|
Исследование Отто Канкелейта
Врач Отто Канкелейт был так потрясен творческим потенциалом бессознательного, который открыл для себя в своей медицинской практике и в повседневной жизни, что разработал оригинальную анкету и разослал ее известным ученым, художникам, музыкантам, писателям, актерам и архитекторам1. Вот три вопроса из этой анкеты: «В какой мере и каким образом ваше творчество исходит из бессознательного?»; «Играют ли какую-либо роль в творческом процессе сны, воспоминания или зрительные образы?»; «Не могли бы вы рассказать, как именно протекает ваш творческий процесс?». Ответы, которые он получил, составили тома. Только один человек отрицал участие бессознательного; почти все признали, что роль бессознательного очень важна. Некоторые даже считали ее превалирующей. Приведу несколько примеров, чтобы читатель мог представить себе, как переживали процесс творчества корреспонденты Отто Канкелейта.
Французский психотерапевт, автор книг Мариза Шуази описывает в своем письме, что произошло с ней после серьезной автомобильной аварии, в результате которой она получила травму головы и сотрясение мозга. Она перенесла операцию и два месяца пробыла в больнице. Через четыре месяца после аварии она все еще не могла мыслить связно. Она пыталась читать корректуру книги, написанной ею до несчастного случая, но следить за ходом собственной мысли оказалось невозможно. «Мой разум словно куда-то делся, - рассказывает она, - но зато в это же время я каким-то чудом написала около 20 стихотворений и роман. Они приходили мне в голову как-то сами по себе. Многие обозреватели говорят, что роман - лучшее из того, что я написала. Поистине, в этот момент на меня снизошла благодать».
Она продолжает: «Когда прошло полгода, ко мне вернулась способность мыслить логически, и я утратила свое состояние благодати с его легкостью и спонтанностью и полностью лишилась дара автоматического письма. Я не смогла сохранить спонтанность в условиях логического мышления. Когда вернулся разум, прямое знание забылось... Кроме того, в 1944 г., через три месяца после катастрофы, едва вернувшись домой, я стала много рисовать. Я рисовала и раньше, но эти картины были в значительной степени «сделанными» и подобно моим литературным работам очень надуманными. Начиная, я всегда знала, чего хочу, и следовала заранее намеченному плану. Но после несчастного случая я просто наобум окунала кисть в краску и, касаясь ею холста, чувствовала, что как бы не я вожу кистью, но некая сила, существующая помимо меня. Я не отвечала за свою живопись. И все же критики признают, что полотна, написанные мною в этом состоянии, превосходят те, что я рисую обычно. Они намного оригинальнее и современнее.»
Что случилось, если бы эта женщина не стала писать и рисовать? Удалось бы ей испытать воздействие благотворной силы бессознательного? Более полугода она прожила в отрыве от своей профессиональной жизни, и все же за это время произошло очень многое. Она говорит о состоянии благодати, исчезнувшем с возвращением ее обычных интеллектуальных возможностей. Но она не смогла удержать оба состояния сознания. И все же я сильно подозреваю, что тем, кто установил контакт со своим XII домом, есть смысл постараться сочетать оба мира.
Профессор Герхард Фрей из Швейцарии, философ, пишет: «Можно ли вообще что-либо сказать о творческом процессе при подготовке бесчисленных лекций и статей последние 25 лет, мой опыт примерно таков: как только я узнаю, что мне предстоит иметь дело с определенной темой - или, возможно, спустя месяц - эта тема начинает работать во мне. Не проходит ни дня, чтобы я не был сознательно или полусознательно занят этим предметом; и меня приятно удивляет, как часто книги или статьи, о существовании которых я не подозревал, в нужный момент оказываются в моем распоряжении. Поневоле задумываешься о юнговском синхронизме. Часто бывает так, что я заранее много читаю на заданную тему, делаю выписки, потихоньку осмысливаю ее. Приближается день, когда эти знания понадобятся, - и вдруг предмет моих размышлений встает у меня перед глазами единым целым, классифицированным и логически выстроенным...»
Вот великолепный пример творчески активного человека, не мешающего процессу идти своим чередом. Сами собой открывающиеся двери, о которых говорилось в предыдущей главе, здесь превратились в книги и статьи, появляющиеся в нужный момент совершенно необъяснимым образом.
Профессор математики Гельмут Хассе из Гамбургского университета приводит свою версию: «Считается, что к математическим истинам приходят путем логического мышления. Но так, конечно же, бывает не всегда. Проблески величайших, эпохальных математических открытий прежде улавливают внутренним зрением подобно тому, как произведение искусства, до начала работы над ним, является художнику в своей полноте. И так же, как художник не берется воплощать его в соответствии с правилами своего ремесла до тех пор, пока произведение не сложилось полностью у него в уме, математик не приступает к логическому выражению какой- либо истины, пока не осознает ее интуитивно. Во многих случаях к такому осознанию подводит красота математической истины и ее гармония - внутренняя, а также с тем, что уже известно. Даю вам слово. Я лично испытывал это в своей работе, результат которой получил одобрение моих коллег...»
Хассе прибавляет еще одну деталь к общей картине: красота, а также то, насколько гармонично теория соотносится с ранее известным, и то, насколько гармонична она сама по себе. Те решения, которые предлагает нам бессознательное и которые работа XII дома доносит до нашего сознания, часто отличаются простотой и тем, что действительно воспринимается как красота.
Профессор К.Ф. фон Вейссекер, врач из Института Макса Плаика в Геттингене, пишет: «Когда я знаю, что должен работать над определенной проблемой в определенной области, я понимаю, что требуется большая сознательная работа и концентрация, возможно, превышающая мои силы. Никакие усилия не дают прорыва в работе - только кропотливый подготовительный труд в определенных направлениях. Изо всех сил сосредоточиваясь на проблеме, я постепенно зажигаю себя, как небольшой костерок. Но если затем мне удается правильно расслабиться (на несколько минут или, если необходимо, дней или месяцев), получается так, что при каких-то обстоятельствах, неожиданно, например, утром, когда я просыпаюсь, ко мне приходит вдохновение, и оно так или иначе связано с вопросами по моей проблеме. Затем мне снова приходится сосредоточиваться, на этот раз для того, чтобы интерпретировать свои озарения... Случается, что подобного рода вдохновение приходит во сне. Часто, хотя и не всегда, оно находит выражение в образах. Снова и снова я ловлю себя на том, что повторяю про себя какие- то мысли или слова, от которых зависит все, хотя в тот момент я еще не знаю, что именно».
Если человек по-настоящему захвачен темой, но в то же время в состоянии отстраниться, наступит своего рода инкубационный период, после которого тема снова окажется на поверхности. К тому времени с ней успевает произойти многое, гораздо больше, чем может быть достигнуто путем усердной, сознательной работы. Однако голос бессознательного лучше слышен в те моменты, когда сознательное ослабляет свой тотальный контроль. Поэтому такие ситуации, когда вы ни о чем конкретном не думаете - принимаете ванну или душ, отрешенно моете посуду, засыпаете или просыпаетесь и т.п. - идеальны для того, чтобы уловить вспышку озарения, ниспосланного бессознательным, с тем чтобы потом обдумывать и развивать понятое. Мы видим здесь активную, мужскую, проникающую работу бессознательного и внешнюю пассивность. Осознанное внимание к предмету, сосредоточение на нем, затем прекращение размышлений. Тем временем предмет раздумий попадает в ведение бессознательного, которое преобразует его, создает из него нечто новое, после чего возвращает в сознание! Путем продуманного контроля над процессом подобного не достичь!
Американская писательница Перл С. Бак рассказывает: «Каждый роман начинается с персонажа, который, по всей видимости, является порождением проблемы или идеи, занимающей меня в течение длительного времени. Один герой собирает вокруг себя двух или трех других, и они оживают в моем воображении - все вместе и каждый в отдельности. Я наблюдаю, как они движутся, как разговаривают и живут друг с другом. После того, как они побудут некоторое время со мной - иногда долго, иногда нет - кто-то из них выходит на первый план и начинает говорить в характерной для него манере. Как только это происходит, роман оживает и я принимаюсь писать, стараясь делать это ежедневно...»
|
| Карта 5. Натальная карта Перл С. Бак. 26 июня 1892 г., Хиллсборо, Западная Вирджиния, 1230 утра.
|
| Здесь нет сознательного решения, или тщательно составленного плана, но есть способ работы, предоставляющий бессознательному полный простор для творчества. Главный герой появляется сам по себе, и весь процесс напоминает юнговскую практику активного воображения, к которой мы обратимся в главе 10.
Гороскоп Перл Бак представлен на карте 5. У нее в XII доме Сатурн: это очень конструктивное положение для того, кто позволяет сюжету своего произведения возникать самому по себе. Сатурн является также управителем IV дома, и таким образом, управитель IV дома находится в XII. В повседневной жизни это часто сопровождается ощущением неукорененности, человек не чувствует себя дома ни в своей семье, ни в стране, где живет. Это ощущение отчетливо проявляется в работах Перл Бак, например, в ее известной книге «Восточный ветер, западный ветер». Перл Бак особенно хорошо известна, благодаря своему роману «Добрая земля». Весьма вероятно что, разрабатывая эту тему как литератор, она помогала себе справляться со своими чувствами и, более того, смогла наделить свои книги огромной внутренней силой. Отстраненность, невмешательство в те процессы, что протекают в ней самой, были для нее необходимым методом работы, методом, позволившим ей принять правильный подход ко внешней жизни (управитель XII дома на МС) и понять себя (управитель XII дома в соединении с Солнцем).
И, наконец, приведем выдержку из статьи, написанной знаменитым дирижером Юджином Йохимом и озаглавленной «Zur Phanomenologie des Dirigierens» («Феноменология дирижирования»). «Прежде всего я занимаю позицию, которую можно назвать пассивным подходом к работе, со свойственными ему открытостью и непредубежденностью, дающими возможность композиции развернуться в ее собственной реальности... Тогда темп приходит сам собой и пьеса раскрывается настолько естественно (исходя из самой себя), что начинает жить собственной жизнью. Мои сознательная воля и формирующие импульсы на этом этапе не задействованы. Похоже, однако, что в этом внешне пассивном состоянии есть несколько уровней. По-настоящему пассивны только интеллектуальные слои сознания, выключена лишь воля к обладанию и действию. Более глубокие уровни сознания, напротив, чрезвычайно чувствительны и активны и настроены на работу, до такой степени, что возникает своего рода эмоциональное силовое поле, которое начинает искрить. Это - решающий момент. Когда он наступает, наступает время для настойчивых сознательного усилий. Важно, чтобы воля и контроль со стороны сознания не вступали в процесс слишком рано и чтобы моя собственная личность не вмешивалась, когда этого не требуется.
|
| Карта 6. Батальная карта Юджина Йохима. 1 ноября 1902 г., Бабенхаузен, Западная Германия, 10.00 утра.
|
| С этической точки зрения этот подход означает смирение перед музыкой в целом и вслушивание в ее внутренний смысл».
Опять-таки мы видим отстраненность сознания и приятие того, что некий внутренний процесс, не подлежащий контролю, может привести к более значительным результатам.
Гороскоп Юджина Йохима также известен. Как видно на карте 6, в его гороскопе очень выделен и даже поражен XII дом. Луна находится на куспиде XII дома, а его управитель (Плутон) вместе с Луной и Сатурном составляют конфигурацию «перста судьбы». Другие аспекты управителя XII дома - оппозиция к Урану и трин к Меркурию. Существует также связь между XII домом и Сатурном, как и в карте Перл Бак. Подобно тому, как спонтанно возникает структура ее романов, и темп в случае Юджина Йохима приходит сам по себе. Он отмечает также, что не привносит ничего от себя в начале работы; сперва музыкальная пьеса должна обрести свой собственный голос. Формирующие силы особенно связаны с Луной и Сатурном, и, как мы видим, эти две планеты образуют фигуру «йод» с управителем XII дома! Поле напряжения, характерное для фигуры «йод», и присущие ей качества неопределенности, настороженности, поиска могут дать человеку талант, если он не побоится слушать свой внутренний голос, ждать и оставаться открытым, незащищенным. Сочетание этого «перста судьбы» и XII дома сделало Юджина Йохима одним из лучших дирижеров нашего столетия!
Приведенные выше примеры, несмотря на разность опыта и точек зрения людей, показывают нам, насколько ценно умение подчиняться тому влиянию, которое мы не можем ни увидеть, ни проконтролировать, которое просит от нас терпеливо ждать ответа. Это влияние бессознательного (при условии, что мы на него настроены) может помочь нам в трудные времена, если мы ослабим свою фиксацию на том, что нас беспокоит. Такова роль XII дома в наших картах. Сам по себе XII дом ничего не решает. Когда он понят, тот «демонтажный» импульс, который он дает, помогает в решении проблемы или на пути к новой ситуации в жизни. Этот импульс может более драматически отразиться на нашей жизни, если мы цепляемся за старые модели поведения, за привычные маски - другими словами, когда нашей психике не хватает гибкости. Но и в этом случае, опыт XII дома может быть полезен, хотя мы и понимаем это лишь потом. В следующих главах мы попробуем найти позитивный подход к XII дому.
Сознательная работа с XII домом
|
|
|
Благоприятные условия
В суете и давке нашего общества, где время - деньги, где люди боятся, что если они постоят минутку спокойно, их обойдут, планеты в XII доме или в аспекте к его управителю легко вытеснить из сознания, поскольку они могут вступить в свои права и должным образом раскрыться только при соблюдении определенных условий. Эти условия несовместимы с настоящим стилем жизни. Например, XII дом - дом снов и символизма сновидений. Связанные со снами догадки, понимание их смысла могут очень помочь в повседневной жизни. Но на то, чтобы их вспомнить, требуется время. Если утром вы по звонку будильника выскакиваете из постели (не имея даже минуты, чтобы перевернуться с боку на бок, потому что вы завели будильник на предельное время) и устремляетесь к двери, чтобы не опоздать на работу, ваши сны исчезнут без следа. Но если проснувшись, вы еще какое-то время остаетесь в постели, в спокойном и расслабленном состоянии, подремывая, то очень может быть, что в сознании вашем проявятся обрывки сновидения или даже весь сон.
Постарайтесь зафиксировать в памяти то, что поднимается из бессознательного, а лучше ведите дневник снов, и тогда все, приснившееся вам за какой-то период времени, покажет, какие темы
занимали ваше бессознательное, темы, которые в противном случае вы могли бы оставить без внимания. Поскольку бессознательное, безусловно, являет собой не вместилище несчастья, но психологический фактор, образующий великолепный аналог сознанию и способный прийти на помощь самыми разными путями, сны в числе наиважнейших источников, из которых можно черпать знание о том, каков же, на самом деле, вклад бессознательного в нашу жизнь.
Пограничное состояние между сном и бодрствованием, спокойное и расслабленное, и образует ту ситуацию, когда XII дом сразу становится заметным и даже активизируется. Да и любая ситуация, в которой мы не напряжены, не стрессуем - но восприимчивы и свободны от жажды бурной деятельности, представляет удачную возможность для того, чтобы почувствовать силу XII дома. Можно сказать, что XII дом вступает в свои права, когда мы готовы принимать жизнь такой, как она есть, спокойно принимать любую внешнюю или внутреннюю ситуацию - в общем и целом тогда, когда мы не беспокоимся по поводу времени и не пытаемся опережать события. Такими мы бываем, грезя над раковиной с посудой, засыпая или просыпаясь, уставясь на поплавок на рыбалке, стоя рассеянно посреди дома или на улице, прогуливаясь по лесу или вдоль берега моря и т.д. Вариантов много, и в подобных случаях XII дом всегда активен. Но если мы не обращаем внимания на то, что он нам говорит, и ведем себя так, словно никогда не расслабляемся, сообщения XII дома улетучиваются и он остается, как прежде, загадочным. Я часто замечала, что люди с Ураном в XII доме или в аспекте к его управителю обладают каким- то скрытым беспокойством. Что-то в них постоянно находится начеку. Вдохновение может снисходить на таких людей в самые непредсказуемые моменты; они способны молниеносно проникать в самую суть проблемы, но... только не тогда, когда сидят и думают об этом специально. Пытаясь заставить себя найти творческий подход к решению проблемы в рабочее время, они приходят в состояние напряжения и беспокойства, не получая никакого полезного результата. Они не понимают причин своей тревоги. Но, изучая себя (и зная, каким образом «работает» Уран, будучи связан с XII домом), они могут заметить, что фантазия накатывает на них, когда они бреются или умываются с утра пораньше, что ответ на запутанный вопрос приходит сам собой, когда они застревают в транспортной «пробке» и вынуждены без дела глазеть по сторонам. Именно в наиболее праздные моменты, переживаемые разумом, когда он не работает на пределе возможности, из бессознательного возникают интуитивные и чрезвычайно ценные подсказки. Так что если Уран в вашей карте расположен как раз таким образом, держите в ванной или рядом с постелью блокнот, положите тетрадь в сумочку или «дипломат» или держите в машине диктофон, как это делаю я, и через некоторое время вы обнаружите, что у вас накопилось некоторое количество замечательных идей.
Любая планета в XII доме или в аспекте к его управителю может неожиданно прийти к вам на помощь, если вы только создадите условия, соответствующие XII дому. С одной стороны, важно остаться одному, потому что когда мы одни, мы в большинстве своем менее зажаты, нам проще расслабиться. С другой стороны, это не означает, что люди, у которых много планет в XII доме (или в аспекте к его управителю), ленятся, будучи предоставлены самим себе, - напротив, как правило, они активны и редко скучают] Как бы то ни было, уединение предоставляет внутренней жизни возможность дать о себе знать. И если вы готовы встретить эту сторону самих себя с радостью, то XII дом вовсе необязательно явится источником большого беспокойства (см. следующие главы).
Чтобы подготовить почву для развития XII дома, мы можем следовать в одном из двух направлений: 1. Использовать (как разработанный способ для того, чтобы обнаружить и распознать XII дом) один из методов, посредством которых заявляет о себе бессознательное. Помимо прочего, XII дом активен в снах, медитации, фантазиях, ассоциациях и активном воображении. Мы можем воспользоваться одной или несколькими подобными методиками, чтобы изучить значение для нашей психики планеты в XII доме или в аспекте к его управителю. Поскольку фантазия и активное воображение относятся к XII дому, теоретически количество доступных нам способов бесконечно: когда XII дом открыт, мы легко можем найти собственные пути для контактов с бессознательным и достаточно часто они открываются нам спонтанно. 2. Применять методы, приближающие XII дом к другим факторам гороскопа, чтобы отследить «узкие места» в своем характере при помощи символов и воображения. Если научиться этому, творческие решения проблем, связанных с теми, другими факторами, всплывут из бессознательного без участия сознательной воли или руководства со стороны эго. Не исключено, что решения окажутся такими, какие разум никогда не придумал бы или не выбрал и в которых он усомнится. Но если вы были достаточно честны в контакте с бессознательным (подробнее об этом потом), то впоследствии окажется, что решение было абсолютно разумным. Необходимо понять, что важно для сознания, бессознательному безразлично. Так для психики в целом может быть жизненно необходимым отступить для того, чтобы мы могли продолжать функционировать успешно, даже если сознание занято продвижением вперед. Те, кто прислушиваются к XII дому, более внимательны к нуждам своей психики и лучше восстанавливают психическое равновесие. Далее мы поговорим об этом подробнее.
Как работать с планетами, расположенными вХП доме
Так в чем же заключается конструктивный подход к планетам в XII доме? Я отпустила своих студентов с двух вечерних занятий домой, чтобы они подумали над этим вопросом и на третий вечер мы могли бы обсудить его вместе. Удивительно, до какой степени люди были сосредоточены на негативном опыте и как печально в иных случаях разворачивались сюжеты XII дома. Свидетельств в пользу конструктивного действия этих планет оказалось не так много. Часто описывали просто обстоятельства, имеющие отношение к XII дому. В числе позитивных аспектов упоминались, как правило, служение другим людям, религиозный опыт, работа в социальной сфере, личное участие в помощи странам «третьего мира», искусство, чувство гармонии, а также чувство единения с жизнью и всею Вселенной.
Может показаться, что какая угодно планета в XII доме делает человека сенситивным, сострадательным, прививает ему любовь к прогулкам по лесу и напускает на него ощущение неуверенности в себе. Однако природа планеты играет существенную роль. Для того чтобы действовать конструктивно, человеку приходится учиться другим подходам к жизни. И верно не столько то, что он окажется любителем прогулок по лесу, сколько то, что прогулки по лесу создают ситуацию XII дома, способствующую проявлению планеты, о которой идет речь. Но это лишь начало. Конечно, во время прогулки по лесу психические факторы, связанные с XII домом, не будут вас беспокоить. Любые обстоятельства, отвечающие требованиям XII дома, могут воздействовать на планеты, в этом доме расположенные, благотворно. Но каждая планета проявляется по-своему.
Если вы хотите действовать конструктивно, прежде всего, задумайтесь о природе планеты в XII доме. Подумайте о том, что связывает ее с внешним миром. Создайте спокойную атмосферу, исключающую все, что раздражает, угнетает и заставляет спешить, и дайте планете время. Предположим, в XII доме у вас Меркурий. Внешне эта планета имеет дело с письмом, пером и бумагой, рисованием, стихосложением и загадками, а также с короткими контактами, недолгими поездками, торговлей и транспортом - список может быть продолжен. Теперь сделайте что-нибудь, относящееся к этой планете, способом XII дома. Скажем, возьмите ручку и бумагу и начинайте писать, не имея в голове никакого заранее придуманного сюжета. Ничего не исправляйте, принимайте то, что приходит. Или рисуйте. Или садитесь в автобус, погрузитесь в бурлящую толпу людей, озабоченных покупками. Ничего не ждите, просто наблюдайте за тем, что происходит. Скорее всего, ничего из ряда вон выходящего не случится, однако идеи будут появляться у вас одна за другой (снова Меркурий).
Пока вы что-то набрасываете на бумаге, может всплыть нечто совершенно неожиданное или непонятное - а может и нет. Если вы написали рассказ, он может выглядеть полной ахинеей, а может и оказаться неплохим. В любом случае, просто отложите его. Через день (или через неделю) возобновите вашу деятельность. Если вы будете делать это регулярно, вы заметите в ней изменения (по сравнению с предыдущими результатами). Например, если вы пишете что-нибудь, то ваша тема усложняется. И хотя вы ни с кем ее не обсуждаете, вам в руки попадает хорошая книга - в точности на ту же тему. Или вы включаете радио как раз на середине беседы, той же теме посвященной. Имеет место некий загадочный резонанс с вашими мыслями.
Одним требуется на это больше времени, другим меньше. В бессознательном, которое абсолютно непредсказуемо, время никакой роли не играет. Более того, некоторым из нас приходится преодолевать барьер, потому что это ново праздно сидеть, записывая что-то или рисуя. Общее возражение в таких случаях: «Не могу же я просто сесть и начать писать или рисовать!» Ничего - попробуйте! Если вы испытываете дискомфорт и вам трудно начать, это - знак, что процессы XII дома прокладывают себе путь довольно медленно.
Работать с любой планетой, расположенной в XII доме, может быть приятно. Разводить бурную деятельность необязательно, возможно, вы просто увлечетесь какой-то работой. Так Сатурн в XII доме или в аспекте к его управителю может указывать на то, что человеку нравятся старые ремесла и материалы вроде глины, камня, дерева, кожи и т.д. Его могут также интересовать деревья, окаменелости и история первобытных времен, скелеты и архитектура. Памятуя об этом, возьмите кусок дерева или комок глины и спокойно приступайте к работе, не имея в виду ничего конкретного. Просто следуйте внутреннему импульсу. После нескольких попыток вы заметите, что это занятие действует на вас успокаивающе и что за работой вы расслабляетесь и отдыхаете. Если вы в состоянии полностью подчиниться своему занятию, вы можете почувствовать, как потихоньку отрываетесь от всех своих мелких повседневных забот. Исчезает напряжение, о котором вы, возможно, не подозревали, оставляя вас с осознанием того, что оно было всегда. Погрузиться в XII дом - то же самое, что затеряться в другом мире; и этот процесс создает внутреннее равновесие - в гораздо большей степени, чем представляется на первый взгляд.
Чувство единения с другими является качеством XII дома, и мы можем его активно использовать при наличии различных планет в нем. Связь с XII домом Солнца или Марса сама по себе может показывать, что вы боитесь за себя постоять. Когда в XII доме Солнце, причина кроется в проблеме тождественности, если же Там находится Марс, то вам не хочется участвовать в сражении. В любом случае открытая конфронтация переживается как сильная угроза. Но если вы сумеете создать ситуацию, в которой угрожающий аспект конфронтации оказывается не самым главным, зато присущие XII дому ощущение единства и восприимчивость играют существенную роль, то вы можете преуспеть в таких занятиях как изучение боевых искусств. Там требуется предельное внимание к движениям и ударам противника: очень важно точно знать, когда отступить, а когда нападать. В бою такого рода не остается времени на то, чтобы думать. Другими словами, важно уметь замечать малейший признак движения, - и его больше угадывают, чем видят, - и следовать за ходом событий. В умении подчиниться моменту и ощутить единство с противником и с поединком в целом проявляется подлинный талант. Если ваши Солнце или Марс имеют аспект к XII дому, вы способны слить свое бытие (Солнце) и боевой дух (Марс) с другими людьми и с текущим моментом.
XII дом всегда таит в себе опасность, и это - опасность крайностей, опасность алкоголизма или еще какой-нибудь зависимости. Но под управлением XII дома находятся не только спиртные напитки и наркотики. Он представляет все формы зависимости, способные разрушить личность - включая зависимость от религиозной организации или человека (например, гуру) или возбуждение от определенного вида деятельности (например, марафонского бега) и т.д. Как и во всем, что относится к XII дому, тут невозможно провести четкие границы. Художник, напавший на жилу творческой деятельности, пролегающую в XII доме, который неделями почта не спит, очень мало ест и способен думать лишь о том, что он или она делает в данный момент, страдает от своеобразной зависимости, от которой освобождается, как только «приступ» проходит. (На самом деле незаурядное личное творчество отчасти проистекает из VIII дома, но атмосфера его и связанное с ним возбуждение относятся к XII дому.)
Обнаружив стимулирующие нас занятия в своей повседневной жизни, мы можем получить некоторые дополнительные преимущества. Прежде всего, велика вероятность того, что дела, связанные с планетами в XII доме или в аспекте к его управителю, станут приносить нам меньше стрессов и беспокойств, поскольку теперь энергия этих планет может быть использована в своей собственной сфере. Далее, факторы, относящиеся к XII дому, могут очень стимулировать нас, когда мы предоставлены себе. В-третьих, они связаны с тем нашим внутренним уровнем, который не ограничен временем и пространством и способен одаривать нас футуристическими идеями. И наконец, если XII дому в целом дают возможность развиваться, то намного проще использовать приемы и методы, помогающие восстанавливать равновесие и заниматься психическим ростом.
Все методики и занятия, посредством которых сознательное эго до некоторой степени отстраняется и отдается на волю того, что ему неизвестно и непонятно, мира иррациональных внешних и внутренних явлений, относятся к XII дому. Это означает, что такие ментальные состояния, как мечтательность и фантазирование могут быть очень полезны с точки зрения контактов с XII домом. Кроме того, мы можем обратиться к медитации и молитве, гипнозу и активному воображению, опытам с ассоциациями, религии и коллективной мудрости, заключенной в волшебных сказках, мифах и легендах. Косвенное отношение к XII дому имеют различные виды работы с энергиями, которые не признает Западная наука, но которые тем не менее явно действуют в человеческом теле и на него. Примерами служат гомеопатия, акупунктура, шиатсу, рейки, йога, рефлексология стопы и многое другое. Вовлеченность в эти занятия, все равно активные или пассивные, дает бессознательному возможность быть конструктивным. Но существует одно условие: желание принимать веете процессы перемен, которые неизменно сопровождают подобного рода деятельность. Иначе эти методики окажутся бесплодными и никогда не удастся развить не поддающуюся определению, почти паранормальную, изумительную сенситивность XII дома. Более того, человек, целиком и полностью занятый поисками целебных возможностей XII дома, но игнорирующий реальность будней, рискует пасть жертвой порабощающих и разрушительных тенденций этой сферы гороскопа.
Когда мы начинаем понимать XII дом и силу коллективного бессознательного, которую он символизирует, оказывается возможным поднять из глубин психики факторы, представленные теми неуловимыми планетами, что связаны с этим домом. И мы можем использовать их для того, чтобы воздействовать на все остальные области карты. Но XII дом не статичен; на разных возрастных стадиях динамичные отношения между сознанием и бессознательным предоставляют нам различные возможности и мы можем по-разному использовать XII дом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|