|
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ЮНЫМИ БОКСЕРАМИ
Воспитательная работа с боксерами-юношами начинается еще до занятий их боксом. Прежде всего, тренер должен познакомиться с учениками, определить их умственное развитие, нравственные черты, эстетические вкусы, выявить мотивы, которые побудили их заняться боксом (чем им нравится бокс, что они видят в нем красивого). Эти сведения он может почерпнуть из заявлений, написанных желающими поступить в секцию (в случае положительных результатов медицинского осмотра).
Тренер обязан ознакомиться с успеваемостью и производственными успехами будущих учеников, их поведением в семье, в школе, в училище, на работе, на улице. Затем он организует собрание родителей, на которое приглашаются учителя школ, училищ, техникумов, где ребята учатся, и представители предприятий, где они работают.
На собрании тренер рассказывает о сущности бокса, его истории, старается заинтересовать присутствующих этим видом спорта. Как правило, родители и преподаватели бывают очень удивлены, когда узнают, что боксом занимались известный математик древности Пифагор, писатели Д. Байрон, А. Пушкин, М. Метерлинк, Д. Лондон и наши современники Э. Хемингуэй, Д. Олдридж, А. Дейнека, В. Соловьев-Седой, П. Робсон, что о нем положительно высказывались Платон, Аристотель, Сократ, Д. Дидро, Г. Бабеф, А. Куприн, А. Луначарский, В. Маяковский.
Тренер говорит также о требованиях, которые предъявляются к юношам в отношении посещаемости занятий, дисциплины, внешнего вида, гигиены. Здесь же нужно договориться с родителями, чтобы они контролировали успеваемость своих детей, следили за тем, чтобы дети делали по утрам гимнастику, обтирание холодной водой, упражнения на осанку, производили различную хозяйственную работу по дому (например, сами кололи дрова, выполняли другие поручения, связанные с физическим трудом), а родители только помогали им советом. На собрании спортивный врач рассказывает о положительном влиянии бокса на организм подростков, о гигиене боксера, его режиме.
После этого тренер просит родителей рассказать о своих детях, их положительных и отрицательных качествах, высказать пожелания. На все вопросы присутствующих он отвечает вместе с врачом.
На собрании должна быть достигнута полная договоренность между родителями и всеми лицами, которые работают с детьми, о воспитательной работе с юными боксерами. Эта работа получит наилучший эффект в том случае, если школа, завод, колхоз, с одной стороны, родители — с другой, и тренер — с третьей, будут предъявлять к юным боксерам одни и те же требования. В заключение тренер просит всех сомневающихся в пользе бокса посетить тренировочные занятия.
Все сказанное на собрании должно быть тщательно запротоколировано.
После изучения заявлений, характеристик, материалов собрания у тренера создается определенное мнение о своих будущих учениках. Следует, однако, отметить, что характеристики, данные, например, родителями, бывают иногда далеки от истины. Родителям кажется, что их ребенок смелый, а оказывается наоборот. Поэтому тренер не должен торопиться с окончательными выводами о том или ином подростке.
Приступая непосредственно к работе с новичками, тренер проводит собрание, где также рассказывает об истории бокса, режиме дня, значении физкультурной зарядки, личной гигиены, говорит о спортивной дисциплине, назначает дни проверки дневников.
Тренер определяет единую спортивную форму для занятий. Лучшая форма, с точки зрения гигиены,— белая майка, черные трусы, белые носки, плавки, бандаж, боксерские ботинки, кеды. В этом случае всегда легко определить, выстирал ли юноша свою форму.
Не рекомендуется на первом занятии назначать старосту и проводить выборы бюро секции, так как тренер еще недостаточно хорошо знает подростков, а они не знают друг друга (если только секция организована не при учебном заведении и тренер не является работником этого учреждения). По разным причинам в секции возможен отсев. Назначать старосту, а также выбирать бюро секции и капитана целесообразно примерно через месяц после начала занятий.
В процессе занятий боксом тренер обязан воспитывать учеников в соответствии с моральным кодексом строителя коммунизма.
В коллективе должна проводиться регулярная политинформация с обязательными комментариями тренера. Делая сообщения о результатах тех или иных международных соревнований, тренер подчеркивает достижения спортсменов стран социалистического лагеря, рассказывает о положении спортсменов в капиталистических странах. В секции можно прочитать лекцию о любительском и профессиональном боксе, в которой показать вред профессионального бокса, привести случаи, когда талантливые боксеры капиталистического мира были выброшены на улицу без средств к существованию и умерли в нищете. Рекомендуется организовать коллективное чтение и обсуждение художественных произведений, посвященных судьбе боксеров-профессионалов (например, «Кусок мяса» Джека Лондона).
Необходимо постоянно знакомить юных боксеров с культурными ценностями и природными богатствами нашей Родины, используя для этого время коллективных посещений музеев, картинных галерей, выставок, туристских походов и спортивных поездок.
Ведя воспитательную работу с юными боксерами, нужно отмечать тех, кто не только добился успехов в спорте, но и является отличником учебы, хорошим производственником. Их фотографии следует помещать на Доске почета.
Тренер обязан регулярно проверять дневники своих учеников, следить за тем, как они учатся и работают. Очень полезны были бы встреча с известным спортсменом — передовиком производства, беседа с членами бригады коммунистического труда какого-либо завода и т. д. Хорошо, когда у коллектива юных боксеров есть шефы (завод, фабрика, колхоз, совхоз, воинская часть).
Секция бокса должна принимать участие во всех общественных мероприятиях (субботники, сбор металлолома, посадка деревьев и др.). Обязательно в коллективе боксеров-юношей самообслуживание. Необходимо приучать ребят после каждой тренировки убирать зал, мыть полы, протирать окна. Тренер должен добиться, чтобы ребята делали уборку с охотой.
В процессе занятий ученики должны непременно проделывать утреннюю гимнастику и обтирание холодной водой, выполнять порученное задание, строго соблюдать режим дня. Преподаватель обязан, используя все педагогические методы, бороться с ленью.
Надо приучать юных боксеров бережно относиться к спортивному инвентарю. Хорошо, если какая-нибудь часть инвентаря сделана руками самих ребят, например помост для ринга. Нужно приучить ребят стирать свою спортивную форму после каждой тренировки. Практика показывает, что при соответствующей воспитательной работе подростки сами стирают свою форму и не позволяют делать это родителям, когда те желают им помочь.
В группе должны быть выделены ответственные за политинформацию, проверку внешнего вида, дневников, выпуск стенгазеты, за организацию поздравлений с торжественными датами и помощи в случае болезни, за культурно-массовую работу.
Юные боксеры должны твердо понять, что их общественный долг — забота о своем здоровье и физическом развитии, высокопроизводительный труд и отличная учеба. Им надо прививать нетерпимость к нарушению общественных интересов, к отклонениям от норм социалистического общежития, от режима дня и т. д.
Здесь гигиенические требования переплетаются с моральными. Необходимо провести цикл лекций врача о режиме дня, вреде курения и алкоголя. Следует организовать контроль со стороны самих ребят за соблюдением режима дня членами секции.
В боксе ответственную роль в воспитании юных спортсменов играет коллектив. Особенность боксерских боев заключается в том, что борьба все время проходит в единоборстве двух человек. Спортсмен в основном- думает о себе, что поневоле может развить индивидуалистические черты характера. Для борьбы с этим необходимо постоянно воспитывать у юноши чувство коллективизма и товарищества. Такая воспитательная работа проходит успешнее в целеустремленном, дружном, сплоченном общими интересами спортивном коллективе.
С создания коллектива тренер и должен начинать воспитательную работу. Он обязан приучить учеников думать не только о себе, но и о товарищах. Каждый спортсмен должен чувствовать себя частицей коллектива и уметь подчинять личные интересы общественным.
В секции должна быть организована взаимопомощь в учебе, боксе и т. д. Бюро секции, капитан команды и староста контролируют выполнение указаний тренера, помогают ему. Только опираясь на актив, тренер может полностью решить все воспитательные задачи.
Надо постоянно добиваться, чтобы юные боксеры относились друг к другу на ринге, как товарищи, чтобы у них не появлялось желания нанести сильный удар партнеру по тренировке. Если кто-нибудь из ребят нанесет другому сильный удар, то такой бой должен быть немедленно прекращен, а сам поступок обсужден на общем собрании секции. Иногда в подобном случае тренер может ограничиться замечанием, предупреждением, личной беседой. На соревнованиях типа «открытый ринг» рекомендуется, чтобы в качестве секундантов выступали сами юные спортсмены, а не их тренер.
Важная педагогическая задача, которую приходится решать тренеру,— воспитание гуманного боксера. Когда боксер сознательно щадит более слабого противника, это одно из проявлений благородства спортсмена. Подобного поведения со стороны учеников тренер добивается методами убеждения и ссылками на положительные примеры (например, известного советского боксера А. Шоцикаса, всегда вызывавшего восхищение зрителей гуманным отношением к сопернику).
В процессе занятий боксом у юных боксеров необходимо постоянно воспитывать гражданскую и спортивную честность. Иногда после занятий тренер в присутствии ребят пересчитывает боксерские перчатки, скакалки и т. п. Это унижает подростков. Необходимо доверять ребятам, проверку проводить исподволь. Тренер обязан строго наказать боксера, скрывшего от него и ответственного по группе свою неуспеваемость в школе или нехороший поступок. Если юный спортсмен сделает попытку добиться победы на состязаниях нечестным путем, тренер обязан немедленно созвать общее собрание секции и обсудить его поведение. В данном случае бюро секции вместе с тренером может исключить провинившегося из секции на определенный срок.
Тренер должен приучать ребят относиться с уважением друг к другу, не обижать товарищей, сестер, братьев, быть вежливыми и скромными. Надо выкорчевывать зазнайство, самодовольство, правильно используя товарищескую критику. Здесь можно использовать как убеждение, так и наказание, вплоть до исключения из секции.
Среди боксеров еще бытуют представления о «счастливых» майках, трусах, боксерских ботинках. Некоторые боксеры убеждены, что если по жребию им надо выходить в синий угол ринга, то они проиграют, а если в красный, то выиграют, что в период соревнований нельзя бриться, иначе проиграешь, и т. д. С подобными предрассудками надо решительно бороться. Суеверия и предрассудки должны высмеиваться на собраниях, в стенной газете, в личной беседе. Юным боксерам нужно разъяснить, что источником предрассудков и суеверий служат религия, страх, трусость.
Для воспитания у юношей чувства патриотизма тренер может организовать лекцию о подвигах советских боксеров в Великой Отечественной войне, пригласив на нее известного боксера, участника войны, который расскажет, как занятия боксом помогли ему в трудных военных условиях. Необходимо порекомендовать ребятам книги, посвященные героическим подвигам советских боксеров в Великой Отечественной войне, а затем устроить диспут по этим книгам. Большое воспитательное значение будет иметь рассказ о благородных поступках советских боксеров на международных соревнованиях.
Тренеру по боксу следует вести постоянную борьбу с буржуазной идеологией. Полезно пригласить в секцию какого-либо известного спортсмена, который может рассказать о нищете и бесправном положении трудящихся в капиталистических странах, где он побывал на тех или иных соревнованиях. Коллективные чтения, обсуждения книг — эффективные средства борьбы с буржуазной идеологией. Хорошо зная духовный мир своих учеников, их мысли, мечты, надежды, чаяния, тренер существенным образом может способствовать формированию коммунистического мировоззрения у юных боксеров.
Бокс при умелом педагогическом руководстве позволяет воспитать смелость, мужество, решительность, настойчивость, волю к победе. Именно этих качеств требует поединок на ринге. Ведь чтобы добиться победы, надо упорно и настойчиво тренироваться, соблюдать строгий режим, выдерживать большие нагрузки во время занятий, соблюдать умеренность в приеме пищи, воды.
Чтобы избежать отсева среди новичков, тренеру необходимо обучать юношей искусному, высокотехничному боксу, полностью исключая из боя грубость и силовой напор. Формирование у обучаемых волевых качеств зависит от целенаправленного руководства и контроля со стороны тренера. Для воспитания силы воли нужно в первую очередь требовать, чтобы все юные боксеры каждое утро, в любую погоду, совершали прогулки, проделывали гимнастику и обтирание холодной водой. Это закалит их волю и тело.
Используя связь с родителями, школой, тренер добивается регулярного посещения подростками тренировочных занятий и строгого соблюдения режима дня. Для воспитания настойчивости целесообразно заставлять юношей приходить на тренировку на следующий день после соревнований типа «открытый ринг», особенно если они потерпели поражение.
Если юный боксер плохо овладевает каким-либо элементом техники, надо потребовать, чтобы он при помощи тренера или самостоятельно добился правильного выполнения задания.
Практика показывает, что юные боксеры не любят менять партнеров на тренировках, так как еще не имеют достаточной уверенности и смелости. Поэтому во время тренировок необходимо как можно чаще производить смену партнеров. Чтобы вселить в подростков уверенность в успешном выступлении на предстоящих соревнованиях, надо устраивать несколько тренировочных занятий с более слабыми партнерами. Для воспитания у юного боксера смелости и решительности полезно дать ему задание боксировать в вольном бою с заведомо более сильным партнером, предварительно предупредив последнего, чтобы он боксировал не в полную силу.
Тренер должен осторожно обращаться с недостаточно стойкими подростками, ни в коем случае не смеяться над ними; в противном случае они потеряют желание заниматься.
Бокс требует от спортсмена сообразительности, находчивости, творческой инициативы, активности. Чтобы боксер был сообразителен, находчив, творчески инициативен, прежде всего необходимо, чтобы он был интеллектуально развит.
Умственное воспитание боксера надо осуществлять с самого начала занятий боксом. Тренеру следует применять на уроках опрос после объяснения техники, тактики. Необходимо, чтобы боксеры, отвечая на вопросы, были логичными и придерживались правильной терминологии. Хорошим средством умственного воспитания юношей будет письменный и устный анализ соревнований, в которых они участвовали, а также состязаний лучших боксеров страны. Анализу должны быть подвергнуты техника, культура поведения, манера держаться, моральная и волевая подготовленность спортсменов. Следует дать оценку организации соревнований, судейству, медицинскому обслуживанию, а также средствам агитации и
пропаганды.
* * *
Практика показывает, что эстетическое воспитание боксеров необходимо начинать с первых же занятий, так как первые впечатления обычно сильно влияют на духовный мир юного боксера.
Исключительное влияние на духовный облик спортсмена оказывает обстановка, в которой проходят тренировочные занятия. Чистый, хорошо оборудованный зал с красиво оформленными стендами побуждает быть аккуратными, подтянутыми. Боксерские залы надо оснащать таким оборудованием, которое бы не только соответствовало спортивным требованиям, но и отвечало эстетическим запросам боксеров, возбуждало у них желание тренироваться. То же относится и к инвентарю.
Тренер обязан добиваться безукоризненного внешнего вида самих спортсменов: чистая, опрятнай спортивная форма дисциплинирует учеников.
Эстетическому воспитанию содействуют коллективные посещения театров, музеев, художественная самодеятельность. Полезно провести беседу «Бокс в произведениях изобразительного искусства», которую совместить с посещением художественной выставки, музея изобразительных искусств.
Тренер должен стремиться активно воздействовать на чувство прекрасного у боксеров. Если он сумеет вызвать у своих учеников удовлетворение красиво выполненным ими приемом, упражнением, благородством по отношению к противнику, это положительно повлияет на их эстетическое воспитание. Когда уроки бокса связываются с установкой на действия по «законам красоты», интерес спортсменов к занятиям значительно повышается.
Необходимо психологически готовить спортсменов к ведению красивого, высокотехничного боя, внушать им отвращение к грубому, силовому боксу. Следует рассказать юным боксерам о лучших спортсменах страны, показать документальные кинофильмы с их участием, особо подчеркнуть, что высокая техника в боксе — основа спортивного долголетия и высоких достижений. Практика показывает, что подобное психологическое воздействие на юных боксеров при проведении соревнований дает хорошие результаты.
При оценке спортивных успехов боксеров целесообразно руководствоваться не только техническими и тактическими, но и эстетическими требованиями. Для этого можно проводить на контрольных уроках вольные бои с присуждением условной победы за красоту движений, манеру держаться, хорошее творческое воображение, чаще практиковать на соревнованиях награждение призами за красивое, техничное ведение боя, за благородные поступки. Все это будет способствовать повышению культуры боксеров, развитию их эстетических вкусов.
Хорошее средство, помогающее раскрыть красоту бокса,— коллективное посещение боксерами соревнований, тренировок, просмотр учебных кинофильмов с участием лучших мастеров ринга, где тренер эстетически оценивает действия и поступки спортсменов. Эстетическое чувство, умело направляемое тренером, становится действенным, воспитывает у боксеров желание подражать лучшим спортсменам, побуждает к серьезным занятиям боксом. Тренер должен внушать боксерам, что красивая техника — один из критериев оценки мастерства спортсмена, а благородное поведение свидетельствует о чертах человека социалистического общества.
Боксерам рекомендуется давать задания написать свои впечатления о бое того спортсмена, который им понравился (или не понравился), с соответствующей эстетической характеристикой, а также описать свои бои, свои переживания, эстетически оценить свои действия и поступки. Это приучит спортсменов глубоко вникать в сущность бокса, разовьет их мыслительные и творческие способности.
Для оценки эстетического развития юных боксеров можно через определенные промежутки времени проводить испытания, заключающиеся в проставлении учениками оценок по пятибалльной системе в анкете, содержащей эстетическую характеристику поединка боксеров. Оценки можно ставить на просмотрах одного и того же кинофильма, посвященного крупным международным соревнованиям (олимпийские игры, чемпионат Европы и т. д.). Годичный перерыв между такими испытаниями показывает, насколько повысилось понимание боксерами-юношами красоты боя.
Хорошо провести диспут о красоте бокса. Для этого необходимо познакомить юных боксеров с наиболее популярными книгами, театральными постановками, высказываниями общественных и государственных деятелей о боксе. Спортсменам следует дать возможность, не стесняясь, высказать свои взгляды. И только подводя итоги диспута, тренер отмечает, что было верно и что не верно в высказываниях учеников. В результате у спортсменов вырабатываются правильные понятия о боксе и его роли в жизни нашего общества.
Тренер должен постоянно останавливать внимание учеников на красоте окружающего их мира. Занятия на местности всегда вызывают у занимающихся положительные эмоции. Восприятие красоты природы во много раз сильнее в том случае, если спортсмены участвует в ее преобразовании. На спортивных сборах можно организовать многодневные походы, посадку деревьев и т. п.
Одной из традиционных форм эстетического воспитания в боксе служат парады боксеров перед соревнованиями, ритуал представления команд. Они оставляют у боксеров и зрителей яркое впечатление и поэтому должны быть организованы безупречно.
По мере спортивного роста боксеров расширяются и границы их эстетического воспитания. Постепенно спортсмены изменяют свое отношение к боксу. Если в начале занятий на вопрос тренера, почему они хотят заниматься боксом, новички могут ответить только, что бокс им нравится, думая про себя, что занятия боксом научат их драться, то впоследствии они без труда раскрывают красоту этого вида спорта.
Эстетическое воспитание боксеров отразится на их труде и общественно полезной деятельности, культуре речи, поведении в быту, манере держаться, способности творчески мыслить, поступках, на проявлении ими волевых качеств, на выполнении упражнений, действий, приемов, на физическом развитии и внешнем виде.
* * *
Примерно через год тренер проводит отчетное собрание, на которое приглашаются родители, учителя, представители учреждений и организаций, где работают и учатся юные боксеры. На собрании он рассказывает о проделанной за год работе, говорит об изменениях, происшедших в характере подростков, а спортивный врач дает характеристику функциональных и морфологических сдвигов в организме юных боксеров.
На собрании надо отметить ребят, которые совмещали спортивные успехи с отличной учебой. После этого нужно провести товарищескую встречу с командой другого спортивного коллектива и концерт художественной самодеятельности.
На втором году обучения прием в секцию производят уже старшие ребята. Они самостоятельно в присутствии тренера решают вопрос о возможности приема того или иного подростка в секцию. В работе с коллективом тренер должен стараться создать определенные традиции, соблюдение которых становится делом чести каждого члена коллектива, потому что «ничто так не скрепляет коллектив, как традиция» (А. Макаренко).
Формирование нравственных, умственных и эстетических сторон спортивной молодежи в духе коммунистической морали непосредственно зависит от тренера, а также целенаправленного влияния спортивного коллектива, в котором формируется характер спортсмена. Тренер должен обладать теми высокими качествами, которые свойственны передовым советским педагогам. Тренер обязан осуществлять основные принципы коммунистического воспитания. Он должен помнить, что воспитывает не только спортсменов, но и будущих строителей коммунизма. Тренер служит примером для учеников, и от того, как он себя ведет, во многом зависит и поведение ученика.
Тренер должен горячо любить свою профессию и быть большим специалистом в области преподавания бокса. Он обязан обладать высокой культурой и все время повышать свой педагогический уровень.
Тренер должен быть аккуратным и точным, не опаздывать на занятия, строго следить за выполнением своих требований, сочетая высокую требовательность с глубоким уважением и заботливым отношением к ученикам.
Важное значение для воспитания боксера имеет технически безупречный, правильный показ тренером приемов, упражнений, а также их яркое и образное объяснение, которое побуждает его учеников совершенствовать спортивное мастерство.
Глубокое знание и умелое использование бокса как средства всестороннего воспитания занимающихся позволит тренерам не только повышать уровень спортивных достижений учеников, но и существенно влиять на формирование у них коммунистической нравственности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|