в отдельном журнале.

В боевой список боксера заносятся отдельные встречи и ис­ход боя, а в журнале учета командных соревнований записы­ваются все соревнования, в которых участвовала команда сек­ции и ее результаты.

Для себя преподаватель может заносить в этот журнал и от­дельные интересующие его встречи.

В конце года обычно подводятся общие итоги участия сек­ции бокса в соревнованиях — сколько было встреч и исход их, сколько каждый боксер участвовал в соревнованиях в году и сколько всего получил побед и поражений.

Кроме всего этого некоторые преподаватели имеют личный дневник, куда заносится все, что связано с работой секции.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.