ОБЩИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ
Тренировка боксера состоит из пяти взаимосвязанных и взаимозависимых частей: технической, тактической, физической, моральной и волевой, теоретической подготовки.
В процессе занятий все эти стороны спортивной тренировки совершенствуются, но в зависимости от ряда причин им уделяется различное внимание и время. Например, если боксер хорошо подготовлен технически и физически, тренеру необходимо больше внимания обращать на тактическую подготовку и т. д.
В основе обучения и тренировки юного боксера, как и в других видах спорта, лежат принципы всесторонности, сознательности, постепенности, повторности, наглядности и индивидуализации.
ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННОСТИ
Принцип всесторонности основан на единстве духовного и физического развития. В этом залог будущих успехов в учебе, в труде и в спорте.
Наиболее важную роль в боксе играет всестороннее физическое развитие, которое приобретается широким использованием разнообразных физических упражнений и различных видов спорта. Только применяя многообразные методы и средства физического воспитания, можно достигнуть всестороннего физического развития.
К сожалению, еще бытует мнение, что занятия другими видами спорта значительно задерживают темпы овладения техникой и тактикой бокса. Это мнение неверно, так как тренировка — сложный процесс, во время которого спортсмен, с одной стороны, совершенствуется в избранном виде спорта, а с другой — улучшает функциональную подготовленность своего организма. Как бы хорошо ни освоил технику юный боксер, выдающихся результатов он не добьется, если его организм не подготовлен к значительным физическим и нервным нагрузкам.
Главное условие достижения высоких результатов — это физическое совершенство боксера. Оно предусматривает отличную общую физическую подготовленность спортсмена, характеризующуюся высоким уровнем силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости, отличную двигательную подготовленность, основанную на умении легко координировать сложные движения, а также отличную приспособляемость организма к большим физиологическим нагрузкам, достигающуюся четким взаимодействием сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, выделительной и других систем.
В бою спортсмену зачастую приходится совершать непредвиденные и разнообразные движения, которые он может четко и непринужденно выполнить лишь в том случае, если в процессе тренировки будет не только применять боксерские упражнения, но и заниматься другими видами спорта.
Принцип всесторонности требует, чтобы в занятиях по боксу использовался широкий круг методов спортивной тренировки и постоянно привлекались другие виды спорта.
ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ
Преподаватель, осуществляя учебный процесс, должен в основном руководствоваться принципом сознательности, который находится в тесной взаимосвязи с другими принципами обучения и тренировки. .
Сознательное отношение занимающихся к изучаемому материалу повышает не только их активность, но и в значительной мере усвоение материала.
Сознательность при обучении боксу приобретает особо важное значение. Сам процесс обучения в боксе очень сложен: занимающиеся овладевают трудными по координации движениями, а в случае ошибки немедленно получают удары. Поэтому все движения боксера должны быть глубоко осознаны.
В ходе тренировки преподаватель должен более четко объяснить учащимся роль и значение каждого приема, удара, защитного движения, их место в боевом арсенале боксера. Необходимо добиться, чтобы для занимающегося каждый новый прием был не самоцелью, а ступенью к новому, более трудному. Тогда боксер сможет четко увидеть, к каким результатам приведут его тренировки.
Важный элемент принципа сознательности — осознанное закрепление в боевой обстановке разученных приемов и комбинаций. Юные спортсмены обязаны так строить тренировочный бой, чтобы создалась возможность использовать указанный прием непосредственно во время него. Это, во-первых, будет подтверждением того, что занимающийся строит бой не хаотично, а подчиняет свои действия мышлению, а, во-вторых, покажет, что закрепление навыков на ринге позволяет быстрее осваивать сложные элементы техники бокса.
Наряду с закреплением изучаемого материала в боевой обстановке целесообразно для привлечения юного спортсмена к активному решению поставленной задачи очередное задание давать перед началом занятий, кратко объяснив способы решения.
Большое значение имеет воспитание критического отношения боксера к своим действиям на тренировке, особенно на ринге. Это во многом способствует тому, что основы техники движений не нарушаются; в то же время индивидуализация движений также производится совершенно сознательно, с учетом специфики физического развития. Каждый боксер должен научиться как бы со стороны смотреть на все свои движения и подмечать свои ошибки.
Важный элемент воспитания сознательного отношения к изучаемому материалу — творческая взаимопомощь учеников друг другу. Допустим, на очередном занятии совершенствуется прямой удар левой в голову. Партнер, который держит перчатку, как боксерскую лапу, обязан сравнивать атакующие движения своего напарника с атакующим движением, продемонстрированным преподавателем, и замеченные ошибки и неточности тут же исправлять. Этим в значительной степени активизируется сознательное, творческое участие самих занимающихся в процессе обучения.
В обучении должны также применяться домашние задания — как теоретические, так и практические. Самостоятельная домашняя работа при строгом учете и контроле преподавателя за ее выполнением способствует развитию творчества, изобретательности занимающихся.
Сознательное отношение боксеров к изучаемому материалу — одна из основных мер предупреждения травматизма при занятиях боксом.
ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ
Этот принцип обусловливает необходимость постепенно повышать в занятиях нагрузки, увеличивать объем и интенсивность работы, усложнять задачи.
Принцип постепенности обязывает преподавателя строго учитывать возрастные особенности юношей, степень их физической подготовленности. В боксе, где от спортсменов требуются огромное нервное и физическое напряжение, а также выполнение упражнений, связанных со сложной координацией, несоблюдение этого принципа может особенно отрицательно сказаться на здоровье занимающихся.
Принцип постепенности физиологически основан на постепенной перестройке под влиянием тренировки органов и систем организма, повышении их функциональных возможностей. Причем на эти изменения затрачиваются продолжительное время и большая работа, в которой принимает участие весь организм спортсмена.
Особо осторожного подхода требует совершенствование функций центральной нервной системы.
По мере функционального развития организма юного боксера возрастает и тренировочная нагрузка, проявляющаяся во все большей плотности и сложности движений.
Принцип постепенности должен быть широко использован при планировании физической нагрузки. Ее необходимо повышать за счет увеличения в первую очередь упражнений для развития быстроты и ловкости, а затем уже силы и выносливости.
Практика показывает, что учащиеся утомляются значительно меньше и усваивают новые технические элементы значительно лучше на занятиях, в которых упражнения, требующие большого напряжения сил, применяются после разучивания техники.
Планируя психологическую нагрузку, надо учитывать, что на первых занятиях ученикам целесообразно предлагать для разучивания простые движения, не связанные с риском, а на последующих — более сложные приемы нападения или защиты, связанные с известным риском, обострением боя.
Строгую постепенность в увеличении планируемой нагрузки необходимо соблюдать также и при составлении календаря соревнований. К состязаниям спортсмена следует допускать лишь тогда, когда его организм достаточно подготовлен к соревновательным нагрузкам. Поэтому состязаниям должны предшествовать такие учебно-тренировочные занятия, в которых используются повышенные нагрузки.
Своевременное введение повышенных нагрузок способствует быстрейшему наступлению «спортивной формы», т. е. того оптимального состояния, при котором спортсмен может выполнить работу значительной интенсивности. Но преподаватель должен помнить, что в занятиях с юными боксерами повышенные нагрузки следует вводить осторожно, только после длительной и тщательной подготовки, ибо преждевременное применение их может повредить здоровью юноши.
Постепенность нарастания нагрузки в спорте осуществляется обычно не плавно, а «ступенчато». Преподаватель исходит из состояния организма занимающегося на данный день и в зависимости от этого повышает или оставляет на прежнем уровне дозировку нагрузок, а также регулирует их характер. Таким образом, постепенность, не будет равномерной. Однако нагрузки в занятиях должны все время неуклонно повышаться.
В тренерской практике «ступенчатость» повышения нагрузки определяется в основном недельными циклами. Нередко для закрепления технических навыков в тренировке повторяются циклы с одинаковой или с пониженной нагрузкой.
Принцип постепенности определяет и ход обучения. Содержание тренировочных занятий должно базироваться на основных педагогических правилах: «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному». Это значит, что в занятиях следует, во-первых, постепенно увеличивать координационную сложность упражнений, во-вторых, постепенно повышать физическую нагрузку и, в-третьих, добиваться того, чтобы усвоение нового учебного материала базировалось на уже освоенном.
Поэтому вначале нужно предложить занимающимся общеразвивающие гимнастические упражнения, потом дать наиболее элементарные специальные упражнения (например, передвижение по кругу, удары при ходьбе и др.) и лишь после этого — простейшие комбинации ударов и защит.
ПРИНЦИП ПОВТОРНОСТИ
Чтобы правильно ориентироваться в мгновенно меняющейся обстановке на ринге и применять в соответствии со сложившейся ситуацией разнообразные ударные или защитные действия, боксеру необходимо прочно овладеть большим количеством двигательных навыков. Для этого нужна сложная и четкая координация движений, сочетающаяся с их большой быстротой.
Принцип повторности в значительной мере определяет процесс тренировки: как известно, юные боксеры быстрее, чем взрослые, усваивают новые приемы и быстрее их забывают, поэтому в работе с подростками большое внимание следует уделять частым повторениям пройденного.
В обучении подростков технике бокса материал следует преподносить так, чтобы сначала давалось общее понятие о каком-либо разделе техники, а затем происходило усложнение приемов техники, исправление допущенных ошибок.
Используя этот принцип, учебный материал следует располагать так, чтобы приемы атаки или защиты распределялись как бы по спирали, где ранее изученные приемы техники бокса повторялись бы через некоторое время, но уже в более сложной форме. Такое построение учебно-тренировочных занятий дает возможность не только обучать отдельным элементам и совершенствовать приемы в целом, но и исправлять ошибки и недостатки, допущенные на предыдущих занятиях.
Преподаватель должен в первую очередь повторить упражнения и действия, которые составляют сущность того или иного раздела техники. Так, при изучении бокового удара необходимо все время повторять прямые удары и удары снизу, особо тщательно следя за правильностью движения ног, поскольку передвижения при нанесении всех ударов почти одинаковы. Обращая внимание на правильность движений ног при нанесении прямого удара или удара снизу, преподаватель облегчает учащимся усвоение работы ног при боковом ударе.
Принцип повторности лежит в основе как образования условнорефлекторных связей, так и перестройки и усовершенствования органов и функциональных систем под влиянием тренировки. На нем базируются не только обучение технике и тактике и совершенствование в них, но и процесс физического развитая спортсмена.
Волевые качества, а также быстрота, сила, выносливость, ловкость могут быть развиты только путем многократного повторения упражнений. Однако количество повторений должно быть таким, чтобы оно обеспечивало эффективное влияние упражнений. Оптимальная повторность будет при правильном сочетании работы и отдыха, утомления и восстановления. Следует устанавливать такие интервалы отдыха, чтобы организм полностью восстановился от утомления, полученного на предыдущем занятии, и в то же время сохранились «следы» выработанных двигательных навыков. Практика показала, что в занятиях с юношами наиболее полно отвечают этому требованию трехразовые тренировки в неделю.
В боксе боевые упражнения и упражнения со снарядами обычно выполняются с высокой интенсивностью и большим нервным напряжением, так что эти упражнения нецелесообразно продолжать при возникновении утомления: оно ухудшает ловкость, быстроту и точность движений.
В практике преподаватель должен учитывать важность того, что при повторении ранее изученного занимающиеся не только закрепляют пройденные ранее приемы атаки или защиты, но и обнаруживают в действиях особенности, прежде ими не замеченные. Впоследствии это поможет им решать новые тактические задачи.
Количество повторений должно быть таким, чтобы движения выполнялись свободно, без излишних напряжений.
Для закрепления и автоматизации усвоенных движений их следует повторять столько раз, сколько это можно сделать, не искажая формы движений и не применяя «предельных» усилий.
Нельзя разучивать на одном занятии несколько новых приемов атаки или защиты, так как изучение одного приема заметно тормозит освоение другого.
ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ
Принцип наглядности в занятиях с юными спортсменами должен найти особенно широкое применение, так как он способствует лучшему запоминанию и закреплению знаний и навыков.
Принцип наглядности имеет наибольшее значение прежде всего в обучении. Он осуществляется в практике занятий при помощи показа, демонстрации учебных плакатов и иллюстраций, наблюдения занимающихся за боями товарищей, а также мастеров спорта.
В тренировке юных боксеров большое значение придается образцовому показу, поскольку зрительное восприятие у юношей лучше, чем слуховое, и тот или иной прием боксерской техники воспринимается при показе значительно быстрее, чем при устном объяснении. Чем занимающийся моложе, тем шире должен быть использован показ.
Обучение каждому приему бокса следует начинать с короткого объяснения и показа, который должен быть возможно более четким и правильным.
Изучаемый прием необходимо демонстрировать вперед, назад и вправо или влево. Показ надо сопровождать по возможности короткими замечаниями, обращая внимание занимающихся на наиболее важные элементы приема. Такой показ помогает юному боксеру лучше осознать движение, найти в нем важнейшие, отправные моменты.
Полезно непосредственный показ дополнять демонстрацией плакатов и иллюстраций с изображением изучаемого приема.
Большое значение в усвоении нового приема приобретает просмотр кинокольцовок, при котором внимание спортсменов сосредоточивается на изучаемом движении, а нередко и на его деталях, в течение времени, необходимого для полного осознания этого движения. Учащиеся должны чаще наблюдать за боями друг друга. Целесообразно во время и после боев проводить объяснение тех или иных моментов боя, причем лучше, если боксеры сами будут высказывать критические замечания. Что касается тренера, то он должен подвести итог обсуждению.
Приемы наглядного обучения ускоряют обучение и в то же время помогают более совершенно овладеть техникой.
Не менее важную роль играет наглядность в воспитании моральных и волевых качеств спортсменов. Так, начинающий боксер, наблюдая за тем, с каким упорством и настойчивостью проводит свою тренировку мастер спорта, сам, тренируясь, проявляет максимальные волевые усилия и выполняет, казалось бы, непосильную работу.
Сила примера в спорте — это прежде всего принцип наглядности в действии.
ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
Учебно-тренировочные занятия могут принести пользу только в том случае, если преподаватель будет рекомендовать занимающемуся материал, соответствующий его общей физической, двигательной и психической подготовленности. Чрезмерно трудные упражнения отрицательно действуют на юного спортсмена, подавляя инициативу, волю и снижая интерес к занятиям. Поэтому в тренировках преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности занимающихся, в частности функциональные возможности их организма, давая в занятиях такие нагрузки, которые не вызовут ни перенапряжения, ни перетренировки.
К сожалению, еще есть тренеры, считающие тренировку успешной лишь в том случае, если она имеет большую интенсивность. В занятиях с юношами, особенно в начале обучения, это очень опасно. Физиологическая кривая нагрузки должна повышаться постепенно при строгом учете состояния организма занимающихся.
Чтобы сделать занятия интересными, необходимо при составлении пар для упражнений с партнером подбирать боксеров, примерно равных по весу, возрасту, физической и технической подготовленности. Несоблюдение этого условия может привести к тому, что различие в физическом развитии и технике партнеров подавит инициативу одного из них, приведет к неуверенности в своих силах.
Преподаватель должен знать и строго учитывать уровень волевой подготовленности занимающихся и в соответствии с этим подбирать как партнеров, так и методику овладения техникой бокса.
Если степень физической подготовленности юных боксеров устанавливается при помощи врачебного контроля, то их координационные способности преподаватель может определить лишь путем педагогических наблюдений. Выявив координационные возможности учеников, он подбирает такие виды упражнений и методы проведения занятий, которые наиболее полно позволят юным боксерам не только овладеть техникой бокса, но и улучшить свое физическое развитие.
Проводя групповые занятия с юношами, тренер не должен ориентироваться на способности отдельных наиболее сильных или наиболее слабых учеников, а обязан исходить из подготовленности всего коллектива в целом.
Ориентировка на средний уровень подготовленности группы в целом позволяет, во-первых, не задерживать прохождение программного материала, как это было бы, если бы педагог ориентировался на отдельных, более слабых учеников, и, во-вторых, не охлаждать спортивное рвение учеников трудностью заданий, как это непременно случилось бы, если бы он ориентировался на лучших и наиболее способных учащихся.
Необходимо постоянно помнить, что доступность многих упражнений, приемов атаки или защиты во многом зависит от мастерства тренера-педагога, от его умения объяснить, показать упражнение, от правильности построения всего учебно-тренировочного процесса.
Принцип индивидуализации в овладении технико-тактическим мастерством найдет тем большее применение, чем больших высот в боксе достигнет занимающийся. Тренер, тщательно изучив особенности физического развития юного боксера, его психологическую подготовленность и определив его функциональные возможности, должен совершенствовать те приемы техники бокса, ту форму ведения боя, которая наиболее полно отвечает выявленным особенностям спортсмена. Например, если спортсмен высокого роста, то, бесспорно, в первую очередь у него следует вырабатывать наиболее рациональную технику и тактику ведения боя на дальней дистанции. В противном случае физическое преимущество, которым наделила его природа по сравнению с другими занимающимися, будет сведено на нет.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|