Сделай Сам Свою Работу на 5

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ЮНЫМИ БОКСЕРАМИ





 

Воспитательная работа с боксерами-юношами начи­нается еще до занятий их боксом. Прежде всего, тренер должен познакомиться с учениками, определить их ум­ственное развитие, нравственные черты, эстетические вкусы, выявить мотивы, которые побудили их заняться боксом (чем им нравится бокс, что они видят в нем кра­сивого). Эти сведения он может почерпнуть из заявлений, написанных желающими поступить в секцию (в случае положительных результатов медицинского осмотра).

Тренер обязан ознакомиться с успеваемостью и про­изводственными успехами будущих учеников, их поведе­нием в семье, в школе, в училище, на работе, на улице. Затем он организует собрание родителей, на которое приглашаются учителя школ, училищ, техникумов, где ребята учатся, и представители предприятий, где они работают.

На собрании тренер рассказывает о сущности бокса, его истории, старается заинтересовать присутствующих этим видом спорта. Как правило, родители и препода­ватели бывают очень удивлены, когда узнают, что бок­сом занимались известный математик древности Пифа­гор, писатели Д. Байрон, А. Пушкин, М. Метерлинк, Д. Лондон и наши современники Э. Хемингуэй, Д. Олдридж, А. Дейнека, В. Соловьев-Седой, П. Робсон, что о нем положительно высказывались Платон, Аристотель, Сократ, Д. Дидро, Г. Бабеф, А. Куприн, А. Луначар­ский, В. Маяковский.



Тренер говорит также о требованиях, которые предъ­являются к юношам в отношении посещаемости занятий, дисциплины, внешнего вида, гигиены. Здесь же нужно договориться с родителями, чтобы они контролировали успеваемость своих детей, следили за тем, чтобы дети делали по утрам гимнастику, обтирание холодной водой, упражнения на осанку, производили различную хозяйст­венную работу по дому (например, сами кололи дрова, выполняли другие поручения, связанные с физическим трудом), а родители только помогали им советом. На собрании спортивный врач рассказывает о положитель­ном влиянии бокса на организм подростков, о гигиене боксера, его режиме.

После этого тренер просит родителей рассказать о своих детях, их положительных и отрицательных каче­ствах, высказать пожелания. На все вопросы присутст­вующих он отвечает вместе с врачом.



На собрании должна быть достигнута полная дого­воренность между родителями и всеми лицами, которые работают с детьми, о воспитательной работе с юными боксерами. Эта работа получит наилучший эффект в том случае, если школа, завод, колхоз, с одной стороны, ро­дители — с другой, и тренер — с третьей, будут предъяв­лять к юным боксерам одни и те же требования. В за­ключение тренер просит всех сомневающихся в пользе бокса посетить тренировочные занятия.

Все сказанное на собрании должно быть тщательно запротоколировано.

После изучения заявлений, характеристик, материа­лов собрания у тренера создается определенное мнение о своих будущих учениках. Следует, однако, отметить, что характеристики, данные, например, родителями, бы­вают иногда далеки от истины. Родителям кажется, что их ребенок смелый, а оказывается наоборот. Поэтому тренер не должен торопиться с окончательными выво­дами о том или ином подростке.

Приступая непосредственно к работе с новичками, тренер проводит собрание, где также рассказывает об истории бокса, режиме дня, значении физкультурной за­рядки, личной гигиены, говорит о спортивной дисцип­лине, назначает дни проверки дневников.

Тренер определяет единую спортивную форму для занятий. Лучшая форма, с точки зрения гигиены,— белая майка, черные трусы, белые носки, плавки, бандаж, бок­серские ботинки, кеды. В этом случае всегда легко опре­делить, выстирал ли юноша свою форму.

Не рекомендуется на первом занятии назначать старосту и проводить выборы бюро секции, так как тренер еще недостаточно хорошо знает подростков, а они не знают друг друга (если только секция организована не при учебном заведении и тренер не является работником этого учреждения). По разным причинам в секции воз­можен отсев. Назначать старосту, а также выбирать бюро секции и капитана целесообразно примерно через месяц после начала занятий.



В процессе занятий боксом тренер обязан воспиты­вать учеников в соответствии с моральным кодексом строителя коммунизма.

В коллективе должна проводиться регулярная полит­информация с обязательными комментариями тренера. Делая сообщения о результатах тех или иных междуна­родных соревнований, тренер подчеркивает достижения спортсменов стран социалистического лагеря, рассказы­вает о положении спортсменов в капиталистических странах. В секции можно прочитать лекцию о любитель­ском и профессиональном боксе, в которой показать вред профессионального бокса, привести случаи, когда талантливые боксеры капиталистического мира были вы­брошены на улицу без средств к существованию и умерли в нищете. Рекомендуется организовать коллектив­ное чтение и обсуждение художественных произведений, посвященных судьбе боксеров-профессионалов (напри­мер, «Кусок мяса» Джека Лондона).

Необходимо постоянно знакомить юных боксеров с культурными ценностями и природными богатствами нашей Родины, используя для этого время коллективных посещений музеев, картинных галерей, выставок, турист­ских походов и спортивных поездок.

Ведя воспитательную работу с юными боксерами, нужно отмечать тех, кто не только добился успехов в спорте, но и является отличником учебы, хорошим производственником. Их фотографии следует помещать на Доске почета.

Тренер обязан регулярно проверять дневники своих учеников, следить за тем, как они учатся и работают. Очень полезны были бы встреча с известным спортсме­ном — передовиком производства, беседа с членами бригады коммунистического труда какого-либо завода и т. д. Хорошо, когда у коллектива юных боксеров есть шефы (завод, фабрика, колхоз, совхоз, воинская часть).

Секция бокса должна принимать участие во всех общест­венных мероприятиях (субботники, сбор металлолома, посадка деревьев и др.). Обязательно в коллективе бок­серов-юношей самообслуживание. Необходимо приучать ребят после каждой тренировки убирать зал, мыть полы, протирать окна. Тренер должен добиться, чтобы ребята делали уборку с охотой.

В процессе занятий ученики должны непременно про­делывать утреннюю гимнастику и обтирание холодной водой, выполнять порученное задание, строго соблюдать режим дня. Преподаватель обязан, используя все педа­гогические методы, бороться с ленью.

Надо приучать юных боксеров бережно относиться к спортивному инвентарю. Хорошо, если какая-нибудь часть инвентаря сделана руками самих ребят, например помост для ринга. Нужно приучить ребят стирать свою спортивную форму после каждой тренировки. Практика показывает, что при соответствующей воспитательной работе подростки сами стирают свою форму и не позво­ляют делать это родителям, когда те желают им помочь.

В группе должны быть выделены ответственные за политинформацию, проверку внешнего вида, дневников, выпуск стенгазеты, за организацию поздравлений с тор­жественными датами и помощи в случае болезни, за культурно-массовую работу.

Юные боксеры должны твердо понять, что их обще­ственный долг — забота о своем здоровье и физическом развитии, высокопроизводительный труд и отличная уче­ба. Им надо прививать нетерпимость к нарушению обще­ственных интересов, к отклонениям от норм социалисти­ческого общежития, от режима дня и т. д.

Здесь гигиенические требования переплетаются с мо­ральными. Необходимо провести цикл лекций врача о режиме дня, вреде курения и алкоголя. Следует органи­зовать контроль со стороны самих ребят за соблюдением режима дня членами секции.

В боксе ответственную роль в воспитании юных спор­тсменов играет коллектив. Особенность боксерских боев заключается в том, что борьба все время проходит в единоборстве двух человек. Спортсмен в основном- ду­мает о себе, что поневоле может развить индивидуали­стические черты характера. Для борьбы с этим необходимо постоянно воспитывать у юноши чувство коллекти­визма и товарищества. Такая воспитательная работа проходит успешнее в целеустремленном, дружном, спло­ченном общими интересами спортивном коллективе.

С создания коллектива тренер и должен начинать воспитательную работу. Он обязан приучить учеников думать не только о себе, но и о товарищах. Каждый спортсмен должен чувствовать себя частицей коллек­тива и уметь подчинять личные интересы общественным.

В секции должна быть организована взаимопомощь в учебе, боксе и т. д. Бюро секции, капитан команды и староста контролируют выполнение указаний тренера, помогают ему. Только опираясь на актив, тренер может полностью решить все воспитательные задачи.

Надо постоянно добиваться, чтобы юные боксеры от­носились друг к другу на ринге, как товарищи, чтобы у них не появлялось желания нанести сильный удар парт­неру по тренировке. Если кто-нибудь из ребят нанесет другому сильный удар, то такой бой должен быть не­медленно прекращен, а сам поступок обсужден на общем собрании секции. Иногда в подобном случае тренер мо­жет ограничиться замечанием, предупреждением, личной беседой. На соревнованиях типа «открытый ринг» реко­мендуется, чтобы в качестве секундантов выступали сами юные спортсмены, а не их тренер.

Важная педагогическая задача, которую приходится решать тренеру,— воспитание гуманного боксера. Когда боксер сознательно щадит более слабого противника, это одно из проявлений благородства спортсмена. Подоб­ного поведения со стороны учеников тренер добивается методами убеждения и ссылками на положительные примеры (например, известного советского боксера А. Шоцикаса, всегда вызывавшего восхищение зрителей гуманным отношением к сопернику).

В процессе занятий боксом у юных боксеров необхо­димо постоянно воспитывать гражданскую и спортивную честность. Иногда после занятий тренер в присутствии ребят пересчитывает боксерские перчатки, скакалки и т. п. Это унижает подростков. Необходимо доверять ребятам, проверку проводить исподволь. Тренер обязан строго наказать боксера, скрывшего от него и ответст­венного по группе свою неуспеваемость в школе или не­хороший поступок. Если юный спортсмен сделает попытку добиться победы на состязаниях нечестным путем, тренер обязан немедленно созвать общее собрание сек­ции и обсудить его поведение. В данном случае бюро секции вместе с тренером может исключить провинив­шегося из секции на определенный срок.

Тренер должен приучать ребят относиться с уваже­нием друг к другу, не обижать товарищей, сестер, бра­тьев, быть вежливыми и скромными. Надо выкорчевы­вать зазнайство, самодовольство, правильно используя товарищескую критику. Здесь можно использовать как убеждение, так и наказание, вплоть до исключения из секции.

Среди боксеров еще бытуют представления о «счаст­ливых» майках, трусах, боксерских ботинках. Некоторые боксеры убеждены, что если по жребию им надо выхо­дить в синий угол ринга, то они проиграют, а если в красный, то выиграют, что в период соревнований нельзя бриться, иначе проиграешь, и т. д. С подобными пред­рассудками надо решительно бороться. Суеверия и пред­рассудки должны высмеиваться на собраниях, в стенной газете, в личной беседе. Юным боксерам нужно разъяс­нить, что источником предрассудков и суеверий служат религия, страх, трусость.

Для воспитания у юношей чувства патриотизма тре­нер может организовать лекцию о подвигах советских боксеров в Великой Отечественной войне, пригласив на нее известного боксера, участника войны, который рас­скажет, как занятия боксом помогли ему в трудных воен­ных условиях. Необходимо порекомендовать ребятам книги, посвященные героическим подвигам советских боксеров в Великой Отечественной войне, а затем устро­ить диспут по этим книгам. Большое воспитательное зна­чение будет иметь рассказ о благородных поступках со­ветских боксеров на международных соревнованиях.

Тренеру по боксу следует вести постоянную борьбу с буржуазной идеологией. Полезно пригласить в секцию какого-либо известного спортсмена, который может рассказать о нищете и бесправном положении трудящихся в капиталистических странах, где он побывал на тех или иных соревнованиях. Коллективные чтения, обсуждения книг — эффективные средства борьбы с буржуазной иде­ологией. Хорошо зная духовный мир своих учеников, их мысли, мечты, надежды, чаяния, тренер существенным образом может способствовать формированию коммуни­стического мировоззрения у юных боксеров.

Бокс при умелом педагогическом руководстве позво­ляет воспитать смелость, мужество, решительность, на­стойчивость, волю к победе. Именно этих качеств тре­бует поединок на ринге. Ведь чтобы добиться победы, надо упорно и настойчиво тренироваться, соблюдать строгий режим, выдерживать большие нагрузки во время занятий, соблюдать умеренность в приеме пищи, воды.

Чтобы избежать отсева среди новичков, тренеру не­обходимо обучать юношей искусному, высокотехничному боксу, полностью исключая из боя грубость и силовой напор. Формирование у обучаемых волевых качеств за­висит от целенаправленного руководства и контроля со стороны тренера. Для воспитания силы воли нужно в первую очередь требовать, чтобы все юные боксеры каждое утро, в любую погоду, совершали прогулки, про­делывали гимнастику и обтирание холодной водой. Это закалит их волю и тело.

Используя связь с родителями, школой, тренер доби­вается регулярного посещения подростками тренировоч­ных занятий и строгого соблюдения режима дня. Для воспитания настойчивости целесообразно заставлять юношей приходить на тренировку на следующий день после соревнований типа «открытый ринг», особенно если они потерпели поражение.

Если юный боксер плохо овладевает каким-либо эле­ментом техники, надо потребовать, чтобы он при помощи тренера или самостоятельно добился правильного вы­полнения задания.

Практика показывает, что юные боксеры не любят менять партнеров на тренировках, так как еще не имеют достаточной уверенности и смелости. Поэтому во время тренировок необходимо как можно чаще производить смену партнеров. Чтобы вселить в подростков уверен­ность в успешном выступлении на предстоящих соревно­ваниях, надо устраивать несколько тренировочных заня­тий с более слабыми партнерами. Для воспитания у юного боксера смелости и решительности полезно дать ему задание боксировать в вольном бою с заведомо бо­лее сильным партнером, предварительно предупредив последнего, чтобы он боксировал не в полную силу.

Тренер должен осторожно обращаться с недостаточ­но стойкими подростками, ни в коем случае не смеяться над ними; в противном случае они потеряют желание заниматься.

Бокс требует от спортсмена сообразительности, на­ходчивости, творческой инициативы, активности. Чтобы боксер был сообразителен, находчив, творчески инициа­тивен, прежде всего необходимо, чтобы он был интел­лектуально развит.

Умственное воспитание боксера надо осуществлять с самого начала занятий боксом. Тренеру следует приме­нять на уроках опрос после объяснения техники, так­тики. Необходимо, чтобы боксеры, отвечая на вопросы, были логичными и придерживались правильной термино­логии. Хорошим средством умственного воспитания юно­шей будет письменный и устный анализ соревнований, в которых они участвовали, а также состязаний лучших боксеров страны. Анализу должны быть подвергнуты техника, культура поведения, манера держаться, мораль­ная и волевая подготовленность спортсменов. Следует дать оценку организации соревнований, судейству, меди­цинскому обслуживанию, а также средствам агитации и

пропаганды.

* * *

Практика показывает, что эстетическое воспитание боксеров необходимо начинать с первых же занятий, так как первые впечатления обычно сильно влияют на духов­ный мир юного боксера.

Исключительное влияние на духовный облик спорт­смена оказывает обстановка, в которой проходят трени­ровочные занятия. Чистый, хорошо оборудованный зал с красиво оформленными стендами побуждает быть ак­куратными, подтянутыми. Боксерские залы надо осна­щать таким оборудованием, которое бы не только соот­ветствовало спортивным требованиям, но и отвечало эстетическим запросам боксеров, возбуждало у них же­лание тренироваться. То же относится и к инвентарю.

Тренер обязан добиваться безукоризненного внеш­него вида самих спортсменов: чистая, опрятнай спортив­ная форма дисциплинирует учеников.

Эстетическому воспитанию содействуют коллективные посещения театров, музеев, художественная самодеятельность. Полезно провести беседу «Бокс в произведе­ниях изобразительного искусства», которую совместить с посещением художественной выставки, музея изобра­зительных искусств.

Тренер должен стремиться активно воздействовать на чувство прекрасного у боксеров. Если он сумеет вызвать у своих учеников удовлетворение красиво выполненным ими приемом, упражнением, благородством по отноше­нию к противнику, это положительно повлияет на их эстетическое воспитание. Когда уроки бокса связывают­ся с установкой на действия по «законам красоты», ин­терес спортсменов к занятиям значительно повышается.

Необходимо психологически готовить спортсменов к ведению красивого, высокотехничного боя, внушать им отвращение к грубому, силовому боксу. Следует рас­сказать юным боксерам о лучших спортсменах страны, показать документальные кинофильмы с их участием, особо подчеркнуть, что высокая техника в боксе — осно­ва спортивного долголетия и высоких достижений. Прак­тика показывает, что подобное психологическое воздей­ствие на юных боксеров при проведении соревнований дает хорошие результаты.

При оценке спортивных успехов боксеров целесо­образно руководствоваться не только техническими и тактическими, но и эстетическими требованиями. Для этого можно проводить на контрольных уроках вольные бои с присуждением условной победы за красоту движе­ний, манеру держаться, хорошее творческое воображе­ние, чаще практиковать на соревнованиях награждение призами за красивое, техничное ведение боя, за благо­родные поступки. Все это будет способствовать повыше­нию культуры боксеров, развитию их эстетических вкусов.

Хорошее средство, помогающее раскрыть красоту бокса,— коллективное посещение боксерами соревнова­ний, тренировок, просмотр учебных кинофильмов с уча­стием лучших мастеров ринга, где тренер эстетически оценивает действия и поступки спортсменов. Эстетиче­ское чувство, умело направляемое тренером, становится действенным, воспитывает у боксеров желание подра­жать лучшим спортсменам, побуждает к серьезным за­нятиям боксом. Тренер должен внушать боксерам, что красивая техника — один из критериев оценки мастерства спортсмена, а благородное поведение свидетельст­вует о чертах человека социалистического общества.

Боксерам рекомендуется давать задания написать свои впечатления о бое того спортсмена, который им по­нравился (или не понравился), с соответствующей эсте­тической характеристикой, а также описать свои бои, свои переживания, эстетически оценить свои действия и поступки. Это приучит спортсменов глубоко вникать в сущность бокса, разовьет их мыслительные и творческие способности.

Для оценки эстетического развития юных боксеров можно через определенные промежутки времени прово­дить испытания, заключающиеся в проставлении учени­ками оценок по пятибалльной системе в анкете, содер­жащей эстетическую характеристику поединка боксеров. Оценки можно ставить на просмотрах одного и того же кинофильма, посвященного крупным международным соревнованиям (олимпийские игры, чемпионат Европы и т. д.). Годичный перерыв между такими испытаниями показывает, насколько повысилось понимание боксерами-юношами красоты боя.

Хорошо провести диспут о красоте бокса. Для этого необходимо познакомить юных боксеров с наиболее по­пулярными книгами, театральными постановками, выска­зываниями общественных и государственных деятелей о боксе. Спортсменам следует дать возможность, не стесняясь, высказать свои взгляды. И только подводя итоги диспута, тренер отмечает, что было верно и что не верно в высказываниях учеников. В результате у спорт­сменов вырабатываются правильные понятия о боксе и его роли в жизни нашего общества.

Тренер должен постоянно останавливать внимание учеников на красоте окружающего их мира. Занятия на местности всегда вызывают у занимающихся положи­тельные эмоции. Восприятие красоты природы во много раз сильнее в том случае, если спортсмены участвует в ее преобразовании. На спортивных сборах можно орга­низовать многодневные походы, посадку деревьев и т. п.

Одной из традиционных форм эстетического воспита­ния в боксе служат парады боксеров перед соревнова­ниями, ритуал представления команд. Они оставляют у боксеров и зрителей яркое впечатление и поэтому должны быть организованы безупречно.

По мере спортивного роста боксеров расширяются и границы их эстетического воспитания. Постепенно спортсмены изменяют свое отношение к боксу. Если в начале занятий на вопрос тренера, почему они хотят заниматься боксом, новички могут ответить только, что бокс им нравится, думая про себя, что занятия боксом научат их драться, то впоследствии они без труда рас­крывают красоту этого вида спорта.

Эстетическое воспитание боксеров отразится на их труде и общественно полезной деятельности, культуре речи, поведении в быту, манере держаться, способности творчески мыслить, поступках, на проявлении ими воле­вых качеств, на выполнении упражнений, действий, приемов, на физическом развитии и внешнем виде.

* * *

Примерно через год тренер проводит отчетное собра­ние, на которое приглашаются родители, учителя, пред­ставители учреждений и организаций, где работают и учатся юные боксеры. На собрании он рассказывает о проделанной за год работе, говорит об изменениях, происшедших в характере подростков, а спортивный врач дает характеристику функциональных и морфологиче­ских сдвигов в организме юных боксеров.

На собрании надо отметить ребят, которые совме­щали спортивные успехи с отличной учебой. После этого нужно провести товарищескую встречу с командой дру­гого спортивного коллектива и концерт художественной самодеятельности.

На втором году обучения прием в секцию производят уже старшие ребята. Они самостоятельно в присутствии тренера решают вопрос о возможности приема того или иного подростка в секцию. В работе с коллективом тре­нер должен стараться создать определенные традиции, соблюдение которых становится делом чести каждого члена коллектива, потому что «ничто так не скрепляет коллектив, как традиция» (А. Макаренко).

Формирование нравственных, умственных и эстетиче­ских сторон спортивной молодежи в духе коммунисти­ческой морали непосредственно зависит от тренера, а также целенаправленного влияния спортивного коллектива, в котором формируется характер спортсмена. Тренер должен обладать теми высокими качествами, ко­торые свойственны передовым советским педагогам. Тре­нер обязан осуществлять основные принципы коммуни­стического воспитания. Он должен помнить, что воспиты­вает не только спортсменов, но и будущих строителей коммунизма. Тренер служит примером для учеников, и от того, как он себя ведет, во многом зависит и пове­дение ученика.

Тренер должен горячо любить свою профессию и быть большим специалистом в области преподавания бокса. Он обязан обладать высокой культурой и все время повышать свой педагогический уровень.

Тренер должен быть аккуратным и точным, не опаз­дывать на занятия, строго следить за выполнением сво­их требований, сочетая высокую требовательность с глу­боким уважением и заботливым отношением к ученикам.

Важное значение для воспитания боксера имеет тех­нически безупречный, правильный показ тренером прие­мов, упражнений, а также их яркое и образное объяс­нение, которое побуждает его учеников совершенство­вать спортивное мастерство.

Глубокое знание и умелое использование бокса как средства всестороннего воспитания занимающихся позво­лит тренерам не только повышать уровень спортивных достижений учеников, но и существенно влиять на форми­рование у них коммунистической нравственности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.