Сделай Сам Свою Работу на 5

XII дом на разных стадиях жизни





Маленький ребенок живет в мифологическом мире, мире, в котором неодушевленные предметы умеют говорить и двигаться. Он - часть этого мира, он заодно со всем, что его населяет, и принимает этот мир безоговорочно. Также безоговорочно принимаются и невидимые товарищи по играм. В повседневной жизни едва ли не каждого ребенка принимает участие некий невидимый друг. Скольким родителям приходилось ставить на стол еще одну тарелку, чтобы этот маленький друг составил компанию их ребенку? Для ребенка это существо вполне видимо и осязаемо, а для взрослых - нет. Оно может и не иметь человеческих очертаний, а может быть и животным: кошкой, например, а то и крокодилом. В этой воображаемой компании ребенок переживает невероятные приключения и играет в бесконечные игры, а также высвобождает свои эмоции и реагирует на события.

Конечно же, нам не следует считать этого невидимого приятеля, прописавшегося в воображении ребенка, чепухой и детской болтовней. Для ребенка он действительно реален, и с психологической точки зрения это здоровый признак. Происходит следующее: ребенок проецирует на мир что-то, что есть в нем самом, что-то, посредством чего можно действовать. Игра учит справляться с внешними ситуациями и повседневной жизнью. Если ребенка бранят за то, что он половину своей еды оставляет на тарелке, он может сердиться за то же самое на своего воображаемого друга и таким образом создаст равновесие между действием родителя (родителей) и собственной пассивной ролью. Он становится активной стороной. То же происходит с детьми, когда они играют с куклами и игрушечными животными. Опять-таки имеет место проекция, когда предмет «оживает», чтобы ребенок мог прийти в согласие с жизнью.



Для того чтобы достичь равновесия, очень важно давать волю воображению, придумывать всякие истории, экспериментировать с проблемами и трудностями, играя, рисуя, танцуя и т.д. Фантазия, самозабвенное погружение в игру, стирание границы между воображаемым и действительным - все это относится к XII дому.

Ребенок, который расстается с мифической фазой медленно и окунается в то, что мы называем действительностью, постепенно, лучше сумеет отделять эту физическую реальность от мира фантазий. Для многих детей такой переход означает, что жизнь становится более тусклой и менее одушевленной. Нет больше Сайта Клауса или Деда Мороза, вам не дано больше слышать, что говорят деревья и камни, и это должно служить доказательством того, что они не умеют разговаривать, а игрушка реальна для вас только тогда, когда вы держите ее в руке. Суровые факты жизни стали ближе.



Творческий по натуре ребенок не расстанется со своей фантазией и в этот переходный период. Он сохранит в неприкосновенности ощущение чуда и будет равно восприимчив как к мечтам, так и к будничной действительности. Время от времени он станет прибегать к фантазии, мечтая о будущем, и в этих видениях ребенок, конечно же, будет героем или героиней. В распоряжении ребенка, чья фантазия не заблокирована тем или иным образом, окажется замечательный инструмент. В этих мечтах он легко усматривает потенциал своего собственного бессознательного, который раскрывает затем изнутри в нужном направлении, не подозревая при этом о том, что происходит. Если ребенка не заставляют выбросить из головы фантазии как никому ненужную чепуху, если ему не приходится притворяться, что он больше не фантазирует (потому что этим занимаются только маленькие дети), но ценит свои мечты и фантазии почти так же, как повседневную жизнь, они помогут ему стать уравновешенным человеком, не раздражаться и не скучать. Исподволь они подготовят его будущий путь.

У ребенка, который растет, твердо стоя на земле обеими ногами, но не лишен при этом пространства для своего богатого воображения, часто развивается «внутренний голос» или шестое чувство, которое в сложных ситуациях подсказывает ему ответ. Такой ребенок, оставшийся открытым для реальности невидимого мира, принимает этот голос всерьез, хотя может и не рассказывать о нем другим. Подросток или молодой человек, научившийся относиться внимательно к этому голосу, а также к едва уловимым знакам, поступающим изнутри и извне, сможет без труда «подзаряжаться», слушая музыку, любуясь природой и т.д.



То же в равной мере применимо к продвижению по службе или созданию семьи. В целом этот период таков, что у молодого человека почти не остается времени, чтобы отдохнуть и расслабиться: интенсиваная работа и забота о детях не располагают к подобным вещам. И все же если человек открыт для этого, XII дом может дать о себе знать, несмотря на занятость. Вместе с детьми мы можем заниматься рисованием и лепкой, танцевать и естественно - как отметили почти все мои ученики - гулять по лесу или вдоль берега моря! Не стоит пренебрегать и чтением вслух волшебных сказок.

Мифы, сказки и легенды очень красноречивы - особенно в их первозданном, необработанном виде, когда их не исправляют, вырезая неприятные или мрачные эпизоды. Источник подлинных волшебных сказок - коллективное бессознательное. Проблемы жизни и решения этих проблем предстают там в символическом виде. Эти истории оказывают на детей благотворное, хотя и незаметное, на первый взгляд, воздействие, и открывают для них сокровищницу уроков жизни. Любимая сказка ребенка (которую он может заменять другой, в соответствии со своим возрастом) многое расскажет о проблемах, которые ему в данный момент приходится преодолевать. Конечно, проще дать ребенку послушать кассету с записью сказки или компакт- диск, но это не имеет ничего общего со стилем XII дома, предполагающим поиск внутренней точки покоя. Она появляется тогда, когда кто-то из родителей делает что-нибудь вместе с ребенком - в данном случае, читает сказку. Чем больше увлечены этим занятием родители, тем лучше атмосфера. Ребенок не только впитывает слова, но еще и бессознательно фиксирует некоторые из образов, возникающих в уме родителя под влиянием этой сказки. Если вы как родитель захвачены тем, что читаете, вы испытываете определенные эмоции. Характер их будет зависеть от природы сказки, но те или иные эмоции возникнут обязательно. Какого рода истории трогают вашу душу, а какие вам не нравятся? Они будут символизировать соответственно ваш внутренний потенциал или ваши проблемы.

Когда родители и дети вместе погружаются в мир волшебных сказок и мифов, это пробуждает к жизни определенные факторы бессознательного, которые могут оказаться чрезвычайно важными для дальнейшего развития личности взрослого. Но родитель должен проникнуться духом той вещи, которую читает, разделить с ребенком удовольствие от нее, а потом, возможно, и помочь нарисовать к ней рисунки. Если читать отсутствующе, то проку не будет: это не сблизит вас с ребенком и не даст никакого положительного эффекта впоследствии. Но существует и еще широкий спектр вероятных - и невероятных - возможностей. Допустим, вы любите ходить в кино или смотреть видеофильмы. Чем характерен ваш подход к этому занятию? Вы можете увлечься фильмом, не обращая большого внимания на эмоции, которые он у вас вызывает. Вы можете накопить богатую фактическую информацию о мире кино. Однако метод XII дома предполагает, что вы проживаете определенные фильмы или эпизоды, чувствуете, как что-то высвобождается внутри вас, а затем поддерживаете эти чувства, дабы они работали на вас. Вам кажется, что эпизоды могли бы закончиться по-другому? Так почему бы не создать в воображении свой вариант фильма? А потом попытаться отследить, что стоит за проделанной вашим воображением работой и какую роль сыграли ваши эмоции. Целиком погружаясь в рассказ и всерьез принимая свои чувства, вы даете XII дому еще одну возможность подсказать вам, какое направление в жизни выбрать.

Женщина, которая любит рукоделие, может заниматься им, принимая во внимание свой XII дом. Она может начать работу, не продумав заранее рисунка, и подождать, пока сюжет возникнет сам собой, пока само собой станет ясно, какие нужны цвета, - то есть не вызывая к жизни то, что происходит, но переживая это. Неожиданно появляется лейтмотив. Выполненная таким образом вышивка способна высвобождать так много энергии, словно некая невидимая сила побудила мастера вложить всего себя в эту работу. Он увлечен божественной задачей - она, конечно же, исходит не от рассудка, ибо это не та работа, которую рассудок признает полезной. Готовую вещь может оказаться сложно показывать другим, потому что она связана с чем-то очень интимным и драгоценным. В качестве темы для вышивки, вязания, плетения, гобелена и т.д. можно взять идею или символ. Астрологам подойдет планета или зодиакальный знак, или, возможно, определенное положение планеты, или аспект из гороскопа. И если автор следовал за своими ассоциациями, в результате может получиться настоящий рисунок для медитации. Не исключено, что через некоторое время (какое именно, сказать невозможно) человеку вновь понадобится поработать над теми же факторами карты. И появляется новый, абсолютно другой рисунок. Это вполне понятно. Со временем люди неизбежно меняются, и в самом процессе символической игры с этой частью своего существа вы можете поднять ее на новый уровень.

Еще один путь использования гороскопа по методу XII дома - астродрама. Хотя некоторые связывают драму с V домом, в ней, на мой взгляд, явно присутствуют элементы XII дома. Когда вы работаете с подлинной эмпирической астрологией, вам приходится стаскивать удобную для вас в данный момент маску, в какой-то мере отстранять эго и следовать за своими чувствами. Особый способ переживания натальной карты - применение практики активного воображения по отношению к тем или иным ее факторам, о чем я расскажу в следующей главе.

Таким образом, когда речь идет о XII доме, важно не столько то, что вы делаете, сколько то, как вы относитесь к своим действиям. Важно «отпустить» себя, приготовиться чувствовать и переживать, позволить себе быть захваченным атмосферой происходящего и получать удовольствие от того, что происходит, не стремясь к успеху или практическому результату. Парадоксально то, что именно такой подход и может привести к успеху, но успех приходит сам собой, а не создается.

Если вы настроены воспользоваться преимуществами XII дома, так следует подходить к жизни в целом. Как вырабатывается подобный подход - дело десятое. Он может родиться из медитации, или из дикой и необузданной пляски, с помощью которой вы освобождаетесь от своей скрытой агрессии, вы можете прийти к нему, приняв ванну или же посвятив себя нуждающимся людям или животным, когда собственное «я» становится относительно не важным. Все это - средства, помогающие достичь состояния открытости, в котором вы принимаете жизнь и идете ей навстречу, независимо от того, темная полоса вас ждет или светлая.

Для пожилых людей установить контакт с XII домом означает не только прийти к своей внутренней основе, но и ощутить единство с жизнью и ее неизменной спутницей - смертью. Они могут теперь собирать дары того одушевленного мира, в котором жили детьми. И, хотя им пришлось покинуть его ради того, чтобы зарабатывать на жизнь и заботиться о семье, теперь, на заключительной стадии жизни, в наивысшей точке развития своего сознания, они могут вернуться в мифическую фазу с полным знанием дела. На этой фазе жизнь имеет больше источников вдохновения, поскольку эго в некоторой степени отступает на второй план. Зрелость побуждает нас более объективно оценивать себя и свое место в жизни. Кажется, что такие люди излучают любовь и тепло и, не говоря ни слова, тихим светом, маяком в ночи светят тем, кто их окружает. Это не означает, что они должны сидеть на месте - часто именно в конце жизни люди обретают себя! Тишина XII дома - это, главным образом, мир и покой в душе.

Я считаю, что XII дом играет чрезвычайно важную роль в том, что Юнг называет процессом индивидуации, процесс роста, в ходе которого методом проб и ошибок мы приближаемся к собственной сути, к открытию себя. Как только мы лишаем себя «подпитки» из (коллективного) бессознательного, истинный рост останавливается и мы начинаем ориентироваться на внешние вещи, потому что не можем связать их с тем, что происходит внутри нас. Когда бессознательное блокировано, вероятность появления страхов и фобий (представляющих собой обратную сторону XII дома) больше, чем когда между ним и сознанием поддерживается живой взаимообмен. Это, однако, не означает, что мы застрахованы от депрессий, страхов и фобий, если работаем с XII домом. Временные проблемы бывают даже у самых открытых людей. Кроме того, теоретически ошибкой является думать, что если мы все делаем правильно, то в качестве награды мы почти сразу получим свободу от страха. Идеи относительно того, что может произойти, принадлежат рассудку, но не бессознательному. Депрессии, страхи и даже хронические фобии могут служить сигналами из бессознательного о том, что в нас есть что-то, чему необходимо проявиться, но мы не осознаем этого. Это может не иметь смысла для сознания, но обладать глубоким смыслом для психики в целом.

Не стоит совершать ошибки, осуждая тех, кто подвержен депрессии или фобии, словно мы - Господь Бог. Даже депрессии и ряд страхов и фобий являются символами, посредством которых старается выразить что-то XII дом, только на этот раз в своей разрушительной ипостаси. Но, действуя через тот же дом, мы можем расшифровать эти символы и научиться понимать, почему жизнь предлагает нам тот или иной опыт. Я часто слышала от людей, переживших тяжелую депрессию или фобию, что они внезапно пережили чувство «очищения», как если бы многое разрешилось.

Практика активного воображения и гороскоп

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.