|
Символический язык бессознательного
Язык, на котором общается с нами бессознательное, красочен и символичен. Запретов и ограничений в нем нет - возможно все. В сюжете сновидения бывают самые неожиданные повороты, каких не случается в реальной жизни, - так же и с остальными проявлениями бессознательного: они похожи на сон или сказку. Сон может оказаться неприятным и пугающим, иррациональным, тревожным, кошмарным и кровопролитным или, напротив, невыразимо прекрасным, волнующим, исполненным теплоты.
Сюжет сновидения или сказки может тронуть нашу душу или заставить нас содрогнуться. Так или иначе образ, в котором он воплощается, вызывает у нас определенную эмоцию, и так, изнутри, через разбуженные в нас чувства на нас воздействует бессознательное. Изображение, персонажи, ход событий - не что иное, как символы того, что происходит в нас. В них воплощается попытка бессознательного сообщить нечто сознанию, однако язык этого сообщения последнее может счесть загадочным. Так приближение пика депрессии может быть предсказано сном о том, как человек плывет по темному и опасному озеру, изо всех сил стараясь держать голову над водой. Подобный сон не следует понимать буквально, хотя бывают и паранормальные случаи; обычно он выражает происходящий в нашей психике процесс, который еще не проник в сознание.
Наши сны населены людьми. Некоторых из них мы знаем, некоторых никогда до этого не встречали. Те, кого мы знаем, в большинстве случаев представляют какие-то факторы нашей психики и служат не более чем удобными вешалками, на которые эти факторы можно повесить. Важное содержание психики, процессы, происходящие в ней, вытеснения, а также неразвитые таланты часто бывают персонифицированы. Так в снах о каком-то человеке воплощается субъективный фактор или процесс, а ситуация, в которую человек попадает во сне, может указывать на статус этого фактора или процесса в нас.
Важное место отводится этому обстоятельству в психологии Юнга, но и в других областях этой науки описаны случаи, показывающие, как легко факторы бессознательного принимают человеческий облик. М.Г. Эдельштеин, американский психотерапевт, пишет в своей книге" о том, как связывал своих пациентов, находящихся под гипнозом, с теми их ролями, которые отвечают за непроизвольное поведение, принуждения и порочные круги, которые рассудку трудно преодолеть, Эдельштеин обнаружил, что почти каждая роль обладает именем и называет его, если об этом попросить. Иногда эти имена бывают абстрактными, как, например, «Каратель» или «Искатель приключений», но не менее часто они могут звучать, как «Сэм» или «Мэри». Во многих случаях происхождение этих имен пациенту неизвестно, они «выскакивают» непроизвольно. Помимо имен, роли имеют возраст и пол. Короче говоря, создается впечатление, что в пациенте живет своей, автономной жизнью еще одна личность с персональными именем, характером и поведением. Эдельштейн предлагает своим пациентам побеседовать с их внутренними личностями, чтобы выяснить, что они хотят и почему заставляют сознательную личность поступать против собственной воли. Беседа между пациентом и его ролью, которая может иметь вид обычного диалога между людьми, часто помогает достичь компромисса. Но даже если прийти к компромиссу не удается, после сеанса пациенту становится легче.
Ян Гордон Браун, работающий в области трансперсональной психологии, также сталкивался с тем, что он называет субличностями. Выявление субличностей и работу с ними Говард Саспортас успешно применил к гороскопу, что и описал в книге «Развитие личности». На самом деле его метод работы с гороскопом относится к XII дому и напоминает то, чего добивался Эдельштейн при помощи гипноза, и то, чего другим способом достигал Юнг, используя практику активного воображения. Абсолютно неважно, какой мы придерживаемся теории, «вступая в диалог» со своим гороскопом. Ключевым моментом является использование метода XII дома для того, чтобы войти в контакт с персонифицированными факторами, которые так замечательно представлены расположением планет и конфигурациями аспектов в натальной карте. Юнговская практика активного воображения представляется полезным подспорьем в этом деле. С годами этот метод был усовершенствован последователями Юнга. Поскольку он не только хорошо подходит для работы с гороскопом, но и в равной мере годится в любых других обстоятельствах, я остановлюсь на нем подробнее, чтобы привести пример того, как можно применить к гороскопу методику XII дома, и предоставить в распоряжение каждого, кто ею заинтересуется, практическое руководство.
Активное воображение
Карл Юнг, начавший в 1916 г. применять практику, названную им активным воображением, описывает ее как «диалектическую дискуссию с бессознательным, имеющую целью достичь соглашения с ним». Под этим подразумевается, что следует активно вызывать образы, соответствующие фактам внутренней жизни. Юнговская психология исходит из того, что наша психика в целом полностью отдает себе отчет в том, что в нас происходит, и что бессознательное способно выражать это в картинах, фантазиях, настроениях, мелодиях, эмоциях, ощущениях и т.д. Однако бессознательное, конечно же, не статично, и образы его не похожи на фотографии. И даже если рассудок не вполне аи fait (в курсе. - Прим. пер.), что происходит, картинки, звуки и эмоции, спонтанно всплывающие из бессознательного, постоянно меняются; процессы столь же динамичны, как и мечтания во время мытья посуды. Чего только не случается в нашей внутренней жизни, но не следует позволять рассудку намечать линию внутренней повести. Ценно только то, что приходит на ум само по себе. И сознание должно отнестись с пристальным вниманием к тому, что появляется таким образом.
Первые шаги на пути практики активного воображения у многих вызывают испуг. Прежде всего, они не доверяют бессознательному, ошибочно считая его этаким «ящиком Пандоры». Есть люди, которые думают, что бессознательное явно опасно и надо быть сумасшедшим, чтобы иметь с ним дело. Поскольку на первой стадии знакомства с бессознательным вполне можно столкнуться с не самой симпатичной стороной самого себя, легко прийти к выводу, что от него не приходится ждать ничего хорошего. Но есть и такие, для кого бессознательное олицетворяет истину в последней инстанции, так что рассудок уже ни во что не ставится. Это столь же не гармоничная ситуация, мешающая развитию личности. Как бы там ни было, бессознательное совершенно не опасно и способно причинить нам вред лишь в том случае, если мы боимся или не понимаем его. Проработав с активным воображением более десяти лет, я могу сказать только, что лучшего и более надежного товарища, чем ваше бессознательное, вам не найти. Однако оно ведет себя столь пугающе прямо и честно, что вам неизбежно придется столкнуться с такими вещами, которые вы пытались скрыть. Оно безжалостно указывает вам на них, но оно же и готово прийти вам на помощь.
Когда вы только начинаете практику, может дать о себе знать то, что было вытеснено вами из сознания, и появляется необходимость поговорить об этом с кем-нибудь, а то и выплакаться. Многие юнговские аналитики советуют заранее продумать, с кем можно поделиться, по телефону или лично, если мы окажемся во власти сильных эмоций. Но пусть это не обескураживает: вполне вероятно, что вы завершите сеанс активного воображения с чувством, что приземлились на ворох розовых лепестков, а вовсе не на тернии.
С чего начинать? У каждого свой способ. Но прежде всего надо позаботиться о том, чтобы никто не мог вам помешать. Убедитесь, что ваши домашние это понимают. По мнению Юнга, быть одному - важное условие этой практики. Практиковать активное воображение группой опасно тем, что мы бессознательно попытаемся сделать что-то, что должно понравиться группе или ведущему, и таким образом естественность будет утрачена. Влияние извне следует исключить. Воображение - то, чем вы занимаетесь для себя и ни для кого больше.
Оставшись наедине с собой, расслабьтесь - настолько, насколько это возможно. Это не означает, что надо непременно улечься, но ум должен находиться в состоянии покоя. Просто остановиться ненадолго, чтобы что-то себе представить, - это несерьезно. Для того чтобы расслабиться, можно делать специальные упражнения или выполнять определенный ритуал. Некоторые держат для этой цели особую одежду, или зажигают особые ароматические палочки, или отводят для этого специальное место. Преимущество ритуала заключается в том, что после нескольких повторов он будет приводить нас именно в то состояние, которое требуется. Но вместо этого вы можете с не меньшим успехом погрузиться в ванну или же сесть за компьютер или пишущую машинку. Важно ваше отношение, а не положение.
Запаситесь ручкой и бумагой, чтобы записывать то, что будете воспринимать и переживать, - по ходу дела или сразу же по окончании. Делать записи по прошествии некоторого времени не имеет смысла, потому что сознание неизбежно вмешается и помимо нашей воли внесет свои коррективы. Чем более скорыми и «чистыми» будут ваши записи, тем лучше. Укажите дату и то время, когда вы начали ваш сеанс активного воображения.
Вы можете выбрать астрологическую тему, но не стоит сразу же представлять себе нечто астрологическое. Можно, например, начать с фрагмента сновидения, с какой-нибудь приятной картины, скажем, пляжа или лесной поляны, - можно и со сцены из сказки или мифа. Конечно, вы можете просто закрыть глаза и смотреть на то, что вам явится. Я лично обнаружила, что когда я избегала астрологической формы, мой выбор очень часто в точности совпадал с текущими прогрессиями и транзитами, что обычно применимо и к снам!
Естественно, практикующему астрологу интересно увидеть, какие образы могут вызывать те или иные компоненты гороскопа: будь то планеты в знаках, планеты в домах, или аспекты. Не начинайте со сложного. Очень хорошо обычно «работает» планета в знаке или доме. Выберите у себя в карте любую планету, которую хотели бы использовать для упражнения на воображение. Представьте себе ее символ и сосредоточьтесь на нем. Не делайте этого слишком интенсивно; вся «соль» в том, чтобы не включать в работу ум, к чему обычно склонны новички. Продолжайте смотреть на символ и наблюдайте за тем, какого рода образы в связи с ним возникают, какие вы слышите звуки или какие у вас появляются ощущения. Не позволяйте разуму вмешиваться в этот процесс, пусть то, что приходит, просто приходит. (Постарайтесь не заснуть по ходу этой приятной релаксации.) Время от времени вас будет смущать увиденное, но это только естественно; не слишком беспокойтесь по этому поводу, просто попытайтесь вернуться к текущей проблеме, как только поймете, что случилось.
В процессе формирования образов возможна одна из двух ситуаций. Либо появятся образы и эпизоды, в которых вы никакого участия не принимаете и наблюдаете за ними со стороны, либо вы обнаружите, что разговариваете и действуете в этих эпизодах или к вам будут обращаться принявшие тот или иной облик факторы вашего бессознательного. Отстранившись, вы рискуете лишить себе подлинного диалога с бессознательным. Конечно, вы воспринимаете язык символов, но поскольку вы не пошли на контакт во время сеанса активного воображения, его сообщение ускользнет от вас и вновь погрузится в бессознательное. В активном воображении очень важно не мешать естественному появлению образов и эпизодов и постараться установить с ними отношения, разговаривать с ними или делать что-то еще - что бы ни потребовалось по ходу взаимодействия между вами и одним или несколькими факторами вашего бессознательного. Короче говоря, вам необходимо участвовать в эпизодах и, следовательно, принимать решения, вам надо отвечать на вопросы и задавать собственные и т.д.
Заметьте: сознание включено, когда вы задаете вопросы и совершаете действия, но оно должно оставаться полностью пассивным по отношению к возникающему образному ряду. Оно вольно вести свою роль, но не имеет власти над декорациями и над тем, что делают в пьесе другие актеры. Так что погрузитесь в те картины, которые предстают вашему взору, переживайте связанные с ними эмоции и испытайте тот сильный опыт, который дает происходящее в вашем бессознательном. Все сосредоточено в участии, переживании и включении. И не пытайтесь сразу интерпретировать образы; это особенно отвлекает внимание и мешает спонтанному процессу. И если говорить о спонтанности, я должна предупредить вас, что переживаемый вами опыт может побудить вас кричать, плакать, смеяться, танцевать и т.п. Поэтому вам лучше выбрать такое место, где вы сможете дать волю этим желаниям, не будучи связанными присутствием других людей.
Давайте с вами примем участие в упражнении на активное воображение и посмотрим, что произойдет.
Показательное упражнение
Вот стенографический отчет Ати Капер, одной из моих учениц, о сеансе активного воображения, темой которого был ее Сатурн во II доме в Скорпионе.
«Я вижу черную, зловонную землю. В нее воткнут большой крест. Землю раскапывает огромный ковш. Я вижу только ковш, и он выкапывает чудовищно глубокую яму. Земля сыплется в яму. Пахнет гнилью, и дыра все увеличивается. «Что мне здесь делать?» - спрашиваю я. «Ты должна влезть в нее», - отвечает кто-то. «Ты что, серьезно?» - ужасаюсь я. «Вот именно, - слышу в ответ. - Если ты хочешь как-то продвинуться, полезай».
Я ступаю в яму. Это очень длинный и узкий ров, и я начинаю задыхаться. Что бы я ни делала, я не могу идти по рву. Я нервничаю. Ров прямо у меня над головой начинают засыпать. Я чувствую, как влажная, черная земля сыплется мне на голову. Мне все страшнее и страшнее. Я не могу двинуться дальше. Голос говорит: «Ты позволяешь себя разрушать, а ведь только ты и можешь помешать этому».
Я начинаю как сумасшедшая раскапывать землю носками ног. Очень медленно я погружаюсь в землю, и все больше земли сыплется мне на голову. Я работаю изо всех сил, копаю и копаю. Страх постепенно отпускает меня, так же как и чувство удушья. Потом с глухим стуком я проваливаюсь в пещеру. У меня над головой теперь ее огромные своды. Провала, через который я попала в пещеру, нет. Мне необходимо как следует прийти в себя, прежде чем что-то делать. Ноги у меня страшно устали, зато чувство удушья прошло, и я теперь могу нормально дышать. Некоторое время я сижу и отдыхаю. Здесь ничего себе. Даже симпатично. Само место сухое, но есть ручей, и пахнет он приятно. И есть внутреннее освещение. Я спрашиваю: «Что я должна здесь делать?» Голос говорит: «Сделай что-нибудь! Что угодно!! Неважно что, но что-нибудь делай!!» - «Да, но что?» - спрашиваю я. Я не знаю, что я должна делать, я не в состоянии ничего выбрать. Что мне решить, в конце концов? В отчаянии я начинаю плакать и кричать. Я не знаю, как поступить. О, Господи! Что мне делать? Как мне поступить?
«Делай что-нибудь, тупица! Какая разница, что ты делаешь, лишь бы делала!»
Не раздумывая больше я прыгаю в воду и плыву куда-то. Приступ паники утихает, и я чувствую, как меня покрывает замечательная прохладная вода. Мне лучше, я начинаю думать о том, что плыву как рыба. Вода изумительно чистая, а пещера становится все более красочной. Я поворачиваю и замечательно плыву. Никогда в жизни я не ощущала такой свободы; это прекрасно.
Вдруг из воды вздымается огромный дракон. Это чудище хочет раскрошить меня на кусочки или растоптать насмерть. Мне страшно. Но тут я вспоминаю: «Ты позволяешь себя разрушать». И я бесстрашно смотрю дракону прямо в глаза. Тогда дракон превращается в старого индейца с красивыми голубыми глазами и замечательным лицом, покрытым морщинами. Он стоит прямо передо мной и смотрит на меня дружелюбно. Он берет меня за руку, и я выхожу из воды. Рядом с ним портрет Тутанхамона. Я обрадована, и мне хочется сказать что-нибудь этой картине. Я знаю, что картина говорить не может, но мне очень хочется к ней обратиться. Индеец ничего не говорит, только смотрит на меня и прикладывает палец к губам. «Ну, конечно, - говорю я, - я слишком много говорю». Индеец снова прикладывает палец к губам. И мы тихо стоим рядом с Тутанхамоном, потом мы рука об руку поднимаемся по ступенькам. Когда мы приходим наверх, я вижу необычайно яркий свет. Ясный и чистый. Он ослепляет. Этот свет просто невозможно описать. Он наполняет вас целиком изнутри. И я вхожу в этот свет. Вокруг что-то вроде пустыни с золотым, теплым песком. Я чувствую его между пальцами ног. Ветер развевает мои волосы и мое длинное белое одеяние. Мне хорошо и тепло. Я испытываю совершенно необыкновенное чувство, описать которое не могу. Оно долго еще оставалось со мной».
Подобное упражнение на воображение невозможно анализировать в отрыве от человека, которому открылись такие образы. Его собственные переживания и ассоциации способны во многом помочь понять значение воображаемого. Этот конкретный случай мы обсудили в группе, и Ати подробно его прокомментировала. Ниже приводится запись этой части нашего практикума, из которой становится очевидно, что результаты ее упражнения являют собой нечто большее, чем вполне уместные образы земли (II дом - это дом земной стихии), разложения и силы (относящихся к знаку Скорпиона), а также большого креста (который может символизироваться как Сатурном, так и Скорпионом).
«Карен: II дом - это в буквальном смысле дом terra firma, или твердой земли у нас под ногами, и в данном случае это очень четко выражено. Черная зловонная земля может указывать на тему Скорпиона, но в равной мере и на те проявления Сатурна, что связаны со страхом. И большой крест как бы подтверждает это. Сатурн часто изображают в виде скелета с косой, символизирующего смерть, и крест может быть еще одной аналогией. Но если бы у Ати с крестом было связано что-то личное, это существенно изменило бы дело. Ати, у тебя не было переживания, в котором какую-то роль играл крест?
Ати: Нет, точно нет.
Карт: А когда я произношу слово «крест», что первым приходит тебе в голову?
Ати: (сразу) Смерть. Я видела его раньше во сне, и там я перелетела через него.
Карт: Ковш, копающий сам по себе, это весьма сюрреалистический образ.
Ати: (с содроганием) Да. И еще эта зловонная земля - у меня просто мурашки по телу пробежали. И было очень темно, сыро, туманно, неприветливо. Я чувствовала себя отвратительно.
Карен: Ты пишешь, что голос велел тебе забраться в эту землю. Как он звучал?
Ати: Это был глубокий и глухой голос. И очень звучный. Звучный, глухой и глубокий. Он наполнил все пространство, мне некуда было от него деться. Я вынуждена была забраться в яму.
Карен: Значит, он был очень волевым?
Ати: Да, очень волевым.
Карен: Что-нибудь связано у тебя с этим голосом?
Ати: Нет, абсолютно ничего.
Карен: То есть это был голос ниоткуда.
Ати: Это явно было нечто вроде призрака. Я вздрагивала, когда оно начинало говорить.
Карен: В такие моменты тебе требовалось проявить настоящую смелость, чтобы продолжать упражнение. Но то, что ты переживала эти эмоции, - очень хороший знак. Люди, у которых сны, фантазии, все, что они мысленно себе представляют, не вызывают никаких эмоций - а это означает, что продукты их бессознательного вялы и неинтересны - находятся в серьезной опасности. Но если кто-то не рассказывает о своих чувствах, это не значит, что они отсутствуют. Может быть, человек сдерживает свои эмоции, рассказывая о том, что пережил, или усваивая это переживание. То, что человек напуган во время сеанса активного воображения и чувствует мороз по коже или, наоборот, он ощущает радость, само по себе служит хорошим признаком полноценного участия бессознательного в процессе индивидуации. Как бы то ни было, ты ступила в яму, которая представляется очень узким проходом. Эта тема часто повторяется в снах и визуализациях, и напоминает мне о туннеле, который видели люди, находившиеся в состоянии клинической смерти. Он встречается и в волшебных сказках. Ты все время повторяешь: «Я задыхалась». Это одна из форм подавленности, характерная для Сатурна.
Ати: Я действительно очень испугалась, особенно когда мне показалось, что надо мной засыпают ров. На меня сыпали песок, и он падал мне на голову с глухим звуком через равные промежутки времени; в этом был ритм.
Карен: Вроде дроби дождевых капель?
Ати: Точно.
Корен: Голос, сказавший: «Ты позволяешь себя разрушать, а ведь только ты можешь помешать этому», относится, по-моему, не столько к ситуации, сколько к подходу к жизни. Ты сознательно влезала в «яму с проблемами» и могла выбирать одно из двух: либо работать по собственной программе, чтобы как-то справиться с ситуацией, либо позволить похоронить себя заживо. Но если ты выбрала это последнее, то в повседневной жизни после визуализации тебе бы постоянно приходилось убеждаться в том, что ты позволяешь себя разрушать. Конечно, ты могла снова вытеснить это знание, но лишь после того, как оно было предложено твоему вниманию. Возможно, ты позволяешь себя разрушать из страха потерять твердую почву под ногами (II дом!).
Ати: Пожалуй, я согласна с этим.
Карен: В каком знаке у тебя Солнце?
Ати: В Рыбах.
Карен: Дальше ты пишешь, что начала как сумасшедшая раскапывать землю носками ног.
Ати: Да, потому что руками я ничего сделать не могла. Я была так стиснута, что свободными оставались только большие пальцы ног. Но я считала, что надо что-то делать. И как я ни старалась, я могла шевелить только ими.
Из группы: Это напоминает о прохождении плода по родовым путям во время родов: влагалище так туго сжимает все тело, что ни одна мышца не в состоянии пошевелиться.
Карен: Возможно, но в данном случае подчеркивается именно движение больших пальцев ног. Они очень важны. Они необходимы нам для того, чтобы сохранять равновесие, когда мы стоим или ходим. Таким образом, они могут символизировать некоторые средства поддержания равновесия. Но они могут иметь и особое, личное значение для человека. Ати, не связано ли в твоей жизни что-нибудь особенное со ступнями или большими пальцами ног?
Ати: Я перенесла операцию на ступне, на большом пальце. И со ступнями связано у меня очень много снов и опытов активного воображения. Вот уже год как в снах об одной женщине я вижу, что ступни мои прочно стоят на земле, и мне кажется, что только в этом году я поняла, какое это удовольствие ходить босиком по земле - по песку и чувствовать, как он струится между пальцами. Изумительно!
Карен: Это, конечно же, означает, что речь идет о чрезвычайно важном для тебя лично символе. Возможно, тот факт, что ты так долго была сознательно сосредоточена на своих ступнях - в позитивном смысле, а также тот факт, что твои ступни «утяжелил» опыт перенесенной операции, вместе способствовали появлению этого образа - тебя, разгребающей ногами землю. Стало быть, для тебя этот образ означает совсем не то, что для нас, так как у нас подобного опыта не было. Как ты перенесла операцию?
Ати: Не то чтобы плохо, но поимела массу ощущений, связанных со ступнями. Я люблю, когда их массируют. Я тогда полностью расслабляюсь.
Из группы: За ступни отвечает знак Рыб
Карен: Значит, ступни связаны для тебя с состоянием покоя и умиротворения? И, возможно, с ощущением целостности?
Ати: Да. Я вдруг чувствую, как начиная со ступней меня наполняет покой.
Карен: И эмоциональный покой тоже?
Ати: Да.
Карей: Тогда то, что ты копаешь большими пальцами ног, означает, что ты докапываешься до своих истинных ощущений. Но ты человек эмоциональный. Стало быть, увиденное может указывать на определенные трудности в общении с внешним миром и на то, что прежде, чем идти на такой контакт, ты хочешь обрести твердую почву под ногами. Но в погоне за этим ты рискуешь оказаться «похороненной». Как бы то ни было, ты начала копать - как все происходило?
Ати: Было удушливо-темно. Я чувствовала только, что проваливаюсь, копая большими пальцами ног.
Карен: И все же ты пишешь, что страх понемногу уменьшается. А потом ты падаешь в пещеру. Обычно пещера символизирует бессознательное в целом, а также материнские объятия, но в твоем случае это может означать нечто совсем другое. У тебя были какие-нибудь сильные впечатления, связанные с пещерами?
Ати: Нет. Но в некотором отношении они мне неприятны: влажные и холодные. Я очень люблю воду, но не люблю сырых стен. А пещера в моем воображении была совсем другой - сухой и очень приятной.
Карен: Ты пишешь, что отверстие, сквозь которое ты провалилась, снова закрылось.
Ати: Да, я не видела больше того места. И я была совершенно без сил.
Карен: Во время визуализаций, которые переживаются как реальные события, такую усталость можно почувствовать физически.
Ати: Это правда. Я чувствовала физическое истощение.
Карен: Ну вот, произведя раскопки, ты попала в такое место, где почувствовала себя хорошо, которое так или иначе защищало тебя и ограждало, - в пещеру. Но ты еще не достигла цели. Тебе
необходимо что-то сделать, и ты не знаешь что. При том, что бессознательное ведет себя подобно сказке, и его «сюжет» принимает самые неожиданные повороты, нет смысла пытаться разумно оценить ситуацию. Просто непонятно, что произойдет в следующее мгновение. И все же теперь ты оказываешься в ситуации, когда надо выбирать, и ты говоришь, что сделать выбор не в состоянии.
Ати: У меня Асцендент в Весах... и я впала в панику. Все бы ничего, но я не могла понять, что я должна там делать, А голос был таким резким: «Делай что-нибудь!» Господи, что же выбрать?... Но мне хотелось совладать со своим Сатурном, и я подумала: «Ну, что же, надо слушаться».
Карен: Потом ты попала в безвыходное положение и стала кричать и плакать. Это характерно для сатурнианских ситуаций, в которые многие люди попадают в повседневной жизни. Им надо делать выбор, но ситуация, в которую они попадают, сбивает их с толку, и они не видят выхода. Негативная реакция на это - сидеть и плакать от страха и беспомощности. Если сдаться и повести себя таким образом во время упражнения по активному воображению, то остается меньше шансов преодолеть свою негативную реакцию в обычной жизни. Но сам же Сатурн и подталкивает тебя к новым действиям! Цель его - не подвергать людей пыткам, а помогать им преодолевать барьеры. Он представляет, как обычно, тот болезненный опыт, на котором мы учимся. А потом ты в твоем воображении прыгаешь в воду. Вода представляет твою сознательную деятельность. Это то, чему ты по-прежнему больше всего доверяешь.
Ати: (недоверчиво смеется).
Карен: Но ты же сама пишешь: «Не раздумывая больше (Воздух) я прыгаю в воду (Вода) и плыву куда-то». Воздух представляет деятельность твоего бессознательного, и поскольку ты не за-
действуешь его с помощью размышлений, оно в данный момент тебя не тормозит. И тут появляется дракон. Мне самой приходилось переживать в воображении подобный эпизод: плыть по подземному озеру в пещере и сталкиваться с драконом, вздымающимся из воды. Такое событие часто в той или иной форме встречается в волшебных сказках. Но вернемся к твоему упражнению. Твой дракон собирается тебя уничтожить. Сначала ты протискивалась по узкому проходу, а теперь попала еще в одну тяжелую ситуацию. Сатурн по-прежнему за работой. Но ты прекрасно справилась. Обычно дракон является материнским символом, и, как правило, он представляется нам в этом качестве, отождествляемый с матерью в архетипическом смысле. Но он может и означать разрушительный характер бессознательного как такового и, значит, быть любого пола. Здесь, как мы видим, благодаря твоему подходу к происходящему, дракон превращается в мужчину, в старого индейца, стоящего у портрета Тутанхамона. Ни индеец, ни Тутанхамон к Западной цивилизации не относятся, и часто бессознательное использует подобные символы с целью создать определенную дистанцию. Тут включаются мужские роли - старый индеец и Тутанхамон, египетский фараон, умерший в возрасте 18 лет. Очень старый человек и очень молодой оба принимают участие в этой пьесе, но на расстоянии, сдержанно. Это может означать, что анимус еще не развился настолько, насколько это требуется женской психике, и, стало быть, возможности для твоего развития еще должным образом не реализованы. Но прежде чем делать выводы, надо рассмотреть личностные символы. О чем говорит тебе этот индеец? Что ты с ним связываешь?
Ати: Мудрость.
Карен: Значит, для тебя индеец служит символом Старого Мудреца?
Ати: (искренне) Да.
Карен: А Тутанхамон?
Ати: Он красивый. Правда красивый. Очень красивый.
Карен: То есть ты видишь одновременно мудрость и красоту в облике индейца и Тутанхамона. Но индеец был живым, а Тутанхамон нарисованным. Старый Мудрец взял тебя за руку. Вот в чем великолепие Сатурна: преподав болезненные уроки, он протягивает тебе руку, помогает тебе и даже ободряет. Что это была за рука?
Ати: Изумительная гладкая, теплая рука. Рабочая рука, но изумительная. (В полном восторге.) Это было так чудесно. Сначала такая жуть с этим драконом, а потом невероятно обыденно. Такое не придумаешь.
Карен: Индеец молчал и несколько раз приложил палец к губам. Ты на это ответила: «Я слишком много говорю». Это могло указывать на твою бессознательную стихию, Воздух, в повседневной жизни; но транзитный Сатурн идет сейчас по твоему III дому и на этом этапе твоей жизни дает тебе понять, что слово - серебро, а молчание - золото.
Ати: (смеется) Да, когда случалось что-то такое, что затрагивало меня эмоционально, мне надо было говорить и говорить об этом.
Карен: Вслед за этим ты описываешь ослепительный свет. Твое описание очень напоминает тот луч белого света, который видели люди в состоянии клинической смерти; те, кто выходили из тела во время медитаций, тоже иногда упоминают такой свет. И картина становится все красивее. Ты даже испытываешь очень сильное и теплое чувство - и это во время упражнения, начавшегося в таком мраке и сосредоточенного на Сатурне, планете, которую мы называем холодной и бесчувственной. Итак, тут Сатурн поворачивается неожиданной своей стороной: он может задать вам тяжелую работу, но в конце вас ждут свет и тепло, которыми вы будете наслаждаться - до тех пор, пока Сатурн снова не заставит вас работать]
Ати: Это чудесное чувство осталось со мной. Когда я после упражнения спустилась к своим домашним, муж и дети страшно удивились: «Что ты там делала? Ты такая счастливая!»
Карен: Теперь, после этой визуализации, ты поймешь, что в любой разрушительной для тебя (в метафорическом смысле) ситуации ты разрушаешь себя сама, и ты поймешь, что можешь самостоятельно этого избежать. Более того, то теплое чувство может вернуться в качестве своеобразной поддержки или помощи».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|